Аменхотеп 3 краткая биография. Биография

AMEHХОТЕП III

Аменхотеп III (Αμενωφις) царствовал долго и спокойно: Сирия, покоренная походами предшествующих царей, не пыталась восставать против царя Египта; с азиатскими государствами - Митанни, Вавилоном, Ассирией - он был в мирных «отношениях, вступал с их царями в родственные отношения, посылал им и сам получал от них дары; что же касается юга, то на 5-м году правления Аменхотепа III туда, был предпринят увенчавшийся полным успехом единственный поход этого фараона. Кажется, об этом походе повествует плохо сохранившаяся надпись в Бубасте. Она по стилю напоминает карнакские анналы Тутмоса III: и здесь военный совет, речь царя, выступление в день коронации и т. п. Спокойные времена позволили царю усиленно заняться его любимым делом - постройками храмов и иных сооружений; ему принадлежат, между прочим, знаменитые Мемноновы колоссы в Фивах и сфинксы, находящиеся на набережной в Ленинграде. Ближайшим его помощником в строительной деятельности был архитектор Аменхотеп, сын Хапу, память о котором очень долго сохранялась в Египте, как о великом мудреце. Впоследствии он был причислен к богам, и Иосиф Флавий приводит цитату из Манефона, где этот Аменхотеп выставляется советником царя в духовных делах, виновником изгнания прокаженных, автором пророчества о грядущих бедствиях; он называется «причастным божественного естества, вследствие мудрости и прозорливости». Греки называли его Аменофисом, сыном Паапия, и даже приписывали ему продукты собственной мудрости: в Дейр-эль-Бахри найден известковый остракон, по палеографии III в. до н. э., с греческим текстом, содержащим в себе гномические изречения, озаглавленные Αμενωδςυ υποδηχαι изречения, якобы Аменофиса, но выдающие свой греческий характер. В Карнаке найдена посвященная им статуя, где рассказывается об его служебной карьере и заслугах по исполнению царских строительных работ. Вообще, как архитектура, так и скульптура, а также мелкое искусство и ремесла достигли в это время высокой степени изящества. Большие богатства, скоплявшиеся у подножья фиванского бога, расширение кругозора у покорителей культурной Азии, обширные торговые сношения, захватывавшие греческие острова, обусловили подъем вкуса, разнообразие художественных форм, увеличение спроса и художественных потребностей.

От Аменхотепа III сохранились большие скарабеи, служившие ему как бы памятными медалями по поводу разных выдающихся событий; так, на них говорится о его женитьбе на Тии (она была первой царицей, хотя и происходила из простого звания), затем на дочери царя Митанни, Гилухипе; об охотах, которыми Аменхотеп III очень любил заниматься; скарабеи были приготовлены и в память торжественного открытия увеселительного озера в 3 700 локтей в честь Тии. Таким образом, царь делился с подданными сообщениями о своей личной жизни; его отношения к любимой Тии также совершенно необычны для восточного деспота. Он любил всюду выступать с нею, и в официальных» текстах часто упоминал не только ее имя, но имена ее нетитулованных родителей Юя и Туя, гробницы и мумии которых в роскошной обстановке были найдены недавно Дэвисом среди царских могил. На скарабее-медали, раздававшейся по случаю бракосочетания с Тией, он говорил: «она жена могучего царя, южная граница которого - Карой, а северная - Нахарина (Месопотамия»). Таким образом, фараон уже не всесветный владыка, а рядом с ним существуют и другие цари: Нахарины (Митанни), Сеннаара (Вавилон), которые хотя и относятся к нему с почтением, но все же не подчинены ему; ему приходится называть их в письмах «братьями» и даже вступать, с ними в брачные союзы. Едва ли мы ошибемся, если предположим в этом политическую подкладку: фараон, несмотря на все пышные фразы официальных текстов, сознавал, что удержание источника богатства - Сирии возможно только при условии хороших отношений с древним претендентом на эту область - Вавилоном и недавним - Митанни; последнее государство также дорожило связями с Египтом, имея в тылу развивающееся могущество хеттов. Сиро-палестинские князья, отчаявшись пока в возможности снова образовать сильный союз, могли для отвоевания свободы войти в соглашение с одной из великих азиатских держав, и из переписки в Телль-Амарне мы знаем, что они однажды обращались за этим к царю вавилонскому, но последний отклонил их предложение стать во главе враждебной Египту коалиции. Письма азиатских царей к фараону имеют большой культурно-исторический интерес, и мы приведем некоторые из них. (Заметим, что недавно в одной гробнице ХIХ дин., найдено изображение министерства иностранных дел, его канцелярии и архива).

Из документов независимых от Египта соседей остановимся прежде всего на письмах из Вавилона. Современником Аменхотепа III был кассит Караиндаш II, которому наследовал Кадашман-Харбе; далее идут Бурнабуриаш или Буррабуриаш I, Куригалу I.

До нас дошли два письма Аменхотепа III к Кадашман-Харбе, три письма последнего к Аменхотепу и одно письмо к нему Бурнабуриаша. Содержание их - переговоры, о брачных союзах, о подарках и т. д. Аменхотеп хочет получить в свой гарем вавилонскую царевну. Кадашман-Харбе отвечает, что у него уже находится его сестра и ой не знает ничего о ее судьбе. Вавилонские послы ее не видят и не узнали ее в той женщине, которую показывал им фараон. «Это дочь какого-нибудь нищего, какого-нибудь гагея или ханигальбатца, а то пожалуй из земли Угарит», - писал в досаде вавилонский царь, смотря сверху на других азиатских князей, не исключая царя великой державы Митанни (Ханигальбат), исконного врага и соперника по верховенству над Ассирией. Фараон жалуется на недобросовестность послов, которые лгут и не передают подарков, но намекает, что вавилонский царь хочет извлекать из pодственных отношений материальные выгоды. На этот раз Аменхотеп считает не лишним подать ему урок и даже не сопровождает своего письма обычными подарками. Кадашман-Харбе жалуется на это и на то, что фараон слишком долго задержал его послов и даже не исполнил акта международной вежливости - не пригласил их на какой-то праздник (может быть, своего юбилея). Однако урок подействовал, и он без разговоров согласен отослать в Египет свою дочь. Но он и сам хочет получить царевну из Египта. На это фараон ответил коротко ссылкой на статью закона: «египетская царевна никому не может быть отдана». Тогда Кадашман-Харбешлет следующее письмо:

«Ниммурии (Ниб-маат-Ра, тронное имя фараона), царю египетскому, моему брату, Кадашман-Харбе, царь Кардуниаша, твой брат. Привет твоему дому, твоим женам, всей своей стране, твоим колесницам, твоим коням, твоим вельможам, большой привет. Ты, брат мой, не захотел за меня выдать твою дочь и ответил: «египетская царевна никогда никому не отдавалась». Почему так? Ведь, ты царь - и можешь поступать по желанию сердца, и, если ты ее выдашь, кто будет противоречить? Когда мне был сообщен ответ, я написал: есть много дочерей и красивых женщин; пришли мне одну из них; ведь кто скажет тогда: «это не царевна»? Но ты не прислал. Итак, неужели таким ответом ты думаешь искать братства и дружбы и нашего сближения? Я именно и писал тебе о браке в видах упрочения братских и дружеских отношении. Почему же брат мой не прислал мне жены? Ведь ты действительно не прислал ее. Mожет быть, и мне поступить так же? Нет, у меня есть дочери: я готов отдать за тебя любую... Что касается золота, о котором я тебе писал, шли золота, много золота, еще раньше прибытия сюда твоего посла; пришли его теперь, как можно скорее, в эту жатву, или в месяц таммуз, или в абе; тогда я окончу работы, предпринятые мною (вероятно постройки)...

Если ты не пришлешь (к этому сроку денег), и я не буду в состоянии окончить работы, то для чего тебе тогда присылать? Для чего мне золото, когда я окончу ее? Если ты мне пришлешь тогда хоть 3 000 талантов, я не приму, отошлю назад и не выдам за тебя моей дочери»...

Этот ультиматум подействовал, и фараон, «узнав», что вавилонский царь «строит себе новые дома», прислал ему при письме подарки - ложе из драгоценного дерева, с украшениями из слоновой кости и золота, седалище из того же материала и т. д., обещаясь еще выслать «все, что окажется ценным в глазах посла», который доставит вавилонскую царевну.

От царя Митанни Тушратты дошло семь писем к Аменхотепу III, одно к царице Тии и две описи приданого его дочери Тадухипы. Одно из писем составлено на языке митанни и только в самое недавнее время прочтено, кажется, несколько более надежно, Борком. Уже давно известна была следующая надпись на одном «историческом» скарабее Аменхотепа III: «Год 10-й Аменхотепа (жена его Тии, ее отец Юя, ее мать Туя). Дивное событие с его величеством: дочь князя нахаринского Сатарны Гилухипа и лучшие из его жен 317». Ранее этих слов не понимали; их объяснило следующее письмо Тушратты к Аменхотепу III:

«Ниммурии, царю египетскому, моему брату. Тушратта, царь Митанни, твой брат. Мои дела идут хорошо. Привет тебе, привет моей сестре Гилухипе, привет твоему дому, твоим женам, твоим сыновьям, твоим вельможам, твоим винам, твоим коням, твоим колесницам и твоей стране, большой привет. Когда я вступил на престол моего отца, я был еще мал, и Тухи злое творил моей стране и убил своего господина. И посему он не допускал, чтобы я поддерживал дружбу с тем, кого я ценю. Я же, в виду его злодеяний, учиненных в моей стране, не медлил и казнил убийц Арташшумара, моего брата. Так как ты был хорош с моим отцом, то я послал тебе сказать, чтобы мой бpaт слышал об этом и был рад. Мой отец был в дружбе с тобой и ты, вероятно, любил его еще больше. И мой отец во имя этой любви отдал тебе мою сестру. И кто другой был так близок к моему отцу, как ты? А я подношу еще больше, чем мой брат - всю страну хеттов. Когда враги вторглись в мою страну, Тешуб, владыка, предал их в мои руки, и я разбил их; никого не было среди них, кто бы возвратился домой. Посылаю гебе боевую колесницу, двух коней, мальчика и девочку из военной хеттской добычи, а в подарок для моего брата - пять колесниц и пять упряжей. В подарок Гилухипе, моей сестре - пару золотых ожерелий, пару золотых; серег... каменный сосуд с благовонным маслом. В качестве послов я отправил Галию и Тунипиври; да отпустит их мой брат поскорее, чтобы я скорее услыхал привет моего брата и возрадовался. Пусть мой брат поддерживает дружбу со мной и направит ко мне послов, чтобы те принесли мне привет моего брата».

Таким образом, Тушратта, сын Сатарны и брат Гилухипы, старается поддержать дружественные отношения с Египтом, существовавшие при его отце, который отдал Аменхотепу в жены свою дочь. Тушратта потом также отдал свою дочь в Египет - вероятно, за Аменхотепа IV. Для царя Митанни было очень важно поддерживать дружбу с Египтом: его царству угрожали с севера - хетты, с востока его вассалы - ассирийцы; союзника приходилось искать на юге; притом оттуда же с юга, шло золото, относительно которого у северных соседей Египта создалось представлений, что ему в Египте нет конца; об этом свидетельствует следующее письмо Тушратты: «...я теперь просил у моего брата золота и имел на это две причины: для карашка (может быть, гробницы) моего деда Артатамы ж как подарок за невесту. Итак, пусть брат мой пришлет мне золота в весьма большом количестве, которого нельзя было бы и исчислить... ведь, в земле моего брата золота столько же, сколько и земли. Боги да устроят так, чтобы его было больше еще в десять раз... Если брат мой чего-либо желает для своего дома, я дам ему в десять раз больше, чем он требует, - пусть пишет и получит, ибо эта земля - его земля и этот дом - его дом». Аменхотеп прислал золото и подарки, но все напоминал об ускорении присылки Тадухипы. Тушратта тянул и в утонченно вежливых письмах выражал свое неудовольствие подарками. Так, он между прочим пишет следующее: «Мани, посол моего брата, явился снова за женой моего брата, госпожей Египта. Табличку, принесенную им, я прочитал, внял ее словам. И в высокой степени приятны были слова моего брата, как будто я видел его самого. Я весьма радовался в тот день, тот день и ночь были для меня радостны. Все слова моего брата я исполню. В этом же году отдам я жену моего брата, госпожу Египта, и отправлю ее к моему брату. В тот день соединятся Ханигальбат и Египет. Я собрал (всех смотреть подарки моего брата); они были запечатаны. Оказалось, что это не золото. Послы моего брата заплакали и сказали: ... да, это не золото, а между тем в Египте золота больше, чем песку, и твой брат любит тебя весьма»... В конце концов дело уладилось, и Тушратта отослал свою дочь с огромным приданым, опись которого была приложена. Был послан также какой-то волшебный предмет, чтобы фараон жил сто тысяч лет!

Пока был жив Аменхотеп III, престиж египетского царя стоял так высоко, что, как мы видели, вавилонский царь просил прислать ему хотя бы какую-нибудь женщину из Египта под видом царской дочери. Очевидно, в глазах его подданных родство с фараоном было высокой честью. Когда он заболел, Тушратта послал ему в Египет из Ниневии, которая тогда от него зависела, статую Истар, при следующем письме: «Так говорит Истар Ниневийская, владычица всех стран: «в Египет, в страну, которую я люблю, иду я». Я посылаю ее тебе, она отправилась. Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю, и как тогда ее чтили, так да почтит ее теперь мой брат в десять крат больше, и да отошлет и вернет ее в радости. Да сохранит Истар, владычица небесная, моего брата и меня на сто тысяч лет и да подаст она нам обоим великую радость. Да живем мы в добром согласии - Истар для меня - моя богиня, а для моего брата она не его божество».

Культурно-исторический интерес этого письма весьма велик, а факты, сообщаемые им, не стоят особняком. Очевидно, в Египте веровали в силу Истар, и последние строки имеют целью в вежливой форме предостеречь от присвоения идола. Однако, он не помог против болезни, и Аменхотеп III умер. Тушратта пишет тогда его преемнику: «никогда отец мой не отказывал мне ни в чем и не причинял мне скорби. Когда Ниммуриа последовал своей судьбе, об этом объявили, и я узнал; я плакал в тот день, сидел ночью, ничего не ел и сокрушался. О, если бы мой брат, любимый мною и любивший меня, был жив!»... И у египтян блестящий и благочестивый фараон был популярен и оставил настолько прочную память, что его именем даже назван месяц таменот, удержавший это название (для марта) и в христианское время. Еще в греко-римскую эпоху в Фаюме справляли культ Аменхотепа III под именем бога Прамарра.

Туlоr, The temple of Amenhotep III. Fl. Petrie, Six temples in Thebes (раскопки у Мемноновых колоссов и погребального храма Аменхотепа III). В.В.Струве, Петербургские Сфинксы (Зап. класс, отд. И. Р. Археол. общ. VII, 1913). Davies, The tomb of Queen Tiyi. Lond., 1910 (великолепное издание с 35 таблицами). Sethe, Amenhotep, der Sohn des Hapu. Сборник Aegyptiaca в честь Эберса, Wilсken, Zur agyptisch-hellenistischen Literatur (изречения Аменофиса, сына Паяния на греч. яз.) - там же. Rubenson, Pramarres, Aegypt. Xeitschrift, т. 42 (1905). Мoller, D. Dekret d. Amenophis, Sohnes d. Hapu SitjungsberichteBepn. академии, 1910. (Надпись из погребального храма, позднего происхождения).

Аменхотеп III — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1388 — 1351 годах до н. э., из XVIII династии. Сын Тутмоса IV и царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа).

Время правления Аменхотепа III стало одним из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. Свидетельства тому — грандиозные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Несмотря на обилие этих свидетельств, Аменхотеп III всё ещё остается фигурой, во многом, загадочной и противоречивой. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы.

Аменхотеп III родился в Фивах . Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, — ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.

Первые годы правления царя , естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери - царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул «главной супруги», а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.

Возможно, брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотными дворами одного из провинциальных храмов, вызвавший неодобрение жречества и «старой» столичной знати, был одним из первых явных знаков того, кому в стране благоволит фараон. Тэйя, как утверждают источники, была очень умна. Надписи на скарабеях — изображениях священных жуков, посвященных богу солнца, — свидетельствуют, что Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах. Подобное пренебрежение к древним установлениям, естественно, вызвало неудовольствие советников фараона — жречества, то есть тех кругов, которые обычно ближе всех стояли к царю. Они чувствовали себя обойденными.

Поход в Нубию

В начале царствования Аменхотепа Египет находился на вершине своего могущества. С царями Митанни, Вавилонии, Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды Аменхотеп предпринял поход в Нубию, для подавления вспыхнувшего там восстания. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ. Несмотря на утверждения — «В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)» — царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, «царского сына Куша». Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется об этом же походе повествуеют плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела царского сына Куша Меримоса, которую он установил в Семне, у 2-ых порогов, от имени царя. Все началось с восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, «хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра (тронное имя Аменхотепа III), лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом».

Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия. В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше 2-ых порогов, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев.

После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли «высот Хуа» (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких «вод Хора», чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот «первый победоносный поход» Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или его наместник в Нубии Меримос.

Дипломатические браки

В Азии владычество Аменхотепа было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство, заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Так, Аменхотеп был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I. Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-ый год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Келу-хебе (Гилухеппа), а в 36-ой — на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты — Таду-хебе (Тадухеппа).

О большом влиянии Аменхотепа говорит и тот факт, что вавилонский царь Куригальзу I, когда сирийские царьки попытались вовлечь его в союз против фараона, послал им категоричный отказ на том основании, что он находится в союзе с фараоном, и даже угрожал им войной в случае, если их союз осуществится. Царь Кипра находился в вассальной зависимости от Аменхотепа и регулярно посылал ему большое количество меди за исключением одного раза, когда, как он сам говорит в своё оправдание, его страну посетила чума. Более двадцати предметов с именами Аменхотепа III и Тейе, обнаруженные на островах Эгейского моря, свидетельствуют о краткосрочном возобновлении связей Египта с этим регионом.

Строительная деятельность

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона — богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) - одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих — два брата близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело.

Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапи. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.

Богатство государства

Источником столь обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам —- царям Митанни и Вавилона, причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне. В правление Аменхотепа наблюдалось процветание торговли, также приносящей огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Обожествление царя

Аменхотеп, упиваясь своим владычеством над «миром», дошёл в самообожествлении до культа собственных идолов. Правда, это поклонение фараону насаждалось преимущественно в Нубии, где вместе с Амоном царю был посвящен великолепный храм в Сульбе, но и в Мемфисе царскому идолу воздавались божественные почести. В Нубии, в соседней с Сульбой Седэнге был сооружён храм, в котором, как богиню, чтили любимую жену фараона, царицу Тэйе. Сановному строителю Аменхотепу, сыну Хапи, скончавшемуся, скорее всего, после 30-го года царствования фараона, был построен поминальный храм на западе Фив, словно царю. Века спустя, он был причислен к пантеону египетских богов, и греки ввели его «Аменофиса, сына Паания» в сонм своих мудрецов.

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя столь упорно, как он — видимым Солнцем. С этим представлением о себе, как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчеркивание своей приверженности к «правде» (Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени царь величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором - «Устанавливающим Законы», четвертое, обычно государственное имя, - «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». Возле главного храма столицы в Карнаке фараон поставил особый храмик, всё той же «Правде», «дочери Солнца» Маат.

Волнения в азиатских владениях

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру — изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще, и против фараоновской в особенности. В это время в горах, между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентом систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине. Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов. Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

Хеттская угроза

В 70-х годах XIV века до н. э. на севере для Египта возникла новая опасность. Окрепшее Хеттское царство стало претендовать на гегемонию в районе Сирии и Верхней Месопотамии. Хетты вторглись во владения союзника Аменхотепа митаннийского царя Тушратты. Тушратте удалось изгнать их, и он даже послал Аменхотепу колесницу, пару лошадей и двух рабов в виде подарка из числа добычи, доставшейся ему от хеттов. Но египетские провинции в Сирии не были пощажены. Акиззи, вассальный царь Катны писал фараону, что хетты вторглись на его территорию в долине Оронта, унесли изображение Амона-Ра с именем Аменхотепа III, и, уходя, сожгли город. Нухашше, лежащее дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Адду-Нирари написал отчаянное письмо фараону с уверениями в преданности и просьбой помочь против нападавших. Аменхотеп ограничивался посылкой небольших частей войска. Видимо, для поддержки в борьбе против хеттов наметился брак Аменхотепа с дочерью царя страны Арцавы Тархундарадуса.

Обстановка внутри страны

Также неспокойно было и внутри страны, где сталкивались интересы двух могущественных группировок: столичной и местной номовой знати с одной стороны и новых социальных слоев и выдвинувшейся из их среды новой служилой знати — с другой. В 30-ю годовщину царствования Аменхотеп III назначил своим соправителем своего сына Аменхотепа IV. Под конец жизни Аменхотеп III сильно потолстел и страдал каким-то тяжелым недугом. Для исцеления от него митаннийский царь Тушратта послал своему египетскому «брату» идол богини Иштар Ниневийской, с вежливой просьбой вернуть его потом обратно. Царица Тэйе сохранила своё необычайное положение рядом с фараоном вплоть до его кончины, несмотря на то, что Аменхотеп был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Бывает, что на одной и той же надписи стоят рядом имена Аменхотепа, «жены царя» Тэйе и их дочери, «жены царя» Ситамон (Си-Аманы «Дочери Амона»).

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда, Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.

Фрагмент "западного" сфинкса Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан. Гранит. Санкт-Петербург. (с) фото мое, 2003 г.

Время правления Аменхотепа III стало одним из величайших периодов расцвета Древнего Египта. Свидетельства тому – грандиозные храмовые комплексы и памятники скульптуры, изящные туалетные вещицы и многие другие памятники, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира. Они – истинные свидетели, повествующие о своем времени и своем создателе. Несмотря на обилие памятников, Аменхотеп III во многом фигура загадочная и во многом противоречивая. С одной стороны, он как никто другой почитал традиционных египетских богов и сооружал им храмы, с другой стороны именно в его эпохе лежат корни грядущей амарнской реформы. Мы знаем сотни его портретов, среди которых петербургские сфинксы занимают особое место, однако наряду с этим долгие годы правления «безмолвствуют» из-за недостатка письменных источников. Царь с упоением прославляет свою исключительность и божественность, однако, на деле многие достижения его правления можно было бы приписать тому исключительному влиянию, какое на него оказывали женщины, безусловно, очень яркие: мать, царица Мутемуйя, супруга – блистательная Тейе и, наконец, одна из старших дочерей – Сатамон.
Несмотря на кажущуюся доступность и многообразие памятников этого времени и условную «ясность» эпохи, время правления Аменхотепа III все еще требует серьезного и детального исследования с учетом новых памятников, появляющихся в процессе археологического исследования царского заупокойного комплекса германско-египетской миссией под руководством д-ра Хуриг Сурузян. Раскопки храма в Ком эль-Хеттан, материалы восхитительной выставки, прошедшей в 1992-1993 годах в Кливленде, Форт Ворсе и Париже по инициативе д-ра Бетси Брайан и д-ра Ариэль Козлофф, исследования японских специалистов в Малькатте и царской гробнице WV22 и, наконец, полноценная реставрация восхитительных сфинксов в Санкт-Петербурге, - стали частями единой основы для нового взгляда на блистательного Аменхотепа III и его время.


Принц, который позже станет одним из самых известных древнеегипетских царей, родился в Фивах. Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем еще при жизни своего отца. Скорее всего, он взошел на престол в очень юном возрасте, – ему не было еще и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстает на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Одновременно следует вспомнить значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица; большая их часть была создана в первые годы царствования, задолго до первого празднества Сед на тридцатом году правления, когда царь, естественно, уже был взрослым мужчиной.

Небмаатра Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице его деда, Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось. Учитывая долгие годы правления и этот факт, можно предположить, что Аменхотеп III взошел на престол в возрасте 8-10 лет, что полностью подтверждают выражения лиц его ранних скульптурных изображений.

Статуя-ребус, изображающая царицу Мутемуйю в облике богини Мут, сидящей в своей церемониальной ладье. Памятник является скульптурным выражением имени царицы, которое переводится как "Мут в ладье". Гранодиорит. Из Карнака. Лондон, Британскйи музей. (с) фото - Е. Царева

Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери – царицы Мутемуйи, образ которой появляется в египетский истории лишь с рождением ее сына и почти не известен в первые годы правления Тутмоса IV. Всесильная мать царя, Мутемуйя была изображена на многих его памятниках, в частности, в сценах теогамии и зачатии Аменхотепа III от бога Амона в Луксорском храме, и, что особенно важно, рядом с колоссами царя в Ком эль-Хеттан, где ее колоссальные изображения соседствуют со скульптурами Тейе, супруги Аменхотепа III, также предстоящей у ног «Колосса Мемнона» и его южного двойника.
Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал еще и градоначальником Фив и везиром. Объединение двух важнейших должностей – везира и верховного жреца - в руках одного человека – явление почти что уникальное, имеющее лишь одну аналогию в лице Хапусенеба, современника Хатшепсут. Птахмес был первым везиром, который получил титул «носитель опахала справа от его величества». Его теофорное имя, включающее в себя Птаха, господина Мемфиса, возможно, указывает на его происхождение с севера страны, словно Аменхотеп III, административная столица которого находилась в Мемфисе, специально назначил свое доверенное лицо на два важнейших фиванских поста. Одну из дочерей Птахмеса звали Мутемуйя, несомненно, в честь царицы матери и, возможно, в знак особенно тесных отношений с царской семьей.
С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. Событие столь большой значимости, безусловно, было подготовлено кем-то, кто, выбирая юную девушку в качестве супруги царя-ребенка, хотел таким образом добиться какой-то нам неизвестной цели.

Маска саркофага вельможи Иуйи, отца царицы Тейе. Дерево, золото, инкрустации. Каир, Египетский музей. (с) фото мое, 2000 г.

Отец Тейе, Иуйя был вельможей, но отнюдь не настолько значимым, чтобы именно его дочь стала царицей. Мнение, что Иуйя получил большинство своих должностей и привилегий, которых к концу жизни у него было предостаточно, только из-за того, что его дочь стала супругой царя, отчасти верно. Отчасти, так как мы не знаем причин, которые привели его к статусу отца великой супруги царской. Впрочем, неизвестно также, когда этот «совет регентов» при царе потерял свою значимость, уступив свое место царице Тейе, одной из самых значимых личностей египетской истории эпохи XVIII династии.

Датированные источники, дошедшие до нас от времени правления Аменхотепа III относительно редки. Известны одиннадцать датированных царских документа, девять из которых относятся к периоду с 1 по 11 годы правления царя и два других – к 35-му. Надпись 1-го года правления известна в эль-Берше, неподалеку от известняковых карьеров, активно эксплуатировавшихся и после смерти Аменхотепа III ; эта надпись связана со строительными работами в храме Тота в Гермополе, находившемся на другом берегу Нила. Двойная надпись 2-го года в Туре связана с возобновлением работы в карьерах в связи с началом сооружения «Храма Миллионов лет» царя в Ком эль-Хеттан и, возможно, в Мемфисе. Четыре памятника из числа датированных, - это памятные скарабеи, в текстах на которых упомянуты: женитьба на митаннийской принцессе (10-й год), охота на диких быков (2-й год), охота на диких львов (1-й и 10-й годы) и создание искусственного озера Биркет Абу для царицы Тейе (11-й год). Пятый памятный скарабей, увы, не датирован. Наконец, три стелы 5-го года правления связаны с единственным военным событием времени правления Аменхотепа III – с походом в Нубию. После 1-го года правления все датированные памятники словно исчезают вплоть до 35 года, который упомянут на двух стелах из Гебель эль-Сильсилэ, тексты которых повествуют о добыче камня для заупокойного храма царя и для сооружения некоего здания в честь Ра-Атума. Некоторые документы, которые относительно точно можно датировать, появляются после 30-го года правления царя и непосредственно связаны с тремя празднествами Сед царя; все они найдены либо в гробницах высокопоставленных вельмож, которые принимали в них участие, либо в развалинах дворца Малькатта, где происходили некоторые эпизоды торжеств. Здесь были обнаружены многочисленные печати и обломки винных сосудов, использовавшихся во время празднеств, содержащие надписи и, иногда, даты.
Если большая часть царствования Аменхотепа III относительно молчалива и не щедра на датированные документы, то, наоборот, многие важные события царствования стали нам известны благодаря обширному числу памятников частных лиц и вельмож пышного и многолюдного царского двора.
Датированные памятники эпохи Аменхотепа III кажутся крохотной каплей по сравнению с морем других памятников, составляющих две группы: произведения искусства и эль-Амарнский дипломатический архив. Знаменитый свод дипломатической переписки правителей Месопотамии, Сирии и Малой Азии с Аменхотепом III, Эхнатоном и египетскими вельможами, эль-Амарнский архив насчитывает 382 глиняные таблицы, покрытые клинописью, большая часть которых была найдена к 1887 году в развалинах Ахетатона. Большая часть писем написана на вавилонском языке, два – на хеттском, одно на ассирийском и одно на хурритском. Как всему своду, так и отдельным элементам царской переписки посвящено значительное число исследований; несколько таблиц архива хранятся в Москве, в собрании Сектора Востока ГМИИ.

Фрагмент диады бога Себека и Аменхотепа III из храма Себека в Дахамше. Алебастр. Луксор, музей Египетского искусства. (с) фото мое, 2007 г.

Произведения искусства составляют другую, самую значительную и интересную часть памятников эпохи Аменхотепа III. Сюда входят грандиозные храмы царя и многочисленные произведения скульптуры, среди которых особое место занимают более двух сотен статуй царя, начиная от миниатюрных фигурок из стеатита и завершая колоссами Фив. Памятники частных лиц, несмотря на обилие и, порой, истинное совершенство, оказались в тени грандиозных памятников царя. Исключение составляют, пожалуй, лишь гробницы, среди которых есть как скромные расписанные погребальные покои писцов и жрецов некрополя, так и восхитительные подземные дворцы, богато отделанные рельефами, зачастую полихромными, повествующими о жизни высокопоставленных вельмож двора и царских празднествах Сед. Эти памятники, не дающие нам возможности уточнить что-либо, связанное с администрацией, войском или жречеством эпохи, стали настоящим сокровищем для историков искусства и религиеведов, позволяя понять многие аспекты египетского мировоззрения и изобразительного искусства в годы, непосредственно предшествующие амарнской реформе и кризису традиционной египетской культуры. Художник эпохи Аменхотепа III, во многом более свободный в выборе тем и форм, чем раньше, зачастую становился Творцом с большой буквы, достигая истинного совершенства как во внешнем облике и идее созданного памятника, так и в каждой его детали. Одновременно, наряду с изысканностью и детализацией образа, именно в искусстве Аменхотепа III родится тот изощренный и гиперболизированный реализм, которым были отмечены многие памятники первых лет правления его сына, Эхнатона.

Сегодня очень сложно понять, почему на смену первым одиннадцати годам правления Аменхотепа III, наполненным событиями и памятниками, пришли два десятилетия относительного «молчания». Возможно, первые годы царь находился под влиянием «регентского совета». Выпуск первой серии памятных скарабеев, ставших отличительной чертой этого царствования и практически не известных ни до ни после Аменхотепа III, связан, прежде всего, с восшествием нового царя на престол; эти многочисленные «брачные» скарабеи в действительности говорят не о браке Аменхотепа III и Тейе, но о самом царе, знакомя с его титулатурой и утверждая его права на престол. Новый царь принимает традиционный комплекс из пяти имен: «Хор: бык могучий, Воссиявший в Истине, Обе владычицы: Утверждающий законы, Умиротворяющий обе Земли, Золотой Хор: Великий отвагой, повергающий азиатов, Царь Верхнего и Нижнего Египта: Небмаатра, Сын Ра: Аменхотеп, властитель Фив, которому дана жизнь». Затем следует имя великой супруги царской Тейе в сопровождении имен ее родителей: «Она супруга царя могучего, - продолжает текст, - южная граница его в Карои, северная граница его – в Нахарине ». Судя по упоминанию брака Аменхотепа III и Тейе, это был первый выпуск царских скарабеев; упоминание родителей царицы, Иуйи и Туйи явно подчеркивала их новый статус и особую значимость при дворе.

Фрагмент празднества "Сед" при Аменхотепе III. Рельеф одного из блоков храма в Ком эль-Хеттан. Известняк. Музей храма Мернептаха, Курна. (с) фото мое, 2007 г.

Вторым годом правления датированы скарабеи с длинным текстом об «охоте на диких быков», повествующем о «чуде, сотворенном Его Величеством». Стадо из 170 диких быков показалось со стороны Вади Натрун, о чем сообщили царю; тотчас была снаряжена экспедиция невероятного масштаба, отправившаяся этим же вечером, чтобы захватить добычу. Отряд вышел из Мемфиса во главе с царем, управлявшим колесницей. Для того, чтобы захватить стадо была сооружена стена и ров. В первый же день царю удалось поймать 56 быков; подождав четыре дня, чтобы отдохнуть, царь схватил еще 40 быков, 96 живых животных общим счетом. Подобная крупномасштабная операция требовала, конечно же, большого и хорошо обученного персонала, который отчасти выполнял бы работу, приписываемую текстом царю, в том случае, если царь был бы взрослым мужчиной. Аменхотеп III, которому тогда было около двенадцати лет, скорее всего, был всего лишь зрителем.

Аменхотеп III перед Ра-Хорахте. Фигура божества уничтожена фанатиками Эхнатона в эпоху Амарны. Рельеф одного из блоков храма в Ком эль-Хеттан. Известняк. Музей храма Мернептаха, Курна. (с) фото мое, 2007 г.

Возможно, подобным образом обстояли дела и во время охоты на львов. Согласно тексту, сохранившемуся на 138 скарабеях, царь с 1 по 10 год правления лично застрелил стрелами 102 льва; впрочем, на 10-м году правления он уже не был ребенком. На десятом же году появилась куда менее обширная серия скарабеев (известно всего 6 штук), тексты которых рассказывали о том, как к царю в качестве залога политической стабильности была приведена принцесса Гилухеппа, дочь Суттарны II, князя Нахарины, а вместе с ней – 317 женщин для женского дома царя.

Последний тип памятных скарабеев был выпущен на 11-м году правления царя для того, чтобы отметить наводнение территории в 60 га в честь царицы Тейе. Работы по созданию бассейнов с водой и новой сельскохозяйственной зоны велись в местности Джаруха, к северу от Ахмима, откуда происходили родители царицы. Возможно, речь идет о городе Тахта, название которого, судя по всему, несет в себе отголосок имени царицы. Царь совершил плавание по созданному озеру во время «для открытия озер» на ладье, называвшейся «сияние Атона», так же, как и дворец в Малькатте. Царь отметил высокий уровень воды в озере и, возможно, принял участи не столько в увеселительной прогулке, сколько в сельскохозяйственном ритуале.

Таким образом, все сохранившиеся «серии» скарабеев были скорее государственными памятниками, нежели частными документами о жизни царской семьи. Повествование о дипломатическом браке, охоте на львов и быков – истинно царских животных, связанных с титулатурой фараона и, наконец, упоминание имени царицы Тейе, ее родителей и региона, откуда они происходили, - все это являлось частью царской политической программой, какими бы «личными» не казались с первого взгляда события, о которых рассказано на брюшках священных жуков. После 11-го года правления новые «серии» скарабеев более не выпускались. Этот важный факт был связан, скорее всего, с взрослением царя и постепенным отстранением от власти «регентского совета» а, возможно, даже со смертью царицы Мутемуйи. Динамичность и активность первых лет правления, видимо, не свойственная личности самого царя, быстро сменилась периодом бездействия и спокойствия, единственной движущей силой и апогеем которого было непомерное обожествление царя после 30-го года правления. Впрочем, обратной стороной этого «бездействия» стало колоссальное храмовое строительство и время создания лучших памятников египетского искусства времени правления XVIII династии.

Фрагмент колосса Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан. Известняк. Лондон, Британский музей. (с) фото - Е. Царева, 2007.

Немногочисленные военные события, имевшие место во время правления Аменхотепа III, - это две нубийские кампании, осуществленные на 5-м году правления фараона и в самом конце его царствования. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте большой стелы, высеченной между Асуаном и островом Филе. В экспедиции, которая закончилась в третьем месяце сезона ахет 5-го года правления Аменхотепа III, царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, царского сына Куша. Этой первой кампании был придан невероятный блеск. Все началось с некоего восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, «хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра, лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом». Эта метафора, сравнивавшая царя со львом, видимо, чрезвычайно нравилась Аменхотепу III и часто использовалась в текстах, так или иначе связанных с Нубией, где, если верить серии скарабеев, было убито 102 льва. На одном из знаменитых львов из храма в Солебе царь именуется «львом правителей», на базе одного из колоссов в Луксоре – «львом царей». Из Нубии в итоге кампании было приведено более 30 тысяч пленных, которых царь, бывший в добром расположении духа, в итоге отпустил, «чтобы не уничтожать потомство захваченного Куша». Традиционно к этой экспедиции приурочивают содержание текста стелы царского сына Куша Меримосе, которую он установил в Семнэ от имени царя. В ней отчасти дублируется настроение и даже отдельные фразы большой надписи в Асуане; царь именуется в ней как «лев ужасный, владыка, убивающий врагов по приказу Амона, отца почтенного». Любопытно, что в тексте на голову знака льва помещен солнечный диск. Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями; однако сходство этого текста с другим, датированным 12-м годом правления Эхнатона, позволяет предположить, что Меримосе не был тем военачальником, который осуществил успешный поход: Меримосе вряд ли уже был царским сыном Куша на 5-м году правления Аменхотепа III. Лист нубийских топонимов, встречающихся на памятниках Аменхотепа III, упоминает, помимо Куша, ряд местностей, локализация которых все еще проблематична, например Ирем и Миу, а также топонимы, локализация которых сегодня не представляется возможной.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Нубия была в это время также очень значимым регионом. Здесь, в районе III порога Нила, в Солебе, по приказу царя в связи с церемонией его первого праздника Сед на 30-м году правления, был сооружен храм, столь же грандиозный, как и Луксорский комплекс. Храм находится в безлюдном и отдаленном месте; не понятно, зачем именно здесь было начато столь пышное и трудоемкое строительство, направленное лишь на восхваление и обожествление царя. Комплекс состоял из двух пилонов, двух открытых солнечных дворов, обрамленных колоннадами, гипостиля и, собственно, святилища. На пальмовидных колоннах гипостильного зала были вырезаны названия «поверженных» иноземных народов – азиатов с северной и африканцев – с южной сторон колонн.

Один из священных львов Аменхотепа III из храма в Солебе. Гранит. Лондон, Британский музей. (с) фото - Е. Царева, 2007 г.

Здесь почитались Амон-Ра, владыка Карнака и сам царь, обожествленный как Небмаатра, «великий господин Нубии» и изображавшийся как лунное антропоморфное божество с небольшим рогом овна около уха – символом божественности. Небмаатра выступал здесь как местная ипостась Хонсу – сына Амона-Ра и Мут. Одновременно, как уже упоминалось, уникальный храм был предназначен для празднования церемонии Сед Аменхотепа III и для предшествующих ей ритуалов «освещения помоста» и «стучания в двери», когда Небмаатра выступал как залог возрождения полной луны в результате исцеления Ока Хора. Именно Оку Хора, согласно легенде скрывшемуся в Нубии в облике богини-львицы Тефнут-Мехит, воплощавшей собой полную луну, при Аменхотепе III были посвящены два гранитных лежащих льва, некогда находившихся в Солебе и позже перевезенные в Гебель Баркал (ныне – в Британском музее).

Цит. по: Солкин В.В., Ларченко В.Н. Аменхотеп III: личность, эпоха и «стиль» цивилизации // Петербургские сфинксы. Солнце Египта на берегах Невы. СПб., 2005. C. 62–106. Сноски опущены.

Аменхотеп (буквально «Амон доволен»), чье тронное имя было Небмаатра, был сыном фараона Тутмоса IV от его младшей жены Мутемвии (дочь правителя Митанни). Скорее всего, Аменхотеп вступил на трон, будучи еще ребенком (ему было не более 12 лет), о чем свидетельствует множество косвенных деталей. Тем не менее, благодаря военным походам его отца, именно в его правление военное могущество Египта, ставшего гегемоном Восточного Средиземноморья, достигло апогея. Владения Аменхотепа простирались от верховьев Евфрата на севере до 4-го порога Нила на юге. Правление Аменхотепа III было исключительно мирным, что и привело к расцвету Египта в этот период. Нам известно лишь об одной военной экспедиции этого фараона, направленной на подавление восстания в Нубии в 5-й год его правления (около 1397 г. до н. э.; информация об этом сохранилась на стелах в Асуане и Семнэ). Остальные 33 года своего правления Аменхотеп III не вел войн - о себе давали знать результаты военной активности его предшественников.

Источником благосостояния Египта и обширной строительной деятельности фараона были несметные богатства, поступавшие в Египет из покоренных и зависимых стран, а также из стран-партнеров Египта на Ближнем Востоке, с которыми был заключались весьма выгодные для Египта партнерские соглашения. При Аменхотепе были установлены многосторонние дипломатические отношения с мелкими государствами Сирии-Палестины, а также с правителями Вавилона , Ассирии , Митанни , Кипром , хеттами . Аменхотеп III, как и его отец, взял в жены дочь правителя Митанни (в самом конце жизни он взял в жены дочь другого митаннийского правителя), а также дочь вавилонского царя. Свидетельством внешнеполитической активности Египта являются документы Тель-эль-Амарнского архива . Именно ко второй половине правления фараона относится большая часть клинописных табличек, обнаруженных на месте столицы, построенной Эхнатоном (сын Аменхотепа III). Клинописные таблички были написаны на аккадском языке, которым в то время являлся международным и использовался для дипломатической переписки. В последние годы его царствования внутренние противоречия и натиск хеттов несколько ослабили страну, что привело к волнениям в азиатских владениях. Из некоторых документов следует, что в конце правления Аменхотеп III был больным и слабым (он умер в возрасте до 50 лет), и, возможно, в последние год-два он правил совместно со своим вторым сыном от Тийи - будущим фараоном Эхнатоном (старший сын умер раньше отца).

Правление фараона ознаменовалось расцветом египетского искусства. В Египте было найдено и идентифицировано более 250 статуй фараона (больше любого другого фараона). Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет. В честь первого празднества Сед царя в Нубии был сооружен гигантский храмовый комплекс Солеб, в котором фараон еще при жизни почитался как «Аменхотеп, благой бог, владыка Нубии»; неподалеку, в Седеинге, в облике богини Хатхор почиталась его обожествленная супруга Тийя. Многочисленные храмы и святилища Аменхотепа III были воздвигнуты в Нубии , в Вади эс-Себуа, Саи, Кубане, Анибе; в самом Египте – в Бубастисе, Дахамше, Гелиополе, Мемфисе, Гермополе, Абидосе, Эль-Кабе, на острове Элефантина. При Аменхотепе III был сооружен практически не сохранившийся «храм миллионов лет» в Мемфисе, погребен первый бык Апис в мемфисском Серапеуме, расширен храм Хатхор в Серабит эль-Хадим на Синае.

В Фивах сооружается величественный храм в честь Амона-Ра ; на западном берегу Нила возле столицы возникает царская резиденция - роскошный дворец, а несколько севернее его - заупокойный храм царя, перед пилонами которого были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона » (древние греки считали их изображениями Мемнона, сына Эос ; ранним утром эти статуи издавали необычный звук - греки считали его голосом Мемнона). К сожалению, изменившееся русло Нила смыло эту величественную усыпальницу через 200 лет после строительства, и колоссы - единственное, что сохранилось. Возле руин этого храма в прошлом веке была раскопана аллея из сфинксов, изваянных из розового асуанского гранита. Два из них в 1832 году императорским решением были куплены, и в 1834 году установлены в Санкт-Петербурге на Университетской набережной, у входа в Академию художеств (где стоят и по сей день). Эти сфинксы призваны были охранять усыпальницу Аменхотепа III, о чем свидетельствуют выбитые на них иероглифы.

Известны сотни его портретов, однако наряду с этим долгие годы его правления «безмолвствуют» из-за недостатка письменных источников. Несмотря на кажущуюся доступность и многообразие памятников этого времени и условную «ясность» эпохи, время правления Аменхотепа III всё ещё требует серьезного и детального исследования.

Датированные источники, дошедшие до нашего времени от правления Аменхотепа III относительно редки. Известны одиннадцать датированных царских документа, девять из которых относятся к периоду с 1 по 11 годы правления царя и два других – к 35-му. Надпись 1-го года правления известна в Дейр-эль-Берше, неподалеку от известняковых карьеров; эта надпись связана со строительными работами в храме Тота в Гермополе, находившемся на другом берегу Нила. Двойная надпись 2-го года в Туре связана с возобновлением работы в карьерах в связи с началом сооружения «Храма Миллионов лет» царя в Ком эль-Хеттан и, возможно, в Мемфисе. Четыре памятника из числа датированных, - это памятные скарабеи, в текстах на которых упомянуты: женитьба на митаннийской принцессе (10-й год), охота на диких быков (2-й год), охота на диких львов (1-й и 10-й годы) и создание искусственного озера Биркет Абу для царицы Тейе (11-й год).

Наконец, три стелы 5-го года правления связаны с единственным военным событием времени правления Аменхотепа III – с походом в Нубию. После 11-го года правления все датированные памятники словно исчезают вплоть до 35 года, который упомянут на двух стелах из Гебель эль-Сильсилэ, тексты которых повествуют о добыче камня для заупокойного храма царя и для сооружения некоего здания в честь Ра-Атума. Сегодня очень сложно понять, почему на смену первым одиннадцати годам правления Аменхотепа III, наполненным событиями и памятниками, пришли два десятилетия относительного «молчания». Некоторые документы, которые относительно точно можно датировать, появляются после 30-го года правления царя и непосредственно связаны с тремя празднествами Сед царя; все они найдены либо в гробницах высокопоставленных вельмож, которые принимали в них участие, либо в развалинах дворца Малькатта, где происходили некоторые эпизоды торжеств. Здесь были обнаружены многочисленные печати и обломки винных сосудов, использовавшихся во время празднеств, содержащие надписи и, иногда, даты.

Если большая часть царствования Аменхотепа III относительно молчалива и не щедра на датированные документы, то, наоборот, многие важные события царствования стали нам известны благодаря обширному числу памятников частных лиц и вельмож пышного и многолюдного царского двора.

Датированные памятники эпохи Аменхотепа III кажутся крохотной каплей по сравнению с морем других памятников, составляющих две группы: произведения искусства и Амарнский дипломатический архив. Произведения искусства составляют другую, самую значительную и интересную часть памятников эпохи Аменхотепа III. Сюда входят грандиозные храмы царя и многочисленные произведения скульптуры, среди которых особое место занимают более двух сотен статуй царя, начиная от миниатюрных фигурок из стеатита и завершая колоссами Фив. Памятники частных лиц, несмотря на обилие и, порой, истинное совершенство, оказались в тени грандиозных памятников царя. Исключение составляют, пожалуй, лишь гробницы, среди которых есть как скромные расписанные погребальные покои писцов и жрецов некрополя, так и восхитительные подземные дворцы, богато отделанные рельефами, зачастую полихромными, повествующими о жизни высокопоставленных вельмож двора и царских празднествах Сед.

Сфинксы, изображающие Аменхотепа III, установлены на Университетской набережной в Санкт-Петербурге.

Рождение и воцарение

Аменхотеп III родился в Фивах. Многочисленные сохранившиеся документы времени правления Тутмоса IV подтверждают, что он был объявлен наследным принцем ещё при жизни своего отца. Скорее всего, он взошёл на престол в очень юном возрасте, - ему не было ещё и десяти лет; этот факт подтверждается многими источниками и не удивляет, если учитывать тот факт, что Тутмос IV умер слишком рано, чтобы иметь наследника в зрелых годах. В облике ребенка царевич предстаёт на изображении из гробницы вельможи Хекаэрнехеха, на статуе своего наставника Себекхотепа, в надписи 7-го года Тутмоса IV на скале в Коноссо. Значительное число портретов царя с чрезвычайно юными и мягкими чертами лица восходит именно к этому раннему периоду его правления.

Лучшие дня

Первые годы правления царя, естественно, прошли под властью регента, скорее всего, его матери – царицы Мутемуйи. Воцарение Аменхотепа III, судя по всему, прошло быстро и безболезненно; во всяком случае никто из вельмож двора не был в связи со сменой царя смещен со своей должности. Так, Птахмес, верховный жрец Амона, занявший эту должность в последние годы правления Тутмоса IV, с восшествием на престол нового царя стал ещё и градоначальником Фив и везиром.

Женитьба на Тэйе

С первого года царствования, а возможно, и с момента восшествия на престол супругой юного царя стала Тейе. По-видимому, она принадлежала к провинциальной знати и, может быть, имела значительную примесь нубийской крови. Тем самым была нарушена давняя традиция. Обычно фараоны для чистоты крови женились на ближайших своих родственницах, которые получали титул «главной супруги», а сыновья их наследовали престол. Но Аменхотеп пренебрег обычаем предков и возвысил Тэйе над всеми остальными своими женами, нарушив тем самым установленную традицию. По всей видимости, Тэйе была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга.

Возможно, брак Аменхотепа III с дочерью безвестного заведующего скотными дворами одного из провинциальных храмов, вызвавший неодобрение жречества и «старой» столичной знати, был одним из первых явных знаков того, кому в стране благоволит фараон. Тэйя, как утверждают источники, была очень умна. Надписи на скарабеях - изображениях священных жуков, посвященных богу солнца, - свидетельствуют, что Аменхотеп III считался со своей супругой больше, чем это было принято, и при том не только в семейных делах. Подобное пренебрежение к древним установлениям, естественно, вызвало неудовольствие советников фараона - жречества, то есть тех кругов, которые обычно ближе всех стояли к царю. Они чувствовали себя обойденными.

Международная обстановка

Поход в Нубию

В начале царствования Аменхотепа Египет находился на вершине своего могущества. С царями Митанни, Вавилонии, Кипра существовали дружественные отношения, поэтому правление Аменхотепа было на редкость мирным. Лишь однажды Аменхотеп предпринял поход в Нубию, для подавления вспыхнувшего там восстания. Кампания 5-го года, известная по многочисленным источникам, детальнее всего описана в тексте высеченным на скале между Асуаном и островом Филэ. Несмотря на утверждения - «В пятом году вернулся царь назад. Он восторжествовал в этом году в первом походе своём, совершенном через презренную землю Куш. Он поставил границы по воле своей. Ни один царь не сделал ничего подобного, исключая его, смелого фараона, надеющегося на свою силу (то есть Аменхотепа III)» - царь, судя по всему участвовал лишь символически: традиционно подобные походы осуществлялись под руководством человека, имеющего опыт военных действий в регионе, чаще всего, «царского сына Куша». Под надписью помещены имена шести побеждённых народов юга, в числе которых земля Куш.

Кажется об этом же походе повествуеют плохо сохранившаяся надпись в Бубастисе и стела царского сына Куша Меримоса, которую он установил в Семне, у 2-ых порогов, от имени царя. Все началось с восстания «презренного враждебного Куша» под руководством некоего вождя Ихени, «хвастуна в окружении войска своего; не знал он льва, что был перед ним. Это Небмаатра (тронное имя Аменхотепа III), лев ужасный, который схватил когтем Куш презренный, разорвав всех вождей его в их долинах, лежащих в крови один на другом». Несмотря на уничтоженную верхнюю часть, текст стелы Меримосе более содержателен, нежели царский, изобилует деталями. Меримос навербовал армию среди нубийцев Северной Нубии. Эта армия должна была действовать вместе с войском фараона, что доказывает, до какой степени успела египетизироваться Нижняя Нубия. В годовщину празднования 5-го года восшествия на престол Аменхотепа, в стране Ибхета, лежащей выше 2-ых порогов, произошло сражение с мятежниками. Последние были разгромлены. Египтяне убили 312 и взяли в плен 740 нубийцев. После наказания жителей окрестных областей, с целью предотвращения дальнейших случаев неповиновения, Аменхотеп отправился на юг. Бубастисская надпись сообщает, что египетские войска достигли «высот Хуа» (местоположение неизвестно, но эти высоты фигурируют в списках рядом с Пунтом и находились, вероятно, далеко на юге), где расположился лагерем в стране Унешеи, к югу от Хуа. Это был крайний пункт движения Аменхотепа на юг. Водрузив свою пограничную плиту у неких «вод Хора», чего, якобы, не сделал никто из его предшественников, и, собрав большое количество золота в стране Караи, Аменхотеп возвратился в Египет. Этот «первый победоносный поход» Аменхотепа был, по-видимому, и единственным, в котором он участвовал. Да и не вполне ясно, кто, собственно, руководил походом, он сам или его наместник в Нубии Меримос.

Дипломатические браки

В Азии владычество Аменхотепа было общепризнанным. Цари таких великих держав, как Митанни и Вавилонское царство, заискивали перед фараоном и посылали в его гарем своих сестёр и дочерей. Так, Аменхотеп был женат на сестре и дочери вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочери вавилонского царя Куригальзу I, дочери вавилонского царя Кадашман-Элиля I. Также Аменхотеп был дважды женат на митаннийских принцессах. В 10-ый год своего царствования он женился на дочери царя Митанни Шуттарны I Келу-хебе (Гилухеппа), а в 36-ой - на внучке Шуттарны I, дочери Тушратты - Таду-хебе (Тадухеппа). О большом влиянии Аменхотепа говорит и тот факт, что вавилонский царь Куригальзу I, когда сирийские царьки попытались вовлечь его в союз против фараона, послал им категоричный отказ на том основании, что он находится в союзе с фараоном, и даже угрожал им войной в случае, если их союз осуществится. Царь Кипра находился в вассальной зависимости от Аменхотепа и регулярно посылал ему большое количество меди за исключением одного раза, когда, как он сам говорит в своё оправдание, его страну посетила чума. Более двадцати предметов с именами Аменхотепа III и Тейе, обнаруженные на островах Эгейского моря, свидетельствуют о краткосрочном возобновлении связей Египта с этим регионом.

Строительная деятельность

Царствование Аменхотепа было отмечено грандиозным строительством. Перед храмом Амона в Карнаке, Аменхотеп возвёл ещё один пилон, построил по соседству, подле подковообразного озера, храм супруге Амона - богине Мут. Не исключено, что и средний проход, так называемого, Гипостильного зала в Карнаке, между двумя рядами исполинских колонн высотой 24 м, восходит к Аменхотепу III, и только впоследствии был расширен в огромный чертог. На юге Фив был построен храм Ипет-Рес (Луксорский храм) – одно из самых изысканных творений египетских зодчих. К нему тоже вёл величественный проход между двумя рядами каменных колонн высотой 16 м. Похожие проходы были воздвигнуты им перед соседним храмом Мут, и перед храмом в Сульбе (между 2 и 3-им порогами). Всеми строительными работами в Карнаке, Луксоре и в Фивах в целом руководили два зодчих - два брата близнеца Хори и Сути.

На западном берегу Нила возле столицы был построен загородный дворец Аменхотепа. Он представлял собой огромное одноэтажное сооружение из кирпича-сырца, с превосходными росписями на потолках, стенах и полах. В дворцовый комплекс входили и дома придворных, мастерские, дома ремесленников. Постройку этого дворца, получившего название «Дом Ликования», не без основания связывают с празднеством «тридцатилетия царствования» (хеб-сед). Несколько севернее дворца был построен великолепный поминальный храм Аменхотепа. К сожалению, от этого здания мало что уцелело. Возле этого храма была создана аллея из сфинксов, изваянных из розового гранита, а перед его пилонами были воздвигнуты две огромные статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона», каждый из цельной каменной глыбы высотой 21 м и весом более 700 тонн. Постройкой этого храма руководил архитектор Аменхотеп, сын Хапи. Этот же Аменхотеп из каменоломен около Гелиополя доставил в Фивы два огромных изваяния своего повелителя для общегосударственного храма в Карнаке. По крайней мере, одно из них имело высоту 24 м.

Богатство государства

Источником столь обширной строительной деятельности Аменхотепа, были несметные богатства, поступающие в Египет из покоренных и зависимых стран. Эти богатства Египта были столь велики, что Аменхотеп мог посылать большое количества золота в качестве подарков своим верным союзникам -- царям Митанни и Вавилона, причём последние были уверены, что золота в Египте столь же много, как песка в пустыне. В правление Аменхотепа наблюдалось процветание торговли, также приносящей огромный доход государству, ибо Аменхотеп всячески поощрял законную торговлю и надлежащим образом её таксировал. В искусстве времени Аменхотепа сочеталось стремление к громадному (исполинские колонны и здания), со строгой стройностью. А изображениям на плоскости сообщались очертания невиданной мягкости и плавности.

В эпоху царствования Аменхотепа III Египет поддерживал контакты и с Пунтом. В гробнице Аменмеса (ТТ89), градоначальника Фив и очень высокопоставленного вельможи, сохранилось изображение типичных даров Пунта в сопровождении местных вождей. Другой Аменмес, простой писец, также сообщал о прибытии флотилии из Пунта в Египет в период до 36-го года правления царя.

Обожествление царя

Аменхотеп, упиваясь своим владычеством над «миром», дошёл в самообожествлении до культа собственных идолов. Правда, это поклонение фараону насаждалось преимущественно в Нубии, где вместе с Амоном царю был посвящен великолепный храм в Сульбе, но и в Мемфисе царскому идолу воздавались божественные почести. В Нубии, в соседней с Сульбой Седэнге был сооружён храм, в котором, как богиню, чтили любимую жену фараона, царицу Тэйе. Сановному строителю Аменхотепу, сыну Хапи, скончавшемуся, скорее всего, после 30-го года царствования фараона, был построен поминальный храм на западе Фив, словно царю. Века спустя, он был причислен к пантеону египетских богов, и греки ввели его «Аменофиса, сына Паания» в сонм своих мудрецов.

Фараонов издревле сравнивали с солнцем и величали их «сыновьями Ра (солнца)», но никто до Аменхотепа не именовал себя столь упорно, как он - видимым Солнцем. С этим представлением о себе, как о светлом Солнце перекликалось настойчивое подчеркивание своей приверженности к «правде» (Маат). Из пяти царских имён три были посвящены ей: в первом имени царь величал себя «Воссиявшим в Правде», во втором – «Устанавливающим Законы», четвертое, обычно государственное имя, - «Неб-Маат-Ра» означало «Владыка Правды Солнце». Возле главного храма столицы в Карнаке фараон поставил особый храмик, всё той же «Правде», «дочери Солнца» Маат.

Волнения в азиатских владениях

В конце царствования Аменхотепа начались волнения в азиатских владениях Египта, так называемое народное движение хапиру - изгоев, удалившихся в степь и образовавших отряды вольницы. Хапиру выступали против царской власти вообще, и против фараоновской в особенности. В это время в горах, между Финикией и Сирией возникло новое государство Амурру, основное население которого составляли хапиру. Создатель этого царства Абди-Аширта из осторожности прикидывался верным фараону, но одновременно через своих агентом систематически призывал население присоединиться к хапиру и убивать своих градоначальников, верных фараону, что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине. Кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов. Египетские наместники Амурру не сразу обнаружили враждебный характер деятельности Абди-Аширты, в результате чего он сумел значительно расширить свои владения.

Хеттская угроза

В 70-х годах XIV века до н. э. на севере для Египта возникла новая опасность. Окрепшее Хеттское царство стало претендовать на гегемонию в районе Сирии и Верхней Месопотамии. Хетты вторглись во владения союзника Аменхотепа митаннийского царя Тушратты. Тушратте удалось изгнать их, и он даже послал Аменхотепу колесницу, пару лошадей и двух рабов в виде подарка из числа добычи, доставшейся ему от хеттов. Но египетские провинции в Сирии не были пощажены. Акиззи, вассальный царь Катны писал фараону, что хетты вторглись на его территорию в долине Оронта, унесли изображение Амона-Ра с именем Аменхотепа III, и, уходя, сожгли город. Нухашше, лежащее дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Адду-Нирари написал отчаянное письмо фараону с уверениями в преданности и просьбой помочь против нападавших. Аменхотеп ограничивался посылкой небольших частей войска. Видимо, для поддержки в борьбе против хеттов наметился брак Аменхотепа с дочерью царя страны Арцавы Тархундарадуса.

Обстановка внутри страны

Также неспокойно было и внутри страны, где сталкивались интересы двух могущественных группировок: столичной и местной номовой знати с одной стороны и новых социальных слоев и выдвинувшейся из их среды новой служилой знати - с другой. В 30-ю годовщину царствования Аменхотеп III назначил своим соправителем своего сына Аменхотепа IV. Под конец жизни Аменхотеп III сильно потолстел и страдал каким-то тяжелым недугом. Для исцеления от него митаннийский царь Тушратта послал своему египетскому «брату» идол богини Иштар Ниневийской, с вежливой просьбой вернуть его потом обратно. Царица Тэйе сохранила своё необычайное положение рядом с фараоном вплоть до его кончины, несмотря на то, что Аменхотеп был женат не только на иноземных царевнах, но и на нескольких собственных дочерях. Бывает, что на одной и той же надписи стоят рядом имена Аменхотепа, «жены царя» Тэйе и их дочери, «жены царя» Ситамон (Си-Аманы «Дочери Амона»).

Аменхотеп царствовал 38 лет и несколько месяцев. Его мумия, обнаруженная вместе с останками многих других царей и цариц в гробнице-тайнике его деда, Аменхотепа II в Долине царей, дала возможность установить, что в момент смерти ему было от 40 до 50 лет; точнее определить возраст не удалось.