Материальна не мысль, а чувство. Или почему аффирмации не работают и что работает вместо них? Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться Главная мысли чувства и открытия

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

Очищение души от злых мыслей и приведение ума в сосредоточенное состояние ― целожизненный подвиг, который требует от человека, по мысли преподобного , «непременного и постоянного упражнения ума» .

«Непрестанно борись с парением помыслов и когда ум рассеялся, собирай его к себе» ― говорит .

Мы должны бороться за чистоту мыслей и потому, что (как учит преподобный Пётр Дамаскин): «Бог создал нас,... чтобы мы, насладившись Его благами, были благодарными и благомыслящими » .

Прежде всего человек должен научиться замечать, о чём думает (что очень непросто для тех, кто ранее этого не делал) .

«Мы думаем, что не навлекаем на себя вовсе никакой вины праздными, непостоянными развлечениями помыслов, но как поражённые слепотой глаз, ничего не видим в себе , кроме главных пороков, и считаем нужным избегать только того, что осуждается строгостью мирских законов; если мы хоть немного сознаём что в этом невиновны, то думаем, что в нас вовсе нет греха. По близорукости не видя в себе многих мысленных нечистот , мы вовсе не имеем спасительного сокрушения сердца. Многое что постыдно говорить или делать перед людьми, мы не стыдимся воспринимать умом и сердцем и не боимся, что это открыто для взора Божия и противно Ему .

«Мы должны тщательно исследовать всё, что вошло в наш ум» .

Таким образом, святые отцы и подвижники благочестия прежде всего призывают человека быть внимательным. «Внимание ― тщательное и осмотрительное наблюдение вещей и явлений» , в данном случае наблюдение внутреннее, за мыслями.

«Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями... и всячески избегать того, что оскорбляет Бога» . «С нашей стороны требуется постоянный контроль за нашими мыслями» .

«Более всего необходимо быть внимательным к своим помыслам, чтобы не дать им претворяться в дела, а за тем в пороки» .

Внимание ― одно из основных средств борьбы с греховными помыслами. «Внимание к помыслам, настоятель Глинской пустыни преподобный Иоанникий, уподоблял «мысленной

мастерской», в которой страстная жизнь переделывается в бесстрастную. Он призывал всех стяжать внимание к свой душе. Настоятель сам каждый вечер испытывал себя, задавал себе вопросы: «Как провел день? О чем думал, к чему стремился?», а утром проверял: «Как прошла ночь?». Итак, каждый день «бдительно наблюдая за собой, отсекал вредные мысли» . И этому учил своих учеников.

Преподобный Иоанникий говорил, что с вниманием соединено и составляет как бы единое средство хранение ума и хранение чувств .

Господь дал заповедь о хранении ума , заповедь, о которой человеки обыкновенно не заботятся, даже не знают о её существовании, о ее необходимости и особенной важности. Но Господь, назвав ум оком души, возвестил: «если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно » (; ). Телом названо здесь жительство. Жительство заимствует свое качество от руководящего жительством образа мыслей» .

Образный пример хранения ума и чувств дает преподобный :

«Тело имеет своим путеводителем глаз, и он видит, и все тело ведет надлежащим путем. Представь же, что идет кто-нибудь местами лесистыми, заросшими тернием, и тенистыми, где и огонь заграждает путь и мечи вонзены; есть там и стремнины, и множество вод. если путник оборотлив, осторожен и неустрашим, то, имея путеводителем глаз, с великою внимательностью проходит трудные эти места, и руками и ногами всячески сдерживает хитон свой, чтобы не изорвать между деревьями и в терниях, не замарать грязью, не разрезать мечами; и глаз, служа светом для целого тела, указывает ему путь, чтобы не сокрушилось оно на стремнинах, или не потонуло в водах, или не потерпело вреда в каком-нибудь затруднительном месте. Так оборотливый и смышленый путник, со всей осторожностью подобрав хитон свой, идя прямо по указанию глаза, и себя сохраняет невредимым, и надетый хитон сберегает несожжённым и неразодранным.

Если же подобными местами проходит человек нерадивый, ленивый, беспечный, неповоротливый, недеятельный, то хитон его, развеваясь туда и сюда, потому что у путника недостает твердости – всячески подбирать свою одежду, рвётся о сучки и терния, или загорается от огня, или изрезывается вонзенными мечами, или грязнится в тине; одним словом, прекрасный и новый хитон его в скором времени портится от его невнимательности, недеятельности и лености. А если путник не будет обращать полного и должного внимания на указание глаза, то и сам упадет в ров или потонет в водах.

Подобным образом и душа: нося на себе, как бы прекрасный хитон, одежду тела и имея у себя ум, который дает направление всей душе с телом, когда проходит она по лесистым и тернистым стезям жизни, среди тины, огня, стремнин, то есть вожделений и удовольствий и прочих несообразностей века сего, – должна с трезвением, мужеством, рачительностью и внимательностью везде сдерживать и оберегать себя. А чтобы телесный хитон в лесистых и тернистых местах мира сего не раздрался где-либо от забот, недосугов и земных развлечений и не сгорел от огня вожделений, то облечённая в оный душа отвращает око, чтобы не видеть лукавства, а также отвращает слух, чтобы не слышать пересудов, удерживает язык от суетных разговоров, руки и ноги от худых занятий; потому что душе дана воля отвращать телесные члены и не допускать их до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого и срамного, до непристойных слов, до занятий мирских и лукавых» .

Что касается хранения ума, то как человек старается хранить чистой свою одежду, проходя по нечистым местам, так должен со внимательностью оберегать, хранить свой ум от греховных помыслов и рассеянности. «Как невозможно жить без еды и питья, так невозможно душе достичь чего-либо духовного без хранения ума» .

Святые отцы написали много трудов о хранении ума. Здесь же приведём некоторые методы и средства борьбы с греховными помыслами, содержащиеся в советах святых отцов и подвижников благочестия.

Итак, после того, как мысль вниманием замечена, следует ее осознать : соответствует ли она нравственным нормам, велению совести.


Советы святых отцов и подвижников благочестия Действия против злых мыслей
«Средство борьбы со злыми помыслами – осознание их чужими. Великая ошибка все возникающие в нас помыслы считать своей собственностью. Всё греховное – пришлое нам». (Святитель ) «Первый приём для борьбы со злыми помыслами – не считать внушения своими , а всеянными, положить разделение между собою и этим всеянным и, признав его чуждым, отнестись к нему не как к своему детищу, а как к вражескому порождению. Отсюда тотчас в душе не ослабляется только, но совсем отходит от неё понуждение – делать по внушению испытываемому...». (Святитель ). «Дурные мысли не надо считать своей неотъемлемой собственностью».(Преподобный ). Не считать злые помыслы своими
«Если зародится внутри (худая мысль) нужно тотчас прогонять её благочестивым размышлением». (Святитель ). «Греховные мысли надо немедленно отвергать и отгонять». ( «Положите себе законом действовать и в отношении к страстным помыслам в каком бы маленьком виде они не появлялись, спешите выгонять их, и так безжалостно, чтобы и следа их не оставалось.Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева, или рассерчанием на них. Как только заметите страстный помысл, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на него. Это серчание есть решительное отвержение страстного. Страстное не может иначе держаться,как сочувствием к нему, а серчанием истребляется всякое сочувствие; страстное и отходит или отпадает при первом его появлении. И вот только где позволителен и благопотребен гнев. У всех святых отцов нахожу, что гнев на то и дан, чтобы им вооружаться на страстные и грешные движения сердца и прогонять их им »(Святитель ) «Помыслы отгонять как искру от руки».(Схиархимандрит Прогонять, выгонять, отгонять, отвергать
«Как только греховные помыслы будут осознаны, тотчас следует отсекать их»(преподобный Исихий). «Всякий человек есть как дерево, у которого изнутри исходят, как отрасли и сучки, помышления злые, гнев. Как садовник обрезает дерево и исходящие из него сучки негодные и отростки обрезает, чтобы они когда вырастут, самого дерева не повредили, – так подобает всякому христианину обрезывать помышления злые, как только начнут из сердца исходить, и показываться, чтобы возрастая, не повредили внутреннего духовного человека». (Святитель ). «Подвиг отсечения помыслов предстоитвсем христианам без исключения и непрестанно...».(Святитель ). Отсекать, обрезать
«Не слушай врага, не соглашайся с ним»«Несогласие с грехом имеет весьма важное значение в жизни человека, и на нем должно быть сосредоточено все внимание»(Схиархимандрит Не соглашаться
«Когда разбойник в дом входит и хочетразграбить дом, каждый противиться ему, чем может. Злые помыслы суть неприятели и разбойники, которые входят в дома душ наших и хотят разграбить сокровище души, а нас самих погубить. Надо... противиться им...». «Начало борьбы с грехом – сопротивление помыслам». «Злые помыслы нельзя принимать».(Схиархимандрит «Как люди входят в дом и выходят из него, так и греховные помыслы приходят и снова могут уйти, если ты их не принимаешь».(Преподобный Сипуан Афонский) Противиться, сопротивляться, не принимать
«Помня, что всё видит и слышит, нужно контролировать все свои помышления».(Схиархимандрит Контролировать
«Должно стараться удалять из самого ума всякую порочную и постыдную мысль».(Святитель ) Удалять из ума
«Иную вражескую и беззаконную мысль невозможно угасить иначе как приведя её в уничтожение стыдом; потому что стыд отделяет человека от греха ». (Святитель ) Уничтожить злую мысль стыдом
«Пришла в голову «злая мысль – тут один закон ... Поскорее возвратить внимание от недоброго к доброму и на нем остановить».(Святитель ) Переключить внимание
«Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум не терпит быть в праздности. Посвяти ум добрым мыслям».(Преподобный )
«Трудно человеку достигнуть умирения помыслов, потому что он видит в миру много зла, которое оставаясь в памяти, непрестанно теснит его внимание даже тогда, когда он сидит один дома. Какая толкотня помыслов! Преподобный Макарий сравнивает состояние умов людей с трясением зерен пшеницы в решете. Помыслы не дают ни читать, ни рассуждать о серьезном, – все отбивают от настоящего дела. Как же от этого избавиться? Лучшего способа нет, как изгнать злые помыслыи воспоминания добрыми... Этим разрешается вопрос об умиротворении помыслов. Все дело состоит в том, чтобыпомыслы злые и пустые заменить добрыми , т.е. мысли о добром никогда не производят ни смятения, ни огорчения,а одно созидание и благонастроение».(Святитель ) «Если нападают лукавые помышления, то тотчас нужно обращать их в добрые, и они не повредят нам». (Преподобный ) Мысли злые заменить добрыми
«Поставьте себе законом всякий раз нападение худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутие занозы». (Святитель ) «Все греховные помыслы и движения следует в себе побеждать, стараясь всякий раз восставлять и водружать в уме противоположные им добрые мысли, чувства и расположения: вместо неверия – несомненную в Бога веру, вместо ропотливости – искреннее благодарение Богу за все, вместо богозабвения –непрестанную углубленную память о Боге, вместо нерассудительности – чувства, обучение в рассуждении добра и зла, вместо сластолюбия – всякое воздержание, постничество, вместо славолюбия – смирение, вместо сребролюбия –довольство малым и нищелюбие; также вместо гнева – кротость, вместо ненависти – любовь, вместо зависти – сострадание, вместо мщения – прощение и мирность,вместо злорадства – сострадание, вместозложелательства – доброхотство...Мысленную силу свою укрась непрестанным к Богу вниманием, молитвой и ведением Божественных истин, силу желательную –полным самоотвержением и отрешением от всякого самоугодия, силу раздражительную – любовью; и греховные помыслы невозмогут найти места в тебе.Если ты сам будешь восставлять в себе утром, вечером и в другие часы дня исчисленные добрые мысли, чувства и расположения, то враги невидимые не приблизятся к тебе; ибо в таком случае ты будешь походить на полководца, который непрестанно осматривает ополчение свое и строит его в боевой порядок, а на такого нападать, враги это знают, неудобно. Останови побольше внимание на последнем пункте – на действиях противоположных тем, к каким влекут страстные помыслы, и на водружение в сердце противоположных страстям мыслей, чувств и расположений. Только этим способом можешь ты искоренить в себе страсти и стать в более безопасное положение. Ибо, пока корни страстей остаются внутри, они всегда будут производить из себя свои порождения и ими затуманивать лик добродетелей, а иногда и совсем закрывать и вытеснять. В таких же случаях мы подлежим опасности опять впасть в прежние грехи и сгубить все труды свои».(Преподобный ). Образование в душе мыслей противоположных греховным
«Ты имеешь дурные помыслы? Не выноси их посредством слов , пусть они лежат внизу и скоро заглохнут. Не будем позволять этим помыслам переходить в слова, чтобы, сдавливаемые внизу, они ослабевали и погибали. Как тот, кто ввергнул в яму различных свирепых зверей, если сверху закроет эту яму, то легко задушит их, а если оставит некоторый выход и малую возможность дышать, и не только не задушит их, но сделает еще более свирепыми, так бывает и с порочными помыслами, когда они зарождаются внутри. Если мы преграждаем им выход наружу, то скоро уничтожаем их; а если выпускаем их посредством слов, давая им перевести дыхание посредством языка, то делаем их более сильными и от занятия постыдными словами скоро впадаем в бездну непристойных дел... Если в нас рождается скверный помысл, надо подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова» (Святитель ) Не допускать, чтобы злой помысл переходил в слова
«Кто не любит работать, тот бездействием питает страсти и пожеланиям дает свободу устремляться к сродным им предметам, – что наипаче обнаруживается во время молитвы; ибо тогда внимание ума бывает все поглощено тем, чем занято сердце, и он только и делает, что в помыслах перебирает внушаемое пришедшею в движение страстию, вместо того чтобы беседовать с Богом и просить у Него полезного себе. Зная это, святой Павел с ревностью нападает на праздность и всех Апостольской властью обязует к труду (). Дело есть якорь для мысли и дает ей безопасное направление . Пусть отовсюду приближаются бури и порывы ветров, угрожают крушением, мысль стоит неуклонно, удерживаемая делом, как якорем;несколько волнуется она поднимающимися помыслами, но не увлекается в опасность, потому что держащие ее узы крепче гоняющих ее ветров».«Тело, трудящееся над делом, удерживает при себе мысль, которая не меньше глаз должна наблюдать за тем, что делается, и содействовать телу для непогрешительности в действии, а покоющееся тело дает мысли свободу кружиться; потому что во время покоя возбуждаются страсти и при каждом похотливом воспоминании увлекают мысль и овладевают ею, как пленницею».(Преподобный ). Трудиться, избегать праздности
«Злые мысли пресекай страхом Божиим». «Страх Божий сохраняет чистоту мыслей и не дозволяет уму рассеиваться». (Схиархимандрит «Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом». «Страх Господень приводит в порядок духовную мысль». (Преподобный ). Укреплять духовные силы страхом Божиим
«Человек обязан всегда и везде помышлять о вечности. И тогда его мысль, подобно горящей свече, станет показывать ему, от чего удаляться и к чему стремиться, ... [поможет] побеждать злые помыслы». (Схиархимандрит Помнить о вечности

Для борьбы с греховными помыслами также необходимо:

· «хранить память , то есть отгонять воспоминания, от которых возникают греховные мысли. Память, по словам преподобного , после грехопадения «склонна больше удерживать лукавые и пагубные помыслы, чем помыслы об истинном и должном. Греховные помыслы, возникающие от воспоминаний, приносят большой вред, т. к. расслабляют сердце; ум же теряет собранность» .

· «хранить воображение , не представлять в уме предметы и явления, от которых могут возникнуть греховные помыслы»

· хранить чувства , «которые бывают проводниками греховных помыслов. Преподобный Иоанникий Глинский говорил: «Если ум не обуздывает чувств, то глаза всюду разбегаются от любопытства, уши любят слушать суетное, уста становятся неудержимыми» . Он часто повторял: «Усиленно обуздывай органы чувств твоих: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и преуспеешь» .

Настоятель мудро учил опускать глаза, не смотреть по сторонам, чтобы не увидеть чего-нибудь возбуждающего греховные мысли, воспоминания, желания. Учил сдерживать и другие чувства, как телесные, так и душевные .

Об исправлении рассеянности святитель пишет: «Рассеянность души надо исправлять и отклонять от себя строгим внимание ума ― и в каждую минуту надобно занимать непрестанно душу размышлениями о том, что прекрасно » .

«Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимание на чужие грехи, то ум его приходит в собранность» .

Особенно помогают в борьбе со злыми мыслями благодатные средства: , исповедь, причащение Святых Христовых Таин, чтение слова Божия, осенение себя крестным знамением (см. Глинский патерик. М., 1997. С.376–378).

Святые отцы много пишут о необходимости откровения помыслов духовному отцу. «Открывай помыслы отцу своем» .

«Злые помыслы ― надобно предавать поруганию чрез исповедывание, ибо злые помыслы тотчас обращаются в бегство, как только бывают оглашаемы ; как при появлении света отбежит тьма, так пред светом исчезают страстные помыслы» .

«... Страстные помыслы придут ― что вы будете с ними делать? Их надо открыть: иначе они засядут внутри и будут там расти и стареть» .

«Злые помыслы, не объявленные духовному отцу, приходят в действие» .

Результатом борьбы со злыми помыслами «бывает чистота ума от помыслов, сердца от страстей, воли ― от склонностей» .

«Если человек управляет своими мыслями , [а значит] желаниями, чувствами, то в этом случае духовные силы действуют в естественном свойственном им порядке» .

«Властвуй над своими помыслами, чтобы быть господином всего, потому что данная нам власть над животными должна сделать нас способными и к властвованию надо собой» .

Успех рождается в подсознании

Или самый . Вы никогда не задумывались, почему некоторые люди, легко могут добиться успеха, счастья, любви, богатства? Почему они , и им легко удается достигать любую свою ? В то время как другие пытаются достичь этого с огромным трудом. И почему, в конечном счете, очень многие терпят неудачу? Что это за таинственная магия, или , и почему так происходит? Все эти вопросы мы рассмотрим сегодня на блоге , в рубрике « »

Итак, почему к некоторым людям успех приходит легко? Возможно, Вы думаете, что они умнее, талантливее, чем остальные, или "Они оказались в нужном месте и в нужное время "или" Им просто повезло ". Конечно, есть люди, которые умны и успешны, но есть и много людей, которые умны и неудачны. Для того чтобы легко добиться успеха в любой области, вам не нужно быть талантливым или чрезвычайно умным человеком.

На самом деле, не существует такого понятия, как удача. Удача – это просто в вашей жизни, без всякого объяснения. И все, что у вас есть в вашей жизни, было заложено в вашем подсознании. – это и есть слагаемые успеха. И именно подсознание является наиболее мощной частью человеческого разума.

Давайте рассмотрим пример.
Вы когда-нибудь планировали проснуться в нужное Вам время, без будильника? Возможно, вам нужно было раньше проснуться для определенной работы, важной встречи или выполнить поручение?
Даже если это время, совершенно отличается от вашего обычного времени подъема. Вы проснетесь самостоятельно, если вы имеете четкое намерение.

Почему это происходит?
Это работа подсознания.
Подсознание знает все, включая то, когда вы хотели бы проснуться. Вы можете спросить: «Хорошо, если мое подсознание знает все, почему бы мне не узнать все о подсознании? "
Хороший вопрос.
Представьте себе, свое подсознание, как бесконечный архив. И для того, чтобы вам, добраться до информации, которую Вы хотите получить, Вы сначала должны сознательно направить себя, к месту
расположения этой информации, и затем вы можете ней воспользоваться.

Это же процесс происходит, когда вы хотите получить доступ к подсознанию. Если вы хотите, проснуться в 6 утра вместо 10 утра на важную встречу, вы сознательно даете себе определенную установку. На то, чтобы проснуться в это время. Эта установка заносится прямо в подсознание. В результате вы просыпаетесь в нужное Вам время.

Как это происходит? Наше подсознание является очень сложной и всезнающей божественной частью внутри нас, и оно находится под нашим контролем. Поэтому, нам нужно просто подумать в утвердительной форме, о том, что мы хотим.

Еще один пример.
Предположим, что вы путешествуете на большое расстояние, с изменением часового пояса. Вы ложитесь спать и говорите себе, что вы хотите, проснуться в 5 утра на следующее утро, но на этот раз вы находитесь в самолете. И в, то время когда Вы спите, Вы быстро перемещаетесь по всему миру. Вы ложились спать в одном часовом поясе, а за время перелета переместились в другой часовой пояс, который имеет разницу в пару часов.

Удивительно то, что если вы задали себе установку проснуться в 5 утра. Вы проснетесь в 5 утра, в новом часовом поясе. Ваше подсознание имеет автоматически подстраиваться под Вас даже при изменении часового пояса. Вот такие, чудеса проделывает наше подсознание.

Наше подсознание – это наш друг, но оно может быть и нашим врагом, оно не спорит, оно не судит, оно просто делает . Его можно сравнить, с волшебником с джином с детских сказок, который способен исполнить неограниченное количество желаний. Для подсознания "Наше желание это приказ" , оно не сомневается, в том, что это факт. Подсознание очень чувствительное к вашим утверждениям.

Если вы закладываете в подсознание такие чувства как; страх, беспокойство, сомнения, печаль, или мысли о бедности. Затем вы программируете его, чтобы это все воплотилось в жизнь. Некоторые люди верят, и думают, что большинство вещей в жизни происходит случайно.
Так вот - это неправда.

Вся Вселенная работает на абсолютную точность. И это факт, даже если я или вы не понимаем как это работает, и не знаем всех подробностей этой работы. То это абсолютно не означает, что этого не существует или не происходит.

Ошибка многих людей, которая им мешает добиться успеха – это бесконтрольный ход собственных мыслей и соответственно бесконтрольное течение жизни. Слишком многие люди в своих проблемах винят кого угодно. Они обвиняют дьявола или бога, родителей, семью, страну, законы, своих супругов, или Начальника. Как правило, список виновных, у этих людей может быть бесконечным.

Хотя истинная причина все проблем находится именно в нас самих. Если в вашей жизни прямо сейчас есть что-то что вам не нравится, вы больны и бедны.

То ответственны за это Вы и только Вы.

Да вы не сидели и не ждали, вы не ставили себе такую цель. Но вы притянули это к себе. Сознательно многие из нас даже не имеют понятия, что мы создаем определенные условия в нашей жизни. Это происходит потому, что человеку свойственно на сильном эмоциональном уровне фиксировать свое внимание на отрицательных проявлениях жизни, а подсознание заносит это в свои архивы. А затем вносит это в вашу жизнь.

Поэтому, всегда нужно следить и . Думайте так, как будто каждая ваша мысль огромными буквами написана на небе и видна каждому, и только Вы в ответе за эту мысль - так оно и есть. Наша мысль схожа с искоркой костра, и как искорка единичная мысль не обладает силой, а лишь сконцентрированная и многократно повторенная, она может быть направлена на все что вы хотите. Первое, что надо сделать – , следить за , настройтесь на успех. И именно с этого момента, начните думать только о хороших и приятных вещах, научитесь чувствовать себя всегда хорошо и живите с открытой душой. И Вы будете чувствовать себя лучше, когда вы поймете, и увидите, что ваше подсознание (и, следовательно, вся ваша жизнь) фактически полностью находятся под вашим контролем .

Каждый из нас является бесконечным источником благополучия, и в каждом из нас существует божественное участие, чего-то гораздо более мощного, чем мы осознаем.

В западном мире, великим символом божественности, является история Иисуса Христа из Назарета. Сейчас абсолютно не важно, какого Вы вероисповедания, или вы вообще атеист, это не имеет значения. Я просто хотела бы обратить ваше внимание на символику, в Истории об Иисусе Христе. История представляется на подсознательной основе.

История Иисуса в том, что он был наполовину человек, наполовину бог. Он
Сын человека и божества Всемогущего Бога во Вселенной. Он совершал на протяжении всей своей жизни «невозможное», исцеляя больных касанием руки, воскрешал мертвых, и, в конце концов, он превзошел даже саму смерть.

В Библии есть много мест, где он говорит своим последователям, что они будут делать гораздо больше вещей, чем сделал он. Сегодня, для многих людей остается загадкой, действительно ли Иисус существовал. И, мы не будем развивать дебаты на эту тему. Но, история Иисуса дает нам четкое понимание того, что мы
больше, чем просто люди, и что мы имеем право на жизнь в изобилии, любви, делать, быть или иметь все, что мы хотим.

Мы представляем собой смесь из плоти и "духа". И совершено неважно как Вы его назовете, Божьим духом, или Разумом Вселенной. Этикетка, действительно не имеет значения. Важно лишь то, что Вы чувствуете. Надо чувствовать, а не понимать!

Если Вы каждым сосудиком каждой клеточкой, будете хотеть добиться успеха, всеми фибрами своей души и силой воли будете стремиться к этому. То Вас ничего, и никто не остановит на этом пути. Вам просто нужно заложить новое отношение к себе и к жизни.

: "Глядя на человека, проговаривай свои мысли, свои чувства и свои ощущения". При этом все понимают, что "Наверное, тебе около тридцати лет" - это мысли, "Меня к тебе тянет" - это чувство, а "Мои руки немного потеют" - это ощущение.

Казалось бы, все так просто и очевидно, однако на практике возникает множество ошибок, непониманий и просто путаница. Да и с точки зрения теории много сложных моментов в связи с тем, что сложившееся словоупотребление в практической психологии за многие десятки лет стало серьезно отличаться от стандартов академической психологии.

Ощущение

Ощущения - это в первую очередь элементарные кинестетические ощущения : все то, что мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них.

Прикосновение или напряжение мышц, боль или холод, сладкое или горькое - все это ощущения, в отличие от звуков, картинок и образов. Вижу - , слышу - звуки, а чувствую (ощущаю) - ощущения .

"Приятная расслабленность в груди" или "напряжение в плечах", "сжаты челюсти" или "ощущаю тепло рук" - это кинестетика и это непосредственные ощущения. А вот рассказ о том, что вы видите и слышите - уже в меньшей степени рассказ о ваших ощущениях.

"Вижу свет и слышу негромкие звуки" - еще об ощущениях, а "Вижу твои прекрасные глаза и теплую улыбку" - это уже не непосредственные ощущения. Это уже восприятия, переработанные умом ощущения, это уже целостное и осмысленное видение происходящего с добавлением тех или иных чувств.

Там, где начались восприятия, обычно кончаются ощущения. Ощущения - это непереработанная, без интерпретаций, непосредственная кинестетика.

Впрочем, по жизни все конкретнее и сложнее. Фраза "Я ощущаю, как мне жмут ботинки" - все-таки об ощущениях. При том, что "ботинки" - это целостное восприятие предмета, это уже не ощущение, а восприятие, но фраза делает акцент не на ботинки, а на то, что ботинки "жмут". А "жмут" - это ощущение.

Мысли

Мысли - интересные связки чего-то с чем-то, которые родил ум в процессе переработки ощущений, чувств или каких-либо других мыслей. Мысли бывают ясные и смутные, мелкие и глубокие, путаные и четкие, это могут быть предположения и ассоциации, убежденные констатации или рассказ о сомнениях, но при мысли всегда работает .

Если чувство это восприятие через тело, то мысли - образно-визуальное или понятийное восприятие, восприятие через ум (голову).

"Я знаю, что мы чужие" - через голову это это знание, нейтральная мысль. "Я чувствую, что мы чужие" - если это пропущено через душу (то есть через тело), - это может быть обжигающее или леденящее душу чувство.

Влечение, желание может быть нейтральным знанием: "Я знаю, что к обеду я проголодаюсь и буду искать, где поесть". И это может быть живым чувством, когда внимание на всех вывесках ищет "кафе" и отвлечься трудно...

Итак, мысли - это все то, что приходит к нам через ум, через голову.

Чувства

Когда вас спрашивают о ваших чувствах, это не про так называемые внешние чувства , не про наличие у вас глаз, слуха и других органов чувств.

Если девушка скажет своему молодому человеку: "У тебя нет чувств!", то его ответ: "Как нет? Чувства у меня есть. У меня есть слух, зрение, все органы чувств в порядке!" - или шутка, или издевательство. Вопрос о чувствах - это вопрос о внутренних чувствах ,

Внутренние чувства - это кинестетически переживаемые восприятия событий и состояний жизненного мира человека.

"Я тобой восхищаюсь", "чувство восхищения" или "ощущение света, исходящего от твоего прекрасного лица" - это про чувства.

Чувства и ощущения часто похожи, их нередко путают, но на самом деле отличить их легко: ощущения - это элементарная кинестетика, а чувства - уже переработанные умом ощущения, это уже целостное и осмысленное видение происходящего.

"Теплые объятия" - это не про 36 градусов по Цельсию, это про историю наших отношений, так же как и чувство "Мне с ним неуютно" - говорит о гораздо большем, чем ощущение "жмут ботинки" .

Чувства нередко путают и с интеллектуальной оценкой, но направленность луча внимания и состояние тела почти всегда подскажут вам правильный ответ. В интеллектуальной оценке есть только голова, а чувство всегда предполагает тело.

Если вы заглянули себе в душу и чувствуете в себе чувство - значит, это правда, у вас - чувство. Чувства не врут. Однако здесь нужна осторожность - вы не всегда можете быть уверены, какое конкретно у вас чувство. То, что иногда переживается человеком как определенное чувство, может им и не быть, может быть чем-то другим. В этом конкретном пункте - чувства, бывает, врут .

Чтобы люди в чувствах не путались, чтобы одно чувство люди не принимали за другое и меньше придумывали чувства там, где их на самом деле нет, сочиняя рэкетные чувства, многие психологи предлагают словарь настоящих чувств и методику их распознавания.

Итак, как же коротко определить чувства? Чувства - это образно-телесная интерпретация кинестетики. Это кинестетика, оформленная в живые метафоры. Это живое, пришедшее к нам из нашего тела. Это язык, на котором говорит наша душа.

Кто кого определяет?

Ощущения вызывают чувства? Чувства вызывают мысли? Все наоборот? - Скорее, правильные ответ будет в том, что взаимосвязи ощущений, чувств и мыслей могут быть любыми.

  • Ощущения - чувства - мысли

Ощущение зубной боли - чувство страха - решение пойти к зубному.

  • Ощущение - мысль - чувство

Увидел змею (ощущения), на основе прошлого опыта сделал вывод, что она может представлять опасность (мысль), как следствие - испугался. Т.е., другой порядок.

  • Мысль - чувство - ощущение

Вспомнил, что Вася обещал мне дать денег, но так и не дал (мысль), обиделся (чувство), от обиды сперло дыхание в груди (ощущение) - другой порядок.

  • Мысль - ощущение - чувство

Представил, что мои руки теплые (мысль) - ощутил тепло в руках (ощущение) - успокоился (чувство)

Сколько чего надо?

Если у нас есть ощущения, есть мысли и есть чувства, то можно ли говорить о каком-то желательном их соотношении? По факту, у разных людей это соотношение бывает сильно разным, и в первую очередь идет различие по преобладанию мыслей или чувств.

Есть люди, любящие чувствовать и умеющие чувствовать. Есть люди, склонные не чувствовать, а думать, привыкшие и умеющие думать . К таким людям за чувствами обращаться трудно: они могут вам по вашему запросу рассказать о своих чувствах, но когда вы от этого человека отойдете, он вернется к штатному образу жизни, где он думает, принимает решения, ставит цели и организует себя на их достижения, не отвлекаясь на то, что ему не нужно, на чувства.

Мужчины чаще выбирают разум, женщины чаще выбирают чувства . Думается при этом, что важно не только то или иное соотношение мыслей и чувств, а вопрос о качестве мыслей и о содержании чувств.

Если у человека мысли пустые, негативные и бессвязные, то пусть лучше будет больше у него добрых и красивых чувств. Если у человека прекрасная голова, глубокие и быстрые мысли, то отвлекать его на большое количество чувств уже не видно необходимости.

Наверное, у развитой личности должны быть достаточно развиты (как прожиточный минимум) все эти три способности - способность ощущать, способность чувствовать и способность думать, а далее каждый имеет право на свой выбор.

Так происходит в хорошей школе: она дает обязательный набор предметов, а далее каждый выбирает свою специализацию, свое будущее.

Человек как организм чаще выберет жить чувствами, человек как личность - будет развивать свой разум. См.