Легкий крейсер звездные. Летящие по звездному пути: звездолеты «Стартрека

В этом цикле статей мы попробуем оценить проект отечественных легких крейсеров типа «Светлана», сопоставив его с аналогичными кораблями ведущих флотов мира, а также разберемся с тем, насколько была обоснована послевоенная достройка кораблей этого типа.

Легкий крейсер "Профинтерн", он же "Красный Крым", в девичестве "Светлана"

Мы же рассмотрим создание легких крейсеров типа «Светлана» немного под другим углом и попытаемся разобраться, для чего вообще создавались эти крейсера и для чего строили корабли этого класса в других странах. Сделав это, мы сможем оценить, насколько преуспели инженеры-кораблестроители в своих замыслах.

К сожалению, источники содержат много противоречивой информации о «Светланах». Мы не будем пытаться расставить все точки над «i», но все же рассмотрим основные «странности» в части тактико-технических характеристик крейсеров, потому что без этого сравнение с иностранными кораблями не может быть корректным.

Следует отметить, что аналогом «Светланы» в других флотах нужно считать не любые легкие крейсера, а только те, которые несли бронепояс. Это было принципиальным отличием от бронепалубных легких крейсеров. Как показал опыт Русско-японской войны (и не только он), одна лишь броневая палуба со скосами не дает кораблю нужной степени защищенности. Безусловно, броневая палуба полезна уже хотя бы тем, что защищает машины и котлы крейсера от осколков и иных воздействий разрывающихся в корпусе снарядов. Но она совершенно не препятствует поступлению воды внутрь корабля, когда последний получает повреждения в районе ватерлинии. Разработчики «карапасной» бронепалубы предполагали, что, раз уж ее скосы будут крепиться к корпусу ниже уровня моря, то снаряд, попавший в ватерлинию или даже чуть ниже взорвется на броне. И, хотя борт и будет продырявлен, но серьезных затоплений все-таки не будет.

Но это было ошибочной точкой зрения. Как показала практика, в этом случае броня от сильного удара и сотрясения отходила от креплений, или же «сдавало» крепление бронелистов у борта. Во всяком случае, бронепалубные крейсера получали едва ли не столь же обширные затопления, как если бы у корабля и вовсе не было брони. Достаточно вспомнить крейсер «Варяг». Он получил четыре попадания по ватерлинии в левый борт.

В результате крейсер приобрел столь «шикарный» крен, что ни о каком продолжении боя уже не могло идти речи.

Кстати сказать, приведенное выше фото настоятельно рекомендуется к просмотру всем, кто упрекает командира «Варяга» В.Ф. Руднева в том, что он не пошел на прорыв повторно.

Крейсера, чьи борта бронированы, не имеют подобных проблем. Они не получают сколько-то серьезных затоплений, кренов и не теряют скорости при получении попаданий у ватерлинии, разве только их поразили тяжелые снаряды, которым броня крейсеров противостоять не в силах. Таким образом бронепояс дает легкому крейсеру принципиальное преимущество перед своим бронепалубным «собратом», которое настолько весомо, что заставляет задуматься о выделении «броненосных» легких крейсеров в отдельный класс кораблей.

Российские «Светланы» получили бронированный борт. Кроме Российской империи, «броненосные» легкие крейсера строили только Англия, Германия и Австро-Венгрия. Удивительно, что каждая из четырех стран имела свою собственную концепцию легких крейсеров, и эти концепции ни в одном случае полностью не совпадали.

Отечественный МГШ для легких крейсеров ставил следующие задачи:
1. Разведка.
2. Дозорная и сторожевая служба.
3. Действия против миноносцев; поддержка своих миноносцев, участие в развитии успеха.
4. Одиночный бой с однотипными неприятельскими крейсерами.
5. Постановка минных заграждений в неприятельских водах.

Первоочередной задачей российского крейсера была служба при эскадре, защита ее от вражеских миноносцев и вывод своих миноносцев в атаку, но это не означает, что корабли этого типа совершенно не должны были действовать на коммуникациях. Они не были крейсерами в классическом понимании этого слова, потому что не предназначались для рейдерства в океанах и удаленных морских районах. Но при этом предполагалось, что корабли типа «Светлана» будут участвовать в активных минных постановках и прерывать вражеское судоходство совместно с эсминцами, т.е. действовать против вражеских коммуникаций в пределах Балтийского (а для черноморской серии, соответственно, Черного) моря. Крейсера типа «Светлана» не задумывались как «крейсеры-киллеры», но предполагалось, что в бою «один на один» отечественный крейсер все же должен иметь преимущество или, как минимум, не уступать неприятельским кораблям того же класса.

Весьма близка к российской концепции была австро-венгерская. Можно сказать, что она во всем повторяла отечественное понимание легкого крейсера за одним исключением – австро-венгры считали, что «танки с танками не воюют» и числили в противниках для своих крейсеров исключительно миноносцы. Ну а если вдруг все же встретятся вражеские крейсера, то следовало уходить под защиту тяжелых кораблей. При этом бронепояс как раз и должен был гарантировать, что случайный снаряд не собьет «австрийцу» скорости в отступлении.

Германия. Отличительная особенность ее концепции заключалась в том, что из всех стран только она одна предусматривала для своих легких крейсеров уничтожение вражеской торговли на океанских коммуникациях. Немцы хотели получить универсальный крейсер, способный и нести службу при эскадре, и лидировать миноносцы, и действовать в океане, а при необходимости – сражаться с британскими кораблями своего класса.

В отличие от немцев, англичане предпочли специализацию универсализму, но здесь необходимы некоторые пояснения. После русско-японской войны британцы посчитали, что, помимо полноценных броненосных крейсеров им понадобятся только крейсера-скауты, предназначенные для лидирования эскадренных миноносцев и разведки. Никаких иных задач (действий на коммуникации или боев с вражескими крейсерами) скаутам не ставилось.

Однако знаменитый Джон Арбетнот Фишер в бытность первым морским лордом счел, что малые крейсера совершенно отжили свое. Британский адмирал предполагал, что легкий крейсер – слишком неустойчивая артиллерийская платформа и что с задачами разведки справятся большие миноносцы, которым, в силу их размеров, лидеры будут не нужны. Что же до боя с вражескими крейсерами, то, по мнению Дж. Фишера это была задача для линейных крейсеров.

Но эта идея Фишера не увенчалась успехом. Попытка построить большой миноносец (им стал знаменитый «Свифт») привела к созданию корабля водоизмещением свыше 2000 т, который, тем не менее, по своим возможностям, за исключением скорости, во всем уступал крейсерам-скаутам. Да и со скоростью все было совсем неоднозначно, потому что, хотя корабль и развил 35 узлов, но расход топлива при этом был фантастическим. Таким образом, создание корабля, совмещающего функционал эсминца и крейсера потерпело фиаско, и британский флот вернулся к строительству скаутов, причем их задачи оставались прежними.

Но впоследствии англичане обратили внимание на опасность, проистекающую для их океанских транспортных путей от все более многочисленных германских легких крейсеров. Броненосные крейсера не могли им эффективно противодействовать, потому что были относительно тихоходны, линейные – потому что оказались весьма дороги и не могли строится настолько же массово, как раньше броненосные крейсера, а скауты – потому что были для этого слишком слабы.

Выход был найден в создании «защитников торговли» - легких крейсеров типа «town» (город), которые обладали достаточной мореходностью и огневой мощью для противодействия германским крейсерам в океане. В то же время, англичане не забросили строительство крейсеров-скаутов, которые, в конце концов, получили бронепояс и достаточно мощную артиллерию, сопоставимую с таковой у «городов». Можно говорить о том, что две линии английского крейсеростроения, «города» и скауты, в конце концов слились в единый тип быстроходного, бронированного и хорошо вооруженного легкого крейсера.

Российские «Светланы» были заложены в 1913 году. Для сравнения с ними мы возьмем следующие легкие крейсера:

1. «Кенигсберг», Германия. Лучшие кайзеровские легкие крейсера, первый из которых заложен в 1914 году и которые закладывались по 1916 год включительно. Строго говоря, правильнее было бы выбрать крейсер типа «Виттельсбах», потому что по дате закладки он «одногодок» со «Светланой», но, в конце концов, разница в год не толь уж велика.

2. «Честер», Великобритания. Последний представитель британских «городов», заложен в 1914 г.

3. «Кэролайн» - «потомок» крейсеров-скаутов и первый представитель легких крейсеров типа «С», почитающихся в английском флоте довольно удачными. Также закладывались в 1914 г.

4. «Даная», Великобритания. Наиболее совершенный легкий крейсер Великобритании времен первой мировой войны, первый из которых был заложен в 1916 г. Он, конечно, не ровесник «Светлане» по дате закладки, но все же интересно рассмотреть идеи «Светланы» на фоне вобравшего военный опыт британского крейсера.

5. «Адмирал Шпаун», Австро-Венгрия. Надо сказать, что данный крейсер совершенно не подходит для сравнения с перечисленными выше кораблями. Он был заложен много раньше их всех, в 1908 г, а 5-6 лет для тогдашних темпов научно-технического прогресса в военно-морском деле, это целая эпоха. Но это единственный тип бронированного легкого крейсера Австро-Венгрии (и к тому же – один из самых удачных легких крейсеров мира на момент вступления в строй), поэтому мы не будем его игнорировать.

Основные тактико-технические характеристики крейсеров приведены в таблице ниже.

Значения в скобках для водоизмещения крейсеров типа «Светлана» возникли по той простой причине, что водоизмещение этого крейсера не вполне ясно. Часто для «Светлан» указывается 6800 т нормального и 7200 т полного водоизмещения, но эти цифры вызывают известное сомнение, а источники, увы, феерически запутывают дело.

Вот взять, к примеру, весьма детализированную монографию А. Чернышова. «Гвардейские крейсера Сталина: Красный Кавказ, Красный Крым, Червона Украина». На стр. 16 в таблице «Сравнительные характеристики проектов крейсеров для Черного и Балтийского морей» мы читаем, что 6800 т – это нормальное водоизмещение крейсеров типа «Светлана» (балтийских). Это очень похоже на правду и логически вытекает из истории проектирования корабля. Однако же страницей раньше, где уважаемый автор давал нагрузку масс крейсера «Светлана», нормальное водоизмещение почему-то рассчитано в пределах 6950 т. Чуть дальше, на стр. 69 автор, видимо, попытался как-то примирить данное расхождение и указал, что 6 950 т – это нормальное водоизмещение крейсера, а 6 800 – стандартное.

Общеизвестно, что стандартное водоизмещение представляет собой вес полностью укомплектованного корабля с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питьевой воды в цистернах. Полное водоизмещение равно стандартному плюс полные запасы топлива, смазочных материалов и питьевой воды, а нормальное учитывает только половину таких запасов.

В расчете нагрузки масс крейсера «Светлана» А. Чернышов указывает наличие 500 тонн топлива, следовательно, можно утверждать, что что при нормальном водоизмещении в 6 950 т стандартное должно быть ниже 6 450 т, но никак не 6 800 т. Да и вообще, термин «стандартное водоизмещение» в военном кораблестроении появился только в 1922 г в результате ратификации Вашингтонского морского соглашения, а до этого повсеместно использовались нормальное и полное водоизмещение, но никак не стандартное и ничего такого в документах Российской империи содержаться не может.

Следующей загадкой является полное водоизмещение корабля в размере 7 200 т. Оно всего лишь на 400 т больше нормального (6 800 т), хотя должно быть – минимум на 500 т, раз уж в нормальном водоизмещении принята масса топлива 500 т и она должна составлять ½ полного запаса топлива. Однако же если мы посмотрим на данные о топливе, то обнаружим еще один клубок противоречий.

А. Чернышев на стр.15 сообщает, что в соответствии с эскизным проектом нормальный запас топлива должен был составить 500 т, в том числе 130 т угля и 370 т нефти. Полный запас топлива составлял 1 167 т. (вероятно, все те же 130 т угля и 1 037 т нефти). В этом случае полный запас топлива отличался от нормального на 667 т и следовало бы ожидать полного водоизмещения 7 467 – 7 617 т (при нормальном водоизмещении 6 800 – 6 950 т). В дальнейшем, на стр. 64 А. Чернышев указывает, что озвученные выше цифры запасов топлива верны для крейсера «Профинтерн» в 1928 г (т.е. для достроенной «Светланы») но буквально тут же (на стр. 69) опровергает сам себя, сообщая о полном запасе топлива 1 290 т для первоначального проекта «Светланы», 1 660 т (!) для «Профинтерна» на 1928 г и всего лишь 950 т (!!) для крейсера «Красный Крым». А ведь эти три совершенно разных крейсера являются одним и тем же кораблем: заложенная в 1913 г «Светлана» была достроена и передана флоту в 1928 г под новым именем «Профинтерн», которое в 1939 г сменилось новым названием «Красный Крым»!

В чем причина подобных разночтений? Вероятнее всего в том, что по получении технического задания отечественные инженеры разработали эскизный проект «крейсера типа «Светлана» водоизмещением в 6 800 т». Но в дальнейшем, как это нередко бывает, по мере разработки более детализированного проекта водоизмещение корабля пошло вверх. В то же время достраивался он и вовсе по модифицированному проекту, с дополнительным и оборудованием, и, конечно, его водоизмещение увеличилось еще более.
В силу вышесказанного, мы можем предположить, что по состоянию на 1913 г нормальное и полное водоизмещение закладываемых на Балтике крейсеров составило не 6 800 и 7 200 т соответственно, а 6 950 и 7 617 т, что и было отражено в таблице ТТХ сравниваемых крейсеров.

Еще одной загадкой наших крейсеров была их дальность хода. Удивительно, но факт - справочники дают значения, различающиеся в разы! Например, тот же А. Чернышев дает для «Красного Крыма» всего каких-то 1 227- 1 230 миль на 12 узлах, но для «Профинтерна» и А. Чернышов и И.Ф. Цветков указывают 3 350 миль на 14 узлах! Ответ здесь скорее всего кроется в том, что для «Красного Крыма» используются данные по состоянию на 1944 г, когда, в силу войны и отсутствия надлежащего ухода, энергетическая установка сильно «сдала».

Согласно эскизному проекту, крейсера типа «Светлана» рассчитывались на дальность 2000 миль при скорости 24 узла. Вероятно, что-то, как всегда, пошло не по плану, да и водоизмещение корабля все же выросло в ходе проектирования, поэтому 3750 миль для «Светланы» и 3350 миль для «Профинтерна» при скорости в 14 узлов выглядят разумно, если даже не заниженно.

Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем сравнивать энергетическую установку «Светланы» с ЭУ иностранных крейсеров, но позже. А следующая статья будет посвящена сопоставлению артиллерии этих крейсеров.

Продолжение следует…

Число моделей звездолетов во вселенной Star Trek сопоставимо, пожалуй, с количеством звезд на небе. Даже сегодня в космос с Земли летает множество всяких аппаратов. А что будет лет через двести, да еще и при наличии десятков активно осваивающих космос разумных рас?

Пусть люди и не первыми отправились к звездам, зато они сделали это безо всякой посторонней помощи. Освоив полеты на световых скоростях, наши потомки смогли установить первый контакт, на равных войти в галактическое сообщество и неоднократно побывать там, где доселе не ступала нога человека.

«Феникс»

Название первого и самого известного земного звездолета более чем символично: он в буквальном смысле восстал из пепла Третьей мировой войны. Создатель «Феникса» Зефрам Кохрейн сконструировал его на основе межконтинентальной ракеты — подручного материала, оставшегося со времен ядерного кошмара. «Феникс» с тремя членами экипажа на борту стартовал 5 апреля 2063 года и вскоре стал участником первого в современной истории контакта человека с инопланетной расой - вулканцами.

NX

«Энтерпрайз-NX-01»

Год создания: 2151

Капитан: Джонатан Арчер

После успеха «Феникса» земляне задумались о серийном звездолете. Первыми кораблями, исследовавшими космическое пространство вокруг Солнечной системы, стали звездолеты класса NX. Семипалубный корабль был оснащен экспериментальным передатчиком материи «по лучу» (транспортером). В арсенале имелись плазменные и фазовые орудия, а на случай обнаружения таковых у потенциального противника корпус был бронирован и поляризован.

Корабли класса NX могли двигаться со скоростью варп-5, то есть приблизительно в 125 раз быстрее света. Именно на этих звездолетах земляне совершили главные открытия XXII века и установили контакт со многими другими расами. Последний NX был демонтирован только в 2223 году.

Звездолеты Федерации

Стерев политические границы на Земле, люди принесли стремление к объединению и в космос. Уже в 2161 году по инициативе человечества образовалась Федерация, и создание новых звездолетов стало общим для всех вошедших в нее разумных рас делом. В честь первого из NX многие головные корабли новых серий тоже стали называть «Энтерпрайзами».

Constitution

«Энтерпрайз-NCC-1701»

Год создания: 2245

Капитаны: Роберт Эйприл, Кристофер Пайк, Джеймс Т. Кирк, Спок

Constitution, наверное, самый известный класс звездолетов за всю историю Федерации. В начале XXIII века он по праву считался самым быстрым и мощным кораблем Звездного флота: двадцать одна палуба, ангар для челноков и двигатель, способный разгонять звездолет до скорости варп-6,45. Корабли класса Constitution были предназначены для длительных исследовательских миссий без внешней поддержки.

«Энтерпрайз-NCC-1701» (модифицированный)

Год модификации: 2271

Капитан: Джеймс Т. Кирк

После пятилетней миссии «Энтерпрайз» был сильно модифицирован: полностью заменили гондолы искривления, большую часть обшивки и внутреннего оборудования. Скорость корабля увеличилась до варп-7,2. В 2286 году появился «Энтерпрайз-NCC-1701-A», внешне не отличавшийся от предыдущей версии, но с обновленной согласно последнему слову техники «начинкой».

Miranda

Класс Miranda был разработан в конце XXIII столетия прежде всего как научный корабль, способный, однако, и постоять за себя. В битвах звездолеты этого класса используются как корабли поддержки и как средство борьбы с аналогичными вражескими судами. За более чем девяностолетний срок эксплуатации класс Miranda пережил три основных и множество незначительных модернизаций.

Constellation

Constellation начали выпускаться в 2283 году, когда Звездный флот нуждался в быстрых звездолетах с мощными двигателями, способных быстро достигать внешних границ стремительно расширявшейся Федерации. Предполагалось, что четыре гондолы искривления дадут Constellation существенное увеличение скорости и на 15% улучшат КПД на средних скоростях. Однако в попытках достичь всего сразу разработчики наделали множество ошибок, которые затем неоднократно выявлялись в эксплуатации.

Excelsior

История класса Excelsior состоит из сплошных переделок. Первоначально на судно установили двигатели новой системы, трансварп, но их запуск должен был привести ко взрыву гондол. Только случайность спасла звездолет от уничтожения. После долгой работы над этой проблемой в 2286 году был представлен модернизированный корабль, но и его запуск не увенчался успехом. В конце концов командование Звездного флота отменило проект «Трансварп» полностью, и звездолет вышел в космос с обычными варп-двигателями.

Ambassador

«Энтерпрайз-NCC-1701-C»

Год создания: 2344

Капитан: Рейчел Герретт

Ambassador разрабатывался как дипломатический и в то же время боевой корабль. На звездолете имелось двадцать восемь больших лабораторий, что делало этот класс удобным для исследовательской работы. Также «Амбассадоры» оборудовались новыми высокоточными сенсорами и новым оружием, таким как фазерные батареи и высокоскоростные торпедные аппараты. Производство кораблей этого класса было приостановлено в 2357 году, так как создавался новый класс - Galaxy. Всего было построено шестьдесят восемь «Амбассадоров».

Galaxy

«Энтерпрайз-NCC-1701-D»

Год создания: 2364

Капитан: Жан-Люк Пикард

Проект Galaxy, стартовавший в 2347 году, должен был прийти на смену устаревшим моделям. В целом корабли класса Galaxy походили на своих собратьев класса Nebula, но были значительно больше. Внутренняя площадь корабля составляла 800 000 квадратных метров. На борту размещалось множество лабораторий, поэтому, наряду с главной миссией, звездолет мог выполнять научные исследования. На корабле использовались новейшие технологии - такие как голопалуба, система сенсоров, улучшенные фотонные торпеды. «Галактика» летала со скоростью варп-9,2, а ее «тарелка» могла отделяться от инженерной части.

Nebula

Класс Nebula был запущен в 2350-х годах. Проект разрабатывался параллельно с Galaxy, поэтому на них устанавливались идентичные системы. Это позволило значительно улучшить класс Nebula. На кораблях этого класса инженерный корпус устанавливается непосредственно за «тарелкой», чтобы сэкономить двести метров длины. В эксплуатации звездолеты показали себя отлично и сыграли немалую роль в научных и исследовательских программах Звездного флота. Модернизированный звездолет класса Nebula развивает максимальную скорость варп-9,9.

Defiant

Defiant разрабатывался в 2365 году как корабль, способный противостоять судам боргов. Проект предусматривал новые оружейные модули, такие как квантовые торпеды и импульсная фазерная пушка. Предполагалось создать маленький и выносливый корабль с максимально возможной орудийной силой. Однако проект не оправдал себя и был закрыт.

Intrepid

Класс Intrepid был введен в строй в 2369 году. Помимо обтекаемой формы, звездолеты этого класса отличались переменной геометрией гондол искривления и самыми современными системами вооружения. Новые бионейронные схемы позволяли сенсорам корабля обмениваться данными с компьютерами на крайне высоких скоростях. Корабль умел садиться на поверхность планеты или другого космического тела, что делало его независимым от работы челноков или транспортера.

Поскольку звездолеты класса Intrepid не могли нести большое количество торпед и снабжать энергией мощные фазерные батареи, Звездный флот использовал их как разведчики. Но разработка была надолго прекращена, когда стало известно, что корабль этого класса USS Voyager исчез на первом же задании.

Sovereign

«Энтерпрайз-NCC-1701-E»

Год создания: 2372

Капитан: Жан-Люк Пикард

Разработка класса Sovereign началась в 2338 году. Первоначально планировалось сделать его похожим на Ambassador, но сильно увеличить боевую мощь. В ходе модернизаций в 2350, 2355 и в 2360 годах в Sovereign были включены многие системы класса Galaxy, такие как гондолы и ядро искривления. Решающим событием для запуска Sovereign в серийное производство послужил первый контакт с боргами в 2365 году.

Основным оружием звездолета стали фазерные батареи типа XII, позволявшие вести на 60% более мощный огонь, чем фазеры класса Galaxy. Защитная система Sovereign была разработана специально для того, чтобы сопротивляться высокоэнергетическим силовым лучам и фазовым поляризованным частицам - оружию, которым пользуются борги и Доминион. Скорость судна составляла варп-9,99.

Звездные базы

Долгие годы Звездный флот сильно зависел от космических баз, где корабли могли строить, ремонтировать и снабжать ресурсами. Если в начале эпохи освоения космоса звездные базы были не более чем перевалочными пунктами, то к середине XXIII века люди осознали необходимость создания крупных баз, по существу - небольших орбитальных городов. В XXIV столетии производство кораблей было переключено на звездные доки, а освободившееся внутреннее пространство станций использовали для улучшения жизненных условий экипажа. Кроме того, космические станции формируют оборонную сеть Федерации.

Космический док на орбите Земли.

Deep Space Nine

Год создания: 2351

Одна из самых интересных станций под управлением Федерации - уникальная Deep Space Nine. Была создана Кардассией на орбите планеты Баджор для переработки полезных ископаемых. Когда оккупация Баджора закончилась, кардассианцы оставили станцию, и баджорцы попросили у Федерации помощи в управлении этим космическим объектом. А когда возле Deep Space Nine образовалась созданная неизвестной расой искусственная червоточина, станция стала главным местом остановки для звездолетов, летящих в квадрант Гамма.

Корабли Империи клингонов

Звездолеты этой воинственной расы под стать ей: маневренные, вооруженные до зубов и хорошо защищенные. Внутренние помещения клингоны предпочитают отдавать не под лаборатории, а под казармы для штурмовых отрядов.

K’T’Inga

Оплот военной мощи клингонского флота в конце XXIII века, класс K’T’Inga поступил в эксплуатацию в 2269 году. На корабле помещались две установки для фотонных торпед повышенной мощности и новые дизрапторы, разработанные для этого проекта. Мощное ядро искривителя и новые гондолы позволили заметно увеличить скорость и маневренность звездолета в разных режимах полета. Класс неоднократно модернизировался, а его модификации оставались в составе имперского флота до 2370-х годов.

Bird of Prey

На протяжении «холодной войны» между Федерацией и Империей клингонов множество клингонских кораблей работали в качестве разведчиков, перемещаясь по территории Федерации и нападая на слабо защищенные объекты. В этой роли звездолеты класса Bird of Prey были очень опасны для Федерации, так как, подобно аналогичным кораблям ромулан, оснащались генераторами невидимости. Впрочем, преимущество «невидимок» было потеряно после изобретения Федерацией самонаводящихся фотонных торпед.

Внешний вид Bird of Prey типичен для клингонских кораблей. Главный торпедный аппарат находится на передней точке корпуса, позади него - командная рубка и каюты. В задней части корабля разместились инженерный и грузовой отсеки, а также аварийный торпедный аппарат. Крылья позволяют кораблю перемещаться в атмосфере, предусмотрено и посадочное устройство. Таким образом, Bird of Prey стал первым кораблем с варп-двигателем, способным садиться на планеты.

B’Rel

Внешне не отличимый от Bird of Prey, B’Rel был в три раза длиннее, что относит его уже к разряду крейсеров. Благодаря увеличению размера конструкторы разместили на корабле еще две главные и три аварийные торпедные установки, увеличили число дизрапторных пушек с двух до восьми, усилили броню и модернизировали остальные системы. Класс B’Rel поступил на службу в 2327 году.

Vor’Cha

Vor’Cha задумывался как достойный преемник класса K’T’Inga, а также как ответ клингонов на Ambassador Федерации. Проект был одобрен в 2332 году и сразу же столкнулся с рядом технических сложностей. Пока их преодолевали, Звездный флот приступил к проектированию нового класса Nebula, который обещал превзойти Vor’Cha по многим параметрам. Клингонам ничего не оставалось, как вернуться к исходным чертежам и доработать проект. Предполагалось усилить броню в области ядра искривителя, гондол и платформ с оружием, а также создать скорострельный торпедный комплекс.

Строительство кораблей перепроектированного класса Vor’Cha началось в 2345 году. Новые звездолеты поступили на службу в 2351 году, за три года до выпуска первой Nebula. Изначально клингонское судно было мощнее аналога Федерации, но вскоре после того, как класс Nebula был модернизирован и оснащен более убойным оружием, включая излучатель антиматерии, клингоны потеряли перевес. Появление у Федерации Galaxy окончательно изменило соотношение сил, и класс Vor’Cha стал стремительно устаревать.

Negh’Var

Уже первое судно класса, построенное в 2360-х годах, отличалось от предыдущих клингонских звездолетов усиленной защитой и вооружением. Класс Negh’Var заимствовал систему щитов у клингонских орбитальных платформ, а его двойной корпус из дюрания и тритания укреплен двадцатью пятью сантиметрами высокопрочной брони. Крейсер несет на борту достаточно оружия и припасов, чтобы его штурмовые отряды могли без перерыва сражаться на поверхности планет до десяти дней. При необходимости Negh’Var может поддержать наземные силы орбитальной бомбардировкой или телепортацией дополнительного вооружения. Запущенный в массовое производство в 2371 году, Negh’Var по праву считается флагманом клингонского флота.

Суда Ромуланской звездной империи

В ромуланском флоте состояли самые разные корабли: разведчики, исследовательские суда, даже дистанционно управляемые звездолеты. Но наибольшую славу этой Империи принесли именно военные модели.

Bird of Prey

Одна из самых интересных моделей 2260-х годов, Bird of Prey стала первым военным судном, оснащенным генератором невидимости. Другим ее плюсом была огневая мощь. Минусы - низкая скорость и ограниченная дальнобойность. Силовое поле, избирательно отклоняющее свет и прочие импульсы (вроде сигналов радара), требует огромного количества энергии, поэтому в режиме невидимости Bird of Prey не может ни открыть огонь, ни поднять щиты.

Аналогичный класс кораблей у клингонов появился благодаря сделке с ромуланами. В обмен на технологию невидимости Ромуланская империя получила несколько тяжелых крейсеров D-7, быстро ставших ядром ее флота.

D’Deridex

Внешне подавляющие размеры и мощь кораблей класса D’Deridex обманчивы. У большинства таких звездолетов внутреннее пространство занято десантом и вспомогательным оборудованием. Хотя дизрапторы D’Deridex производят сильное впечатление, их значительно превосходят фазерные батареи Звездного флота. За последние несколько лет Федерация тоже достигла значительных успехов в противодействии технологии невидимости.

Вулканские звездолеты

Первым инопланетным космическим кораблем, с которым столкнулись люди, был вулканский T’plana-hath. Он приземлился у стартовой площадки «Феникса», и так на Земле состоялся первый контакт двух рас. Вулканские звездолеты отличаются вытянутым корпусом и кольцеобразной гондолой варп-двигателя. Хотя цилиндрическая гондола, используемая во флоте Федерации, признана более эффективной, гондолы вулканцев остаются конкурентоспособными.

Surak

Корабли класса Surak преобладали в вулканском флоте XXII столетия и намного превосходили корабли людей того времени. Звездолет мог разгоняться до скорости варп-6,5 и был оборудован силовым лучом и щитами-отражателями.

Sh’Raan

Внешне схожие с кораблями класса Surak, эти звездолеты были крупнее и лучше вооружены. Sh’Raan со скоростью варп-7 - самый быстрый вулканский корабль XXII столетия.

Геометрические тела боргов

Хотя у боргов были и звездолеты менее экзотической формы, прежде всего звездная экспансия этой расы ассоциируется с кубами и сферами.

Куб боргов

Эти колоссальные звездолеты находятся на переднем крае вторжения киборгов. Куб способен ассимилировать все на своем пути: металл, органические формы жизни, техника за несколько часов полностью интегрируются в корабль боргов, пополняя его запасы топлива и другие ресурсы. Вражеские звездолеты куб попросту разрывает на куски, а планеты полностью опустошает.

Все службы равномерно распределены по кораблю. Звездолет защищен адаптирующейся системой щитов: никогда не знаешь, какая мощность оружия способна их пробить. Децентрализованные системы позволяют кораблю выдерживать сильнейшие повреждения: куб продолжает функционировать, если уничтожено 80% судна. И даже если основные функции корабля будут нарушены, сработают системы восстановления, основанные на нанотехнологиях. А для полноценного управления кубом достаточно нескольких членов экипажа.

Вместе с тем со временем были обнаружены слабые места куба. Например, при постоянной бомбардировке частицами центральная энергетическая сеть корабля может быть установлена на обратный цикл, после чего куб самоуничтожится.

Сфера боргов

Сфера гораздо меньше, чем куб - около 500-700 метров в диаметре, - и заметно уязвимее. Эти корабли размещаются внутри куба и покидают его через центральный люк. Сферы лучше адаптируются к быстро меняющимся условиям и становятся необходимы в экстренных ситуациях. Судя по тому, что они несут легкое вооружение и не так хорошо защищены, можно предположить, что стандартные сферы предназначены для исследовательских или разведывательных задач.

* * *

Теперь вы представляете себе, какие управляемые объекты бороздят просторы космоса в XXIV веке, и не будете чувствовать себя необразованной деревенщиной, если вдруг доживете до этого времени. Ну а если вы рассчитываете в далеком будущем сдавать экзамен на космолетчика, то всегда можете найти интересующие вас сведения - от цвета габаритных огней на ромуланских крейсерах до вместимости Deep Space Nine в трибблах - во Всемирной информационной сети.


Звездные корабли и исследования космоса всегда были одной из основных тем научной фантастики. На протяжении многих лет писатели и режиссеры пытались фантазировать, на что способны космические корабли, и мечтали какими они смогут стать в будущем. В этом обзоре самые интересные и знаковые звездолеты, которые встречались в научной фантастике.

1. Serenity


сериал «Светлячок»
Корабль «Serenity» («Безмятежность») под руководством капитана Малькольма Рейнольдса можно было увидеть в сериале Firefly («Светлячок»). «Serenity»- это корабль класса Firefly, впервые приобретенный Рейнольдсом вскоре после галактической гражданской войны. Определяющей чертой корабля является отсутствие на нем оружия. Когда экипаж попадает в беду, он должен использовать всю свою изобретательность, чтобы выбраться из нее.

2. Derelict


франшиза «Чужой»
Названный «Derelict» (Заброшенный) и фигурирующий под кодовым названием Origin, инопланетный космический корабль был найден на LV-426 в фильме «Чужой». Он был впервые обнаружен корпорацией Weyland-Yutani, после чего его исследовала команда Nostromo. Никто не знает, как он попал на планету или кто его пилотировал. Единственные останки, которые могли быть потенциальным пилотом, были окаменелым существом. В этом зловещем корабле размещались яйца ксеноморфов.

3. Discovery 1


фильм «Космическая одиссея»
Фильм 2001 года - классика фантастических фильмов, а космический корабль «Discovery 1» в нем является почти таким же знаковым. Построенный для пилотируемой миссии на Юпитер, «Discovery 1» не был оснащен оружием, но у него была одна из самых передовых систем искусственного интеллекта, известных человеку (HAL 9000).

4. Battlestar Galactica


фильм «Звездный крейсер «Галактика»
«Battlestar Galactica» из одноименного фильма («Звездный крейсер «Галактика») имеет дизайн настоящего убийцы и легендарную историю. Он считался реликвией и должен был быть выведен из эксплуатации, но стал единственным защитником человечества после нападения Сайлона на Двенадцать колоний.

5. Bird of Prey


франшиза «Звездный путь»
«Bird of Prey» («Хищная птица») был военный корабль Империи Клингонов в «Звездном пути» («Star Trek»). В то время как его огневая мощь варьировалась от корабля к кораблю, обычно «Птицы» использовали фотонные торпеды. Они считались наиболее опасными из-за того, что были оснащены маскирующим устройством.

6. Normandy SR-2


видеоигра «Mass Effect
«Normandy SR-2» имеет особенно крутой внешний дизайн. Будучи преемником SR-1, он был построен, чтобы помочь командиру Шепарду остановить похищения людей расой Коллекционеров. Корабль оснащен высокотехнологичным вооружением и средствами защиты и постоянно усовершенствуется на протяжении всей игры.

7. USS Enterprise


франшиза «Звездный путь»
Как же можно не включить в данный перечень «USS Enterprise» («Энтерпрайз») из «Звездного пути» («Star Trek»). Конечно, многим фанатам данной саги будет интересно, какую версию корабля стоит выбрать. Естественно же, это будет неповторимый NCC-1701 под капитанством самого Джеймса Кирка.

8. Imperial Star Destroyer


франшиза «Звездные войны»
«Imperial Star Destroyer» был частью огромного флота Империи, который поддерживал контроль и порядок во всей галактике. Обладая огромными размерами и большим количеством оружия, годами он символизировал господствующую власть Империи.

9. Tie Fighter


франшиза «Звездные войны»
«Tie Fighter» - один из самых крутых и уникальных кораблей в галактике. Хотя у него нет щитов, гиперпривода или даже систем жизнеобеспечения, его быстрый двигатель и маневренность делают его тяжелой целью для противника.

10. X-Wing


франшиза «Звездные войны»
Используемый некоторыми из лучших пилотов-истребителей в галактике, «Tie Fighter» является звездолетом, который выбрало в качестве вооружения повстанцы в «Звездных войнах». Именно он сыграл ключевую роль в битве при Явине и битве при Эндоре. Крылья этого истребителя, вооруженного четырьмя лазерными пушками и протонными торпедами, раскладывались в форму буквы «X» при атаке.

11. Milano


франшиза «Хранители Галактики»
В фильме «Хранители Галактики» «Милано» был звездным кораблем класса «M-Ship», который использовал Звездный лорд, чтобы найти таинственный шар и продать его, дабы избавиться от Йонды и его банды. Позднее он сыграл ключевую роль в битве при Ксандаре. Звездный лорд назвал корабль в подруги детства, Алиссы Милано.

12. USCSS Nostromo


франшиза «Звездные войны»
Космический буксир «USCSS Nostromo» («Ностромо»), которым руководил капитан Артур Даллас исследовал Derelict, что привело к возможному рождению одиночного ксеноморфа.

13. Millenium Falcon


франшиза «Звездные войны»
The «Millenium Falcon» («Тысячелетний ястреб») - это, без сомнения, лучший космический корабль во всей научной фантастике. Его супер крутой дизайн, изношенный внешний вид, невероятная скорость, а также тот факт, что он пилотируется Ханом Соло, отличает его от остальных. Лэндо Калриссиан, который проиграл Хану Соло корабль сказал: «Это самый быстрый кусок мусора в галактике».

14. Trimaxion Drone


фильм «Полет навигатора»
«Trimaxion Drone» - космический аппарат в фильме «Полет навигатора». Он пилотируется компьютером с искусственным интеллектом и выглядит как хромированная ракушка. Способности корабля довольно выдающиеся, он способен летать быстрее скорости света и путешествовать во времени.

15. Slave I


франшиза «Звездные войны»
«Slave I» («Раб 1») - патрульно-атакующий корабль типа «Огневержец-31», который использовал знаменитый Боба Фетт в «Звездных войнах». В фильме «Империя наносит ответный удар» Slave I привез замороженного в карбоните Хана Соло Джаббе Хатту. Наиболее характерной особенностью «Slave I» является его вертикальное положение во время полета и горизонтальное во время посадки.

БОНУС


В продолжение темы рассказ про . Сложно поверить, что это реальность.