История наступление варваров в евразии презентация. Конспект урока на тему "Изменение условий развития народов Евразии" (10 класс история)

Развёрнутый план­конспект урока в 10 классе по учебнику Загладина Н. В. , Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2015. Тема урока: «Изменение условий развития народов Евразии» 1. Мероприятие по внеклассной деятельности по истории. Тема: «Изменение условий развития народов Евразии». Цели урока: 1. Учащимся необходимо составить представление о том, что II­IV века были временем перемен, связанными с Великим переселением народов. 2. Учащиеся должны охарактеризовать факторы, приведшие к Великому переселению народов, общественный уклад «варваров», выделить особенности ведения хозяйства, сравнить образ жизни кочевых и оседлых племён; раскрыть суть христианства и указать причины его популярности среди неимущих слоёв. 3.Учащиеся работают с картой, учебным текстом, сообщением. (сообщение о возникновении христианства даётся заранее ученику). Оборудование: Учебник, карта «Великое переселение народов». Домашнее задание: параграф 12, вопросы, карта, записи, презентация Тип урока: изучение нового материала. План ­ конспект урока. 1. Сравнительная характеристика образа жизни оседлых и кочевых племён. 2. Великое переселение народов и его последствия. 3. История возникновения христианства и его сущность. Учитель называет задачи, стоящие перед учениками на данном уроке. Изучение первого вопроса «Народы Европы в начале новой эры» построено на работе с текстом по памятке. Учащиеся характеризуют общественный уклад и особенности хозяйственного развития германских племён («варваров») в начале нашей эры. Алгоритм раскрытия развития племён. 1. Влияние природных условий на экономическое развитие. 2. Особенности ведения хозяйства. 3. Развитие форм собственности. 4. Образ жизни. 5. Предпосылки формирования государственности. Подводится итог: в начале I тысячелетия н. э. у древних германцев и других племенных союзов (в том числе славянских) складывались предпосылки для возникновения государства. Они обусловили разложение родоплеменного строя. ­ А какие изменения происходят в это время у кочевых народов? Для ответа на данный вопрос учащиеся получают задание провести сравнение образа жизни кочевых и оседлых племён. Дальше продолжается работа c алгоритмом изучения племён по второму пункту учебника «Кочевые племена Азии и Китая». Ученики делают необходимые записи в тетради, а затем устно проводят сравнительный анализ образа жизни кочевых и оседлых народов. По ходу обсуждения учителем делаются уточнения и дополнения. Ученики приходят к выводу, что и у кочевых народов, как и у оседлых, происходили сходные процессы формирования государственности. 1. Один из самых сильных кочевых народов данного периода гунны приняли активное участие в Великом переселении народов, которое началось в III­ IV вв. н. э. Ставится задача: как повлияло это событие на развитие народов Европы и Азии? В ходе беседы с классом изучается второй вопрос «Начало Великого переселения народов»: 1) Вспомните, почему такое название получил этот этап в развитии народов и государств? 2) Какие демографические и климатические факторы привели к Великому переселению народов? После пояснения учителя об изменении климата – малого ледникового периода, голоде, эпидемиях, восстаниях в Китае (восстание «жёлтых повязок» 184­208 гг.) 1) Назовите причины, по которым государства Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гуннов? Учащимися делается вывод о том, что под ударами кочевых племён пришли в упадок государства Средней Азии (Кушанское царство и Хорезм), распалось Парфянское царство. Кочевники начали угрожать европейским народам. Итог записывается в тетрадь. 1. На территории Римской империи также происходит много изменений и в экономике, и в политике, и духовной жизни. В Иудейской провинции Римского государства в I веке н. э. зародилось христианское учение. Вопрос третий «Возникновение христианства» изучается по сообщению, представленному учащимся. Задание классу – на основании сообщения запишите основные постулаты христианского вероучения и ответьте на вопрос: ­ Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры и почему? После заслушивания сообщения ученики отвечают, что поначалу христианство пользовалось особой популярностью у бедняков и рабов, так как отвечало их чаяниям. В конце урока учащиеся подводят итоги своей деятельности по изучению нового материала. Делается вывод о Великом переселении народов как времени важнейших перемен в жизни европейских и азиатских племён и государств, последствия этих изменений нашли своё отражение в расселении народов, их образе жизни, культуре. Внеклассное мероприятие по истории для старших классов. Исторический КВН. Цели: расширить кругозор, дополнить материал школьной программы, способствовать развитию устойчивого интереса к истории, научить сопоставлять факты; продолжить формирования навыка работы в команде. Оформление: 1) На доске помещаются даты, 2) имена исторических личностей вперемежку к заданию №3, 3) имена на листах к заданию №4. Класс делится на 3 команды. Рубрики: 1. Хронологические задачи. 2. Крылатые выражения. 3. Имена. 4. Жили ли они? 5. Не отосланные депеши. 6. Розыгрыши. 7. Кроссворд.  Подведение итогов. Команды представляют себя. Каждая команда сама определяет, кто будет работать у доски с датами, а в это время остальные члены команды выполняют задание№2. I Хронологические задачи. I команда II команда 1) 1242 г.­ 2) 882 г.­ 3) 1147 г.­ 4) 1097 г,­ 5) 1914 г.­ 1) 1380 г.­ 2) 1649 г.­ 3) 1709 г.­ 4) 1881г.­ III команда 1) 862 г.­ 2) 1480 г.­ 3) 1812 г.­ 4) 1861 г.­ 5) 1905 г.­ 5) 1918 г.­ II Крылатые выражения (в каких случаях говорят?) 1 команда 2 команда 3 команда 1. Ганнибал у ворот. 1. Драконовские законы. 1. Между Сциллой и 2. И ты, Брут! 2. Идти в Каноссу. Харибдой. 2. Троянский конь. 3. Авгиевы конюшни. 3. Ахиллесова пята. 3. Пиррова победа. На доске заранее пишутся имена исторических персонажей. Команды должны соотнести имена и отрывки с описаниями их жизни и деятельности. III Знаете ли вы их имена? 1. Единственный грамотный крестьянин в селе Бездна Казанской губернии, прочитав царский закон об отмене крепостного права, заявил односельчанам, что от них скрывают «настоящую волю», что на самом деле вся земля должна перейти к народу. За это он был предан суду и расстрелян. 2. Выдающийся борец против рабства в Америке, сын бедного фермера, проживший нелёгкую жизнь, избранный в 1860 г. президентом США. Был убит в 1865 г. 3. Один из деятелей «Народной воли», участник убийства царя 1 марта 1881г. 4. Великий борец за освобождение и объединение Италии, человек исключительной храбрости и неисчерпаемой энергии. Отказался от должнос­ ти главы государства. 5. Один из вождей французской революции, по профессии врач, боролся за решительное революционное действие, издавал любимую рабочими газету «Друг народа». 6. Возглавил американскую армию, которая вела борьбу за свободу в 1775­1783 гг. против Англии. Талантливый полководец, стал первым президентом США. 7. В 1882 г. перевёл на русский язык «Манифест...» Маркса, а в следующем году создал в Женеве первую марксистскую группу «Освобождение труда». 8. Основатель и глава Южного общества декабристов, автор программы «Русская правда». Казнён вместе с другими декабристами в июле 1826 г. 9. Любимый писатель молодёжи своего времени. Автор повестей «Сорока­ воровка» и «Кто виноват?». Живя за границей, издавал газету «Колокол» и альманах «Полярная звезда», в которых обличал крепостное право. Имена: Игнатий Гриневицкий, Авраам: Линкольн, П. И. Пестель, Жан Поль Марат, Антон Петров, Г. В. Плеханов, А. И. Герцен, Джордж Вашингтон, Джузеппе Гарибальди. IV Жили ли они? На доске вывешиваются листы с именами, команды должны определить, кто из них существовал в реальности. 8. 1 команда Хаммурапи Хеопс Аполлон Сет Солон 2 команда 3 команда Посейдон Геракл Спартак Одиссей Тутмос III Дионис Геродот Демокрит Перикл Прометей V Не отосланные депеши. Команды получают конверты с посланиями. Они должны установить кто, когда и в связи с чем мог послать каждое из этих донесений. 1 команда 2 команда 3 команда 1.Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. 2. Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест. 3. Неприступная крепость взята.Противник повер­ 1.Огромные полчища стя­ нуты к городу. От скрипа колёс и ржанья коней не слышно человеческого голоса. 1.Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идём освобождать Моск­ ву. 2. Вышел к Неве с дружиной. Ополчение по­ спевает. 2. Противник разбит наго­ лову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен. 3. Войска выведены на жен. Россия ­ черно­ морская держава. 3. Основали на Воронеже верфь добрую, строим га­ леры ладные. Будет Азов взят. площадь. Где Трубецкой? VI Розыгрыши. Команды определяют исторический факт по шуточному вопросу. 1 команда 2 команда 3 команда 1.Где и когда самые мирные животные вдруг «пожрали» людей? 1.У какого русского города был «злой» харак­ тер? 1.Как проехать из Дерпта в Юрьев? 2. Каково расстояние между Царьградом и Кон­ стантинополем? 2. Правитель какого огромного государства жил в «сарае»? 2. Когда Русью правил «денежный мешок»? 3. По какой лестнице никто никогда не ходил? 3. О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? 3. Когда в военной истории Руси угрожала «свинья»? VII Кроссворд. Ответы: 1. Петр. 2. Николай. 3. Михаил. 4. Екатерина. 5. Александр. 6. Константин. 7. Павел. 8. Сын. Ключевое слово: РОМАНОВЫ. Кроссворд 1 2 3 4 7 6 8 5 марта 1613 года. 1. 1. Этот царь прославился своими многочисленными реформами, благодаря которым Россия вышла на новый путь развития. 2. Имя последнего царя России. 3. Назвать имя первого царя династии Романовых, венчавшегося на царство 14 4. При этой царице в России была «эпоха просвещенного абсолютизма». 5. Назвать имя царя, прославившегося тем, что он освободил крестьян. 6. Кто должен был вступить на престол после смерти Александра I, но отказался для того, чтобы заключить неравный брак. 7. Сын Петра III и Екатерины II, укрепил абсолютную власть, ввел жесткую цензуру и поддерживал отечественного производителя. 8. Кем приходился Петр I Алексею Михайловичу? Подведение итогов Ответы: I Хронологические задачи. 1242г.­ Ледовое побоище, 1380 г. – Куликовская битва, 882 г. – основание Киевской Руси, 1649 г. ­ Соборное Уложение, 1147 г. ­ основание Москвы, 1709 г. – Полтавская битва, 1097 г. – Любечский съезд, 1881 г. – убийство Александра II 1914 г. – начало I мировой войны. 1905 г. – Кровавое воскресение. 862 г. – Призвание варягов, 1480 г. – Стояние на Угре, 1812 г. – Бородинская битва, 1861 г. – отмена крепостного права, 1918 г. – окончание I мировой войны. II Крылатые выражения 1. Команда1) Опасность рядом, 2) Подлое предательство, 3) Захламлённое, грязное место. 2. Команда1) Жестокие законы, 2) Пойти на унижение, 3) Слабое, уязвимое место. 3. Команда1) Находиться между двумя опасностями, 2) Подарок с умыслом, 3) Победа, равная поражению. III Знаете ли вы их имена? 1. Антон Петров, 2. Авраам Линкольн, 3. Игнатий Гриневицкий, 4. Джузеппе Гарибальди, 5. Жан Поль Марат, 6. Джордж Вашингтон, 7. Г. В. Плеханов, 8. П. И. Пестель, 9. А. И. Герцен. IV Жили ли они? Жили: Хаммурапи, Хеопс, Солон, Спартак, Тутмос III, Геродот, Демокрит, Перикл. V Не отосланные депеши 1. Пожар Москвы во время Отечественной войны 1812 г. 2. Восстание декабристов. 3. Русско­турецкая война 1787­1791 гг., Суворов А. В. 4. Захват Киева ханом Батыем. 5. Невская битва, князь Александр Ярославич. 6. Пётр I , перед вторым Азовским походом. 7. Народное ополчение 1612 г., Минин и Пожарский. 8. Пётр I , Полтавская битва. 9. Восстание на Сенатской площади 1825 г. VI Розыгрыши 1. Англия, XVI в. 2. Это один и тот же город. 3. По феодальной. 4. У Козельска. 5. Хан Золотой Орды. 6. О Николае Копернике. 7. Это один и тот же город. 8. Иван Калита, XIV в. 9. Ледовое побоище 1242 г.

КРУШЕНИЕ ИМПЕРИЙ ДРЕВНЕГО МИРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ КУРС. СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.








НАРОДЫ ЕВРОПЫ В 1 -2 веках --ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ МИРА СОСТАВЛЯЛА 250 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В ЕВРАЗИИ. В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ОКОЛО 50 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК, СТОЛЬКО ЖЕ В КИТАЕ, В ИНДИИ – 40 МИЛЛ. НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ И ЮГО –ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СЕВЕРНЫХ ГРАНИЦАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РЕЙНУ И ДУНАЮ ЖИЛИ КЕЛЬТСКИЕ И ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА, ВОСТОЧНЕЕ СЛАВЯНЕ И ФИННО – УГОРЫ. МЕЖДУ ДУНАЕМ И ДНЕПРОМ ПЛЕМЕНА ГОТОВ. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ТОЛЬКО 5 МИЛЛ. ГЕРМАНЦЫ ОКАЗЫВАЛИ УПОРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РИМСКИМ ЛЕГИОНАМ, КОТОРЫЕ ПРОЗВАЛИ ИХ ВАРВАРАМИ (НЕ ПОНИМАЮЩИМИ ЛАТЫНЬ) ПЛЕМЕНА ЕВРОПЫ БЫЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ ВЕДУЩИМИ НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ВЛАСТЬ БЫЛА В РУКАХ РОДОПЛЕМЕННОЙ ЗНАТИ И ВОЕННЫХ ВОЖДЕЙ *КОНУНГОВ» ВЛАСТЬ ИХ СТАНОВИЛАСЬ НАСЛЕДСТВЕННОЙ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ХОТЯ ГОСУДАРСТВО ЕЩЕ НЕ БЫЛО, НОПРОИСХОДИЛ РАСПАД РОДОПЛЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.


КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА АЗИИ И КИТАЯ. ЕВРАЗИЯ (ОТ ДУНАЯ ДО ХУАНХЕ) ТИП ХОЗЯЙСТВА ЖИВУЩИХ ПЛЕМЕН ОПРЕДЕЛЯЛСЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ. В СТЕПЯХ БЫЛО КОЧЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. НЕПРОСТЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ С ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ. В ОТВЕТ НА НАБЕГИ ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ УСТРАИВАЛИ ЭКСПЕДИЦИИ, НО БУЗУСПЕШНО. КОЧЕВНИКИ ИМЕЛИ ПОСТОЯННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ, ПРИНУЖДАЛИ ПЛЕННЫХ, ВЫРАЩИВАТЬ ПРОСО. ОСНОВНЫМ БОГАТСТВОМ ВЫСТУПАЛИ СКОТ И РАБЫ. ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ БЫЛО ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ. САМЫМ КРУПНЫМ КОЧЕВЫМ ОБЬЕДИНЕНИЕМ В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ БЫЛИ ГУННЫ. СОЮЗ ГУННОВ ИЗ 24 ПЛЕМЕН. ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕРЬЕЗНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ КИТАЯ. НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ ПЛАТИЛО ИМ ДАНЬ. В 1 ВЕКЕ ИМПЕРИЯ ХАНЬ СОЗДАЛА КОННИЦУ И НАНЕСЛА ГУННАМ ПОРАЖЕНИЕ. ЧАСТЬ ИХ ПРИЗНАЛА ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ. А ДРУГИЕ УШЛИ НА ЗАПАД.


НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ВО 2 ВЕКЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА, ПРОИЗОШЛО ПОХОЛОДАНИЕ, ДОСТИГШЕЕ МАКСИМУМА К 5 ВЕКУ. ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ВСЕЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НАЧАЛОСЬ НАСТУПЛЕНИЕ ПУСТЫНЬ, А НА СЕВЕРЕ БОЛОТ. ВОЗОБНОВИЛИСЬ НАПАДЕНИЯ ГУННОВ НА ИМПЕРИЮ ХАНЬ. В САМОМ ЖЕ КИТАЕ СОКРАЩЕНИЕ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ВЫЗВАЛО ГОЛОД. НАСЕЛЕНИЕ СОКРАТИЛОСЬ С 50 МИЛЛ. ДО 7, 5 МИЛ. НАЧАВШАЯСЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ВОССТАНИЯ КРЕСТЬЯН ПРИВЕЛИ К РАСПАДУ ИМПЕРИИ. ПОД УДАРАМИ КОЧЕВНИКОВ ПРИШЛИ В УПАДОК ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ.РАСПАЛОСЬ ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО.НАИМЕНЕЕ ЗАТРОНУТОЙ НАБЕГАМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ КЛИМАТА БЫЛА ИНДИЯ.


ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО. ХРИСТАНСТВО ХРИСТИАНСТВО ЗАРОДИЛОСЬ В ИУДЕЕ – ПРОВИНЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ИУДЕИ НЕ ПРИНЯЛИ УЧЕНИЕ ХРИСТА, КОТОРОГО СЧИТАЛИ МЕССИЕЙ (СПАСИТЕЛЕМ). ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЛЮДИ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, БЕДНЫЕ, БОГАТЫЕ РАВНЫ ПЕРЕД БОГОМ, ПРИЗЫВАЛ ПРОЯВЛЯТЬ МИЛОСТЬ К ВРАГАМ, ПРОЩАТЬ ИХ. ПО НАСТОЯНИЮ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ИУДЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОН БЫЛ РАСПЯТ НА КРЕСТЕ УЧЕНИКИ ПЕРЕНЕСЛИ ЕГО ТЕЛО В ПЕЩЕРУ. СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАВЕТУ, НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОН ВОСКРЕС И ОСТАВИЛ СВОИ ЗАВЕТЫ УЧЕНИКАМ. СМЕРТЬ ЕГО КАК ЖЕРТВА ЗА ГРЕХИ ЛЮДЕЙ. СОГЛАСНО ХРИСТАНСТУ ТОЛЬКО СМИРЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ В ЦАРСТВО БОЖЬЕ. В 1 – 2 ВЕКАХ ХРИСТИАНСТВО ПОЛУЧАЕТ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ СРЕДИ БЕДНЕЙШЕГО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОВ. КТО ТО ИЗ ИСТОРИКОВ СКАЗАЛ: ХРИСТИАНСТВО ПОБЕДИЛО ПОТОМУ ЧТО ПОТЕРПЕЛ ПОРАЖЕНИЕ СПАРТАК ВЫ СОГЛАСНЫ?




ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА ПОТРЯСЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОХВАТИЛИ АЗИЮ, НЕ ОБОШЛИ И РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ, НО В НАЧАЛЕ 2 ВЕКА ОНА ДОСТИГЛА СВОЕГО МОГУЩЕСТВА. ПРИ ИМПЕРАТОРАХ ТРАЯНЕ (98 – 117) И АНДРИЯНЕ (117 – 138) ЗАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИЛАСЬ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА. ПОЛУЧИЛИ РАЗВИТИЕ НОРМЫ РИМСКОГО ПРАВА. МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ РАЙОНАМИ ИМПЕРИИ РАЗВИВАЛИСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ. БОГАТСТВА СТЕКАЮЩИЕСЯ В РИМ ПРЕВРАТИЛИ ЖИЗНЬ ПЛЕБСА В СПЛОШНОЙ ПРАЗДНИК. ОГРОМНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУЧИЛА РИМСКАЯ КУЛЬТУРА. ВЕРГИЛИЙ, ГОРАЦИЙ, ЮВЕНАЛ, ЛУКИАН - ЭТИ ИМЕНА НАВСЕГДА ВОШЛИ В ИСТОРИЮ. ПОЛУЧИЛА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИЯ СТОИЦИЗМА: СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ, МАРК АВРЕЛИЙ.


КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ КРИЗИС ИМПЕРИИ К КОНЦУ 2 – ГО ВЕКА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА УДАРИЛИ И ПО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПУСТЫНИ ПОДРЫВАЛИ ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРНОЙ АФРИКИ, ПОХОЛОДАНИЯ УДАРИЛИ ПО ИТАЛИИ И ГАЛЛИИ, ИСПАНИИ. ЧУМА, ВОССТАНИЯ РАБОВ И КРЕСТЬЯН, ЗАТРУДНЕНИЯ С НАЛОГАМИ ПРИВЕЛО К ГРАЖДАНСКИМ ВОЙНАМ. У ВЛАСТИ МЕНЯЛИСЬ СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ ИМПЕРАТОРЫ СТАЛИ НАДЕЛЯТЬ ЗЕМЛЕЙ ВЕТЕРАНОВ – ЛЕГИОНЕРОВ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ НАДЕЛЯТЬ РАБОВ СВОБОДНЫХ ЗЕМЛЕЙ РАБЫ И КОЛОННЫ НЕ ПЛАТИЛИ НАЛОГОВ, ВСЕ РАСЧЕТЫ БРАЛ НА СЕБЯ ВЛАДЕЛЕЦ ЗЕМЛИ. ВМЕСТО ТОРГОВЛИ НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН. ОСНОВОЙ ХОЗЯЙСТВА СТАНОВЯТСЯ ОГРОМНЫЕ ИМЕНИЯ, ПРИКОТОРЫХ ВОЗНИКАЮТ ЦЕНТРЫ РЕМЕСЕЛ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИВЕЛИ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. КОЛОННЫ СТАЛИ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ СОЛДАТ ДЛЯ АРМИИ. ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ (284 – 305) ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ БЫЛА ВОССТАНОВЛЕНА. ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛИ ПРАВА ГРАЖДАН.ИМПЕРИЯ НА ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ: ГАЛЛИЯ, ИТАЛИЯ, ИЛЛИРИЯ И ВОСТОК. ДИОКЛЕТИАН ВЗЯЛ СЕБЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСТОКОМ, А ЕГО ПРЕЕМНИК КОНСТАНТИН ВИЗАНТИЙ


ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ХРИСТИАНСТВО ХОТЯ РИМСКИЕ ВЛАСТИ И ПРОЯВИЛИ ТЕРПИМОСТЬ К РЕЛИГИЯМ ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ, НО ХРИСТИАНСТВО РАССМАТРИВАЛАСЬ КАК ВРАЖДЕБНАЯ РЕЛИГИЯ. ХРИСТИАН ТРАВИЛИ НА АРЕНАХ КОЛИЗЕЕВ. ПРЕСЛЕДОВАЛИ. ПРИЧИНА В ВЕРЕ ЕДИНОГО БОГА И НЕТЕРПИМОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ КУЛЬТАМ. НО ПОСТЕПЕННО КОЛИЧЕСТВО ХРИСТИАН УВЕЛИЧИЛОСЬ ИЗМЕНИЛОСЬ И ОТНОШЕНИЕ К ЭТОЙ РЕЛИГИИ. ПРОПОВЕДЬ СМИРЕНИЯ И НЕНАСИЛИЯ СТАЛО РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК СРЕДСТВО УДЕРЖАНИЯ В ПОВИНОВЕНИИ РАБОВ И КОЛОННОВ. МНОГИЕ ЗНАТНЫЕ РИМЛЯНЕ СТАНОВЯТСЯ ХРИСТИАНАМИ. В 313 ГОДУ ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН ПРИЗНАЕТ ХРИСТИАН ПРАВА ЦЕРКВИ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ,ОНА ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ НАЛОГОВ. К КОНЦУ ЖИЗНИ КОНСТАНТИН САМ КРЕСТИТСЯ. ПРОИСХОДИЛО СОПЕРНИЧЕСТВО РАЗНЫХ ИЕАРХОВ, НО 325 ГОДУ БЫЛ ПРИНЯТ СИМВОЛ ВЕРЫ И ЕРЕСИ БЫЛИ ОСУЖДЕНЫ. ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ЮЛИАНЕ БЫЛА ПОПЫТКА ОСЛАБИТЬ ХРИСТИАНСТВО, НО ПРИ ФЕОДОСИИ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ ВСЕ РЕЛИГИИ, КРОМЕ ХРИСТИАНСТВА.


ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В 4 В. УСИЛИЛСЯ НАТИСК ПЛЕМЕННЫХ СОЮЗОВ СЕВЕРНОЙ, ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ НА ЗАПАДНУЮ РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ ИЗМЕНЕНЕНИЯ КЛИМАТА ЗАСТАВЛЯЛИ ЦЕЛЫЕ ПЛЕМЕНА ПЕРЕСЕЛЯТЬСЯ НА ТЕРРИТОРИЮ ИМПЕРИЮ. ДРУГОЙ ПРИЧИНОЙ ВТОРЖЕНИЯ БЫЛО НАСТУПЛЕНИЕ ГУННОВ, КОТОРЫЕ ДОСТИГЛИ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ. ОН ТЕСНИЛИ ГОТОВ И САРМАТОВ. ВАРВАРАМ ПЕРЕШЕДШИМ НА СЛУЖБУ ИМПЕРИИ ПОРУЧАЛОСЬ ОХРАНЯТЬ ГРАНИЦЫ. ВЕСТГОТЫ НЕ ВЫДЕРЖАЛ ПРИТЕСНЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ВОССТАЛИ И В 378 ГОДУ РАЗГРОМИЛИ РИМЛЯН. ПОСЛЕ СМЕРТИ ФЕОДОСИЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ РАСПАЛАСЬ. В 410 ГОДУ КОРОЛЬ ВЕСТГОТОВ АЛЛАРИХ ЗАХВАТИЛ РИМ. НО САМЫЙ СИЛЬНЫЙ УДАР НАНЕСЛИ ГУННЫ(АТИЛЛА). В 476 ГОДУ БЫЛ СВЕРГНУТ ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР РОМУЛ АВГУСТ. 16 ЗАГЛАДИН Н.В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКА: УЧЕБНИК ДЛЯ 10 КЛАССА. – 7- ИЗД. – М. : ТИД «РУССКОЕ СЛОВО – РС», ГЛАВА 5. КАРТЫ ВЗЯТЫ НА САЙТЕ

Слайд 3

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, ВАРВАРЫ, ГУННЫ, ХРИСТИАНСТВО, СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ, КОЛОНЫ, ГОТЫ, ВАНДАЛЫ, ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ,

Слайд 4

НАСТУПЛЕНИЕ ВАРВАРОВ В ЕВРАЗИИ

НАРОДЫ ЕВРОПЫ КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА АЗИИ И КИТАЯ. НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО.

Слайд 5

НАРОДЫ ЕВРОПЫ

В 1 -2 веках --ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ МИРА СОСТАВЛЯЛА 250 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В ЕВРАЗИИ. В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ОКОЛО 50 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК, СТОЛЬКО ЖЕ В КИТАЕ, В ИНДИИ – 40 МИЛЛ. НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ И ЮГО –ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СЕВЕРНЫХ ГРАНИЦАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РЕЙНУ И ДУНАЮ ЖИЛИ КЕЛЬТСКИЕ И ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА, ВОСТОЧНЕЕ СЛАВЯНЕ И ФИННО –УГОРЫ. МЕЖДУ ДУНАЕМ И ДНЕПРОМ ПЛЕМЕНА ГОТОВ. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ТОЛЬКО 5 МИЛЛ. ГЕРМАНЦЫ ОКАЗЫВАЛИ УПОРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РИМСКИМ ЛЕГИОНАМ, КОТОРЫЕ ПРОЗВАЛИ ИХ ВАРВАРАМИ (НЕ ПОНИМАЮЩИМИ ЛАТЫНЬ) ПЛЕМЕНА ЕВРОПЫ БЫЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ ВЕДУЩИМИ НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ВЛАСТЬ БЫЛА В РУКАХ РОДОПЛЕМЕННОЙ ЗНАТИ И ВОЕННЫХ ВОЖДЕЙ *КОНУНГОВ» ВЛАСТЬ ИХ СТАНОВИЛАСЬ НАСЛЕДСТВЕННОЙ.

Слайд 6

КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА АЗИИ И КИТАЯ.

ЕВРАЗИЯ (ОТ ДУНАЯ ДО ХУАНХЕ) ТИП ХОЗЯЙСТВА ЖИВУЩИХ ПЛЕМЕН ОПРЕДЕЛЯЛСЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ. В СТЕПЯХ БЫЛО КОЧЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. НЕПРОСТЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ С ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ. В ОТВЕТ НА НАБЕГИ ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ УСТРАИВАЛИ ЭКСПЕДИЦИИ, НО БУЗУСПЕШНО. КОЧЕВНИКИ ИМЕЛИ ПОСТОЯННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ, ПРИНУЖДАЛИ ПЛЕННЫХ, ВЫРАЩИВАТЬ ПРОСО. ОСНОВНЫМ БОГАТСТВОМ ВЫСТУПАЛИ СКОТ И РАБЫ. ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ БЫЛО ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ. САМЫМ КРУПНЫМ КОЧЕВЫМ ОБЬЕДИНЕНИЕМ В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ БЫЛИ ГУННЫ. СОЮЗ ГУННОВ ИЗ 24 ПЛЕМЕН. ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕРЬЕЗНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ КИТАЯ. НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ ПЛАТИЛО ИМ ДАНЬ. В 1 ВЕКЕ ИМПЕРИЯ ХАНЬ СОЗДАЛА КОННИЦУ И НАНЕСЛА ГУННАМ ПОРАЖЕНИЕ. ЧАСТЬ ИХ ПРИЗНАЛА ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ. А ДРУГИЕ УШЛИ НА ЗАПАД.

Слайд 7

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

ВО 2 ВЕКЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА, ПРОИЗОШЛО ПОХОЛОДАНИЕ, ДОСТИГШЕЕ МАКСИМУМА К 5 ВЕКУ. ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ВСЕЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НАЧАЛОСЬ НАСТУПЛЕНИЕ ПУСТЫНЬ, А НА СЕВЕРЕ БОЛОТ. ВОЗОБНОВИЛИСЬ НАПАДЕНИЯ ГУННОВ НА ИМПЕРИЮ ХАНЬ. В САМОМ ЖЕ КИТАЕ СОКРАЩЕНИЕ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ВЫЗВАЛО ГОЛОД. НАСЕЛЕНИЕ СОКРАТИЛОСЬ С 50 МИЛЛ. ДО 7, 5 МИЛ. НАЧАВШАЯСЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ВОССТАНИЯ КРЕСТЬЯН ПРИВЕЛИ К РАСПАДУ ИМПЕРИИ. ПОД УДАРАМИ КОЧЕВНИКОВ ПРИШЛИ В УПАДОК ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ.РАСПАЛОСЬ ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО.НАИМЕНЕЕ ЗАТРОНУТОЙ НАБЕГАМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ КЛИМАТА БЫЛА ИНДИЯ.

Слайд 8

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО.

ХРИСТАНСТВО ХРИСТИАНСТВО ЗАРОДИЛОСЬ В ИУДЕЕ – ПРОВИНЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ИУДЕИ НЕ ПРИНЯЛИ УЧЕНИЕ ХРИСТА, КОТОРОГО СЧИТАЛИ МЕССИЕЙ (СПАСИТЕЛЕМ). ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЛЮДИ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, БЕДНЫЕ, БОГАТЫЕ РАВНЫ ПЕРЕД БОГОМ, ПРИЗЫВАЛ ПРОЯВЛЯТЬ МИЛОСТЬ К ВРАГАМ, ПРОЩАТЬ ИХ. ПО НАСТОЯНИЮ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ИУДЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОН БЫЛ РАСПЯТ НА КРЕСТЕ УЧЕНИКИ ПЕРЕНЕСЛИ ЕГО ТЕЛО В ПЕЩЕРУ. СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАВЕТУ, НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОН ВОСКРЕС И ОСТАВИЛ СВОИ ЗАВЕТЫ УЧЕНИКАМ. СМЕРТЬ ЕГО КАК ЖЕРТВА ЗА ГРЕХИ ЛЮДЕЙ. СОГЛАСНО ХРИСТАНСТУ ТОЛЬКО СМИРЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ В ЦАРСТВО БОЖЬЕ. В 1 – 2 ВЕКАХ ХРИСТИАНСТВО ПОЛУЧАЕТ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ СРЕДИ БЕДНЕЙШЕГО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОВ.

Слайд 9

ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА. КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

Слайд 10

ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА

ПОТРЯСЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОХВАТИЛИ АЗИЮ, НЕ ОБОШЛИ И РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ, НО В НАЧАЛЕ 2 ВЕКА ОНА ДОСТИГЛА СВОЕГО МОГУЩЕСТВА. ПРИ ИМПЕРАТОРАХ ТРАЯНЕ (98 – 117) И АНДРИЯНЕ (117 – 138) ЗАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИЛАСЬ ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА. ПОЛУЧИЛИ РАЗВИТИЕ НОРМЫ РИМСКОГО ПРАВА. МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ РАЙОНАМИ ИМПЕРИИ РАЗВИВАЛИСЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ. БОГАТСТВА СТЕКАЮЩИЕСЯ В РИМ ПРЕВРАТИЛИ ЖИЗНЬ ПЛЕБСА В СПЛОШНОЙ ПРАЗДНИК. ОГРОМНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУЧИЛА РИМСКАЯ КУЛЬТУРА. ВЕРГИЛИЙ, ГОРАЦИЙ, ЮВЕНАЛ, ЛУКИАН - ЭТИ ИМЕНА НАВСЕГДА ВОШЛИ В ИСТОРИЮ. ПОЛУЧИЛА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИЯ СТОИЦИЗМА: СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ, МАРК АВРЕЛИЙ.

Слайд 11

КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

КРИЗИС ИМПЕРИИ К КОНЦУ 2 – ГО ВЕКА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА УДАРИЛИ И ПО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПУСТЫНИ ПОДРЫВАЛИ ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРНОЙ АФРИКИ, ПОХОЛОДАНИЯ УДАРИЛИ ПО ИТАЛИИ И ГАЛЛИИ, ИСПАНИИ. ЧУМА, ВОССТАНИЯ РАБОВ И КРЕСТЬЯН, ЗАТРУДНЕНИЯ С НАЛОГАМИ ПРИВЕЛО К ГРАЖДАНСКИМ ВОЙНАМ. У ВЛАСТИ МЕНЯЛИСЬ СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ ИМПЕРАТОРЫ СТАЛИ НАДЕЛЯТЬ ЗЕМЛЕЙ ВЕТЕРАНОВ – ЛЕГИОНЕРОВ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ НАДЕЛЯТЬ РАБОВ СВОБОДНЫХ ЗЕМЛЕЙ РАБЫ И КОЛОННЫ НЕ ПЛАТИЛИ НАЛОГОВ, ВСЕ РАСЧЕТЫ БРАЛ НА СЕБЯ ВЛАДЕЛЕЦ ЗЕМЛИ. ВМЕСТО ТОРГОВЛИ НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН. ОСНОВОЙ ХОЗЯЙСТВА СТАНОВЯТСЯ ОГРОМНЫЕ ИМЕНИЯ, ПРИКОТОРЫХ ВОЗНИКАЮТ ЦЕНТРЫ РЕМЕСЕЛ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИВЕЛИ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. КОЛОННЫ СТАЛИ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ СОЛДАТ ДЛЯ АРМИИ. ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ (284 – 305) ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ БЫЛА ВОССТАНОВЛЕНА. ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛИ ПРАВА ГРАЖДАН.ИМПЕРИЯ НА ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ: ГАЛЛИЯ, ИТАЛИЯ, ИЛЛИРИЯ И ВОСТОК. ДИОКЛЕТИАН ВЗЯЛ СЕБЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСТОКОМ, А ЕГО ПРЕЕМНИК КОНСТАНТИН ВИЗАНТИЙ

Слайд 12

ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

ХРИСТИАНСТВО ХОТЯ РИМСКИЕ ВЛАСТИ И ПРОЯВИЛИ ТЕРПИМОСТЬ К РЕЛИГИЯМ ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ, НО ХРИСТИАНСТВО РАССМАТРИВАЛАСЬ КАК ВРАЖДЕБНАЯ РЕЛИГИЯ. ХРИСТИАН ТРАВИЛИ НА АРЕНАХ КОЛИЗЕЕВ. ПРЕСЛЕДОВАЛИ. ПРИЧИНА В ВЕРЕ ЕДИНОГО БОГА И НЕТЕРПИМОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ КУЛЬТАМ. НО ПОСТЕПЕННО КОЛИЧЕСТВО ХРИСТИАН УВЕЛИЧИЛОСЬ ИЗМЕНИЛОСЬ И ОТНОШЕНИЕ К ЭТОЙ РЕЛИГИИ. ПРОПОВЕДЬ СМИРЕНИЯ И НЕНАСИЛИЯ СТАЛО РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК СРЕДСТВО УДЕРЖАНИЯ В ПОВИНОВЕНИИ РАБОВ И КОЛОННОВ. МНОГИЕ ЗНАТНЫЕ РИМЛЯНЕ СТАНОВЯТСЯ ХРИСТИАНАМИ. В 313 ГОДУ ИМПЕРАТОР КОНСТАНТИН ПРИЗНАЕТ ХРИСТИАН ПРАВА ЦЕРКВИ УВЕЛИЧИВАЮТСЯ,ОНА ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ НАЛОГОВ. К КОНЦУ ЖИЗНИ КОНСТАНТИН САМ КРЕСТИТСЯ. ПРОИСХОДИЛО СОПЕРНИЧЕСТВО РАЗНЫХ ИЕАРХОВ, НО 325 ГОДУ БЫЛ ПРИНЯТ СИМВОЛ ВЕРЫ И ЕРЕСИ БЫЛИ ОСУЖДЕНЫ. ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ЮЛИАНЕ БЫЛА ПОПЫТКА ОСЛАБИТЬ ХРИСТИАНСТВО, НО ПРИ ФЕОДОСИИ БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ ВСЕ РЕЛИГИИ, КРОМЕ ХРИСТИАНСТВА.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Глава 5 Крушение империй Древнего мира Изменение условий развития народов Евразии Закат Римской империи

2 слайд

Описание слайда:

Народы Европы в начале новой эры. В 1-2 вв. общая численность населения в мире составляла около 250 млн. человек, рассредоточенных по земному шару неравномерно. Основная масса людей проживала в тёплых, с влажным климатом районах Евразии (От Средиземноморья до Китая) В Римской империи проживало – 50 млн. чел. (в Италии – 7-8 млн.), столько же в Китае, в Индии – около 40 млн. чел. Изменение условий развития народов Евразии

3 слайд

Описание слайда:

Изменение условий развития народов Евразии Севернее границ Римской империи обитали кельтские и германские племена, восточнее – славянские и финно-угорские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов готских племенных объединений. Численность населения Центральной и Восточной Европы была – около 5 млн. чел. Будучи земледельцами и охотниками, не строили больших городов. Хозяйство у них преобладало натуральное, со временем стали развиваться товарно-денежные отношения.

4 слайд

Описание слайда:

Изменение условий развития народов Евразии Жизнь германских племён была организовано своеобразно. Союзы племён насчитывали сотни тысяч человек, обитавших на большой территории. Земли союза племён делились на округа, в которых проводились собрания наиболее авторитетных и богатых представителей поселений – родоплеменной знати. Знать решала вопросы войны и мира, мира племена, избирала лагмана – знатока обычаев, выполнявшего функции судьи.

5 слайд

Описание слайда:

Изменение условий развития народов Евразии Особую роль в союзах играли военные вожди – конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, которые состояли из самых крепких и ловких молодых людей. Они охраняли территорию союза племён, совершали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам. Конунги с дружиной строили бурги – крепости, где хранилась казна, т.е. награбленные богатства. Там возникали торговые центры Т.О, в начале 1 тыс. н.э. у древних германцев и др. племён складывались предпосылки для возникновения государства.

6 слайд

Описание слайда:

Кочевые племена Азии и Китай На обширных территориях Евразии, от Дуная до Хуанхе, протянулся пояс степных земель. Пригодной для обработки земли не хватало. Основной ценностью живших здесь кочевых племён был скот, особенно лошади. Каждое кочевое племя контролировало огромную территорию, которую считало своей. Между племенами шла постоянная борьба за лучшие пастбища. У кочевников воевали почти все взрослые мужчины. Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Их первое крупное объединение – союз 24 племён – возникло ещё 3 в. до н.э.

7 слайд

Описание слайда:

Кочевые племена Азии и Китай Гунны представляли серьёзную угрозу для Китая, после каждого набега они уводили 10 тыс. пленных. Оседлое население севера Китая платило гуннам дань. Гунны к середине 1в. потерпели серьёзные поражения, их племенной союз распался. Некоторые из гуннских племён признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем – к берегам Каспийского и Азовского морей.

8 слайд

Описание слайда:

Начало Великого переселения народов Во 2в. начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее к 5в. максимума. Во время малого ледникового периода на юге шло наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялась растительность. Эти факторы коренным образом повлияли на жизнь народов Евразии. Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Империи Хань не удалось противостоять их натиску.

9 слайд

Описание слайда:

Начало Великого переселения народов В 184г. Китай охватило восстание «жёлтых повязок» (причины: падение урожайности, сокращение посевных площадей, голод, распространение бродяжничества, людоедство, эпидемия чума) с трудом подавленное к 208г. Восставшие требовали новой, счастливой жизни, символ которой считался жёлтый цвет. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные дома», которые перешли к натуральному хозяйству. В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию, кочевникам удалось захватить лишь её северную часть.

10 слайд

Описание слайда:

Возникновение христианства Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедали одну из религий спасения – иудаизм. Работа с текстом учебника на стр. 115-116 или просмотр фильма «Христиане»

11 слайд

Описание слайда:

Потрясения, охватившие Азию, не обошли стороной и Европу. Величайшая Римская империя мира, после своего расцвета быстро клонилась к упадку. Он ознаменовал наступление новой исторической эпохи – Средних веков. Закат Римской империи

12 слайд

Описание слайда:

Рим: от золотого века к упадку В начале 2в. Римская империя достигла вершины своего могущества. При императоре Траяне (98-117) власть его признали Дакия, Аравия, Армения, Месопотамия. При Адриане (117-138) внимание уделялось укреплению границ империи, совершенствованию управления её обширными владениями. Значительное развитие получили правовые нормы: римское право впоследствии образцом для подражания в средневековой Европе. Закат Римской империи

13 слайд

Описание слайда:

Рим: от золотого века к упадку Быстрыми темпами внутри империи развивалось разделение труда между провинциями. Североафриканские земли были её житницами. В Галлии расцветали ремёсла(поставляла керамику, стекло, метал. Изделия, полотно, сукно). Италия и Испания производили вина, масло, металлы. В Дакии добывалось золото Восточные провинции - перевалочный пункт торговли со странами Азии и Китаем. Закат Римской империи

14 слайд

Описание слайда:

Кризис Римской империи К концу 2в. условия земледелия в Римской империи из-за изменений климата начали ухудшаться. Начался голод, во многих провинциях вспыхнула чума. Недовольство в армии привело к серии военных переворотов. Империя погрузилась в пучину гражданской войны (183-197). Политический кризис продолжался столетие. К власти приходили солдатские императоры, выходцы из армейской среды. Торговые города пустели и приходили в упадок.

15 слайд

Описание слайда:

Кризис Римской империи Изменения в экономической жизни Римской империи способствовало стабилизации политического положения. При императоре Диоклетиане (243-313), сыне раба-вольноотпущенника, всё население Римской империи, кроме рабов, получило права её граждан. При этом власть сената ослабела. Админ6истративная реформа разделила империю на четыре части – Галлию, Италию, Иллирию и Восток. Диоклетиан взял себе в управление Восток, где хозяйственная жизнь, торговля были более развиты. При приемнике Диоклетиана, Константине 1 (285-337), столицей империи стал греческий город Византий, переименованный в Константинополь.

16 слайд

Описание слайда:

Христианство в Римской империи Римские власти проявляли терпимость в вопросах веры. Первых христиан многие императоры преследовали, травили их львами на аренах колизеев для увеселения плебса, воспринимали христианство как враждебную религию Риму. В 313г. Между императором Константином и христианами был достигнут компромисс. Они признали божественность императорской власти (но не личности императора), обещали не уклоняться от воинской службы. Христианская церковь получила право принимать наследства и дарения и не платить налогов. Император Константин щедро одаривал христиан и в конце жизни сам крестился Этот шаг обеспечил ему поддержку со стороны христианской церкви, которая быстро превращалась во влиятельную и экономическую силу. При императоре Феодосии (379-395) были запрещены все религии, кроме христианства.

17 слайд

Описание слайда:

Падение Западной Римской империи В 4 в. усилился натиск племенных союзов Северной, Центральной и Восточной Европы на владения Западной Римской империи. Причины: Из-за климата: целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, Галлии. Вторжение гуннов, которые двигались с востока к Северному Причерноморью (IVв).Гунны теснили племена сарматов и готов, жившие между Днестром и Дунаем. С севера на готов наступали славянские племена, готы в свою очередь направлялись в Центральную Европу, на юг, на территорию Римской империи.

18 слайд

Описание слайда:

Падение Западной Римской империи Власть империи не могла воспрепятствовать освоению «варварами» римских владений. Вестготы, спасавшиеся от гуннов, селились южнее Дуная. В 378г. вестготы разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом императору Феодосию удалось на время усмирить вестготов. После смерти Феодосия в 395г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя. В 410г. король вестготов Аларих (370-410) захватил и разграбил Рим. В 492г., завладев флотом, они вторглись в Северную Африку, где основали своё государство.

19 слайд

Описание слайда:

Падение Западной Римской империи Сильнейший удар по империи нанесли гунны, под предводительством Аттилы (умер в 453г) в 436г. начал наступление на Европу. Пройдя германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вестготов, франков, бургундов на время объединиться с римлянами и выступить против Аттилы. Он был разбит в 451г. в битве на Каталаунских полях (Галлия). Союз гуннских племён распался. В Западной Римской империи за 21 год сменилось 9 императоров. В 476г. вождь германских наёмников Одоакр (431-493) сверг последнего императора Ромула Августа и был провозглашён конунгом Италии.

20 слайд

Описание слайда:

Цивилизационное наследие Древнего мира. С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до 8 в. На территории бывшей империи возникли 10 королевств. Римские правовые нормы нашли отражение в законах многих европейских государств. Латынь была универсальным языком церкви и знати. Важнейшее наследие Рима – христианское вероучение.

Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы рассмотрим новую тему: «Изменение условий развития народов Евразии». Посмотрим основные моменты развития народов Евразии. Вспомним, из-за чего произошло Великое переселение народов, и каким образом возникло христианство.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.

этап целепологания и мотивации:

План изучения нового материала:

Народы Европы в начале новой эры

Кочевые племена Азии и Китай

Начало Великого переселения народов

Возникновение христианства

Изучение первого вопроса «Народы Европы в начале новой эры» построено на работе с текстом по памятке. Учащиеся характеризуют общественный уклад и особенности хозяйственного развития германских племён («варваров») в начале нашей эры.

Алгоритм раскрытия развития племён.

Влияние природных условий на экономическое развитие.

Особенности ведения хозяйства.

Развитие форм собственности.

Образ жизни.

Предпосылки формирования государственности.

Подводится итог: в начале I тысячелетия н. э. у древних германцев и других племенных союзов (в том числе славянских) складывались предпосылки для возникновения государства. Они обусловили разложение родоплеменного строя.

А какие изменения происходят в это время у кочевых народов?

Один из самых сильных кочевых народов данного периода гунны приняли активное участие в Великом переселении народов, которое началось в III -IV вв. н. э. Ставится задача: как повлияло это событие на развитие народов Европы и Азии?

В ходе беседы с классом изучается второй вопрос «Начало Великого переселения народов»:

Вспомните, почему такое название получил этот этап в развитии народов и государств?

Какие демографические и климатические факторы привели к Великому переселению народов? После пояснения учителя об изменении климата – малого ледникового периода, голоде, эпидемиях, восстаниях в Китае (восстание «жёлтых повязок» 184-208 гг.)

Назовите причины, по которым государства Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гуннов?

Учащимися делается вывод о том, что под ударами кочевых племён пришли в упадок государства Средней Азии (Кушанское царство и Хорезм), распалось Парфянское царство. Кочевники начали угрожать европейским народам.

На территории Римской империи также происходит много изменений и в экономике, и в политике, и духовной жизни. В Иудейской провинции Римского государства в I веке н. э. зародилось христианское учение.

Вопрос учащимся:

Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры и почему?

Религиозные верования в Древнем мире до возникновения христианства. Религия Рима.

Евангелие – священная книга о жизни Иисуса Христа.

Первые христиане в Риме.

Распространение и принятие христианства.

Религиозные верования в Древнем мире до возникновения христианства. Религия Рима.

Какие верования существовали у древних народов мира? Что их объединяло? Что такое язычество?

Кому поклонялись древние римляне, делают вывод, что

В Древнем Риме особо почитались боги, охраняющие семью: богиня Веста (богиня домашнего очага и огня), лары (духи-покровители семейства, рода, перекрестков, города), пенаты (боги-покровители домашнего очага). Известно, что римляне могли поклоняться не только своим, но и восточным богам. Ученикам предлагается объяснить, почему интерес к восточным верованиям был особо распространен во времена империи. Далее школьники узнают, что в Древнем Риме был возведен храм, посвященный всем богам, – Пантеон, где каждый мог молиться своему почитаемому богу.

Что свидетельствовало о государственном контроле над религиозными верованиями? Как называлась должность верховного жреца? Кого из императоров, занимавших эту должность вы знаете?

Какой народ веровал в одного бога и когда зародилась эта вера?

Как иудеи называли своего бога? Как называлась священная книга иудеев?

Евангелие – священная книга о жизни Иисуса Христа.

В Иудее зародилась и новая религия – христианство. Иудея в I веке н. э. была римской провинцией, определяют по карте местоположение Иерусалима и Назарета – городов, где зародилось христианство, а также место рождения Иисуса Христа – Вифлеема. Ученики знакомятся с новым понятием – Евангелие. Когда Иисус Христос вырос, ему открылось предназначение – быть проповедником добра, любви к людям. На картине «Христос в пустыне» художника И. Н. Крамского изображен момент, когда Иисус принимает непростое решение: следовать этому предназначению, посвятить всю свою жизнь тому, чтобы нести людям слова о добре и милосердии. Это был выбор трудного пути беззаветного служения людям в мире, где было много насилия, жестокости, лжи. Иисус со своими 12 учениками (апостолами) в разных городах обращался к народу, призывая заботиться о своей душе, совершая добрые дела. Самой известной людям стала его Нагорная проповедь.

Первые христиане в Риме.

Учение Христа не было забыто после его казни на кресте. Его ученики продолжали нести людям идеи своего учителя. Они утверждали, что Христос – сын бога – вернется на Землю. Первыми последователями Христа стали жители Рима – бедняки Рима. Среди христиан были также люди из знатных семей.

Кого называли христианами?

Почему власти Рима подвергали христиан гонениям?

Распространение и принятие христианства

Со временем христианскую веру стали принимать государственные мужи, стоящие у власти. Римский император Константин в 313 году н. э. сделал христианство официальной религией государства. (Константинов дар).

В дальнейшем христианская религия стала распространяться вначале в Европе, а затем и в других частях света.

Почему ушли в прошлое языческие верования древних народов, а христианская религия существует в наши дни?

Вывод:

Таким образом, Великое переселение народов было временем важнейших перемен в жизни европейских и азиатских племён и государств, последствия этих изменений нашли своё отражение в расселении народов, их образе жизни, культуре.