Как сформулировать научную проблему исследования. Проблема исследовательской работы и проекта

Научные исследования проводятся прежде всего в интересах практики и дальнейшего развития теории. Они предпринимаются также для преодоления определенных трудностей в процессе познания новых явлений, объяснения ранее неизвестных фактов или для выявления неполноты старых способов объяснения известных фактов. Трудности научного поиска в наиболее отчетливом виде выступают в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание, его уровень и понятийный аппарат оказываются недостаточными для решения новых задач познания и практики. Осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития и приводит к постановке новых научных проблем.

Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы, но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из них приводит к возникновению других, которые в свою очередь порождают множество новых проблем. Разумеется, не все проблемы в науке одинаково важны и существенны. Уровень научного исследования в значительной мере определяется тем, насколько новыми и актуальными являются проблемы, над которыми работают ученые. Выбор и постановка таких проблем определяются рядом объективных и субъективных условий. Однако любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации. Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам. Это не исключает возможности и целесообразности планирования исследования, а также использования некоторых вспомогательных, эвристических средств и методов для решения конкретных проблем науки и практики.

Проблемные ситуации в науке чаще всего возникают в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений, т. е. когда ни одна из признанных гипотез (законов, теорий) не может объяснить вновь обнаруженные факты. С наибольшей остротой подобные ситуации проявляются в переломные периоды развития науки, когда новые экспериментальные результаты заставляют пересмотреть все существующие теоретические представления и методы. Так, в конце XIX -- начале XX в. , когда были открыты радиоактивность, квантовый характер излучения, превращение одних химических элементов в другие, на первых порах физики попытались объяснить их с помощью господствовавших в то время классических теорий. Однако безуспешность таких попыток постепенно убедила ученых в необходимости отказаться от старых теоретических представлений, искать новые принципы и методы объяснения. Создавшаяся проблемная ситуация сопровождалась мучительной переоценкой многими учеными существующих научных ценностей, пересмотром своих мировоззренческих установок. Характеризуя этот период зарождения новой физики, В. Гейзенберг отмечал, что новые вопросы, вставшие перед учеными, практически выявили очевидные и удивительные противоречия в результатах различных опытов. Эти противоречия привели к психологическим и мировоззренческим конфликтам. "Я вспоминаю, -- писал В. Гейзенберг, -- многие дискуссии с Бором, длившиеся до ночи и приводившие почти в отчаяние. И когда я после таких обсуждений предпринимал прогулку в соседний парк, передо мной снова и снова возникал вопрос, действительно ли природа может быть такой абсурдной, как она предстает. . . в этих атомных экспериментах" .

Научную проблему часто и справедливо характеризуют как "осознанное незнание". Действительно, пока мы не осознаем своего незнания о каких-либо явлениях или об их сторонах, нам все ясно, проблем нет. Они возникают вместе с пониманием того, что в наших знаниях есть проблемы, заполнить которые можно лишь в результате дальнейшего развития науки и успешных действий на практике.

Итак, научная проблема -- это форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать, т. е. это знание о незнании, это вопрос, возникший в ходе познания или практики и требующий научно-практического решения. В проблеме соединяется ее эмпирическая и теоретическая основа.

Причем проблема -- не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента, два основных этапа движения познания -- ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему -- необходимая предпосылка ее успешного решения. "Формулировка проблемы, -- отмечал А. Эйнштейн, -- часто более существенна, чем ее разрешение, которое может быть делом лишь математического или экспериментального искусства. Постановка новых вопросов, развитие новых возможностей, рассмотрение старых проблем под новым углом зрения требуют творческого воображения и отражают действительный успех в науке" .

Поставить проблему -- значит: * отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей

  • * сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики;
  • * наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом (анализ методов будет дан в следующей главе).

При постановке и решении научных проблем, как отмечает В. Гейзенберг, необходимо следующее: определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; опора на научные традиции, поскольку "в деле выбора проблемы традиции, ход исторического развития играют существенную роль" .

Чтобы сформулировать проблему, надо не только оценить ее значение в развитии науки, практики, но и располагать методами и техническими средствами ее решения. Это означает, что не всякая проблема может быть немедленно поставлена перед наукой. Возникает весьма сложная задача отбора и предварительной оценки тех проблем, которые должны играть первостепенную роль в развитии науки и общественной практики. По существу именно выбор проблем, если не целиком, то в громадной степени, определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Ведь всякое исследование призвано решать определенные проблемы, которые в свою очередь способствуют выявлению новых проблем, ибо, как отмечает Л. де Бройль, "каждый успех нашего познания ставит больше проблем, чем решает" .

Выбор, постановка и решение научных проблем зависят как от объективных, так и от субъективных факторов. Рассмотрим объективные факторы. Во-первых, это степень зрелости и развитости объекта научного исследования, что особенно существенно для наук, анализирующих генетически или исторически развивающиеся объекты. Во-вторых, это уровень и состояние знаний, теорий в той или иной области науки, равно как и степень зрелости исследуемого объекта, с чем ученый должен считаться. Причем выбор проблемы в значительной мере детерминируется теорией. Разработанность и уровень имеющейся теории во многом определяет глубину проблемы, ее характер. Научная проблема тем и отличается от разного рода псевдопроблем и ненаучных спекуляций, что она опирается на твердо установленные факты и подтвержденное практикой теоретичекое знание. Псевдопроблемы же возникают, как правило, при отсутствии сколько-нибудь надежной теории. Поэтому они в лучшем случае опираются лишь на произвольно истолкованные эмпирические факты. Так обстояло дело, например, с проблемой поиска особой жизненной силы в биологии; в-третьих, выбор проблем и их постановка в конечном итоге детерминируется потребностями общественной практики. Именно в ходе практической деятельности наиболее рельефно выявляется противоречие между целями и потребностями людей и имеющимися у них средствами, методами и возможностями их реализации. Однако познание, как правило, не ограничивается решением проблем, связанных с непосредственными практическими потребностями. С возникновением науки все более значительную роль начинают играть запросы самой теории, что находит свое выражение во внутренней логике развития науки; в четвертых, выбор проблем, их постановка и решение, которые во многом обусловлены наличием специальной техники, методов и методики исследования. Поэтому нередко ученые, прежде чем приступить к решению проблемы, определяют сначала методы и технику для соответствующих исследований.

Перечисленные объективные факторы не зависят от воли и желания ученого, но ему необходимо их знать и обязательно учитывать при выборе, постановке и решении проблем, так как они оказывают определяющее влияние на процесс развития научного знания.

Кроме объективных существуют и субъективные факторы, также существенно влияющие как на постановку, так и на выбор проблем. К ним относятся прежде всего интерес ученого к исследуемой проблеме, оригинальность его замысла, научная добросовестность, нравственное и эстетическое удовлетворение, испытываемое исследователем при ее выборе и решении.

Прежде чем взяться за решение проблемы, необходимо провести предварительное исследование, в процессе которого будет сформулирована сама проблема и намечены пути ее решения. Такая разработка проблемы может осуществляться примерно следующими основными этапами:

  • 1. Обсуждение полученных новых фактов и явлений, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий. Предварительный анализ должен раскрыть характер и объем новой информации. В опытных науках такой анализ связан прежде всего с обсуждением новых экспериментальных результатов и данных систематических наблюдений. Увеличение числа новых фактов вынуждает ученых искать пути создания новых теорий.
  • 2. Предварительный анализ и оценка тех идей и методов решения проблемы, которые могут быть выдвинуты исходя из учета новых фактов и существующих теоретических предпосылок. По сути этот этап разработки проблемы естественно переходит в предварительную стадию выдвижения, обоснования и оценки тех гипотез, с помощью которых пытаются решить возникшую проблему. Однако при этом не выдвигается задача конкретной разработки какой-либо отдельной гипотезы. Скорее всего, речь должна идти о сравнительной оценке различных гипотез, степени их эмпирической и теоретической обоснованности.
  • 3. Определение типа и цели решения проблемы, а также ее связи с другими проблемами. Если проблема допускает решение, то часто возникает необходимость определить, какое решение следует предпочесть в конкретном исследовании. Как правило, более полное решение проблем зависит от объема и качества эмпирической информации, от состояния и уровня развития теоретических представлений. Вследствие этого часто приходится ограничиваться либо приближенными решениями, либо решением более узких и частных проблем. Хорошо известно, какие ограничения иногда приходится делать в астрономии, физике, химии, молекулярной биологии из-за отсутствия надежного, работающего математического аппарата. В результате исследователь вынужден вводить значительные упрощения и тем самым отказываться от полного решения проблемы.
  • 4. Предварительное описание и интерпретация проблемы. После выяснения необходимых положений, теоретических предпосылок, типа решения и цели проблемы открывается возможность более точного описания, формулировки и истолкования проблемы с помощью разработанных в науке понятий, категорий, принципов, суждений. На описываемом этапе должна быть выяснена специфика связи между данными, на которых основывается проблема, и теми теоретическими допущениями и гипотезами, которые выдвигаются для ее решения. Этот этап в разработке проблемы в известной мере подводит некоторый итог всей той предварительной работе, которая была предпринята для того, чтобы четко сформулировать и поставить саму проблему.

Обилие и разнообразие проблем, возникающих на различных стадиях исследования и в разных по своему содержанию науках, крайне затрудняет их классификацию. Даже такое, на первый взгляд, очевидное деление проблем на научные (теоретические) и прикладные, основывающиеся на конечных целях исследования, вызывает ряд затруднений. Дело в том, что часто даже чисто теоретическая проблема в конечном итоге может привести к разнообразным практическим приложениям. В свою очередь, иногда узкоприкладная проблема дает толчок постановке и решению проблем широкого теоретического характера. Вероятно, целесообразнее классифицировать проблемы по таким основаниям, которые бы дали возможность группировать их по наиболее существенным объективным и теоретико-познавательным признакам. В этой связи все научные проблемы могут быть разделены на два больших класса в зависимости от того, во-первых, ставят ли они своей задачей раскрытие новых свойств, отношений и закономерностей реального мира, или же, во-вторых, осуществляют анализ путей, средств и методов научного познания. Большинство наук исследуют проблемы, относящиеся к первому классу, т. е. проблемы, связанные с познанием свойств, законов природы и общества. Вопросы же, касающиеся средств, методов и путей познания, чаще обсуждаются на ранней стадии становления той или иной науки, а также в переломные периоды ее развития, когда происходит пересмотр ее понятийного аппарата или когда старые методы оказываются малоэффективными, приводят к значительным трудностям. Непосредственно разделение труда в области науки, непрерывное увеличение количества различных методов и средств исследования приводят к обособлению и выделению таких научных дисциплин, которые в качестве специальной задачи ставят анализ различных методов познания вообще, особенно логики и методологии научного исследования.

Рассмотрев основные положения, связанные с постановкой, выбором и решением научных проблем, перейдем к следующему этапу научного исследования -- анализу вопросов, связанных с гипотезой.

Понятия проблемы и темы исследования часто путают, что приводит к недопониманию при общении и сложностям в определении содержания будущей исследовательской работы. Разграничим эти понятия.

Начало исследовательской работы

Для того, чтобы обеспечить более полное понимание темы, начнем с определений основных используемых понятий.

Определение 1

Исследовательская проблема – это перечень вопросов, которые требуют выявления закономерностей и подтверждения правильности выводов исследователя, а также совокупность новых теоретических выкладок или полученных на практике результатов, которые противоречат существующим знаниям, применяемым прикладным методикам из данной научной области, что требует проведения научного исследования.

Работа исследователя начинается только после того, как будет выбрана объектная область исследования, т.е. та сфера знаний, в которой были собраны значимые, требующие ответов вопросы. В нашем случае это педагогика.

Дополнительно в системе образования можно выделить более узкие сферы научных знаний, такие как дошкольное воспитание, обучение в средней школе, информатизация, гражданское и нравственное воспитание и проч.

Для выбора подходящей объектной области необходимо учесть следующие факторы:

  • значимость области;
  • наличие проблем, которые требуют решения;
  • новизна проблемы и ее перспективность;
  • образование, опыт и область интересов исследователя;
  • наличие научного коллектива, который ориентирован на проведение исследований на определенную тематику;
  • наличие научного руководителя.

В процессе выбора области необходимо выяснить, есть ли потребность в обновлении отдельных элементов образования, и есть ли реальные возможности для такого обновления. К слову, актуальных проблем как предметов исследования с каждым днем становится все больше.

Определившись с областью, необходимо определиться с конкретной проблемой и темой исследования. Это два взаимосвязанных шага. Сама тема предполагает, что для определения и уточнения вопросов, которые требуют ответа, необходимо выявить исследовательскую проблему.

При этом проблема может быть поднята как синоним задачи, которую нужно проверить на практике, или как новое направление научных знаний, которое требует отдельного рассмотрения и исследования.

В педагогике тема исследования – это всегда то, что нужно опробовать на практике и определить эффективность. Фактически, это своеобразный мост от теоретических выкладок и наблюдений к подтверждению или опровержению целесообразности применения тех или иных закономерностей функционирования человеческого общества применительно к образованию и воспитанию.

Наиболее простой способ выявить проблему – это сопоставить факты и верно оценить их. А для этого, в свою очередь, нужны глубокие теоретические познания и опыт преподавательской деятельности.

Научная тема в педагогике – это не просто ответ на вопрос, который можно найти, применив и изменив уже имеющуюся информацию, это потребность получить новые данные.

Определение 2

Сущность проблемы – это противоречие, возникающее при анализе уже имеющихся фактов, их трактовки, результатов, полученных на практике.

Научная проблема никогда не выдвигается произвольно. Она является результатом досконального изучения научной литературы, практических результатов деятельности и отражает противоречие между познавательным процессом и фактами на определенном этапе развития педагогической науки.

Темой исследования вполне может стать конфликт, который рождается на практике и требует преодоления. В ходе исследования выявляются насущные практические задачи и изыскивается способ устранения несоответствий между теорией и практикой.

Если говорить о практических задачах, то наиболее злободневными из них на сегодняшний день являются:

  • взаимодействие между формальными и неформальными молодежными структурами;
  • устранение разрыва между обученностью и воспитанностью;
  • профилактика трудновоспитуемости и работа с трудными подростками;
  • взаимодействие школы и семьи и проч.

Побудить к глубокому анализу действий могут успехи и достижения, которые были получены на практике, преодоление трудностей. Основой поиска в таком случае становится противоречие, которое выявляется при анализе и является барьером на пути к цели. Особенно если этот барьер уже был преодолен.

Переход от практики к научной проблеме осуществляется в два этапа:

  • выявляется необходимость в определенных научных знаниях, необходимых для решения стоящей перед исследователем задачи;
  • проводится поиск необходимых знаний.

Если научные знания о проблеме отсутствуют или же не являются полными, то проводится систематизация накопленного ранее опыта и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования. Есть смысл изучить и то, что есть в области знаний, родственной исследователю, и те данные, которые были накоплены в смежных дисциплинах.

Решение практических задач может потребовать разработки комплекса проблем, как теоретических, так и прикладных. И в то же время, решение одной глобальной проблемы позволяет достичь прогресса на уровне целого ряда более мелких задач.

Выявленные на подготовительном этапе противоречия должны быть так или иначе отражены в теме исследования. Для этого используются формулировки, которые фиксируют и определяют этап уточнения и ограничения рамок исследуемой проблемы. Также проблему можно в формулировке зашифровать таким образом, чтобы ее суть была понятна после расшифровки.

Процесс формулирования темы исследования

Для подбора темы исследования можно использовать такие приемы как:

  • изучение состояния разработок в науке, что позволяет выявить основные закономерности развития направления и определить содержание темы;
  • ознакомление с результатами исследований, которые были проведены в смежных областях, с целью поиска новых решений.

В первом случае необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить пласт знаний, который подтвержден практикой;
  • выделить вопросы, которые недостаточно полно освещены в исследованиях или зафиксированы в литературе как спорные или нерешенные.

Во втором случае алгоритм действий на подготовительном этапе будет следующий:

  • знакомство с новыми исследованиями, которые были проведены в смежных областях знаний;
  • оценка новых разработок и методов с учетом особенностей их применения в других научных направлениях;
  • пересмотр полученных данных с позиций инновационных методов и на более высоком уровне.

Значимыми факторами темы научного исследования являются новизна, актуальность, соответствие профилю, наличие разработанной теоретической базы, а также соответствие темы исследуемой проблеме.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как сформулировать проблему исследования Если рассматривать методологию каждого исследования, можно сделать вывод, что в его аппарате в обязательном порядке содержится выдвинутая и грамотно поставленная исследовательская проблема. Это касается курсового студенческого проекта, дипломной работы специалиста, аналитического труда ученого, а также докторской диссертации. Проблему автор всегда излагает в виде некоего обоснования и важности исследования как такового. Вам понадобится Не обойтись без исследовательского труда, содержащего в себе поставленную тематику, в которой ранее определена и четко прослеживается проблема. Также нужна определенная методологическая база теории и практики такой исследовательской работы. Инструкция 1 Проблема исследования представляет собой логическую завершенную интерпретацию актуальности темы, в которой автор работы показывает, что выбранная им тематика никак не реализовывается без решения данной проблемы. Как правило, возникает проблема на рубеже двух знаний (нового и устаревшего), когда одно из них угасает, а второе никак не зародится. Не исключена ситуация, когда в науке уже раскрыта та или иная проблема, но полной реализации она так и не нашла. 2 Грамотно поставленная проблема помогает в определении стратегии исследования, а именно в том, каким образом информацию можно реализовать в практической деятельности, или же как можно создать новое звание по итогам данного исследования. Формулирование проблемы – это отделение основных частей темы от второстепенных, понимание того, что знакомо науке, а что пока незнакомо по предмету исследовательской работы. 3 Задавая проблему, автор работы как бы говорит вопросительно о том, что необходимо изучить из ранее известного научного материала. Проблема считается сложнейшим и важным вопросом работы. Чтобы проблема была обоснована, нужны веские доводы относительно нее, также необходимы содержательные и ценностные связи между ней и другими проблемами. 4 Чтобы правильно оценить проблему, стоит определить все возможные условия и способы ее решения, в том числе и средства, и приемы, и методы. Исследуемую область могут сузить найденные в науке аналогии по решению проблем. 5 Построение проблемы требует сужение спектра изучения предмета по возможностям и потребностям исследования. Если автору работы удастся отразить то, где пролегает грань с изведанным и неизведанным, то по сути проблема будет определена без особого труда. Обратите внимание В методологической части проводимого исследования проблема формулируется только по завершении обоснования актуальности выбранного направления. Однако не исключены случаи, когда проблема предшествовала обоснованию актуальности вопроса. Актуальность определяют в виде результата анализа исследовательской проблемы. В такой ситуации, в актуальности будет содержатся ответ на то, почему для современного мира так важна данная проблема и ее изучение. Полезный совет В более актуальных и емких исследования, куда тяжелей ставить проблему. Если трудом является курсовая работа, то автор в качестве проблемы вправе поставить вопрос. В диссертации можно ставить проблему в качестве вывода, состоящего их проблемной ситуации, противоречия и задачи (практической или теоретической).

Вам понадобится

  • Исследовательская работа, в которой уже сформулирована тема, требующая выявления и обозначения проблемы; знание методологических основ теоретического или практического исследования.

Инструкция

Проблема исследования – есть логическое завершение описания актуальности темы исследования, где указывает на то, что его тема не может или не могла бы быть реализована без проблемы. Проблема всегда появляется на стыке старого и нового : одно знание уже устарело, а новое еще не . Или проблема может быть уже решена в науке, но не реализована на практике.

Правильная постановка проблемы определяет стратегию исследования: как научное знание может быть реализовано на практике, или как может быть сформировано новое знание в результате проведенного исследования. Сформулировать проблему, значит отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Определяя проблему исследования, автор отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено». Проблема – это важный и сложный вопрос.Для обоснования проблемы необходимо привести доводы в пользу реальности выдвигаемой проблемы; найти ценностные и содержательные связи с другими проблемами.

Для оценки проблемы следует выявить все условия, необходимые для ее решения, включая методы, средства, приемы; найти среди уже решенных проблем аналогичные решаемой, что значительно сузит область исследования.

Для построения проблемы необходимо сузить поле изучения предмета исследования в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя. Если исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием, известным и неизвестным по теме изучения, то суть проблемы исследования определяется легко и быстро.

Обратите внимание

Проблема в методологическом блоке по проведению исследования может ставиться после обоснования актуальности темы, а может и предшествовать актуальности. Актуальность может быть определена как результат изучения проблемы исследования. В этом случае, содержание актуальности - это ответ на вопрос: «Почему в настоящее время нужно изучать данную проблему?».

Полезный совет

Чем сложнее и актуальнее исследование, тем более сложно по форме формулируется проблема.
В курсовой работе студента проблема исследования может быть сформулирована в виде вопроса.
В научном исследовании диссертанта проблема исследования может быть сформулирована в виде вывода из противоречия, теоретической или практической задачи, проблемной ситуации.

Цель научной работы – формирование нового знания. Начало исследовательской работы заключается в признании факта, что текущее положение или ситуация в определенной сфере отличаются от желаемого. Четкая и правильная постановка исследовательской проблемы во многом определяет конечный результат деятельности ученого.

Что такое проблема?

Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:

  • появляется пробел в теории, требующий заполнения;
  • традиционные знания не в состоянии объяснить новые факты;
  • старые методики не могут разрешить возникшее противоречие.

Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.

Например, изучим уровень безработицы в регионе:

  • реальное положение – большой процент населения не трудоустроен;
  • необходимое/желаемое положение – высокая занятость;
  • проблема – что сделать для снижения уровня безработицы.

Основные критерии научной проблемы

Научную проблему принято отличать по таким критериям:

  1. актуальность. Потребность в изучении в текущий момент времени;
  2. научность. Возможность обозначить задачу в научных понятиях;
  3. значимость. Разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны;
  4. объективность. Противоречие существует независимо от личности соискателя.

Этапы постановки проблемы исследования

Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.

Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.

Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов.

  1. Предварительный. Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах.
  2. Анализ, который включает:
  • изучение известных теорий на предмет существования решений;
  • подтверждение реальности запроса;
  • точная формулировка целей;
  • назначение рамок (временных, географических и прочих);
  • обозначение структуры – разбивка на подтемы.
  1. Оценка. На этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты?», «Реально ли решить вопрос доступными средствами?». Запрос идентифицируют по срочности разрешения, прикладной направленности, принадлежности.
  2. Выдвижение проекта. Заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного результата редакция утверждается.

При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.

Формулировка постановки проблемы

Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.

Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:

  • раскрывать сущность конкретных объектов;
  • выделить направление работы, предполагающее продолжение;
  • согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.

«Как написать статью для публикации в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science?». В рамках курса рассматривается тема «Постановка и обоснование проблемы». По окончании слушатели получают сертификат о прохождении курса. Желающим бесплатно предоставляется доступ к первому вебинару.

Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.