Разработка урока "серебряный век русской культуры". Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность

Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность! Критерии для сопоставления. Символисты. Акмеисты. Футуристы. 1. Цель творчества. Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове. Возвращение поэзии ясности, вещности. Вызов традиции. 2.Отношение к миру. Стремление создать картину идеального мира. Понимание мира как совокупности простых предметов. Одержимость идеей разрушения старого мира. 3.Отношение к слову. Понимание слова как послания, элемента тайнописи. Стремление придать слову определённое, точное значение. Интерес к словесным деформациям, неологизмы. 4.Особеннос- ти формы. Господство намёков и иносказания, музыкальность. Конкретная Образность, прекрасная ясность Разговорная интонация, пафос эпатажа.















Звуковой облик этих слов создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то прекрасном, возвышенном. Однако в искусствоведении и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за новой русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии»(1933).


Серебряный век русской культуры - исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.




Массовое создание политических партий - русско-японская война - первая русская революция - Первая мировая война - Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция гражданская война







(о т фр. modern-новейший, современный) – общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве начала XX в., для которых характерно отрицание эстетики прошлого, а также новый подход к изображению мира и человека. Модернизм объединил целый ряд течений и направлений.



Символизм(symbolo-знак) Поэзия оттенков как противоположность поэзии красок.(В.Брюсов). Старшие символисты: В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. Младосимволисты: А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок, С.Соловьёв. Над человеческим созданьем, Которое он в землю вбил, Над смрадом, смертью и страданьем Трезвонят до потери сил… А.Блок.


Акмеизм(akme-ясность) Акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам Солнце в небе. Солнце ярко светит. Уходи к волне про боль шептать. О, она, наверное, ответит, А быть может, будет целовать. А.Ахматова.


Футуризм(futurum-будущее) Футуристы: В. Маяковский Д. Бурлюк В.Хлебников И.Северянин. Бобэоби пелись губы. Вээоми пелись взоры. Лидээи пелся облик. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Вне протяжения жило Лицо.


1. Используя опорный конспект и ранее полученные знания, заполнить таблицу. 2. Представить свою работу в виде рассказа, используя заполненную таблицу (по 1 обучающемуся от группы). Литературное течение Представители и литературные манифесты Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ


Литератур- ное течение Представители и литературные манифесты Цель творчестваОтношение к мируОтношение к слову СИМВОЛИЗМ Д..Мережковский, З.Гиппиус, А.Блок, К.Бальмонт и др. Манифест: Д.Мережковский « О причинах упадка и новых течениях современной литературы» (1912г.) - создание картины идеального мира, существующего по законам красоты. Уход от реальности. Идея двоемирия: Реальный мир, примитивный и ложный; ирреальный мир, совершенный и вечный. Использование слов-символов. Символ – «окно в бесконечность». АКМЕИЗМ Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О. Мандельштам и др. Манифест: ст. Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» (1913г.) - творчество; -- воспеть красоту земного мира, вернуть вкус к жизни; Провозгласили самоценность реальной жизни, призывали «возлюбить землю». Возвратили слову прямое, первоначальное значение. ФУТУРИЗМ В.Маяковский, В.Хлебников, И. Северянин, Д. Бурлюк Манифесты: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна». - создание сверхискусства, способного преображать и обновлять мир. Объявили войну серой, будничной жизни. Призывали к разрушению старого мира во имя обновления жизни. Ненависть к существующему до них языку; словоновшество и словотворчество. «Заумный язык».

по теме

«...Этот мир очарований,

этот мир из серебра»

Вступительное слово учителя.

Посмотрите вокруг себя... Так необычно все, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо- подарили миру Серебряный век русской культуры.

Я произношу слова: «Серебряный веж». И повторяю снова: «Серебряный век».

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век - ...» Ученики вместе с учителем составляют словесный ряд.

Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза...

Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

В искусствознании и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX - XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук , живописи, музыки, театрального искусства.

Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе "Серебряного века"» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.


Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 10-е годы XX века и закончился «с революцией или, вернее, с первой мировой войной». Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век робко начинался в девяностых годах (XIX века)- высший подъем Серебряного века и, в то же время, конец его». Татьяна Бек, полагающая, что «исходная граница Серебряного века... более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий», в оценке финала этого явления «абсолютно солидарна» с Вадимом Крейдом: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было... В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш Серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться. Еще живы были большинство поэтов, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась».

Учитель формулирует проблемный вопрос.

Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

Ученики записывают вопрос в тетради. Вся работа на уроке строится как поиск ответа на проблемный вопрос. Последовательность учебных ситуаций обусловлена логикой поиска.

Первая учебная ситуация.

Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?

Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?

Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историка, искусствоведа и литературоведа, и записывают основные теоретические положения, факты, имена.

Историк

На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи.

1890 - начало эпохи экономического роста, реформы Витте.

1894 - начало царствования Николая II.

С 1902 - массовое создание политических партий: социалистических,

либеральных, консервативных, националистических.

1903 - второй съезд РСДРП.

1904 - 1905 - русско-японская война.

1905 - 1907 - первая русская революция.

1906 - создание I Государственной Думы;

Аграрная реформа Столыпина.

1914 - начало Первой мировой войны.

Октябрьская революция...

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декаденство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

Декаденство (лат. decadentia - упадок) - явление в культуре конца ХIX- начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Модернизм (фр. moderne - новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.


Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.

Искусствовед

На фоне музыки («Вокализ» С. Рахманинова) ученик представляет полотна, ставшие символами эпохи.

Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи...

М. Врубель. Демон поверженный.

А. Блок. Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше названье трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь знаком (символом) того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля.

...Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное...

Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он - вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова - символы нашего времени.

Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе - неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности.

В. Борисов - Мусатов. Призраки.

В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла выражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов... Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом - полуреальноотью, полусном-полуявью не умел, не хотел провести сам поэт-живописец- о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...

К. Петров-Водкин. Купание красного коня.

Торжественное монументальное полотно, оттолкнувшись от реального земного события, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нем своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества... Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса, возвышенным искусством А. Иванова, чувственной красочностью холстов Матисса...

Важнейшее свойство эпохи - лирическое преображение всех видов искусства.

В начале XX века принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIX веке изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты передвижников были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началами.

Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер M. П.Мусоргского и наступила эпоха А. Скрябина и С. Рахманинова.

Первые пятнадцать лет XX века - время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии и музыкального исполнения.

Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.

Литературовед

Русский поэтический Серебряный век истоками своими уходит в столетие XIX и всеми корнями прорастает в «век золотой», в гениальное творчество Пушкина, в наследие пушкинской плеяды (прежде всего - в чувственно-интеллектуальную лирику Е. Баратынского)...

Стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности» («кларизма»);

Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

Поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Поэты-новаторы (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) ощущали себя создателями свежих слов и не столько пророками, сколько мастерами в «рабочей комнате поэзии» (выражение И. Анненского). Недаром объединившаяся вокруг акмеистов общность назвала себя именно Цехом поэтов: указание на земную подоплеку творчества, на возможность коллективного вдохновенного усилия в поэтическом искусстве.

По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых" и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм (лат. futuram - будущее), распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин), «Мезонин поэзии» (В. Лавренев, Р. Ивнев), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак), «Гилея» (кубофутуристы, будетляне - «люди из будущего» - Д..Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников).

Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.

Художественной системе футуризма свойственны

Культ техники, индустриальных городов;

Отрицание гармонии как принципа искусства;

Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму , к игровому началу;

Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;

Пафос эпатажа.

Были в рамках Серебряного века и другие группировки и фигуры, вовсе сопротивлявшиеся «прикреплению» к тому или иному направлению. Без них картина литературной эпохи была бы неполной.

Таблица, заполненная учениками, будет иметь следующий вид.

Критерии

для сопоставления

Символисты

Акмеисты

Футуристы

1.Цель творчества

Расшифровка

тайнописи, воплощенной в слове, пророчество

Возвращение поэзии ясности,

вещности

Вызов тради­ции

2. Отношение

к миру

Стремление создать картину идеального ми­ра, существую­щего по законам вечной красоты

Понимание мира

как совокупно­сти простых предметов, ост­рых, резких вещных знаков

Одержимость идеей

разруше­ния старого мира

3. Отношение

к слову

Понимание сло­ва как многосмысленного послания, вести,

элемента тайнописи

Стремление

придать слову определенное, точное значение

Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов

4.Особенности

формы

Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога

Конкретная

образность,

«прекрасная

ясность»

Обилие неологизмов, разго­ворная интона­ция, пафос эпатажа

В этой несхожести позиций, в самом разнообразии художественных течений выявляется богатство, глубина, многоцветие литературного процесса начала века.

Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи

творческие принципы столь различны, под общим понятием

«творцы Серебряного века»?

Учитель обращает внимание учеников на то, что в ходе урока уже прозвучало несколько аргументов, которые могут послужить ответами на этот вопрос.

Так что же объединяло таких разных поэтов?

Осмысливая информацию, полученную на уроке, возвращаясь к материалам таблицы, ученики отвечают на вопрос и записывают черты, объединяющие поэтов разных группировок, в таблицу сквозной строкой через все три графы:

все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха; они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;

все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико - интонационной структуры поэтического произведения;

они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;

их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...

Третья учебная ситуация

Есть еще одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам, к воспоминаниям о них. О чем говорят эти строки?

Ученики работают по карточкам.

КАРТОЧКА №1

«...Благодарность к тому, что в данное время является поэзией»

1. Прочитайте стихотворения поэтов начала века, фрагменты их статей и писем.

2. Выпишите строки, которыми поэты характеризуют своих адресатов .

3. Ответьте на вопрос: «Как эти произведения помогают понять личностные качества их создателей?»

О. Мандельштам . Нет ничего легче, чем говорить о том, что нужно, необходимо в искусстве... Это избавляет от очень неприятной вещи, на которую далеко не все способны, а именно - благодарности к тому, что в данное время является поэзией.

О, чудовищная неблагодарность: Кузьмину, Маяковскому, Хлебникову, Асееву, Вячеславу Иванову, Сологубу, Ахматовой, Пастернаку, Гумилеву, Ходасевичу, Вагинову - уж на что они не похожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас обидел Бог. Народ не выбирает своих поэтов, точно так же, как никто не выбирает своих родителей. Народ, который не умеет чтить своих поэтов, заслуживает...(1923).

М. Цветаева.

Ахматовой

О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох! -

Стотысячное - тебе присягает, - Анна

Ахматова! - Это имя - огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами - то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий...

И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова - и сердце свое в придачу.

А. Белый. <Цветаева>, Позвольте мне высказать глубокое восхищение перед совершенно крылатой мелодией Вашей книги «Разлука».

Я весь вечер читаю - почти вслух; и - почти распеваю. Давно я не имел такого эстетического наслаждения... Простите за неподдельное выражение моего восхищения и примите уверение в совершенном уважении и преданности (1922).

М. Цветаева. Пастернак- большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, он один будет...

...И озарение: да просто любимец богов!

...Пастернак: растрата. Истекание светом. Неиссякаемое истекание светом (1922).

А. Белый. Поэзию Блока жалеть не умею: произношу подчас суровые приговоры ей; произнеся приговор, вижу ясно: я, русский, люблю поэзию, эту - поэзию «ветровую», - как «слезы»; чтобы не быть мне пристрастным, постараюсь я опираться на материал ее дум, ее лирики, ее красок и звуков (1916).

Б. Пастернак . Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский; талант, по праву переставший считаться с тем, как у нас пишут нынче и означает ли это все или многим меньше; но с тем большею страстью приревновавший поэзию к ее будущему, творчество к судьбе творенья. Оно ему не изменит (1916).

М. Цветаева.

Стихи к Блоку

Зверю - берлога,

Страннику - дорога,

Мертвому - дроги.

Каждому свое.

Женщине - лукавить,

Царю - править,

Мне славить

Имя твое.

КАРТОЧКА №2

«... Чудо, что иные люди на других веют благодатно - радостно»

1. Прочитайте фрагменты писем и статей поэтов Серебряного века.

2. Ответьте на вопросы: «Почему литературная полемика не перерастала в личную вражду? За что поэты были бесконечно благодарны друг другу?»

А. Белый. Моя милая, милая, милая, милая Марина Ивановна, Вы остались во мне, как звук чего-то тихого, милого: сегодня утром хотел только забежать, посмотреть на Вас; и сказать Вам: «Спасибо»... В эти последние особенно тяжелые, страдные дни Вы опять прозвучали мне: ласковой, ласковой, удивительной нотой: доверия...

...И вот сегодня проснулся, а в сердце - весна: сердце, сердце обращено к свету; и легко; и милый ветерок весны; и - ласточки/

И это от Вас: не покидайте меня Духом (1922).

М. Цветаева. О, Борис, Борис <Пастернак>, как я вечно о тебе думаю, физически оборачиваюсь в твою сторону- за помощью! Ты не знаешь моего одиночества...

...Недавно писала кому-то: «Думаю о Борисе Пастернаке - он счастливее меня, потому что у него есть двое-трое друзей - поэтов, знающих цену его труду, у меня же ни одного человека, который бы - на час - стихи предпочел бы всему» (1927).

М. Цветаева. !

...Ах, как я Вас люблю, и как я Вам радуюсь, и как мне больно за Вас...

...Вы мой самый любимый поэт... Мне так жалко, что все это только слова - любовь - я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли...

...Я понимаю каждое Ваше слово: весь полет, всю тяжесть... Я ненасытна на Вашу душу и буквы (192!).

Б. Лившиц. Было бы, однако, ошибкой представлять себе символистов, акмеистов и будетлян в виде трех враждующих станов, окопавшихся друг от друга непроходимыми рвами и раз навсегда исключивших для себя возможность взаимного общения.

Вячеслав Иванов, например, высоко ценил творчество Хлебникова, и нелюдимый Велимир навещал его еще в «Башне» на Таврической. С Кузминым, невзирая на то что мы не слишком почтительно обошлись с ним в «Пощечине общественному вкусу», у меня установились прекрасные отношения с первого же дня... Никакие принципиальные разногласия не могли помешать этим отношениям перейти в дружбу, насчитывающую уже двадцать лет.

Точно так же знакомство с Мандельштамом, с которым мы почти одновременно дебютировали в «Аполлоне», быстро переросло границы, полагаемые простым литературным соседством, и, приняв все черты товарищества по оружию, не утратило этого характера даже в ту полосу, когда мы очутились в двух разных лагерях (1929).

КАРТОЧКА № 3

«.Это наши проносятся тени над Невой, над Невой...»

1. Прочитайте стихотворения, посвященные памяти ушедших из жизни поэтов.

2. Ответьте на вопросы: «Почему так дороги поэтам воспоминания об их друзьях и оппонентах? Какие детали сохранила их память?»

А. Ахматова.

Маяковский в 1913 году

Я тебя в твоей не знала славе,

Помню только бурный твой рассвет,

Но, быть может, я сегодня вправе

Вспомнить день тех отдаленных лет.

Как в стихах твоих крепчали звуки,

Не ленились молодые руки,

Грозные ты возводил леса...

И уже отзывный звук прилива

Слышался, когда ты нам читал,

Дождь косил свои глаза гневливо,

С городом ты в буйный спор вступал.

И еще не слышанное имя

Молнией влетело в душный зал,

Чтобы ныне, всей страной хранимо,

Зазвучать, как боевой сигнал.

А. Ахматова .

Нева, безмолвие, гранит...

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит -

Когда он Пушкинскому Дому,

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.

Б. Пастернак.

Памяти Марины Цветаевой

Мне так же трудно до сих пор

Вообразить тебя умершей,

Как скопидомкой мильонершей

Средь голодающих сестер.

Что сделать мне тебе в угоду?

Дай как-нибудь об этом весть.

В молчаньи твоего ухода

Упрек невысказанный есть.

Всегда загадочны утраты.

В бесплодных розысках в ответ

Я мучаюсь без результата:

У смерти очертаний нет...

Лицом повернутая к богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели.

А. Ахматова.

Учитель

Памяти Иннокентия Анненского

А тот, кого учителем считаю,

Как тень прошел и тени не оставил,

Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,

И славы ждал и славы не дождался,

Кто был предвестьем, предзнаменованьем

Всего, что с нами после совершилось,

Всех пожалел, во всех вдохнул томленье –

И задохнулся...

А. Ахматова.

Венок мертвым

Я над ним склонюсь, как над чашей,

В них заветных заметок не счесть –

Окровавленной юности нашей

Эта черная нежная весть.

Тем же воздухом, так же над бездной

Я дышала когда-то в ночи,

В той ночи и пустой и железной,

Где напрасно зови и кричи.

О, как пряно дыханье гвоздики,

Мне когда-то приснившейся там, -

Это кружатся Эвридики,

Бык Европу везет по волнам.

Это наши проносятся тени

Над Невой, над Невой, над Невой,

Это плещет Нева о ступени,

Это ключики от квартиры,

На загробном гостящей лугу.

Ученики читают тексты, отвечают на вопросы и завершают работу по заполнению таблицы:

поэты Серебряного века творили не только стихи, баллады или поэзы, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу;

большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехам друзей, восхищаться их гениальностью.

Учитель обращает внимание на даты прозвучавших стихотворений и воспоминаний, просит учеников осмыслить их, систематизировать весь изученный на уроке материал и ответить на проблемный вопрос урока.

Каким десятилетием или каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?

Ученики отмечают, что Серебряный век оставался в душах, в сознании поэтов, сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали с уже ушедшими из жизни, но такими дорогими, и близкими людьми, восстанавливали в подробностях самые яркие, памятные события. Серебряный век стал их судьбой. Как они сотворили Серебряный век, так и он сотворил их. Значит, это явление продолжало существовать до 50-х - 60-х годов...

Учитель не ставит точку на этом.

А если считать основным содержанием Серебряного века то, что не утратилось во времени: торжество поэтической одаренности, необыкновенную теплоту человеческих отношений, очарование возвышенных помыслов и чувств - все то, что оставлено русской поэзии и нам, читателям, в наследство, то нельзя не считать, что под знаком Серебряного века развивалась духовная, художественная жизнь всего XX столетия.

Не случайно и мы оказались под властью этого «мира очарований, мира из серебра»: ведь читательское соучастие, сопереживание, стремление осмыслить произведения и самих творцов - это тоже одна из характерных черт этой уникальной художественной системы, в которой «искусство чтения становится не менее важным, чем искусство писания».

Что такое Серебряный век? Серебряный век - второй период расцвета русской поэзии после Золотого века (начало XIX века), пришедшийся на 1890 -е - 1920 е годы. Серебряный век отмечен появлением множества литературных течений, творческих объединений, реформой поэтического русского языка. В то же время, к Серебряному веку иногда относят не только поэзию, но и всю русскую литературу начала XX века в целом.

Ива н Петро вич Па влов русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

Илья Ильи ч Ме чников русский и французский биолог(ми кробиолог, цитолог, эмбриолог, и ммунолог, физиолог и патолог). Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908). Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутрик леточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии.

Влади мир Ива нович Верна дский русский, украинский и советский учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель конца XIX века и первой половины XX века. Академик Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии наук, Академии наук СССР, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель научных школ. Один из представителей русскогокосмизма; создатель науки биогеохимии. В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, мине ралогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонто логия, биогеохимия, метеоритика, философия иистори я. Кроме того, он занимался организаторской научной и общественной деятельностью. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

Никола й Его рович Жуко вский русский механик, создатель аэродинамики как науки. Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища (с 1918 г. - Московского высшего технического училища); член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894).

И горь Ива нович Сико рский русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийноговертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).

Константи н Эдуа рдович Циолко вский русский и советскийучёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике. Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник ипропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. .

Влади мир Серге евич Соловьёв русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наукпо разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма. Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX – начала XX века

Лев Николаевич Толстой один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиознонравственного течения - толстовства. Писатель, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Творчество Льва Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Реалист. Произведения: «Война и мир» , «Анна Каренина» .

Алексей Максимович Пешков. Максим Горький (псевдоним) русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. Начиная с 1918 года был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам и находившийся в оппозиции царскому режиму. Реалист. Произведения: «На дне» , «Детство» .

Модернизм в литературе -отход от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальный пересмотр литературных форм. Является частью общего направления в искусстве - модернизма («современный, недавний»). Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуриз ме. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература. Появился стиль, названный «потоком сознания» , характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Поэты -символисты Символизм -становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма - даже внешне враждебные направления (футуристы, и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля

Александр Блок русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов. Произведения: «Стихи о прекрасной даме» , «Балаганчик» , «Двенад цать» .

Константин Бальмонт Поэт-символист. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историколитературных исследований и критических эссе. Произведения: «Перстень» «Семь поэм» «Избранные стихотворения» и др.

Вале рий Я ковлевич Брю сов русский поэт, прозаик, драматург, перевод чик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана» Произведения: «Огненный ангел» , «Алтарь победы»

Акмеизм. противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к "таинственным мирам". На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира.

Николай Гумилёв. Поэт, основоположник школы акмеизма. Основные темы лирики Гумилёва - любовь, искусство, жизнь и смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика. Произведения: «Романтические цветы» , «Жемчуга» .

Анна Ахматова. русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

Ранняя лирика Ахматовой окрашивается в печальные, лиричные тона. Главной темой стихотворений выступает любовь, зачастую смешанная со страданием и грустью. Весь мир чувств поэтесса передает с помощью маленьких, но значительных деталей, мимолетных зарисовок, способных передать многогранность переживаний лиричного героя. Ее стихи были более психологическими, ориентированными на человека и его внутренний мир, чем поэзии других акмеистов. Стихи Ахматовой военного периода - особенные. Они не пестрят лозунгами, восхвалениями героизма, как стихи других поэтов. Ахматова пишет от имени женщин, живущих в тылу, которые страдают, ждут, скорбят. Среди антитоталитарных произведений Анны Ахматовой особенное место занимает поэма «Реквием» , в центре которой – боль, материнский страх за сына, безутешный плач по невинных, погибших в «лапах ежовщины» . Среди поэтической элиты «серебряного века» Анна Ахматова завоевала огромное уважение и популярность благодаря своему таланту, душевной утонченности, целостности характера. Не зря до сих пор литературоведы называют Ахматову «душой серебряного века» , «королевой Невы»

Ты напрасно мне под ноги мечешь И величье, и славу, и власть, Разве этим и вправду излечишь Песнопения светлую страсть. Разве этим развеешь обиду, Или золотом лечат тоску, Может быть, я и сдамся для виду, Не притронусь я дулом виску. Смерть стоит все равно у порога, Ты гони ее или зови. А за нею темнеет дорога, По которой ползла я в крови, А за нею десятилетья Скуки, страха и той пустоты, О которой могла бы пропеть я, Да боюсь, что расплачешься ты. Что ж прощай! - Я живу не в пустыне, Ночь со мной и всегдашняя Русь. Так спаси же меня от гордыни, В остальном я сама разберусь.

Поэты-футуристы. занимались поиском новых языковых форм, отрицали культуру прошлого. В их творчестве были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры. Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.

Владимир Маяковский. русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов XX века. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» .

Сравнение……. Милый друг! Ты юною душою Так чиста! Спи пока! Душа моя с тобою, Красота! Ты проснешься, будет ночь и вьюга Холодна. Ты тогда с душой надежной друга Не одна. Пусть вокруг зима и ветер воет, - Я с тобой! Друг тебя от зимних бурь укроет Всей душой! А. Блок Ни шороха полночных далей, Ни песен, что певала мать, - Мы никогда не понимали Того, что стоило понять. И, символ горнего величья, Как некий благостный завет, Высокое косноязычье Тебе даруется, поэт. Н. Гумилёв Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб? В. Маяковский

l. Московский художественный театр созданный К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко «Мы протестовали, и против старой манеры игры… и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров»

Александр Яковлевич Таиров российский и советский актер и режиссер, создатель и художественный руководитель Камерного театра.

Все волод Эми льевич Мейерхо льд Вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика» .

Евге ний Багратио нович Вахта нгов Российский и советский актер, театра льный режиссер. Предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Фёдор Осипович Шехтель Наиболее известный архитектор, творчество которого во многом определило развитие русского, особенно московского модерна.

Особняк Рябушинского "Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. . . "

Ива н Владисла вович Жолто вский Вместе с тем наряду с архитекторами «новой волны» значительные позиции удерживали поклонники неоклассицизма (И. В Жолтовский)

СКУЛЬПТУРА Творческий подъем переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма.

Основной чертой ее произведений является не отображение конкретного образа, а создание обобщенного явления. «Старость» «Идущий человек»

В целом же русская скульптурная школа была мало затронута авангардными тенденциями, не развернула столь сложную гамму новаторских устремлений, характерную для живописи.

МУЗЫКА "Серебряный век" производит впечатление «расколотости» и падения интенсивности мысли о музыке. Никто не ставит в большом масштабе острых музыкально-общественных проблем, большая часть композиторов замыкается в узкий круг ремесленных интересов и предпочитает высказывать ни к чему не обязывающие суждения о том, о сем, вместо отстаивания музыки как общественно-активной и культурной силы и как сферы познания.

Серге й Васи льевич Рахма нинов Русский композитор, пианист-виртуоз. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку 20 века. одноактная опера «Алеко» оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» .

И горь Фёдорович Страви нский Русский композитор, дирижер и пиан ист, ключевая фигура музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры века. Балеты «Жар-Птица» , «Петрушка» , «Весна Священная»

Леони д Вита льевич Со бинов Русский оперный певец, один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы.

Фёдор Ива нович Шаля пин Русский оперный и камерный певец - художественный руководитель Мариинского театра.

БАЛЕТ К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская балетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров.

Русские сезоны. "Русские сезоны в Париже" или как их еще называют "Дягилевские сезоны", проходившие в Европе с 1907 по 1929 годы, явились триумфом русского, а затем и мирового искусства. "Русские сезоны" дали толчок к возрождению почти угасшего в то время в Европе балетного искусства и к его появлению в США.

А нна Па вловна (Матве евна) Па влова Русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.

Тама ра Плато новна Карса вина Русская балерина. Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским.

Ва цлав Фоми ч Нижи нский Русский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Один из ведущих участников Русского Балета Дягилева.

Михаи л Миха йлович Фо кин Русский солист балета, русский и американский хореограф, считающийся основателем современного классического романтического балета.

В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ XX ВЕКА В РОССИИ, ВСЛЕД - ЗА ФРАНЦИЕЙ, ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ВИД ИСКУССТВА КИНЕМАТОГРАФ. И ХОТЯ ОСНОВНУЮ МАССУ КИНОПРОДУКЦИИ СОСТАВЛЯЛИ ФИЛЬМЫ С ПРИМИТИВНЫМИ МЕЛОДРАМАТИЧЕСКИМИ СЮЖЕТАМИ, ПОЯВИЛИСЬ ДЕЯТЕЛИ КИНО С МИРОВЫМИ ИМЕНАМИ.

Ива н Ильи ч Мозжу хин Актер российского немого кино, работал также во Франции, Германии и США.

Ве ра Васи льевна Холо дная Российская актриса немого кино. За сравнительно недолгий период кинокарьеры, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени - она вошла в историю как «королева экрана» кинематографа России начала 20 века.

Али са Гео ргиевна Коонен Русская советская актриса. Вся жизнь актрисы связана с Камерным театром и Александром Таировым, создателем и руководителем Камерного театра.

Декаденство. вернуться Общее наименование упадочных явлений в искусстве конца 19 -го - начала 20 -го веков, отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, эстетизацией падения и небытия.

Неоклассицизм вернуться Неоклассицизм – это эстетическое направление в искусстве и архитектуре, которое господствовало в Европе в конце XVIII – начале XIX века, и которому присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма.

Биомеханика (театральная) вернуться Театральный термин, введённый В. Э. Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания.

Импрессионизм Импрессиони зм - направление в искусстве, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления

Представители модерна в живописи. Петербуржский «Мир искусства» Они искали идеал красоты в торжественности и пышности придворной жизни Франции, в могучих и загадочных образах древнерусской жизни, в размеренности быта русских провинциальных городков. Вдохновители: А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев. Представители: Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих Московский «Союз Русских художников» Их излюбленным стилем была реалистическая живопись передвижников в сочетании с импрессионизмом, а любимым жанром стал пейзаж. Представители: И. Э. Грабарь

Марк Шагал график, живописец, театральный художник, иллюстратор Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Невеста с веером 1911 год вернуться


Аристáрх Васи льевич Ленту лов русский и советский живописец, художник театра. Один из родоначальников «Русского авангарда» .

Абстракционизм или нефигуративное искусство - направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. В. В. Кандинский К. С. Малевич

Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. Больше десяти лет Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана».

Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Серебряный век» русской поэзии И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл... А. Ахматова

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра» 1. Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? 2. Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

«Серебряный век» Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный

Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке, философии, архитектуре.

Временные рамки «Серебряного века»: Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. 1. Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым. 2. Статья Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии (1933 г.) 3. Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.) Начало: 1890 г. Расцвет: 1910 г. Конец: 1917г. ? 1921 г. ?

Декаданство (от лат. - упадок) Это явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний, в своей антиреалистической направленности было вызвано состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

Я ненавижу человечество. Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество - Моя пустынная душа. (К. Бальмонт)

СЕРЕБРЯНЫЙ МОДЕРНИЗМ ВЕК

Модернизм (от фр. - новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века. Воплотила в себе относительно самостоятельные художественные направления и течения, характеризующиеся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием.

Кафе «Бродячая собака»

МОДЕРНИЗМ СИМВОЛИЗМ ФУТУРИЗМ ИМАЖИНИЗМ АКМЕИЗМ

Символизм - ? литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо). Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога. К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус

Константин Бальмонт (1867-1942)

Зинаида Гиппиус (1865-1945)

Андрей Белый (1880-1934)

Акмеизм - ? Литературное направление, провозгласившее своими главными принципами освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности, обращение к человеку, подлинности его чувств, поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического начала. А. Ахматова, Н. Гумилёв, Г. Иванов и др.

Анна Ахматова (1889–1966)

Футуризм - ? Направление в литературе, главной идеей которого была идея разрушения старого мира. Художественной системе свойственны: культ техники, индустриальных городов, отрицание гармонии как принципа искусства, словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, игровому началу, абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника, пафос эпатажа. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин и др.

Группы футуризма: 1. Кубофутуристы 2. Эгофутуристы 3. «Мезонин поэзия» 4. Центрифуга

Игорь Северянин (1887- 1941)

Имажинизм - ? литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора. С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф

Сергей Есенин Айседора Дункан (1895-1925) (1878 – 1927)

Выводы: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Поэзия «Серебряного века» выражала настроения и определяла поиски новых путей в искусстве, привлекала к сотворчеству.

Предварительный просмотр:

«ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ, ЭТОТ МИР ИЗ СЕРЕБРА...». СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

(11 класс)

Цели урока:

Познавательные: дать представление о тенденциях русской поэзии начала ХХ века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс», «символизм», «акмеизм», «футуризм», «имажинизм».

Практические: обобщить полученные знания и оформить их в виде краткого конспекта.

Развивающие: ввести в удивительный мир русской культуры начала ХХ века, чтобы ученики могли не только интеллектуально, но и эмоционально постичь

характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке и искусстве, развивать умение обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: на основе изучаемого материала воспитывать в учениках любовь к красоте, искусству, поэзии.

Тип урока: изложение нового материала.

Оборудование: учебник литературы под ред. В. П. Журавлева (2012г.), изд-во «Просвещение», проектор.

Вид контроля: беседа, работа над конспектом лекции.

Ход урока.

1. Организационный момент (1-2 мин.);

2. Объяснение нового материала (15-20 мин.);

3. Закрепление изученного на практике (15 мин.);

4. Обобщение изученного (2-3 мин.);

5. Выставление оценок (1-2 мин.).

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, дети! Рада вас приветствовать на уроке литературы.

2. Объяснение нового материала:

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Серебряный век» русской поэзии. Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия, на самом деле истоком своим имеет столетие XIX и всеми корнями уходит в «век золотой». В средних классах вы изучали произведения, относящиеся к «Золотому веку» литературы. Что вы понимаете под этим понятием?

Ученик: Под понятием «Золотой век» принято понимать целую плеяду гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному творческому мастерству определили дальнейшее развитие русской и зарубежной литературы. Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени.

Учитель: Хорошо. Какие проблемы затрагивали в своих произведениях писатели и поэты?

Ученик: Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.

Учитель: Молодец! Кого из представителей «Золотого века» вы знаете?

Ученик: А. С. Грибоедов, В. С. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Учитель: Верно. Без творчества писателей «Золотого века» был невозможен «Серебряный век». Как справедливо пишет один из исследователей русского поэтического «серебра» Н. Оцуп: «Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой - люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые».

Я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю снова: «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?

Какие ассоциации вызывает их звучание? Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век – это…..»

Ученик: «Серебряный век» – блеск, яркость, звон, утончённость, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста,глаза…

Учитель: Хорошо. Когда вы видите эту ассоциативную цепочку, о чем вы настраиваетесь говорить со мной?

Ученик: Звуковой ряд подобранных нами слов создаёт в воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.

Учитель: Верно. В искусствознании и литературоведении словосочетание «Серебряный век» обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.

Вопрос о хронологических рамках этого явления в литературоведении окончательно не решён. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Наум Коржавин считает, что «Серебряный век» начался в 10-е годы ХХ века и закончился «с революцией или, вернее, с первой мировой войной». Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век» робко начинался с девяностых годов XIX века…1915 – высший подъём Серебряного века и, в то же время, конец его». Татьяна Бек полагала, что исходная граница «Серебряного века» более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий. По сути границы Серебряного века как бы втиснуты в три десятилетия. Как вы считаете, для чего в эпоху таких потрясений народу нужна была литература?

Ученик: Литература является отображением эпохи, а грозовая атмосфера XX столетия, небывалые потрясения войн и революций предельно обострили все процессы в стране. Возникла суровая необходимость понять «страшный мир» (А. Блок) в каких-то иных измерениях.

Учитель: Верно. Художественные искания этого времени обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. Человек этой тревожной, противоречивой эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество. Болезненно переживая человеческое разобщение, разрыв с большим природным миром, создатели новой литературы тяготели к мысли о спасительном единении с ним, ощущение кризиса и предчувствие потрясений особенно чутко улавливают люди с тонкой душевной организации. Появляется новый тип сознания - декаданство.

Декаданство получило распространение в художественной культуре, его мотивы стали достоянием ряда течений модернизма. Итак, что же такое декаданство? (Учитель открывает презентацию, дети знакомятся с ведущими направлениями «Серебряного века», кратко конспектируют теорию в своих тетрадях).

Ученик: Декаданство (от лат. – упадок) – явление в культуре конца XIX – начала ХХ веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний, в своей антиреалистической направленности был вызван состоянием безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

Учитель: Я ненавижу человечество.

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.

Так писал Константин Бальмонт. Декадантский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества. Что же такое модернизм?

Ученик: Модернизм (от фр. – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившая в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием течения модернизма.

Учитель: Представители модернизма выступали против реализма, отрицали социальные ценности. Их целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. В эту пору на смену салонам пришли литературные кафе, где читались и обсуждались стихи и доклады. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, эстетических установках. Поэтому в кафе звучала и музыка.

(Можно включить записи романсов А. Вертинского на стихи И. Анненского, А. Блока, А. Ахматовой).

В Москве местом встреч был Литературно-Художественный кружок. У старой реалистической школы была «Среда», у символистов - «Общество свободной эстетики».

В 1912г. открылся кабачок (или кабаре, или подвал - называли по-разному) «Бродячая собака», стены которого были расписаны С. Судейкиным. Название носило аллегорический характер: под названием кафе «Бродячая собака» подразумевалась личность писателя.

«Бродячая собака» стала излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Там читали Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Маяковский.

Итак, какие литературные течения развивались в модернизме?

Учитель: Хорошо. Охарактеризуем их.

(Ученики, разделенные на группы, по очереди выходят к доске и рассказывают о литературных направлениях «Серебряного века» классу).

План выступления:

1. Определение модернистского течения, его особенности (основная программа, центральная эстетическая категория, главные темы и мотивы, манера изложения).

2. Краткая история возникновения, основные манифесты.

3. Представители (портрет, годы жизни, разделение на группы).

4. Выразительное чтение стихотворения одного из представителей.

5. Значение течения в общелитературном контексте.

Ученик: Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ – многозначное иносказание.

Учитель: Хорошо. В 1909 году Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи своего поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы, Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение…». Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таковым стал символ. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьёв, так сформулировавший сущность символизма:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами-

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Он сообщил символистам свою веру в Софию, воплощение Мудрости, Добра и Красоты, идеи связи человека с Богом. В своих философских трудах Соловьёв наметил основные черты символизма как литературно-философского направления.

Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф. Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично. Если у Брюсова и Бальмонта доминировало «светское» понимание слова «символ», то у В. Иванова, А. Блока, которых принято называть «младшими символистами», возобладала мистико - религиозная трактовка этого понятия. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Следущее направление – акмеизм.

Ученик: Акмеизм (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности, обращение к человеку, подлинности его чувств, поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала.

Учитель: Хорошо. Именно в это время на смену неопределённым, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы: карикатурные композиции, острые, вещные знаки мира. Перечислим представителей.

Ученик: Н. Гумилёв, С.Городецкий, А. Ахматова.

Учитель: Хорошо. Это была группа талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм.

Ученик: Футуризм (от лат. – будущее) направление в литературе, главной идее которого была идея разрушения старого мира. Художественной системе свойственны: культ техники, индустриальных городов, отрицание гармонии каа принципа искусства, словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, игровому началу, абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника, пафос эпатажа.

Ученик: В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.

Учитель: Хорошо. Кроме того, в объединении футуристов насчитывалось несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзия», «Центрифуга», «Гилея» (кубофутуристы, будетляне – «люди из будущего») и др.

Ученик: Имажинизм – литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Главное средство выразительности – метафора.

Учитель: Хорошо. Перечислим представителей.

Ученик: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф.

Учитель: Хорошо.

3.Закрепление изученного на практике:

Учитель: Русский поэтический «Серебряный век» истоками своими уходит в XIX столетие и всеми корнями произрастает в «век золотой», в гениальное творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды (прежде всего в чувственно-интеллектуальную лирику Е. Баратынского). Как вы думаете, почему именно в начале века пусть на краткий миг господствует на литературном Олимпе ПОЭЗИЯ?

Ученик: Скорее всего потому, что поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, апатия…. И всегда потрясение.

Учитель: Конечно. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален. Давайте вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. (Звучит аудиозапись стихотворений «Серебряного века». Ученики определяют направление, доказывают свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста. Записывают имена поэтов и строки произведений, в которых отразилось понимание поэтами своего предназначения).

4. Обобщение изученного:

Учитель: Итак, ребята, давайте обобщим наши знания и подведем вывод. О чем шла речь на нашем уроке?

Ученик: О «Серебряном веке» русской поэзии.

Учитель: Как вы можете охарактеризовать поэтов этой эпохи?

Ученик: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную, Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Учитель: Молодец! С какими литературными течениями мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Ученик: Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Учитель: Какое из них вам запомнилось больше всего и почему? (Спросить 2-3 учеников по выбору).

5. Выставление оценок:

Учитель: На этом наш урок подходит к концу. Открываем дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку литературы вам нужно будет подготовить анализ стихотворения на выбор: Мережковский («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны»). Я обязательно все проверю и поставлю оценки. До свидания!