Честолюбие этимология. Что такое честолюбие? Значение слова

социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия во имя достижения лидерства в коллективе, группе (общественная жизнь, наука, культура и т. д.). Ч. может выступать как устойчивый положительный мотив, побуждающий личность к социально значимой деятельности. Если же Ч. является эгоистическим и ведет к карьеризму, ущемлению прав, свобод и заслуг других, – его надо оценивать как отрицательное явление. Придание нравственной оправданности мотивам Ч. конкретной личности может способствовать формированию у нее лидерских качеств. Ч. может выступать причиной конфликтов в организации, во-первых, тогда, когда оно становится чрезмерным; во-вторых, если Ч. сводится к примитивному карьеризму. В интересах дела и профилактики конфликтов руководитель должен уметь поощрять здоровое Ч. и не давать развиваться карьеризму у подчиненных.

Честолюбие

стремление к внешней чести, почестям, уважению, почету, продвижению по службе и вследствие этого склонность действовать безнравственными способами.

Подобно большинству молодых честолюбцев в литературе, он изливает на бумаге запас сведений, которых нахватался накануне (О. Бальзак, Дочь Евы).

Любовь – желанное безумие, честолюбие – серьезная глупость (С. Шамфор).

Честолюбие охватывает мелкие души легче, чем большие, как огонь охватывает быстрее солому, хижины, чем дворцы (С. Шамфор).

К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость от старых или любовь к переменам, сколько недовольство тем, что люди хорошо знакомые недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди малознакомые будут восхищаться больше (Ларошфуко).

То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным (Ларошфуко).

Ни в каком деле не ищи себе земной славы: земная слава угасает для того, кто любит ее. На время, подобно бурному ветру, она дышит на человека, и, отняв у него плод добрых дел его, вскоре удаляется, посмеявшись его неразумению (Г. Константинопольский, Стоглавец).

Ср. желание славы; тщеславие.

Многогранны качества души, внутренний мир человека так разнообразен и полон различными свойствами и оттенками. Верующему человеку надлежит тщательно ухаживать за собственной душой, как за драгоценным садом и развивать только лучшие качества. Поэтому актуально знать все оттенки души, дабы иметь возможность точно выбрать для себя лучшее. Далее рассмотрим такое понятие, как честолюбивый человек, хорошо это или не совсем. Разберем такое свойство, исходя из православной веры.

Как правило, наиболее ярко мы можем увидеть, что такое честолюбие, если обратимся к художественной литературе или биографиям различных известных личностей.

Этим качеством обладали и обладают различные амбициозные предприниматели и дельцы, люди, которые хотели стать в чем-то лучшими, превзойти остальных, остаться в памяти других.

Наверное, хорошим примером будет идеал так называемой американской мечты, для которой честолюбие является фактически основой.

Если кратко, то в этой концепции Америка воспринимается как страна безграничных возможностей, где каждый может добиться всего своими усилиями. Только для этого нужно много трудиться и действовать в рамках здоровой конкуренции, ставить свои цели превыше всего. Такая концепция более свойственна ответвлениям христианства лютеранству и протестантизму, где восхваляются практическая выгода и труд.

Для того чтобы лучше уловить смысл и значение, к слову честолюбивый следует подобрать такие синонимы:

  • целеустремленный;
  • нацеленный на лидерство;
  • тщеславный;
  • стремящийся быть лучшим;
  • карьерист;
  • перфекционист;
  • амбициозный и самолюбивый.

Также следует выбрать и возможный антоним для этого слова:

  • безалаберный;
  • безынициативный;
  • не амбициозный;
  • вялый;
  • конформист;
  • последователь (не лидер);
  • разгильдяй.

Также противоположностью могут выступать и такие термины, как смиренный, эмпатичный, чуткий, спокойный, альтруист. Соответственно, речь не всегда идет об однозначно негативных и позитивных коннотациях. Как видно, и синоним и антоним к рассматриваемому термину может быть и положительным, и отрицательным.

Полезное видео: честолюбие

Для того чтобы лучше разобраться, действует ли такое качество плохо на душу или является положительным, нужно снова посмотреть на различные ветви христианства. Более новые учения, такие как лютеранство и особенно протестантизм, указывают на священность любого труда.

Казалось бы, вполне нормальная концепция, даже положительная, ведь и в православии верующим советуют занять свои будни праведным трудом, однако есть некоторые отличия, на которые указывают и самые доступные порталы – Википедия и другие.

Протестанты видят богатство и состоятельность даже вполне приемлемым делом. Представители этой конфессии, как правило, являются самыми богатыми христианами.

Обратите внимание! В православии честолюбие считается однозначно негативным, так как в некоторой степени противоречит концепции любви к ближнему и заботы. Оно воспринимается как пагубный порок, не соответствующий учению Христа, который был идеалом смирения и абсолютно не честолюбивым.

Тем не менее, протестанты одобряют вообще практически любой труд, и ростовщичество в том числе как разновидность деятельности. Напомним, в православии такая деятельность является неприемлемой и связана с грехом лихоимства и сребролюбия. В этой тонкости есть существенные отличия.

Когда, к примеру, протестант ставит перед собой честолюбивые цели достичь финансового благополучия, он в целом видит в своей деятельность праведный путь и использует разнообразные мирские методы для того, чтобы прийти к нужному итогу. Православный в свою очередь чутко рассматривает каждый вариант получения дохода, оценивает, не противоречит ли он вере и не вредит ли душе. Таким образом, нетрудно понять, почему искренне православные верующие не всегда могут похвастаться чрезмерным богатством, а представители других конфессий могут даже спокойно кичиться этим.

Если рассматривать глобально, то это хорошо или не особенно хорошо, люди решают, исходя из собственной веры и базовой мировоззренческой концепции. Для кого-то «идти по головам» ради собственной цели и ставить свои интересы в центр мира является не просто приемлемым, но и идеальным. Для православного такой честолюбивый человек выглядит не совсем нормальным, особенно если качество проявляется в наиболее негативных аспектах.

Как избавиться от честолюбия

Православная вера говорит об идеале смирения, как говорится, «кто унижает себя, тот возвысится». Конечно, речь не идет о каком-то ментальном или физическом мазохизме и подобных болезненных наклонностях. Подразумевается способность:

  • не выгораживать собственное эго;
  • не ставить себя над другими;
  • не стремиться унизить других, дабы себя возвысить;
  • не искать поводов для самохвальства;
  • не искать возможностей намеренно оказаться лучше других;
  • не впадать в чрезмерную соревновательность и конкуренцию с другими;
  • не искать в других худших качеств, которые позволяют чувствовать себя лучшим, чем они.

Святые подвижники в православии являли собой эти идеалы смирения. Серафим Саровский, вероятнее всего, не хотел стать лучшим в мире святым и установить рекорд по длительности молитвы на камне или построить женский монастырь лучше, чем другие. Лука Крымский вряд ли стремился стать самым известны доктором или продвинуться повыше в церковной иерархии.

Можно привести и массу других примеров, так или иначе, все эти подвижники знали, что значит честолюбивый, и старались искоренить в себе подобные помыслы. Как видно из этих примеров, для того чтобы чего-то достичь (особенно на поприще веры) совсем не требуется иметь чрезмерную амбициозность и намерение стать лучше других. Конечно, определенное дерзновение нужно, но оно всегда идет в комплекте со смирением и готовностью унизиться.

Простому верующему полезно следовать этим примерам, понять, что означает слово, рассматриваемое здесь, и в чем негативные стороны этого свойства. В современном мире трудно обрести смирение, особенно если приходится действовать в условиях, где каждый конкурирует с другим, где все действуют только в своих интересах. Тем не менее, личное определение настоящего верующего и заключается в том, чтобы делать поведенческий выбор, исходя из веры, а не мнения большинства.

Обратите внимание! В некоторых сферах деятельности частично честолюбие может быть допустимо и приносить некоторые положительные результаты. К примеру, руководителю полезно быть честолюбивым в том, чтобы заботиться о своих подчиненных и собственной подвластной структуре.

Полезное видео: честолюбие замена таланту или потребность в бессмертии?

Вывод

Нужно осознавать, где честолюбие полезно, а где является чрезмерным, и соблюдать нормы религиозной морали. Отказ от честолюбия совсем не означает бездействия или какой-то пассивности. Отказ от этого порока означает выбор более тяжелого, но верного пути, когда другие люди не воспринимаются как конкуренты, которых нужно превзойти, а мирская слава и признание – как высшие цели бытия. Такой трудный путь доступен только искренне и глубоко верующему человеку.

Вконтакте

Честолюбивый человек - это индивидуум, который стремится быть лучше других. Он хочет быть богаче, успешнее, узнаваемее, хочет добиться успехов, которыми он сможет превзойти других людей. или плохо? В чем причина, и каковы мотивы людей, которые хотят превосходства над другими?

Разговоры и том, что значит честолюбивый, часто сводятся к наделению людей жаждой власти, подчинения других людей и показания превосходства над окружающими. Но это не совсем так. Честолюбие - это здоровое желание человека стать лучше. Это стимул развиваться и идти дальше, расти над собой и постоянно совершенствоваться. Честолюбие дается нам при рождении в зачаточном состоянии и постепенно развивается в течение жизни. И именно от его правильного развития зависит адекватность восприятия своих целей и средств, которыми будут достигаться.

Развитие - это всегда позитивный процесс. И честолюбие человека заставляет его двигаться вперед и преодолевать себя и свою лень. Это качество очень важно в жизни людей и дает им возможность достигать успехов и славы. Ведь иначе не было бы знаменитых ученых и открытий, изобретений и прогресса всего человечества.

Честолюбивый человек - это индивидуум, который стремится вперед. Он мобилизирует свои внутренние скрытые ресурсы и заставляет их работать на благо себе. Это помогает человеку ставить перед собой трудные цели и достигать их, работая над собой и улучшая себя.

Честолюбивый человек - это победитель по натуре. Он стремится быть первым и выигрывать и в соревнованиях, и в жизни. Стремление быть первым заставляет его идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

Но стремление быть первым всегда и во всем может сыграть не только позитивную роль. Очень часто жажда превосходства над другими людьми толкает человека на неблаговидные поступки. Непомерная тяга к славе, богатству, успеху или известности приводят к постоянной гонке за недостижимой целью и заставляет человека вести себя по отношению к другим людям некрасиво и подло, идти по головам, оставаясь в одиночестве.

Говоря о насколько ты честолюбивый? Синонимы этого слова часто включают в себя также слово "тщеславный". Такой человек стремится занять высокое положение и в жизни, и в обществе, используя для этого любые цели. Цели и стремления такого человека всегда эгоцентричны. Он слушает только себя и всегда действует в своих интересах, не пренебрегая возможностью обойти конкурентов нечестными методами.

Не стоит путать эти понятия. Доброжелательность к другим людям и к их успехам - вот чем в первую очередь характеризуется честолюбивый человек. Это кардинальным образом отличает его от тщеславных индивидуумов и прочно разграничивает эти понятия.

Всего должно быть в меру. Честолюбие необходимо человеку в жизни для развития и достижения своих целей. В оно оказывает позитивное воздействие на все сферы жизни. И главное - не стоит стремиться к невозможному. Невозможно стать выдающимся ученым прямо завтра, если сегодня ты еще студент. Необходимо реально оценивать свои возможности, ставить цели и идти к ним. И все получится!

, знания или власть . В отличие от целеустремленности честолюбие направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие - предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.

Восприятие честолюбия

В христианстве

По Канту

Психологическая и педагогическая перспектива

В психологии и педагогике понятию честолюбия соответствует термин мотивация . В концепциях воспитания, целью которого является ярко выраженная нацеленность на результат, помимо развития внутренней мотивации и навыков в академической, художественной или физической подготовке, целесообразно также применять и преподавать такие компетенции, как ожидание самоэффективности , выносливость и трудолюбие .

Честолюбие с научно-политической точки зрения

Политолог Джозеф А. Шлезингер выделил в 1966 году три типа честолюбия в политике:

  • Под прогрессивным честолюбием он понимал стремление политического деятеля к более высокому посту, нежели он в настоящее время занимает.
  • Статическим честолюбием он назвал стремление политического деятеля, как можно дольше держать должность, которую он сейчас занимает, .
  • Дискретное честолюбие - это стремление политика достигнуть конкретной политической цели или должности, не рассчитывая многократно ее обретать.

Честолюбие в литературе и кино

Честолюбие является центральной темой многих литературных произведений. Примеры:

  • Уильям Шекспир : Макбет (Англия, 1606)
  • Стендаль : Красное и чёрное (Франция, 1830)
  • Ги де Мопассан : Милый друг (Франция, 1885)
  • Генрик Ибсен : Гедда Габлер (Норвегия, 1890)
  • Клаус Манн : Мефисто (Германия, 1956)

Также во многих художественных фильмах тема честолюбия находится в центре внимания. Примеры:

  • Мордашка (США, 1933)
  • Гражданин Кейн (США, 1941)
  • Вся королевская рать (США, 1949)
  • Самая красивая (Италия, 1951)
  • Все о Еве (США, 1951)
  • Бекет (Великобритания, 1963)
  • Черный лебедь (США, 2010)
  • Одержимость (США, 2014)

Напишите отзыв о статье "Честолюбие"

Литература

  • Иосиф Райххолф (Josef H. Reichholf): Почему мы хотим побед . Спортивное честолюбие в качестве движущей силы в эволюции человека. Fischer Taschenbuch, Франкфурт 2009, .

Примечания

Отрывок, характеризующий Честолюбие

Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате.
– Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова.
11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.
С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.
Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.
– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Очень часто бывает так, что человек полностью захвачен новым делом. Все его мысли полностью заняты тем, как добиться успеха. Еще не покорив больших высот, он уже предвкушает радость, которую должно принести достижение цели. Такое качество называют честолюбием.

Честолюбие: что это такое?

Сказать это понятие, довольно трудно. Под честолюбием чаще всего понимают стремление к почестям, славе и высокому положению в обществе. Желающих получить такой результат много, правда, не все в этом могут признаться. Причина тому достаточно прозаична: такие люди просто боятся осуждения со стороны общества. Ведь такое качество, как правило, отождествляется с болезненным стремлением к славе. Многие задумываются: честолюбие - что это такое на самом деле?

Составить портрет честолюбца сложно, так как его внешность и поведение могут быть самыми разнообразными. Внешне такой человек может вести себя предельно скромно и непритязательно. Часто его честолюбие - это тайное знание, с которым он не готов делиться с окружающими.

Честолюбие: что это и в чем его польза?

На самом деле честолюбие может быть как здоровым, так и болезненным. Все люди, которые добились успеха в той или иной сфере, однозначно являются честолюбивыми. Их манит процесс достижения цели и получения признания. Такое свойство выступает в роли хорошего мотиватора. Оно не дает человеку сбиться с пути, даже когда ему трудно. Но для личности, у которой присутствует здравое честолюбие, слава будет играть особую роль. Это будет что-то наподобие приятного бонуса к приложенным усилиям и не более.

Тщеславие и честолюбие

Другое дело, когда желание почивать на лаврах становится самоцелью. Такое качество называется тщеславием. Такого человека не интересуют плоды его деятельности, его не волнует, какую пользу своими действиями он принесет окружающим. Порой тщеславный действует даже во вред себе. Ярким примером такого стремления к пустой славе являются звезды шоу-бизнеса. Многие из них готовы положить на алтарь все ради признания: любовь, семью и здоровье.

Отличие тщеславного человека от честолюбивого в том, что честолюбивая личность никогда не поступится своими моральными убеждениями ради славы. Тщеславный индивидуум готов перешагнуть через себя ради признания.

Получатся, что между честолюбием и тщеславием существует довольно тонкая грань, которую очень просто нарушить. Честолюбие - определение очень расплывчатое и неоднозначное.

Если оно здоровое, то это качество, которое должно присутствовать в каждом. Наличие такой мотивации заставляет людей покорять все новые вершины. Это стремление сделать что-то лучше других, преуспеть в каком-то деле.

В конечном счете честолюбие - что это? Простыми словами, такое свойство - это стремление быть успешным и уважаемым за приложенные усилия. Трудолюбие, вера в себя, настойчивость - вот далеко не полный список характеристик честолюбивого человека. Если направить все эти качества в правильное русло, тогда это свойство будет вашим козырем, а не пороком.