Путешествие по планетам обучения грамоте в школе. Конспект занятие по обучению грамоте "полет в космос"


Тема:
Космическое путешествие
Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность.
Место проведения: Групповое помещение.
Цель: Закрепить знания детей.

Задачи:
образовательные: закреплять умение детей составлять предложения, делить слова на слоги, читать их, составлять слова из слогов, производить звукобуквенный анализ, отвечать полным ответом;

развивающие : развивать фонематический и речевой слух, зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, развивать навык чтения слогов и слов;

воспитательные : создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность, умение слушать воспитателя и товарищей, формировать навыки оценки результатов собственной деятельности.

Материалы и оборудование:
демонстрационные: карта космического путешествия, фишка в виде ракеты, карточки с предметными картинками, «волшебный» мешочек с буквами; музыкальный центр и фонограмма старта космической ракеты, мешочек с сокровищами;

раздаточные: «бортовые планшеты», карточки со словами для составления предложения «В добрый путь», «звёзды» со слогами, конверты с заданиями для детей, цветные карандаши для звукового анализа слова.

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.
Методы:
Игровой: игра-путешествие, игра «Умные ручки», игровые упражнения.
Наглядный: карта космического путешествия, карточки — билеты, звёзды-слоги, карточки для звукобуквенного анализа, конверты с заданиями.
Практический:
выполнение заданий.
Словесный: объяснение, беседа, указание, ответы детей.

Предварительная работа
Образовательные области: Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие

Совместная образовательная деятельность с детьми
Придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений с данным словом, графическая запись предложений, графические упражнения в тетрадях,
дидактические игры: «Слоговое лото», «Умелые ручки», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение».
— Разучивание физкультминутки, зрительной гимнастики.
— Беседа с детьми о космосе, отгадывание загадок.

Взаимодействие с родителями
Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий и книг по теме.
— Рекомендовать родителям провести индивидуальную работу по совершенствованию звукобуквенного анализа, развивать навык чтения слов.

Ход занятия:
-Ребята, в новогодние каникулы я перебирала вещи и нашла старую карту . Я принесла ее, чтобы показать вам.
— Как вы думаете, что это за карта.
— Расскажите, что вы видите на карте?
— Как вы думаете, какие сокровища там спрятаны?
— Интересно было бы отправиться на эту далёкую планету и узнать, что за сокровища спрятаны на ней?
— Как выдумаете, можно ли осуществить такое далёкое путешествие в одиночку?
— Почему?
— Тогда, может быть, мы отправимся на эту далёкую планету все вместе, как одна команда?
— Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям?
— Тогда давайте подумаем, на чем можно добраться до далёкой планеты?
— Наше транспортное средство мы построим, соединив цифры по порядку.
— Выходите, покажите, у кого, что получилось.

— До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

А с каким настроением обычно отправляются в путешествие?
— Тогда возьмем с собой хорошее настроение, соберем свои силы и знания, и отправимся в путь. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта…

Открывайте глаза, улыбнитесь друг другу и в путь…
Надеваем скафандры, подходите ко мне, получайте посадочные талоны, (раздаю билеты-картинки)

1) Дом, ключ, зонт, глаз, стул, гриб.
2)Окно, ручка, шапка, юбка, замок, кольцо.
3) Колесо, корзина, ботинок, ракета, собака, карандаш.

В первый ряд сядут те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 1 слога;
Во- второй ряд сядут те — слова, на картинках которых состоят из 2 слогов;
в третий ряд садятся те путешественники, слова, на картинках которых состоят из 3 слогов;
Проверка правильность выполнения задания:
несколько детей объясняют, почему они сели в тот или иной ряд.

– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.
Что такое?
Наша ракета не может взлететь, повреждён пароль. Чтобы его восстановить, вам надо правильно составить предложение.

Берём свои бортовые планшеты и из данных слов составляем предложение.
Пароль читаем все вместе:
«В добрый путь».
— Вы постарались и правильно выполнили задание.
Звучит космическая музыка.

— Мы вышли в космическое пространство.
Давайте оглядимся вокруг:
Смотрим вправо - ничего,
Смотрим влево - ничего.
Вниз глаза ты опусти
Ну и вверх ты посмотри.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вперёд посмотрим, там звезда.
Что вы видите?

— Я вижу большое скопление звёзд! Впереди звездопад, путь закрыт. Вот несколько звёзд залетело и в нашу ракету. Это звёзды не простые, на каждой из них какой-то слог. Я поняла, они подсказывают нам следующее задание. Справившись с ним, мы сможем лететь дальше.

— У каждого из вас на столе в конверте находятся слоги, такие же, как на звёздах. Прочитайте слоги, сложите их так, чтобы получились слова. Приступаем к работе. Дети складывают из слогов слова: ДО-РО-ГА, РА-КЕ-ТА, … (Дети по очереди читают слова, рассказывают, сколько слогов в слове.) Один из детей выкладывает слова на доске.

— Проверяем, что у вас получилось.
— И с этим заданием мы справились, звездопад преодолели, можно лететь дальше.
– Прямо по курсу вижу комету. Она приближается, неужели мы столкнёмся с ней? Нет, комета пролетела рядом с нашей ракетой и на хвосте принесла нам россыпь букв.

Игра «Умные ручки»
Я собрала буквы в один мешок. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны можно только ощупав их руками. Достать букву можно только после того, как наощупь узнаешь её и назовёшь, а мы придумаем слова, начинающиеся с этой буквы. Выходите на ковёр, вставайте в круг.(Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь определяют букву, а остальные придумывают слова.)

— Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка на ковре :
Для космонавтов вот зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь, руками пола вы коснитесь.
Сели – встали, сели – встали. Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.

Продолжаем путешествие, нас ждёт следующее испытание.
Всё ракета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная… (дыра).

Преодолеть её мы сможем только выполнив задание.
— Нам потребуются наши бортовые планшеты, простой и цветные карандаши. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы запишите в свой планшет и проведёте звуковой анализ слова. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие группы делятся звуки?
— На какие группы делятся согласные звуки?
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, мягкие согласные, твёрдые согласные?

— Слушайте внимательно загадки:
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект… (комета)
Что такое?

Рассыпалось к ночи по небу зерно,
Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

Проверка (один рассказывает, другие проверяют).

Поднимите руку те, у кого выполнено всё правильно. Вы молодцы, были внимательны и старательны, нарисуйте рядом с работой красное солнышко. Поднимите руку те, у кого 1 или 2ошибки. Вы старались, но нужно быть повнимательней. Нарисуйте жёлтое солнышко. Те, у кого 3 и более ошибок нарисуйте оранжевое солнышко, вам нужно быть внимательнее и ещё позаниматься.

Ну, вот мы и добрались до планеты сокровищ. А вот и сундук. Открываю его, достаю мешочек с сокровищами.

Сокровища наши, нам нужно скорее возвращаться назад, пока сюда не прибыли космические пираты — охотники за сокровищами.

Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Из полёта возвратились.
И на Землю приземлились.

Вот мы и снова на Земле, в нашей родной группе.

Подведение итогов.
Вы оказались бесстрашными путешественниками! За что вы бы могли похвалить себя?
– Какие препятствия нам пришлось преодолеть на пути к сокровищам?
– Какое из них показалось вам самым трудным?

А теперь настало время заглянуть в мешочек и рассмотреть космические сокровища.
(плавный переход к совместной деятельности )


Название: Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Космическое путешествие»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область

НАТАЛЬЯ КОТЕНКОВА
Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие»

Цель : формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений.

Оборудование : флэшка с презентацией, телеграмма , зеркала, звезды зеленая и красная, картинки – банан, альбом, картинки светофора и 12 фишек, картинки со звуком т, наклейки, картинки- буквы спрятаны, мальберт, цветок и лепестки.

Ход занятия

1. Орг. момент- заходим и встаем полукругом

Круг приветствия (говорим вместе с детьми) .

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птичками поем,

С добрым утром, с ясным днем,

Вот как славно мы живем.

Здравствуйте, говорим мы человеку,

Здравствуйте слышим мы в ответ.

К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

2. А вы, ребята, заметили, что на стене что-то необычное. - (инопланетянин появляется».

Ой, кто-это.

я думаю, неспроста здесь он появился..

А как вы думаете с какой он планеты.

Зачем он сюда прилетел.

А вот и письмо - сейчас мы и узнаем все о нашем госте.

Воспитатель читает письмо :

3. «Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Развивайка с планеты Грамоты …У нас случилось несчастье. Космические пираты звукоедики перепутали и похитили все звуки, если вы не поможете, может случиться беда. Без вашей помощи мы не справимся. Ведь известно, что вы уже многому научились. я очень прошу вас о помощи.

Ребята, поможем---

А на чем же мы полетим. (на ракете) .

А вот и наша ракета (картинка)

4. Прежде чем занять места в ракете . мы должны пройти проверку. для этого мы должны проговорить чист оговорки по очереди красиво и громко___(проговариваем и передаем мяч)

та-то-та- у нас в ракете чистота.

5. итак все космонавты на местах . Пристегнули ремни. Проверим правильно ли работают ваши моторы- ррррррррр. готовимся к старту с песенки гласных---а-о-и- ы- у-у- .летим. у-у-у. взлетели.

6. пока мы летим нам нужно изучить язык жестов, как мы будем общаться с инопланетянами. звуки –то у них похищены. Поставьте перед собой зеркала, помогите мне рассказать историю про инопланетянина Развивайку, который отправились на отдых к бабушке и дедушке.

В гости к бабушке и дедушке приехал Развивайка. Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внука (Улыбочка - Трубочка) . Бабушка стала месить тесто (Месим тесто) и печь блины (Блинчик) . Блинчики были очень горячие (подуть на язычок) . Ну вот они остыли и Развивайка с удовольствием стал есть блинчики с вареньем (Вкусное варенье) . Потом он побежал гулять и стал играть с друзьями в футбол (Футбол) . А потом качался на качелях (Качели) .

6. Прежде чем высадиться на планете Грамоты мы должны быть уверены в своих знаниях, а на ведь еще надо и назад вернуться….для этого наш экипаж выполнит задание, которое приготовил нам центр управления полетом…

Я читаю вам стихотворные строки, а вы должны выбрать одно слово из трех предложенных, чтобы в стихотворении была рифма.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь : «Мой дорогой!

Не открывай меня … (плечом, коленом, ногой)

Белокрылые хозяйки над волной летают (чайки, шайки, сайки)

Лежит лентяй на раскладушке, грызет посвистывая сушки, душки, пушки)

7. посмотрите ребята на в иллюминатор- что вы там видите.

да, ребята, перед нами преграда- скопление звезд, наверно, пираты постарались. Какже их нам преодолеть. ой, я знаю как. мы должны выполнить следующее задание…Я буду называть картинки то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Если я называю правильное название то вы поднимаете зеленую звезду, неправильную- красную…

Бамам, ваван, паман, даван, банан, баван, банам, ванан.

альпом, айбом, альмом,альбом, аньбом, альном.

8. Ребята, вы слушите звук. (стучу по столу)

Это метеоритный дождь. будьте внимательны. это все пираты нам хотят помешать. как только мы правильно выполним задание, метеориты разлетятся в разны стороны и путь нам будет свободен.

Послушайте слова и поднимите карточку с той буквой, которую услышали. (

10. посмотрите на картину. всезнайка нам сигнализирует. что мы должны набраться сил и отдохнуть.

физ-ка Мы с вами оказались на лесной поляне

Паровоз привез нас в лес – чух – чух – чух

Там полным - полно чудес м – м – м – на выдохе

Вот и бабочки – сестрицы, крылышками машут

и с ромашки на ромашку весело порхают (дуют на бабочку)

Вот идет сердитый ёж п – ф – ф – ф

Где же носик? Не поймешь ф-р-р! Ф-р-р!

Вот зеленая пчела детям мёда принесла з-з-з, села нам на локоток з-з-з, полетела на носок з-з-з

Пчелку ослик испугал й-а-а! й-а-а! на весь лес он закричал й-а-а! й-а-а!

Гуси по небу летят, гуси ослику гудят : г-у-у! г-у-у! г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать, сесть и сладко позевать.

отдохнули. продолжаем. полет. к нам на орбиту поступила зашифрованная телеграмма . нам надо ее прослушать и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

тут мышка. У мышки мышата. мышка шумит. мышата шуршат.

Но что я слышу. какой-то сигнал. бедствия кто-то передает. ничего не могу понять. мешают помехи, но какие -то звуки я слышу. я буду вам произносить ряды слогов. а вы должны хлопнуть. когда услышите другой звук.

па-па-па-ба-па

фа-фа-фа-ва-фа.

Мы уже. скоро будем на планете Грамотейка . но вот незадача, прямо на нас летят другие космические корабли . это. пираты нас встречают….чтобы не произошло столкновение вам нужно опять выполнить задание ….

я буду произносить слово, а вы назовите слово, отличающееся от других.

минута, монета, минута, минута

винт, винт, винт, бинт.

Дудка, будка, будка, будка.

итак. вот мы и на планете. грамоты . ой, посмотрите, опять послание.

Привет,земляне. Если вы читаете это письмо, то вы все-таки добрались до планеты Грамоты . Но просто так звуки мы вам не отдадим. Выполняйте наши задания, а мы будем за вами следить.

Светофор.. я называю слова, а вы ставите фишки на красную, желтую или зеленую часть, в зависимости от того, где слышите звук. м.

(макароны, карман, дом, мышь, ромашка, ком)

Молодцы. С заданиями справились. Пираты вернули инопланетянам с планеты грамота все звуки . и развивайка дарит вам за подарок, который вы получите, когда прилетите на землю.

Может мы тоже сделаем подарок всезнайке о нас на память….давайте соберем цветок. Из предложенных лепестков с избражениями различных предметов мы должны выбрать только те, где есть звук Т.

молодцы, теперь мы можем спокойно возвращаться домой.

Но посмотрите на борту корабля обнаружены неполадки : на пульту управляния кто-то спрятал буквы. нам надо их разгадать. (на букве нарисован пират- ее отгадать) .

Молодцы…теперь все в порядке

Возвращаться нам пора,

по местам мои друзья.

Экипаж слушай мою команду.

Занять кресло .

Пристегнуть ремни.

Завели моторы. рррррр. Закреваем глаза. мы взлетем. а-о-у-ы-и -у-у-у. летим. ну вот мы и прилетели. можно немного расслабиться и поговорить.

Давайте подведем итог нашего путешествия .

чем мы занимались во время путешествия .

Вам интересно было.

давайте встанем в круг, возьмемся за плечи и скажем друг другу. спасибо за приятное занятие .

Публикации по теме:

«Путешествие в сказку» Интегрированное занятие логопеда и воспитателя по обучению грамоте Цели: Систематизировать знания о гласных и согласных звуках; Развивать фонематический слух; фонематическое восприятие; Воспитывать.

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению грамоте в средней группе «Путешествие в волшебный лес» Автор: Ярикова Наталья Васильевна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ № 163 г. Кемерово, Кемеровская область Цель: Закрепление.

Интегрированное занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в весенний лес» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ «Путешествие в Африку» Дети входят в зал,берут игрушки,под музыку из фильма "Красная шапочка" дети играют игрушками (мяч,машины,куклы)Произносят слова -приветствия.

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные

развивающие

воспитательные

Материалы и оборудование : А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», Азбука

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 35

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: « Полёт в космос»

Подготовила и провела

воспитатель: Кумушбаева Лилия Васильевна

Апрель, 2013 год

Итоговое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе № 4.

Тема: Путешествие в космос.

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А ; звёзды со слогами; предложение « В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами; учебник « Азбука »; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

  1. Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

III. Беседа о времени года.

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель.

  1. Постановка учебной задачи.

Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором ): – Ракета.

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

  1. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

VI. Игра «Образуй прилагательные от существительных»

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения)

В: – Прочитайте, что у вас получилось.

Д: – В добрый путь!

В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А ). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

VII. Деление слов на слоги.

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.

Д: – Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога

Д : –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза. Эти слова состоят из двух слогов.

Д: – Курица, колобок, корова, лошадка. Эти слова состоят из трёх слогов.

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З ).

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором): – Дыра.

VII. Звуковой анализ слов.

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра )

В: – Сколько слогов в слове дыра ?

Д: – В слове дыра два слога ды – ра .

В: – На какой слог падает ударение?

Д: – Ударение падает на второй слог.

д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].

Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

В: – Дайте характеристику звуку [ р ].

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б ) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

VIII. Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета.

IX. Составление схем предложений.

В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт (если в слове есть звук з дети хлопают руками)

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У ). А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д : – Звёзды .

X. Гимнастика для глаз

В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (смотри приложение № 1).

В: – Подберите родственные слова к слову звезда.

Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

В: – Что такое родственные слова?

Д: – Слова родные друг другу.

В: – Как понимаете слово звездопад ?

Д: – Явление, когда падают звёзды.

В: – Какое это слово простое или сложное?

Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К ).

XI. Игра «Составь слова из слогов».

В: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова, а потом придумывают с этими словами предложения).

В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А ).

В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Д: – АЗБУКА.

В: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором): – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Д: – До свидания.

Список использованной литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  3. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука – Волгоград: Учитель, 2009.

Приложение № 1.

Рисунок звезды для проведения гимнастики для глаз.

Дети рисуют звезду глазами по стрелкам, не поворачивая головы.


Елена Шаповалова
Занятие по обучению грамоте «Космическое путешествие на планету Абвгдейки»

Цель : выявление уровня знаний детей, готовность к школе.

Обучающие :

Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение» ; совершенствование навыков звукового анализа слов, закреплять умения детей давать характеристику звукам речи.

Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.

Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

Обучать чтению слогов , составлению слов из предложенных слогов.

Развивающие :

Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие :

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Формировать чувство товарищества.

Оборудование : компьютер, телевизор;

Материал : гласные, согласные буквы; звезды со слогами; карточки и фишки для слогового анализа; схемы предложений; звезды со словом «Азбука» ;

1. Эмоциональная настройка.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг

другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся,

Дружно будем мы играть

слышит. Мой космический корабль потерпел бедствие, и с

огромной скоростью приближается к неизвестной планете . Она

большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как

она называется, я не знаю»

– Ребята, а вы знаете, как называется эта планета ?

– А кто живёт на планете Земля ?

– Земляне.

– Ребята, как вы думаете, на чем мы можем отправиться в космическое путешествие ?

Дети (хором) : – Ракете!

– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Но Абвгдеец говорит , что в космос могут отправиться только

подготовленные дети. Вы сможете? У нас есть буквы, вы должны разложить их на гласные и согласные, тогда вы попадете на корабль.

Что означает буква? (это знак, символ, которым обозначают звуки на письме)

Подойдите к столу, возьмите каждый по одной букве и положите на разнос, где стоит синий флажок – согласные, где красный – гласные.

1. Игра «Разложи гласные и согласные буквы» .

(проверили, правильно разложены буквы)

Чем отличается гласный звук от согласного?

Молодцы, ребята, занимайте места на космическом корабле и в путь . (звучит космическая музыка , сменилась картинка)

Ребята, смотрите, появились яркие звезды. А вот и первое испытание, нужно разделить слова на слоги.

2. Игра «Раздели слова на слоги» .

Зем-ля, Ве-не-ра, Марс, Ю-пи-тер, Плу-тон, У-ран, Неп-тун, Мер-ку-рий, Са-турн.

Молодцы, ребята, мы справились с этим испытанием и у нас есть первая буква «А» .

Ребята, наш корабль затягивает в черную дыру, нам нужно преодолеть притяжение и набрать скорость. Я буду называть слова со звуком «С» , а вы должны сказать, где находится звук «С» вначале, середине или конце.

3. Игра «Поймай звук «С» ».

Солнце, восток, Марс, космос , космонавт , скафандр, астроном.

Мы набрали скорость, молодцы, ребята, появилась еще одна звезда, у нас есть вторая буква «З» .

4. Игра «Составь слова из слогов» .

Посмотрите, на нашем пути начинается звёздный дождь. С неба упали звёзды, но не простые, а со слогами (подвешены звёзды со слогами) . Прочитайте слоги и придумайте слова, которые с них начинаются : МА, РО, ЛЕ, МЕ, УТ, КО, СА. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова) .

Молодцы, ребята, у нас еще есть одна буква «Б» .

Ребята, я предлагаю подзарядиться космической энергией .

Физминутка.

(звучит космическая музыка )

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься : (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра, Всех возьмут нас в космонавты ! (руки на поясе) .

Ну, что ж, ребята, а теперь давайте займем свои места для выполнения следующего задания.

5. Игра «Зашифруй слово» .

(звуковые домики)

Нам нужно зашифровать слово «дружба» и отправить жителям АБВГДейки , предупредить, что мы уже близко.

Возьмите карточки и обозначьте слово «дружба» фишками.

Давайте, проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Молодцы, ребята, жители планеты АБВГДейки теперь будут знать , что мы уже близко, и у нас есть еще одна буква «У» .

6. Игра «Составь предложение» .

Ребята, нам пришло сообщение, оно зашифровано - это схемы.

Что они означают?

Сколько слов в предложении?

Что означает вертикальная линия?

Что означает точка?

А теперь давайте придумаем предложение из двух слов, из трех слов, а кто придумает предложение, в котором больше слов.

Ну что ж у нас есть еще одна звезда с буквой «К» .

Ребята, давайте проверим, все ли у нас буквы есть?

Попробуйте составить главное слово.

Какой буквы не хватает? (А)

Я думаю, мы найдем ее, если прочитаем волшебные строки.

Молодцы, ребята, у нас есть последняя буква «А» , и мы составили главное слово «азбука» .

Ребята, пираты вернули «Азбуку» жителям планеты АБВГДейка , они вам очень благодарны за помощь. Уметь читать, это здорово!

В чем вы затруднялись?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята, вы помогли жителям планеты Абвгдейка .

Почему мы справились с трудными заданиями?

Что нам в этом помогло?

Публикации по теме:

«Космическое путешествие на планету ритмов». Тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста ход занятия. Музыкальный руководитель: Я рада видеть вас в хорошем настроении! Давайте поприветствуем друг друга с помощью жестов. 4 хлопка+.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в Звукоград» Тема: Путешествие в Звукоград Цель: показать результат коррекционной работы логопеда МБДОУ, чему научились дети на логопедических занятиях,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в тридевятое царство» Конспект итогового занятия за 1 квартал 2016 года по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в тридевятое.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» города Пикалево НОД «Путешествие в страну волшебных.

Конспект ООД по обучению грамоте «Удивительное путешествие с Лунтиком» Конспект ООД по обучению грамоте «Удивительное путешествие с Лунтиком в сказочную страну» Программное содержание: 1. Познакомить с буквой.

ГУ СШ № 35

Конспект занятия по обучению грамоте

в предшкольном классе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

Воспитатель:Рыбальченко.Л.Н.

АКТОБЕ 2016

Тема: Путешествие в космос.
Цель:
расширить представление о космосе

Задачи:

*продолжить обучать звуковому анализу слов, учить детей читать слова по первым буквам.
* закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в умении составлять слова из слогов, подбирать родственные слова; развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

*воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование : ракеты красного, синего и зеленого цветов; звёзды с буквами К,О,С,М,О,С; звёзды со слогами;предметные картинки; карточки с цветными буквами.
Ход занятия:

В:– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей.
Давайте поздороваемся с гостями и с солнышком.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
«Мозговой штурм»
Из чего состоит речь?
Из чего состоит предложение?
Из чего состоят слова?
Чем отличаются звуки от букв?
Какие бывают звуки?
Согласные делятся на..
В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д : –Тёплая, красивая,ароматная (когда цветут деревья),долгожданная, солнечная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель
В-: Какой праздник отмечают в апреле?
Д:- День космонавтики

В: – Сегодня у нас будет необычное занятие:мы отправимся в путешествие, а куда, узнаем, когда отгадаем загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар.

Ответ: земля
Ты весь мир обогреваешь.
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
Ответ: солнце
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
Ответ: луноход
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: ракета

В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари – Фонарики
Меньше, чем комарики.
Ответ: звезды
(За каждый ответ на загадку дети получают звезду.)
- Какое слово получилось?
Д: КОСМОС.
На чем мы отправимся в полет? Отгадайте загадку:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета.
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
Деление на группы
(по цвету букв и ракет).
На столе изображение ракет трех цветов:
(синяя ракета – твердые согласные;зеленая ракета – мягкие согласные;красная ракета – гласные).У детей карточки с цветными буквами.
-Ребята, чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором) .

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Задание №1
«Прочитай по первым буквам».
(для каждой команды дается одно слово)
На доске картинки : 1 слово :зонт, ежонок,машина, лимон, яблоко.(ЗЕМЛЯ)
2 слово: виноград, ель, ножницы, ель, рыбка, ананас.(ВЕНЕРА)
3 слово: мяч, арбуз, ракета, собака(МАРС).
Прочитайте полученные слова, запишите их, сделайте звуковой анализ слова.
Задание № 2 Пришло загадочное письмо.Нужно поделить слова на слоги.
ШАР, КОМЕТА, РАКЕТА, ПЛАНЕТА, ЛУНОХОД, МАРС.
Задание №3
Игра «Доскажи словечко»

Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Физминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

Задание № 4

Игра «Подбери семейку слов» к слову «звезда»
1.Человек, который считает звезды?(Звездочет)
2. Космический корабль, летящий к звездам (Звездолет)
3.Момент, когда падают звезды? (звездопад)
4.Небо, на котором много звезд?(звездное)
5.Бывает большая звезда, и маленькая (звездочка)
Задание №5
Найди две одинаковые звезды и прочитай слово.
На звездах слоги: НЕ, БО, ВО, ДА, ЛУ,НА,
Задание №6
«Сложи картинку»
Из частей сложите картинку и прочитайте предложение.
РАКЕТА, ЛЕТИТ, НА ЛУНУ.

В: Молодцы, все задания выполнили, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети хором: Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

(звучит запуск ракеты)

Подведение итогов.

В: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: Составляли слова из букв, делали звуковой анализ слов, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в слове, отгадывали загадки.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, у вас на столе нераскрашенные звездочки.Если вам понравилось занятие- раскрасьте звездочку в зеленый цвет;если было трудно –раскрасьте в синий цвет;если не понравилось – закрасьте звездочку в красный цвет. Попрощайтесь с гостями.