Урок по биологии "строение коры больших полушарий". Головной мозг

Тема урока: «Асимметрия полушарий большого мозга».

Цель: сформировать представление об асимметрии полушарий головного мозга и связанных с этим функций речи, зрения, слуха.

Задачи:

    образовательная: дать представление об асимметрии мозга и связанных с этим функций речи, зрения, слуха;

    развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;

    воспитательная: показать взаимосвязь асимметрии полушарий с конкретным восприятием окружающего мира.

Тип урока: комбинированный, проблемный.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока.

    Организационный момент (приветствие, фиксация отсутствующих в журнале).

    Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили строение полушарий большого мозга. Давайте восстановим в памяти пройденный материал для более продуктивной работы на уроке.

    Каково строение полушарий большого мозга? (Кора, белое вещество, подкорковые ядра, борозды, извилины).

    Какие доли выделяют в каждом полушарии? Что лежит в основе их выделения? (Лобная, височная, теменная, затылочная. Их границы определяются по бороздам коры).

    Какие зоны выделяют в каждом полушарии? Можно ли их увидеть на поверхности коры? (Двигательные, слуховые, осязательные, зрительные, вкусовые и обонятельные. Это функциональные участки коры, их нельзя увидеть).

    Как же ученые узнали о существовании зон мозга? (Изучали больных с поврежденными участками мозга, определяли утраченные функции).

    Подготовка к активному, осознанному восприятию темы. Вызов.

Ежедневно общаясь с разными людьми, мы замечаем, что одни склонны к точным математическим расчетам, обладают железной логикой, другие – артистичны и музыкальны, хорошо рисуют и пишут стихи. Как это можно объяснить? (Разной активностью правого и левого полушарий большого мозга).

Тема нашего урока: «Асимметрия полушарий большого мозга».

Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего мозга – его асимметрии. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку:

«Вселенная есть асимметричный ансамбль.

Я полагаю, что жизнь в том виде, в каком

мы ее знаем, должна быть функцией

асимметрии мира или следствий из нее

вытекающих».

Луи Пастер.

Иначе говоря, наша жизнь зависит от асимметрии мира, в котором мы живем.

    Изучение нового материала.

    Проект «Развитие представлений об асимметрии мозга. Работы Дакса, Брока и Вернике».

Учитель: Как развивались представления об асимметрии больших полушарий?

В 1836 г. Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел на заседании медицинского общества в Монпелье короткий доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.

В 1865 г. Поль Брока, знаменитый французский антрополог и патологоанатом, представил Анатомическому обществу в Париже описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а также понимал все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения, было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, челюстей, языка и глотки, получил название зоны Брока.

Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией (или нарушением речи) Брока. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока заявил научному миру: «Мы говорим левым полушарием».

В 1874 г. Карл Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении зоны Вернике.

Вывод: Мы говорим левым полушарием!

Учитель: Но всегда ли так?

    Асимметрия мозга в детстве. Правши и левши.

Учитель: Ребята, сколько у нас в классе левшей? Вы задумывались когда-нибудь: почему одни люди левши, а другие – правши?

Проект «Причины разделения человечества на правшей и левшей».

Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. Некоторые учёные считают, что всё решилось ещё в те дремучие времена, когда обезьяны с земли перебрались на деревья. Тогда наши предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой подносили пищу ко рту. Прошло около 10 миллионов лет, изменился климат, и предки спустились на землю. Правую руку стали использовать для более точных движений – выдолбить каменный топор, хорошо прицелиться дубинкой, охотясь на мамонта. Так как этим занимались преимущественно мужчины, то левшей среди них стало меньше, чем среди женщин.

Существовала и «материнская» версия разделения на правшей и левшей: у женщин более развита правая рука, так как они левой прижимали младенца к сердцу, чтобы тот слышал его стук и был спокойным.

А вот по теории «щита и меча» в древние времена соотношение левшей и правшей было примерно одинаковым. Но в бесконечных войнах гибли, как правило, леворукие. Они держали меч в левой руке, а щит – в правой. Их сердце не было защищено, они чаще получали смертельные раны, чем праворукие, державшие меч в правой руке, а щитом в левой руке закрывавшие сердце. Поэтому со временем, праворуких, передававших свои гены из поколения в поколение, на земле стало больше.

Но все эти предположения остались в прошлом. Настоящая причина разделения на правшей и левшей учёным не известна до сих пор. По одной из версий, эта причина кроется в устройстве нашего головного мозга.

Движения правой рукой регулируются левым полушарием мозга, а движения левой – правым. У левшей, в отличие от большинства людей, доминирует правое полушарие мозга.

Статистика показывает:

Речевая асимметрия

Правши

Левши

95% говорят левым полушарием, 5% - правым

65% говорят правым полушарием, 35% - левым

Вывод: правши говорят левым полушарием, а левши – правым!

Правши и левши отличаются друг от друга психологически:

Психологическая асимметрия

Правши

Левши

Тяготеют к конкретным видам деятельности, умеют считать, логически мыслить, убеждать, способны тонко чувствовать и переживать

Отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, тягой к искусству, способны к ясновидению, больше развита интуиция (предметно-образное восприятие действительности)

От доминирования полушария зависит личность человека. Левши мыслят образами, вникают в проблему мгновенно, а не изучают её последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно, вкладывают в работу массу эмоций. В итоге левша затрачивает на одно и то же дело больше энергии, чем правша. Левша вынужден перестраивать свой внутренний мир для решения слегка чуждых его психике задач. Среди них нередко встречаются люди, которых упорно тянет писать справа налево, читать слова с конца к началу.

Но, оказывается, быть левшой не только признак особых способностей. Медики считают, что это ещё и признак нарушения иммунитета. Левши чаще других страдают ревматоидным артритом (тяжелым заболеванием с поражением органов и суставов), а также астмой, аутизмом, диабетом, мигренью.

Леворукость возникает по разным причинам: передаётся по наследству, появляется вследствие различных нарушений беременности или родовых травм. При определенных отклонениях в развитии левого полушария правое частично берёт на себя некоторые функции, мозг «перестраивается», и левая рука становится ведущей. Следует отметить, что левшей на земле не так уж и мало: каждый десятый из живущих на планете людей – левша!

Учитель: Асимметрия мозга появляется у человека к 4-5 годам, в 12-14 лет она властно заявляет о себе и окончательно формируется к 17 годам. Давайте посмотрим, как влияет асимметрия мозга на зрительные функции.

    Зрение и асимметрия.

Опыт с яблоком (на слайде).

Учитель: Ребята, опишите яблоко различными прилагательными.

Обратите внимание, какие прилагательные чаще употребляют «левополушарные», а какие – «правополушарные» люди.

Левополушарные

Правополушарные

Круглое

Объёмное

Большое

Яркое

Красное

Аппетитное

вкусное

Вывод: наши полушария по-разному воспринимают изображения. Для левого главное – восприятие целиком (форма, объем). Для правого – восприятие деталей (цвет, мельчайшие подробности, ассоциации).

    Слух и асимметрия.

Учитель: Прослушаем фрагмент песни Николая Баскова (Слайд 11). Кто больше обращал внимание на слова, чем на музыку? Кто больше слушал музыку, чем слова? А кто одинаково наслаждался и музыкой, и словами песни? Запомните: люди с поврежденным правым полушарием мозга не способны узнавать мелодию, а левым – слова.

Вывод: асимметрия мозга проявляется в восприятии песен. Музыку узнает правое полушарие, а слова – левое.

    Асимметрия полушарий.

Асимметрия – каждое полушарие ответственно за определенные функции.

Самостоятельная работа учащихся с учебником в парах: читаем текст на с. 67 и заполняем таблицу (пустая таблица).

Проверка правильности заполнения таблицы (заполненная таблица).

Полушарие мозга

Функции полушария

левое

1) устная и письменная речь;

2) анализ информации;

3) обобщение, принятие решений

правое

1) образное мышление;

2) музыкальное и художественное творчество;

3) восприятие музыки

    Проведение теста на выяснение правополушарности и левополушарности учащихся .

    Ведущая рука: если сверху большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас аналитический ум.

    Ведущий глаз: правый – у вас настойчивый, агрессивный характер; левый – характер мягкий, уступчивый.

    Поза Наполеона: если наверху левая рука – вы склонны к кокетству; правая – к простоте и простодушию.

    Аплодирование: правой рукой – решительный характер; левой – вы колеблетесь, принимая решения, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

Результат: К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или левополушарные? Или вы «эксперты»?

    1. Заключение.

Учитель: К 17 годам у человека формируется асимметрия больших полушарий мозга: каждое из них отвечает за определённые функции. Однако полную картину мира нам могут дать только оба полушария в неразрывной связи друг с другом. Сперанский писал: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает её и уничтожает».

    1. Рефлексия.

1) Как можно объяснить склонность одних людей к точным математическим расчетам, а других – к образному мышлению? (Разной активностью правого и левого полушарий большого мозга).

2) Как ученые узнали о существовании зон мозга? (Изучали больных с поврежденными участками мозга, определяли утраченные функции).

3) К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или левополушарные? Или вы «эксперты»?

3) Составьте синквейн по теме урока.

Урок окончен. Спасибо за урок!

Домашнее задание: с. 67-69 (читать и пересказывать). Ответить на вопросы с. 70-71. Сообщения «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность Сеченова».

По теме:

«Значение коры больших полушарий головного мозга»

Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность.

На то и ум, чтобы обуздать ее нелепости.

У. Шекспир.

Человек рождается, растет, учится, взрослеет; смеется и плачет, любит и ненавидит, решает сложные математические задачи и сочиняет музыку, стихи, живет в реальной жизни, не переставая мечтать. И это все настолько естественно, что мы не задумываемся, где начало начал всех этих процессов. Но наступает пора, когда задаешься вопросом: в чем заключается тайна моего «Я»? В классификации живых существ человеку присвоено почетное наименование Homo sapiens sapiens (человек разумный разумный). Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга. Ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры головного мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее.

На сегодняшнем уроке мы проникнемся в тайну головного мозга человека, постараемся понять связь функций головного мозга с восприятием окружающего мира.

А пока проверим знания о строении головного мозга.

Почему ранение в область продолговатого мозга смертельно ?

Ответ: В области продолговатого мозга находятся жизненно важные центры: дыхания, кровообращения, пищеварения. Кроме того, проходят дуги защитных рефлексов: мигательного, кашлевого и т. д.

Представьте такую ситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге и объясните состояние больного?

Ответ: Опухоль в области мозжечка, т. к. он контролирует координацию движений и соединяет отдельные движения воедино. У больного явные нарушения координации движений.

эволюции головного мозга хордовых.

Какой из отделов головного мозга претерпел наибольшее изменение в процессе эволюции?

(модели головного мозга птицы, рыбы, млекопитающего и пресмыкающегося на столе учителя.)

(Передний мозг).

Что же он из себя теперь представляет у млекопитающих?

(Полушария большого мозга).

А что нового появилось у животных в процессе эволюции? (кора)

Верно это кора, которая впервые появляется у пресмыкающихся (старая), и новая возникает у млекопитающих, увеличиваясь в своих размерах, она приобретает складчатую структуру.

: Кора состоит из серого вещества.

Что это? (Нейрон).

В чем особенность нейронов коры?

(Клетки имеют очень много отростков. Кора состоит из 6 слоев клеток, образуя толщину от 1,3 до 5 мм. Кора отвечает за восприятие всей информации, поступающей в мозг (зрительной, температурной, вкусовой и т. д.) и за управление сложными движениями. С функцией коры связана мыслительная, речевая деятельность, память. Участки коры выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны.

Почему же клетки имеют много отростков? Это необходимо для формирования многосторонних связей. А как же это осуществляется?

На этот вопрос мы и постараемся ответить. Итак,

тема нашего урока «»

Вопрос классу:

Каковы особенности головного мозга человека?

(Мозг человека имеет большие размеры и большой вес ).

Но есть животные, у которых мозг больше и тяжелее (У человека велик относительный вес мозга.) Но и в этом отношении мы уступаем некоторым животным, по относительному весу мозга лидируют китообразные. Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям. Но, если не размеры и вес, то что же является отличительной особенностью мозга «человека разумного»? Сегодня можно указать на одну уникальную особенность головного мозга животных и человека - он симметричен. Его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству нейронов, так и по общей структуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария мозга выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности , т. е. они функционально асимметричны.

Добавлю, что мозг не чувствует ни боли, ни наслаждения, а является лишь оценщиком – это приятно, а это нет, это хорошо, а то - плохо.

Питается мозг только чистой энергией глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственной работой, тянет к шоколадке): обладая массой всего примерно 2% от веса тела, мозг потребляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организму. Его основная задача – потребление и переработка информации. Он принимает 1010 бит, т. е. двоичных единиц, в 1 сек. только зрительной информации. Если лишить его общения и информации, он начнет деградировать, а его масса уменьшится. Вот почему, когда информация неинтересна, люди засыпают. Мозг отключается и когда информация не является новой.

Учебный эксперимент № 1.

Ученикам предлагается вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста «Ведущее полушарие». Ответы записать буквой П (правый тип реакции) или Л (левый тип реакции).

Задание 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы.

Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Задание 2. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции – левый.

Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речи, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев столь большое количество левшей, как, например, Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, Жанна д, Арк и Бенджамин Франклин, Моцарт и Бетховен, Альберт Эйнштейн и Карел Бах, Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Сильвестер Сталлоне и Джулия Робертс, Том Круз и Пол Маккартни и т. д.

Специализация зон коры мозга выражается в том, что каждый участок этих зон можно связать с определенной частью тела. Другими словами, большая часть тела может быть представлена на коре в виде схемы; результатом этого будут два искаженных гомункулуса. Искажения связаны с тем, что отведенная под данную часть тела площадь коры пропорциональна не величине этой части, а необходимой точности управления. У человека очень велики площади моторной и соматосенсорной зон, соответствующие лицу и рукам. Здесь показаны только половины каждой из таких корковых зон: левая соматосенсорная зона (которая получает сигналы преимущественно от правой половины тела) и правая моторная зона (которая осуществляет управление движениями левой половины тела).

Учебный эксперимент

1. определите какие зоны коры будут воспринимать слово ключ. Установите в каком полушарии эта надпись будет опознана (воспринимать слово будут зрительные зоны, опознана надпись в полушариях)

2. определите какие зоны будут воспринимать реальный ключ. У становите в каком полушарии этот предмет будет опознан.

Оба полушария не зависимы друг от друга. Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения . С одной стороны, они дружески участвуют в работе головного мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом.

Полушария выполняют функцию сотрудничества . Поэт, используя глубокие чувства, образы и метафору, полагается на правое полушарие, а на левое – в поисках слов, чтобы выразить то, что создает правое полушарие.

Картина Аргимбольдо «Садовник».

Посмотрите на нос, губы, щеки? Заметили ли вы что при отыскивании очередного плода изображение портрета пропадает и лицо превращается в натюрморт. Это происходит потому что речевых сигналов которые опознаются левым полушарием перестраивает работу правого: осуществляя поиск предметов и деталей на рисунке.

Специализация зон коры мозга выражается в том, что каждый участок этих зон можно связать с определенной частью тела. Другими словами, большая часть тела может быть представлена на коре в виде схемы; результатом этого будут два искаженных гомункулуса. Искажения связаны с тем, что отведенная под данную часть тела площадь коры пропорциональна не величине этой части, а необходимой точности управления. У человека очень велики площади моторной и соматосенсорной зон, соответствующие лицу и рукам. Здесь показаны только половины каждой из таких корковых зон: левая соматосенсорная зона (которая получает сигналы преимущественно от правой половины тела) и правая моторная зона (которая осуществляет управление движениями левой половины тела). Еще во второй половине XIX в. возникло представление о том, что две половины головного мозга человека различным образом получают, хранят и перерабатывают информацию, поступающую от органов чувств.

(Звучит «Болеро» Равеля).

Автор этого музыкального произведения Морис Равель – известный французский композитор. В возрасте 57 лет он попал в аварию и получил серьезную травму левого полушария мозга. После травмы композитор по-прежнему мог слушать музыку, посещать концерты, критиковать или наслаждаться услышанной музыкой. Но больше так никогда и не смог записывать то, что звучало в его голове. Равель страдал афазией Вернике, был не в состоянии играть на фортепиано, правильно петь, записывать музыку или читать нотную запись. Зона Вернике проходит между зрительным и слуховым центрами мозга. Этот тип афазии описал в 1874 г. немецкий исследователь К. Вернике (С. Wernike), отсюда и получил свое название. Он связан с повреждением другой области коры, находящейся также в левом полушарии, но не в лобной, а в височной доле.. Позднее было установлено, что зона Вернике и зона Брока соединяются группой нервных волокон-дутообразным пучком.

При афазии Вернике речь фонетически и даже грамматически нормальна, но ее значение нарушено. Слова обычно связываются без особого труда и имеют правильные окончания, так что высказывания носят характер правильно построенных предложений. Однако слова нередко оказываются неподходящими, и среди них встречаются бессмысленные слоги и сочетания слогов. Примечательно, что даже в тех случаях, когда отдельные слова правильны, высказывание в целом выражает смысл каким-то обходным путем. Так, больной, которого попросили описать картину, изображающую двух мальчиков, ворующих печенье за спиной у женщины, сообщил: «Матери нет здесь, она делает свою работу, чтобы получить ее лучше, но когда она смотрит, два мальчика смотрят в другое место. Она работает в другой раз».

В 1861 г. знаменитый французский патологоанатом Поль Брока обнаружил, что повреждение заднелобной доли левого полушария головного мозга у человека сопровождается расстройством речи. Он заявил, что мы говорим левым мозгом. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока.

Зона Брока граничит с лицевой областью моторной коры, управляющей мышцами лица, языка, челюстей и глотки. Когда при инсульте повреждается зона Брока, почти во всех случаях наблюдается также серьезное повреждение лицевой зоны левого полушария, и поэтому можно подумать, что расстройство речи вызвано частичным параличом мышц. При афазии Брока мышцы, которые не выполняют своей речевой функции, в остальном действуют нормально. И далее, самое простое: больной с афазией Брока, которому очень трудно говорить, нередко прекрасно и легко поет.

Значение больших полушарий головного мозга

1.осуществляется целесообразная связь с внешней средой

2.кора контролирует все функции организма

3. с корой связаны, у человека речь и мышление. Человек руководствуется в своем поведении сознанием

4. приобретение жизненного опыта




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня, в условиях развития экономики и социальной сферы Российской Федерации общество нуждается в образованных, мобильных, конкурентоспособных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности.

В связи с этим предполагаются изменения в системе образования, его ключевой характеристикой становится не столько передача знаний и технологий, сколько формирование ключевых компетентностей. Создание условий для развития у учащихся ключевых компетентностей - одна из главных профессиональных задач учителя, в арсенале которого множество современных педагогических технологий.

На своих уроках я чаще использую технологию развития критического мышления - это универсальная "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами.

Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами, выстраивание конструктивных взаимоотношений с другими людьми, участие в совместном принятии решений, умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком.

Предлагаю вниманию коллег конспект урока по биологии в 8 классе "Полушария большого мозга" с использованием этой технологии.

Тема урока: "Полушария большого мозга"

Цель урока: создать условия для осмысления информации о строении и функциях большого мозга.

Задачи урока:

  • создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о строении отделов головного мозга: больших полушарий,
  • создать условия для развития у школьников умений распознавать различные доли большого мозга, основные борозды на схемах и рисунках; находить и обозначать на рисунках основные зоны коры больших полушарий,
  • способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, информацией ЦОР,
  • способствовать развитию умений, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы,
  • способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Презентация ), раздаточный материал: рабочие листы по количеству учащихся (Приложение 1 ), задания для работы в группах (Приложение 2 ); электронное учебное издание "Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина", учебник: Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

Ход урока

I. Определение темы. Вызов.

Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы изучали особенности нервной системы. Вспомните, из каких частей состоит данная система органов?

Ученик: Нервная система состоит из центральной и периферической частей.

Учитель: Что входит в состав периферической нервной системы?

Ученик: В состав периферической нервной системы входят нервы и нервные волокна.

Учитель: Чем представлена центральная нервная система?

Ученик: Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом.

Учитель: Перечислите уже изученные вами отделы головного мозга.

Учитель: На прошлом уроке мы составляли синквейны об этих отделах. А сейчас я предлагаю вам прочитать ещё одно пятистрочие и определить, о чём сегодня на уроке пойдёт речь (слайд 1).

Молодой, важный

Анализирует, воспринимает, координирует

Самый крупный отдел мозга

Грецкий орех.

Учитель: С особенностями какого отдела головного мозга нам предстоит познакомиться? Итак, тема урока "Полушария большого мозга". Сегодня вы работаете на рабочих листах, которые есть у каждого на столе. Запишите туда число, тему урока.

В настоящее время о большом мозге известно много, все сведения о нём можно представить в виде информационного кластера, который появился на экране и есть у каждого из вас на рабочих листах (слайд 2). Сейчас кластер пуст. Как вы думаете, какого рода информацией его можно заполнить (что о большом мозге вам хотелось бы узнать сегодня на уроке)?

Учащихся выдвигают свои предположения: информация о строении, составе, функциях большого мозга, возможных нарушениях его работы и последствиях для человека.

Учитель: Я предлагаю сегодня на уроке найти интересующую вас информацию и заполнить кластер. Все готовы к работе, тогда мы начинаем.

II. Осмысление.

Учитель: Изучая различные системы органов, мы, прежде всего, обращали внимание на особенности их строения. И сейчас я предлагаю изучить особенности строения большого мозга. Для этого прослушайте информацию. Будьте внимательны и постарайтесь выделить те данные, которые помогут заполнить кластер.

На данном этапе урока используется электронное учебное издание "Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина", тема "Полушария большого мозга"

Учащиеся прослушивают информацию, после называют ключевые слова.

Учитель: Что вы узнали о строении большого мозга? (При затруднении - организуется беседа по вопросам или работа с рисунками на слайде 3):

Известно, что переднезадняя щель делит большой мозг на две части, назовите их.

Чем между собой соединены левое и правое полушария мозга?

Как распределяется серое и белое вещество в полушариях большого мозга?

Охарактеризуйте расположение нейронов серого вещества: располагаются ли они равномерно или образуют слои нервных клеток?)

Учитель: Разместим полученные сведения в кластер. Предложите, какую информацию можно разместить в верхней строке? Что следует разместить ниже? (слайд 4)

Учитель: Кое-что нам стало известно, но неизвестного ещё больше, например: установлено, что площадь поверхности коры больших полушарий составляет 2200 см 2 , она образована 12 - 18 млрд. нервных клеток (слайд 5). Как вы полагаете, за счёт чего достигается столь большая площадь коры при относительно небольшом объёме головного мозга? (Почему сравнение больших полушарий с грецким орехом в начале урока не вызвала у нас особого удивления?).

Ученик: Кора больших полушарий имеет неровную (складчатую) поверхность.

Учитель: Действительно поверхность полушарий складчатая, имеет углубления и выступающие части. В учебнике на стр. 232 найдите, какими биологическими терминами они обозначены?

Учитель: Величина борозд и извилин подвержена значительным индивидуальным колебаниям. Однако существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех: это центральная, боковые, теменно-затылочная борозды, которые делят каждое полушарие на 4 доли (слайд 6). Рассмотрите рисунок 95 на стр. 232 учебника. Определите, на какие доли делят кору указанные борозды, подпишите доли мозга на рисунке в рабочем листе.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Я уверено, что эту работу вы выполнили правильно, поэтому предлагаю вам следующее задание: заполните пропуски в тексте, появившемся на экране (слайд 7). Прочтите текст "про себя", вставьте недостающие по смыслу слова. Озвучить текст я попрошу ребят, сидящих за партами среднего ряда.

Учитель: Разместим полученные сведения в кластере. А ребятам, сидящим за первыми партами, я предлагаю вписать название долей большого мозга в кластер на доске (данное предложение имеет место, если кластер выполнен на доске в виде вставок).

Учитель: Итак, теоретически, вам стали известны некоторые анатомические особенности коры больших полушарий. А сейчас попытаемся объяснить явления, которые на практике наблюдают врачи и учёные (слайд 9).

При операции на головном мозге у больных совершаются непроизвольные движения (рукой или ногой). Это происходит в момент прикосновения к определённым участкам коры, лежащим спереди от центральной борозды.

При обследовании глухого пациента обнаружили, что уши и слуховые нервы у него не повреждены. Почему же он всё-таки не слышит?

В результате дорожно-транспортного происшествия у мужчины повреждена затылочная доля коры больших полушарий и нарушено зрительное восприятие: зрение сохранилось, но узнавать окружающие предметы он не мог.

Учитель: Как вы полагаете, в чём причины описанных явлений?

Учащиеся высказывают предположения (в коре есть функциональные зоны - участки, выполняющие функции восприятия звука, изображения и т.д.)

Учитель: Ваши гипотезы я предлагаю проверить, работая в группах по 4. Для этого ребята, сидящие за нечётными партами, развернутся к тем, кто сидит за чётными партами. Работая совместно, вам предстоит выполнить задания, указанные в инструктивной карточке. Вам необходимо поработать с текстами, рисунками в учебнике, на рабочем листе и на "экране" (схематический рисунок больших полушарий, заранее помещённый на доске и скрытый от учащихся), составить рассказ для одноклассников и презентовать свою работу по истечении 5 минут (слайд 10).

Работа осуществляется по инструктивным карточкам (Приложение 2), которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания.

Учитель: Пришло время вернуться к случаям, описанным практикующими врачами, в чём причина указанных явлений? (Нарушение деятельности чувствительной - слуховой, двигательной и ассоциативной зон мозга).

Учитель: Таким образом, кора головного мозга анатомически и функционально подразделяется на неравноценные участки. Как вы думаете, равнозначны ли правое и левое полушария между собой?

Учитель: Действительно, полушария неравнозначны, имеет место асимметрия мозга, но об этом лучше расскажет "специалист", который занимается изучением этого явления (имеет место выступление заранее подготовленного ученика, или краткая информация учителя) .

Выступление:

Изучая распределение обязанностей между полушариями, учёные пришли к выводу о существовании функциональной асимметрии мозга (слайд 11).

Функциональная асимметрия - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счёт, тогда как функция правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков (слайд 12).

В настоящее время учёные выделяют несколько видов асимметрии (слайд 13):

1. Моторная асимметрия - неодинаковая двигательная активность рук, ног, половин тела, управляемых разными полушариями мозга. Проведём простой эксперимент: переплетите несколько раз пальцы рук, образуя "замок". Обратите внимание, палец какой руки оказался сверху. Эта рука, скорее всего и является ведущей. Однако для получения истинного результата этого опыта недостаточно. Выполняя исследовательскую работу, мы узнали, что среди девятиклассников нашей школы большее количество (76%) склонны к использованию для одних действий только правой, а для других - только левой руки. Праворуких оказалось больше, чем леворуких: 16% и 8% - соответственно. Истинных правшей и левшей мы не обнаружили.

2. Сенсорная асимметрия - неравнозначность восприятия каждым полушарием объектов, расположенных слева и справа от срединной плоскости тела.

3. Психическая асимметрия - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психических процессов. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала, сколько характером переработки информации, то есть типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному. Рассмотрим на конкретном примере. У меня в руке яблоко. Опишите, какое оно: (выслушать предложения). Левополушарные люди, как правило, воспринимают предмет целиком: его объём, форму - это те, кто охарактеризовал яблоко как круглое, объёмное. Правополушарные люди, воспринимая предмет целиком, обращают внимание на мельчайшие детали - это те, кто сказал про яблоко сладкое, красное, яркое, аппетитное.

Как вы думаете, нужны ли нам сведения о функциональной асимметрии собственного мозга? На самом деле эти вопросы актуальны для нас, людей, которым в скором времени придётся выбирать дальнейший образовательный маршрут, ведь между левым и правым полушариями есть различия по принципу управления поведением, что может оказать влияние на деятельность человека (слайд 14). Известно, что левополушарные люди - это "мыслители", склонные к теории, обладающие логическим типом мышления, а правополушарные люди - это "художники", у которых преобладает художественный тип мышления, они наделены способностью тонко чувствовать и переживать.

Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.

III. Рефлексия

Учитель: Итак, посмотрите на кластер, он заполнен, проанализируйте всё ли из того, что вам хотелось узнать о большом мозге, вам удалось узнать (слайд 15)? На рабочем листе закончите предложение: "Сегодня на уроке я узнал (а), что:

Учитель: Известно, что головной мозг человека по сей день для учёных остаётся "тёмной лошадкой" - многие тайны раскрыты, но ещё больше скрыто от внимания исследователей, на кластере снова появляются "белые пятна" - символ неопознанного, неизвестного. Поэтому я предлагаю вам выполнить домашнее задание и ликвидировать эти "белые пятна" (слайд 16).

Домашнее задание (учащиеся сами выбирают наиболее интересующее их задание):

1. С помощью дополнительных источников информации составьте информационный лист (сообщение) на тему "Новейшие исследования мозга".

2. В литературе часто встречаются термины "старая кора" и "новая кора" - с помощью учебника и дополнительных источников информации выясните, в чём разница между этими терминами?

3. Составьте кроссворд на тему "Нервная система человека", используя данные о строении и функциях спинного и головного мозга человека.

4. Белое вещество головного мозга представлено волокнами трёх типов. Что это за волокна, и какие функции они выполняют?

Большие полушария головного мозга

Кора больших полушарий головного мозга - структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3-4,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга, и покрывающий их. Нейроны коры больших полушарий головного мозга Строение коры больших полушарий головного мозга.

У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 мм² . Кора образует выступающие валики – извилины и углубления между ними – борозды. На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами - 2/3 всей площади коры. Строение коры больших полушарий головного мозга.

Доли коры больших полушарий.

1. Ассоциативная двигательная зона. 2. Первичная двигательная зона. 3. Первичная соматосенсорная зона. 4. Теменная доля больших полушарий. 5. Ассоциативная соматосенсорная зона. 6. Ассоциативная зрительная зона. 7. Затылочная доля больших полушарий. 8. Первичная зрительная зона. 9. Ассоциативная слуховая зона. 10. Первичная слуховая зона. 11. Височная доля больших полушарий. 12. Обонятельная кора. 13. Вкусовая кора. 14. Предлобная ассоциативная зона. 15. Лобная доля больших полушарий. Функциональные зоны коры больших полушарий

1. Затылочные доли – зрительное восприятие 2. Теменные доли –тактильная чувствительность 3. Височные доли –слуховые зоны (восприятие звуковых сигналов) Лобные доли -программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. Доли коры больших полушарий. Их функции.

Обозначения: 1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи. Функциональные зоны коры больших полушарий

Представительство чувствительных и двигательных функций тела

Функциональная асимметрия больших полушарий

Уникальная возможность мозга

1. Где располагается кора больших полушарий? 2. Как называются складки коры больших полушарий? 3. Какой цифрой указана теменная доля? 4. За что отвечают лобные доли? 5. В каких долях коры располагаются слуховые центры? 6. Какие центры располагаются в затылочных долях? Проверьте себя

Ответы на вопросы 1. Кора больших полушарий располагается на их поверхности (по периферии) 2. Складки коры называют извилинами. 3. Теменная доля указана цифрой 4. 4. Лобные доли отвечают за программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. 5. Слуховые центры располагаются в височных долях коры больших полушарий. В затылочных долях располагаются зрительные зоны.

В ходе этого урока мы ознакомимся со строением и функционированием головного мозга. А также с некоторыми заболеваниями головного мозга.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Головной мозг: строение и функции

Общие сведения о головном мозге.

Мозг человека полностью до сих пор не изучен. Головной мозг расположен в черепной коробке человека и занимает примерно 80% ее объема.

Рис. 1.

Он, как и спинной мозг, защищен 3 оболочками, между которыми находится жидкость. Внутри головного мозга есть несколько полостей - желудочков. От него отходит 12 пар черепно-мозговых нервов, иннервирующих разные отделы нашего тела.

Рис. 2.

Масса мозга мужчины несколько больше массы мозга женщины. Это связано с тем, что вес мужчины больше, чем вес женщины, а масса головного мозга составляет 2% от всей массы тела. Но при этом 25% всей энергии нашего организма потребляется именно мозгом.

Зависимости между размером мозга и умственным развитием нет.

Рис. 3.

Ныне самый легкий мозг в мире, у абсолютно здорового человека, весит 1,1 кг, а самый тяжелый - 2,85 кг, у человека больного идиотией.

Умственное развитие зависит от того, какое количество связей создает головной мозг.

Головной мозг состоит из 5 отделов.

Продолговатый мозг - это продолжение спинного мозга и у них много общего в строении и функциях. Но серое вещество сосредоточено в виде ядер, так что характерная для спинного мозга структура в виде бабочки здесь нарушается. Он выполняет проводниковую функцию и отвечает за большое количество рефлексов (чихание, кашель). В продолговатом мозге расположены центры пищеварения, дыхания. Глотание является рефлексом, который осуществляется при попадании предмета на корень языка. Поэтому маленьким детям нельзя давать мелкие предметы, так как они могут их проглотить.

Мост . В первую очередь, обеспечивает проводниковую функцию.

Средний мозг . Там выделяют скопление ядер - бугры четверохолмия. Они отвечают за первичную обработку зрительной и слуховой информации. Средний мозг отвечает за, так называемое, скрытое зрение, когда человек видит предмет, но не обращает на него внимания. Также там расположены центры ориентировочного рефлекса (человек поворачивается к источнику резко возникшего шума).

Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса. Под гипоталамусом находится железа внутренней секреции - гипофиз. В гипоталамусе формируется пищевое, питьевое поведение. Он регулирует сон и бодрствование и поддерживает постоянство внутренней среды организма.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 230, задания и вопрос 1,2,4,5. с 234, задания и вопрос 1,2,3.

2. Какие функции лобной доли КБП?

3. Опишете строение и функции мозжечка.

4. Подготовьте небольшое сообщение об одном из заболеваний мозга на Ваш выбор.