Первая дочь николая 2. Николай II и его семья

Имя Николая II, жены и 5 детей останется навсегда в российской истории. Это связано с тем, что последнего императора и его ни в чём не повинную семью лишили жизни большевики. О чете Романовых говорили, говорят и будут говорить.

Историки назвали Николая II слабовольным царём, но всё же эта черта характера не помешала ему вложить огромный вклад в экономику и промышленность России того времени.

Биография последнего российского императора Николая II

Появился на свет Николай II 18 мая 1868 года в Царском селе Российской империи в семье императора Александра III и Марии Федоровны. Так как мальчик был старшим сыном и соответственно прямым наследником престола, с ранних лет его готовили к государственной работе. Для этого во дворец был призван Карл Хис, так как никто другой не смог бы его обучить английскому языку.

Детские годы Николая II и его остальных братьев прошли в стенах Гатчинского дворца. Воспитанием занимался отец, который мог быть как строгим, так и позволяющим все шалости. Неприятным фактом для императора была лень в учёбе, поэтому его не радовало то, что Николай II совсем не стремился к знаниям. Мальчика влекло совсем другое – уже с 5-летнего возраста он был шефом лейб-гвардии Резервного пехотного полка. Ему очень нравилась военная география, правоведение и стратегия. Для того чтобы будущий император получил качественные знания, родители тщательно подбирали учёных. Не только английским языком в совершенстве владел Николай II, но и французским, немецким и датским.

Момент вступления на престол совпал с совершеннолетием юноши. Далее началась военная служба, в дальнейшем он стал полковником. Будущий царь легко выдерживал военные условия и уже успел к ним привыкнуть. Отец-император активно готовил сына к престолу, самостоятельно вводил в курс государственных дел, а также путешествовал с ним по миру.

В первые годы своего правления последний царь провёл перепись населения, денежную реформу, «столыпинские» аграрные реформы и многое другое. Все нововведения позитивно сказались на экономике России. Благодаря Николаю II стали строить железные дороги, стартовала добыча нефти.

Причина расстрела Николая II и его царской семьи

Точка отсчёта гибели царской семьи началась после проигрыша в русско-японской войне. Именно после этого среди русского народа началась революционная волна. Самым болезненным для императора стало недоверие интеллигенции.

Во время Первой Мировой войны император лично присутствовал на фронте. Однако из-за ряда неправильных военных указаний его позже стали обвинять во всех неудачах. Даже отречение от престола ничего не изменило, а, наоборот, ситуация для царской семьи только усугубилась.

Николая II с женой и детьми отправили в Екатеринбург. Их расстреляли в полуподвальном помещении, не оставив никакого шанса на жизнь даже детям. После тела были вывезены за город и сожжены.

Последний царь считался порядочным семьянином. С женой Александрой Фёдоровной они воспитывали 5 детей – 4 дочерей (Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию) и сына Алексея.

Николай Второй – последний российский император, вошедший в историю, как самый слабовольный царь. По мнению историков, управление страной для монарха было «тяжелой обузой», но это не помешало ему внести посильный вклад в промышленно-экономическое развитие России, несмотря на то, что в стране в годы царствования Николая II активно наращивалось революционное движение, и усложнялась внешнеполитическая ситуация. В современной истории российский император упоминается эпитетами «Николай Кровавый» и «Николай Мученик», так как оценки деятельности и характера царя неоднозначны и противоречивы.

Родился Николай II 18 мая 1868 года в Царском селе Российской империи в императорской семье. Для своих родителей, и , он стал старшим сыном и единственным наследником на престол, которого с самых ранних лет учили будущему делу всей его жизни. Воспитанием будущего царя с рождения занимался англичанин Карл Хис, который обучил юного Николая Александровича свободно разговаривать на английском языке.

Детство наследника царского престола прошло в стенах Гатчинского дворца под четким руководством его отца Александра III, который воспитывал своих детей в традиционном религиозном духе – он разрешал им поиграть и пошалить в меру, но при этом не позволял проявления лени в учебе, пресекая все мысли сыновей о будущем престоле.


В 8-летнем возрасте Николай Второй начал получать общее образование в домашних условиях. Его обучение велось в рамках общего гимназического курса, но особого рвения и стремления к учебе будущий царь не проявлял. Его страстью было военное дело - уже в 5 лет он стал шефом лейб-гвардии Резервного пехотного полка и с радостью осваивал военную географию, правоведение и стратегию. Лекции будущему монарху читали лучшие ученые с мировым именем, которых лично подбирали для сына царь Александр III и его супруга Мария Федоровна.


Особенно наследник преуспел в изучении иностранных языков, поэтому помимо английского в совершенстве владел французским, немецким и датским языками. После восьми лет общей гимназической программы Николаю Второму начали преподавать необходимые высшие науки для будущего государственного деятеля, входящие в курс экономического отделения юридического университета.

В 1884 году по достижению совершеннолетия Николай II принес присягу в Зимнем дворце, после чего поступил на действительную военную службу, а через три года приступил к регулярной военной службе, за что ему было присвоено звание полковника. Полностью отдаваясь военному делу, будущий царь легко адаптировался к неудобствам армейской жизни и переносил службу в армии.


Первое знакомство с государственными делами у наследника престола состоялось в 1889 году. Тогда он начал присутствовать на заседаниях Госсовета и Кабинета министров, на которых отец ввел его в курс дела и поделился опытом, как управлять страной. В тот же период Александр III совершил с сыном многочисленные путешествия, начавшиеся с Дольнего Востока. За последующие 9 месяцев они по морю объехали Грецию, Индию, Египет, Японию и Китай, а затем через всю Сибирь по суше вернулись в российскую столицу.

Восхождение на престол

В 1894 году после смерти Александра III Николай Второй вступил на престол и торжественно пообещал охранять самодержавие также твердо и неуклонно, как его покойный родитель. Коронация последнего русского императора состоялась в 1896 году в Москве. Эти торжественные мероприятия ознаменовались трагическими событиями на Ходынском поле, где во время раздачи царских подарков произошли массовые беспорядки, забравшие жизни тысячи граждан.


Из-за массовой давки пришедший к власти монарх хотел даже отменить вечерний бал по случаю своего восхождения на престол, но позже решил, что Ходынская катастрофа является настоящим несчастьем, но не стоит того, чтобы омрачать праздник коронации. Эти события образованное общество восприняло как вызов, что стало закладкой фундамента в создание освободительного движения в России от царя-диктатора.


На фоне этого императором в стране ввелась жесткая внутренняя политика, согласно которой преследовалось любое инакомыслие среди народа. В первые несколько лет царствования Николая Второго в России была проведена перепись населения, а также осуществлена денежная реформа, установившая золотой стандарт рубля. Золотой рубль Николая II приравнивался к 0,77 граммам чистого золота и был вполовину «тяжелее» марки, но в два раза «легче» доллара по курсу международных валют.


В тот же период в России были проведены «столыпинские» аграрные реформы, введено фабричное законодательство, принято несколько законов об обязательном страховании рабочих и всеобщем начальном образовании, а также отменен налоговый сбор с землевладельцев польского происхождения и отменена мера наказания, такая как ссылка в Сибирь.

В Российской империи во времена Николая Второго прошла масштабная индустриализация, повысились темпы сельскохозяйственного производства, стартовала добыча угля и нефти. При этом благодаря последнему русскому императору в России было построено более 70 тысяч километров железной дороги.

Правление и отречение от престола

Царствование Николая Второго на втором этапе проходило в годы обострения внутриполитической жизни России и довольно сложной внешнеполитической ситуации. При этом у него на первом месте стояло дальневосточное направление. Основным препятствием русского монарха к преобладанию на Дальнем Востоке была Япония, которая без предупреждения в 1904 году напала на русскую эскарду в портовом городе Порт-Артур и в связи с бездействием российского руководства нанесла поражение русской армии.


В результате провала русско-японской войны в стране начала стремительно развиваться революционная ситуация, а России пришлось уступить Японии южную часть Сахалина и права на Ляодунский полуостров. Именно после этого российский император потерял авторитет в интеллигентных и правящих кругах страны, которые обвиняли царя в поражении и связях с , являвшимся неофициальным «советником» монарха, но считавшимся в обществе шарлатаном и мошенником, имеющим полное влияние над Николаем Вторым.


Переломным моментом в биографии Николая II стала Первая Мировая война 1914 года. Тогда император всеми силами по советам Распутина старался избежать кровавой бойни, но Германия пошла войной на Россию, которая была вынуждена защищаться. В 1915 году монарх взял на себя военное командование русской армией и лично ездил по фронтам, инспектируя войсковые части. При этом он допустил ряд роковых военных ошибок, что привело к краху династии Романовых и Российской империи.


Война обострила внутренние проблемы страны, все военные неудачи в окружении Николая Второго возлагались именно на него. Тогда в правительстве страны начала «гнездится измена», но несмотря на это император вместе с Англией и Францией разработал план генерального наступления России, что должно было триумфально для страны к лету 1917 года закончить военное противостояние.


Планам Николая Второго не суждено было сбыться – в конце февраля 1917 году в Петрограде начались массовые восстания против царской династии и действующего правительства, которые он изначально намеревался пресечь силовыми методами. Но военные не подчинились приказам царя, а члены свиты монарха уговаривали его отречься от престола, что якобы поможет подавить волнения. После нескольких дней мучительных размышлений Николай II решил отречься от престола в пользу своего брата, князя Михаила Александровича, который отказался принимать корону, что означало конец династии Романовых.

Расстрел Николая II и его семьи

После подписания царем манифеста об отречении Временное правительство России издало приказ об аресте царской семьи и его приближенных. Тогда многие предали императора и сбежали, поэтому разделить трагическую судьбу с монархом согласились лишь единицы близких людей из его окружения, которых вместе с царем выслали в Тобольск, откуда, якобы, семья Николая Второго должна была быть переправлена в США.


После Октябрьской революции и прихода к власти большевиков во главе с царскую семью перевезли в Екатеринбург и заключили в «доме особого назначения». Тогда большевики начали вынашивать план судебного процесса над монархом, но Гражданская война не дала осуществить их замысел.


Из-за этого в верхних эшелонах советской власти было принято решение расстрелять царя и его семью. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года семья последнего русского императора была расстреляна в полуподвальном помещении дома, в котором Николай II держался в заточении. Царя, его жену и детей, а также несколько его приближенных завели в подвал под предлогом эвакуации и без объяснений в упор расстреляли, после чего жертв вывезли за пределы города, их тела сожгли при помощи керосина, а после закопали в земле.

Личная жизнь и царская семья

Личная жизнь Николая Второго, в отличии от многих других российских монархов, была эталоном высочайшей семейной добродетели. В 1889 году во время визита немецкой принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской в Россию цесаревич Николай Александрович обратил особое внимание на девушку и попросил у отца благословения на брак с ней. Но родители были не согласны с выбором наследника, поэтому ответили сыну отказом. Это не остановило Николая II, который не терял надежды на брак с Алисой. Им помогала великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра немецкой принцессы, устраивавшая молодым влюбленным тайную переписку.


Спустя 5 лет цесаревич Николай вновь настойчиво попросил согласия отца на брак с немецкой принцессой. Александр III ввиду резко ухудшавшегося здоровья разрешил сыну жениться на Алисе, которая после миропомазания стала . В ноябре 1894 году в Зимнем дворце состоялось венчание Николая Второго и Александры, а в 1896 году супруги приняли коронацию и официально стали правителями страны.


В браке Александры Федоровны и Николая II родилось – 4 дочери (Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия) и единственный наследник Алексей, имевший серьезной наследственное заболевание - гемофилию, связанную с процессом свертывания крови. Болезнь цесаревича Алексея Николаевича вынудила царскую семью познакомится с широко известным в то время Григорием Распутиным, который помогал царскому наследнику бороться с приступами болезни, что позволило ему приобрести огромное влияние на Александру Федоровну и императора Николая Второго.


Историки сообщают, что семья для последнего русского императора была самым главным смыслом жизни. Большую часть времени он всегда проводил в семейном кругу, не любил светских удовольствий, особенно дорожил своим покоем, привычками, здоровьем и благосостоянием родных. При этом императору были не чужды и мирские увлечение – он с удовольствием ездил на охоту, участвовал в соревнованиях по верховой езде, с азартом катался на коньках и играл в хоккей.

12 декабря “Первый канал” покажет 8-серийный фильм “Григорий Р” (2014), посвящённый последним дням правления императора Николая II, а также одного из самых таинственных приближённых царской семьи - старцу Григорию Распутину. Николай II и его семья (жена и дети) - последние представители дома Романовых и последние правители Российской империи, расстрелянные большевиками июле 1918 года.

В советских учебниках самодержца представляли не интересующимся государственными делами “душителем свобод”, а Русская православная церковь (правда, уже в наши дни) причислила царя к лику святых как мученика и страстотерпца. Разберемся, как оценивают жизнь и правление Николая IIсовременные историки.

Жизнь и правление Николая II

Царь Николай II | Традиция

Николай - старший сын императора Александра III - родился в Царском Селе 6 (18) мая 1868 года. Наследник престола получил глубокое домашнее образование: он знал несколько языков, мировую историю, разбирался в экономике и военном деле. Вместе с отцом Николай совершил множество путешествий по губерниям России.

Николай II в детстве | Традиция Александр III не делал поблажек: он хотел, чтобы отпрыски вели себя как обычные дети - игрались, дрались, порой шалили, но главное - хорошо учились и “ни о каких престолах не думали”.

Современники описывали Николая II как очень просто в общении, исполненного истинного достоинства человека. Он никогда не прерывал собеседника и не повышал голос, даже на низших по чину. Император был снисходителен к человеческим слабостям и добродушно относился к простым людям - крестьянам, однако никогда не прощал то, что называл “тёмными денежными делами”.

В 1894 году, после смерти отца, Николай II вступил на престол. Годы его правления пришлись на неспокойный период в истории. По всему миру зарождались революционные течения, в 1914-м началась Первая мировая. Однако даже в такие непростые времена ему удалось значительно улучшить экономическое положение государства.

Семья Николая II: император и его жена Александра Фёдоровна | Аргументы и Факты

Вот лишь некоторые факты о правлении Николая II:


За время его царствования население империи увеличилось на 50 миллионов человек.
4 миллиона рублей, оставленные Александром III в наследство детям и хранившиеся в Лондонском банке, были потрачены на благотворительность.
Император одобрял все ходатайства о помиловании, которые были направлены к нему.
Урожай зерновых вырос в 2 раза.
Николай II провёл военную реформу: сократил сроки службы, улучшил условия быта для солдат и матросов, а также способствовал омоложению офицерского состава.
В годы Первой мировой войны не отсиживался во дворце, а принял главнокомандование Русской армией, наконец сумев дать отпор Германии.
Царская семья Николая II | Коммерсантъ

Однако зарождающиеся революционные настроения всё больше захватывали мысли людей. 2 марта 1917 года под давлением высшего командования он передал Манифест об отречении, в котором завещал армии повиноваться Временному правительству.

Современные историки полагают, что “Манифест” был подделкой. В оригинальном черновике Николай II лишь призывал слушать начальников, соблюдать дисциплину и “защищать Россию изо всех сил”. Позже Алексеев лишь добавил пару предложений (“В последний раз обращаюсь к вам…”), чтобы изменить смысл слов самодержца.

Жена Николая II - Александра Фёдоровна

Императрица Александра Фёдоровна - жена Николая II | Подписка на издания

Императрица Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Алиса Гессен-Дармштадская) родилась 25 мая (6 июня) 1872 года. Новое имя получила после крещения и бракосочетания с Николаем II. Воспитанием будущей императрицы занималась английская королева Виктория, которая обожала внучку.

Алиса закончила Гейдельбергский университет и получила диплом бакалавра философских наук.

В мае 1884 года на свадьбе своей сестры Елизаветы Фёдоровны познакомилась с Николаем Александровичем. Свадьба состоялась 14 (26) ноября 1894 года, всего через 3 недели после смерти императора Александра.

В годы войны императрица Александра и Великие Княжны лично ассистировали на операциях в госпиталях, принимали от хирургов ампутированные конечности и омывали гнойные раны. Императрица Александра Фёдоровна и Николай II | Аргументы и Факты

Несмотря на то, что императрица не пользовалась популярностью в новом отечестве, сама она полюбила Россию всей душой. Дочь доктора Боткина в своём дневнике писала, что после зачтения Николаем II манифеста о войне с Германией (её исторической родиной), Александра плакала от радости.

Тем не менее, либералы считали её главой придворной германофильской группировки и обвиняли Николая II в том, что тот слишком зависим от мнения жены. Из-за негативного отношения когда-то искрящаяся радостью принцесса, “виндзорский солнечный лучик” (так называл Александру в своё время Николай II) постепенно замкнулась в узком кругу семьи и 2-3 приближённых.

Особо много споров вызывала её дружба со старцем, сибирским крестьянином Григорием Распутиным.

Дети Николая II

Николай II и его дети | Sites - Google

Семья Николая II Романова воспитывала пятерых детей: четырёх дочерей (Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию) и сына - наследника престола Алексея Николаевича.

Ольга Николаевна Романова

Семья Николая II - великая княжна Ольга Николаевна | Википедия

Ольга - старшая дочь Николая II - производила впечатление нежной и хрупкой девушкой. С ранних лет проявляла страсть к книгам и была очень эрудированным ребёнком. Тем не менее, временами Великая Княжна была вспыльчивой и упрямой. Учителя отмечали, что у девушки был практически абсолютный музыкальный слух - она могла сыграть почти любую мелодию, услышанную где-то.

Княжна Ольга не любила роскоши и отличалась скромностью. Хозяйства не любила, однако с удовольствием читала, играла на рояле и рисовала.

Татьяна Николаевна Романова

Семья Николая II - великая княжна Татьяна Николаевна | Википедия

Татьяна Николаевна появилась на свет 29 мая 1897 года. В детстве больше всего любила кататься на пони и велосипеде-тандеме с сестрой Ольгой, могла часами бродить по саду, собирая цветы и ягоды.

Характером Татьяна была похожа на мать: она реже смеялась, чем другие сёстры, часто бывала задумчивой и строгой.

В отличие от старшей сестры, девушка любила хозяйничать, и у неё это прекрасно получалось. Когда мать отлучалась, Татьяна вышивала, гладила бельё и успевала следить за младшими детьми.

Мария Николаевна Романова

Семья Николая II - великая княжна Мария Николаевна | Википедия

Третья дочь в семье Николая II - Мария - родилась ночью 14 июня 1899 года в летней резиденции в Петергофе. Очень крупная и сильная для своего возраста, она впоследствии носила брата Алексея на руках, когда ему тяжело было идти. Из-за простоты и весёлого нрава сёстры называли её Машкой. Девочка любила беседовать с солдатами охраны и всегда помнила, как зовут их жён,у кого сколько детей.

В 14 лет стала полковницей 9-го драгунского Казанского полка. Тогда же вспыхнул её роман с офицером Деменковым. Когда возлюбленный отправился на фронт, Мария лично сшила ему рубашку. В телефонных разговорах он уверял, что рубашка пришлась впору. К сожалению, конец любовной истории был трагическим: Николай Деменков был убит во время гражданской войны.

Анастасия Николаевна Романова

Семья Николая II - великая княжна Анастасия Николаевна | Википедия

Княжна Анастасия родилась, когда в семье Николая II и Александры было уже трое дочерей. Внешне была похожа на отца, часто громко смеялась и хохотала. Из дневников приближённых к царской семье можно узнать, что Анастасия отличалась очень жизнерадостным и даже озорным характером. Девочка любила играть в лапту и фанты, могла без устали носиться по дворцу, играя в прятки, лазила по деревьям. А вот в учёбе никогда не была особо прилежной и даже старалась подкупить преподавателей букетами цветов.

Алексей Николаевич Романов

Семья Николая II - сын Алексей Николаевич | Википедия

Долгожданный сын Николая II и Александры Фёдоровны был самым младшим из детей царской четы. Мальчик родился 30 июля (12 августа) 1904 года. Вначале цесаревич рос жизнерадостным весёлым ребёнком, однако позже проявилась страшная генетическая болезнь - гемофилия. Это осложняло воспитание и обучение будущего императора. Только Распутин сумел найти способ, как облегчить страдания мальчика.

Сам Алексей Николаевич в своём дневнике писал: “Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы”.

Расстрел Николая II и его семьи

Царская семья Николая II | Вся Швейцария на ладони

После подписания манифеста с 9 марта по 14 августа 1917 года царская семья Николая II жила под арестом в Царском селе. Летом их перевезли в Тобольск, где режим был немного мягче: Романовым разрешали ходить через улицу в церковь Благовещенья и вести тихую домашнюю жизнь.

Находясь в заключении, семья царя Николая II не сидела без дела: бывший монарх лично колол дрова и ухаживал за садом.

Весной 1918 года ВЦИК принял решение о переводе семьи Романовых в Москву для суда. Однако он так и не состоялся. 12 июля уральский совет рабочих депутатов решил казнить бывшего императора. Николая II, Александру Фёдоровну, их детей, а также доктора Боткин и прислугу расстреляли в Екатеринбурге в “Доме особого назначения” в ночь на 17 июля 1918 года.

Проходит время и ушедшая эпоха становится историей. Семья последнего императора династии Романовых – Николая II.

История интересна и многогранна, на протяжении веков многое изменяется. Если сейчас окружающий нас мир мы воспринимаем как обыденность, то дворцы, замки, терема, усадьбы, кареты, предметы быта того времени для нас уже далекая история и порой – предмет изучения археологов. Обычную чернильницу, перо, счеты уже не встретить в современной школе. Но всего лишь столетие назад образование было другим.

«Будущие монархи»

Все представители императорской фамилии, будущие монархи, получали прекрасное образование. Обучение начиналось в раннем возрасте, в первую очередь, учили грамоте, арифметике, иностранным языкам, затем было изучение других дисциплин. Для юношей обязательна была военная подготовка, также учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Как правило, обучение проходило на религиозной основе. Преподавателей для монарших особ выбирали тщательно, они должны были давать не только знания, но и прививать духовно-нравственные представления и навыки: аккуратность, исполнительность, уважение к старшим. Правители дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, служили примером для всех.

Семья императора Николая II

«ОТМА»

Положительный пример в воспитании и обучении детей мы можем увидеть на примере семьи последнего императора династии Романовых, Николая II. В его семье было четыре дочери и сын. Дочерей условно делили на две пары: старшая пара – Ольга и Татьяна, и младшая – Мария и Анастасия. Сестры составили из своих букв коллективное имя – ОТМА, взяв заглавные буквы своих имен, и так подписывали письма, приглашения. Цесаревич Алексей был самым младшим ребенком и любимцем всей семьи.

ОТМА в профиль. 1914 г.

Императрица Александра Фёдоровна воспитывала детей согласно религиозным традициям, дети ежедневно читали утренние и вечерние молитвы, Евангелие, среди преподаваемых дисциплин был Закон Божий.

Протоиерей А. Васильев и цесаревич Алексей

«Жена государя»

Традиционно жена государя могла не заниматься воспитанием дочерей. Однако, Александра Фёдоровна строго отбирала педагогов для своих детей, присутствовала на уроках, формировала круг интересов дочерей и их расписание – девочки никогда не тратили время впустую, почти не появлялись на балах, а на светских мероприятиях находились недолго.

Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна (в центре) и их дети

Занятия детей были построены достаточно в строгом режиме. Они вставали в 8 часов, пили чай и занимались до 11 часов. Учителя приезжали из Петрограда. В Царском Селе жили только Гиббс и Жильяр.


Сидней Гиббс и великая княжна Анастасия

Иногда после уроков, перед завтраком, совершалась недолгая прогулка. После завтрака – занятия музыкой и рукоделием.

Анастасия вяжет в Сиреневой гостиной

«Классные комнаты великих княжон»

В классной комнате старших великих княжон Ольги и Татьяны стены были оклеены матовыми обоями оливкового цвета, пол закрыт бобриковым ковром цвета морской волны. Вся мебель изготовлена из ясеня. Большой учебный стол находился посередине комнаты и освещался шестирожковой люстрой, которую можно было опускать. На одной из полочек стоял бюст И.В. Гоголя. На боковой стене висело расписание уроков. В шкафах хранились книги, в основном религиозного и патриотического содержания, а также учебники. В библиотеке девочек было много книг на английском языке. Преподаватели вели журнал, куда записывались домашние задания и выставлялись оценки по пятибалльной шкале.


Классная комната великих княжон Ольги и Татьяны в Александровском дворце

В классной комнате младших княжон Марии и Анастасии стены покрашены белой краской. Мебель – ясеневая. В комнате хранились чучела птиц, детские книги русских и французских авторов. Особенно много было книг известной детской писательницы Л. А. Чарской. На стенах – религиозные рисунки и акварели, расписание уроков, пара детских объявлений шутливого характера. Поскольку девочки были еще маленькими, то в классной комнате хранились и куклы с их туалетами. За перегородкой – игрушечная мебель, игры.

«Классная комната цесаревича Алексея»

На втором этаже находилась и классная комната цесаревича Алексея. Ее стены были покрашены белой мастичной краской. Мебель, как и везде, была из простого крашеного ясеневого дерева. На полушкафах, тянущихся вдоль стен, находились учебные пособия, счеты, карта разрастания России при Романовых, учебная коллекция уральских минералов и пород, микроскоп. В шкафах хранились книги учебного и военного содержания. Особенно много было книг по истории дома Романовых, изданных к 300-летию династии. Кроме этого, в них хранилось собрание диапозитивов по истории России, репродукции художников, альбомы и различные подарки. На двери – расписание уроков и завет Суворова.


Классная комната цесаревича Алексея в Александровском дворце

«Музыкальная комната»

На «детской половине» находилась также комната, которую использовали как учительскую и одновременно как музыкальную комнату. Большую роль в образовательном процессе играли «собственные» библиотеки девочек. Сейчас эти книги хранятся в Москве в Российской государственной библиотеке. Особое место при царской семье занимали преподаватели цесаревича. Из них наиболее известен швейцарец Пьер Жильяр, он был с царской семьей и в Екатеринбурге, где ему чудом удалось уцелеть и во многом, благодаря именно ему, мы знаем о последних днях царской семьи.


Музыкальная комната

«Расписание на неделю»

Основной костяк педагогов сложился еще при преподавании гимназических дисциплин царским дочерям. Например, в 1908/09 учебном году им преподавались:

  • русский язык (Петров, 9 уроков в неделю);

  • английский язык (Гиббс, 6 уроков в неделю);

  • французский язык (Жильяр, 8 уроков в неделю);

  • арифметика (Соболев, 6 уроков в неделю);

  • история и география (Иванов, 2 урока в неделю).

Таким образом, в неделю приходился 31 урок, то есть при пятидневном режиме занятий – по 6 уроков в день. Преподаватели обычно, как и врачи, подбирались по рекомендациям. Говоря об изучении иностранных языков, необходимо заметить, что наследника достаточно поздно начали обучать им. С одной стороны, это связывалось с его постоянными недомоганиями и длительными реабилитационными периодами, а с другой, царская семья сознательно откладывала обучение наследника иностранным языкам.

Цесаревич Алексей с учителем русского языка П. Петровым. Петергоф

«Обучение наследника иностранным языкам»

Николай II и Александра Федоровна считали, что у Алексея должен был, прежде всего, выработаться чистый русский выговор. Первый урок французского языка П. Жильяр дал цесаревичу 2 октября 1912 г. в Спале, но в связи с болезнью занятия прервались. Относительно регулярные занятия с цесаревичем начались со второй половины 1913 г. Педагогические способности преподавателей французского и английского языков высоко оценивала Вырубова: «Первыми учителями были швейцарец мсье Жильяр и англичанин мистер Гиббс. Лучший выбор едва ли был возможен. Совершенно чудесным казалось, как изменился мальчик под влиянием этих двух людей, как улучшились его манеры и как хорошо он стал обращаться с людьми».


П. Жильяр с великими княжнами Ольгой и Татьяной. Ливадия. 1911 г.

«Расписание на день цесаревича Алексея»

По мере взросления цесаревича Алексея учебная нагрузка постепенно увеличивалась. В отличие от своего прадеда, которого поднимали в 6 часов утра, цесаревича будили в 8 часов утра:

    45 минут ему давали на молитву и приведение себя в порядок;

    с 8.45 до 9.15 подавали утренний чай, который он пил в одиночестве. Девочки и родители пили утренний чай отдельно;

    с 9.20 до 10.50 было два первых урока (первый урок – 40 минут, второй – 50 минут) с переменой в 10 минут;

    большая перемена с прогулкой продолжалась 1 час 20 минут (10.50–12.10);

    затем еще был один 40-минутный урок (12.10–12.50);

    чуть более часа отводилось на завтрак (12.50–14.00). Как правило, на завтрак вся семья первый раз собиралась за одним столом, если только в этот день не было официальных мероприятий.

    После завтрака полтора часа 10-летний цесаревич отдыхал (14–14.30);

    затем опять следовала прогулка, занятия и игры на свежем воздухе (14.30–16.40). В это время у него был шанс пообщаться с отцом, который гулял по парку, или матерью.

    Затем следовал четвертый урок, продолжавшийся 55 минут (16.45–17.40).

    На обед цесаревичу отпускалось 45 минут (17.45–18.30). Обедал он один или с сестрами. Родители обедали значительно позже.

    После обеда цесаревич полтора часа готовил уроки (18.30–19.00);

    обязательной частью «рабочего дня» цесаревича был получасовой массаж (19.00–19.30);

    после массажа следовали игры и легкий ужин (19.30–20.30);

    потом цесаревич готовился ко сну (20.30–21.00), молился и ложился спать (21.00–21.30).


Цесаревич Алексей с учителями: П. Жильяр, Дворцовый комендант В. Воейков, С. Гиббс, П. Петров

«Обучение в условиях войны»

В 1914 году началась Первая мировая война. Занятия продолжались шесть дней в неделю, по 4 урока в день. Всего было 22 урока в неделю. Особый упор делался на изучение языков. По количеству часов они распределялись следующим образом: французский язык – 6 уроков в неделю; русский язык – 5 уроков в неделю; английский язык – 4 урока. Остальные предметы: Закон Божий – 3 урока; арифметика – 3 урока и география – 2 урока в неделю.

Эпилог

Как мы видим, распорядок дня был насыщенным, практически не было свободного времени даже на игры. Цесаревич Алексей часто восклицал: «Когда буду царем, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы». И если бы не революция 1917 года, то стоит с уверенностью отметить, что Цесаревич Алексей приложил бы все усилия, чтобы воплотить эти слова в жизнь.



    Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование - единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!

С первых дней царствования Николай II мечтал о наследнике. Господь же посылал императору только дочек.

Цесаревич родился 12 августа 1904 года. Наследник русского престола появился на свет через год, после Саровских торжеств. Вся царская семья горячо молилась о рождении мальчика. Алексей унаследовал все лучшее от отца и матери.

Родители сильно любили его, он отвечал им большой взаимностью. Отец же был для Алексея Николаевича настоящим кумиром. Юный царевич старался подражать ему во всем.

Как назвать новорожденного, царская чета даже и не задумывалась. Николай II давно хотел назвать своего будущего наследника Алексеем.

Царь говорил, что «пора нарушить линию Александров и Николаев». Также Николаю II была симпатична личность , и император хотел назвать сына в честь великого предка.

Великая Княжна Анастасия Николаевна Романова родилась 18 июня 1901 года. Государь долго ждал наследника, и когда долгожданным четвертым ребенком оказалась дочь, был опечален. Вскоре печаль прошла, и Император любил четвертую дочь, не меньше, чем остальных своих детей.

Ждали мальчика, а родилась девочка. Анастасия по своей резвости, могла дать фору любому мальчишке. Она носила простую одежду, доставшуюся по наследству от старших сестер. Спальня четвертой дочки была убрана не богато.

Обязательно каждое утро цесаревна принимала холодный душ. Усмотреть за ней было нелегко. Ребенком она была очень шустрым, любила лазить где не попадя, прятаться.

В бытность, ещё ребенком, Великая княжна Анастасия любила пошалить, а так же посмешить окружающих. Помимо веселости, в ней нашли отражение такие черты характера, как остроумие, смелость и наблюдательность.

Мария Николаевна Романова родилась 27 июня 1899 года. Она стала третьим ребенком Императора и Императрицы. Великая Княжна Мария Романова была типичной русской девушкой. Ей было присуще добродушие, веселость и приветливость. Она обладала прекрасной наружностью и жизненной силой.

По воспоминаниям некоторых её современников, была очень похожа на своего деда . Княжна очень любила своих родителей, была сильно к ним привязана, гораздо больше, чем остальные дети царской четы.

Дело в том, что она была слишком маленькой для старших сестёр ( и Татьяны), и слишком взрослой для младших сестры и брата (Анастасии и ) .

У Марии были большие синие глаза. Она была высокая, с ярким румяным лицом - истинно русская красавица, была воплощением доброты и сердечности. Сестры даже, немного, пользовались этой добротой.


Великая княжна Татьяна Николаевна Романова родилась 11 июня 1897 года, и была вторым ребенком в чете Романовых. Как и , Татьяна внешне напоминала мать, характер же был отцовский.

Татьяна была менее эмоциональна, нежели сестра. Глаза её были похожи на глаза Императрицы, фигура изящна, а цвет синих глаз гармонично сочетался с каштановыми волосами. Редко шалила и имела удивительное, по словам современников, самообладание.

В ней было сильно развито чувство долга, и склонность к порядку во всем. Из-за болезни матери, она часто заведовала домашним хозяйством, Великую княжну это ни сколько не обременяло. Великая княжна была очень умна, у нее отмечались творческие способности. Вела себя со всеми просто и естественно. Княжна была удивительно отзывчива, искренна и щедра. Первая дочь унаследовала от матери черты лица, осанку, а также волосы золотистого оттенка.

От Николая Александровича же, дочь унаследовала внутренний мир. Она, как и её отец, обладала удивительно чистой христианской душой. Царевна отличалась врожденным чувством справедливости, не любила вранье.