Что привело папашу Горио к гибели (По роману О. Бальзака “Отец Горио”)

Роман Оноре де Бальзака «Отец Горио» был написан в 1832-м, опубликован в 1834-1835 годах и впоследствии вошёл в цикл сочинений, носящий название «Человеческая комедия» (1815-1848). Центральной темой произведения стала искренняя отцовская любовь, не нашедшая себе места в развращённом парижском обществе.

Художественная проблематика романа включает в себя развенчание общечеловеческого мифа о том, что добиться славы и богатства можно честным трудом. На протяжении всего повествования об этом размышляет один из главных героев произведения - молодой студент, Эжен де Растиньяк. История жизни папаши Горио и его двух дочерей - графини Анастази де Ресто и «банкирши» Дельфины де Нусинген проходит перед глазами читателя в неотрывной связи со «светским обучением» юного честолюбца.

До появления Эжена де Растиньяка в пансионе «Дом Воке» папашу Горио никто не воспринимал всерьёз. Его считали старым кутилой и сластолюбцем, растратившим своё состояние на молодых и знатных любовниц. Проникновение Эжена в высший свет парижского общества открыло неприглядную правду: изысканно одетые красавицы оказались родными дочерьми бывшего вермишельщика, сделавшего себе состояние во время Французской буржуазной революции. За каждой из них папаша Горио дал по 500-600 тысяч франков приданого, но как только девушки превратились в знатных парижанок они отвернулись от своего малообразованного и уже не такого богатого отца.

История жизни папаши Горио в романе - это фактически надгробная эпитафия медленно агонизирующему герою. Формально вермишельщик умирает только в конце произведения, когда остаётся без гроша в кармане и получает удар, поняв, что больше ничем не может помочь своим дочерям. На самом деле Горио перестаёт жить сразу же, как только отдаёт своё сердце и деньги детям. Сила отцовской любви такова, что даже на пороге смерти папаша Горио, признавая жестокую правду жизни, тем не менее, прощает своих дочерей и надеется только на то, что попадёт в рай, откуда ему разрешат являться на землю и следить за жизнью обожаемых им существ.

Выброшенный из жизни дочерей отец, по мнению виконтессы де Босиан и её подруги графини де Ланже, - рядовая трагедия в жизни великосветского парижского общества, строящегося на принципах женской испорченности, мужского тщеславия и бесконечной тяги к богатству. По мнению двоюродной сестры Эжена, занять своё место в Сен-Жерменском предместье может только хладнокровный человек, смотрящий на мужчин и женщин, «как на почтовых лошадей». Виконтесса де Босиан предостерегает студента от искренности: в мире, где всё строится на деньгах и титулах, ни в коем случае нельзя проявлять настоящие чувства и особенно - истинную любовь. Человек в парижском обществе может быть либо палачом, либо жертвой и третьего не дано.

Впрочем, один из постояльцев «Дома Воке» - беглый каторжник Жак Коллен, скрывающийся под именем господина Вотрена, пытается занять положение вне стандартных общественные позиций «тупого повиновения» и «бунта». Самого себя он считает человеком «высшего порядка», а в Эжене видит родственную душу. Критика Вотреном современного ему общества выходит за рамки высшего света и распространяется на всё человечество. По мнению беглого каторжника, «человек везде один и тот же, что наверху, что в середине, что внизу». Последующее предательство Вотрена мадемуазель Мишано лишний раз подтверждает эту точку зрения. Живущая долгое время в относительном достатке старая дева не менее падка на деньги, нежели лишённая их мужем Дельфина де Нусинген. При этом в характере Мишано, помимо явной корысти, проступает ещё и некая женская подлость, стремление отомстить мужчине, назвавшей её «Кладбищенской Венерой». Похоже ведёт себя и вдова Воке по отношению к папаше Горио: отвергнутая им ещё в период относительного материального благополучия, она распускает слухи о герое и всячески пытается унизить его перед другими постояльцами.

Эжен де Растиньяк - чистый, неиспорченный светом молодой человек, глядя на творящуюся вокруг него мерзость, в конце романа, решает бросить вызов парижскому обществу. Студент понимает, что и виконтесса де Босиан, и Вотрен были правы: честностью в жизни можно добиться разве что нищих, унылых похорон. В высшем свете люди нужны друг другу только, когда они могут дать что-то взамен: деньги, связи, титулы и небольшое количество настоящей любви. Последняя - самая драгоценная валюта для знатных парижанок, самостоятельно лишивших себя искренней привязанности браком по расчёту.

Анастази де Ресто, Дельфина де Нусинген, виконтесса де Босиан, графиня де Ланже - все великосветские дамы имеют любовную связь на стороне. Они любят по-настоящему, со всей силой страсти, на которую способны парижские женщины, но эта любовь не приносит им счастья: любовник и отец большинства детей Анастази, граф Максим де Трай - тянет из своей дамы сердца деньги на оплату карточных долгов; маркиз д’Ажуда-Пинто верен виконтессе де Босиан до тех самых пор, пока ему не подворачивается выгодная для женитьбы партия; графиню де Ланже её любовник и вовсе бросает, так и не появившись на авансцене произведения; любовная связь Дельфины и Эжена строится на принципе взаимовыгодного обмена: Эжен обеспечивает Дельфине приём в высшем обществе, Дельфина становится любовницей, которая так необходима любому светскому человеку.


Сочинение

Валантена, Гобсека, Евгении Гранд. Эти персонажи были тесно связаны со своим окружением, созданные своей социальной средой, которая «оттеняла» центрального героя, служила для полнейшего раскрытия его характера. Но Бальзак все больше ощущал, что традиционная форма романа не подходит для воплощения его желания показать современное общество во всей сложности его борьбы и устремлений. Уже в названных произведениях начала 30-х годов писатель изменяет традиционное романное содержание, отводя любовной коллизии второстепенное место, подчиняя ее социальному анализу. Главная задача - раскрыть социальную роль денег в судьбе молодого человека («Шагреневая кожа»), социальную функцию ростовщичества и связь его принципов с принципами аристократии («Гобсек»), эволюцию личности под влиянием среды («Евгения Гранд»).

Романы начали изменять свою структуру: центром становилась проблема, аспекты которой должны были раскрывать персонажи из разнообразных социальных групп, здесь уже нельзя было однозначно определить «главного» героя. Первым таким романом был «Отец Горио». Именно такой тип изображения действительности имел в виду Бальзак, когда писал, что «идея, преобразованная в образ, - искусство более высокое». Здесь Горио, Растиньяк, Вотрен, виконтесса де Босеан почти в одинаковой мере могут претендовать на главное место в произведении. При этом каждый из них является отдельной социальной группой с соответствующими ей представлениями: Горио - буржуазия, Растиньяк - провинциальное дворянство, виконтесса - парижское великосветское дворянство, Вотрен - преступный мир.

Жизненный путь Горио воссоздает историю обогащения, которое основывалось на расчете, и падении, когда жизнь подчиняется чувству. Растиньяк олицетворяет в себе молодых любителей почестей и уважения, которые сначала наивно думают, что всего можно достичь настойчивой работой, но которые постепенно сознают, что основной движитель общества - полезные связи, если отсутствуют богатство и высокие титулы, которые обеспечивают первые места в государстве. Виконтесса де Босеан, богатая и знатная от рождения, необходима автору для того, чтобы показать их эфемерность, если человеческую душу пленяет чувство. Вотрен, каторжанин-беглец, почти романтическая по своей силе - и физической, и духовной - личность, олицетворяет смелый расчет, который лишен эмоций, основывается на глубоком знании современного мира.

Вотрен и виконтесса де Босеан, находясь на разных социальных полюсах, представлены как своеобразные идеологи современности, которые одинаково понимают ее сущность. Вотрен говорит молодому человеку о жестокой конкуренции и способах достижения цели: «Пятидесяти тысяч прибыльных мест не существует, и вам придется жрать друг друга, как паукам, брошенным в банку». «Бросьте считаться с вашими убеждениями, - советует он. - Продавайте их, если на это будет спрос». И дальше, еще циничнее: «…да и как вам выдвинуться, если не спекулировать любовью?». В философии Вотрена концентрируются наблюдение антиквара и Гобсека. Если в «Гобсеке» Бальзак объединил убеждения ростовщика и графини, то в «Отцу Горио» он указывает на общность взглядов виконтессы и каторжанина.

Госпожа де Босеан, утонченная великосветская дама, которая поняла, что единственной ценностью является любовь, говорит Растиньяку: «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых коней, гоните безжалостно, пусть околевают на каждой станции, - и вы достигнете предела в осуществлении своих желаний…». Растиньяк показан в эволюции. Сначала это наивный провинциал. В это время он мечтает «быть верным добропорядочности» и «своей работой достичь богатства». Но он быстро понял, что в «свете» важнее иметь хорошо пошитый фрак. Постепенно он отказывается от юношеских мечтаний. Правда, не решается принять план обогащения, предложенный каторжанином Вотреном, поскольку боится стать соучастником преступления, но в конце романа, осудив дочерей, которые не приехали похоронить отца, он едет к одной из них - Дельфине - обедать.
Это начало «поединка» с Парижем, из которого он выйдет победителем, поскольку, потеряв иллюзии, сможет действовать согласно законам этого мира. Растиньяк из тех, кто от стадии «желать» переходит к стадии «суметь». Романы «Торговый дом Нусинжен», «Утраченные иллюзии», «Роскошь и бедность куртизанок «изображают Растиньяка-Миллионера, министра и пэра Франции.

Растиньяк стал образцом для литературных героев следующих этапов: с него брали пример Фредерик Мор у Флобера («Воспитание чувств») и Раскольников у Ф. Достоевского («Преступление и наказание»). Система образов романа «Отец Горио» подчинена не только социальному принципу, а и семейному: здесь изображены семьи Растиньяков, де Ресто, Нусинженов, Тайферов, де Босеан, Горио. Каждый раз автор показывает, как личные семейные отношения, если они и были, сменяются отношениями денежными. Эту мысль наиболее четко выражает умирающий Горио: «За деньги купишь все, даже дочерей». Для Бальзака в семейных отношениях раскрываются общественные отношения. В этом романе, как и в предыдущих, значительную роль сыграет предметный мир.

Именно из-за этого произведение начинается описанием квартала, где расположен дом Воке, потом автор знакомит читателя с улицей, а уже со временем с самим домом, изображенным предельно точно. Вершиной этого предметного мира, который раскрывает сущность людей, является одежда мадам Воке и ее внешний вид. «Бледная пухлость этой госпожи - такой же самый продукт всей ее жизни, как тиф является следствием заразного воздуха больниц», - констатирует автор; и самое существенное в этой взаимосвязи: «Шерстяная вязанная юбка, которая вылезла из-под верхней, перешитой из старого платья, воссоздает в кратком виде гостиную, столовую и сад, говорит о свойствах кухни и дает возможность предусмотреть количество дармоедов». О количестве дармоедов, что отвечает образу хозяйки пансиона, Бальзак пишет, действительно создавая полнейшую аналогию хозяйке: «Здесь царство бедности, где нет намека на поэзию, бедности потертых, скупых, сгущенных».

Все персонажи, так или иначе несут на себе печать хозяйки пансиона, даже юный франт Растиньяк, который постоянно страдает из-за отсутствия денег и которого развращает Вотрен. Роман Бальзака, начиная с «Отца Горио», становится социально-психологическим, поскольку исследует не отдельную личность, а психологию общественных отношений.

Оноре де Бальзак - один из основоположников реализма в европейской литературе. Темы, затрагиваемые писателем, не изолированы от повседневных реалий. Его произведения довольно жесткие и беспощадные, впрочем, как порой и сама жизнь по отношению к людям. В литературных шедеврах, вышедших из-под его пера, персонажи выглядят натурально, живо, их интересуют вещи, которые привлекают каждого из нас. Многие герои его романов - люди, желания которых алчны, решения и поступки прагматичны, основная цель - получение удовольствий, а не возвышенные помыслы, присущие обычно романтичным персонажам.

Оноре де Бальзак: «Отец Горио»

История создания романа связана с возникшей у Бальзака идеей написания цикла рассказов, которые должны были изобразить жизнь его соотечественников. Произведение стало первым в серии сочинений, затем объединенных в сборник под названием «Человеческая комедия». Когда же написал данное произведение Оноре де Бальзак? «Отец Горио» был создан в 1832 году, однако публикация состоялась лишь через два года. В течение этого времени в воображении гения формировался план написания повестей, которые должны были показать реальную жизнь французского общества, стремления и чаянья современников писателя. Что хотел донести до читателя Оноре де Бальзак? «Отец Горио» показывает гамму обычных чувств, испытываемых человеком, в том числе и нелицеприятных, таких как алчность, удовлетворение собственных амбиций за счет унижения других и патологическое желание череды бесконечных удовольствий.

События происходят в Париже, городе, который, по мнению автора, отбирает у людей все человеческое, оставляя им лишь страстные и неутолимые желания. Краткое содержание «Отца Горио» позволяет ознакомиться с главными идеями произведения, потратив на это минимум времени.

События романа переносят читателя в небольшой пансион, расположенный на окраине Парижа. Люди, живущие в нем, очень разные, но их объединяет одно - удача давно прекратила им благоволить.

Среди постояльцев заведения живет старик, который имеет довольно скверный характер. Никто не подозревает, что на самом деле он обедневший дворянин, отчаянно пытающийся устроить своим дочерям счастливое будущее. Его сосед по пансиону - Растиньяк, единственный, кто случайно узнает об этом. Данное открытие полностью изменяет мнение молодого человека о несчастном старике. Краткое содержание «Отца Горио» содержит квинтэссенцию ключевых событий и описание значимых для анализа произведения характеров. Бывают случаи, когда необходимо прибегнуть к помощи более сжатого рассказа, например, при наличии огромного объема информации во время экзаменов. В таких ситуациях краткое содержание «Отца Горио» позволит в считаные секунды понять направление авторской мысли, а также основные идеи произведения.

Главные герои романа

Произведение имеет большое число персонажей, как главных, так и второстепенных. В данной главе рассмотрим значимых персонажей сочинения великого Оноре де Бальзака. Несомненно, краткое содержание «Отца Горио» частично позволяет читателю понять и представить внутренний мир персонажей романа, но, чтобы сделать картину более полной, следует уделить внимание характеристике каждого героя. Что же замечательного открывается в произведении «Отец Горио»? Персонажи данного литературного шедевра продуманы автором до мельчайших подробностей, вплоть до привычек и воспоминаний.

  • Главный герой, так называемый папаша Горио, неизлечимый который в своем сумасшествии тих и кроток. Однако он искренне любит своих дочерей, которые используют несчастного отца исключительно для получения финансовой помощи на свои увеселения.

  • Эжен де Растиньяк, студент, который приехал из провинции. Вначале романа у него были чистые юношеские надежды получить образование, приносить пользу родителям, но однажды попав в высший свет, он полностью меняет свои жизненные приоритеты и вслед за «сливками» парижского общества предается разврату. Со временем он становится любовником второй дочери Горио - красавицы баронессы. Растиньяк - единственный, кто питает к старику хоть немного уважения и жалости.
  • Дельфина де Нусинген - старшая дочь Горио, которая замужем за довольно состоятельным человеком, но открыто изменяет ему, впрочем, как и он ей.
  • Анастази де Ресто - младшая дочь старика Горио, замужем за графом.
  • Вотрен - сосед Горио и Растиньяка по пансиону. Если внимательно проанализировать образы произведения, то двуличность и лицемерие многих персонажей романа прослеживается очень отчетливо. Но Вотрен, хотя и являющийся буквально воплощением мирового зла в романе, по крайней мере честен. Это бывший каторжник, довольно опасный человек, играющий чужими жизнями. В произведении «Отец Горио», персонажи которого описаны весьма искусно, этот преступник кажется не столь уж плох на фоне алчных и бесчестных соседей, которых он откровенно презирает.
  • Виконтесса де Босеан - родственница Растиньяка, которая вводит несозревшего юнца в высший свет, тем самым подталкивая его к падению.
  • Воке - владелица пансиона, вдова пятидесяти лет. Когда-то женщина хотела выйти замуж за Горио, но была отвергнута. После этого она стала враждебно относиться к главному герою. Ее презрение увеличилось, когда стали заметны признаки его явного разорения.

Характеристика отца Горио

Главный герой олицетворяет всепоглощающую отеческую любовь, которая полностью лишает его возможности анализировать происходящее между ним и дочками. Несомненно, что именно он стал причиной того, что дочери выросли такими. Его безрассудная любовь привела к столь трагичному финалу. Автор подчеркивает, что прекрасное чувство, которое дарит людям радость и счастье, все же должно быть подчинено разуму.

Любовь - страшное оружие, которое способно убивать, ведь именно это и произошло в романе. Отцовское чувство, не знающее меры, убило все человеческое в дочерях главного героя. Характеристика отца Горио не может обойтись без критичного взгляда на данного персонажа. Профессионалы, которые впоследствии анализировали роман, ставили в укор автору именно факт безрассудной любви, настаивая на том, что это противоестественное, патологическое чувство, которое, скорее, похоже на помешательство.

Анализ сочинения

Что может почерпнуть для себя читатель в романе «Отец Горио»? Анализ этого произведения позволяет пересмотреть отношения в семье. С одной стороны, любящий отец, который не может похвастать блестящим образованием или принадлежностью к древнему аристократическому роду, однако олицетворяет идеал родительской любви. С другой стороны - дочери главного героя, которые, как только отец удачно выдал их замуж, поспешно отвернулись от него. В конце романа главный герой умирает, однако на самом деле он был мертв еще в начале повествования, потому что без остатка отдал себя собственным детям. Финал произведения трагичен и психологически тяжел: лежа на смертном одре, Горио не проклинает своих дочерей, наоборот, он прощает их и благословляет. Понимая безмерную прагматичность своих детей, он не может винить их, даже более того - оправдывает их поступки. Что же случилось с детьми этого несчастного человека? Виноват ли отец, что баловал их? После его смерти этот факт становится очевиден. К сожалению, Оноре де Бальзак вынужден признать, что настоящая любовь не в чести в Париже - ее заменили на что-то совсем иное. Как замечает автор романа устами одной героини - вся жизнь парижан строится на титулах и деньгах, искренность здесь не считается добродетелью, а скорее, дурным тоном или даже пороком.

Проблемы, раскрытые в романе

Данное сочинение поражает своей многогранностью: казалось бы, на переднем плане виден вечный конфликт между поколениями, однако это только верхний пласт всего того, о чем хотел сказать Бальзак. Какие же проблемы хотел осветить автор романа «Отец Горио»? Проблематика, раскрытая в произведении, затрагивает взаимоотношения не только в семье, но и обществе. Необходимо понимать, что французский социум того времени был довольно неоднороден, а разрыв между различными группами настолько велик, что переход из одной социальной прослойки в иную не представлялся возможным. В том числе и на этой проблеме пытается акцентировать внимание автор.

Образ Растиньяка

Образ Растиньяка в романе «Отец Горио» очень показателен ведь соединяет в себе не только положительные, но и отрицательные качества, то есть читатель может проследить изменения, которые происходили в мировоззрении юноши в течение всего романа. В начале произведения он представляется как восторженный юнец, недавно покинувший родительский дом, но с момента его переезда в Париж с ним происходят значительные перемены. Конечно же, был период, когда, соприкоснувшись с настоящей жизнью парижан, Растиньяк категорически осуждал ее. Однако к концу произведения с ним происходят значительные метаморфозы. Это проявляется наиболее ярко, когда юноше приходит в голову мысль убить мужа своей любовницы.

Цитаты

Что привлекает читателей в романе «Отец Горио»? Цитаты, взятые из произведения, стали настоящими афоризмами, поскольку они наполнены мудрым смыслом и неприкрытыми жизненными реалиями:

  • «Продажность стала оружием бездарности, и его острие ощущается везде».
  • «Я отсюда вижу, какая морда будет у этих святош, если бог возьмет и отменит Страшный суд».
  • «Не существует большего удовольствия для женщин, как прислушиваться к журчанью нежных слов».

Значение романа

Произведение Оноре де Бальзака «Отец Горио» внесло огромный вклад в мировую литературу, пополнив ее сокровищницу достойным романом. Впервые читатель имел возможность столкнуться с произведением, столь ярко и реалистично передающим атмосферу повседневной жизни. Достоинство реализма в том, что он не устраняет и не сглаживает темные стороны человеческой натуры, а помогает по-новому взглянуть на общество, переосмыслить приоритеты и задуматься над перспективами.

Образы в романе «Отец Горио»

Начнем рассмотрение образов с образа отца Горио. Наиболее яркая бессердечность показана в истории его жизни, которую наблюдает Растиньяк. Горио - богатый купец, который получил свой достаток не совсем честно. Более за все в мире он любит своих двух дочек, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, для них выполнял все прихоти, отдал замуж одну за графа, другую за банкира, дал обеим большое приданное. Но в скором времени после замужества они стали стыдиться своего простого отца, вспоминали о нем лишь тогда, когда им были необходимые деньги на развлечения и любовников.

А отец был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал все, окончательно обеднев. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной со своих дочерей, но здесь неожиданно пришла вторая дочь и попросила очень большую сумму денег, так как ее ждал позор и бедность. У Горио разрывалось сердце от того, что он не мог помочь, старик готов был на все: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы его дочери были счастливые. У него не выдержало сердце, и он умер в страшной бедности, на похороны дочери даже не явились.

Отец Горио - яркий пример того, как одержимость, неразумное развитие страсти приводит к полному разрушению личности. Горио весь погрузился в родительские чувства, он не думал ни о ком, кроме своих дочерей. Его страсть развилась на эгоистической подпочве, и сама сила этой страсти привела отца Горио к гибели.

Следует также выделить образ Парижа в романе. Париж - город с богатой историей, который пережил множество изменений за свое существование. Его специфический образ, его социальные и моральные контрасты давно уже привлекали внимание писателей. Они изображают не только величие Парижа, его храмы и дворцы, но и господствующие обычаи, законы, контраст между богатством и крайней бедностью.

Бальзак создает в целом реалистический образ города, приняв за эстетическое кредо достоверное изображение жизни.

Париж у Бальзака изображается из разных сторон. Необходимо выделить два основные вида эпики в его романах. Условно говоря, это проза исключительной реальности (проза идеала, абсолютная проза) и проза доминирующая, обычной реальности (относительная проза).

Абсолютная эпика - это духовный, светлый Париж. Центральные образы - Полина Годен, ученик Лавриль, студент Бьяншон - люди, которые имеют трудолюбивую и самоотверженную любящую душу.

Относительная проза Бальзака проявляется в создании образа Парижа типичного, земного, несовершенного. Это образы Эжена де Растиньяка и бунтовщика Вотрена.

Оноре де Бальзак достаточно полно вскрыл образ Парижа. По словам Б.Г. Реизова, в его (Бальзака) творчестве Париж - “это город-маяк провинциальных честолюбцев, которые слетаются к нему, будто мотыльки на огонь” .

В романе “Отец Горио” было положено начало изображению Парижа в творчестве Бальзака. Автор стремится проявить драматизм жизни того времени и его скрытые пружины, он отображает и толкует внешнюю действительность. Здесь он изображает величие и богатство одновременно с убогостью. В начале романа мы перемещаемся к катакомбам Парижа. Пансион Воке - это не нарядный Париж, а предместье, где проживает мелкий городской народ.

Вотрен, наблюдающий пансионеров мадам Воке, каждого из них определяет одним словом, содержащим не только характер их, но и интересы, судьбу и возможности. Аналогичные комментарии, связанные с историей персонажа, принадлежат и повествователю, который, сохраняя черты «всеведущего автора», все же добивается того, чтобы читатель оставался именно зрителем, перед глазами которого разворачиваются сцены «в реальном масштабе времени». Примером может служить «парад» обитателей пансиона мадам Воке, которые поочередно проходят перед читателем.

Б.Г. Реизов замечает по этому поводу, что “драма романа развивается в парижскому “аду”, одной из пыток которого является вульгарность и бедность” .

Жизнь Парижа раскрывается Растиньяку как арена борьбы. “Жизнь в Париже - беспрерывная борьба, - пишет он матери, - я должен выступить в поход” .

Большой город является одновременно цивилизатором и растлителем, ведь, чтобы использовать свои способности, молодые люди должны их сначала переплавить: превратить молодость в упорство, ум в хитрость, доверчивость в лицемерие, отвагу в скрытую коварность .

Но Растиньяк не идет на борьбу против того распущенного мира, который он познал, а лишь на борьбу за личное свое достижение успеха. Он не думает об изломе устройства, а воспринимает его таким, которым он есть, вступает в “игру” и принимает ее “правила”, хорошо усваивает мораль хозяев жизни, которой научил его Вотрен.

Через несколько произведений Бальзака мы встречаем барона где Растиньяка, пэра Франции. Честолюбивый студент переродился под влиянием Парижа, стал решительным. Человек или гибнет, или капитулирует и развращается в Париже.

Таким образом, в романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию; образ отца Горио - человека-страсти; образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.

Выводы по главе 2

Роман Бальзака «Отец Горио» выстроен по принципу драматического произведения, что проявляется в особом развитии конфликта и построении интриги, в специфике «выстраивания» сцены и характеристики персонажей, их появления и действий в романе, который превращается в своего рода огромную сценическую площадку, где читатель превращается в зрителя, а автор - в первую очередь в режиссера.

В нем можно выделить такие проблемы, как проблема формирования характера провинциала, нравственный выбор Эжена Растиньяка - «молодого честолюбца», мотив искушения; проблема «сильных мира сего»; семья и семейные отношения в буржуазном мире.

В романе можно выделить образ «короля каторги» - Вотрена, его жизненную философию; образ отца Горио - человека-страсти; образ пансиона госпожи Воке как символ «общества в миниатюре», образ Парижа.

Для Бальзака Париж - это город-светоч, центр культуры, в котором стремятся жить все провинциалы, одержимые страстью показать свой талант и завоевать мир. Какая-то невидимая сила заставляет их побросать провинции, родные города и отправляться в Париж. Там их поле боя. Бальзак создал образ города, преимущественно прекрасного и чарующего как в своей чистоте, так и в своих грехах.

Париж - это город, где невероятная роскошь и ужасающая бедность объединены вместе. Париж подобный едкой кислоте, одних он разъедает, других - заставляет залечь на дно, и некоторые в этой атмосфере выкристаллизуются, каменеют, как Эжен Растиньяк.

В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение – “картину нравов” его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им “Человеческая комедия”. По мысли Бальзака “Человеческая комедия” должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.
Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Это огромное литературное

Издание он наметил в следующем виде:
Первая часть – “Этюды о нравах”- шесть отделов: “Сцены из частной жизни” , “Сцены из провинциальной жизни” , “Сцены из жизни Парижа”, “Сцены из политической жизни” “Сцены из военной жизни”, “Сцены из деревенской жизни”
Вторая часть – “Философские исследования”. Задумано 27 произведений, из них осуществлено 22: “Шагреневая кожа”, “Неизвестный шедевр” , “В поисках абсолюта”.
Третья часть – “Аналитические исследования” (задумано 5 – осуществлено одно произведение: “Физиология брака”).
Бальзак так вскрывает свой замысел: “Исследование нравов” дает всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа – история человеческого сердца, история социальных отношений. Не выдуманные факты, а то, что везде происходит”.
Роман ” Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нем за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. ” Отец Горио” не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определенный период его развития. Интересно движение романа по разделам ” Человеческой комедии”: в 1843 году об был включен в ” Сцены парижской жизни”, на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в ” Сцены частной жизни”. Путь тот же, что и у ” Гобсека”: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом. А частная жизнь – это жизнь семей, ” Человеческая комедия”, как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи.
Растиньяк раскрывается в письмах сестрам и тетке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет. Роман создавался тогда, когда замысел ” Человеческой комедии” уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь ” Гобсек”. События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность.
С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто, через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена – одного из самых богатых банкиров в ” Человеческой комедии”. Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего. В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции.
Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. ” Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая”.Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться (юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает. Повествование ведется от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течет сама жизнь, как люди воспринимают свое место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.


(No Ratings Yet)

  1. Роман “Последний шуан, или Бретань в 1799 году” (в следующих изданиях Бальзак назвал его короче – “Шуаны”) вышел в свет в марте 1829 г. Это произведение Бальзак выпустил под своим...
  2. ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ (фр. Eugenie Grandet) – героиня романа “Евгения Гранде” (1833), входящего в эпопею “Человеческая комедия” Оноре де Бальзака. Е. Г. – один из самых привлекательных женских образов Бальзака, который...
  3. Уважаемый господин Гобсек! О вашей истории я узнала от жены адвоката Дервиля Фанни Мальва. Эта замечательная мадам является нашей соседкой. Иногда она заходит к нам в гости. На этот раз...
  4. Оноре де Бальзак. У французского литературного критика и публициста Андре Моруа есть биографическое произведение “Прометей, или Жизнь Бальзака” – книга о творце “Человеческой комедии”, великом реалисте Бальзаке. Сравнение романиста с...
  5. Принцип сквозных персонажей. Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он...
  6. По замыслу автора, повесть “Гобсек” должна была войти в большой цикл романов “Человеческая комедия”, над которым Оноре де Бальзак работал на протяжении всей жизни. Создавая “Человеческую комедию”, автор стремился срисовать...
  7. Роль денег в современном обществе – главная тема в творчестве Бальзака. Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу...
  8. Значение “Финансиста”, как и всей “Трилогии желания”, выходит за рамки американской литературы. Финансист Каупервуд стал достоянием мировой литературы, подобно банкиру Нусингену Бальзака. Несомненно, работая над “Финансистом”, Драйзер опирался не только...
  9. Создавая “Человеческую комедию”, Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его современников. Одной из...
  10. В этом произведении действует волшебный символ – кожа, которая исполняет все желания своего владельца – Рафаэля, но при этом сокращает его жизнь соответственно силе желания. “На клеточной ткани этой чудесной...
  11. Гобсек Эстер ван – персонаж 11 произведений Человеческой комедии, главная героиня. Э. – дочь Сары Гобсек по прозвищу Прекрасная Голландка, внучатой племянницы Гобсека. Э. наделена безупречной красотой: атласная кожа, тонкая,...
  12. В жизни есть такие понятия как любовь, ненависть, щедрость и т. д, которые существуют много веков и их смысл не меняется с течением времени. К таким понятиям относится и скупость....
  13. Ради денег потерял человечность, уважение, свою душу. Затрагивая золото, перестает контролировать себя и теряет ум; грабит, унижает людей, которые попали в переделку, становится властителем и режиссером их судеб. Хитроумный, недоступный...
  14. Гобсек Жан-Эстер ван – персонаж 13 произведений Человеческой комедии, заглавный герой одноименной повести, парижский ростовщик. Г. уроженец Антверпена, сын голландца и еврейки, – старик с пепельно-серыми волосами и бесстрастными, неподвижными...
  15. Скряжничество, жадность к накоплению – это черты, которые не раз высмеивались в мировой литературе. Но среди галереи образов скупых Гобсек отличается именно неоднозначностью. Почему же Бальзак показал своего героя именно...
  16. Повесть “Гобсек” есть очень важным звеном идейно-тематического стрежня всей “Человеческой комедии”. Повесть “Гобсек” извне комедийнее, чем другие произведения Бальзака: относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, “наглядная”. Она...
  17. Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме – “Венецианский купец” В. Шекспира и в комедии “Скупой” Мольера. К созданию образа Гобсека автора привели...
  18. Тяжелая тема. Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото – мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой – ростовщик....
  19. Историю ростовщика Гобсека стряпчий Дервиль рассказывает в салоне виконтессы де Гранлье – одной из самых знатных и богатых дам в аристократическом Сен-Жерменском предместье. Как-то раз зимой 1829/30 г. у нее...
  20. Как и в других своих произведениях, Бальзак повествует в “Гобсеке” одновременно о многих очень не похожих друг на друга людях. На втором плане повести, как бы в тени, находятся дочь...