Удивление человека. Как работает психология удивления

Все люди разные. И каждый человек изменяется относительно себя самого: его возраст, внешность, настроение, отношение к миру, способности, жизненные планы — ничто не остается неизменным. Когда рядом оказываются два, три и т. д. человека, им приходится приспосабливаться к изменяющимся друг другу. Даже к самому себе порой надо привыкнуть. Тем более когда внутри тебя развивается вселенная.

В период ожидания Малыша реакции на мир могут немного замедлиться, а восприятие окружающих и самой себя — обостриться. Поэтому иногда количество эмоций и их интенсивность не позволяют взять под контроль свое настроение наилучшим образом. Мама Малыша расстраивается и сердится, обижается и злится, тревожится и страдает. Неважно, какая причина привела к таким ощущениям (неловкая шутка мужа или справедливое замечание делового партнера) — настроение испорчено, и хочется поскорее спрятаться от всех и выплакаться, или что-нибудь разбить, или поколотить первого встречного.

У каждой отрицательной эмоции есть запал, и если он подожжен и потушить его не удалось, грянет выстрел. И, будьте уверены, ваш Малыш его почувствует.

Откройте в себе способность любой отрицательный импульс преобразовывать в необыкновенную, волшебную, не забирающую энергию эмоцию, которая способна остановить негативный поток любой мощности и направить его в позитивное русло. Эта эмоция знакома каждому ребенку, но взрослые привыкли ее подавлять. И вы ее, конечно, прекрасно знаете, потому что эмоция эта — удивление.

Мы удивляемся, когда то, что мы видим или слышим, оказывается неожиданным, заставляет пожать плечами и подумать (сказать): "Ну надо же!", "Вот ведь как бывает", "Вот это да...", "Не может быть!". Волшебство удивления в том, что оно, ненадолго блокируя наш мозг, будоражит нашу душу и при этом вовсе не требует, чтобы к новости, событию или явлению у нас возникло какое-то отношение. Можно даже сказать, что удивление способствует кратковременному расслаблению, разрядке и изменению потока наших впечатлений.

Человек, который в совершенстве умеет удивляться, практически неуязвим для каких бы то ни было нападок окружающих.

Вы спросите, как это — удивляться в совершенстве? Разве может такое быть? Может! Это первая хорошая новость. А вторая хорошая новость — овладеть искусством удивления удается просто и быстро. Для этого нужно сделать всего две вещи.

  1. Хорошо запомнить, какие ситуации и люди способны вызвать у вас хотя бы малейшие негативные переживания.
  2. Как только почувствуете, что неприятное переживание готово о себе заявить, нажмите мысленно на паузу, замрите и... удивитесь тому, что происходит, сказав одну из фраз: "Ну надо же!", "Вот ведь как бывает", "Вот это да...", "Не может быть!".

Попробуйте! Правда, надо иметь в виду, что для окружающих такая ваша реакция может оказаться словно удар о столб — они-то в своих эмоциях бегут, а вы — стоите. Поэтому вам придется вслед за первой эмоцией удивления испытать вторую, а может, и третью. Удивляться придется много, потому что окружающие люди вообще не умеют друг друга беречь, а уж если рядом такое впечатлительное создание, как будущая мама... Но это только вначале. Пройдет время, и окружающие (близкие и далекие) в ответ на ваше удивление произнесут фразу вроде такой: "Да что с ней говорить!" или "Бесполезно, ей на это наплевать (она все равно не поймет)". Что вы сделаете? Правильно, снова удивитесь. И тут произойдет невероятное — происходящее станет вас забавлять. Потому что секрет фокуса знаете только вы!

Это и есть тот самый качественный скачок, после которого ваша эмоция удивления будет преобразовывать негативную энергию, которая направлена на вас, в позитивную. Ведь то, что смешно или забавно, на нас действует наилучшим образом.

Но это еще не все волшебные возможности удивления!

Мир ждет, когда вы подарите ему нового человека. И он каждый день вас радует. Научитесь эти радости видеть и удивляться им. В мелочах, каждый час, каждое мгновение. И тогда у вашего Малыша будет самая счастливая на свете мама. А у вас — самый счастливый на свете Малыш.

Ваш Малыш ждет, что вы освоите волшебную эмоцию — удивление. И тогда его эмоциональная жизнь будет стабильной, и еще до рождения он будет часто улыбаться. Когда ваш Малыш появится на свет, он подарит вам миллионы возможностей с удивлением обнаруживать, как прекрасен этот мир, самым большим чудом в котором будет для вас, конечно, он сам.

Комментировать статью "Мама освоит волшебную эмоцию"

Еще по теме "Эмоция удивления эмоции удивление":

Как научиться выражать чувства. Между переживанием чувств и их выражением существует принципиальная разница. Мама освоит волшебную эмоцию. Удивляйтесь! И это украсит вашу жизнь.

пятничное, про эмоции. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Умею скрывать удивление, разочарование, обиду, злость и прочее, если слёзы, заразы, не текут. Со слезами ничего поделать не могу, физиология, блин.

Мама освоит волшебную эмоцию. У каждой отрицательной эмоции есть запал, и если он подожжен и потушить его не удалось, грянет выстрел. И, будьте уверены, ваш Малыш его почувствует.

Последние 2 недели Соня начала как-то странно напрягаться и тужиться. С походами в туалет это никак не связано. У нее напрягается все тело, как будто она сильно злится. Она вытягивает руки и ноги и иногда прям рычит при этом. Сегодня заметила что во время одного из "приступов" прям вся даже чуть-чуть дрожит от напряжения.

Мама освоит волшебную эмоцию. Важно самой начать, у ребенка просто нет опыта таких игр и если у него нет компании сверстников, играющих в такие игры, надо самой настраиваться и играть. Вам и самой станет легче, как мне кажется, когда игра пойдет.

Мама освоит волшебную эмоцию. У каждой отрицательной эмоции есть запал, и если он подожжен и потушить его не удалось, грянет выстрел. И, будьте уверены, ваш Малыш его почувствует. Девушки, эмоции мешают принять единствен.

Мама освоит волшебную эмоцию. На вторник к врачу записалась но учитывая наших врачей хочу как можно лучше подготовиться. Мама говорит что это она так эмоции проявляет, но я напрягалась.

Мама освоит волшебную эмоцию. ...отношение к миру, способности, жизненные планы - ничто не остается неизменным. Поэтому иногда количество эмоций и их интенсивность не позволяют взять под контроль свое... Трудные эмоции - как пережить?

Какая у вас была первая встреча с малышом, какие вы испытали эмоции, какие у вас были впечатления? У всех такие разные встречи, что это У меня было огромное удивление - это же ЧУДО! То есть я знала, что у меня внутри есть ребенок и т.п., но тот ребенок, который внутри и...

Мама -псих. вам уже много чего хорошего посоветовали, от себя добавлю: ищите положительных эмоций! старайтесь почаще выходить из дома Ребёнок в стрессе. Дома даёт волю эмоциям. Мама освоит волшебную эмоцию. Оба раза был совершенно нереальный выброс эмоций...

Волшебство удивления в том, что оно, ненадолго блокируя наш мозг, будоражит нашу душу и при этом вовсе Чужие дети не вызывают эмоций. Да девочка красивая умная. Какая у вас была первая встреча с малышом, какие вы испытали эмоции, какие у вас были впечатления?

Удивление. Мльчик очень удивился, когда увидел, как фокусник посадил в пустую корзинку кошку и закрыл ее, а когда открыл, то кошки там не А в данном случае тема это "Человек" или "строение тела", " эмоции ", "настроения" это разные темы и их нужно разбивать на разные дни?

Эмоции. Чувства ребенка очень хрупки, небрежное отношение к ним может испортить ему всю последующую жизнь. Ты удачу не спугни, А спокойно береги. Поэтому вам придется вслед за первой эмоцией удивления испытать вторую, а может, и третью.

Эмоции: радость, грусть, злость, удивление, спокойствие, ... (шестую забыла). Ребенку даются эти карточки вразнобой, и он должен собрать эмоцию: по характерному положению бровей, рта, выражению глаз... Тренируйтесь у зеркала:) Сначала - Вы сама:) Я все тренировки...

Мама освоит волшебную эмоцию. У каждой отрицательной эмоции есть запал, и если он подожжен и потушить его не удалось, грянет выстрел. Хорошо запомнить, какие ситуации и люди способны вызвать у вас хотя бы малейшие негативные переживания.

Люди, у которых эмоции довольно сильные, какие у вас ощущения от людей, у которых они довольно слабые? К примеру, у меня диапазон эмоций довольно не большой и на восторги или "безумное" раздражение смотрю немного с удивлением, до конца в искренность не могу...

Еще про эмоции - игра. Игры. Раннее развитие. На удивление: детям понравилось играть с фоками живых, реальных детей. Придумали еще такой вариант: картинки парами - один плачет, другой ему что-то рассказывает: то есть ситуация обыгрывается.

Удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, ибо оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль.

АКТИВАЦИЯ, ВЫРАЖЕНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ УДИВЛЕНИЯ

Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной для удивления служит внезапное, неожиданное событие. Этим событием может быть удар грома, вспышка фейерверка или нежданное появление друга.

Мимическое выражение удивления представлено на рис. 8-1. Оно легко распознается. Брови высоко подняты, в результате чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Чувство удивления знакомо каждому, но его трудно описать. Отчасти это объясняется тем, что удивление недолговечно, но еще более важную роль играет то обстоятельство, что в миг удивленья наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления. Переживание удивления немного напоминает ощущение от легкого удара электрического тока: ваши мышцы мгновенно сокращаются, и вы чувствуете легкое покалывание от проходящего по вашим нервам разряда, которое заставляет вас вздрогнуть. Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на стимул; его внезапность порождает у нас чувство неопределенности.

На рис. 8-2 представлен профиль аффективных параметров для ситуации удивления, полученный в исследовании Бартлета-Изарда. Из рисунка видно, что ситуация удивления характеризуется высокой степенью удовольствия. Это согласуется с общепринятым мнением о том, что большинство людей расценивают чувство удивления как позитивное переживание. Если попросить человека вспомнить ситуацию, в которой он испытывал удивление, то он наверняка расскажет о радостном или приятном событии. В ситуации удивления люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как в ситуации, вызывающей сильный интерес. Воспоминания о ситуации удивления не столь приятны, как воспоминания о ситуациях радости, но значительно более приятны, чем воспоминания о ситуациях, вызывавших любую из отрицательных эмоций - печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Рис. 8-2. Аффективный профиль для ситуации удивления (по данным ПШ). Условные обозначения: Удв - удовольствие, СУ - самоуверенность, Им - импульсивность, Нп - напряжение.

При удивлении средний показатель по шкале удовольствия значимо выше средних показателей по шкалам самоуверенности и импульсивности, последние в свою очередь значительно превосходят средний показатель по шкале напряжения. Уровень импульсивности в ситуации удивления выше, чем в других эмоционально значимых ситуациях, за исключением ситуаций гнева и радости. Уровень самоуверенности в ситуации удивления выше, чем в любой из эмоционально негативных ситуаций; то же самое можно сказать о параметре напряжения, средние значения которого приблизительно одинаковы в ситуациях удивления и интереса и значимо выше, чем в ситуации радости. Полученные значения параметра напряжения в различных эмоционально значимых ситуациях в известной мере подтверждают предположение Томкинса (Tornkins, 1962) о том, что удивление занимает промежуточное положение между позитивными и негативными эмоциями. Хотя большинство испытуемых-студентов в нашем исследовании (все они были американцами и относились к среднему классу) оценивали ситуацию удивления как приятную, укрепляющую уверенность человека в себе, уровень субъективно ощущаемого напряжения при этом скорее приближался к уровню напряжения, который характерен для ситуации печали, нежели для ситуации радости. Поскольку во всех эмоционально негативных ситуациях показатели по шкале напряжения значительно превосходят аналогичные показатели в ситуациях удивления, интереса и радости, то мы имеем все основания заключить, что напряжение, достигая определенного уровня, переживается человеком как негативное состояние. Однако следует отметить, что положительная эмоция интереса-возбуждения может создавать гораздо более высокий уровень напряжения, чем эмоция радости.



Рис. 8-3. Эмоциональный профиль для ситуации удивления (по данным ШДЭ). Условные обозначения: Рд-радость, Ин-интерес, Уд - удивление, См - смущение, Стр - страх.

На рис. 8-3 представлен эмоциональный профиль для ситуации удивления. Каждая пара последовательных значений характеризуется выраженными внутренними различиями. У испытуемых, принимавших участие в исследовании Бартлета-Изар-да, типичный эмоциональный паттерн в ситуации удивления складывался из комбинации трех эмоций - удивления, радости и интереса. Из отрицательных эмоций в ситуации удивления у наших испытуемых наиболее часто активировались эмоции смущения (стыда) и страха. Например, человек испытывал смущение оттого, что был <застигнут врасплох>, оказался на виду. Средний показатель эмоции страха имеет довольно низкое значение, и поэтому можно предположить, что страх не слишком часто ассоциируется с ситуацией удивления. Однако сам факт присутствия этой эмоции может служить подтверждением предположения, что на нейрофизиологическом уровне удивление и страх имеют сходные или общие компоненты (Tornkins, 1962).

ЗНАЧЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ

Из приведенного выше описания удивления ясно, что это весьма кратковременное состояние, - оно наступает внезапно и так же быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. В каком-то смысле удивление не является эмоцией в истинном значении этого слова, оно во многом отлично от базовых эмоций, рассматриваемых в данной работе.

Если удивление так быстротечно и почти не оказывает мотивирующего влияния на мыслительные процессы и действия человека, то каковы его функции? Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Готовность к встрече с новым чрезвычайно важна для человека. Если взглянуть на этот вопрос с эволюционной точки зрения, то становится очевидно, что первобытный человек должен был обладать способностью изменять свою мотивационную установку в связи с возникновением опасной ситуации, например в момент внезапного появления хищника, - в противном случае он просто не выжил бы.

Человек всегда испытывает ту или иную эмоцию, и, как правило, не одну. Некоторые эмоции характеризуются психологической инертностью - однажды возникнув, они долго не угасают. Примером такой эмоции может служить печаль. Специалисты в области психических нарушений знают, как плохо поддается лечению депрессия, - она представляет собой целый комплекс эмоций и чувств, среди которых доминирует эмоция печали. Если бы не реакция удивления, которая способна изменить общий эмоциональный фон человека, то внезапное возникновение опасной ситуации, например появление ядовитой змеи или мчащегося автомобиля, для человека в состоянии депрессии означало бы верную гибель.

Таким образом, основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации. По меткому выражению Томкинса (Tornkins, 1962), удивление - это <эмоция очищения каналов>. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей.

Если Джон чаще испытывал приятное удивление, то он наверняка будет расценивать удивление как позитивный опыт, хотя, строго говоря, удивление не является ни позитивной, ни негативной эмоцией. Если Ребекка чаще испытывала неприятное удивление, она, скорее всего, будет расценивать его как отрицательный опыт и будет хуже справляться с ситуациями, вызывающими удивление. Нарушения процесса социализации удивления приводят к тому, что человек, оказываясь в новой, необычной ситуации, всякий раз испытывает страх, действует неэффективно, независимо от того, изменилась ситуация внезапно или нет.

Результаты исследования причин и последствий удивления у студентов колледжа представлены в табл. 8-1.

Таблица 8-1

Причины и последствия удивления

Ответы; Число испытуемых, давших ответы* (%)

*N - приблизительно 130 студентов колледжа.

Причины удивления

1. Синонимы удивления: испуг, шок; 31,4;

2. Неожиданное осознание чего-то; 22,3;

3. Растерянность, смущение, конфуз; 12,4;

4. Физическая или психическая стимуляция; 8,3;

5. Чувство, что введен в заблуждение, обида; чувство, что тобой воспользовались; 7,4;

6. Синонимы страдания: угнетенность, печаль; 4,6;

7. Синонимы стыда: смущение, стеснительность; 0,7;

8. Другие чувства; 12,4;

1. Мысли о какой-нибудь ошибке, несообразности; 27,3;

2. Мысли об определенном человеке или деятельности; 23,9;

3. Неожиданное осознание чего-то; 19,8;

4. Оригинальная, творческая мысль; 16,5;

5. Другие мысли; 12,4;

Действия:

1. Оригинальное, творческое действие; 33,9;

2. Неожиданный успех или неудача; 33,1;

3. Глупое, ошибочное действие; 15,7;

4. Реакция на стимул; 7,4;

5. Другие действия; 9,9;

Последствия удивления

1. Синонимы удивления; 37,6;

2. Растерянность, смущение; 14,3;

3. Синонимы страха; 10,5;

4. Синонимы интереса; 10,0;

5. Счастье или печаль, в зависимости от контекста; 6,8;

6. Синонимы удовольствия; 4,5;

7. Синонимы стыда; 2,3;

8. Другие чувства; 14,3;

1. Мысли о причине, вызвавшей удивление; 39,9;

2. Мысли о том, что удивляться не следовало бы; 33,9;

3. Ожидание последствий; 11,2;

4. Мысли о возможных положительных последствиях; 0,7;

5. Мысли о том, как вновь обрести контроль над собой и ситуацией; 0,7;

6. Другие мысли;

Действия:

1. Попытки понять причину удивления; 28,5;

2. Попытки обрести контроль над собой и ситуацией; 21,8;

3. Выражение удивления, вербальное или физическое; 18,8;

4. Действия, продиктованные ситуацией, необходимые действия; 9,2;

5. Ожидание последствий; 7,5;

6. Панические, иррациональные действия; 3,0;

7. Выражение удовольствия; 2,3;

8. Другие действия; 9,2;

Чарлзуорт (Charlesworth, 1969) в своем детальном резюме обширной литературы, посвященной проблеме удивления, определяет его как функцию ошибки ожидания (в отличие от неожиданности). Такое определение удивления исключает возможность его проявления раньше 5-7-месячного возраста, ибо новорожденный ребенок в силу недостаточного развития когнитивных функций еще не способен к формированию ожиданий и предположений. Работая в рамках этой концептуальной схемы, Чарлзуорт доказывает, что удивление играет важную роль в когнитивном развитии. Он говорит о его побудительной, <просвещающей>, подкрепляющей роли в формировании многообразия реакций, детерминирующих развитие когнитивных структур, то есть приписывает удивлению те черты, которые в теории дифференциальных эмоций рассматриваются как характеристики эмоции интереса.

Бауэр (Bower, 1974) придерживается противоположной точки зрения. Он приводит данные, свидетельствующие о том, что реакция испуга, или удивления (он употребляет эти термины как синонимы), наблюдается у младенцев уже через несколько часов после рождения. Однако, несмотря на различия в подходах, оба исследователя сходятся в том, что реакция удивления является критерием развития определенных когнитивных процессов и может служить показателем этапов когнитивного развития.

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Charlesworth W. R. Instigation and maintenance of curiosity behavior as a function of surprise versus novel and familiar stimuli. - Child Development, 1964, 35, 1 169-1 186.

В работе показано положительное воздействие удивления на возникновение и развитие исследовательского поведения.

Charlesworth W. R. The role of surprise in cognitive development. - In: D. Elkind, J. H. Flavell (Eds.). Studies in cognitive development. - New York and London, Oxford University press, 1969,257-314. Обсуждение динамики удивления и его связи с когнитивными процессами.

Ekman P., Friesen W. V., Simons R. С. Is the startle reaction an emotion? - Journal of Personality and Social Psychology, 1985, 49(5), 1416-1433.

К. Изард утверждает, что основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. Изард приводит выражение С. Томкинса (Tomkins, 1962), что удивление — это «эмоция очищения каналов». Другую позицию занимает И. А. Васильев, который полагает, что с помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека. Эмоция удивления презентирует сознанию еще неосознанное противоречие между старым и новым и на этой основе дает возможность человеку осознать необычность ситуации, заставляет внимательно ее проанализировать и, следовательно, ориентирует его в познании внешней действительности. В то же время эта эмоция является и тем механизмом, который побуждает и направляет мотивы мыслительной деятельности, дает толчок к выбору средств для преодоления обнаруженного противоречия.

Л.С.Выготский (1984) отмечает, что в субъективистской психологии интересы отождествлялись то с умственной активностью и рассматривались как чисто интеллектуальное явление, то выводились из природы человеческой воли, то помещались в сферу эмоциональных переживаний и определялись как радость от происходящего без затруднений функционирования наших сил.

Испытываемые человеком в процессе выполнения интересующей его деятельности эмоции (процессуальные интересы) Б. И. Додонов называет чувством интереса. Это, как он пишет, чувство успешно удовлетворенной потребности в желанных переживаниях. Оно может быть разным и порой порождается обычными потребностями, еще не образовавшими особого механизма интереса-склонности. Деятельность, в которой выражают себя интересы через это чувство, может носить разный характер; иногда она может ограничиваться только познавательными процессами, и тогда отмечают, что люди нечто смотрят с интересом, нечто слушают с интересом или нечто изучают с интересом. Но человек может и работать с интересом, и играть с интересом и т. д. При этом, полагает Додонов, в зависимости от конкретного характера деятельности интерес будет выражаться через разные эмоции, иметь разную эмоциональную структуру. В то же время он пишет, что, для того чтобы понять природу человеческих интересов, их сущность надо искать не в специфике «чувства интереса», а в чем-то совсем ином. В чем именно — он не раскрыл. Это может быть и потребность в новизне, и привлекательность неизвестного, загадочного, и желание испытывать удовлетворение от сделанного.

Значительное внимание уделяет интересу К. Изард (2000). Он предполагает наличие некой внутренней эмоции интереса, обеспечивающей селективную мотивацию процессов внимания и восприятия и стимулирующей и упорядочивающей познавательную активность человека. Интерес рассматривается Изардом как позитивная эмоция, которая переживается человеком чаще всех остальных эмоций. В то же время он говорит об интересе и как о мотивации.

186 Глава 6. Характеристика различных эмоций

По мнению В. Чарлзуорта (Charlsworth, 1968) и К. Изарда, интерес, как и удивление, имеет врожденную природу. Однако Изард не отождествляет интерес с ориентировочным рефлексом (непроизвольным вниманием), хотя и указывает, что последний может запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Однако затем ориентировочная реакция исчезает, а интерес остается. Автор подчеркивает, что интерес нечто большее, чем внимание, и доказывает это тем, что на манекене с нарисованным лицом двухмесячный ребенок задерживает внимание дольше, чем на манекене без лица, а на живом человеческом лице дольше, чем на манекене с лицом. Эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Он указывает и на отличие интереса от удивления и изумления, хотя и не останавливается на дифференцирующих их признаках.

Мне представляется, что необходимо различать кратковременное и долговременное проявление интереса. Изард говорит о первом, который можно было бы назвать реакцией заинтересованности. Заинтересоваться — значит почувствовать (осознать) интерес к кому- или чему-нибудь (С. И. Ожегов). Долговременный интерес — это уже интеллектуальное чувство, положительная эмоциональная установка на познание какого-то объекта.

Мимическое выражение эмоции интереса, как показал Изард, чаще всего кратковременно и длится от 0,5 до 4-5 секунд, тогда как нейронная активность, вызванная интересом, и переживание его длятся дольше. Интерес может проявляться только одним мимическим движением в одной из областей лица или их совокупностью -приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ.

Проявление эмоции интереса сопровождается сначала небольшой брадикардией (снижением частоты пульса), а затем некоторым повышением частоты сердечных сокращений. Эмоция интереса, по Изарду, проявляется в таких переживаниях, как захваченность, зачарованность, любопытство.

Любопытство. Рассматривая интерес, отечественные психологи, как правило, сознательно или непреднамеренно ничего не говорят о таком психологическом явлении, как любопытство. Между тем, по С. И. Ожегову, любопытство — это стремление узнать, увидеть что-то новое, проявление интереса к чему-нибудь (я бы добавил -«здесь и сейчас»). В частности, любопытный факт — это интересный, возбуждающий любопытство, интерес, содержащий какую-то интригу. Отсюда заинтриговать — возбудить интерес, любопытство чем-то загадочным, неясным. Любопытству сродни понятие «любознательный», т. е. склонный к приобретению новых знаний.

Следует отметить, что, как писал Ларошфуко, есть две разновидности любопытства: своекорыстное — внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое — вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что нет никаких оснований исключать любопытство из рассмотрения вопроса об интересе.

Очевидно, что любопытство и любознательность являются проявлениями познавательного интереса, несмотря на то, что в ряде случаев любопытство может быть мелочным и пустым (т. е. интерес проявляется ко всяким случайным или несущественным обстоятельствам, фактам и т. п.), или, как пишет П. А. Рудик, любопытство является начальной стадией развития интереса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания.

А. Г. Ковалев (1970) пишет, что у маленьких детей интерес первоначально проявляется в форме любопытства. Но эта направленность на объект носит временный характер и может быть названа предынтересом. Собственно интерес (отношение) возникает в дошкольном возрасте.

Таким образом, любопытство можно, по Ковалеву, рассматривать как проявление ситуативного интереса. Но, с другой стороны, разве не может каждый сказать про себя, что в определенных ситуациях он тоже проявляет любопытство в отношении новых, поражающих воображение, удивляющих, интригующих фактов, объектов? И разве, читая художественное произведение (роман, детектив), мы не проявляем все то же любопытство: что будет дальше, чем закончится?

Поэтому Н. Д. Левитов прав, когда говорит о том, что любопытство имеет разные формы и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Он выделяет непосредственное и наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям. Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Непосредственное и наивное любопытство, как отмечает Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное. Таково любопытство человека, попавшего в новую обстановку.

Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременный концентрат любознательности. Не случайно слова «любопытство» и «пытливость» имеют общий корень; через любопытство формируется пытливость, пытливость выражается в любопытстве. Левитов рассматривает любопытство в качестве одного из показателей умственной активности, живости и широты интересов человека. Он подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования.

Когда же с пренебрежением говорят о любопытстве, то имеют в виду его особую форму — праздное любопытство. Это означает, что любопытство направлено на предмет, не стоящий внимания, и что источником его является желание проникнуть в область, в которую данному человеку проникать не следует. К праздно любопытствующим Левитов относит зевак, а также сплетников, желающих узнать что-то сенсационное.

Многими психологами интерес понимается как отношение, что следует и из перевода латинского слова «интерес» — «важно», «имеет значение». Правда, это отношение не всегда пристрастно, эмоционально. Так, в «Словаре по этике» интерес определяется как целеустремленное отношение человека, общества в целом к какому-либо объекту его потребности; в «Психологическом словаре» интерес понимается как по-требностное отношение человека к миру. Чаще всего, однако, подчеркивается, что интерес как отношение имеет положительную эмоциональную окраску. У С. Л. Рубинштейна интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, у А. Г. Ковалева — это эмоциональное и познавательное отношение и т. д. В то же время Ковалев отмечает, что не любое эмоциональное отношение составляет интерес. Радость может и не выражать интереса. Следовательно, как полагает автор, обязательным признаком интереса может быть только устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к объекту. Но последнее можно рассматривать и как склонность (потребность в осуществлении интересной

198 Глава 6. Характеристика различных эмоций

деятельности), и как чувство. Отсюда и многозначность в понимании интереса как психологического феномена, о которой я подробно говорил в моей книге «Мотивация и мотивы» (Ильин, 2000).

Возникающее противоречие в понимании интереса, с одной стороны, как ситуативного психологического феномена (потребности), а с другой стороны, как устойчивого психологического феномена (эмоционального отношения) Б. И. Додонов (1973, 1978) попытался решить следующим образом. Ключ к пониманию сущности интересов он видит в рассмотрении динамики отношений между потребностями и эмоциями, которые приводят к возникновению интересов-отношений, интересов-свойств личности. Выступая в первую очередь как индикаторы потребностей человека, эмоции сами постепенно все более становятся «предметом» его особых психологических потребностей, приобретают известную самоценность, начинают заранее предвкушаться личностью. В «механизм» каждого интереса, по мнению Додонова, входят потребности, которые приобрели служебную функцию. Поэтому, с его точки зрения, интерес — это потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций. По сути, он разделяет понимание интереса А. Г. Ковалевым как устойчивого положительного эмоционального отношения, показывая истоки возникновения этого отношения.

Очевидно, что понимание интереса то как эмоции, то как чувства неправильно, поскольку интерес — это и то и другое вместе, но не только это. Интерес — это прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления — удовольствием от процесса), присутствует и другой — потребность в знаниях, новизне. Следовательно, интерес — это аффективно-когнитивный комплекс.

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя. Таблица взята с сайта «Сообщества зависимых и созависимых», автор - Михаил.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство можно узнать из таблицы.

  • Злость
  • Гнев
  • Возмущение
  • Ненависть
  • Обида
  • Сердитость
  • Досада
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Оскорбленность
  • Воинственность
  • Бунтарство
  • Сопротивление
  • Зависть
  • Надменность
  • Неповиновение
  • Презрение
  • Отвращение
  • Подавленность
  • Уязвленность
  • Подозрительность
  • Циничность
  • Настороженность
  • Озабоченность
  • Тревожность
  • Страх
  • Нервозность
  • Трепет
  • Обеспокоенность
  • Испуг
  • Тревога
  • Волнение
  • Стресс
  • Боязнь
  • Подверженность навязчивой идее
  • Ощущение угрозы
  • Ошеломленность
  • Опасение
  • Уныние
  • Ощущение тупика
  • Запутанность
  • Потерянность
  • Дезориентация
  • Бессвязность
  • Ощущение ловушки
  • Одиночество
  • Изолированность
  • Грусть
  • Печаль
  • Горе
  • Угнетенность
  • Мрачность
  • Отчаяние
  • Депрессия
  • Опустошенность
  • Беспомощность
  • Слабость
  • Ранимость
  • Угрюмость
  • Серьезность
  • Подавленность
  • Разочарование
  • Отсталость
  • Застенчивость
  • Чувство отсутствия к вам любви
  • Покинутость
  • Болезненность
  • Нелюдимость
  • Удрученность
  • Усталость
  • Глупость
  • Апатия
  • Самодовольство
  • Скука
  • Истощение
  • Расстройство
  • Упадок сил
  • Сварливость
  • Нетерпеливость
  • Вспыльчивость
  • Тоска
  • Хандра
  • Стыд
  • Вина
  • Униженность
  • Ущемленность
  • Смущение
  • Неудобство
  • Тяжесть
  • Сожаление
  • Укоры совести
  • Рефлексия
  • Скорбь
  • Отчужденность
  • Неловкость
  • Удивление
  • Поражение
  • Остолбенение
  • Изумление
  • Потрясение
  • Впечатлительность
  • Сильное желание
  • Энтузиазм
  • Взволнованность
  • Возбужденность
  • Страсть
  • Помешательство
  • Эйфория
  • Трепет
  • Дух соперничества
  • Твердая уверенность
  • Решимость
  • Уверенность в себе
  • Дерзость
  • Готовность
  • Оптимизм
  • Удовлетворенность
  • Гордость
  • Сентиментальность
  • Счастье
  • Радость
  • Блаженство
  • Забавность
  • Восхищение
  • Триумф
  • Удачливость
  • Удовольствие
  • Безобидность
  • Мечтательность
  • Очарование
  • Оцененность по достоинству
  • Признательность
  • Надежда
  • Заинтересованность
  • Увлеченность
  • Интерес
  • Оживленность
  • Живость
  • Спокойствие
  • Удовлетворенность
  • Облегчение
  • Мирность
  • Расслабленность
  • Довольство
  • Комфорт
  • Сдержанность
  • Восприимчивость
  • Прощение
  • Любовь
  • Безмятежность
  • Расположение
  • Обожание
  • Восхищение
  • Благоговение
  • Любовь
  • Привязанность
  • Безопасность
  • Уважение
  • Дружелюбие
  • Симпатия
  • Сочувствие
  • Нежность
  • Великодушие
  • Одухотворенность
  • Озадаченность
  • Смятение

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой. Вы готовы?

Это Вам будет интересно:

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Сегодня – ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ЭЛЕМЕНТ схемы, шестая базовая эмоция – УДИВЛЕНИЕ.

Уже следующей статьей все основные элементы схемы (все базовые эмоции) будут открыты и описаны. Однако, самое интересное находится между ними. Это то, что перевернет ваше понимание себя и всей реальности, а также даст понимание ваших возможностей по управлению собой и своими состояниями.

И да, этот простейший инструмент – 1% от того, что будет дано на онлайн-курсе “Апгрейд Эмоционального Интеллекта”. Но сейчас не об этом.

Эмоция удивление

Сейчас мы говорим о, непосредственно, УДИВЛЕНИИ. Будет слегка сложновато, но чертовски интересно и УДИВИТЕЛЬНО.

Главная функция удивления, высшая точка амплитуды этой эмоции – построение новой нейронной связи в мозгу. Или ОСОЗНАНИЕ.

Не спеши понимать всё сразу и прямо сейчас, я всё объясню!

Ты ведь ловил так называемые “Инсайты” (как сейчас модно выражаться) или по-русски “Озарения” о каких-либо жизненных явлениях?

Это то самое чувство, когда тебе в долю секунды, в один миг становится ясна вся картина происходящего, вся суть явления. Ты видишь все составляющие явления, ты его понимаешь, чувствуешь, ты его ОСОЗНАЕШЬ!

В этот момент в твоем мозгу была построена новая нейронная связь. Ощущается этот момент построения новой нейронной связи именно как “осознание”/”озарение”/”инсайт”/”просветление”.

А возможно такое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО внутри эмоции удивления. Нет удивления – никогда не будет прозрения, осознания.

Каждая такая вспышка, по сути своей, является переломной точкой в вашей жизни, потому что с построение каждой новой нейронной связи, с каждым новым осознанием, меняется ваша картина мира, ваше мышление, ваш образ действий, и как следствие – ваш результат. Вам становится известно то, что доселе было неизвестно, видно то, то чего вы раньше не видели, доступно то, что раньше было недоступно.

Амлитуда эмоции удивления так же очень широка. Начиная от банального неярковыраженного интереса заканчивая прозрением, расширением сознания, просветлением (“сатори”, “самадхи”, “нирвана”).

Гормональный агент удивления – дофамин в чистом виде. Чем сильнее удивление, тем сильнее и продолжительнее выброс дофамина.

Гормональная реакция в незначительной степени подкрепляется выбросом серотонина, но основой удивления является дофамин.

К слову, именно поэтому на длительных сроках информационного/полового/пищевого воздержания, когда чувствительность рецепторов к дофамину предельна, вас всё удивляет, как будто вы видите это в первый раз, даже вид заката или неба вызывает у вас нереальный “@XyEвоз”

Вы начинаете, буквально, жить в этой эмоции, потому что ваш гормональный фон меняется вследствие конкретных физиологических практик (ограничение базовых потребностей).

Удивление – эмоция, созданная для обучения. Именно внутри этой эмоции ваши когнитивные способности, способности к запоминанию, обработке, фиксации и структуризации информации – предельны.

Нужно чему-то научится? Что-то усвоить из речи человека, книги, видео? Тогда задаете себе вопрос: “Чему я могу у него научиться”? “Чему я могу научится у этой книги”, входите в эмоцию удивления через триггерные мысли, которые будут указаны ниже и… Всасывайте как губка!

Кстати, вы все, наверное, встречали на своем жизненном пути так называемых “шизоидов” – людей, что фанатично пропагандируют какую-либо идею. Они маниакальны, их зрачки всегда расширены а брови чуть подняты, будто в их голову каждую секунду загружаются Божественные, мать их, законы мироздания, повергающие в шок.

Да, эти шизики – люди с “застрявшей” эмоцией удивления, они в ней “залипли”.

Удивление граничит с радостью и состоянием ребенка (которое я описывал в предыдущей статье про “радость”).

Напоследок следует сказать, что нет удивления – нет развития. Люди с подавленным удивлением (эмоция может существовать в трех фазах – одобренная, неодобренная, подавленная) – неспособны осознавать новое, выстраивать новые нейронные связи и как следствие, развиваться. Учится они тоже не хотят и не могут.

Импотенция. Ментальная. Гормональная, эмоциональная, называйте как хотите, суть не меняется.

Ключевые триггерные мысли, прокрутка и проживание которых вводит в эмоцию удивления:

Ничего себе!
?ОЙ!
?УХ ТЫ!
?ВАУ!
?ВОСХИТИТЕЛЬНО!
?И другие, включая русские матерные слово-формы (“Ебать!”, “Охуеть!”).

Смотреть запись про эмоциональный интеллект

Хочешь научится погружаться в эмоцию удивления максимально глубоко и становится лучшим в своем деле за счет небывалой обучаемости?

Хочешь уметь свободно переключаться между любыми эмоциями?

Вызывать в каждый конкретный момент ту эмоцию и то состояние, которое тебе сейчас наиболее необходимо?

Управлять своим гормональным фоном через эмоции?

Тогда не тормози и записывайся на онлайн-курс “Апгрейд эмоционального интеллекта” от “Института Сильной Личности”.