Что жизнь точки зрения психологии. Что такое жизнь с точки зрения психологии: историко-эволюционный подход к психофизической проблеме

Начните знакомство с этой темой (в чём смысл жизни?) со статьи на нашем сайте “Доклад Всемирного Банка о России или четыре ступени к долгой жизни”.

И Вы поймёте главное: смысл жизни человека заключается в том, чтобы жить - счастливо.

А вот как он этого добьётся и что будет понимать под счастьем в разные периоды своей жизни - это уже второй вопрос.

Если же само слово “счастье” стоит у Вас где-то на десятом плане и не воспринимается как серьёзное, то Вам до приближения к пониманию “в чём смысл жизни” ой как далеко...

Смысл жизни человека традиционно искали деятели всех религий и философы. В двадцатом веке эту тему пере­дали психологии. На том основании, что “диссертант не справился со своей темой” ...

Философы и деятели религий увлеклись каждый своими делами, считая их более важными, чем поиск смысла жизни человека.

Одни посчитали, что и так уже всё знают. Вторые посчитали, что сам вопрос “в чём смысл жизни человека?” глуп и что есть вопросы позабористее и поинтереснее...

В последние сто лет этим вопросом занимается психология, и, если посмотреть на процесс глазами заинтересо­ванного наблюдателя, то можно увидеть: психология добилась на этом поприще многих успехов.

Конечно, начала психология думать над смыслом жизни не с чистой страницы...

Психологии (как Вы помните) достались уже какие-то материалы, наработанные предыдущими “диссертантами”, философией и религией.

И за это им нужно сказать спасибо. Мы отнюдь не умаляем их заслуг в нелёгком деле попыток ответить на вопрос “В чём смысл жизни человека?”

именно гуманистическая или экзистенциально-гуманистическая психология впервые дала чёткий ответ: смысл жизни в счастье.

Осталось только научиться быть счастливым и не путать “счастье” с второсортными товарами “массового спроса”...

А вот об этом и написаны десятки статей на нашем сайте.

Приглашаем к путешествию!

В статье “Притча о костюме” Вы прочитаете что делает с человеком приросшая к нему намертво социальная мас­ка или, если по Юнгу, - Персона.

Вы ещё раз прочитаете старую истину психологии от том, что отстоять своё право быть собой с самого начала - это и трудно, и страшно.

Но ещё труднее и страшнее - всю жизнь прожить не так, как тебе хотелось. И понять, как ты «лоханулся», толь­ко лёжа на своём смертном одре.

Читая статью с говорящим названием “В чём смысл жизни? (Читая Виктора Франкла...)” Вы узнаете много муд­рых мыслей этого великого человека.

Смысл - это всегда то, что мы должны делать В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Смысл жизни - это всегда ПРЕДЛОЖЕНИЕ и одновременно ТРЕБОВАНИЕ настоящего момента.

«Смысл нельзя навязать, одолжить или вручить. Никто не может диктовать другому, в чём тот должен видеть свой смысл. Ни начальник - подчинённому, ни родитель - ребёнку, ни врач - пациенту. Смысл нельзя ни дать, ни предписать - его нужно найти, обнаружить, РАСПОЗНАТЬ»

В общем, читайте статью “В чём смысл жизни? (Читая Виктора Франкла...)” полностью.

Читая статью “Через пустыню во мраке” Вы узнаете, что думал о смысле жизни великий и загадочный человек - известный учёный, профессор медицины, военный хирург и вместе с этим - монашествующий архиепископ В.Ф. Войно-Ясинецкий (Архиепископ Лука).

Он в своей книге «О духе, душе и теле» развивает павловскую науку в весьма необычном ключе, делая выводы, которыми могут гордиться вместе взятые философия и психология.

В статье “Жизнь как чудо” (моей любимой статье о смысле жизни!) Вы прочитаете о том, что такое “перспектива” и что такое “ретроспектива” с точки зрения психологии и как одно мешает, а другое способствует нашему сча­стью.

В статье “Кони бегают по кругу...” Вы прочитаете о жестоком эксперименте Фабра - знатока и любителя живой природы и о том, как этот эксперимент наглядно показал важность дара свободы выбора, которым наделён чело­век.

Ну а в статье “Строители дорог” Вы прочитаете одну из моих самых любимых метафор о Строителях дорог и о Строителях Стен... и сделаете свой собственный вывод - в чём смысл ВАШЕЙ жизни...

Основные правила жизни

Каждый человек проходит через определенные испытания, которые либо закаляют его характер, либо сталкивают в пропасть. Рано или поздно все приходят к выводу о том, что некоторые правила относятся ко всем, и если им следовать, то можно намного упростить себе жизнь. Если бы всякий раз, когда появляются затруднения, мы вспоминали об этих простейших правилах, то большинство пролитых слез могло и не пролиться. Приходится учиться на своих ошибках, и несмотря ни на что идти вперед. Стоит прислушаться к выводу других, чтобы потом не «разгребать» глупые проблемы.

Самое первое правило жизни – вера в лучшее. Пусть сейчас может показаться, что мир специально толкает вниз, а отношения совсем не складываются, но это ничего не значит. Всегда будут белые полосы и черные, как на клавишах фортепиано: без белых нот никак не составить мелодию, но и без черных она невозможна. Не зря говорят в народе, что мысли – плод будущего. Это главная сила, которую нельзя отнять. Просто в любой момент нужно верить, что даже если сегодня все плохо, значит, завтра все обязательно будет хорошо! Просыпаться с такими мыслями каждый день, вырабатывать привычку опираться на позитив, и тогда все будет отлично, ведь чудеса случаются только там, где в них верят.

Самые сильные чувства: любовь и ненависть. Всегда найдутся те, кто полюбят ни за что, и те, кто будут ненавидеть. Отсюда и второе правило жизни – не заставляйте людей быть с вами и не забывайте о своей гордости, умоляя их вернуться. Каждый человек имеет право на свободу, это нельзя отнять или присвоить. Можно полюбить кого-то и видеть в нем смысл жизни, но не получить взаимность. В таких случаях не надо бросаться в омут, ведь нельзя заставить других чувствовать по своему желанию. Всегда есть вероятность потерять близкого человека, и привязанность сыграет здесь худшую роль. Люди – не собственность, их нельзя приковать к одному месту и держать на коротком поводке, иначе есть риск потерять их навсегда.

Что же там с третьим правилом? Люди привыкли зацикливаться на себе, проблемах или будущем, но почти никто не замечает уникальность каждого момента. Именно на мелочи нужно обращать внимание, ведь в них заключена вся правда и все чувства.

Попытки изменить других людей тоже ничем хорошим не закончатся. Никто не может продиктовать, кем нужно быть и кто является идеалом поведения. Только сам человек может себя изменить, другим же такого права не дано.

Мир был бы ничем без добра. Всегда найдутся добрые люди, способные на помощь и сострадание. То, что мы делаем сейчас, вернется к нам завтра, таков закон природы. Хотите любви, счастья и здоровья? Тогда стоит начать с таких пожеланий близким и друзьям, жизнь – тот же бумеранг, разве что с разными периодами возврата.

Некоторые полагают, что лучше уж прожить в одиночестве, но зато не почувствовать боль от предательства. Это неправильно, ведь любовь – это счастье. Да, может так получиться, что любовь не взаимна, но не стоит при этом ненавидеть себя, пытаться мстить и делать глупые, опрометчивые решения. Позвольте себе любить это мгновение и тех, кто любят вас. Счастье уже в том, что вы чувствуете силу любви. Просто прекратите усложнять себе жизнь и наслаждайтесь ею. Поверьте, счастливые люди с яркой улыбкой имеют больше шансов, чтобы понравиться кому-то, нежели жалкая гримаса и гордое молчание.

И самое последнее правило, которое заключается из трех «умейте»: благодарить, прощать и мечтать. В благодарности есть доброта, в прощении великая сила, а в мечтах — цель, которая будет достигнута вами!

И, в конце концов, умейте просто жить, ведь в этом и заключается счастье.

Психофизическая проблема анализируется в контексте прогрессивной эволюции сложных целенаправленных живых систем. Аргументируется методологическая позиция о несводимости психических феноменов к физиологическим процессам мозга. Раскрываются риски гипотезы тождества психической и нейробиологической презентаций многомерной реальности, приводящей к «эффекту опрощения» жизни, к барьерам на пути диалога между нейробиологией, когнитологией и психологией. Особое внимание уделяется изучению эволюционного смысла адаптивных и преадаптивных задач, порождающих разные формы психических презентаций мира, в том числе сознания как «ожидания непредвидимого». Рассматриваются взаимоотношения разных форм психической репрезентации реальности и обеспечивающих их нейробиологических сетевых структурно-функциональных организаций. Отстаивается позиционирование психологии в семье наук о природе живого как одной из наук об устойчивости и изменчивости сложных систем, изучающей закономерности наращивания преадаптивного потенциала жизни, ее персонализации.

Похожие публикации

Канавец В. И. , Мозговой Ю. Д. , Хриткин С. А. В кн.: Концентрированные потоки энергии в космической технике, электронике, экологии и медицине. Труды XI межвузовской научной школы молодых специалистов. М.: Издательство МГУ, 2010. С. 44-49.

Рассматриваются физические проблемы гамма-электроники. Гамма-электроника (γ-электроника) - новое научное направление, в котором изучается взаимодействие электронных и позитронных потоков с электромагнитным полем в γ-диапазоне длин волн. В гамма-электронике изучаются вопросы получения и длительного существования электронно-позитронного вещества (ЭПВ) с уникальными свойствами. Исследуются резонансные эффекты при обменном взаимодействии в ЭПВ, ведущие к компенсации кулоновского поля и самоорганизации активной электронно-позитронной среды в виде макроскопического квантового сверхплазмоида. Выделены основные этапы работы, соответствующие возможностям эксперимента в области гамма-электроники с релятивистскими электронными и позитронными потоками.

Каштанов В. А. , Зайцева О. Б. В кн.: Фундаментальные проблемы системной безопасности. Вып. 3. М.: Вузовская книга, 2011. С. 150-157.

Исследуются методологические подходы к определению понятия «безопасность», анализируются основные факторы, влияющие на безопасность. Формулируются требования к построению математических моделей безопасности, определяются математические методы и подходы анализа безопасности. Проводится сравнительный анализ этапов создания отечественной математической теории надежности и теории безопасности. Формулируются проблемы, требующие решения при разработке математической теории безопасности.

Гапонова О. С. , Сидоренко Е. П. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.

Гапонова О. С. , Сидоренко Е. П. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008.

Методическая разработка содержит примерную тематику курса «Исследование систем управления», планы семинарских занятий, практические задания и тесты, перечень основной литературы и дополнительных источников по курсу, а также рекомендуемые темы для самостоятельного изучения студентами.

Предназначено для студентов экономико-управленческих специальностей.

Канавец В. И. , Мозговой Ю. Д. , Хриткин С. А. В кн.: Концентрированные потоки энергии в космической технике, электронике, экологии и медицине. Труды XII межвузовской научной школы молодых специалистов. М.: Издательство МГУ, 2011. С. 46-51.

Рассматривается резонансное взаимодействие электронно-позитронных сгустков в задачах гамма-электроники, посвященных исследованию взаимодействия электронных и позитронных потоков с электромагнитными полями в устройствах γ-диапазона длин волн. Исследуются резонансные эффекты при обменном взаимодействии в электронно-позитронном веществе, ведущие к компенсации кулоновского поля и самоорганизации активной электронно-позитронной среды в виде макроскопического квантового сверхплазмоида.

Городнов А. Г. , Альтшулер И. Г. СПб.: Питер, 2012.

Авторы, накопившие большой опыт в области предпринимательства, управле-ния и консультирования, собрали в этой книге богатую и разнообразную информа-цию целого ряда отечественных и зарубежных авторов (известных и не очень) о системах и системном подходе к жизни и бизнесу.

На взгляд автора, противоречивость и креативность, творческая продуктивность герценовских идей до сих пор будят мысль и требуют сорассуждения с русским классиком. Именно эту противоречивость и важность для сегодняшнего понимания России его идей и постарался Кантор сформулировать в своей статье.

Лексин В. Н. Мир России: Социология, этнология. 2005. Т. 14. № 1. С. 3-61.

В статье выдвигается и обсуждается идея власти как универсального системообразующего фактора организации (и самоорганизации) социальной жизни в локальных сообществах. Это далеко не всегда принимается во внимание при генерировании различных умозрительных конструкций «социального государства» и «открытого общества» (что незаслуженно), где доминируют представления о самодовлеющей силе и паритетных отношениях свободного индивида, свободного предпринимательства и правового и демократического государства. Привнесение в контекст политической и социальной проблематики предлагаемого компонента пространственной организации власти, формирующей разнообразные ареалы территориально разграниченных зон социального пространства, способно сделать, по нашему мнению, изучение этой проблематики более системным и конструктивным.

Нефедова Т. Г. Мир России: Социология, этнология. 2003. Т. 12. № 3. С. 35-61.

ИЛЛЮЗИИ, ЧТО сельским хозяйством легко управлять, остались в XX в. Все чаще проявляются признаки самоорганизации сельского хозяйства и сельского сообщества, которая при социализме была явно ослаблена. Сейчас самоорганизация окрепла, хотя поначалу сводилась к простым формам адаптации к новым реалиям. Тем не менее на примерах многих районов видно, что самоорганизация может быть успешной там, где продолжают функционировать коллективные предприятия, и там, где прежняя основа сельской жизни (колхоз) деградировала полностью. Что происходит с сельским хозяйством и с его крупными предприятиями-товаропроизводителями при ослаблении государственных регулирования и контроля? Что происходит с российским сельским пространством при усилении самоорганизации? Как меняются при этом сельские сообщества? Попытка частично ответить на эти вопросы сделана в предлагаемой читателю статье. Частично потому, что исследуемые проблемы изучаются не только географией, но и аграрными науками, экономикой, социологией, психологией. В отношении сельского хозяйства и сельской местности можно последовательно говорить о самоорганизации экономической (отраслевой и межотраслевой), географической (пространственной) и социальной.

В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты - отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) - могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.

Когда были проанализированы самые часто встречающиеся вопросы в Интернете, то выяснилось, что у людей больше всего вопросов о смысле жизни: зачем мы живем, каков смысл человеческой жизни? Религии, философские и духовные учения, искусство, художественная литература всегда обращали огромное внимание на проблему смысла человеческой жизни, исследовали ее самые глубинные стороны.

Мыслители Востока и Запада стремились понять природу человеческой жизни и назначение человека. Кто-то видел этот смысл в следовании природе естественному потоку вещей, кто-то – в постоянном приближении человека к совершенству и Богу, а кто-то - служении человечеству. В двадцатом веке к этой теме обратилась наука – как биология, и психология, рассматривающая тему смысла с точки зрения социальной и творческой реализованности личности, так и с точки зрения удовлетворенности своим бытием. Тот, кто сознательно ищет и находит подобный смысл удовлетворен своей жизнью гораздо полнее, нежели тот, кто живет, не утруждая себя никакими поисками.

Психологическая наука полагает: потребность в обретении смысла жизни составляют глубинную духовную основу любого человека. Как только жизнь теряет смысл, человек теряет счастье, гармонию, уверенность в себе и начинает совершать множество жизненных ошибок. Из психологии известно, что наличие долговременной цели жизни, придающей ей смысл, служит основой долголетия. Человеку как бы есть за что бороться и куда растягивать пружину собственной жизни. Но как только человек утрачивает ощущение жизненного смысла, то это сказывается даже на его здоровье, и продолжительность жизни неуклонно сокращается. Потому поиски смысла жизни и его возможные обретения играют для человека исключительно важную роль во всех отношениях и аспектах его бытия.

Как правило, смысл человеческой жизни становится по-настоящему понятным уже после ее завершения. Потому Лев Толстой, верящий в бессмертие души считал, что смысл человеческой жизни находится за пределами ее продолжительности и вне ее видимой части. Он был убежден, что смысл жизни шире индивидуального существования.

Различные философские системы находили смысл жизни в разных направлениях и сферах. Так христиане связывают смысл жизни с приготовлением человека к посмертной встрече с Богом и попаданием в Царство Небесное, которое, согласно апокрифическому Евангелию от Фомы «внутри нас и вне нас». Даже марксизм с его отрицанием идеи духовного бессмертия человека и убеждением в единственности земного телесного существования человека не сводил смысл жизни к выполнению биологических и даже узко понятых социальных целей. Он предлагает человеку найти смысл жизни в счастье будущих поколений.

Кто-то видит смысл своей жизни в том, чтобы создать некий материальный результат, которое переживает наше физическое существование. Кто-то выводит смысл жизни из духовной сферы. Духовные учения связывают смысл жизни со следованием человека за идеей сознательного совершенства. Смысл жизни каждый человек связывает с ощущением своего предназначения. Это предназначение заключается в пробуждении собственных талантов и способностей в какой-либо деятельности, носящий характер прямой или косвенной (научное познание, художественное творчество) социальной полезности. Каждый человек, желающий справиться с трудностями жизни, обрести устойчивость и спокойствие души, должен находить смысл, который даст ему мощную опору в жизни.

Психология, работающая с глубинными психологическими проблемами человека может помочь ему найти себя не только в обычных житейских целях, но и в более высоком измерении, связанным с обретением смысла жизни. Люди нередко обращаются к психологам, чтобы те помогли им найти прочный и устойчивый смысл жизни. Некоторые люди затягивают поиск смысла на всю жизнь, другие рано находят опору и держатся за нее многие годы. Каждый человек сам должен найти тот смысл, который даст ему счастье и гармонию. Главный закон на пути обретения смысла- никогда не сдаваться и идти за истиной до конца. Истина любит упорных.

Одним из первых психологов, обратившихся к проблеме смысла человеческой жизни, был американский психолог Франкл. Его эта проблема интересовала отнюдь не с абстрактно-теоретической точки зрения. Как известно, он прошел через нацистский лагерь и наблюдал собственными глазами гибель многих ни в чем не повинных людей, попавших в бессмысленную гитлеровскую мясорубку. Выживали в тех испытаниях, как убедился Франкл, только те люди, кто сумел поставить цель не просто выжить любой ценой, но сохранить человеческое достоинство даже в самых адских условиях бытия. Те же, кто теряли ощущение более высокого смысла, быстро и теряли и саму жизнь.

Потому любой, самый заурядный человек, если он хочет вырваться из колеса проблем и разочарований, должен искать смысл бытия, чтобы наполнить энергией находки всю оставшуюся жизнь. Искать, находить и следовать тем истинам, которые он открыл для себя.

Сергей Ключников

Адлер Альфред
«Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла».
«Наука жить»

Адлер Альфред
«Признак всех истинных "смыслов жизни" - это то, что они являются общими, т.е. такими смыслами, которые другие могут разделять и принимать для себя". "Смысл возможен лишь в коммуникации: слово, которое означает что-то лишь для одного человека, было бы лишено смысла. То же относится к нашим целям и действиям; их единственный смысл - смысл для других».
цит. по Д.А.Леонтьеву «Психология смысла»

Адлер Альфред
«Понимание цели жизни делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И, наоборот, мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии, конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого».
«Наука жить»

Адлер Альфред
«С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели… Развитие души аналогично развитию органической жизни. У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше того, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации… Без ощущения цели деятельность индивида не имела бы никакого смысла».
«Наука жить»

Бетховен Иоганн Себастьян
«Мало что удерживает меня от того, чтобы положить конец моей жизни. Только искусство держит меня. Увы, кажется, мне невозможно покинуть мир раньше, чем я сделаю все, что чувствую себя предрасположенным сделать, и поэтому я влачу эту жалкую жизнь».
И. Ялом, «Экзистенциальная психотерапия»

Леонтьев Дмитрий Алексеевич
«Смысловая сфера личности - это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах».
«Психология смысла»

Роджерс Карл
«Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире переживаний, центром которого он является... Следует признать, что только часть личного мира индивида - и, очевидно, весьма небольшая часть, - переживается сознательно... Важная истина относительно личного мира индивида состоит в том, что подлинный и полный смысл его может знать только сам индивид... только сам индивид может знать, как он воспринимает то или иное свое переживание. Я никогда не могу со всей очевидностью и полнотой знать, как вы воспринимаете булавочный укол или свой провал на экзамене. Для каждого человека мир его переживаний является в самом прямом смысле индивидуальным, личным миром».
«Теория личности»

Роджерс Карл
«Организм реагирует на среду так, как она представлена в его восприятии и переживании. Эта сфера восприятия для индивида является "реальностью"... Я реагирую не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности. Именно это восприятие является для меня реальностью… В психологическом смысле реальность - это, главным образом, личный мир восприятий индивида, хотя в социальном плане реальность состоит из тех восприятий, которые имеют большую степень общности для многих индивидов».
«Теория личности»

Франкл Виктор
«Смысл сообщества держится на индивидуальности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества».

Франкл Виктор
«В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)».
«Человек в поисках смысла»

Франкл Виктор
«Нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций. Однако мы не должны забывать, что среди них есть и такие, которые имеют нечто общее, и, следовательно, есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Значимость индивидуальности, смысл и ценность человеческой личности всегда связаны с сообществом, в котором она существует. Подобно тому, как даже неповторимость мозаичного элемента представляет ценность лишь в отношении к целостному мозаичному изображению, неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе. Существование личности в полной мере обретает смысл лишь в сообществе. Таким образом, в этом смысле ценность человека зависит от сообщества».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Больной, как правило, будет категорически утверждать, что смысл жизни состоит в удовольствии. Защищая свою точку зрения, он выдвинет как неоспоримое открытие, что всей жизнедеятельностью человека управляет стремление к счастью, что все психические процессы детерминированы исключительно принципом удовольствия. Представления о доминирующей роли принципа удовольствия во всей душевной жизни составляют, как известно, один из основных догматов психоанализа».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Превращение наслаждения как результата в наслаждение как объект намерения ведет к утрате самого наслаждения; принцип наслаждения разбивается о себя же самого. Чем больше человек нацелен на наслаждение, тем больше оно от него ускользает, и наоборот: чем больше человек стремится избежать неудовольствия, избежать страданий, тем больше он ввергает себя в дополнительные страдания».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Способность и возможность трудиться сама по себе еще ничего не значит, она не может составить ни достаточной, ни даже сколько-нибудь существенной основы для осмысленного существования».
«В борьбе за смысл»

Франкл Виктор
«Человек всегда направлен вовне себя на что-то, что не является им самим — на что-то или на кого-то: на смысл, который человек реализует, или на со-человека, с которым он вступает в контакт. И лишь постольку, поскольку человек таким образом трансцендирует самого себя, он и осуществляет себя — в служении делу или в любви к другому».

Франкл Виктор
«Жизнь человека полна смысла до самого конца - до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него немного-ценности отношения остаются всегда доступными для него… Каждый раз жизнь предоставляет человеку возможность реализовать ценности то одной, то другой группы. То она требует от нас реализации созидательных ценностей, то мы ощущаем необходимость обратиться к категории ценностей переживания. В отдельные моменты жизнь призывает нас обогатить собственными действиями этот мир, в другое же время мы обогащаем переживаниями самих себя. Для выполнения своего предназначения человек то должен действовать, то-предаваться очарованию переживаемого. Испытывать радость может быть также "обязанностью" человека. В этом смысле можно обвинить в пренебрежительном отношении к своим обязанностям человека, который, сидя в трамвае, имеет возможность созерцать великолепие заката или вдыхать благоухание цветущих акаций, а вместо этого продолжает, не отрываясь, читать газету».
«Общий экзистенциальный анализ»

Франкл Виктор
«Либо жизнь имеет смысл и сохраняет его вне зависимости от того, длинна она или коротка, воспроизводит она себя или нет, либо жизнь бессмысленна, и в этом случае она не станет более осмысленной, даже если будет длиться долго и воспроизводить себя. Если бы жизнь бездетной женщины действительно была бессмысленной только потому, что у нее нет детей, это значило бы, что человечество живет только для детей и что единственным смыслом жизни человека является воспроизводство себе подобных. Но подобный взгляд на эту проблему лишь оттягивает ее решение. Ведь получается, что каждое поколение передает проблему следующему, так и не разрешив ее. Весь смысл жизни одного поколения состоит в том, чтобы вырастить другое. Но бессмысленно увековечивать нечто, само по себе лишенное смысла. Ведь если что-либо смысла не имеет, оно его не приобретет, даже будучи увековеченным… Таким образом, мы приходим к парадоксу: жизнь, смыслом которой являлось бы размножение, была бы, по сути, столь же бессмысленна, как и размножение. С другой стороны, продолжение жизни имеет смысл только в том случае, если жизнь сама по себе наполнена смыслом… Поэтому возводить материнство в единственный смысл жизни женщины - значит бросать тень не только на жизнь женщины, не имеющей детей, но и на жизнь женщины-матери. Жизнь выдающейся личности не может лишиться смысла из-за того, что у этой личности нет потомства… Скорее жизнь приобретает смысл в других, небиологических сферах: интеллектуальной, этической, эстетической и т.п.»
«В борьбе за смысл»

Фрейд Зигмунд
«В тот момент, когда человек усомнился в смысле жизни, он болен. … Задаваясь этим вопросом, он делает не что иное, как подвергается действию некоего фермента, производящего печаль и депрессию».
цит. по И. Ялом, «Экзистенциальная психотерапия»

Фромм Эрих
«После сорока каждый из нас должен держать ответ перед самим собой… И наиболее блестящие надгробные речи с их списками достижений, не смогут смягчить главного вопроса, ответа на который мы не должны избегать: жили мы или живем? Действительно ли мы проживаем свою собственную жизнь, или это происходит только по чьему-то определению?»
«Ради любви к жизни»

Фромм Эрих
«У людей есть глубоко укоренившаяся потребность поступать нравственно. Безнравственность вызывает в них утрату внутреннего равновесия и гармонии».
«Ради любви к жизни»

Юнг Карл
«Природа, в своей доброте и терпении, никогда не вкладывает фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А там, где некому спрашивать, незачем отвечать».
цитата по Д.А.Леонтьеву «Психология смысла»

Юнг Карл
«Развитие Самости - это главная цель человеческой жизни. Конечная жизненная цель - это полная реализация «Я» - самореализация, т.е. становление единого, неповторимого и целостного индивида (индивидуация)».

Юнг Карл
«Человек может претерпеть тяжелейшие испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла… Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тотчас же делается жалким и потерянным».
«Архетип и символ»

Ялом Ирвин
«Если деятельность сама по себе не обладает характеристиками «добра», или «правильности», она рано или поздно разочарует индивида».
«Экзистенциальная психотерапия»