Выявление по картам зависимостей между природными компонентами. Практическая работа

Родился и вырос Борис Леонидович Пастернак в Москве. Его отец был художником, а мать - пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества обусловили его умение сочинять с натуры, позднее это умение он именовал субъективно-биографическим реализмом.

В родительском доме поэта господствовала созидательная и активная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не исчезло даром. Доказательства основательного поэтического воспитания несут ранние стихи и проза: профессиональность владения музыкальной композицией и дисциплина мысли удачно соединились с прирожденной впечатлительностью и восприимчивостью.

В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем стойко перенести годы войны и лишений. "Терять в жизни более необходимо, чем приобретать,- писал он,- зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью выбрасывает забвение".

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на совместных началах вышел альманах, в котором были напечатаны пять его стихотворений. За это лето он написал свою первую самостоятельною книгу, и к новому 1914 году она вышла в том же издании под названием "Близнец в тучах". К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака "Поверх барьеров".

Летом 1917 года книга лирики "Сестра моя - жизнь" выдвинула Пастернака в ряды первых литературных имен своего времени. Общий творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность на одном дыхании написать следующую книгу стихов "Темы и вариации", но эта книга, утвердив имя поэта, обозначила для него самого внутренний душевный спад, стала объектом недовольства собой.

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы были небезразличны поэту (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), как и некоторые другие, написанные в то же десятилетие, Пастернак объединил с ранее изданными и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми работами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннее содержание искусства и его значение в истории человеческого общества.

Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака, его интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала силы поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Пастернак - выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, "Фауст" Гете.

Много стихотворений Пастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю. Едва ли не главная тема всего его творчества - благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислушивается к наступавшей весне в стихотворении "Все сбылось".

Я в лес вхожу. И мне не к спеху.

Пластами оседает наст.

Как птице, мне ответит эхо,

Мне целый мир дорогу даст.

Чаще всего это, как в стихотворении "Сосны ", - пейзаж-размышление. Размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее. И сколько в этих стихах света, сердечного пристрастия к Родине, к скромным людям труда! Разговорное просторечие, так называемые прозаизмы, самый обыкновенный, будничный ландшафт, стога и пашни, учащиеся и слесаря в битком набитом утреннем переделкинском поезде - все это одухотворено искренним художником.

Имя Бориса Пастернака - своеобразного и неповторимого русского лирика - вписано в историю литературы навеки. Людям вечно будет необходима его одухотворенная, чудная и полная жизни поэзия, рассказывающая не только о всеобщем благе, но, прежде всего, призывающая делать добро отдельным людям, как бы мало оно ни было.

ПАСТЕРНАК, БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ (1890−1960), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве.
Начиналось же все с музыки. И живописи. Мать будущего поэта Розалия Исидоровна Кауфман была замечательной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Отец – Леонид Осипович Пастернак, знаменитый художник, иллюстрировавший произведения Льва Толстого, с которым был тесно дружен.
Дух творчества жил в квартире Пастернаков на правах главного, всеми боготворимого члена семьи. Здесь часто устраивались домашние концерты с участием Александра Скрябина, которого Борис обожал. “Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина”, – вспоминал он впоследствии. Мальчику прочили карьеру музыканта. Еще в пору учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но… В 1908 Борис оставил музыку – ради философии. Он не мог себе простить отсутствие абсолютного музыкального слуха.
Юноша поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Весной 1912 на скопленные матерью деньги он поехал продолжать учебу в немецкий город Марбург – центр тогдашней философской мысли. “Это какое-то глухое напряжение архаического. И это напряжение создает все: сумерки, душистость садов, опрятное безлюдье полдня, туманные вечера. История становится здесь землею”, – так Пастернак описывал полюбившийся навеки город в одном из писем на родину.
Глава марбургской школы философов-неокантианцев Герман Коген предложил Пастернаку остаться в Германии для получения докторской степени. Карьера философа складывалась как нельзя более удачно. Однако и этому началу не суждено было осуществиться. Молодой человек впервые серьезно влюбляется в бывшую свою ученицу Иду Высоцкую, заехавшую вместе с сестрой в Марбург, чтобы навестить Пастернака. Всем его существом завладевает Поэзия.
Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, –
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.
Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
В прощальном значеньи своем подымалась.
(Марбург)
Стихи приходили и раньше, но лишь теперь их воздушная стихия нахлынула столь мощно, неодолимо, взахлеб, что стало невозможно ей противостоять. Позже в автобиографической повести Охранная грамота (1930) поэт попытался обосновать свой выбор, а заодно дать определение этой овладевшей им стихии – сквозь призму философии: “Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам ее собственным, а не нашим состоянием. Помимо этого состояния все на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство”.
По возвращении в Москву Пастернак входит в литературные круги, в альманахе Лирика впервые напечатаны несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым поэт организовывает группу новых или “умеренных” футуристов – “Центрифуга”.
В 1914 вышла первая книга стихов Пастернака – Близнец в тучах. Название было, по словам автора, “до глупости притязательно” и выбрано “из подражания космологическим мудреностям, которыми отличались книжные заглавия символистов и названия их издательств”. Многие стихотворения этой, а также следующей (Поверх барьеров, 1917) книг поэт впоследствии значительно переработал, другие никогда не переиздавал.
В том же, 1914, он познакомился с Владимиром Маяковским, которому суждено было сыграть огромную роль в судьбе и творчестве раннего Пастернака: “Искусство называлось трагедией, – писал он в Охранной грамоте. – Трагедия называлась Владимир Маяковский. Заглавье скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но – предмет лирики, от первого лица обращающейся к миру”.
“Время и общность влияний” – вот что определило взаимоотношения двух поэтов. Именно схожесть вкусов и пристрастий, перерастающая в зависимость, неизбежно подтолкнула Пастернака к поиску своей интонации, своего взгляда на мир.
Марина Цветаева, посвятившая Пастернаку и Маяковскому статью Эпос и лирика современной России (1933), определяла разницу их поэтик строчкой из Тютчева: “Все во мне и я во всем”. Если Владимир Маяковский, писала она, – это “я во всем”, то Борис Пастернак, безусловно – “все во мне”.
Действительное “лица необщее выраженье” было обретено в третьей по счету книге – Сестра моя – жизнь (1922). Не случайно, что с нее Пастернак вел отсчет своему поэтическому творчеству. Книга включила стихи и циклы 1917 и была, как и год их создания, поистине революционной – но в другом, поэтическом значении этого слова:
Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок.
(Определение поэзии)
Новым в этих стихах было все. Отношение к природе – как бы изнутри, от лица природы. Отношение к метафоре, раздвигающей границы описываемого предмета – порой до необъятности. Отношение к любимой женщине, которая… вошла со стулом, Как с полки, жизнь мою достала И пыль обдула.
Подобно “запылившейся жизни” в данных строках, все явления природы наделены в творчестве Пастернака не свойственными им качествами: гроза, рассвет, ветер очеловечиваются; трюмо, зеркало, рукомойник оживают – миром правит “всесильный бог деталей”:
Огромный сад тормошится в зале,
Подносит к трюмо кулак,
Бежит на качели, ловит, салит,
Трясет – и не бьет стекла!
(Зеркало)
“Действие Пастернака равно действию сна, – писала Цветаева. – Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него – впадаем… Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные”. Любой мелочи сообщается мощный поэтический заряд, всякий сторонний предмет испытывает на себе притяжение пастернаковской орбиты. Это и есть “все во мне”.
Эмоциональную струю Сестры моей – жизни, уникального в русской литературе лирического романа, подхватила следующая книга Пастернака Темы и вариации (1923). Подхватила и приумножила:
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить.
(Разрыв)
Между тем, эпоха предъявляла к литературе свои жестокие требования – “заумная”, “маловразумительная” лирика Пастернака была не в чести. Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Пастернак обращается к эпосу – в 20-х годах он создает поэмы Высокая болезнь (1923−1928), Девятьсот пятый год (1925−1926), Лейтенант Шмидт (1926−1927), роман в стихах Спекторский (1925−1931). “Я считаю, что эпос внушен временем, и потому… перехожу от лирического мышления к эпике, хотя это очень трудно”, – писал поэт в 1927.
Наряду с Маяковским, Асеевым, Каменским, Пастернак входил в эти годы в ЛЕФ (“Левый фронт искусств”), провозгласивший создание нового революционного искусства, “искусства-жизнестроения”, должного выполнять “социальный заказ”, нести литературу в массы. Отсюда обращение к теме первой русской революции в поэмах Лейтенант Шмидт, Девятьсот пятый год, отсюда же обращение к фигуре современника, обыкновенного “человека без заслуг”, ставшего поневоле свидетелем последней русской революции, участником большой Истории – в романе Спекторский. Впрочем, и там, где поэт берет на себя роль повествователя, ощущается свободное, не стесненное никакими формами дыхание лирика:
То был двадцать четвертый год. Декабрь
Твердел, к окну витринному притертый.
И холодел, как оттиск медяка
На опухоли теплой и нетвердой.
(Спекторский)
Привыкшему руководствоваться правотою чувств, Пастернаку с трудом удается роль “современного” и “своевременного” поэта. В 1927 он покидает ЛЕФ. Ему претит общество “людей фиктивных репутаций и ложных неоправданных притязаний” (а подобных деятелей хватало среди ближайшего окружения Маяковского); кроме того, Пастернака все меньше и меньше устраивает установка лефовцев “искусство – на злобу дня”.
В начале 30-х годов его поэзия переживает “второе рождение”. Книга с таким названием вышла в 1932. Пастернак вновь воспевает простые и земные вещи: “огромность квартиры, наводящей грусть”, “зимний день в сквозном проеме незадернутых гардин”, “пронзительных иволог крик”, “вседневное наше бессмертье”… Однако и язык его становится иным: упрощается синтаксис, мысль кристаллизуется, находя поддержку в простых и емких формулах, как правило, совпадающих с границами стихотворной строки. Поэт в корне пересматривает раннее творчество, считая его “странной мешаниной из отжившей метафизики и неоперившегося просвещенства”. Под конец своей жизни он делил все, что было им сделано, на период “до 1940 года” и – после. Характеризуя первый в очерке Люди и положения (1956−1957), Пастернак писал: “Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное отскакивало от меня. Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали… Я во всем искал не сущности, а посторонней остроты”. Однако уже в 1931 Пастернак понимает, что: Есть в опыте больших поэтов Черты естественности той, Что невозможно, их изведав, Не кончить полной немотой. В родстве со всем, что есть, уверясь, И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту. (Волны) “Черты естественности той” во Втором рождении настолько очевидны, что становятся синонимом абсолютной самостоятельности, выводящей поэта за рамки каких бы то ни было установлений и правил. А правила игры в 30-е годы были таковы, что нормально работать и при этом оставаться в стороне от “великой стройки” стало невозможно. Пастернака в эти годы почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он, чтобы прокормить свою семью, вынужден заниматься переводами. Трагедии Шекспира, Фауст Гете, Мария Стюарт Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты… Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством. В военные годы, помимо переводов, Пастернак создает цикл Стихи о войне, включенный в книгу На ранних поездах (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов: Земной простор (1945) и Избранные стихи и поэмы (1945). В 1930-1940 годы Пастернак не устает мечтать о настоящей большой прозе, о книге, которая “есть кубический кусок горячей, дымящейся совести”. Еще в конце 10-х годов он начал писать роман, который, не будучи завершенным, стал повестью Детство Люверс – историей взросления девочки-подростка. Повесть получила высокую оценку критики. Поэт Михаил Кузмин даже поставил ее выше пастернаковской поэзии, а Марина Цветаева назвала повесть “гениальной”. И вот с 1945 по 1955 годы в муках, не пишется – рождается роман Доктор Живаго, во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине ХХ в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж – Юрий Живаго – это лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа. Стихотворения Юрия Живаго, наряду с поздними стихотворениями из цикла Когда разгуляется (1956−1959) – венец творчества Пастернака, его завет. Слог их прост и прозрачен, но от этого нисколько не бедней, чем язык ранних книг: Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска. Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему. (Свидание) К этой чеканной ясности поэт стремился всю жизнь. Теми же поисками в искусстве озабочен и его герой, Юрий Живаго: “Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала”. В 1956 Пастернак передал роман нескольким журналам и в Гослитиздат. В том же году Доктор Живаго оказался на Западе и спустя год вышел по-итальянски. Спустя еще год роман увидел свет в Голландии – на сей раз по-русски. На родине атмосфера вокруг автора накалялась. 20 августа 1957 Пастернак писал тогдашнему партийному идеологу Д. Поликарпову: “Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое”. В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии – “за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. С этого момента началась травля писателя на государственном уровне. Вердикт партийного руководства гласил: “Присуждение награды за художественно убогое, злобное, исполненное ненависти к социализму произведение – это враждебный политический акт, направленный против Советского государства”. Пастернака исключили из Союза советских писателей, что означало литературную и общественную смерть. От почетной награды поэт вынужден был отказаться. В России Доктор Живаго был напечатал лишь в 1988, спустя почти 30 лет после смерти автора 30 мая 1960 в Переделкине. Поставив точку в романе, Пастернак подвел и итог своей жизни: “Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз… даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти…”.

Вариант 2

Родился Пастернак Борис Леонидович 10 февраля 1890 года в Москве. Отец, Л. О. Пастернак, был известным художником, а мать, Р. И. Кауфман, профессионально играла на фортепиано. Отец Бориса тесно общался и сотрудничал с Львом Толстым, иллюстрируя произведения писателя. В семье часто проходили концерты АлександраСкрябина. Параллельно с учебой в гимназии, изучал композиторское ремесло по 6-летнему курсу консерватории.

Зная, что не имеет абсолютного музыкального слуха, в 1908 году принял решение получать философское образование на историко-филологическом факультете в Московском университете. Уехал в Германию в 1912 году для продолжения учебы в город Марбург, где позже Герман Коген, глава школы философов-неокантианцев, предложил Пастернаку получить звание доктора наук. Но он влюбляется в Иду Высоцкую, свою бывшую ученицу, и возвращается в Москву.

Первые публикации стихотворений Пастернака состоялись в альманахе “Лирика”. Принимает участие в создании группы нео-футуристов “Центрифуга”. Первый сборник поэзии “Близнец в тучах” был представлен читателям в 1914 году. Но Пастернак считал началом своей творческой карьеры только третью книгу “Сестра моя – жизнь” (1922). В 1920-е гг. пробует писать поэмы. В 1927 году вступил в “Левый фронт искусств” (ЛЕФ), который занимался распространением литературы среди простого народа, но в до конца года отказывается от членства.

В 30-е гг. необходимо было писать обязательно о коммунизме, поэтому Пастернак практически не печатался. В 1936 году уехал на дачу в Переделкино и начал переводить за деньги на русский язык произведения зарубежных писателей. Во время Второй мировой войны пишет сборник стихотворений “На ранних поездах” (1943), а по ее окончанию – “Земной простор” и “Избранные стихи и поэмы”. С 1945 года на протяжении 10 лет Пастернак пишет роман “Доктор Живаго”. В 1956 году роман публикуется в нескольких журналах и в издательстве “Гослитиздат”. Этот роман выдается и на Западе, а через год – переводится на итальянский язык. В 1957 году русская версия “Доктора Живаго” публикуется в Голландии. В Советском Союзе роман “Доктор Живаго” вышел в 1988 году, через 30 лет после смерти поэта.

Сочинение по литературе на тему: Краткая биография Пастернак

Другие сочинения:

  1. 1) Роль стихов Ю. Живаго в романе. 2) Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе. Мы были людьми. Мы эпохи. Нас сбило, и мчит в караване, Как тундру под тендера вздохи И поршней и шпал порыванье. Пастернак Б. Л. Пастернак Read More ......
  2. Борис Леонидович Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество Read More ......
  3. Б. Л. Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество Read More ......
  4. Эти пастернаковские строки выглядят эпиграфом к роману Доктор Живаго, над которым Борис Леонидович работал около четверти века. Роман как бы вобрал его самые сокровенные мысли и чувства. И вот на склоне лет роман завершен, окончательный вариант подготовлен к печати, но Read More ......
  5. Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом. Борис Пастернак любил музыку А. Н. Скрябина и шесть лет серьезно занимался Read More ......
  6. Лара Характеристика литературного героя Лара (Антипова Лариса Федоровна) – дочь инженера-бельгийца и обрусевшей француженки Гишар. Л. хороша, по мыслям Живаго, “той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом”. Приехав после смерти Read More ......
  7. Февраль! Достать чернил и плакать… Б. Пастернак Ученик Скрябина, сам великолепн Ый музыкант, Пастернак в своих лирических стихах одновременно и музыкален, и прост. Если добавить к этому главную примету Скрябина – цветность, то, кроме цветности, которая всегда присутствует, второй характеристикой Read More ......
  8. Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Б. Пастернак Лирика Бориса Пастернака – прекрасная, философ­ская, жизнеутверждающая, безудержная – помогла мне, как и многим другим людям, знакомым с Read More ......
Краткая биография Пастернак

Борис Пастернак был рожден в Москве в 1890 году. Он вырос в атмосфере творчества. Первым его увлечением была музыка, Борис с детства сочинял музыкальные композиции, но вскоре интерес к музыке пропал.

Обучение Пастернак начал в московской гимназии, затем он продолжает учебу в Московском университете на историко-филологическом факультете. Кроме того семестр он отучился в Германии с целью усовершенствовать знания философии. Окончив обучение, Борис охладел к философии и начинал заниматься поэтической деятельностью.

В 1922 году была напечатана книга «Сестра - моя жизнь», которая помогла Пастернаку войти в круг литераторов того времени.

В 20-е годы выходил несколько сборников стихов, после чего он сосредотачивает свое творчество на прозе.

В 30-е годы Борис был отчужден от официальной литературы, поскольку он не был согласен творить в границах, диктуемых властями. Писатель стал заниматься переводами, которые являлись единственным средством заработка на тот момент.

Борис начинает работать над «Доктор Живаго» в 50-е годы, романом, принесшим ему Нобелевскую премию. Произведение было воспринято критически и опубликовано только в 1988 году.

Писатель умирает от рака легких в 1860 году.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Антонио Вивальди

    Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, Италия. Итальянский композитор и скрипач, оставивший решающий знак в форме концерта и стиле поздней барочной инструментальной музыки.

  • Булат Окуджава

    Булат Шалвович Окуджава – музыкальный и литературный деятель советского периода. Он рождён 9 мая 1924 года в городе Москва и умер 12 июня 1997 года в городе Кламар (Франция).

  • Екатерина II

    Императрица Екатерина 2 Алексеевна в истории носит имя Великая. Она была рассудительным человеком, в важных решениях не руководствовалась сердцем, была начитанной и умной, она очень многое сделала для становления России.

Жизнь Б. Л. Пастернака в датах и фактах

1890, 10 февраля — рождение писателя в Москве в семье худож-ника Леонида Осиповича Пастернака. Мать — пианистка розалия Исидоровна Кауфман.

1900 — поступление во второй класс московской пятой гимназии.

1908 — окончание гимназии с золотой медалью и поступление на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.

1912 — поездка в Германию, в Марбург. Учение на философском факультете Марбургского университета. Двухнедельное пребыва-ние в Италии.

1913 — первая публикация стихов в сборнике «Лирика». Окон-чание университета со званием кандидата философии Московского университета.

1914 — выход первого самостоятельного сборника «Близнец в тучах». Участие в футуристической группе «Центрифуга». Знаком-ство и дружба с В. Маяковским.

1916 — выход книги стихов «Поверх барьеров».

1917 — революция в России. Работа над книгой «Сестра моя жизнь», повестью «Детство Люверс».

1918-1921 — плодотворная творческая работа. Переводы произ-ведений зарубежных авторов.

1922 — публикация книги стихов «Сестра моя жизнь». Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье.

1922-1923 — пребывание в Германии, выход в Берлине книги стихов «Темы и вариации».

1923 — публикация поэмы «Высокая болезнь» в журнале «ЛЕФ».

1925-1926 — работа над романом в стихах «Спекторский», по-эмами «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

1928 — начало работы над автобиографической книгой «Охран-ная грамота».

1929 — сборник «Поверх барьеров». Поездка на Кавказ, написа-ние цикла «Волны».

1932 — новая любовь. Женитьба на Зинаиде Николаевне Ней- гауз. Публикация стихов «Второе рождение». Поездки по стране (Свердловск, Грузия).

1938 — работа над переводами произведений В. Шекспира.

1940 — выход сборника «Избранные переводы» западноевропей-ских поэтов. Начало работы над стихами из цикла «Переделкино».

1941 — великая Отечественная война. Эвакуация семьи в Чис-тополь; первые военные стихи.

1943 — поездка на фронт в составе писательской бригады.

1945-1955 — работа над романом «Доктор Живаго».

1946 — участие в литературных вечерах Москвы. Выдвижение Пастернака на Нобелевскую премию за лирические произведения. Начало травли поэта в печати.

1952 — инфаркт миокарда. Лечение в Боткинской больнице.

1958 — присуждение Нобелевской премии в области литерату-ры, от которой Пастернак из-за ситуации, сложившейся вокруг публикации романа, был вынужден отказаться.

1959 — публикация стихотворения «Нобелевская премия» в анг-лийской газете, после чего Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р.А. Руденко, где ему предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.

1960 (10 февраля) — семидесятилетие писателя. Начало работы над пьесой «Слепая красавица» (пьеса осталась незаконченной).

Борис Леонидович Пастернак, «талант исключительного своеоб-разия», как сказал о нем М. Горький, внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию XX века. Высо-кое мастерство и неповторимость стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении прошлого столетия.

Первые стихи Пастернака относятся к 1909 году. Но еще долго, на протяжении нескольких лет, он «смотрел на свои стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего от них не ждал» («Охранная грамота»). И лишь в 1913 году он стал писать стихи «не в виде редкого исключения, а часто и постоянно, как за-нимаются живописью или пишут музыку» («Люди и положения»). Первые стихи Пастернака были напечатаны в 1913 году в сборнике «Лирика» («Я в мысль глухую о себе…», «Сумерки… словно оруже-носцы роз…», «Сегодня мы исполним грусть его…») не включались автором позже ни в одну из его книг. Вторая книга Пастернака «Близнец в тучах» вышла в свет в 1914 году. Вспоминая о том, как создавались стихи этой книги, Пастернак писал: «Я старался избе-гать романтического наигрыша, посторонней интересности… моя постоянная забота была обращена на содержание, моей постоянной мечтой было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину» («Люди и положе-ния»). Свои первые литературные шаги, еще до «Близнеца в тучах», Пастернак делал если не в русле символизма, то, безусловно, в со-прикосновении с ним. Поколение, к которому принадлежал Пас-тернак, начинало в пору символизма, но «историческую цельность» обрело в бурную эпоху катаклизмов, обрушившихся на Россию. В

1917 году, еще до Октябрьской революции, была опубликована вто-рая книга стихов — «Поверх барьеров». Эти книги составили пер-вый период творчества Пастернака, период поисков своего поэтиче-ского лица. Третья книга «Сестра моя — жизнь», к которой Пастернак приступил летом 1917 года, но издал спустя пять лет, стала, по существу, первой, выдвинувшей его в число заметных русских поэтов послереволюционной поры. Книга, ставшая событи-ем и сделавшая Пастернака знаменитым, выходит из печати толь-ко в 1922 году. В современную литературу Пастернак входит как поэт, обладающий даром нового зрения, уникальной эмоциональ-ной и метафорической сложности.

Середина 20-х годов ознаменована решительным обращением Пастернака к эпосу. К поэме о революции 1905 года примыкает аналогичное по жанру произведение «Лейтенант Шмидт». Оба со-чинения получили широкий отклик и признание критики. Двум этим историко-революционным произведениям предшествовала по-эма «Высокая болезнь», изображающая IX съезд Советов и высту-пающего на нем Ленина. Она была напечатана В. Маяковским в «ЛЕФе» в 1924 году. За «Девятьсот пятым годом» и «Лейтенантом Шмидтом» последовала большая поэма, или, как ее иногда назы-вают, роман в стихах «Спекторский» (1930).

В 1928 году у Пастернака возникает замысел прозаической кни-ги «Охранная грамота», законченной им только спустя два года. По определению самого Пастернака — «это автобиографические от-рывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся».

В 1931 году Пастернак отправляется на Кавказ. Знакомство с грузинскими поэтами Г. Табидзе и П. Яшвили переходит в подлин-ную дружбу. Пастернак переводит грузинскую поэзию и в поисках новой, более понятной системы поэтики, пишет книгу стихов «Вто-рое рождение» (1932). В этой книге Кавказ, Грузия дают поэту воз-можность обрести второе дыхание. Любовь, могущественная сила Кавказа и перспектива строительства «новой жизни», воспринятая с нравственной стороны, стремятся обрести в его поэзии лирическое единство, которое открыло бы новую даль и возможность внутрен-него обновления. Материал с сайта

Начиная с 1936 года, Пастернак живет в подмосковном поселке Переделкино, и его работа носит систематический характер. Здесь он пишет стихи и прозу, выполняет большую серию переводческих работ. В Переделкино им созданы книги «На ранних поездах» (1936-1944), «Когда разгуляется» (1956-1959) и отдельные стихо-творные циклы. В начале Отечественной войны Пастернак прошел курсы военного обучения, добивался разрешения идти на фронт, но был с семьей эвакуирован в город на Каме Чистополь, где жили в ту пору и другие писатели. В военные годы Пастернак интенсивно работал над стихами, вошедшими в книгу «На ранних поездах» («Стихи о войне»), над серией переводов. Начатая еще в мирное время работа над текстами Шекспира была продолжена в 40-е годы и завершена после войны. Следует отметить и переводы грузин-ских поэтов, которыми Пастернак занимался долгое время (Николоз Бараташвили, Важа Пшавела, Тициан Табидзе и др.) Перево-дит он и с украинского, и с армянского, и с латышского языков. В этих работах, а также в заметках об искусстве Пастернак предстает как признанный мастер.

В 1945 году Пастернак начинает свою работу над романом «Док-тор Живаго», ставшим для него главным делом жизни.

Осенью 1946 года за лирические произведения Пастернак был впервые выдвинут на соискание Нобелевской премии, и с весны

1947 года начинается период его травли в печати, книги его под запретом. Лишь в апреле 1954 года журнал «Знамя» печатает 10 стихотворений под названием «Стихи из романа в прозе «Доктор Живаго», с авторским предисловием. Осенью 1954 года Пастернак вторично выдвинут на соискание Нобелевской премии. Осенью

1955 года работа над романом завершается, и Пастернак пытается опубликовать его в России, но безуспешно. Книга выходит в Ита-лии. На родине роман «Доктор Живаго» был напечатан лишь спус-тя четверть века в журнале «Новый мир» (№№ 1-4, 1988). Появи-лись статьи и исследования, посвященные этому произведению и его создателю. Последнее произведение — пьеса «Спящая красави-ца» (1960) — осталось незавершенным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • биография пастернака кратко для детей
  • биография пастернака в датах
  • борис пастернак стихи о войне
  • пастернак краткое биография даты
  • борис леонидович пастернак даты

Борис Леонидович Пастернак родился 19 января (10 февраля) 1890 года в Москве. Б. Пастернак – сын академика живописи Л.О. Пастернака и талантливой пианистки Р.И. Кауфман.

Воспитываясь в профессионально-артистической семье, Пастернак рано обнаружил художественные пристрастия. В детстве хорошо рисовал; под влиянием А.Н. Скрябина занимался музыкальной композицией. В 1909 году отказался от профессии музыканта и в том же году поступил на историко-философский факультет Московского университета; весной 1912 едет в Германию, летний семестр учится в университете Марбурга, занимается у профессора Германа Когена – главы марбургской неокантианской школы. Однако и с философией как предметом профессиональных занятий Пастернак порывает так же круто, хотя философская проблематика оставалась в центре внимания Пастернака – от ранней работы «Символизм и бессмертие» вплоть до романа и писем последних лет. В альманахе «Лирика» (1913 ) впервые опубликованы стихи Пастернака. Летом 1913 года , после сдачи университетских экзаменов в Москве, он завершает первую книгу стихов «Близнец в тучах» (1914 ). В предреволюционные годы Пастернак участник футуристической группы «Центрифуга» (И. Асеев, С. Бобров и др.). Его ранние опыты отмечены влиянием А. Блока. Но Пастернак органически не приемлет символисткой надмирности и сверхчувственности. Более прочные связи соединяют его с футуризмом. В. Маяковский – близкая ему фигура и в ощущении родства, и в остром непрекращающемся споре. В то же время Пастернаку чужды футуристические лозунги о разрыве с прошлым, со «старьем» культуры. Поэзия молодого Пастернака уже обнаруживает связь с традициями русской философской лирики 19 века (М. Лермонтовым, Ф. Тютчевым) и немецкой (Р.М. Рильке).

Летом 1917 года написана «Сестра моя жизнь» (опубл. 1922 ), в которой открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – ее нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом. Атмосфера революционных перемен входила в поэзию Пастернака опосредственно, выражаясь в повышении поэтического тонуса, в вихреобразной сшибке образов. Пастернак рвет с описательностью, с внешней живописностью, пейзажем, отказывается от традиционных форм поэтического повествования, ломает привычные синтаксические связи. Поэт стремится найти особую форму, где «лица» смещены и смешаны, а субъективность исходит не только от повествователя, но как бы от самого мира. Уже в предреволюционных стихах («Поверх барьеров», «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации») наметились первые выходы в эпос (стихи «Дурной сон», «Десятилетие Пресни», «Распад»).

В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Он активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева.

В 1922 Б. Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой гостит у родителей в Германии в 1922-1923 годы . А 23 сентября 1923 года у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).

Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей «музой».

Новые шаги Пастернака-лирика к эпосу сделаны в поэме «Высокая болезнь» (первая редакция 1923 , вторая - 1928 ), в поэмах «Девятьсот пятый год» (1925-1926 ) и «Лейтенант Шмидт» (1926-1927 ) Пастернак предпринимает смелую попытку заговорить новым, не освоенным еще языком.

В следующие годы Пастернак обращается к дилемме: пути поэзии и пути истории, их соотношение и спор – рассказ «Воздушные пути» (1924 ) и роман в стихах «Спекторский» (1931 ), рисующий человеческие судьбы эпохи войны и революции.

В 1930-1931 Пастернак создает книгу стихов «Второе рождение» (изд. 1932 ). Она открывается лирическим циклом «Волны», исполненным ощущением широты, внезапно открывающегося морского простора. Как и прежде, у Пастернака слиты дом и мир, быт и бытие. Поэт хочет взглянуть на жизнь «без пелен». Он слишком зорок, пристально проникновенен, чтобы довольствоваться романтической дымкой, расплывчатостью, интересом к исключительному вне повседневного.

В 20-е годы Пастернак занимался переводами Ганса Сакса, Клейста, Бен Джонсона. С начала 30-х гг . он часто бывал в Грузии, много переводил грузинских поэтов – Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. На первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934 ) обостряются споры вокруг поэзии Пастернака. Его положение в литературе постепенно осложняется, с чем в значительной мере связан его уход в область перевода. В предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны Пастернак много переводил западноевропейских поэтов. Превосходно владея английским, немецким, французским языками, он предпринимает большую серию переводов из Гёте, Шекспира, Шелли, Китса, Верлена, Петёфи.

Перед войной Пастернак создает цикл стихов «На ранних поездах», где намечается отход от прежней поэтики и устремление к классически ясному стилю. Отчетливее, чем прежде, проступает «новое» измерение, новая грань: народ – как сама жизнь, её основа (цикл «Художник», 1936 ). В августе 1943 года состоялась поездка Пастернака на фронт в составе бригады для подготовки книги о битве за Орёл. Поэт обращается к репортажу, очеркам, стихам, напоминающие дневниковые записи. В 1943 году выходит сборник «На ранних поездах», включивший стихи предвоенных и военных лет, в 1945 – сборник «Земной простор». Поэт последовательно и настойчиво стремится к «прояснению» языка, упрощению образной системы.

Почти всю свою творческую жизнь Пастернак пишет и прозу. В альманахе «Наши дни» (1922, № 1) напечатана повесть «Детство Люверс». Уже здесь раскрылось глубокое родство прозы и поэзии Пастернака.

После войны Пастернак решает вернутся к роману в прозе, задуманному давно. Поэт придавал ему большое значение. В центре романа «Доктор Живаго» - интеллигент, родственный Спекторскому, стоящий на трагическом распутье между личным миром и общественным бытием, связанным с активным действием. В романе выражено глубокое разочарование в идее революции, неверие в возможность социальной перестройки общества. Герой романа отвергает жестокость белогвардейского лагеря и не приемлет революционного насилия и жертвенного подчинения личности судьбам революции. С большой силой написаны страницы романа о жизни природы, любви героев.

Передача романа за границу, его опубликование за рубежом в 1957 году и присуждение Пастернаку Нобелевской премии в 1958 – всё это вызвало резкую критику в советской печати, что завершилось исключением Пастернака из Союза писателей и его отказом от Нобелевской премии.

В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений - «Когда разгуляется» (1956-1959 ) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Бориса Пастернака 30 мая 1960 года в Переделкино.