Разум и чувства должны быть. Сочинение по направлению: Разум и чувства

Каждый человек знает, что разум и чувства взаимосвязаны.
Брокгауз и Эфрон в своем словаре дают такое определение чувств - это психологический термин, употребляемый в двояком смысле:
1) в первом, более общем, слово чувство означает то же, что ощущение; сюда относятся не только так называемых пять чувств (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), но все внутренние ощущения: чувство голода, жажды, недомогания, боли, тошноты, равновесия, головокружения, тяжести, теплоты, холода и др.
2) Способность души испытывать от ощущений, восприятий и представлений удовольствие или неудовольствие, также само психическое состояние радости или страдание. В этом смысле чувство обозначается иногда терминами: чувствование, эмоция. Основных простых чувствований — два: удовольствие (все, что связано с повышением жизнедеятельности организма) и страдание (сопровождает всякое понижение, ослабление жизнедеятельности).
Человеческий разум - это универсальный компьютер. Разум ставит задачи, классифицирует и систематизирует данные, делает выводы и принимает решения, исходя из своих расчетов.
Но для того, чтоб привести свои решения в жизнь, он использует эмоции или чувства. Разум и чувства неразрывно связанны в любом действии. Например, человек боится собак. Увидев собаку, у человека появляется чувство страха. Потом разум дает команду телу при помощи эндокринной системы убежать или спрятаться от опасности. Здесь мы видим, что разум и чувства неразрывно связаны.
В другой ситуации, например, человеку подарили какой-то желанный подарок. Увидев его, разум дает команду через эндокринную систему телу и у человека выделяется гормон «радости», человек доволен и счастлив в жизни. И в этом случае тоже разум и чувства работают совместно.
Любое действие, эмоция, состояние в жизни будет задействовать в работу разум и чувства. Но существуют ситуации в жизни, когда разум не верно распознает то, что происходит вокруг. Это может быть вызвано искусственными «заменителями» реальности, такими как алкоголь, какие-то лекарства или наркотики.
К сожалении, эта проблема все больше распространяется в обществе. Испытывая стресс, человек пытается инстинктивно от него отгородиться. Вместо того, чтоб при помощи разума решить возникшую проблему, человек может не иметь правильных данных для ее решения, а, используя ложные данные, проблема не разрешается. Тогда человек прибегает к искусственным «заменителям» реальности, которые вызывают чувство эйфории там, где его на самом деле нет. Принимая наркотики или какие-то лекарственные препараты, он создает как бы барьер между собой и тем, кто и что его окружает. Тогда разум и чувства начинают работать против выживания организма, потому что их работа уже не является скоординированной.
Например, в момент реальной опасности, когда организму, возможно, надо спасаться бегством или принимать немедленные решения, он испытывает эйфорию и ничего не предпринимает. Разум и чувства не находятся в координации между собой. Из-за этого в жизни человека возникает еще больше проблем, чем их было изначально.
Человек, который стремиться «убежать» от реальности, на самом деле испытывает еще больший стресс, который он даже не осознает. Это осложняет жизнь ему и окружающим, а разум и чувства приходят во все больший дисбаланс.
В этой ситуации хорошо работает получение правильных данных о жизни, чтоб была возможность справляться с ситуациями, не прибегая к искусственным препаратам.
Поэтому, чем больше у человека правильных данных о жизни, тем проще ему справляться с возникающими ситуациями. Чем меньше он пытается отгородиться от жизни, тем в лучшей координации работают разум и чувства.
Если посмотреть на то, что разум это универсальный компьютер, который сам ставит задачи и сам способен их решить, то получается, что чем больше у него правильных данных для анализа, тем лучше он работает. Чем меньше ошибок изначально в разум заложено, тем более правильные данные человек получает в результате его работы.
Если разум может правильно распознать проблему в жизни, то он может правильно ее и решить. Если он натыкается на искусственный барьер, созданный алкоголем, наркотиками или разного рода лекарствами, то у него происходит сбой в координации «разум и чувства» и ситуация потом может выйти совсем из под контроля.
Примеров этому можно найти много в окружающей нас жизни. Когда вы видите пьяного человека, то вы точно можете сказать, что его чувства находятся в дисбалансе с разумом. Он может не реагировать на реальную опасность в окружении, отсюда столько несчастных случаев на дорогах от пьяных водителей и пешеходов.
Когда вы видите человека «под кайфом» вы тоже понимаете, что его реакции совершенно не адекватны тем ситуациям, что происходят вокруг.
К сожалению, с такими людьми мы сталкиваемся постоянно в нашей жизни. Они тоже оказывают влияние и на нас. Все взаимосвязано.
Поэтому, чем лучше человек будет понимать жизнь, разбираться в том, как работает разум и почему именно так, тем меньше различного рода дискомфорта он будет испытывать в жизни, тем в большем согласовании будет работать его разум и чувства и тем лучше будет жизнь окружающих его людей.

Как согласовать чувства и разум

Чувствовать… Это то же, что чуять, ощущать, слышать. Оно отсылает нас к органам чувств, к тому, что помогает нам воспринимать наш мир — внешний и внутренний.

Чувства позволяют нам установить субъективную связь с явлением. Субъективность здесь — то, что принадлежит только нам и может не быть результатом логического суждения.

Прежде всего чувства связаны с оценкой. Их можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. Реакции на эти чувства могут быть двух видов: притяжение или стремление; отталкивание или избегание. Они заставляют нас делить мир на притягательное и отталкивающее и действовать соответственно.

Чувство настолько тесно связано с действием, что подчас очень трудно отделить одно от другого. Как правило, люди относятся к чувствам, как к чему-то, что нельзя пощупать. А ведь это всего лишь наши ощущения, которым мы даем эмоциональную окраску. Любое из них можно описать в физических определениях по размеру, весу, цвету, консистенции. Конечно, эти описания не будут объективными. Чувство всегда индивидуально, оно принадлежит нашему телу, возникает в нем и потому является знанием.

Чтобы был понятен дальнейший посыл данной статьи, я хотел бы разделить разум и чувства, несмотря на то, что они являются взаимодействующими элементами. Чувства — это то, что дано нам от рождения. С приходом в этот мир мы уже имеем возможность и способность для его чувственной оценки. Разум же — это объект, привнесенный из внешней среды. Я сказал бы так: чувством мы окрашиваем мир, а разумом формируем, собираем и объясняем его. Это предметы, имеющие разные свойства, вот почему подчас невозможно объяснить чувства с помощью разумных определений.

На протяжении всей статьи я буду обращать внимание на двойственный аспект, проявленный в человеке. Мы начали с двойственности реагирования на чувства — притяжения или отталкивания, условно разделили человека на два аспекта — разум и чувства. А теперь пора обратить внимание еще на два аспекта, сосуществующие в человеке, — сущность и личность.

Когда человек выходит из материнского лона, он целиком является сущностью, но стоит ему сделать первый вдох, бросить первый взгляд и услышать первые звуки, как в нем сразу начинает вырастать личность. Формирование личности является следствием информационного питания человека.

Сущность нельзя объяснить, ее можно только почувствовать. В области сущности есть определения судьбы и жизненного предназначения. Говорить о сущности словами нельзя. Она дает нам чистую энергию. Мы часто используем определения «сердце чуяло», «путь сердца», «сердце подсказало». Область груди — сердечная чакра, то место, где обитают и ощущаются наши чувства. Они — связь с более тонкими планами бытия.

Личность формирует окружающий мир. Образуясь из информационной пищи, которую мы потребляем, она «собирает наш мир», защищает и укрепляет нас. То, что мы проглатываем и делаем своим, или то, что в нас закладывают окружающие, становится нашей личностью.

Чем дольше мы живем, тем больше то, как мы воспринимаем мир и реагируем на внешние события продиктовано личностью. Более того, я утверждаю, что, чем больше точка существования человека смещена в сторону личности, тем зависимее он от внешних влияний.

Личность важна, но только как интерпретатор и защитник, на деле же у большинства людей она превращается в строгого надзирателя.

Как вы уже поняли, можно сказать, что личность формируется разумной сферой, а сущность — чувственной. Голос сущности можно услышать, прислушиваясь к своему телу, а значит, к своей чувственно-эмоциональной сфере.

Зайдя в книжный магазин, мы увидим, что примерно пятая часть его полок заставлены литературой, в которой содержатся советы «как добиться успеха за десять дней». Если бы хоть одна из этих книг работала на 100%, то необходимость во всех других просто отпала бы. Но их продолжают писать и печатать. Почему же они не работают?
В этот момент пора обратить внимание на два аспекта: что и когда делать?

Что делать?
Если бы работающие рецепты были одинаковы, то мы могли бы применить их к любой ситуации и к любому человеку. Но готовое решение — это информация из сферы разума — шаблон. Воспринимая информацию лишь разумом, мы просто проглатываем ее, не жуя и не воспринимая на вкус, после чего стараемся применить, не отдавая себе отчет в том, подходит ли она нам.

В этом отношении разум слеп. Он ответствен за знания, помогая нам давать миру определенность и объяснять его для себя. Но разум — это продукт, проглоченный нами, рамки, которые защищают, но без использования чувств лишают возможности импровизировать. Руководствуясь им, мы можем действовать. Так или иначе, но принятие разумных решений — это всегда рулетка, в худшем случае — битье головой о стену.

Почему же рулетка?
Рулетка, потому что, попадая внутрь и становясь нашей частью, объект из сферы разума делает нас статичными, отражаясь в одинаковом делании, а внешняя среда изменчива. Таким образом, действуя одинаково в условиях внешней изменчивости, мы не можем контролировать результат.

Битье головой о стену происходит тогда, когда мы раз за разом действуем исходя из того, что проглотили, не получив результата, разочаровываемся и вновь принимаемся за то же делание. Как заводная игрушка.

Когда делать?
Обобщенная теория божественности в оккультизме, ведических религиях и эзотерическом буддизме состоит в том, что человек не является индивидуальностью. Создатель и есть весь мир. Он содержит в себе все сущее, а оно в свою очередь является продуктом дифференциации Создателя. Таким образом, нельзя говорить о том, что кто-то или что-то действует индивидуально. Любой живой организм действует в определенных рамках, пусть даже и очень широких.

Создатель — действенный элемент, а значит, действует в течение определенного времени из прошлого в будущее. Можно себе представить, что все дела всех живых существ в мире являются в совокупности деланием Создателя. Делание каждого живого существа, если мы примем эту теорию, связано с деланием всех других существ, и они вместе создают поток делания как причину для общего развития и движения.

Обобщая эзотерические теории и используя собственную терминологию и личное понимание, перейду к конкретике. У каждого делания есть точка отсчета — момент, когда индивид его начинает. Соответственно время начала каждого дела влияет на то, когда мы включимся в общий поток делания. Разумеется, поток состоит из ручейков — более мелких причинно-следственных связей, в которые вовлечены другие участники, являющиеся для индивида внешней средой. Эти ручейки периодически находятся на двух стадиях — активной и пассивной, как, например, водоем находится на стадии прилива или отлива, а маятник — взлета или падения.

Если индивид начинает действовать на пассивной стадии — отлива или падения, то, чтобы получить результат, ему потребуется гораздо больше усилий, чем, если бы он действовал на активной. Напомню, что действия тесно связаны с энергией. Более того, если пассивная стадия находится в самом начале, то даже титанические усилия могут не привести к подходящему результату.

Я часто имею дело с довольно энергичными людьми, слишком разумными и чересчур опирающимися на действенность и эффективность. Результат почти всегда одинаков: они добиваются большего, чем остальные, но живут с постоянным ощущением усталости, пребывают в подавленном состоянии. Можно сказать, что процесс отнимает столько энергии, что ее не остается на то, чтобы радоваться результату.

Как быть со всем этим?
Тут я опять вернусь к эзотерике или, например, физике, ведь эти науки по причине развития последней стали очень близки. Создатель проявляет себя в объективном мире в виде троичной энергии.

В ведических источниках эта энергия называется тримурти — индуистская троица, объединяющая богов индуистского пантеона Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя.

Эти же аспекты могут быть описаны как свойства электрического тока — положительный, отрицательный и нейтрализующий аспекты. Они являются частью единого целого. При этом нейтрализующий аспект проявляется тогда, когда положительный и отрицательный находятся во взаимодействии.

Так же и человек должен быть субъектом отношений разума и чувств, точкой их соприкосновения, рождающей его движение по жизни и гармонию.

Как вы понимаете, четкой инструкции здесь дать невозможно, так как все они являются продуктом разума, а значит, будут иметь «слепые пятна», но, если вам близко прочитанное, я попытаюсь дать представление о практике. Для этого вернемся к двум нашим вопросам: что делать и когда делать?

Что делать?
Если определенные действия иногда приводят к результату, а иногда — нет, значит, они не работают.

Как я уже отметил, если в условиях меняющейся реальности вы производите статичные действия, «проглоченные» вами, то не будете получать устойчивого результата. Это могут быть продажи, управление коллективом, отношения с друзьями, секс…

Все, что нужно сделать для начала, — убрать из ткани делания неработающие действия.

Сделать это очень просто. Понаблюдайте со стороны за своими действиями в любой проблемной для вас сфере и подробно запишите все на бумагу. Выделите для себя повторяющиеся действия, которые не работают, и на несколько дней полностью исключите их из ткани своего делания.

Уверяю вас, если в течение нескольких дней вы позволите себе что-либо не делать, ваш мир не разрушится. Но могу также гарантировать: вы испытаете прилив энергии, обусловленный тем, что неработающие дела перестали вас «выпивать».

Освободившееся время потратьте на работающие дела или как минимум те, которые приносят вам гарантированный результат, в чем бы он ни выражался. Это может быть все что угодно, главное — оно должно давать результат и радовать сердце.

Когда делание данного процесса приведет вас к равновесию — стабильному эмоциональному состоянию, — вы можете приступать к планированию другого делания.

Заострим внимание на важном промежуточном аспекте — стабильном эмоциональном состоянии.

Дело в том, что в нашей реальности действует еще один эзотерический закон: подобное притягивает подобное. Планируя какие-либо действия, находясь в состоянии эмоциональной нестабильности, вы выделяете отрицательный энергетический заряд, поэтому карма (причинно-следственная связь), скорее всего, приведет вас к отрицательному результату. Нет ничего хуже, чем действовать в состоянии отрицательной энергетики.

Вернемся к планированию другого делания. На этом этапе вам необходимо придумать и запланировать действия, которые заменят неработающие. Есть два способа придумывания этих дел — тонкий и грубый. Оба они эффективны и являются взаимодополняющими. Их можно использовать в зависимости от ситуации.

Тонкий способ состоит в следующем: позволив своему сознанию свободно плавать, вы решаете для себя и даете себе обещание, что способы нового делания придут к вам в виде идеи, соображений, и отводите на это определенное время.

Главный момент в тонком планировании другого делания заключается в том, что оно возможно лишь в случае, если вы позволите себе легкость, то есть не будете внутренне подгонять себя и рассчитывать на незамедлительный результат. Этот момент очень важный, без него тонкий способ перестает работать. Это происходит потому, что данный способ придумывания относится к чувственной сфере, а значит, в нем нельзя действовать разумными и ригидными инструментами.

Тонкий способ более трудный, он задействует чувственную сферу, которая у вас может быть не развита, поэтому не всегда работает. Если тонкий способ не работает, тогда вам необходимо перейти к грубому.

Опять обращу ваше внимание на два элемента — чувства и разум. Если чувства не работают, мы обращаемся к разуму за защитой.

Грубый способ состоит в том, что неработающие действия заменяются на полярные, то есть вам необходимо заменить их на противоположные. Этот способ — тоже рулетка, поскольку он принадлежит к ра-зумной сфере, но делание противоположного создает динамику, меняет ваше психическое состояние и приводит к другим следствиям, расширяя ваши взгляды.

И вот, пользуясь описанными способами, вы определили для себя новое делание. В этот момент вы можете перейти ко второй стадии.

Когда делать?
Это не менее важный момент, поскольку, как я уже отмечал, начиная действие на пассивной стадии потока, падении или отливе, мы рискуем потратить большее количество энергии или вообще не получить результат.

Чтобы определить правильное начало делания, необходимо прислушаться к чувственной стороне — сущности. Именно она связана с более тонкими планами бытия, только с ее помощью мы можем определить правильный момент начала делания.

Правильный момент начала делания определяется с помощью намерения
Намерение — это элемент согласования положительной и отрицательной энергетики, сущности и личности.

Сущностный аспект намерения состоит в том, что вам необходимо позволить себе сколь угодно долго ждать подходящего момента. Правильный настрой — превратиться в охотника за таким моментом.
Вам необходимо почувствовать, когда настало время для совершения запланированного действия.

Охотник умеет ждать. Лучший охотник расслаблен, но его внимание сосредоточено на моменте появления добычи. Понаблюдайте за хищниками в природе. Они могут сутки сидеть в засаде, но, увидев жертву, проявляют все возможные достижения, чтобы ее схватить. В этом и состоит личностный — разумный аспект.

Неуклонное действие является вторым аспектом намерения. Это означает, что в момент принятия решение о начале действия вы должны применить все имеющиеся у вас усилия, чтобы достичь результата — идти до конца.

Идти до конца означает делать все самое лучшее для достижения результата с осознанием того, что время, отпущенное для его достижения, уходит. Впереди спад, пассивная стадия, отлив: если действия будут затянуты, то добыча убежит.

Завершающим элементом является правило «не битья головой о стену». Если вы действуете максимально эффективно, однако результат не достигнут либо дается титаническими усилиями, значит, вы попали в пассивную стадию или производимые вами действия не работают. В этом случае вам необходимо вернуться к началу двух процессов, описанных в данной статье.

В заключение хочу подчеркнуть: мир, в котором мы с вами живем, — очень щедрый сосуд, наполненный возможностями. В нем есть бесконечное изобилие, но оно становится доступным только тогда, когда мы согласовываем два прекрасных человеческих качества — чувства и разум.

Разум — это король, а чувства — королева. Король должен уступить контроль, как умный муж, являясь головой, позволяет своей жене стать шеей. Дайте возможность чувствам указать вам дорогу!

Возможные формулировки тем сочинений

1.Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

3.Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

5.Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

6.Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

7. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси, персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».

У. Шекспир, английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, это жить.

Н. Шамфор, французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».

Г. Флобер , французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».

Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли - энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь, русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…

ПОДБОРКА СОЧИНЕНИЙ №1 по блоку «Разум и чувство»

Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?

В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод - всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца - Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» - напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…

Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь…

ЧТО ПРАВИТ МИРОМ: РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА? №2

На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром - в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств? Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами - и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает.

В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье.В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения.

В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию. Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви.

Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни - такова суть человека, существа, которое " изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся". Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.

СОЧИНЕНИЕ №3 по блоку «Разум и чувство»

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые происходят и случаются с нами, бывают самые разные. Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая произведения мировой художественной литературы, в том числе и русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим, как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза безумно любит Эраста. Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств. Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение- вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум. Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, живёт только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели. Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы. Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально.

Сочинение по направлению: Разум и чувство. Выпускное сочинение 2016-2017

Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающие друг друга? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее - разум или чувство, - ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», - утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой - надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Разум и чувства. Хорошо когда в человеке они не находятся в противоречии. Эти два составляющих внутреннего мира каждого человека могут сосуществовать гармонично. А могут находиться в постоянном конфликте.

Для начала следует разобраться с понятиями. Что такое чувства? Чувства и эмоции не одно и тоже. Человек воспринимает окружающий мир через 5 чувств. Это слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Довольно часто звучит и словосочетание "шестое чувство ". Под ним подразумевается интуиция или внутренний голос человека.

Что же такое разум? Основной функцией разума на мой взгляд является выбор. Выбор наиболее безопасного, благоприятного, того что сулит человеку благо.

Человек, руководствуясь разумом выберет то, что принесет пользу. Руководствуясь чувствами выберет то, что доставит удовольствие, будет приятным.

В данной теме может пойти речь о единстве и противоположности разума и "шестого" чувства. Но к сожалению не могу вспомнить ни одного произведения школьной программы, рассматривающего именно такие чувства. Поэтому речь пойдет о испытываемых человеком эмоциях.

Любовь-чувство светлое. Влюбленный человек становится лучше, излучает свет и готов совершать подвиги. Но как часто испытываемую всепоглощающую страсть человек принимает за любовь. И тогда, вопреки всем разумным доводам человек способен натворить глупостей и совершить непоправимое.

Сюжет романа не прост. Одно действие цепляется за другое. И случается так, что светская дама, живущая среди условностей и моральных устоев решает бросить все ради любви. Чем руководствовалась она? Конечно чувствами. Своими. Не чувствами мужа, не чувствами сына. Но в современном мире возможно многие скажут: "Анна поступила разумно. Жизнь одна. Прожить ее рядом с нелюбимым безумство". Но кажется из многих и многих произведений о тех временах можно сделать вывод, что иметь любовника и быть при этом замужем было в порядке вещей. Ради сохранения честного имени в глазах общества редко разрывались официальные союзы. Светское общество Анну осудило. Почему же Толстой, так ярко описывающий чувства главной героини будто сам побывал в женской шкуре все-таки "убивает" ее? Может тем самым давая понять читателю, что он за разумный подход к жизни? Что чувства следует держать в узде? Возможно причина в том, что любовь была не той чистоты и силу, которая способна сделать человека лучше. Возможно главная героиня больше любила себя.

Не вызывает Анна Каренина симпатии и у меня. Впрочем как и все герои романа. Будто каждый хорош по своему, но... В каждом есть какая-то червоточина. Жаль нет в романе абсолютного негодяя. Было бы немного веселее.