Помним и чтим ваш подвиг: в честь военных прокуроров и следователей Великой Отечественной войны возведут монумент. Органы прокуратуры во время вов Прокуратура в годы вов

В 2017 году отмечалась юбилейная дата - . В ходе празднования представителями органов государственной власти и общественных организаций отмечался вклад военных прокуроров в победу в Великой Отечественной войне, которые, как и десятки миллионов наших сограждан, в полной мере испытали все тяготы и лишения, выпавшие на долю фронтовиков. На полях сражений погибло и пропало без вести более 1 300 военных прокуроров и следователей.После победного мая 45-го прошли десятилетия, с каждым годом все больше уходит от нас участников той войны.Совет Региональной общественной организации ветеранов Главной военной прокуратуры выступил с инициативой, горячо поддержанной действующими прокурорскими работниками органов военной прокуратуры военных следственных органов, создать на добровольные пожертвования монумент, символизирующий героический образ военных прокуроров и следователей.Открытие скульптурной композиции «Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны», которая разместится на территории Главной военной прокуратуры, будет приурочено ко Дню памяти и скорби 22 июня 2018 года.В настоящее время проводится сбор добровольных пожертвований работников органов военной прокуратуры на расчетный счет Региональной общественной организации ветеранов Главной военной прокуратуры.В период Великой Отечественной войны военные прокуроры не только героически исполняли свои служебные обязанности, но и являлись примером мужества и стойкости.Практически на протяжении всей войны Главную военную прокуратуру Красной Армии возглавлял генерал-лейтенант юстиции Владимир Иванович Носов. В первые дни войны им в кратчайшие сроки реализованы масштабные мероприятия по приближению военных прокурорских органов к войскам, ведущим боевые действия, осуществлен переход от корпусных (в качестве низового звена) к дивизионным военным прокуратурам. Помимо этого, 26 июня 1941 г. на базе тридцати прокуратур железных дорог были созданы военные прокуратуры и переданы в подчинение Главному военному прокурору Красной Армии. Работать приходилось в условиях высочайшего напряжения, без отдыха. Занимая столь ответственный пост, В.И. Носов побывал почти на всех фронтах, а на более важных направлениях - по несколько раз. Своим примером учил прокуроров фронтов, армий и дивизий, каким образом строить работу военных прокуратур в условиях боевых действий.С введением в Москве осадного положения Председатель Государственного Комитета Обороны поручил его наведение и поддержание порядка в городе дивизионному военному юристу Николаю Порфирьевичу Афанасьеву, который возглавил оперативную группу Главной военной прокуратуры, оставленную в городе. В течение 10 суток все городские прокуратуры были преобразованы Н.П. Афанасьевым в военные прокуратуры районов Москвы, городские суды - в военные трибуналы. Руководство и частично личный состав указанных структур назначались Н.П. Афанасьевым из числа кадровых военных юристов. Этим органам подчинялась система районных комендатур, усиленная армейскими подразделениями.Созданная Н.П. Афанасьевым структура позволила оперативно ликвидировать проявления анархии, навести в городе порядок, обеспечить неотвратимое и оперативное наказание преступников, выявить провокаторов, диверсантов, мародеров. Эти меры дали возможность надежно стабилизировать ближайший оперативный тыл в Московской битве.С 1942 года по 26 марта 1945 г. Николай Порфирьевич занимал пост Главного военного прокурора железнодорожного транспорта. В то время под его руководством была проведена большая, во многом не прокурорская, а административная работа по обеспечению продвижения воинских поездов, транспорта на фронт, а также народнохозяйственных грузов военной промышленности.С марта 1945 г. по июль 1950 г. Н.П. Афанасьев являлся Главным военным прокурором.Невозможно оставить без внимания трагическую судьбу настоящего героя, патриота нашей Родины и мужественного человека - Алексея Ивановича Муругова, исполнявшего обязанности прокурора Москвы с июля 1938 г. по 26 июня 1940 года. Это было очень тяжелое и непростое время политических репрессий. Его предшественники в должности руководителя столичной прокуратуры - А.В. Филиппов (в должности 4,5 года) и К.Н. Маслов (в должности восемь месяцев) были репрессированы по надуманным обстоятельствам. Их расстреляли за то, что они якобы «организовали террористические группировки с целью покушения на руководителей государства», «смазывали» доказательства в уголовных делах, не арестовывали невиновных людей по указанию следователей НКВД.Вероятно, за излишнюю прокурорскую принципиальность Алексея Ивановича в июле 1940 г. освободили от исполнения обязанностей прокурора города, зачислили в резерв прокуратуры РСФСР и отдела юстиции Мосгорисполкома.Муругов ушел на фронт 2 июля 1941 г. добровольцем. При призыве Алексею Ивановичу присвоили звание военюриста 3 ранга, и 8 июля он получил назначение военным прокурором 242-й стрелковой дивизии Московского военного округа, сформированной 28 июня 1941 г. под Москвой.2 октября 1941 г. началось генеральное наступление противника на Москву по плану «Тайфун», после чего 242-я стрелковая дивизия оказалась в окружении севернее Вязьмы. При прорыве дивизии из окружения А.И. Муругов стал числиться пропавшим без вести. В мае 1942 г. семье пришло об этом официальное извещение. Однако жизненный путь А.И. Муругова на этом не закончился. По сведениям дочери прокурора, от вернувшихся с фронта друзей Алексея Ивановича ей стало известно, что в период нахождения 242-й дивизии в окружении во время налета фашистской авиации взрывом отцу оторвало часть ноги. Тяжело раненным он попал в плен и стал узником нацистского лагеря смерти Маутхаузен. В 1938-1945 годахв этом концлагере в заключении находилось около 335 тысяч военнопленных из разных стран. Казнено и замучено фашистами свыше 122 тысяч узников, в том числе более 32 тысяч советских граждан. Среди них - генерал-лейтенант Д.М. Карбышев.А.И. Муругов при пленении скрыл настоящую фамилию и представился как Громов. В концлагере Алексей Иванович в числе других заключенных стал подпольщиком. В условиях жесточайшего лагерного режима, ежедневных казней и массовых избиений эти смелые люди как могли саботировали работу, выявляли и уничтожали предателей, помогали слабым и больным, готовили нападение на охрану и массовый побег.В результате предательства одного из завербованных комендатурой узников Муругов был обвинен в сопротивлении и отправлен в зондерблок № 20. Находившиеся в этом блоке военнопленные получали ¼ и так скудного общелагерного рациона. Барак даже в зимнее время не отапливался. В оконных проемах не было стекол - только решетки. Нар в блоке тоже не было. Зимой эсэсовцы заливали из шланга пол в помещении водой, которая постепенно превращалась в ледяную корку. Узников заставляли ложиться спать на пол, и многие погибали от переохлаждения. Однако «смертники» имели и «привилегию» - их не выгоняли на работы. Вместо этого они целыми днями занимались «физическими упражнениями» - бегали или ползали вокруг блока.Муругова фашисты подвергли изощренным пыткам, чтобы он назвал других участников подполья и сообщил о планах организации. Но этот мужественный человек проявил героизм, стойкость и никого не предал - благодаря этому подпольная организация сохранилась и продолжила подготовку побега.Вместе с десятью другими советскими военнопленными Муругова сожгли в крематории 21 июня 1943 года.Часть узников при побеге в ночь с 1 на 2 февраля 1945 г. вырвались за пределы лагеря. Но в течение следующих трех недель эсэсовцы и добровольцы из местных жителей искали и расстреливали обнаруженных беглецов. Уцелеть удалось только девяти из них. В числе выживших Михаил Рябчинский и Николай Цемкало, которые впоследствии и рассказали людям правду об этих событиях.В период Битвы за Москву погибли и пропали без вести 72 работника военных прокуратур, из которых лишь 11 вышли из окружения либо позже обнаружились в госпиталях, где находились с тяжелыми ранениями. Только пять окруженцев продолжили службу в военных прокуратурах. Четыре военных прокурора и следователя, не имея возможности прорваться через линию фронта, в дальнейшем воевали в партизанских отрядах. До сих пор нет никаких сведений о 43, а судьба 10 документировна трофейными гитлеровскими документами о пребывании в лагерях военнопленных.Великое уважение к павшим за Родину воинам побуждает нас воскрешать память о людях, которые в тяжелейших условиях отстояли Москву.Монумент «Военным прокурорам и следователям Великой Отечественной войны» символизирует доблестное исполнение офицерами военной юстиции воинского и профессионального долга на полях сражений Великой Отечественной войны.Модель композиции выполнена народным художником Российской Федерации скульптором В.А. Суровцевым и представляет собой стоящую на гранитном постаменте бронзовую фигуру офицера во фронтовой шинели
с погонами капитана юстиции, сжимающего в правой руке автомат ППШ, а левой открывающего полевую сумку с процессуальными документами.Посвященный этой теме мемориал (композиция включает в себя прилегающую территорию военного городка № 17) создается в России впервые и несомненно станет достойным местом для приведения военных прокуроров и следователей к присяге, оказания почестей павшим и ныне живущим коллегам, приблизившим нашу Победу.

В суровые годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры, юстиции и суда работали исключительно в интересах обороны страны.

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.).

В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта, и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др.

В тылу возникли военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад.

В Военно-Морском Флоте действовали военные прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и морских оборонительных районов, секторов, береговой обороны.

Все транспортные прокуратуры преобразовались в военные. В январе 1942 года возникла Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта.

Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главные военные прокуратуры, прокуратуры Военно-Морского Флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота.

Судебно-прокурорские работники обеспечивали неукоснительное соблюдение гражданами и должностными лицами указов и постановлений власти военного времени. В приказах по Прокуратуре СССР и Наркомюсту СССР того периода красной нитью проходит мысль о том, что всякий, кто нарушает закон, будет подвергаться наказанию. Прокурорские проверки и расследования уголовных дел должны были проводиться в кратчайшие сроки и без малейшего бюрократизма и волокиты.

Органы прокуратуры осуществляли надзор за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности от преступных посягательств. Но в первую очередь прокуратура обеспечивала безусловное исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла.

Прокурор СССР Виктор Михайлович Бочков (1900-1981 гг.), занимавший этот пост с августа 1940 года, в июле 1941 года решением Ставки был назначен членом Военного Совета Северо-Западного фронта и тогда же он возглавил Особый отдел НКВД. С этого момента обязанности Прокурора Союза ССР исполнял Григорий Николаевич Сафонов (1904-1972 гг.).

В январе 1942 года Виктор Бочков вернулся к исполнению обязанностей Прокурора Союза ССР.

Осенью 1943 года по инициативе Виктора Бочкова для прокурорско-следственных работников впервые установили классные чины и ввели форменную одежду - с целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины, как считал сам Бочков.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года «Об установлении классных чинов для прокурорско-следственных работников органов прокуратуры» предусматривал следующие классные чины: действительный государственный советник юстиции, государственный советник юстиции 1-го, 2-го и 3-го классов, старший советник юстиции, советник юстиции и младший советник юстиции, юрист 1-го, 2-го и 3-го классов и младший юрист. Указом было утверждено и «Положение о классных чинах работников органов Прокуратуры СССР», а постановлением Совнаркома СССР от 16 сентября 1943 года была введена форменная одежда для прокурорско-следственных работниковБрагин, А.П., Пронякин А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Учебное пособие / под ред. Брагина А.П. - М.: Экзамен,2007. - С.41..

Классный чин действительного государственного советника юстиции присваивался указом Президиума Верховного Совета СССР только Прокурору Союза ССР, а чины государственного советника юстиции 1-го, 2-го и 3-го классов - постановлениями Президиума Верховного Совета СССР по представлению Прокурора Союза ССР. Другие классные чины присваивал Прокурор СССР.

В ноябре 1943 года Виктор Бочков был переведен из органов прокуратуры на ответственную работу в Наркомат внутренних дел.

Прокурором СССР в этом же месяце назначается Константин Петрович Горшенин (1907-1978 гг.). Став во главе прокуратуры, он основное внимание аппарата направил на выполнение директивных указаний властей, принятых на заключительном этапе войны. Основные задачи органов прокуратуры он изложил в статье, опубликованной в первом номере журнала «Социалистическая законность» за 1944 год. Среди них он назвал борьбу с нарушениями трудовой дисциплины, хищениями и разбазариванием промышленных и продовольственных товаров, государственных средств, противодействие другим преступлениям, наносящим ущерб народному хозяйству, забота о семьях защитников Родины. Особое место отводилось надзору за выполнением постановлений правительства о подготовке к весеннему севу. «Дела о преступлениях, связанных с подготовкой и проведением весеннего сева, необходимо расследовать и рассматривать в суде без промедления», - писал Горшенин.

Прокурор СССР также обращал внимание своих подчиненных на необходимость усиления работы органов прокуратуры по гражданско-правовым делам, повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников прокуратуры. «Повышение квалификации - не частное дело работников прокуратуры, не только их право, но и обязанность», - напоминал Горшенин.

2 марта 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР Константину Горшенину был присвоен классный чин действительного государственного советника юстиции, что соответствовало воинскому званию генерала армии.

Практически на протяжении всего периода Великой Отечественной войны - с марта 1941 года по март 1945 года - Главную военную прокуратуру Красной Армии возглавлял диввоенюрист, а затем генерал-лейтенант юстиции Владимир Иванович Носов (1897-1973 гг.). Участник Первой мировой и Гражданской войн, ликвидации басмачества в Туркмении, он с 1929 года работал в органах военной прокуратуры. В годы войны он побывал почти на всех фронтах, а на наиболее важных направлениях боевых действий - по несколько раз. Своим примером Владимир Носов учил прокуроров фронтов, армий и дивизий каким образом следует строить работу военных прокуратур в условиях боевых действий. В истории органов прокуратуры он навечно останется Главным военным прокурором военных лет.

В марте 1945 года Главным военным прокурором Советской Армии был назначен генерал-лейтенант юстиции Николай Порфирьевич Афанасьев (1902 - 1979 гг.), человек с яркой судьбой. В годы Гражданской войны он воевал с белочехами, после ее окончания руководил уголовным розыском г. Мамадыш Татарской АССР. С 1924 года - в органах военной юстиции. Начав службу следователем военного трибунала стрелковой дивизии, Афанасьев в ноябре 1939 года стал заместителем Главного военного прокурора. С первых дней войны - полномочный представитель Прокуратуры СССР в Москве. С именем Афанасьева связаны образование и организация деятельности Главной военной прокуратуры железнодорожного транспорта, которую он возглавлял с 1942 по март 1945 года.

Деятельность органов прокуратуры, внесших бесценный вклад в приближение Победы, была по достоинству оценена. Высшую награду Родины - орден Ленина - получили 23 работника прокуратуры. Орденом Красного Знамени были награждены 8 работников прокуратуры, орденом Отечественной войны 1-й степени - 19, 2-й степени - 3, орденом Трудового Красного Знамени - 113, орденом Красной Звезды - 81, орденом «Знак Почета» - 294, медалями «За трудовую доблесть» - 106, «За трудовое отличие» - 64. Всего же были удостоены правительственных наград 711 прокуроров и следователей и 481 работник органов юстиции Олейник В. В. Следственные органы прокуратуры: история и современность // Общество и право. 2009. № 4. С. 250..

Вскоре после завершения войны страны-победительницы СССР, США, Великобритания и Франция в ходе лондонской конференции утвердили Соглашение о создании Международного военного трибунала и его Устава, принципы которого Генеральная Ассамблея ООН утвердила как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа 1945 года был опубликован список главных военных преступников, включавший 24 видных нациста.

В соответствии с Лондонским соглашением Международный военный трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырех стран. Главным судьей был назначен представитель Великобритании лорд Дж. Лоренс.

Работники Прокуратуры Союза ССР, Прокуратур РСФСР, УССР и БССР провели огромную по своим масштабам работу по разоблачению немецко-фашистских захватчиков, установлению их злодеяний на оккупированных ими территориях Союза ССР. Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.

Главным обвинителем от СССР выступил Роман Андреевич Руденко, занимавший в тот период пост прокурора Украинской ССР. На эту должность Руденко был назначен 23 июня 1943 г.

Забот у руководителя прокуратуры второй по величине советской республики, серьезно пострадавшей от фашистского нашествия, было предостаточно. Прокурорский надзор был направлен на выполнение директив правительства о восстановлении народного хозяйства, соблюдение прав военнослужащих и членов их семей, инвалидов войны, трудящихся предприятий и колхозов, борьбу с детской беспризорностью. Роман Андреевич Руденко лично возглавил работу по расследованию фактов злодеяний, бесчинств и террора нацистов против мирных жителей. Собранные по этому вопросу материалы передавались в созданную правительством СССР Чрезвычайную государственную комиссию.

Незадолго до освобождения Киева, 4 октября 1943 г., Руденко своим приказом создал специальную группу. В приказе говорилось: «1. Группе войти в Киев в день его освобождения. 2. Под руководством и при содействии партийных и советских органов обеспечить соблюдение в нем социалистической законности и советского правопорядка».

Нюрнбергский процесс был громким, его широко освещала советская и зарубежная пресса, некоторые заседания транслировались по радио на всю страну. Руденко показал себя на процессе настойчивым обвинителем, ярким, красноречивым оратором. прокуратура юридический государственный орган

В конечном итоге прокурор Украинской ССР блестяще справился с трудной задачей. Его участие в Нюрнбергском процессе - ярчайшая страница в его биографии. Роман Андреевич прославился как юрист высочайшей квалификации, человек твердых принципов, великолепный оратор. Стиль допроса Руденко отличался наступательностью, в нем превалировала четкая аргументация и убийственная логика преподнесения факта, которую невозможно опровергнуть.

Характерную деталь привел участник Нюрнбергского процесса Аракадий Полторак. Он писал: «Геринг и его коллеги по скамье с самого начала прибегали к весьма примитивному приёму, для того, чтобы посеять рознь между обвинителями четырех держав. Держась в рамках судебного приличия в отношениях с западными обвинителями, они сразу же пытались подвергнуть обструкции советского прокурора». Как только Руденко начал вступительную речь, Геринг и Гесс демонстративно сняли наушники. Но продолжалось это недолго. Стоило только Руденко назвать имя Геринга, как у рейхсмаршала сдали нервы, он быстренько опять одел наушники и через минуту-две уже стал что-то записывать».

По его же словам, когда Руденко закончил допрос Риббентропа, Геринг с жалостью посмотрел на бывшего министра иностранных дел и лаконично подвел итог: «С Риббентропом покончено. Он теперь морально сломлен».

Молодого советского прокурора, а тогда ему было 38 лет, узнал и услышал весь мир. Его выступления вошли в учебники для юридических вузов как образцы доказательности, логики и ораторского искусства.

30 августа 1946 г. Руденко произнес заключительную речь по делу преступных организаций. В конце он сказал: «Обвинение выполнило свой долг перед Высоким судом, перед светлой памятью невинных жертв, перед совестью народов, перед своей собственной совестью. Да свершится же над фашистскими палачами Суд народов - Суд справедливый и суровый!»

Процесс длился в Нюрнберге десять месяцев. Всего было проведено 216 судебных слушаний. Каждая сторона представила доказательства преступлений, совершенных нацистскими преступниками.

Из-за беспрецедентной тяжести преступлений, совершенных подсудимыми, возникали сомнения - соблюдать ли по отношению к ним демократические нормы судопроизводства. Например, представители обвинения от Англии и США предлагали не давать подсудимым последнего слова. Однако французская и советская стороны настояли на обратном.

Процесс проходил напряженно не только в силу необычности самого трибунала и выдвинутых против подсудимых обвинений. Сказывалось также послевоенное обострение отношений между СССР и Западом после известной Фултонской речи Черчилля и подсудимые, чувствуя сложившуюся политическую ситуацию, умело тянули время и рассчитывали уйти от заслуженного наказания. В такой непростой ситуации ключевую роль сыграли жесткие и профессиональные действия советского обвинения. Окончательно переломил ход процесса фильм о концлагерях, снятый фронтовыми кинооператорами. Жуткие картины Майданека, Заксенхаузена, Освенцима полностью сняли сомнения трибунала.

Нюрнбергский трибунал, создав прецедент подсудности высших государственных чиновников международному суду, опроверг средневековый принцип «Короли подсудны только Богу». Именно с Нюрнбергского процесса началась история международного уголовного права. Принципы, закрепленные в Уставе Трибунала, вскоре были подтверждены решениями Генеральной ассамблеи ООН как общепризнанные принципы международного права. Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера.

Суд над японскими военными преступниками проходил в Токио с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года в Международном военном трибунале по Дальнему Востоку.

Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован 19 января 1946 года в Токио (Япония) в результате переговоров между союзными правительствами. В трибунале были представлены 11 государств: СССР, США, Китай, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Индия и Филиппины Олейник В. В. Следственные органы прокуратуры: история и современность // Общество и право. 2009. № 4. С. 252..

К сожалению, в период подготовки Токийского процесса предложения советского обвинителя о предании суду владельцев крупнейших предприятий военной промышленности, магнатов авианосной промышленности, министра вооружения Фудзивара и других, были отклонены. Тем не менее, многочисленные факты установленные предварительным расследованием и судебным следствием и касающиеся роли банкиров и крупнейших монополий, были настолько шокирующими, что даже зарубежные судьи, располагающие десятью голосами из одиннадцати, не решились о них умолчать и обойти стороной.

В этих условиях советское руководство приняло решение организовать новый Хабаровский процесс над группой бывших военнослужащих японской Квантунской армии, затеявшими производство бактериологического и химического оружия над извергами, с легкой руки которых их пособники хладнокровно уничтожали и пытали людей, проводили над ними опыты. Все они обвинялись в создании и применении бактериологического оружия в нарушение Женевского протокола 1925 года в период Второй мировой войны.

Процесс проходил в Хабаровске с 25 по 30 декабря 1949 года в военном трибунале Приморского военного округа в составе председательствующего генерал-майора юстиции Д. Д. Черткова и членов - полковника юстиции М. Л. Ильницкого и подполковника юстиции И. Г Воробьева. Государственным обвинителем на процессе был государственный советник юстиции 3 класса Л. Н. Смирнов.

Обвиняемым вменялось в вину создание в Квантунской армии специальных подразделений («отряд 731», «отряд 100»), занятых разработкой бактериологического оружия, в частности, разведением бактерий чумы, холеры, сибирской язвы и других тяжёлых заболеваний, проведение экспериментов над людьми (в том числе советскими военнопленными) по заражению их этими заболеваниями, использование бактериологического оружия против Китая.

Обвинение было предъявлено 12 военачальникам японской Квантунской армии по пункту 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников», предусматривавшему ответственность в виде смертной казни через повешение.

Вина всех обвиняемых была доказана в ходе процесса, и всем им, с учётом степени виновности, были назначены наказания в виде различных сроков лишения свободы (к смертной казни не был приговорён никто).

Токийский и Хабаровский процессы - это весьма значимые события в истории правовой цивилизации. Они, наряду с Нюрнбергским процессом, имеют существенное значение для утверждения принципов и норм современного международного права, рассматривающих военную агрессию как тягчайшее преступление против человечества. Их итоги способствовали недопущению в новейшей истории глобальных международных конфликтов, сдерживанию применения оружия массового поражения.

После смерти Сталина прокуратура оставалась послушным инструментом в руках органов КПСС для расправы с неугодными им в политическом отношении людьми. Но эти политические и даже жандармские функции не вытекали из природы прокуратуры, как таковой. Они навязывались ей политическим руководством страны. Важно помнить, что прокуратура и в тех условиях продолжала выполнять свойственную ей позитивную работу по борьбе с общеуголовной преступностью, по обеспечению законности там, где это не затрагивало сферу политики, интересы партийных органов и органов безопасности.

(Неко В. Н.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 2)

ВОЕННЫЕ ПРОКУРОРЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ <*>

В. Н. НЕКО

——————————— <*> Neko V. N. Military procurators of the Great Patriotic War.

Неко Валерий Николаевич, заместитель военного прокурора Восточного военного округа, полковник юстиции.

В статье раскрывается роль военных прокуроров в обеспечении законности в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: прокуроры, Великая Отечественная война.

The article reveals the role of military procurators in ensuring legitimacy during the period of the Great Patriotic War.

Key words: procurators, Great Patriotic War.

Сложна и ответственна работа военного прокурора. Главное, что определяет его работу, — это строгий надзор за законностью. В суровые годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры, юстиции и суда работали исключительно в интересах обороны страны. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.). В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др. В тылу появились военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад. В Военно-Морском Флоте действовали военные прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и морских оборонительных районов, секторов, береговой обороны. Все транспортные прокуратуры были преобразованы в военные. В январе 1942 г. была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта. Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главная военная прокуратура, Главная военная прокуратура Военно-Морского Флота, Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота. В условиях войны работа военной прокуратуры была многообразной и разносторонней, однако с организационной и функциональной точки зрения она по-прежнему укладывалась в две основные формы: общий надзор за законностью в армии и уголовное преследование преступлений. Основными задачами военной прокуратуры были решительная борьба с посягательствами на воинскую дисциплину и боевую мощь армии и флота, с агентурой врага и иными враждебными элементами, с паникерами, трусами, дезертирами, расхитителями военного имущества, с дезорганизаторами тыла, а в местностях, объявленных на военном положении, кроме того, с преступлениями против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Как и в мирное время, стоящие перед органами прокуратуры задачи выполнялись военными прокурорами путем общего надзора за соблюдением и исполнением законов военного времени, постановлений ГКО и СНК СССР, приказов высшего военного командования, надзора за законностью расследования уголовных дел и привлечения виновных к ответственности, за законностью и обоснованностью приговоров военных трибуналов, за соблюдением законности при отбывании наказания осужденными. Исключительно важной была забота органов военной прокуратуры в годы войны о семьях защитников Родины и инвалидах войны. В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т. д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора. Военные прокуроры вместе с командирами, политработниками и военными судьями активно участвовали в разъяснении военнослужащим приговоров, заботились о том, чтобы приговоры, имевшие актуальное значение, объявлялись в приказах командиров или иным путем доводились до широкого круга военнослужащих. Вся эта работа играла важную роль в создании среди личного состава частей и соединений атмосферы нетерпимости и всеобщего осуждения какого бы то ни было отступления от военной присяги, дисциплины, организованности и правопорядка. Важное место в годы войны в работе военных прокуратур занимала правовая пропаганда. Под руководством политических органов военные прокуроры разъясняли военнослужащим действующие законы. Такие темы, как «Защита Отечества — священный долг каждого советского воина», «Приказ начальника — закон для подчиненного», «Дисциплинированность и бдительность — сильное оружие в борьбе с врагом», «Беречь боевую технику и военное имущество» и другие, находились в центре разъяснительной работы военных прокуроров. Вот что пишет возглавлявший во время войны политический отдел 47-й армии генерал-полковник М. Х. Калашник: «Многие работники прокуратур и трибуналов, люди, как правило, высокообразованные, эрудированные, регулярно выступали перед бойцами и командирами с лекциями и докладами о требованиях Военной присяги и ответственности за их нарушение, о бдительности, о правах и обязанностях воинов Красной армии. Армейский прокурор полковник юстиции А. И. Гоман, председатель военного трибунала полковник юстиции С. К. Нестеров и другие руководящие офицеры из прокуратуры и трибунала по заданию Военного совета и политотдела выступали с такими докладами на семинарах парторгов, комсоргов, агитаторов в 318-й горнострелковой, в 77-й стрелковой дивизиях, в 255-й бригаде морской пехоты и других соединениях, проводили специальные собрания, в ходе которых отвечали на вопросы бойцов и командиров, рассказывали о наиболее характерных судебных процессах над нарушителями присяги. Так же поступали и дивизионные, бригадные прокуроры, председатели военных трибуналов». Всю работу по надзору за законностью в частях и соединениях действующей армии военные прокуроры проводили в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами, постоянно информируя их о выявленных нарушениях, вносили предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению тех или иных правонарушений. Как и все советские патриоты, военные юристы показывали пример стойкости и мужества. Если требовала обстановка, они с оружием в руках сражались с врагом. Так, военный следователь дивизии Л. Ф. Кабанов производил следствие на переднем крае. Неожиданно батальон пошел в наступление, Л. Ф. Кабанов вместе с бойцами поднялся и пошел в атаку и был смертельно ранен. Отражая нападение большой группы фашистов, погиб военный следователь армии капитан юстиции А. М. Огородов. В рукопашном бою пал смертью храбрых военный прокурор дивизии майор юстиции П. Ф. Садовников. Во время героической обороны Севастополя, организуя эвакуацию отходящих частей и мирного населения, погиб военный прокурор бригадный военный юрист А. Г. Кошелев. В крайне сложной обстановке того времени военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессиональными и смелыми офицерами. Более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам, впоследствии проходившим военную службу в органах военной прокуратуры, присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Не дожили до Дня Победы и погибли на полях сражений 278 офицеров военных прокуратур. Немного о подготовке военных юристов в период Великой Отечественной войны… В июне 1941 г. состоялся очередной выпуск слушателей военно-юридической академии (ВЮА) РККА, а в августе был произведен досрочный выпуск слушателей 4-го курса в количестве 125 человек. Кроме того, в действующую армию были направлены 280 слушателей курсов усовершенствования военно-юридического состава, часть командного и преподавательского состава академии, адъюнкты и часть слушателей. Личный состав академии принял участие в обороне Москвы. Штаб 2-го боевого участка 1-го сектора Московской зоны обороны был сформирован и укомплектован в августе 1941 г. из командного состава академии. В это же время академией был сформирован для обороны Москвы курсантский батальон, который с 16 по 18 октября 1941 г. принял участие в оборонительных боях в районе реки Красная Пахра. В 1941 — 1942 гг. академия комплектовалась переменным составом из лиц рядового, младшего и среднего командного состава кадра и запаса, имевших общее среднее образование и возраст не старше 40 лет, годных по состоянию здоровья к строевой службе. В академию в качестве слушателей принимались также женщины в возрасте до 30 лет, имевшие юридическое образование и не обремененные большой семьей. В 1941 — 1942 гг. академия подготовила и направила в действующую армию около 3000 военных юристов, из них более 700 выпускников основных факультетов. Уже в августе 1943 г. на основании решения ГКО академия была переведена на подготовку слушателей с 4-летним сроком обучения (300 человек). Срок обучения на курсах усовершенствования военно-юридического состава академии был увеличен до 6 месяцев (200 человек), была восстановлена адъюнктура с 3-летним сроком обучения. В декабре 1943 г. в составе академии вновь восстановлен военно-морской факультет с численностью переменного состава 80 человек, а в 1945 г. — заочный факультет, насчитывавший 800 человек. За заслуги в подготовке военно-юридических кадров в ноябре 1944 г. большая группа офицеров и генералов из числа командного и профессорско-преподавательского состава была награждена орденами и медалями. В феврале 1945 г. Президиумом Верховного Совета Союза ССР академии вручены Красное знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.

Юристы времен Великой Отечественной войны

Военный юрист… Что свойственно людям этой профессии? Какими качествами они должны обладать? В чем смысл и значение их деятельности? Эти и многие другие вопросы, связанные с деятельностью военного юриста, интересуют многих людей и особенно учащуюся молодежь, которая задумывается над выбором профессии. Интерес молодых людей к работе юриста вполне закономерен и понятен. Ведь речь идет о деле, которому будет посвящена вся жизнь. Работа прокурора и следователя такова, что невозможно заранее сказать, с какой областью жизни придется столкнуться при выполнении возложенных функций. Вот почему военные юристы должны иметь определенный минимум знаний в области медицины и психиатрии, логики и психологии, технических и других наук, с тем чтобы правильно разобраться в любых сложных ситуациях, которые могут возникнуть, уметь с наибольшим эффектом воспользоваться помощью специалистов, правильно сформулировать вопросы экспертам, оценить их заключение и в конечном счете успешно расследовать дело. Особенно сложна и трудна работа следователя в военных условиях. Для того чтобы допросить свидетеля, приходилось не идти, а ползти на передний край под обстрелом артиллерии, минометов или пулеметов. Отложить до завтра допрос невозможно. Завтра свидетель — а его показания чрезвычайно важны для дела — может быть убит или тяжело ранен и отправлен в тыловой госпиталь. На фронте приходилось допрашивать свидетелей непосредственно в траншее, блиндаже при мерцающем светильнике из гильзы. Протоколы допросов нередко приходилось писать карандашом, сидя на первом попавшемся предмете или прямо на земле. Разумеется, о большой культуре оформления дел говорить не приходилось. Да и с бумагой было туговато. Поэтому иногда для обложек дел приходилось использовать газеты.

Военная прокуратура Читинского гарнизона в годы Великой Отечественной войны

В декабре 1938 г. была создана военная прокуратура Читинского гарнизона для обслуживания войсковых частей и учреждений, непосредственно подчиненных штабу ЗабВО. Деятельность военной прокуратуры Читинского гарнизона сыграла важную роль в истории военной прокуратуры ЗабВО, а начало ее деятельности сыграло значительную роль в период так называемых сталинских репрессий. Дело в том, что на военные прокуратуры было возложено исполнение Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г. «О порочных методах расследования дел в органах НКВД», предполагающего пересмотр дел спецподсудности. Уже тогда при изучении этой категории дел работниками военной прокуратуры Читинского гарнизона были выявлены многочисленные факты грубейших нарушений законности и фальсификаций. Значительное количество спецдел прекратили, а невиновных освободили из-под стражи. Были посмертно реабилитированы многие из осужденных к высшей мере наказания (в их числе — первый военный прокурор ЗабВО Г. Г. Суслов, арестованный органами НКВД в 1937 г.). В период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. производство по уголовным делам осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» по правилам, устанавливаемым Положением о военных трибуналах в районах военных действий (оно было утверждено тем же Указом Президиума Верховного Совета СССР). Свою деятельность военная прокуратура Читинского гарнизона осуществляла в строгом соответствии с указанными нормативными актами. При этом в годы Великой Отечественной войны сфера деятельности военной прокуратуры гарнизона значительно расширилась. Каждая убывавшая из Забайкалья на фронт дивизия или бригада имела в своем составе представителей прокуратуры гарнизона, которые были введены в органы военного управления по штату военного времени. Завершением боевых действий на Западе война для оперативных прокурорских работников Читинского гарнизона не окончилась, они находились на передовой во время разгрома Квантунской армии в Маньчжурии. «Тот ратный труд, выполняемый прокурорскими работниками Читинского гарнизона вдали от пункта постоянной дислокации, бесценен», — считал ветеран органов прокуратуры С. В. Варванович, прослуживший в военной прокуратуре Читинского гарнизона с 1943 по 1954 г. (умер в 2007 г.), — «в годы войны решающую роль приобретали вопросы дисциплины в войсках, и командованию для создания наиболее оптимальных условий контроля приданных подразделений зачастую приходилось прибегать к помощи прокурорских работников, чье слово не обсуждалось и никогда не оспаривалось. Вместе с тем прокурорскому составу приходилось на фронте не слаще, чем остальным, к «штабным» работникам он никак не относился, так как шел в бой со всеми «за дело общее».

——————————————————————

Военно-юридическая школа в России

Первая военно-юридическая школа в России была открыта в первой четверти XVIII века . Датой ее появления считается 11 (22) апреля 1719 года .

Это учреждение являлось логическим продолжением формирования в стране регулярной армии и флота. Тогда же зародились военная юстиция и военно-юридические специальности. Все это привело к острой необходимости появления в военных специалистов таких узких специальностей как войсковые фискалы, аудиторы и прокуроры. При этом люди данной профессии должны были не только хорошо знать общее законодательство, но и правильно толковать и применять на практике специальные уставы, регламенты и артикулы. Для надлежащего исполнения этих обязанностей требовалось специальное военно-юридическое образование.

Создана эта школа была по инициативе императора Петра Великого , который являлся реформатором во многих областях российской жизни. В 1719 году своим особым указом он повелел набрать человек 20 грамотных юнкеров в Военную коллегию . Там они должны были заниматься изучением аудиторских дел. Через некоторое время он издал распоряжение, по которому несколько юношей были посланы за границу, чтобы изучать там юридические науки.

Высшим воинским званием военных юристов в России считается звание генерал-полковника юстиции

День специалиста юридической службы

Так, основной формой подготовки военных юристов в США является их обучение на курсах усовершенствования специалистов военно-юридической службы. При этом, первичное военно-юридическое образование дается в видовых военно-юридических учебных заведениях.

В высшем военном руководстве также имеется должность юриста - юридического советника Председателя Объединённого комитета начальников штабов , высшего военнослужащего США .

Профессия военного юриста

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны - правовое обеспечение её военной безопасности. Специалисты службы решают задачи по укреплению обороноспособности государства, устранению опасностей и угроз жизненно важным интересам общества и государства.

Судьи военных судов занимаются рассмотрением уголовных и гражданских дел, жалоб граждан на действия чиновников. До 1992 года военные суды носили название военных трибуналов.

В армиях зарубежных стран работа военных юристов также заключается в правовом обеспечении деятельности соответствующих органов военного управления, расследовании, обвинении и защите лиц, обвиняемых в преступлениях, совершенных в армии, включая убийства, государственную измену и терроризм, а также нормотворческой деятельности.

Опыт правового регулирования в армиях зарубежных стран служебно-боевой деятельности находится на очень высоком уровне. Например, в дивизии армии США имеется 25 штатных юрисконсультов, в том числе 2-3 специалиста по оперативному планированию. Среднее число военнослужащих, приходящихся на одного юриста , составляет 800 человек. Наличие такого большого штата юристов , особенно по сравнению с нашими службами (например, в отдельной дивизии оперативного назначения, бывшей дивизии им. Ф. Э. Дзержинского всего лишь 7 юристов), вызвано созданием в армии США стройной системы подготовки будущих командиров к предстоящему руководству воинскими частями, соединениями с правовой точки зрения.

Специфика работы военных юристов, в отличие от гражданских, заключается в том, что им приходится работать и в условиях боевых действий.

Примечания

Литература

  • Военное право: Учебник (нормативные акты представлены по состоянию на 1 января 2005 г.) Мигачев Ю. И. Тихомиров С. В. Юрлитинформ 2005.

Ссылки

  • Военные юристы организуют наступление на коррупцию в погонах.

Категории:

  • Военные профессии
  • Юридические должности и профессии
  • Праздники 29 марта
  • Праздники России
  • Профессиональные праздники
  • Появились в 2006 году
  • Военное право

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Военный юрист" в других словарях:

    Максимов, Николай Александрович военный юрист (1826 1887). Напечатал: О мировых судьях и их съездах (Санкт Петербург, 1865), Французский военно уголовный кодекс о преступлениях и наказаниях (Санкт Петербург, 1866, передача на русском языке Code… … Биографический словарь

    АУДИТОР, в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) должность в военно судебных учреждениях. Этот термин латинского происхождения, собственно слушатель, выслушивающий. В Германии аудиторами называли молодых юристов, которые присутствовали при… … Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Максимов, Николай Александрович. Николай Александрович Максимов (1826 1887) генерал майор, военный юрист. В 1867 г. во время царствования Александра II с введением военно судебной реформы назначен… … Википедия

    ЮРИСТ, юриста, муж. 1. Человек, занимающийся (научно или практически) юридическими вопросами. Ученый юрист. Юрист практик. Он юрист по образованию. || Студент юридического факультета (разг.). 2. Входит в состав обозначения военных званий для… … Толковый словарь Ушакова

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отред … Википедия

    Военный Краснознамённый институт Министерства обороны СССР (ВКИМО СССР) Год основания … Википедия

    Военный Краснознамённый институт Министерства обороны СССР (ВКИМО СССР) Год основания 1974 Расположение Москва Военный институт Министерства обороны СССР (с 1980 г. Военный Краснознамённый институт Министерства обороны СССР) (1974… … Википедия

    Военный Краснознамённый институт Министерства обороны СССР (ВКИМО СССР) Год основания 1974 Год закрытия 1994 … Википедия

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия

Книги

  • История лейб-гвардии Уланского Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полка. Том 1 , Павел Осипович Бобровский. Павел Осипович Бобровский (1832 1905) русский генерал, военный юрист и историк, этнограф, сенатор. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

С начала Великой отечественной войны работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Количество военных прокуратур увеличилось. В условиях войны работа военной прокуратуры была многообразной и разносторонней, однако с организационной и функциональной точки зрения она по-прежнему укладывалась в две основные формы: общий надзор за законностью в армии и уголовное преследование преступлений. Не претерпевала какой-либо коренной ломки и структура военной прокуратуры. В первые дни войны были проведены меры по приближению прокурорских органов к частям, и от системы корпусных в качестве низшего звена пришлось перейти к системе дивизионных прокуратур. Были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.). В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта, и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др. В тылу возникли военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад.

В городе Москве, в связи с введением осадного положения в октябре 1941 года, все гражданские суды и органы прокуратуры были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры.

Великая Отечественная война потребовала милитаризации транспортного хозяйства. Работа железнодорожной прокуратуры также стала перестраиваться на военный лад. Так, 26 июня 1941 года транспортные прокуратуры на 30 железных дорогах были преобразованы в военные прокуратуры с передачей их ведение Главной военной прокуратуры Красной Армии.

В ходе войны сеть этих прокуратур расширилась: в декабре 1941 года были организованы военные прокуратуры еще на 8 дорогах, а затем на всех остальных. В январе 1942 года на базе транспортного отдела Главной военной прокуратуры Красной Армии была организована Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта на правах самостоятельного управления в системе Прокуратуры Союза ССР. В феврале 1942 года в ведение Главной военной прокуратуры железнодорожного транспорта перешли военные прокуратуры железнодорожных войск и специальных подвижных восстановительных работ Народного комиссариата путей сообщения.

Реформирование и организация деятельности военных железнодорожного транспорта неразрывно связана с именем генерала Афанасьева Николая Порфирьевича (с 1945 года Главный военный прокурор Вооруженных Сил СССР), который в 1942 году был назначен Главным военным прокурором железнодорожного транспорта. Именно благодаря его самоотверженному труду удалось в кратчайшие сроки организовать работу на этом участке.

Война потребовала и милитаризации водного транспорта. Организационное построение прокуратуры на этом транспорте подверглось серьезным изменениям. В первые месяцы войны, в связи с объявлением отдельных местностей СССР на военном положении, возникла необходимость военизирования ряда прокуратур водных бассейнов.

Эти прокуратуры были преобразованы в военные и переданы в подчинение сначала Главной военной прокуратуры Красной Армии, а в дальнейшем - Главной прокуратуры железнодорожного транспорта, в составе которой был организован Водный отдел. 29 мая 1943 года с образованием Главной военной прокуратуры морского и речного флота ей в подчинение были возвращены военные прокуратуры бассейнов.

Практически на протяжении всего периода Великой Отечественной войны - с марта 1941 года по март 1945 года - Главную военную прокуратуру Красной Армии возглавлял дивизионный военный юрист, а затем генерал-лейтенант юстиции Владимир Иванович Носов (1897-1973 гг.). Участник Первой мировой и Гражданской войн, ликвидации басмачества в Туркмении, он с 1929 года работал в органах военной прокуратуры. В годы войны он побывал почти на всех фронтах, а на наиболее важных направлениях боевых действий - по несколько раз. Своим примером Владимир Носов учил прокуроров фронтов, армий и дивизий каким образом следует строить работу военных прокуратур в условиях боевых действий. В истории органов прокуратуры он навечно останется Главным военным прокурором военных лет.

В годы войны надзорная деятельность военных прокуроров носила разносторонний характер. Им приходилось вникать буквально во все стороны жизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы, как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питания солдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина; работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имущества и возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспорта и т.д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельности армии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора.

В результате работы военной прокуратуры в годы войны предупреждались или исправлялись нарушения закона, дисциплины и порядка.

Вместе с бойцами Красной Армии военные юристы делили невзгоды и тяготы фронтовой жизни. Как и все патриоты нашей страны, они отдавали свою энергию и силы, а нередко и жизнь для достижения победы над врагом. Когда требовала обстановка, военные прокуроры смело принимали на себя командование, храбро сражались с врагом, показывали пример выдержки и стойкости. Так, военный следователь дивизии Л.Ф. Кабанов производил следствие на переднем крае. Неожиданно батальон пошел в наступление, Л.Ф. Кабанов вместе с бойцами поднялся и пошел в атаку и был смертельно ранен. Отражая нападение большой группы фашистов, погиб военный следователь армии капитан юстиции A.М. Огородов. В рукопашном бою пал смертью храбрых военный прокурор дивизии майор юстиции П.Ф. Садовников. Во время героической обороны Севастополя, организуя эвакуацию отходящих частей и мирного населения, погиб военный прокурор бригадный военный юрист А.Г. Кошелев.

В крайне сложной обстановке того времени военные прокуроры и следователи проявили себя истинными патриотами, высококлассными профессиональными и смелыми офицерами. Более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а одиннадцати офицерам, впоследствии проходившим военную службу в органах военной прокуратуры, присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Не дожили до Дня Победы и погибли на полях сражений 278 офицеров военных прокуратур.