Почему размышление лирического героя проникнуто трагизмом. Основные мотивы лирики М

Сен 03 2015

Время творческой активности Михаила Юрьевича Лермонтова пришлось на период жестокой реакции в России, последовавшей за эпохой духовного и нравственного подъема первой четверти XIX века. Ситуация в стране наложила отпечаток на развитие культуры тех лет. Это были годы студенческих кружков и обществ Станкевича, Герцена, Белинского, с одной стороны, а с другой - неусыпного полицейского надзора за каждым самостоятельно мыслящим человеком. В такой атмосфере у Лермонтова сложилось трагическое мироощущение, которое приобрело черты романтизма. Эпоха навязывала поэту определенные переживания, сформировавшие его лирического .

Через все Лермонтова от самых ранних стихов до произведений 1841 года проходит мотив одиночества. Это ощущение было вызвано размышлениями о несовершенстве земной жизни и неизбежности томления души по иным мирам. Об этом пишет в стихотворении 1831 года “Ангел”. …И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. при внимательном рассмотрении, по мнению Лермонтова, оказывается “пустой и глупой шуткой”.

Лирическому герою “некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Он ни во что не верит и ощущает только тоску. Один выходит герой “на дорогу”. Он надеется на достижение гармонии в состоянии вечного сна - забыться, разочаровавшись в ее существовании на земле.

Лирический герой Лермонтова уверен в нереальности при жизни по определению самого земного бытия. Это одна из важнейших причин трагизма мироощущения поэта. “И скучно и грустно”, 1840 г. И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка…

“Выхожу один я на дорогу…”, 1841 г. Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! К этому добавлялось негативное отношение Лермонтова к своему поколению, вызвавшее желание лирического героя обособиться от общества.

Поэт, окруженный “пестрою толпою”, хочет “забыться” в воспоминаниях об идеализированном детстве и юношеской любви. На этот раз он ищет гармонию в прошедших годах своей жизни. Но эта “мечта” так же далека от реальности, в которой находится поэт, как и возможное умиротворение после смерти. копирование запрещено 2005 не только пытается убежать от действительности в другие миры.

Он ощущает в себе дар пророка и, следовательно, видит свою обязанность в том, чтоб воспламенять “бойца для битвы” с несовершенствами окружающей жизни. Поэт идет по стопам своего предшественника, который “восстал… против мнений света.

Один, как прежде… и убит!”. В конце жизни Лермонтов констатировал: …В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Лирический герой поэта поставил перед собой необычайно трудную задачу, исполнение которой, как он знал, должно привести к его гибели, и в результате осознал, что цель практически недостижима (“старцы” по-прежнему улыбаются “самолюбиво” и называют поэта глупцом).

Неприятие поколения, представители которого ничуть не похожи на защитников Москвы под Бородином (“Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…”). Современники Лермонтова разделены на “рабов” и “господ”, на “мундиры голубые” и “им преданный народ”. Лермонтов оказывается “изгнанником” “на родине с названьем гражданина”. Поэт называет это “ужасной” судьбой, завидуя и одновременно сочувствуя “холодным” тучам, у которых нет родины и которым “нет… изгнанья”. Лирический герой не раз отказывался от “немытой России”, но в то же время Родина приносила ему “отраду, многим незнакомую”.

В трагично складывающихся взаимоотношениях Лермонтова и Родины были мгновения радости, но основная тональность - горечь. То же неприятие поколения и разочарование в существовании искренних чувств лишило Лермонтова друзей и светлой любви. “Делить веселье - все готовы: никто не хочет грусть делить”, - пишет он в стихотворении 1830 года “Одиночество”, не находя верных друзей и возлюбленной. Поэт говорит: “А вечно любить невозможно”. Вспоминая о своих увлечениях, лирический герой признается: “…

Люблю в тебе я прошлое страданье…” - и благодарит “за тайные мучения страстей, за горечь слез, …за лесть врагов и клевету друзей”. Он уверен, что его судьбой “никто не озабочен”.

Так же, как поэт, одиноки сосна и пальма из стихотворения “На севере диком стоит одиноко…”, утес из одноименного произведения. Лермонтов передавал свои чувства, изображая картины природы. Поэт понимал, что остался без традиционных привязанностей каждого человека: без любви к родине, без друзей и без возлюбленной. Осознавая трагизм своего положения в невесомости, романтик находит единственную приемлемую для себя и обусловленную методом точку опоры: отрекаясь от традиционных ценностей, Лермонтов провозглашает культ “абсолютной внутренней жизни” (Гегель).

“Но, потеряв отчизну и свободу, я вдруг нашел себя…” и “Для тайных дум я пренебрег и путь любви, и славы путь…” Лирический герой пытается определить для себя правила внутренней жизни. Он боится слиться с поколением, которое “в бездействии состарится”. Развернутую характеристику его пороков поэт дает в “Думе” (1838), обвиняя и себя наравне с остальными.

Отсутствие общественной деятельности приводит героя к уверенности в необходимости постоянной внутренней работы и духовных исканий. Лермонтов заявляет об этом в своей поэтической декларации “Парус” в 1832 году. По мнению поэта, внутренняя неудовлетворенность необходима для полноценной жизни: “А он, мятежный, просит бури…

” В этой уверенности лирического героя - еще одна причина невозможности для него спокойного существования. Лермонтов сравнивает себя с “одиноким” и “мятежным” кораблем. Но само слово “корабль” не употребляется: , пользуясь художественным приемом - метонимией, вводит гораздо более поэтичный образ-символ - “парус”. Его существование описывается с помощью метафор: он “просит бури”, волны под ним “играют”, ветер “свищет”. Яркая картина создается богатой цветовой гаммой (“белеет” парус, “голубой” туман, “золотой” луч солнца) и сравнением (“струя светлей лазури”).

Жизнь Лермонтова была талантливо показана в его поэтической декларации. “Мятежность” поэта распространяется не только на взаимоотношения со светом. Лирический герой готов встать в оппозицию даже к Богу. Его творчество вдохновляется демоном, чья “стихия” - “собрание зол”: И муза кротких вдохновений Страшится неземных очей.

Связь с этой грозной силой мучительна для лирического героя. Он осознает: И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, Не даст мне счастья никогда. Таинственны те речи, значение которых “темно иль ничтожно”, но поэт знает, что должен на них ответить. Он не смеет и не хочет просить “за свою… душу пустынную, за душу странника в свете безродного” “матерь божию”, но тем не менее вступает в диалог с небом.

Лирический герой молит о заступничестве за “деву невинную”, которую не сможет защитить своей темной силой. Сам поэт с болью ощущает свою оторванность от небесного света. Он пытается договориться с Богом: “Но угаси сей чудный пламень… тогда на тесный путь спасенья к тебе я снова обращусь”.

Лишь через десятилетие лирический герой получает облегчение при чтении молитвы: “С души как бремя скатится, сомненье далеко…” Но большую часть жизни Лермонтов провел в трагическом противостоянии небу, в “мраке земли могильном с ее страстями”, от которых преждевременно “угасла” кровь, как отмечается в “Элегии” 1829 года. Характерные для творчества Лермонтова и романтизма в целом мотивы отразились и в поэме “Мцыри”. Главное действующее лицо этого произведения одновременно и лирический герой, и рассказчик.

Мцыри одинок, его кипучая и жаждущая деятельности натура противопоставлена душной атмосфере монастыря, он томится по родине и полноценной жизни, он не удовлетворен настоящим и то вспоминает о прошлом, то стремится в будущее. Лермонтов поэтизирует борьбу своего героя за свободу от монастырских правил и, шире, от условностей жизни. Мцыри отличается от лирического героя стихотворений поэта большей силой, яркостью и активностью борьбы.

Он “естественный” , родственный экзотической кавказской природе, близкой по стихии, он однозначно героический и идеализированный характер. Мцыри умирает, смиряясь с условиями окружающей действительности. Но это умиротворенность безысходности.

В лирике же Лермонтова есть несколько стихотворений о реальной гармонии в этой жизни. Самое яркое из них - “Когда волнуется желтеющая нива…” (1837). Синтаксическая конструкция периода позволяет поэту дать в первой части развернутое описание природы и затем заключить: …Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.

В последние годы жизни у Лермонтова, наряду с констатацией своего разочарования во всем, появляется мотив веры в некоторые ценности, в том числе в существование родной души. Так, в стихотворении 1841 года “Сон” поэту снится “юная жена”, чья душа видит его страданья. С годами Лермонтов становится старше и его лирический герой все больше напоминает гармоничного лирического героя Пушкина. Но в целом творчество поэта проникнуто романтическим трагизмом абсолютного одиночества, борьбы со всем окружающим, неприятия действительности, непонятности.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Трагическое мироощущение лирического героя М. Ю. Лермонтова . Литературные сочинения!

Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей. Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин «лирический герой». Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов. Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы. Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится. Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный - и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный. Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

«Он был рождён для счастья, для надежд
И вдохновений мирных!- но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил - и бог не спас!»
«Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832.

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

«Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит».
«Монолог», 1829.

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» - отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

«Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
«Желание (зачем я не птица…)», 1831.

«Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья;
А моя мать – степь широкая,
А мой отец – небо далекое»
«Воля», 1831.

Одиночество, возведённое в абсолют

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова резко негативно настроен по отношению к действительности и обществу своего времени. Изначально это проявлялось в непринятии человечества из-за низких моральных качеств и мелочности каждого человека. Эта точка зрения восходит к реализации романтических тенденций Жуковским. Но, в отличие от романтизма Жуковского, в художественной концепции Лермонтова оппозиция возникает не между героем и абстрактным миром, а между героем и живой, очень яркой реальной средой. Конфликт героя и окружения оказывается неразрешимым, герой остаётся непонятым. Отсюда возникает тема одиночества – пожалуй, самая важная для понимания творчества поэта.

«Один среди людского шума,
Возрос под сенью чуждой я».

Лирический герой оказывается полностью опустошённым, разбитым праздной жизнью. К нему не приходило вдохновение, потому что «пылкие друзья», своеобразные змеи-искусители, уже нашлись, а значит и душа лирического героя стала глуха к творчеству:

«Я вспомнил прежние несчастья,
Но не найду в душе моей
Ни честолюбья, ни участья,
Ни слез, ни пламенных страстей».
«Один, среди людского шума», 1830.

В одноимённом стихотворении говорится не только об апатии, но и об упадническом состоянии других людей, которые могут разделить лишь радости жизни, а печали других им не нужны и не интересны:

«Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы:
Никто не хочет грусть делить».

Появляется тема смерти, сопряжённая с мотивом одиночества («уединённый гроб»). Умерев, герой возвысится над земными страстями, но всё равно будет несчастен:

«И вижу гроб уединённый,
Он ждёт; что ж медлить над землёй?

Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моём…»
«Одиночество», 1830.

Заключительные строки выводят ощущение тоски от непонимания обществом на новый уровень. Здесь достаточно ярко выражено несоответствие героя толпе, его уникальность, индивидуализм. Отрицание, неверие в возможность воплотить стремления, найти родственную душу – всё это воплощает в себе лирический герой поэзии Лермонтова. Стоит сказать, что одиночество не является идеальным состоянием. Несмотря на эскапизм, герой не обретает покой в одиночестве. Можно сказать, что его не устраивает ни одно из предложенных жизнью состояний, ему не комфортен ни один из вариантов побега от реальности (возвышение над миром, мысли о природе, свободе или сознательное отчуждение), но, как говорят, он выбирает из двух зол меньшее. Одиночество понимается и как награда, и как проклятие. Для лермонтовской лирики характерны максималистские отрицания, абсолютное противопоставление человека и мира, обусловленные романтическим восприятием действительности.

«Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом.

Ходит в тишине ночной
Безответный часовой».
«Узник», 1837.

Постепенно в творчестве Лермонтова лирическое «я» дистанцируется от автора, появляется образ романтика, которому чуждо успокоение, а жизнь в неволе и пассивности невозможна, потому что герой рождён для другого:

«Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворён».

Здесь мотив чуждости звучит несколько иначе: лирический герой оказывается чужим не только реальному, но и ирреальному миру:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
«Я не для ангелов и рая…», 1831.

Лермонтову, как писателю эпохи романтизма, присущ мистицизм. С этой точки зрения важным оказывается образ демона. В стихотворении «Мой демон» (1829) автор изображает героя, пресытившегося жизнью, чувствами и переживаниями. Демон равнодушен ко всему, что должно находить отклик в любом другом:

«Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь».

Одиночество демона здесь близится к абсолюту, так как ни в одном из миров он не может найти родственную душу: его сторонятся и люди, и музы. Образ демона появляется и в одноимённой поэме. Здесь лирический герой воплощает в себе концентрированное одиночество и бессмысленность существования; трагизм поисков счастья в земной жизни при стремлении к небу предстаёт трагизмом исканий личности переходной эпохи. Радостное биение жизни в ритме строфе делает равнодушие лирического героя ещё более страшным. Стоит сказать, что демон у Лермонтова не является злым духом, у писателя зло есть несбывшееся добро.

Образ лирического героя Лермонтова и лирическое «я» предстают не только субъектом, но и объектом, т. е. не только действующим лицом, но и теми, на кого направлено действие. Самоанализ приводит к неутешительным выводам: рождаются сомнения в изначальной устремлённости к добру, вера в прекрасное исчезает.

«Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами…
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта,
И что она – не наша!»
«Чаша жизни», 1831.

С 1830 года в стихотворениях поэта начинает появляться романтическая ирония, направленная на развенчивание романтических клише:

«Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог даёт,
Нектар пей часов весёлых;
А печаль сама придёт.

Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить…»
«Совет», 1830.

Примечательно, что совет радоваться жизни противоположен другим лермонтовским строкам – «Я жить хочу! Хочу печали…». Получается, что отказ от переживания отрицательных эмоций по сути является отказом от настоящей жизни, а тот, кто последует совету, обречёт себя на праздное существование. Постоянные развлечения могут привести к потере индивидуальности, глубины внутреннего мира. Такая жизнь с точки зрения поэта представляется куда большим горем, чем отверженность всем и всеми.

«Я для него забыл весь мир,
Для сей минуты незабвенной;
Но я теперь, как нищий, сир,
Брожу один, как отчуждённый!…»

Слово «отчуждённый» в таком значении впервые употребил именно Лермонтов. И, несмотря на то, что это стихотворение относят к любовной лирике, слово выходит за границы любовной темы. Оно ведет к драматическому финалу:

«Так путник в темноте ночной,
Когда узрит огонь блудящий,
Бежит за ним… схватил рукой…
И - пропасть под ногой скользящей!»
«К*** (Не привлекай меня красой!)», 1829.

Каждое четверостишие оканчивается восклицательным предложением, которое не только придаёт особую интонацию тексту, но и организует, сгущает осознание вечной обречённости.

На пути к реализму

В «Думе», как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с её эмоциональной трактовкой. Современное общество предстаёт как духовно опустошённое. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало:

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно».

Стансы представляют собой жанр средневековой поэзии, который оставался популярным и в поэзии более поздних эпох. Разные писатели создавали стансы, часто обращались к этой стихотворной форме и русские поэты.

Как появились стансы

Родиной стансов считается Италия. Само слово «стансы» переводится с итальянского как «комната», или «остановка». Станца в итальянской архитектуре эпохи Возрождения - это комната, в которой подписывали бумаги или проводили важные совещания, например, Станца делла Сеньятура. В создании и украшении этой комнаты принимал участие знаменитый Рафаэль Санти.

В литературе стансы - это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым. Один станс выражает собой какую-либо одну идею, но в целом стихотворении стансы органически связаны друг с другом и все вместе создают художественное целое.

Стансы в средневековой литературе

Итак, Италия была родиной стансов, и там они чаще всего использовались для того, чтобы прославлять представителей знати. Впервые стансы написал Анджело Полициано, итальянский поэт, живший в 15 веке, и посвящены они были Джулиано Медичи. В стансы - это стихотворение, состоящее из восьми строф, имеющих рифму.

Стансы Байрона

Джордж Гордон Байрон - великий британский поэт, который был современником Пушкина. Поэзия Байрона была посвящена гордости человеческого духа, красоте любви. Байрон принимал участие в восстании карбонариев и греков, и написал свои «Стансы» в 1820 году.

Есть еще стансы Байрона, посвященные Греции и красивым уголкам греческой природы. Основная тема его стансов - это любовь к красавице-гречанке и борьба Греции за свободу и независимость. Поэзия Байрона оказала большое влияние на творчество Пушкина.

Стансы в русской поэзии

Стансы - это жанр, который в русской поэзии начал активно развиваться в восемнадцатом веке. В русской литературе это небольшое стихотворение, которое состоит из четверостиший, и чаще всего его размер - это Стансы в русской литературе посвящены чаще всего любви лирического героя к молодой девушке, но иногда были связаны с социально-культурными прорывами в жизни страны, как, например, стансы Пушкина.

Стансы Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин написал свои знаменитые "Стансы" осенью 1827 года. В этом произведении, которое обсуждалось многократно, возникает образ Петра Первого, знаменитого русского императора.

Появление этого стихотворения связано с началом царствования Николая Первого. Пушкин, "Стансы" которого стали восхвалением императорской власти, надеялся, что этот монарх изменит жизнь простого народа к лучшему. Со своей стороны, Николай Первый надеялся, что Пушкин поможет ему успокоить настроения молодежи. Он предложил Пушкину помочь в изменении системы воспитания и образования.

«Стансы» сравнивают двух монархов: Петра Первого и его правнука Николая Первого. Идеалом для Пушкина является Петр Первый. Этот царь был настоящим работником, который не чуждался никаких занятий. Он был и мореплавателем, и академиком, и плотником. Дни, в которые правил Петр Первый, по мнению Пушкина, сделали Россию великой державой. Хоть этот царь и омрачил начало своего существования казнями неугодных, но впоследствии с его помощью Россия смогла стать великой. Петр Первый постоянно учился и заставлял учиться других, он много работал для славы своей страны.

Александр Сергеевич Пушкин, «Стансы» которого стали известным произведением в русской литературе, призывает императора Николая Первого повторить подвиг Петра Первого и поднять Россию на новый уровень развития.

Кроме «Стансов», примерно в то же время, поэт написал и стихотворения «Друзьям» и «Пророк». Предполагалось, что все эти три стихотворения образуют единый цикл и будут опубликованы в 1828 году в журнале «Московский вестник». Но надежды Пушкина не оправдались: император запретил публикацию его стихотворений, о чем Пушкину сообщил начальник российской полиции Бенкендорф.

Стансы Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов является одним из самых выдающихся творцов в русской поэзии. Что такое стансы, Лермонтов узнал после ознакомления с английской поэзией, в частности, с творчеством Байрона.

Стансы выступают у Лермонтова как небольшие стихотворения, в которых не определены жанровые признаки. В 1830-1831 годы Лермонтов написал шесть стихотворений, которые по форме можно определить как стансы. Их главной темой является романтическая любовь, в стихотворениях молодой человек обращается к своей возлюбленной. Лермонтов, стансы которого возникли под влиянием произведения Джона Байрона «Стансы к Августе», оказал влияние на литературную традицию написания подобных произведений после него.

Стихотворения Лермонтова наполнены печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Поэт пишет про свое одиночество в этом мире, сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы. Михаил Лермонтов, стансы которого в полной мере выражают мировоззрение поэта, стал образцом для многих других творцов русской литературы.

Стансы Анненского

Иннокентий Федорович Анненский считается «лебедем русской литературы». Открыв в себе поэтический талант в возрасте 48 лет, Иннокентий Анненский стал выдающимся литературным творцом. Его стихотворение «Стансы ночи» стало заметным явлением в тогдашней литературе. Его содержание - это ожидание встречи с возлюбленной, которая должна прийти в темноте ночи. Многие исследователи считают, что его поэзия имеет общие черты с поэзией импрессионистов, в частности, с картинами

Стансы Есенина

Сергей Александрович Есенин стал представителем новой русской литературы, которая взяла сторону Советской власти. Он полностью поддержал Октябрьскую революцию, и все его произведения направлены на поддержку появившегося тогда советского строя, на поддержку действий коммунистической партии. Но вместе с тем в них есть и свои особенности.

Находясь в Баку, в Азербайджане, поэт начал писать "Стансы". Есенин сам упоминает об этом в стихотворении: он предпочел уехать из Москвы из-за недоразумений с милицией. Но, признавая свои недостатки («пускай бываю иногда я пьяным»), Есенин пишет и о том, что его миссия - воспевать не девушек, звезды и луну, а имя Ленина и Маркса. Он отрицает влияние небесных сил на человеческое общество. Люди должны сами все построить на земле, считает поэт, и для этого нужно приложить всю индустриальную мощь.

Есенин не случайно дал своему произведению название «Стансы», стихотворение это явно перекликается с пушкинскими «Стансами». Есенин был поклонником творчества Пушкина, возлагал цветы к его памятнику. Но Есенин считал, что стансы - это не форма любовной лирики, а способ выразить свою гражданскую позицию.

«Стансы» Есенина не вызвали одобрения партийных деятелей, которые хотели видеть в Есенине полностью партийного поэта, посвященного идеалам революции. Но это стихотворение знаменует собой поворот поэта от «Москвы кабацкой» к новой советской действительности. Так считали многие критики. К этому произведению восторженно отнеслись работники журнала «Красная новь», которые посчитали, что Есенин, наконец, становится по-настоящему своим, Правильное направление творчества поэта считали последствием благотворного влияния климата города Баку, где он тогда проживал, и дружбы с Петром Ивановичем Чагиным.

Стансы Бродского

Иосиф Александрович Бродский был выдающимся русским поэтом, который в равной степени владел русским и английским языками. Он стал в относительно молодом возрасте - в 47 лет.

Уроженец Петербурга, он жил сначала в России, потом в Соединенных Штатах Америки. Во всех его стихотворениях мелькает Петербург, особенно часто этот город упоминается в знаменитом произведении «Стансы городу».

Многочисленные исследования книги «Новые стансы к Августе» показывают, что в этом произведении часто употребляются такие лексические единицы, как имена Мари и Телемак, а также слова «мадам», «дорогая», «дружок». Главный адресат «Новых стансов к Августе» - которая ждет своего друга. К ней обращены все нежные призывы поэта. По стихотворениям Бродского можно судить, что такое стансы в литературе. Центральным персонажем у Бродского является лирический герой, также важен для его поэзии мотив изгнанничества.

Сборник «Новые стансы к Августе» был посвящен Марии Басмановой. В нем фигурируют не только образы лирических героев, но и предметы. Они имеют символическое значение. Лирический герой дарит своей девушке кольцо с бирюзой. Бирюза - это камень, сделанный из костей людей. Герой просит возлюбленную носить этот камень на безымянном пальце.

В стихотворении «Ломтик медового месяца» автор исследует морскую лексику. Его возлюбленную зовут Марина, поэтому особое внимание он уделяет морской теме.

Стихотворение «Ночной полет» посвящено путешествию в брюхе самолета, и поэт признается, что всегда хотел поехать в среднюю Азию. Путешествие в самолете для него имеет двоякий смысл - это и полет в другую жизнь, и путешествие к воскресению. Поэт стремится к другой реальности, где не будет несчастий и мучений.

Сочинение

Время творческой активности Михаила Юрьевича Лермонтова пришлось на период жестокой реакции в России, последовавшей за эпохой духовного и нравственного подъема первой четверти XIX века. Ситуация в стране наложила отпечаток на развитие культуры тех лет. Это были годы студенческих кружков и обществ Станкевича, Герцена, Белинского, с одной стороны, а с другой - неусыпного полицейского надзора за каждым самостоятельно мыслящим человеком. В такой атмосфере у Лермонтова сложилось трагическое мироощущение, которое приобрело черты романтизма. Эпоха навязывала поэту определенные переживания, сформировавшие образ его лирического героя.
Через все творчество Лермонтова от самых ранних стихов до произведений 1841 года проходит мотив одиночества. Это ощущение было вызвано размышлениями о несовершенстве земной жизни и неизбежности томления души по иным мирам. Об этом поэт пишет в стихотворении 1831 года “Ангел”.

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Жизнь при внимательном рассмотрении, по мнению Лермонтова, оказывается “пустой и глупой шуткой”. Лирическому герою “некому руку подать в минуту душевной невзгоды”. Он ни во что не верит и ощущает только тоску. Один выходит герой “на дорогу”. Он надеется на достижение гармонии в состоянии вечного сна - забыться, разочаровавшись в ее существовании на земле. Лирический герой Лермонтова уверен в нереальности счастья при жизни по определению самого земного бытия. Это одна из важнейших причин трагизма мироощущения поэта.
“И скучно и грустно”, 1840 г.

И жизнь, как посмотришь с холодным
вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка...

“Выхожу один я на дорогу...”, 1841 г.

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

К этому добавлялось негативное отношение Лермонтова к своему поколению, вызвавшее желание лирического героя обособиться от общества. Поэт, окруженный “пестрою толпою”, хочет “забыться” в воспоминаниях об идеализированном детстве и юношеской любви. На этот раз он ищет гармонию в прошедших годах своей жизни. Но эта “мечта” так же далека от реальности, в которой находится поэт, как и возможное умиротворение после смерти.
Лермонтов не только пытается убежать от действительности в другие миры. Он ощущает в себе дар пророка и, следовательно, видит свою обязанность в том, чтоб воспламенять “бойца для битвы” с несовершенствами окружающей жизни. Поэт идет по стопам своего предшественника, который “восстал... против мнений света. Один, как прежде... и убит!”. В конце жизни Лермонтов констатировал:

В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Лирический герой поэта поставил перед собой необычайно трудную задачу, исполнение которой, как он знал, должно привести к его гибели, и в результате осознал, что цель практически недостижима (“старцы” по-прежнему улыбаются “самолюбиво” и называют поэта глупцом).
Неприятие поколения, представители которого ничуть не похожи на защитников Москвы под Бородином (“Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...”). Современники Лермонтова разделены на “рабов” и “господ”, на “мундиры голубые” и “им преданный народ”. Лермонтов оказывается “изгнанником” “на родине с названьем гражданина”. Поэт называет это “ужасной” судьбой, завидуя и одновременно сочувствуя “холодным” тучам, у которых нет родины и которым “нет... изгнанья”. Лирический герой не раз отказывался от “немытой России”, но в то же время Родина приносила ему “отраду, многим незнакомую”. В трагично складывающихся взаимоотношениях Лермонтова и Родины были мгновения радости, но основная тональность - горечь.
То же неприятие поколения и разочарование в существовании искренних чувств лишило Лермонтова друзей и светлой любви. “Делить веселье - все готовы: никто не хочет грусть делить”, - пишет он в стихотворении 1830 года “Одиночество”, не находя верных друзей и возлюбленной. Поэт говорит: “А вечно любить невозможно”. Вспоминая о своих увлечениях, лирический герой признается: “...Люблю в тебе я прошлое страданье...” - и благодарит “за тайные мучения страстей, за горечь слез, ...за лесть врагов и клевету друзей”. Он уверен, что его судьбой “никто не озабочен”. Так же, как поэт, одиноки сосна и пальма из стихотворения “На севере диком стоит одиноко...”, утес из одноименного произведения. Лермонтов передавал свои чувства, изображая картины природы.
Поэт понимал, что остался без традиционных привязанностей каждого человека: без любви к родине, без друзей и без возлюбленной. Осознавая трагизм своего положения в невесомости, романтик находит единственную приемлемую для себя и обусловленную методом точку опоры: отрекаясь от традиционных ценностей, Лермонтов провозглашает культ “абсолютной внутренней жизни” (Гегель). “Но, потеряв отчизну и свободу, я вдруг нашел себя...” и “Для тайных дум я пренебрег и путь любви, и славы путь...” Лирический герой пытается определить для себя правила внутренней жизни. Он боится слиться с поколением, которое “в бездействии состарится”. Развернутую характеристику его пороков поэт дает в “Думе” (1838), обвиняя и себя наравне с остальными. Отсутствие общественной деятельности приводит героя к уверенности в необходимости постоянной внутренней работы и духовных исканий. Лермонтов заявляет об этом в своей поэтической декларации “Парус” в 1832 году. По мнению поэта, внутренняя неудовлетворенность необходима для полноценной жизни: “А он, мятежный, просит бури...” В этой уверенности лирического героя - еще одна причина невозможности для него спокойного существования. Лермонтов сравнивает себя с “одиноким” и “мятежным” кораблем. Но само слово “корабль” не употребляется: автор, пользуясь художественным приемом - метонимией, вводит гораздо более поэтичный образ-символ - “парус”. Его существование описывается с помощью метафор: он “просит бури”, волны под ним “играют”, ветер “свищет”. Яркая картина создается богатой цветовой гаммой (“белеет” парус, “голубой” туман, “золотой” луч солнца) и сравнением (“струя светлей лазури”). Жизнь Лермонтова была талантливо показана в его поэтической декларации.
“Мятежность” поэта распространяется не только на взаимоотношения со светом. Лирический герой готов встать в оппозицию даже к Богу. Его творчество вдохновляется демоном, чья “стихия” - “собрание зол”:

И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.

Связь с этой грозной силой мучительна для лирического героя. Он осознает:

И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
Не даст мне счастья никогда.

Таинственны те речи, значение которых “темно иль ничтожно”, но поэт знает, что должен на них ответить. Он не смеет и не хочет просить “за свою... душу пустынную, за душу странника в свете безродного” “матерь божию”, но тем не менее вступает в диалог с небом. Лирический герой молит о заступничестве за “деву невинную”, которую не сможет защитить своей темной силой.
Сам поэт с болью ощущает свою оторванность от небесного света. Он пытается договориться с Богом: “Но угаси сей чудный пламень... тогда на тесный путь спасенья к тебе я снова обращусь”. Лишь через десятилетие лирический герой получает облегчение при чтении молитвы: “С души как бремя скатится, сомненье далеко...” Но большую часть жизни Лермонтов провел в трагическом противостоянии небу, в “мраке земли могильном с ее страстями”, от которых преждевременно “угасла” кровь, как отмечается в “Элегии” 1829 года. Характерные для творчества Лермонтова и романтизма в целом мотивы отразились и в поэме “Мцыри”. Главное действующее лицо этого произведения одновременно и лирический герой, и рассказчик. Мцыри одинок, его кипучая и жаждущая деятельности натура противопоставлена душной атмосфере монастыря, он томится по родине и полноценной жизни, он не удовлетворен настоящим и то вспоминает о прошлом, то стремится в будущее. Лермонтов поэтизирует борьбу своего героя за свободу от монастырских правил и, шире, от условностей жизни. Мцыри отличается от лирического героя стихотворений поэта большей силой, яркостью и активностью борьбы. Он “естественный” человек, родственный экзотической кавказской природе, близкой по стихии, он однозначно героический и идеализированный характер. Мцыри умирает, смиряясь с условиями окружающей действительности. Но это умиротворенность безысходности. В лирике же Лермонтова есть несколько стихотворений о реальной гармонии в этой жизни. Самое яркое из них - “Когда волнуется желтеющая нива...” (1837). Синтаксическая конструкция периода позволяет поэту дать в первой части развернутое описание природы и затем заключить:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

В последние годы жизни у Лермонтова, наряду с констатацией своего разочарования во всем, появляется мотив веры в некоторые ценности, в том числе в существование родной души. Так, в стихотворении 1841 года “Сон” поэту снится “юная жена”, чья душа видит его страданья.
С годами Лермонтов становится старше и его лирический герой все больше напоминает гармоничного лирического героя Пушкина. Но в целом творчество поэта проникнуто романтическим трагизмом абсолютного одиночества, борьбы со всем окружающим, неприятия действительности, непонятности.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

ОГЭ. ЛИТЕРАТУРА. 2017 год.

(Типовые экзаменационные варианты под ред. А.В. Федорова)

ВАРИАНТ 2. ЛИРИКА.

Задание1.2.1.

Почему размышления лирического героя проникнуто трагизмом? «Стансы». М.Ю. Лермонтов.

"Стансы" - это преддверие всей трагической жизни поэта. Вот почему размышление лирического героя проникнуто такой безысходностью, трагичностью.

Свои "Стансы" ("Мне любить до могилы...") Лермонтов написал совсем молодым, но какая разочарованность и тоска звучит в словах его лирического героя. Он боится причинить горе, а может быть и даже смерть близкому человеку, который его полюбит. Возможно, поэтому он и говорит:

Задание 1.2.2.

Каково значение третьей строфы стихотворения для понимания его общего смысла?

Стихотворение Лермонтова наполнено печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Хочет любить, но понимает невозможность этого:

Я люблю и страшусь быть взаимно любим...

Понимает: все, что любит его, «то погибнуть должно».

И в третьей строфе поэт сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы:

Так точно и я под ударом судьбы,

Как утес, неподвижно стою.

Но не мысли никто перенесть сей борьбы,

Если руку пожмёт он мою…

Это сравнение и помогает понять читателю трагичность чувств лирического героя, связанных с невозможностью любить.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Стансы» с приведенным ниже стихотворением А. С. Пушкина «Я вас любил». В чем сходство и различие отношения лирических героев к возлюбленной?

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Стансы» посвящено теме неразделенной любви. Такая тема прослеживается и в творчестве других русских поэтов. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил, любовь еще быть может…» лирический герой понимает, что не может быть со своей возлюбленной. В стихотворении М.Ю. Лермонтова звучит тот же мотив: «Я люблю и страшусь быть взаимно любим». В этом сходство отношения лирических героев к возлюбленной.

Однако если в стихотворении А.С. Пушкина герой любит «так искренне, так нежно», но не хочет обременять возлюбленную своими переживаниями и желает ей счастья с другим человеком, то у М.Ю. Лермонтова лирический герой страдает от неразделенной любви и не желает быть любимым: «Я несчастлив пусть буду – несчастлив один…». Если у Пушкина остаётся на сердце печаль от безответного чувства, то у Лермонтова лишь страдание и мука – он несчастлив. В этом различие отношения лирических героев к возлюбленной.

Таким образом, и Лермонтов, и Пушкин показывают сильное, возвышенное чувство, всецело поглощающее их лирических героев, но показывают его по-разному.

Задание1.2.1.

Над какими «вечными вопросами» размышляет М.В. Ломоносов в стихотворении «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

М.В. Ломоносов размышляет над «вечными вопросами»: вечная борьба знания и незнания, духа и материи.

М.В. Ломоносов как ученый, который и сам сделал немало открытий, поначалу сомневался в том, что мир создан по воле божьей: «И промыслу с небес во всей вселенной нет». Как поэт-человек он понимает, что такое видение мира – плод человеческой гордыни, высокомерия: «…от высоты смотренья». «Однако, посмотрев светил небесных стройность», поэт убедился, «признал, что божеской мы силой созданы». В этом – основной смысл размышлений над «вечными вопросами»: мир существует по определенным законам, которые человечеству не дано осознать.

Задание1.2.2.

Каковы особенности композиции стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

Композиция стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял…» представляет из себя внутренний монолог лирического героя, размышляющего о законах природы и человеческого бытия. Стихотворение представлено восьмистишием, в котором последовательно раскрывается главная мысль – признание божественного начала Вселенной. Особенностью композиции является антитеза, противопоставление материального и духовного начала в природе: «И промыслу небес во всей Вселенной нет» - «Признал, что божеской мы силой созданы», от отрицания духовного начала в природе до его признания на основе материального опыта:

Однако, посмотрев светил небесных стройность,

Земли, морей и рек доброту и пристойность,

Премену дней ночей, явления луны,

Признал…

Задание1.2.3.

Сопоставьте стихотворение М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Что сближает оба стихотворения?

Оба стихотворения представляют из себя размышления лирических героев о смысле человеческого бытия и связи человека и природы.

В стихотворении М.В. Ломоносова лирический герой поначалу высказывает сомнение в существовании «промысла с небес», но через материальный опыт приходит к выводу, что все вокруг создано «божеской силой», обладает гармоничностью, «стройностью», «добротой и пристойностью», то есть признает духовное начало в природе.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Оба стихотворения сближает общая мысль – человек способен познать Бога только через гармонию с природой. Познав природу, он познает Бога.

Задание1.2.1.

Почему лирический герой стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое» часто прибегает к риторическим вопросам?

Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок. Это указывает на неразрешенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения - развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда риторических вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое - живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство - природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово - создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -- невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать - и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».

Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения В.А. Жуковского?

Самое важное в жизни нельзя выразить словами: жизнь настолько прекрасная и сложная, что «земной язык» по сравнению с ней ничтожен. Это основная мысль стихотворения В.А Жуковского. Она выражена в последней строчке - «И лишь молчание понятно говорит». Элегия пронизана лёгкой грустью. Лирический герой размышляет над загадкой существования – «невыразимым». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство».

Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А.А. Фета «Как беден наш язык!-Хочу и не могу…» Какие темы сближаю оба произведения?

Именно в стихотворении В.А. Жуковского «Невыразимое» со всей отчетливостью была поставлена проблема «невыразимости», то есть поиска адекватного поэтического языка. В русской поэзии этой теме посвятили свои стихотворения многие романтики XIX века, такие, как Лермонтов, Фет, каждый из которых предложил свое оригинальное ее видение.

Искусство не способно выразить истинную суть явления. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство». Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний. Сделать это очень трудно, нужно найти слова, для всего, что чувствуешь, видишь, чем живешь.

Эта же мысль звучит в стихотворении Фета «Как беден наш язык…»:

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною,

Напрасно вечное томление сердец…

Задание 1.2.1.

Как в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» раскрыто пушкинское понимание любви?

Любовь для поэта - это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его, высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Даже после пережитого в тяжелое время, полное жизненных испытаний, переживаний («В глуши, во мраке заточенья …»), когда жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл, Пушкин пробуждается, возрождается вместе с любовью. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Задание 1.2.2.

Какую роль в стихотворении играют эпитеты?

Поэт рисует в стихотворении идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми, «небесными чертами». Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной. Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовного кризиса и явилась любовь – неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество ссылки, «мрак заточенья» уничтожили любовь, но она снова пришла и принесла с собой еще более сильные чувства, чем прежние. Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит «упоенье» силой любви, полнотой жизни.

Так хрупкая красота способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет заточения. Это есть настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Для Пушкина любить - значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения.

Для того чтобы более точно, образно рассказать о душевном состоянии героя, поэт использовал эпитеты: «чудное мгновенье», «грусть безнадежная», «небесные черты» и другие, перечисленные выше. Образное определение «гений чистой красоты» использован дважды, чтобы подчеркнуть внешний и внутренний облик прекрасной девушки.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К***»(«Я помню чудное мгновенье…») с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «К.Б.» что общего в решении темы любви в обоих стихотворениях?

Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», написанное в 1825 году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…», написанное в 1870 году.

Эти стихотворения объединяет тема любви. Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

(А.С. Пушкин)

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что – то встрепенется в нас…

(Ф. И. Тютчев)

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем новой встречи. Слова:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит.

Произведения схожи по поэтическому сюжету («пробуждение» души лирического героя), по особой и возвышенности в его изображении, имеют идентичные образы («милые черты», «небесные черты»). Если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).

Оба стихотворения относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения. Ключевым, центральным словом является слово «любовь» («и та ж в душе моей любовь», «и жизнь, и слезы, и любовь»).

Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» позволяют нам увидеть великих художников слова, создавших яркие образы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме.

Задание 1.2.1.

Охарактеризуйте настроение лирического героя стихотворения А.С. Пушкина «Туча».

Туча в стихотворении Пушкина - нежелательный гость для поэта. Он радуется тому, что прошла гроза и что небо вновь стало лазурным. О минувшем ненастье напоминает лишь эта запоздалая туча: «Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день».

Совсем недавно она распоряжалась на небе, потому что была нужна, - туча поила дождем «алчную землю». Но время ее прошло: «Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась…» И ветер гонит эту уже нежеланную гостью с просветлевших небес: «И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес».

Таким образом, туча для героя Пушкина - олицетворение чего-то грозного и неприятного, страшного, возможно, какой-то беды. Он понимает, что ее появление неизбежно, однако ждет, когда она пройдет, и все снова наладится. Для героя стихотворение естественным является состояние покоя, умиротворенности, гармонии.

Стихотворение А. С. Пушкина «Туча» проникнуто чувством надежды на лучшее. Мы видим победу добра над злом. Настроение лирического героя меняется в ходе стихотворения. Сначала оно мрачное, и унылое, и печальное, но как после дождя и грома «возрождается» природа: «земля освежилась» и ветер «ласкает листочки древес» , так и душа поэта становится ясной и светлой.
Первой строчкой стихотворения «Последняя туча рассеянной бури! » лирический герой-автор показывает, что вся основная буря уже позади, гром, молния – все уже прошло. Значит, в композиции стихотворения словно отсутствует пиковый момент – кульминация. Последняя туча лишь остаток бушевавшей стихии. Так что все стихотворение «Туча» мы можем назвать развязкой какого-то действия: герой уже успокаивается, настроение улучшается, на душе его становится легко и свободно, да и природа постепенно оправляется от бури.

Задание 1.2.2.

Как соотносятся мир природы и мир человека в пушкинской «Туче»?

Природа в лирических произведениях Пушкина прекрасна и одухотворена. Поэтому мир природы и мир человеческой души в стихотворении А. С. Пушкина тесно и неразрывно связаны. Различные природные явления и события символизируют внутреннее состояние человека, его переживания, эмоции, радости и печали. Именно поэтому одним из любимых приемов поэта является олицетворение («печалишь ликующий день», «ветер ласкает листочки древес»). В обыденном, казалось бы, явлении – грозе – поэт видит тайну бытия и разгадку загадки души: все в мире циклично, все возвращается на круги своя, и за черной полосой в жизни обязательно наступит светлая.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Туча» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Тучи. Какие мотивы сближают оба стихотворения?

Стихотворения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова объединяет тема природы и прием олицетворения, с помощью которого изображаются ее явления (например, в обоих стихотворениях лирический герой ведет диалог с тучами). Природные образы помогают понять мир лирических героев произведений.

Мотивы страдания, печали и одиночества, воплощенные в образе тучи, сближают оба стихотворения. Однако в стихотворении Пушкина туча – символ бед, от которых лирический герой с радостью избавляется, побеждая страхи и уныние, просветляясь. У героя же Лермонтова много общего с тучами (используется прием сравнения: «будто как я же, изгнанники»): это и свобода, и чувство разъединенности с миром, и бесконечные одинокие скитания. И это одиночество лирическому герою Лермонтова не преодолеть.

Таким образом, стихотворение Пушкина благодаря образу исчезающей с неба тучи проникнуто светлым мироощущением, а в произведении Лермонтова звучат трагические ноты

Задание 1.2.1.

Охарактеризуйте чувства, которые испытывает лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева, наблюдающий полет коршуна.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева искренне восхищается полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для героя Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств. Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит в высь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», - отмечает поэт. восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли. », - размышляет лирический герой стихотворения. В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом. Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно. Именно по этой причине герою грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим лирический герой не хочет мириться.

Задание 1.2.2.

Как прием антитезы помогает воплотить замысел автора?

Стихотворение построено на противопоставлении земли и неба, коршуна и человека, движения (взвился) и неподвижности (прирос). И еще – коршун взлетает с поляны в небо – это в начале, а в последней строке человек как бы возвращает действие на землю. Повторы в стихотворении очень важны, хоть они не всегда полные. Коршун взвился и вьется, поднялся высоко и выше, к небу и за небосклон, у него два мощных, два живых крыла (эпитеты), и то, что даже крылья у него живые, усиливает впечатление красоты и гармонии коршуна с природой. А человек царь земли, но прирос к земли. Повторы усиливают противопоставление образов коршуна и человека, а также делают стихотворение чуточку мрачным. Природа – величественная; человек думает, что велик (царь земли), но мал и ничтожен перед природой.

Таким образом, в стихотворении с помощью противопоставления неба - символа высокого, идеального, красоты и гармонии земле, от которой не может оторваться человек, - символу повседневности, приземленности поэт воплощает свой авторский замысел: показать место человека в мироздании.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» с приведенным ниже фрагментом оды Г.Р. Державина «бог». Что общего и различного в оценке поэтами места человека в мироздании?

Основная мысль стихотворения Державина заключена в строке «Я царь - я раб - я червь - я бог!» Поэт говорит о том, что значение человека на земле слишком широко, необъятно: он может быть богом и царем, но в сравнении со вселенной человек - червь и раб. У Тютчева звучит подобная мысль в последней строке стихотворения: «Я, царь земли, прирос к земли!..» Человек, считающий себя царем, лишен свободы, не может, как коршун, взлететь в небо - такой ли уж он царь после этого? В этом общность позиций авторов.

Однако Г.Р. Державин идет дальше в воплощении замысла: человек - это не просто ничтожная пылинка, обреченная на приземленное существования, не знающая и не имеющая ничего, кроме земных, материальных оков. Человек - это и есть Бог, человек - тот, кто пробуждает Бога не только в себе, но и во всем окружающем мире. Такова оценка поэтом места человека в мироздании. У Ф.И. Тютчева же больше сарказма в оценке места человека в мироздании: «Я, царь земли, прирос к земли!» В этом различие авторских позиций.

Задание 1.2.1.

Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в светлости осенних вечеров…»?

Эпитет - образное определение, служит для выражения экспрессивной оценки явлений, предметов в художественном тексте. Эпитеты, используемые в данном отрывке, подчеркивают настроение лирического героя, его восприятие вечера. У Тютчева много эпитетов. Большинство из них светлые, описывающие прелесть осенних вечеров («умильная таинственная прелесть», «Туманная и тихая лазурь», «легкий шелест»). Однако вечерняя природа бывает разной: среди спокойствия может возникнуть «зловещий блеск», земля кажется «сиротеющей».

Задание 1.2.2.

Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

Тютчев как поэт-романтик видит в природе вечное, Божественное начало, как христианин он понимает, что только Бог является источником духовного возрождения. Светлость, свет для поэта является источником духовного очищения; эта светлость «умильная», «таинственная», «кроткая», именно с ней поэт сравнил и в ней увидел «Божественное страдание» - прообраз человеческой нравственности. Свет - это Бог. Таким образом, Тютчев, подводя итог своим размышлениям, говорит, что Бог поможет человеку справиться с изнеможением, усталостью, утомлением.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «есть в светлости осенних вечеров…» с приведенным ниже фрагментом стихотворения А.С. Пушкина «осень». Что общего в восприятии лирическими героями обоих стихотворений осенней природы?

Оба стихотворения проникнуты светлой печалью. На фоне «светлого страданья» у Тютчева появляется «зловещий блеск» уходящей осени. Эпитет «зловещий» - метафора, выражающая идею автора о недолговечности мира. Поэтому такими близкими и дорогими человеку кажутся осенние вечера природы и жизни. Для Пушкина осень - любимое время года, несмотря на «природы увяданье» и «седой зимы угрозы». Осень воспринимается поэтами как период размышлений о сущности человеческого бытия, подведение определенных жизненных итогов.

Задание 1.2.1.

Охарактеризуйте эпитеты, найденные поэтом для воссоздания центрального образа стихотворения «Фонтан» Ф.И. Тютчева.

Центральным образом стихотворения Ф.И. Тютчева является фонтан, который выступает и как физическое явление, водопад, и как человеческая мысль.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор: «высоты заветной», «облаком живым» «влажный дым». «пылью огнецветной». Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией, отождествляет фонтан с «живым облаком», стараясь привлечь внимание читателя.

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, которая «лучом упорным» «к небу рвется», чтобы постичь тайну Бытия. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет эпитетов: «смертная мысль» (то есть не вечная, как Вселенная, а подобна самому человеку, так как ему принадлежит), «водомет неистощимый» (подобно фонтану, человеческая мысль всегда находится в движении, в поисках истины), «твой луч упорный» рвется «жадно к небу» (мысль стремится ввысь, желание постичь неизведанное). Эпитеты помогли автору передать основную философскую идею о бессилии человеческой мысли выйти за пределы невозможного, где «длань незримо-роковая» низвергает ее, подобно фонтану.

Задание 1.2.2.

Можно ли утверждать, что в главной в стихотворении является идея бессилия человеческой мысли?

Стихотворение Тютчева «Фонтан» - это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо−роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, - такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной -

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: «Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым». Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это - суровый закон Вселенной.

Тютчев утверждает загадку и противоречивость человеческого разума, его величие и бессилие. Как бы ни стремился человек достичь идеала, как бы высоко ни взлетала его «смертная мысль», «длань незримо-роковая» низвергнет ее с высоты, подобно тому как фонтан «ниспасть на землю осужден».

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся…». В чем близость идей двух стихотворений?

Стихотворения Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся» можно сопоставить между собой тем, что в обоих произведениях тема взаимоотношений человека и природы является ведущей. Отмечу, что лирические герои стихотворений восхищаются силой и красотой природы и сожалеют об ограниченности человеческих возможностей познать Вселенную во всех ее проявлениях.

Трагический смысл существования человека заключается в том, что он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, - такова его человеческая природа. Однако он и не может постичь всего, чего бы ему хотелось, подобно водам фонтана. Такова основная мысль стихотворения «Фонтан». В стихотворении «С поляны коршун поднялся…» эта же мысль раскрывается через сравнение человека с коршуном: не может человек, хоть он и «царь земли» подняться в небо, подобно свободолюбивому, вольному коршуну.

Задание 1.2.1.

Какое настроение преобладает в стихотворении С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»?

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющими его сердце. Прежде всего, это просветленный восторг, гордость за родину, Русь.

Для поэта нет ничего дороже и главней России, без неё он не представляет свою жизнь. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным («хаты – в ризах образа»), ведь «риза» - это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом. Есенин хмелеет от своей огромной любви к бескрайним полям, запаху яблок и меда на «кроткий Спас», упивается пронзительной синевой небес, которая «сосёт глаза», звонким «девичьим смехом», «приволью зеленых лех». Сам себя он называет «захожим богомольцем», а родину, Русь, «раем» И даже “рать святая” – ангелы, не могут соблазнить поэта жизнью в Раю, так как он уже обрел свой вечный Рай – свою Русь. Стихотворение все - от начала до конца - искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю.

Задание 1.2.2.

С помощью каких средств в стихотворении С.А. Есенина создается образ Руси?

Поэт ввел в стихотворение библейские образы: хаты, кроткий Спас, рать святая, рай. Лирический герой сопоставляется поэтом с богомольцем. Природа воспринимается поэтом как божественный храм. Бог, деревенский пейзаж и родина сливаются, образуя единую картину мира. «Голубая Русь» является для лирического героя лучшим местом мира: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». В стихотворении используются глаголы в форме будущего времени или условного наклонения: лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные просторы родной земли. Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения, создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землей. В стихотворении употребляются аллитерации (повторяются свистящие согласные звуки), которые создают выразительный звукописный образ разъедающей до слез сини бескрайних русских просторов: Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Стихотворение написано четырехстопным хореем. Есенинский хорей романсово протяжен, богат пиррихиями, которые придают напевность, лирическую плавность, задушевность всему произведению.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Что общего и различного в отношении поэтов к Родине?

Стихотворения Есенина и Лермонтова схожи по тематике, образам и различаются по мотивам. В обоих стихотворениях через восприятие лирического героя передаётся любовь к Родине, преклонение перед ней, беззаветное служение ей. «Люблю отчизну я…» - утверждает лирический герой стихотворения «Родина», в стихотворении Есенина в последних строках «Не надо рая, дайте родину мою» звучит та же беззаветная любовь к отчизне.

В обоих стихотворениях присутствует образ родины. Этот образ и в том, и в другом стихотворении – образ России крестьянской, «неофициальной»: Русь с хатами у Есенина и отчизна с избами, «покрытыми соломой», у Лермонтова; «приволь зеленых лех» в есенинском произведении и «лесов безбрежных колыханье» в лермонтовском стихотворении.

Но если у Есенина пейзаж окрашен в светлые тона: «Синь сосет глаза», то в стихотворении Лермонтова звучат печальные, грустные мотивы: «Проселочным путем люблю скакать в телеге и, взором медленным пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Это было обусловлено и сословной принадлежностью поэтов, и их личной судьбой.

Задание 1.2.1.

Какие изобразительно-выразительные средства использовал И.А. Крылов для создания басенных образов «Свиньи под Дубом»?

Три образа вводит И.А. Крылов в басню «Свинья под Дубом»: образ Свиньи, образ Ворона, образ Дуба. Под этими образами автор скрывает человеческие качества. А для этого использует аллегорию, иносказание. Свинья в басне символизирует жадность, невежество, грубость; Ворон – просвещенность, благоразумие, Дуб – мудрость. Чтобы передать самодовольно-глупое поведение Свиньи, Крылов прибегает к просторечной лексике: «наелась до отвала», «глаза продравши», «рылом». Свинья показана в действиях, последнее из которых не только нелепо, лишено смысла, но и вредно – «и подрывать у дуба корни стала». Еще одно из средств, которое применил автор для создания басенных образов – это диалог героев, в котором наиболее ярко раскрываются характеры всех героев: мудрость Дуба, благоразумие Ворона, глупость и грубость Свиньи.

Вся басня построена на противопоставлении опыты, знаний, мудрости глупости и невежеству.

Задание 1.2.2.

Какие пороки, помимо невежества, обличаются в басне «Свинья под Дубом»?

Свинья не способна видеть ничего дальше своего носа. Это образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней - они не способны поднимать голову вверх. Именно это качество позволяет высмеять человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому. Кроме того, Свинья выступает как неблагодарное существо, не способное оценить помощь, пользу других. Еще один порок Свиньи – жадность и глупость – проявляются в ее ответе Ворону.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом» и «Скупой и Курица». Какие темы и проблемы объединяют две басни?

Данные произведения Крылова объединены общей темой и социальной проблематикой.

Так в басне «Свинья под Дубом» высмеивается невежество, глупость, неспособность к причинно-следственному анализу и неумение логически мыслить. На примере Свиньи автор показывает и такой порок, как неуважение к другим, к чужому труду, неблагодарность за те блага, которые они тебе приносят.

В басне «Скупой и Курица» главный герой – носитель таких пороков, как отсутствие здравого смысла, неблагодарность («неблагодарности не побоясь греха»), неумение ценить чужие «благодеяния».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что обличение невежества, глупости, неуважения к труду других, неблагодарность и то, как автор раскрывает эти темы, какие выводы делает, – это то общее, что объединяет басни.