Александр невский образец нравственных и духовных ценностей. Современный кризис личности и величие примера святого князя александра невского

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали дей­ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

В Александре Невском наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и народу.

Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.

В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220–1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности.

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.

Все его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя – он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры – указывает путь ко Христу, как воин – облачен в воинские доспехи, как народный герой – стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской». Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.

Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2). Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам. Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. Апостол Павел указывает и путь приближения к Идеалу: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).

Святые отцы Церкви рекомендуют совершен­ствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

  • Воспитание духа – это воспитание христианина , которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.
  • Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.
  • Воспитание тела – это воспитание гражданина – патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши – усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей – сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, – то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни – приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали дей­ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

В Александре Невском наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и народу

Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.

В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220–1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.

Все его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя – он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры – указывает путь ко Христу, как воин – облачен в воинские доспехи, как народный герой – стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской». Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.

Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2). Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам. Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. указывает и путь приближения к Идеалу: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).

Святые отцы Церкви рекомендуют совершен­ствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

  • Воспитание духа – это воспитание христианина , которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.
  • Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.
  • Воспитание тела – это воспитание гражданина – патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши – усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей – сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, – то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни – приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

Выпускница 9А класса МБОУ "СОШ № 40" города Нижневартовска

Нежданова О. в своём сочинении повествует о выдающихся личностях прошлого России, внесших наибольший вклад в духовное, культурное, интеллектуальное развитие России, о Святом Александре Невском

Скачать:

Предварительный просмотр:

Организаторам международного

Литературного конкурса «Лицо России»

Сочинение

Ученицы 9А класса (15 лет)

МСОШ№40

Г.Нижневартовска

ХМАО-Югры

Неждановой Ольги Николаевны,

Проживающей по адресу:

Ханты-Мансийский автономный округ-

Югра,

Г.Нижневартовск,ул.Северная,д.80,кв.39

Д/т 45-03-01

Сочинение.

Святой Александр Невский - лицо России.

История России складывается из ниточек жизни наших миллионов предков, которые возделывали и защищали землю, рожали и растили детей… Русские православные люди ставили высшие, то есть духовные ценности в заглавие своей жизни, имели нравственные ценности и жизненную целеустремленность. Ими руководили православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, национальные православные традиции. Это давало русским людям возможность полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Религия была значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия.

«Святая Русь» светила «миру великой, бескорыстной и чистой идеей,…не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом…»(Ф.М.Достоевский). Православные люди Руси мечтали создать «царство праведников», построить наилучшее общество на Земле.

Святополк, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский - выдающиеся личности прошлого России, лица России, внесшие наибольший вклад в духовное, культурное, интеллектуальное развитие России, в созидание идеалов добра, любви, мирного сосуществования.

Святой Александр Невский - сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук Андрея Боголюбского и правнук знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха - отличался разумом, мужеством, крепостью телесных сил, величественной красотой,правдолюбием, сострадательностью и истинно христианским благочестием.

За какие заслуги Александр Невский причислен к лику Святых? Почему он является выдающейся личностью, лицом России? Вспомним деяния Святого Александра.

От благодатного старца-иерарха Александр получил первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту русской церкви и русской земли. Промысел Божий воздвиг на спасение Русской земли Святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. «Без Божия повеления не было бы княжения его».

Святой Александр перед боем всегда молился в храме Святой Софии, вспоминал псалом Давида и говорил, обращаясь к Господу: «Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, стани в помощь мне». Затем обращался к дружине со словами, исполненными веры: «Не в силе Бог, а в правде. Иные- с оружием, иные –на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь отправлялся в бой с врагами земли русской…

Однажды перед сражением Святому Александру рассказали о чудном знамении: будто ладья плывет по морю, а в ней святые мученики –Борис и Глеб в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Святой Александр, приободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество…» Ангел Божий помогал православному воинству. За эту победу народ назвал святого Александра Невским…

Опасным врагом были для Руси немецкие рыцари. Враги похвалялись "подчинить себе весь славянский народ". Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, Святой Александр молился: "Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка". По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед Святому князю, и шли они посрамленные…

Прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, "по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима".

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была "кротость голубя и мудрость змеи"…Завещанный отцом союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить Святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ…

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его "темным походом", русское войско шло сквозь полярную ночь, "идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи". В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими…

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное Святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году, по его указанию, во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре, князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении Святого князя, сказал в надгробном слове: "Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле". Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Так прославил Бог своего угодника - Святого воина-князя Александра Невского.

Да, жизнь и деяния Святого Александра будут навечно в памяти народной… Мы благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения… Мы живем в большом общежитии, и надо уметь помнить героев прошлого, уметь любить людей, отдавать богатство ума и сердца для блага России, увеличивать добро в окружающем нас мире…

В настоящее время необходимо думать о благости, милосердии, любви, терпении, смирении. Все мы знаем, что на России особая благодать, мы живем на Святой земле. Католики пытались покорить и уничтожить дух Православия, однако безуспешно, потому что Святые молились и молятся за Русь. Православные прославляют Святую княгиню Ольгу, Святого благоверного князя Александра Невского, которые своими святыми молитвами и доныне поддерживают и укрепляют русский народ. Мы идем путем Православия, взирая на жительство Святых…

Сегодня мы обращаемся к своим духовным истокам, традициям, обычаям, классическому духовному наследию, вновь осознаем значение православной веры в нашей жизни, для многих также стало очевидным, что православная история содержит богатый опыт духовно – нравственного воспитания. Нравственно – православные принципы, заложенные в нашей истории, литературе, основанные на любви к ближнему, на гуманном отношении к человеку, на послушании родителям и уважении старших, на осознании неповторимого дара жизни обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями…

«В нынешний суетный век самое главное…для всякого христианина-сохранить твердую, глубокую веру… На стержне веры и духовной жизни укрепляются качества, весьма важные сегодня: любовь и чуткость,…предельная честность, ответственность, сочетание «смиренномудрия с творческим, активным подходом к жизни…(Святейший Патриарх Алексий II).

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе - как Бог велит и учит святая Церковь. Наша культура, наш быт утратили многие вековые традиции. Исчезает прежнее отношение к труду, армейской службе, как к служению Отечеству, на наших глазах разрушаются наука и образование, из сознания молодежи вытравливаются такие понятия, как почитание, верность, патриотизм, долг, честь, ответственность и, наоборот, пропагандируются жестокость, безнравственность и насилие. Мы потеряли преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения.

Среди множества задач стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало, по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей призванных обеспечить достойное воспитание. Воспитать духовно-нравственную личность, значит обрести в её лице – опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов - подвижников веры и благочестия, примеров патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом, уже на протяжении многих веков для наших соотечественников, служит святой благоверный великий князь Александр Невский - потомок легендарного князя Владимира Мономаха. В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая по слову историков как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего сорок три года (1220 – 1263гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в трудное время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских военных орденов противника. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.

В 1263году в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму, с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: «Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской». И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы были в нём - христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной, церковной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия решимость и ответственность чрезвычайно близки.

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности - как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих», не достижимо и воспитание цельной личности.

Воспитание духа – это воспитание христианина, которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов.

Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина, благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции. Воспитание тела – это воспитание гражданина - патриота, любящего Отечество и способного защитить его; к чему более всего призвано мужское поколение усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей - чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни - приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: З3).

Разделы: Литература

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

Тема: “Лик Святого в житийной литературе”.

Задачи:

  • Сравнить облик героя в иконописи, в живописи и в житийной литературе на примере образа А. Невского как исторического деятеля и как Святого.
  • Углубить представление о таком литературном жанре, как житие. Раскрыть понятия “святой”, “икона”, “житийный портрет”.
  • Расширить кругозор знаниями о символическом языке иконы.
  • Осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни - самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей.

ХОД УРОКА

Имя Святого, ему данное, выразительней Великого.

Н. М. Карамзин

I этап. Подготовка к восприятию и осмыслению текста

Цель: создать эмоциональный настрой учащихся на восприятие информации.

Вступительное слово учителя (на фоне слайд-шоу – cм. Приложение , cлайд 1-2)

Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.
Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком.
Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека.
Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня.
Человек – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения.
Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории. В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла…
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни…

(Дм. Лихачев “О мире древнерусской литературы”)

II этап. Фронтальный опрос теоретического материала предыдущих уроков с целью закрепления и углубления понятий.

– Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? (Она возникла в Х веке, в связи с принятием христианства. В отличие от язычества эта религия была “ книжная”, её ключевым источником была Библия).

– Чем древнерусская литература отличается от литературы нового времени? (Рукописное повествование строилось по строгим канонам, тесно связана с религией и деловой письменностью).

– Произведения каких жанров включает в себя древнерусская литература? (Псалом, молитва, поучение, проповедь, “слово”. Но роль наиболее распространенного и популярного жанра, несомненно, принадлежит житию).

– Что такое житие или агиография? (Слайд 3) (“Агиос” – с греческого “святой”, “графос” – “пишу” - жизнеописание святых людей. Житие – это духовный жанр, как и вся древнерусская литература, поэтому его цель – прославление святого).

– Каковы канонические черты жития? (“Канон” – с греческого “норма, образец”. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием церковнославянизмов. Композиция жития строится по строгой схеме. Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время в житие условно).

Задание 1. При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой”.

  1. Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.
  2. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
  3. (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).

Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. (Запись определения в тетрадь).

Учитель: Итак, святым становится человек, предмет в меру своей приближенности к Богу.

– Какое понятие для вас соответствует центральной точке круга? Как бы вы представили вектор собственного пути в этой окружности?

Демонстрация слайда “Образ мира в христианском понимании”. (Слайд 4)

“Механизм врастания” в святость образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”.

(Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М..1991 г.)

Задание 2. Разделите слова с пропущенными гласными на 2 столбика: с корнем “свет” и с корнем “свят” (Работа проверяется по слайду 5).

Посв…ти фонариком, посв…ти свое стихотворение маме, осв…тили воду в храме; осв….тили улицу новыми фонарями; осв…щённые куличи и яйца; осв…щённые окна на темной улице; просв…щение народа приходит с книгами; памятник Пушкину для нас св…щенен; лиру посв…тил народу своему; св…щенник принёс св…тые дары.

Учитель: Свет материален, создан Богом. А святость – это невидимая и непостижимая умом сущность Бога, которую он передал людям как возможность (идеал), создав человека по образу и подобию своему.

(Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. –М., 1994).

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни записывали и составляли жития поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев.

III этап. Сообщения учащихся с комментариями учителя

Цели:

  • Рассказать о специфике и таинстве русской иконы.
  • Рассмотреть образ А. Невского как исторического деятеля.

– Какой образ предстает, когда мы говорим о святых? (Икона)

– Что такое икона? (Икона – с греческого “эйкон”, – “образ, предмет поклонения” – живописное изображение Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли “читать” икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам.В иконописании исчезло слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного).

– Какие символы в иконописи вам известны? (Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его название – нимб, в переводе с латинского “облако”. Крест – символ не сломленной веры. Как и все в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков, мучеников или священников).

– Как писали святые образы? (Особенность изображения лика: на иконах изображались удлиненные лица, которым присуща заостренность, неправильные черты лица).

– На что указывают недочеты в изображении лиц? (Автор нацеливает именно на духовный мир святого. Лики святых сосредоточены. Они очень далеки от земных переживаний – гнева и удивления, горя и радости. Их руки приподняты в молитве или благословляют людей).

– При каком свете стоит рассматривать икону? (При свече, т.к. пульсирующий свет свечи преображает пространство иконы. Иконам поклоняются, на них молятся, ставят к ним свечи. Свеча – символ молитвенного порыва, устремления к Богу, когда светятся лучшие чувства и сгорают все плохие – грехи).

– Каков основной колорит изображения? (Слайд 6) (Икона была своего рода книгой, где каждое слово, а значит, и линии и краски священны. Цвет в иконописи также символичен.
Золотой цвет – обозначает сияние Бога (самого Бога).
Пурпурный или багряный цвет – цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле.
Красный – цвет тепла, любви, жизни, символ Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
Белый цвет – символ Божественного цвета. Это цвет чистоты, святости и простоты.
Синий и голубой цвета означали небо, символ иного вечного мира.
Зеленый цвет – природный, живой. Цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.
Черный цвет – цвет зла и смерти).

– О чем свидетельствует характеристика описания иконы Александра Невского? Дайте характеристику его лика. Допишите значения (Работа на доске и в тетрадях).

Икона Александра Невского (Слайд 7)

Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником (знатный, княжеского рода).
Под мантией – кольчуга (воин, полководец).
Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской) .
Над головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутствия, святости).
Лик – спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.

Учитель: Разум и воля художника не должны были влиять на вечное и неизменное. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности, фигуры стали лёгкими, жесты значительными, взгляды - глубокими и неотрывными “на века”. Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо.

– Приведите исторические сведения о битвах на Неве и Чудском озере? (Индивидуальные сообщения учащихся).

– В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра – Невский.
В 1241-1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”.
Александр Невский был выдающимся дипломатом. Понимая бесплодность в обстоятельствах того времени военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения с ханом, проводил политику объединения северо-восточной и северо-западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам.

Задание 3. Рассмотрите картину Корина. “Александр Невский”, сравните ее с иконой (Слайд 8).

– Опишите лицо, позу Александра Невского. Какова цветовая гамма изображения? Какие символы вы можете отметить в картине? Каково авторское восприятие героя? (Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю картину, возвышаясь над окрестными далями. Полководец стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлическим цветом отливают его доспехи, гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, которая осмелилась вступать на русскую землю. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силах русского войска).

IV этап. Восприятие текста. Литературный, лингвистический комментарий. Общий анализ текста

Цель: создать житийный портрет Александра Невского.

Учитель: Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.

– Как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси? (Житийный рассказ об Александре Невском должен показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра).

Задание 4. Перечитайте сцену первого сражения Александра Невского с немцами. Каким полководцем изображает автор жития Великого князя? Заполните таблицу цитатами из текста. (Работа в тетрадях).

Численность войска

Душевное состояние полководца

Речевая характеристика

Исход битвы

“Шёл на врагов с малой дружиною” “Уповал на Святую троицу”, “разгорелся сердцем”, “начал молиться со слезами”, “начал ободрять дружину”. “Не в силе Бог, но в правде”. “Суди, Гос-поди, обидящих мя и огради от борющихся со мною, возьми ору-жие и щит и встань на помощь мне”. “Перебил их князь бесчисленное множе-ство, а на лице самого короля оставил след острого колья своего”. “Князь же Александр возвратился с побе-дою, хваля и славя имя своего Творца”.

– При каких обстоятельствах Александр Невский произносит афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда? (Бог – главная сила. Правда есть Бог, она восторжествует над силой. Следовательно: правда сильнее силы).

– Как создается идеал мудрого правителя и храброго полководца? (Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, с другой, – мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца).

– Кто такой Иосиф?

– Почему именно Самсону уподобляется сила А. Невского?

– Кто такой Соломон? Что общего между Соломоном и Невским?

Задание 5. Составьте духовный портрет Александра Невского по синквейну. (Слайд 9)

– Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым?

– В чем заключается его святость? Докажите по тексту. (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти).

– Прав ли был Карамзин, когда изрек, что “имя Святого, ему данное, выразительней Великого”? (Ценность человека определяется его “нравом” и “деяниями”, а “святым” его делают “душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное житие”, особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие”).

– Чем Александр Невский заслужил звание “Святой”? (Жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он радел за православную веру, но не “торговал” ею как Папа Римский, не позволял духовенству себя использовать. “Я верую, и этого довольно… Ни за земли, ни за злато веры не купишь!” Этот принцип отца своего князь разделял полностью. Александр усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”).

– Чем житие может быть интересно современному человеку? (Размышления учащихся:
Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга.
Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным.
Я думаю, что современному человеку интересно житие тем, что люди хотят приблизиться к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности).

Учитель: Сила жития в том, что оно учит мыслить, видеть прекрасное в самой жизни. Автор жития – гуманист, ибо главное в его творчестве – человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами. Он учит нас восприятию человеческих нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых духовных сокровищ.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить сложный план сочинения на тему “Нравственный облик человека в древнерусской литературе”.