Открытый банк заданий егэ русский. Фипи банк заданий: почему это лучший помощник при подготовке к егэ? Причины недовольства рабочих

Помогите. Сочинение на тему "Доброта - это клад" да еще с литературным примером!!! и получил лучший ответ

Ответ от 404 Not Found[гуру]
Доброта – это самое лучшее качество человека. Она помогает человеку узнать многое. Без неё не было жизни, все бы ходили грустные и невесёлые. Доброта она как фея, приносит добро в дом и помогает в трудный момент. Многие люди не умеют творить добро, а только зло. Хорошо, что на свете есть доброта, Я её очень люблю и берегу. Желаю и вам её заиметь. Доброта - самая, самая лучшая вещь. И самое лучшее слово. Она как радуга разноцветна и добра, Имейте её и распространяйте. Желаю всем вам добра.
литературный пример сама найдешь

Ответ от Џ [гуру]
Помоги тому, кто нуждается в помощи и он вспомнит о тебе!
Когда ему опять понадобится помощь...


Ответ от Борис-животное [гуру]
Ну например "Преступление и наказание"..добрая Лизавета и старуха-процентщица ейная сестра - с кладом под кроватью.. а какая добрая Сонечка Мармеладова! просто клад.
Дерзайте, дева, развивайте тему.


Ответ от Карина [активный]
Самое главное качесто человека это доброта. в наше времы найти доброго человека так же сложно как найти клад. Только наверно еще дороже. С каждым денем люди становятся злее, а ведь еще давно во многих произведениях русских писателей прославлялось это качество человека, с ранний лет детям прививали добрату. примеров очень много но хочется вспомнить сказку "Кошкин дом" : злая кошка не хотела пускать котят, но когда к ней пришло горе от нее отвернулись все и только добрые котята пустили тетю кошку и стала кошка счастливой и построили они новый дом, большой и красиввый. если б не добрата котят так и жили бы каждый отдельно в разрушеном доме и были не счастны. ведь добрата (украду первый ответ)помогает человеку узнать многое. Без неё не было жизни, все бы ходили грустные и невесёлые. Доброта она как фея, приносит добро в дом и помогает в трудный момент. Многие люди не умеют творить добро, а только зло. Хорошо, что на свете есть доброта, Я её очень люблю и берегу. Желаю и вам её заиметь. Доброта - самая, самая лучшая вещь. И самое лучшее слово. Она как радуга разноцветна и добра, Имейте её и распространяйте. Желаю всем вам добра.


Ответ от саша коршунов [активный]
Основная причина заключается в том, что он пытался ублажить сразу два сословия, богачей и бедных. Поэтому и реформы проводил то в угоду одним, то другим. Пока наконец не надоел всем. Даже тем, кто его на трон и поставил.


Ответ от Вадим Андреевич Горбунов [новичек]
ычаапыавы\


Ответ от Андрей Совертков [новичек]
Доброта - это чувство искреннее и светлое, выраженное в бескорыстном, добром отношении к людям и вообще ко всему живому в этом мире. Доброта будет являться основой таких чувств как милосердие, сопереживание, сочувствие и даже подтолкнуть к героизму.


Ответ от ЛЕЧИ ЕСАУЛОВ [новичек]
доброта вам хана пнх все


Ответ от Любовь Севастьянова [новичек]
отлично

Добро - категория нынче не особенно востребованная. Мир стал жестоким, и чтобы в нем выжить, приходится принимать его правила. Но ведь мы сами сделали мир таким. Книги про добро и доброту напомнят, почему оставаться человечными - крайне важно. Прагматичность, цинизм, амбиции, стремление к власти и деньгам не делают эту цивилизацию лучше. Мы должны усвоить это сами и научить быть добрыми своих детей - и тогда у нас появится шанс изменить вектор…

Величайший роман 19 века о судьбе одного человека по имени Жан Вальжан, который прошел путь от каторжника, ненавидящего весь человеческий род, до добропорядочного гражданина, всегда проявлявшего поистине поразительную человечность и доброту к другим людям.

Трагическая история про одного заключенного, приговоренного к электрическому стулу за убийство двух маленьких девочек. Огромный негр, своим видом вызывающий ужас, на деле оказывается добрейшим человеком, к которому судьба была совсем не благосклонна.

Американский роман 19 века, выступающий против жестокости рабовладельческой системы. Это история одного человека и всей эпохи рабства в Америке. Эта история о том, что такие качества, как доброта, милосердие, человечность не зависят от цвета кожи.

Дневник нидерландки по имени Этти Хиллесум, в душе которой жила огромная сила и воля к жизни. Здесь описаны ее мысли во времена Второй мировой войны. Испытывав на себе все ужасы концентрационного лагеря, она не пала духом, а смогла зажечь огонек надежды в сердцах тысячи людей.

Робби, Отто и Готтфрид – трое друзей, пережившие войну. Вместе с еще одной девушкой по имени Пат, они вынуждены учиться жить в новом мире – мире разрухи, горя и зла. Каждый из них должен выбрать свой нравственный путь, который определит их дальнейшую жизнь.

Книга, по которой снят популярный фильм «1+1». Рассказ о французском богаче, прикованном к коляске, и безработном негре, перебивавшегося мелкими ограблениями. Двое совсем разных, с первого взгляда, людей, которые нашли в друг друге то, чего им так не хватало.

Аттикус Финч всегда старался жить по совести. Своих двух детей – сына и дочь – он воспитывает в духе справедливости и человечности. Когда в городе появляется негр, которого обвиняют в убийстве, Аттикус, несмотря на все предрассудки окружающих, становится на его защиту.

От детства и до глубокой старости – история одного священника, который, как и все испытывал страхи и сомнения, как и все был подвержен негативным эмоциям. Но с каждым днем он старался стать лучше – боролся с жестокостью, нетерпимостью, злом и помогал каждому, кто нуждался.

Поучительная книга о девочке Саре, которая не видела поводов радоваться в жизни. Но однажды, повстречав мудрую говорящую птицу, которая научила ее смотреть на жизнь с позитивной точки зрения, она поняла, как важно проявлять ко всему свою любовь, доброту и милосердие.

Жизнеутверждающая история про старушку Элнер, которая всегда видела радость в малейших мелочах и никогда не унывала. Она дарила радость и любовь всем окружающим. И даже в почтенном возрасте Элнер не удается уйти на покой – еще стольким вещам нужно научить других.

Молодая женщина вместе со своей дочерью переезжает в провинциальный французский городок и открывает свою шоколадную мастерскую. Загадочным образом чувствуя своих покупателей, она преподносит им не только сладости, но и то, чего им так не хватает.

История о разных людях и разных поколениях, которая заставит, смеяться, плакать и грустить. В ней настоящая жизнь. Но жизнь не с той стороны, на которую мы привыкли смотреть. Эта история о том, что всегда нужно продолжать верить в добро и никогда не отчаиваться.

Добрая и светлая книга о девятилетнем Трилле и его подруге Лене, которые ввязываются в различные приключения и всегда успешно из них выходят. Рекомендуется к прочтению взрослыми, которые в ворохе своих проблем забыли о самом важном – любви, дружбе, взаимовыручке.

В 11-летнем возрасте героине романа Поллианне приходится покинуть свой дом и переехать жить к своей суровой и строгой тете. Но девочка не отчаивается, ведь ее отец научил ее одной игре, которая заключается в том, чтобы во всех жизненных ситуациях видеть только позитив.

Очень добрая и поучительная история про двух мальчиков и про одно чудесное лето. Невероятные приключения, интересные ситуации, загадочные случаи и… лето, полное чудесных запахов, ярких красок, способное перенести любого читателя обратно в детство.

Сказка для детей и для взрослых. Потерпевший крушение летчик в далекой пустыне встречает маленького мальчика, который оказывается пришельцем с другой планеты. Удивительный взгляд мальчика на жизнь, его мысли и рассказы не оставят равнодушным никого.

Как важно, в любом возрасте, в любой ситуации, никогда не забывать о своих родных. О своих бабушках-дедушках, а уже может и о постаревших родителях. Книга не просто о необычном дедушке, о маленьком мальчике и вишневом дереве, а о семье, любви и доброте.

Сказка, повесть или, может, загадка? В центре всего – Дом с его необычными обитателями. Неимоверное сплетение сказочных историй, раздумья на тему извечных вопросов о добре и зле, и неожиданный финал – эта книга заведет читателя в фантастический мир, в котором каждый сможет найти то, что давно искал.

«35 кило надежды» — это повесть о выборе своего пути, о любви и вере, о семье, о жизненных ценностях, о преданности и терпимости к окружающим. Эта книга заставляет и смеяться, и плакать, она мотивирует действовать и не терять ни минуты жизни на пустяки.

Капитан Кру очень влиятельный и богатый человек. Он отправляет свою дочь Сару в одну из лучших школ. Но после его внезапной смерти, на девочку нападает куча напастей. Доброе сердце, терпимость и вера в лучшее помогут Саре найти выход даже из этой ситуации.

Горшкова Елена Павловна

Скачать:

Предварительный просмотр:

Добро и зло в произведениях русской литературы

Научная работа

Выполнила: Горшкова Елена Павловна

Ученица 11 класса А школы №28

Проверила: Сабаева Ольга Николаевна

преподаватель русского языка и

литературы школы №28

Нижнекамск, 2012

1. Введение 3

2. «Житие Бориса и Глеба» 4

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 5

4. М.Ю. Лермонтов «Демон» 6

5. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» 7

6. А.Н. Островский «Гроза» 10

7. М.А. Булгаков «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» 12

8. Заключение 14

9. Список используемой литературы 15

1.Введение

В моей работе речь пойдет о добре и зле. Проблема добра и зла – это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Когда нам в детстве читают сказки, то в конце-концов в них практически всегда побеждает добро, и сказка заканчивается фразой: «И все они жили долго и счастливо…». Мы растем, и со временем становится понятно, что это не всегда так. Однако не бывает такого, чтобы человек был абсолютно чист душой, без единого изъяна. В каждом из нас существуют недостатки, и их немало. Но это не значит, что мы злые. В нас очень много и хороших качеств. Так тема добра и зла возникает уже в древнерусской литературе. Как говорится в «Поучении Владимира Мономаха»: « … Подумайте, дети мои, как милостлив к нам Человеколюбец Бог и премилостлив. Мы вот люди грешные и смертные, а все же, если кто причинит нам зло, мы готовы, кажется, тут же приколоть его и отмстить; а Господь нам, Владыка живота (жизни) и смерти, терпит нам грехи наши, хотя они превышают главы наши, и во всю жизнь нашу, как отец, любящий свое дитя, и наказывает, и опять привлекает нас к Себе. Он указал нам, как избавиться от врага и победить его, - тремя добродетелями: покаянием, слезами и милостынею…».

«Поучение» - не только литературное произведение, но и важный памятник общественной мысли. Владимир Мономах, один из наиболее авторитетных киевских князей, пытается убедить современников в пагубности междоусобных раздоров – ослабленная внутренней враждой Русь не сможет активно противостоять внешним врагам.

В своей работе я хочу проследить, как видоизменялась эта проблема у разных авторов в разные времена. Разумеется, я остановлюсь подробнее только на отдельных произведениях.

2. «Житие Бориса и Глеба»

Ярко выраженное противопоставление добра и зла мы встречаем в произведении древнерусской литературы «Житие и погубление Бориса и Глеба», принадлежащее перу Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря. Историческая основа событий такова. В 1015 году умирает старый князь Владимир, желавший назначить наследником своего сына Бориса, которого в это время не было в Киеве. Брат Бориса Святополк, замыслив овладеть престолом, велит убить Бориса и его младшего брата Глеба. Возле их тел, брошенных в степи, начинают происходить чудеса. После победы Ярослава Мудрого над Святополком тела были перезахоронены и братья провозглашены святыми.

Святополк помышляет и действует по наущению дьявола. «Историографическое» введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы Бога и дьявола – добра и зла.

«Житие Бориса и Глеба» - рассказ о мученической смерти святых. Основная тема определяла и художественную структуру такого произведения, противопоставление добра и зла, мученика и мучителей, диктовала особую напряженность и «плакатную» прямоту кульминационной сцены убийства: она должна быть долгой и нравоучительной.

По-своему взглянул на проблему добра и зла А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Своих персонажей поэт не разделяет на положительных и отрицательных. Он дает каждому из героев несколько противоречащих друг другу оценок, заставляя взглянуть на героев с нескольких точек зрения. Пушкин хотел добиться максимального жизнеподобия.

Трагедия Онегина заключается в том, что он отверг любовь Татьяны, боясь потерять свою свободу, и не смог порвать со светом, поняв его ничтожность. В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни и «начал странствия». Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он уже теперь не сможет, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивался, и думать только о себе. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной. Но Татьяна отказывает ему, так как она смогла увидеть то себялюбие, тот эгоизм, который лежал в основе его чувства к ней.. В Татьяне говорят оскорбленные чувства: настала ее очередь отчитывать Онегина за то, что он не сумел вовремя разглядеть в ней всю глубину ее души.

В душе Онегина происходить борьба добра и зла, но, в конце концов, побеждает добро. О дальнейшей судьбе героя мы не знаем. Но возможно он стал бы декабристов, к чему вела вся логика развития характера, изменившегося под влиянием нового круга жизненных впечатлений..

4.М.Ю. Лермонтов «Демон»

Тема проходит через все творчество поэта, но я хочу остановиться только на этом произведении, т.к. в нём проблема добра и зла рассматривается очень остро. Демон, олицетворение зла, любит земную женщину Тамару и готов ради неё возродиться к добру, но Тамара по своей природе не способна ответить на его любовь. Земной мир и мир духов не могут сойтись, девушка погибает от одного поцелуя Демона, и его страсть остается неутоленной.

В начале поэмы Демон- это зло, но к концу становится понятно, что это зло можно искоренить. Тамара же изначально представляет добро, но Демону она причиняет страдание, раз не может ответить на его любовь, а значит, для него она становится злом.

5.Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

История Карамазовых – это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное изображение современной интеллигентской России. Это эпическое произведение о прошедшем, настоящем и будущем России. С точки зрения жанра – это сложное произведение. Оно представляет собой сплав «жития» и «романа», философских «поэм» и «поучений», исповедей, идеологических диспутов и судебных речей. Основная проблематика – философия и психология «преступления и наказания», борьба «Божьего» и «дьявольского» в душах людей.

Основную идею романа «Братья Карамазовы» Достоевский сформулировал в эпиграфе «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна). Это мысль о неизбежно происходящем в природе и в жизни обновлении, которое непременно сопровождается умиранием старого. Широта, трагизм, неодолимость процесса обновления жизни исследованы Достоевским во всей глубине и сложности. Жажда преодоления уродливого и безобразного в сознании и поступках, надежда на нравственное возрождение и приобщение к чистой, праведной жизни переполняют всех героев романа. Отсюда «надрыв», падение, исступленность героев, их отчаяние.

В центре этого романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников – человек мыслящий. Он создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Он убежден, что человечество делится на две категории: одни – «право имеют», а другие – «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории раскольников пришел в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено все, а большинству – ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечает себе в жертву старуху – процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели. Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его выздоровление. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Раскольников убеждается в том, что ошибся в своей гипотезе. Он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. В конце романа Раскольников берет в руки Евангелие – это символизирует духовный перелом героя, победу доброго начала в душе героя над его гордыней, которая порождает зло.

Раскольников, как мне кажется, вообще очень противоречивая личность. Во многих эпизодах современному человеку его сложно понять: многие его высказывания опровергаются друг другом. Ошибка Раскольникова в том, что он не увидел в своей идее самого преступления, того зла, которое он совершил.

Состояние Раскольникова характеризуется автором такими словами, как «мрачный», «подавленный», «нерешительный». Я думаю, это показывает несовместимость теории Раскольникова с жизнью. Хотя он и убежден в своей правоте, эта убежденность что-то не очень уверенная. Если бы Раскольников был прав, то события и его чувства Достоевский описывал бы не мрачно – желтыми тонами, а светлыми, но они появляются только в эпилоге. Он был не прав в том, что взял на себя роль Бога, имел смелость за Него решать, кто должен жить, кто должен умереть.

Раскольников все время колеблется между верой и неверием, добром и злом, и Достоевскому не удается убедить читателя даже в эпилоге, что евангельская правда стала и правдой Раскольникова.

Так в поисках, душевных муках и мечтаниях Раскольникова отразились собственные сомнения, внутренняя борьба, споры с самим собой, которые непрестанно ведет Достоевский.

6.А.Н.Островский «Гроза»

А.Н.Островский в своем произведении «Гроза» так же затрагивает тему добра и зла.

В «Грозе», по мнению критика, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий. Катерину Добролюбов считает силой, которая может противостоять костному старому миру, новой силой, воспитанной этим царством и потрясающей его основы.

В пьесе «Гроза» противопоставлены два сильных и цельных характера Катерины Кабановой, купеческой жены, и её свекрови Марфы Кабановой, которую давно прозвали Кабанихой.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать Кабаниха в «Грозе»(так же как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии.. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.

Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру- в его все остальные персонажи. Художественное назначение последних –обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многостроение, насколько это возможно. Так, Варвара научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу:«делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».Получается что Катерина в данной драме – добро, а остальные персонажи – представители зла.

7.М.А.Булгаков «Белая гвардия»

В романе рассказывается о событиях 1918-1919 гг., когда Киев был оставлен германскими войсками, сдавшим город петлюровцам. Офицеры бывшей царской армии были преданы на милость врага.

В центре повествования - судьба одной такой офицерской семьи. Для Турбиных, сестры и двух братьев, основополагающее понятие – честь, которая понимается ими как служение отечеству. Но в перипетиях Гражданской войны отечество перестало существовать, и привычные ориентиры исчезли. Турбины пытаются найти для себя место в меняющемся на глазах мире, сохранить в себе человечность, добро души, не озлобиться. И это удается героям.

В романе звучит апелляция к Высшим силам, которые должны спасти людей в период безвременья. Алексею Турбину снится сон, в котором на небо (в Рай) попадают и Белые, и Красные, потому что и те, и другие любимы Богом. А значит, в итоге добро должно победить.

В Москву с ревизией приезжает дьявол – Воланд. Он наблюдает за московскими мещанами и выносит им приговор. Кульминация романа – бал Воланда, после которого он узнает историю Мастера. Воланд берет Мастера под своё покровительство.

Прочтя роман о себе, Иешуа (в романе он представитель сил Света) решает, что Мастер, создатель романа, достоин Покоя. Мастер и его возлюбленная умирают, и Воланд провожает их к месту, где им теперь предстоит жить. Это – угодный дом, само воплощение идиллии. Так человек, уставший от битв жизни, получает то, к чему стремился душой. Булгаков намекает, что кроме посмертного состояния, определяется как «Покой», есть и другое высшее состояние – «Свет», но Света Мастер не достоин. Исследователи до сих пор спорят, почему Мастеру отказано в Свете. В этом смысле интересно высказывание И. Золотусского: «Это сам Мастер карает себя за то, что из его души ушла любовь. Тот, кто покидает дом или кого покидает любовь, не заслужил Света… Даже Воланд теряется перед этой трагедией усталости, трагедией желания уйти из мира, покинуть жизнь»

Роман Булгакова об извечной борьбе добра и зла. Это произведение, посвященное не судьбе определенного человека, семьи или даже группы людей, как–то между собой связанных, - он рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии. Временной интервал почти в два тысячелетия, разделяющий действие романа об Иисусе и Пилате и романа о Мастере, лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом – это вечные, непреходящие проблемы, актуальные для человека любой эпохи.

Пилат у Булгакова вовсе не показан классическим злодеем. Прокуратор не хочет зла Иешуа, к жестокости и социальной несправедливости привела его трусость. Именно страх делает неплохих, неглупых и храбрых людей слепым оружием злой воли. Трусость – это крайнее выражение внутренней подчиненности, несвободы духа, зависимости человека. Она особенно опасна ещё и тем, что, раз смирившись с ней, человек уже не в силах от нее отделаться. Таким образом, могущественный прокуратор превращается в жалкое, безвольное существо. Зато бродяга философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище всеобщей несправедливости. В образе Иешуа Булгаков воплотил идею добра и неизменной веры. Несмотря ни на что, Иешуа продолжает верить в то, что злых, плохих людей нет на свете. Он и умирает на кресте с этой верой.

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа А.Н.Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа.

8.Заключение

Что есть добро и что есть зло на земле? Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между ними. Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.

Таким образом, я пришла к выводу, что силы добра и зла в мире литературы равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро.

9.Список используемой литературы

1. С.Ф.Иванова «Введение во храм слова». Изд. 3-е, 2006 г.

2. Большая школьная энциклопедия, том 2. 2003 г.

3. Булгаков М.А., пьесы, романы. Сост., вступ. и примеч. В.М.Акимова. Правда, 1991 г.

4. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»: Роман – М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996 г.