Московский авиационный институт. МАИ (Московский авиационный институт) — отзывы студентов Выпускник маи богатырев павел 1964.04 01

Из всей нашей большой и дружной группы АП-4 выпуска 1957 года осталось в живых на сегодняшний день всего 7 человек. Группа организовывала встречи сначала каждый год. Потом - реже. И вот 12 марта 2017 года на встречу собрались 6 человек (одна однокурсница приехать не смогла). Договорились о том, что эта встреча - последняя. Уже трудно многим передвигаться активно, так как почти всем уже перевалило за 80 лет. А самому старшему из нас, Гарику Белику, исполнился 91 год.

Гарик успел повоевать, с 1943-го и до Победы летая бортмехаником на Ла-5. Домой вернулся с боевыми наградами. Сейчас у нашего друга здоровье подкачало. Гарику вместе с женой предоставили место в пансионате для ветеранов в Коньково, куда они и переехали 28 марта. Эта наша последняя встреча была организована по просьбе Гарика.

От встречи к встрече изменялся внешний вид каждого из нас - приезжающих. Появлялись на лицах морщины, у мужчин седина или лысины. Изменялась походка. Не заметили, как настала пора, когда многие стали при ходьбе пользоваться палочками...

Вот и у Гарика настало время, когда здоровье стало требовать посторонней помощи во всем. Он уже с трудом может написать несколько строк. Плохо слышит... Об остальном не стоит и говорить.

Но и верная жена - Прасковья, которая в последнее время была его руками, глазами, ушами, тоже состарилась. Уже и ей теперь требуется поддержка и чужая помощь. И вот настал момент, когда Гарик и Прасковья приняли решение - оставить родной дом и перейти на последние годы жизни в пансионат для пожилых людей.

Но Гарик почему-то внушил себе, что, переезжая в пансионат, он больше уже никогда никого не увидит. Родные, естественно, будут его навещать. А вот как же попрощаться с однокашниками? Ведь его прежняя жизнь всегда включала в себя "вечное" ожидание - ожидание встречи с нами, друзьями из группы АП-4.


Как собрать выпускников - стариков, которым за 80

И вот Гарик проявил инициативу. Обзвонил лично всех и попросил организовать срочный сбор. Сказал, что хочет попрощаться со всеми нами. Каждого обнять, поцеловать, сказать всем прощальные слова...

На эту встречу все собрались на квартире нашей младшей сокурсницы, которая живёт в Раменском под Москвой. Мужской состав: Гарик Белик, Боря Филин и я, Виктор Дудко. Женщины: Лариса Платонова, Регина Иванькова и Валя Почивалина (хозяйка встречи).

Боря Филин, Лариса и Регина договорились ехать электричкой с Казанского вокзала. Сам я со своими операционными историями уже, считай, невыездной. Решили, что меня повезут на машине дочь Стэлла с зятем Сашей.

Спросили у Гарика: как он поедет, один? Встретится с остальными? Где?

Он ответил:

Я давно не был на вокзалах, боюсь - потеряюсь. Мне сказали, что удобно ехать до "Выхино", потом пересесть на электричку, доехать за 40 минут до остановки "47-й км" и затем - 15-20 минут пешком до её дома.

Когда положили телефонную трубку, Стэлла спросила: а сколько ему лет и где он живёт? А живёт он в Беляево. И ему - 91 год...


Стэлла ахнула, потом они с Сашей стали что-то опять выяснять по картам и навигатору. И наконец вынесли вердикт, который и объявили Гарику.

От "Беляево" - прямая ветка на метро до "Медведково". Наша компания поедет на машине по окружной дороге, заедет в Москву, "Медведково" - рядом, подберут в метро Гарика, и мы поедем уже все вместе в Раменское.

Как обрадовался Гарик, когда ему предложили этот вариант:

Милые мои! Я так счастлив! Я же знаю, где это - Медведково. Я там лет 15 назад лежал в больнице. Меня вернули с того света и подарили вторую жизнь. А сейчас вы дарите мне - третью. Я бы, конечно, всё равно доехал, долетел! Я так рад. Я не опоздаю. Я приеду заранее.

Когда Стэлла спустилась по эскалатору вниз, она увидела на противоположном конце зала топтавшегося на месте старичка. Чтобы он догадался о том, что приехали за ним, Стэлла пошла в его направлении, широко раскинув руки, как бы приглашая в объятия...

Он увидел... Он понял... и - побежал, семеня ногами, ей навстречу. Он кинулся обнимать её и повис у неё на руках. Так она, практически на себе и дотащила его до машины.

Встреча выпускников МАИ - через 60 лет

И вот мы в гостях, опять все вместе. Забывается, что прошло 60 лет со дня окончания института. Прикосновения рук, неожиданные слёзы на глазах. А ещё говорят, что невозможно вернуться в прошлое. В эту минуту мы были там. И перед тем, как садиться за стол, сфотографировались на память.


В этот день мужчинам были сделаны скидки по возрасту - тосты они говорили сидя. Я, сказав тост за родной институт, стал вспоминать о том, как сдавали вступительные экзамены.

Мне запомнился экзамен по математике. Все не хотели попасть к одному преподавателю, который ставил много двоек. Пришлось мне пойти к нему.

Только я начал отвечать по билету, как он меня остановил и спрашивает:

А где это вы так загорели, молодой человек?

Да я бегал, - говорю, - на стадионе во Фрунзе. А там солнце горячее...

Переходите ко второму вопросу...

Только я начал говорить, а он взглянул на мои записи на листочке и опять меня прерывает и спрашивает:

А что это за значок у вас на груди?

Я сказал, что это знак чемпиона республики среди юношей по лёгкой атлетике.

Мы довольно быстро пробежались по всем остальным вопросам (а всего их было в билете 7), он поставил мне пять. И никто мне не поверил, что он мне не задавал никаких дополнительных вопросов по математике...

После нескольких рюмочек беседа за столом пошла живее. Вот и Боря Филин разговорился...

Все ребята из нашей группы проработали до пенсии в закрытых институтах и предприятиях. Но больше всех наград оказалось у Бори Филина. Он всю свою жизнь проработал в ракетно-космической корпорации "Энергия". А на Байконуре Борис Николаевич оказался задолго до запуска в космос Юрия Гагарина и был свидетелем и участником всех наших космических побед и поражений.


Боря тоже стал вспоминать о своём поступлении в институт. Вот его рассказ.

"Когда в приёмной комиссии увидели мой аттестат с золотой медалью, мне сказали:

Вы будете не сдавать экзамены, а проходить собеседование.

Надо сказать, я заволновался и спрашиваю:

А что это такое?

Узнаете, - ответили они и улыбаются...

Я занервничал ещё больше, не понимая - за что и почему? Подумал, что меня будут без билетов гонять по всему курсу и по всем предметам сразу.

Направили меня к декану. Беседа была долгой. Мы говорили обо всём, но только не об учёбе. В результате он мне сказал, что я принят в институт, а экзамены сдавать не надо.

Кроме того, меня назначили старостой. Не выбирали, а именно - назначили. Для меня это тоже стало неожиданностью".

Игорь Белик - ветеран и изобретатель

И несколько слов о судьбе того, кто нас собрал на эту встречу - Гарика.

Игорь Григорьевич Белик единственный из нас всех - ветеран Великой Отечественной. Война началась, когда ему было 15 лет. Он рвался на фронт добровольцем - не брали. Зато за первые два года войны сумел получить специальность механика. И вот в 17 лет он уже полноправный воин - бортмеханик самолёта Ла-5.


После окончания войны два года учился в авиационном училище. В 1951 году вышел в отставку в связи с поступлением в МАИ. Учёба давалась трудно, но мы все помогали ему, а он был для нас надёжным старшим товарищем.

После окончания института по распределению работает в НПО ИТ - Научно-производственном объединении измерительной техники. Он отдавался любимой работе всей душой, всеми силами и беспокойным умом. Начал с рационализаторских предложений. А в 1977 году получил первое авторское свидетельство - на изобретение емкостного датчика.

За конструирование зубчатой передачи с вставленными в зубья металлическими пластинами он получил патент и довольно большую премию. Как он говорил, с этой передачей производительность и долговечность прибора увеличилась примерно на 30%. На предприятии, которому он отдал столько сил и здоровья, его до сих пор помнят.

За все эти годы он не пропустил ни одной встречи с сокурсниками. Учёба в МАИ оставила в его душе неизгладимый след. И каждый телефонный звонок одного из нас был для Гарика самым лучшим подарком.

А еще он всю жизнь старался спасать брошенных, больных и погибающих животных - кошек и собак. Он их подбирал, вылавливал, находил и устраивал в приюты для бездомных животных.

Он объездил все фирмы, производившие корма для животных, и добился, чтобы они бесплатно отдавали небольшое количество корма приютам для бездомных животных. Потом сам ездил за этим кормом на фирмы и на своей машине развозил тяжелые мешки в приюты.

По сути Гарик был и остается большим ребёнком, верящим в добро, в Бога и людей.

Мы думаем, что пансионат, в который Гарик и Прасковья переехали, станет им вторым домом. Наверняка и там он отыщет тех, кому нужна помощь больше, чем ему самому, и будет оказывать им посильную поддержку и заботу. А в гости к ним будут приезжать не только родственники, но и друзья, которых у Гарика немало...

Ректор Михаил Асланович Погосян Студенты более 22000 Иностранные студенты 1500 Преподаватели более 1800 Расположение Россия Россия : Москва Юридический адрес Москва, Волоколамское шоссе , д. 4 Сайт www.mai.ru Награды Медиафайлы на Викискладе

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ БЮДЖЕТ-ПЛАТКА - МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ МАИ Как Поступить, Сколько Стоит Обучение

    ✪ Направления подготовки в МАИ: видеогид для абитуриентов

    ✪ Московский Авиационный Институт (национальный исследовательский университет) 24.04.2013

    ✪ СПбГУГА - Вперёд за высшим! 7 выпуск

    ✪ 5 вопросов о зачислении в МАИ: поступление в вуз - это не лотерея, а диалог с абитуриентом

    Субтитры

История

Рождение и развитие Московского авиационного института тесно связано с потребностями развивающейся авиации, с деятельностью профессора Н. Е. Жуковского , по инициативе которого в 1909 году в Императорском Московском техническом училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) началось чтение курса теоретических основ воздухоплавания.

17 сентября 1929 года приказом ВСНХ СССР (№ 124) авиационное отделение механического факультета МВТУ преобразовано в аэромеханический факультет .

20 марта 1930 года на базе аэромеханического факультета МВТУ приказом ВСНХ СССР было создано Высшее Аэромеханическое училище (ВАМУ) .

20 августа 1930 года на базе ВАМУ был создан Московский авиационный институт . Поначалу занятия проходили на Ольховской улице , затем вузу было предоставлено здание на 5-й Тверской-Ямской улице . К началу учебного года (1930-1931) в ВАМУ были переведены студенты авиационного факультета Ленинградского политехнического института - 120 человек - и Томского технологического института - 19 человек. В составе МАИ, так же как и в ВАМУ, было три отделения: самолетостроительное, моторостроительное и воздухоплавания.

В 1930-1931 годах происходило формирование структуры института. Воздухоплавательный факультет был переименован в Дирижаблестроительный.

22 сентября 1932 года решением ЦКК-РКИ на базе Дирижаблестроительного факультета МАИ был образован Московский дирижаблестроительный институт, который решением Совета Народных Комиссаров СССР от 8 апреля 1939 года реорганизован в Московский институт инженеров Гражданского воздушного флота им. К. Э. Циолковского (Позднее Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского).

К 1933 году было построено первое собственное здание института (в настоящее время корпус № 3 факультета систем управления) на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе , где основная территория вуза находится и по сей день.

10 марта 1933 года на базе Московского авиационного инженерно-экономического института (МАИЭИ) и кафедр организации производства и конкретной экономики организован Инженерно-экономический факультет МАИ.

16 декабря 1935 года указом Президиума ЦИК СССР было присвоено имя народного комиссара тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.

К осени 1941 года правительство приняло решение об эвакуации института в Алма-Ату . После разгрома немцев под Москвой был поставлен вопрос о возобновлении деятельности института в Москве, и уже со 2 февраля 1942 года начался учебный процесс в московских помещениях института.

В 1945 году заслуги коллектива МАИ во время войны были отмечены высокой правительственной наградой - орденом Ленина. Кроме того, 119 преподавателей, сотрудников и студентов института были награждены орденами и медалями.

Файл:AeroLab MAI.jpg

Лаборатория МАИ

В 1945 году в МАИ создана кафедра специальных (реактивных) двигателей (заведующий кафедрой профессор Н. В. Иноземцев). С этого в МАИ началась подготовка специалистов по воздушно-реактивным и жидкостно-реактивным двигателям, а затем и по другим ракетным специальностям .

В 1956 году группа преподавателей МАИ выехала в Пекин для оказания организационной и методической помощи в создании Пекинского авиационного института (ПАИ), в настоящее время переименован в университет Бэйханг (Пекинский аэрокосмический университет). Преподаватели МАИ на протяжении ряда лет проводили в ПАИ все виды учебных занятий.

Файл:ГАК МАИ.jpg

В 1956-1975 годах осуществлён второй этап строительства МАИ. Количество аудиторных корпусов, учебных и научных лабораторий, производственных помещений доведено до 35. С ростом института изменялась и его структура, добавлялись новые факультеты и кафедры. Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного в основном на самолётную и частично вертолётную технику, в аэрокосмический политехнический университет, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отрасли.

В 1959 году создана кафедра «Проектирование и конструкция ЛА» для подготовки специалистов в области ракетно-космической техники. С момента организации и до 1990 года кафедрой руководил первый заместитель главного конструктора С. П. Королева, академик В. П. Мишин (выпускник МАИ 1941 года). Кафедра положила начало широкой подготовке кадров для ракетно-космической отрасли и послужила базой для организации в последующем (1968) Аэрокосмического факультета.

В 1967 году при кафедре «Проектирование и конструкции ЛА» создано первое в СССР студенческое КБ космической техники «Искра ».

В 1970 году в соответствии с межправительственным соглашением между СССР и Индией (1966) МАИ принял участие в создании факультета авиационной техники при Бомбейском технологическом институте. Более 20 профессоров и преподавателей МАИ работали в БТИ с 1970 по 1974 год.

26 октября 1978 года в Советском Союзе осуществлен первый успешный запуск студенческого искусственного спутника Земли «Радио-2 », созданного СКБ МАИ «Искра» .

В 1980 году за большой вклад в дело подготовки специалистов, в год своего пятидесятилетия институт был награждён орденом Октябрьской Революции.

В 1998 году создан факультет Иностранных языков, который ведет подготовку специалистов по связям с общественностью и лингвистов для авиационной отрасли.

Ваш вуз внёс значительный вклад в развитие отечественной науки, авиационной и ракетно-космической промышленности. За прошедшие годы подготовил более 140 тысяч выпускников, среди которых известные учёные, лётчики-космонавты, руководители и ведущие инженеры предприятий аэрокосмической и оборонной отрасли. Сегодня в стенах МАИ ведутся фундаментальные и прикладные исследования в целом ряде областей, среди которых наноматериалы и нанотехнологии . Институт обладает современной технической базой и уникальной инфраструктурой и по праву входит в число национальных исследовательских университетов.

31 марта 2015 года приказом Минобрнауки проведена реорганизация МАИ путём присоединения к нему МАТИ .

Университет сегодня

Миссией МАИ является подготовка мировой элиты инженерных кадров через опережающие исследования на всех стадиях жизненного цикла авиационной, ракетной и космической техники.

МАИ обладает широкими связями с промышленностью и является одним из самых востребованных вузов страны в сфере подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса России.

Отличительным способом подготовки студентов в МАИ является направление их на профильные предприятия, где они под руководством специалистов промышленности выполняют специализированные курсовые и дипломные проекты, проходят все виды практик, за что предприятия оплачивают их труд и назначают дополнительные стипендии. Это помогает студентам видеть свои перспективы на предприятиях, а работодателям - способности своих будущих специалистов. По такому виду обучения МАИ заключил договора более чем со 100 организациями. На предприятиях проходят стажировки и преподаватели университета.

МАИ реализует целевой набор в соответствии с государственным планом подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на 2016-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 192).

В 2015 году МАИ занял первое место среди самых востребованных организациями ОПК, подведомственных Минпромторгу России, учебных заведений страны.

Подготовка студентов на базе МАИ осуществляется по принципу сквозного проектирования всех систем авиационной, ракетной и космической техники. Для этого в университете создана уникальная лабораторная база, соответствующая современному уровню развития промышленности. Это натурные образцы техники, включая самолёты, вертолёты, ракеты, системы вооружения, робототехники, авионики и радиолокации, аэродинамические трубы, авиатренажёры, промышленный вычислительный томограф, установка сплавления металлических порошковых материалов, порошковый рентгеновский дифрактометр, экспериментальный вакуумный стенд, комплекс оборудования для исследования микро- и наночастиц, измерительный комплекс лаборатории создания высокоточных сверхширокополосных радиосистем и другие.

На базе научно-исследовательских лабораторий, ресурсных центров, конструкторских бюро студенты проходят подготовку в рамках УИРС, НИРС, а часть из них участвует в НИОКР. Также организованы защиты дипломных проектов по созданию летательных аппаратов.

Специальные профильные предметы в МАИ преподают руководители предприятий промышленности: М. А. Погосян, Б. В. Обносов, Б. С. Алёшин, Е. Н. Каблов, В. А. Сорокин, С. Ю. Желтов и другие.

Московский авиационный институт осуществляет подготовку специалистов для всех российских космодромов:

  • «Байконур » (Байконур);
  • «Плесецк » (Мирный);
  • «Восточный » (Циолковский).

В 2009 году МАИ заключил трёхсторонний договор с Амурским государственным университетом (АмГУ) и правительством Амурской области о подготовке специалистов для нового российского космодрома «Восточный» по специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». В январе 2015 года состоялся первый выпуск 23 студентов. В настоящий момент в рамках трёхстороннего договора в МАИ обучаются 88 студента из АмГУ.

В МАИ реализуются дополнительные образовательные программы различной продолжительности и направленности (технический английский язык, деловой иностранный язык). Кроме того, на факультете иностранных языков МАИ в рамках реализуемых образовательных программ за последние годы прошли обучение авиационному английскому языку более 3 000 пилотов и авиадиспетчеров гражданской авиации РФ и стран СНГ по стандартам ИКАО, а также проходит подготовка бортпроводников, проводится квалификационное тестирование на определение уровня владения английским языком в соответствии со шкалой ИКАО. Специалисты факультета оказывают переводческие услуги.

Международное сотрудничество

МАИ осуществляет подготовку иностранных студентов из 57 стран, в том числе из 10 стран СНГ. Наиболее крупные контракты по обучению заключены со странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Союзы Мьянмы, Республика Корея и др.), а также с Индией, КНР, Алжиром, Египтом, Мексикой, Бразилией, Анголой. Многие иностранные выпускники МАИ занимают руководящие должности в своих странах. В настоящее время в МАИ и его филиалах проходят обучение более 1500 иностранных граждан.

В сентябре 2015 года МАИ открыл обучение по программе бакалавриата по направлению «Авиастроение» по пяти профилям, в рамках которого иностранные студенты в течение четырёх лет проходят обучение на английском языке. Кроме того, подписан договор с Нанкинским университетом астронавтики и аэронавтики, крупнейшим вузом КНР о программах двойных дипломов.

Московский авиационный институт принимает активное участие в международных ассоциациях, таких как:

  • Всемирная инициатива инженерного образования (CDIO);
  • Ассоциация технических университетов России и Китая;
  • Европейская ассоциация аэрокосмических университетов PEGASUS;
  • Международный совет по авиационным наукам (ICAS);
  • Международная федерации астронавтики (IAF).

Программа МАИ «Научно-педагогическая молодёжь»

Университетом разработана и реализуется собственная кадровая программа МАИ «Научно-педагогическая молодёжь», целью которой является насыщение профессорско-преподавательского состава университета молодыми учёными. Программа включает в себя разделы: «Целевая аспирантура и докторантура» - организация и финансирование подготовки диссертаций аспирантами и докторантами, заключившими с институтом гражданско-правовой договор о дополнительном финансировании их обучения в аспирантуре и работы в течение 3-5 лет после окончания обучения в качестве преподавателей; «Квалификационный рост» - организация и финансирование подготовки диссертаций молодыми работниками института; «Омоложение педагогических кадров» - организация планомерного замещения молодыми учёными профессорско-преподавательского состава.

Профориентационная работа

МАИ ведётся профориентационная работа со школьниками 5-11 классов, которой охвачены множество школ и профильных техникумов г. Москвы. По утверждённым учебным программам МАИ, в 38 базовых школах преподаватели университета проводят дополнительные занятия по математике, физике и русскому языку.

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) вошёл в число 13 столичных вузов участвующих в образовательном проекте «Инженерный класс в московской школе». МАИ реализует дополнительные профессиональные программы для педагогических работников инженерных классов, проводит семинары для учителей и профориентационные мероприятия для школьников, среди которых: мастер-классы для учащихся, экскурсии на предприятия инженерной направленности, реализация элективных курсов.

Центр трудоустройства МАИ

С целью содействия трудоустройству выпускников и адаптации студентов к рынку труда с 1996 года в вузе функционирует Центр трудоустройства МАИ.

Центр входит в Ассоциацию центров трудоустройства вузов Москвы и является координационной структурой Ассоциации. Сотрудники центра принимают активное участие в работе Межвузовского центра развития карьеры, а также в работе Комиссии по трудоустройству Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. В базе данных центра трудоустройства МАИ более 200 компаний-работодателей, заинтересованных в выпускниках университета.

По проведённому опросу в 2015 году свыше 70 % выпускников МАИ работают на профильных предприятиях авиационной и ракетно-космической промышленности.

Подготовка офицеров

Файл:MAI army.jpg

Вручение званий выпускникам УВЦ МАИ

МАИ одним из первых вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту. Эксперимент по подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах позволил внести изменения в нормативно-правовые акты в области образования, военной службы и обороны. На основе полученных результатов при 37 гражданских вузах созданы учебные военные центры, в том числе в МАИ. В настоящее время Учебный военный центр при МАИ осуществляет подготовку офицеров для службы по контракту в интересах различных видов и родов войск Вооружённых сил Российской Федерации. Параллельно с основным учебным процессом в МАИ осуществляется подготовка офицеров запаса на военной кафедре. Выпускники МАИ с 2013 года имеют возможность проходить военную службу по призыву в научных ротах ВС РФ.

Образовательная деятельность МАИ

В настоящее время в МАИ по различным формам обучения на 12 факультетах, в 9 институтах (на правах факультетов) и 5 филиалах обучаются около 22 000 человек.

Факультеты

  • «Авиационная техника»
  • «Двигатели летательных аппаратов»
  • «Системы управления, информатика и электроэнергетика»
  • «Радиоэлектроника летательных аппаратов»
  • «Аэрокосмический»
  • «Робототехнические и интеллектуальные системы»
  • «Прикладная математика и физика»
  • «Прикладная механика»
  • «Социальный инжиниринг»
  • «Иностранных языков»
  • «Радиовтуз МАИ»
  • «Факультет довузовской подготовки»

Институты

  • Инженерно-экономический институт МАИ (ИНЖЭКИН МАИ)
  • Институт материаловедения и технологий материалов
  • Институт аэрокосмических конструкций, технологий и систем управления
  • Институт информационных систем и технологий
  • Институт менеджмента, экономики и социальных технологий
  • Военный институт МАИ
  • Институт военной подготовки
  • Институт повышения квалификации и переподготовки МАИ
  • Институт заочного обучения

Филиалы

  • «Восход» (космодром «Байконур »)
  • «Взлёт» (Ахтубинск)
  • «Стрела» (Жуковский)
  • Ступинский филиал (Ступино)

Научная деятельность МАИ

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) - крупный научно-образовательный центр с развитой инфраструктурой.

В результате реализации мероприятий Программы развития МАИ как национального исследовательского университета в университете созданы центры генерации знаний с мощным материально-техническим обеспечением научных экспериментов и разработок на базе которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что является весомым вкладом в социально-экономическое развитие страны и отрасли.

Приоритетными направлениями развития университета являются:

  • авиационные системы;
  • ракетно-космические системы;
  • энергетические системы;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • новые материалы и производственные технологии;
  • диверсификация применения технологий аэрокосмического комплекса.

За период 2011-2015 гг. университетом выполнено НИОКР объёмом свыше 6,01 млрд рублей (в том числе за 2015 год на сумму 1,48 млрд рублей). Объём средств, поступивших на счета МАИ от осуществления научно-технической деятельности в рамках международных научных программ и проектов составил за 2011-2015 гг. свыше 100 млн рублей.

Уровень научных достижений МАИ за последние годы подтверждается реализацией крупных научно-исследовательских и инновационных проектов в рамках федеральных и отраслевых целевых программ, постановлений правительства Российской Федерации от 09.04.2010 г. № 218-220, грантов институтов развития и международных организаций и др.

Московский авиационный институт также принимает активное участие в формировании инновационной экономики России, в том числе в деятельности компаний, реализующих программы инновационного развития (ПИР).

Так, МАИ включен в качестве опорного вуза в 11 из 60 программ инновационного развития, утверждённых Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, и за период 2012-2015 гг. выполнил НИОКТР для компаний, реализующих ПИР, на сумму 1672,3 млн руб. (в том числе за 2015 г. - более 380 млн руб.). Работы выполнялись для таких ведущих предприятий авиационно-космической и оборонной отраслей, как ПАО «ОАК», АО «Концерн ВКО „Алмаз - Антей“», ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“», ОАО «Ракетно-космическая корпорация „Энергия“ им. С. П. Королева», ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», АО «Концерн радиостроения „Вега“», АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнёва"", АО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко», ОАО «Объединенная промышленная корпорация „Оборонпром“».

В целом, Московским авиационным институтом заключено более 120 договоров о сотрудничестве в области научной и инновационной деятельности. Кроме того, университетом разрабатываются планы совместной деятельности с профильными российскими и зарубежными корпорациями и организациями, такими как Госкорпорации «Роскосмос» и «Ростех», COMAC, Safran и др. В настоящее время уже реализуется программа сотрудничества в сфере подготовки кадров и в области НИОКТР на 2016 год и дальнейшую перспективу с ПАО «ОАК».

Увеличивать объемы научных исследований, выполняемых в интересах крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности, в том числе международных, МАИ позволяет новейшее и уникальное оборудование. С 2009 года объем инвестиций в переоснащение вуза составил 1,7 млрд руб. На базе университета функционируют центры коллективного пользования, ресурсные центры, научно-образовательные центры, конструкторские бюро, аэродром и другие подразделения. Также на базе МАИ создается молодежная инновационная зона, объединяющая Центр начинающего предпринимательства и бизнес-инкубатор.

МАИ - единственный вуз в мире, имеющий сертификат разработчика лёгких воздушных судов и лицензию на разработку авиационной техники. Вуз обеспечивает учебно-научное сопровождение серийного производства летательных аппаратов.

В МАИ функционирует учебный Центр управления полётами (ЦУП), задействованный в проведении экспериментов «МАИ-75», «РадиоСкаф» и «Тень-Маяк», входящих в долгосрочную программу научно-прикладных исследований и экспериментов на борту российского сегмента МКС. Оборудование ЦУП МАИ позволяет осуществлять управление и приём данных с различных типов образовательных спутников.

Научные журналы «Вестник Московского авиационного института» и «Труды МАИ», издаваемые Московским авиационным институтом (национальным исследовательским университетом), включены Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации вновый Перечень рецензируемых научных изданий.

Инновационные разработки университета удостаиваются большого количества наград на крупных международных и всероссийских выставках, таких как Международный авиационно-космический салон (МАКС), Вузпромэкспо, форум «Армия», «Открытые инновации», салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», «HeliRussia» и многих других мероприятий. В рамках Международного авиационно-космического салона МАКС ежегодно проходит конкурс «Золотые крылья». Конкурс проводится среди экспонентов авиасалона - вузов, предприятий, финансовых и общественных организаций - в четырёх номинациях: «Премьера МАКС», «Наука», «Экспозиция» и «Деловая программа». В 2015 году МАИ одержал победу в номинации «Наука. Проект». Университету была вручена статуэтка и сертификат победителя за подписью министра промышленности и торговли России Д. Мантурова. Эта победа - не первая в истории участия МАИ в «Золотых Крыльях»: до этого МАИ становился лучшим дважды: в номинации «Мероприятие» и «Лучшая экспозиция».

Университет является базой проведения крупных международные научно-технических конференций и мероприятий, отражающих развитие университета как важной образовательной организации авиационно-космического комплекса. Это Международная неделя авиакосмических технологий «Aerospace Science Week», в рамках которой проходят Международная конференция «Авиация и космонавтика» и Межотраслевой молодёжный конкурс научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики», Международный форум ведущих университетов аэрокосмической отрасли, Научно-практическая конференция молодых учёных и студентов «Инновации в авиации и космонавтике» и другие.

Учебно-авиационная база «Алферьево»

Уникальным видом учебного процесса является лётно-эксплуатационная практика студентов, проводящаяся с 1973 года в Авиационном центре (вблизи посёлка Алферьево Волоколамского района), имеющим аэродром, самолёты, квалифицированный лётный и технический персонал.

В течение месяца практики студенты, вначале на пилотажных стендах института, а затем в Авиационном центре постигают искусство пилотирования самолётов. Это позволяет будущим конструкторам ближе познакомиться с пилотажными характеристиками самолётов.

Такая практика не проводится ни в одном другом вузе России и за рубежом. За 35-летний период она охватила более 3500 студентов.

Большая работа по созданию её методики, организации и проведению была отмечена премией Правительства Российской Федерации.

Рейтинги

В 2015 году в числе 10 российских вузов попал в топ-200 международного рейтинга по качеству преподавания Round University Ranking (RUR).

Ну Я оттуда и муж мой и друзья многие, очень многие!

Работают многие по специальности, те кто по убеждению шел, те работают. Кто за базой, тот тоже работает, но не по специальности.

Про работу и КБ, стариков много, но тут и плюсов много, так как карьерный рост в перспективе хороший и... Кадры решают все, но работать придется много, каждый год участвовать в научных конкурсах и максимум с 30 000 начинать, но.. если работать, то...

Ну это везде так. Ну и можно идти в Боинг и т.д. там зарплаты другие, но!! если в студенчестве пошел в КБ Боинг и иже с ними себе закрыл.

Вывод: Образование дают хорошее, востебованость в специалистах есть и будет расти, по специальности работать устроится не проблема, карьерный рост есть, но.. в КБ надо работать и быть рабом системы (секретность)...

В Бауманку.

Знакомый закончил вторую вышку МАИ сейчас (год назад) по самолетостроению. Просиживает штаны на Хруничева. Делает всю работу за старческий коллектив (пишет тоолстые отчеты какие-то). Есть опции устроится в Эйрбас или Боинг. Но там нужны в основном чертежники (Автокад).

Так что однозначно Бауманка. Даже если это машиностроение ИМХО. Бауманка несравнимо сильнее МАИ по преподавательскому составу и по студентам. Там есть к чему стремиться, есть на кого равняться и халявы как в МАИ там нет, будет пахать, учится! Я вообще немного жалею, что пошла в МГУ, а не в Бауманку на кафедру, которую закончил мой брат (ИУ). Родители мои ракетостроение закончили, но в связи с тем что с ракетостроением у нас случился тотальный упадок, в 90-ые годы они переквалифицировались и по-специальности не работают.

Ну..по одному не оценивают... Чертежники, к слову нужны меньше, чем те е специалисты по аэродинамике. Насчет халявы в МАИ...очень спорно. Мой муж отчеты не пишет и штаны не просиживает, может в этом и есть "секрет". Пи этом у него в подчинении молодые ребята есть, так вот он часто жалуется, что им ничего не надо...они пришли..отсидели и никуда не стремятся..и не из молодежи..у него там есть Сережа 40 лет,не женат, живет с мамой и "что воля, что неволя..все равно"

Все от человека зависит!

Позвонила мужу...Вот его раскладка.

Денежные: прикладная математика 8 факультет

Востребованные вообще: авиационная техника 1 факультет.

Но востребованы все.

По "Боингу", там нужны упрочнисты.

Пойдет на аэродинамику, к мужу моему в бригаду на практику или работу, всегда рады будут))) кадров не хватает! Но лучше на 8 факультет идти!

Про "отрасль зачахла"... не зачахла, наоборот развивается и не зачахнет... сейчас по КБ работы над 6 поколением начинаются.

Жаль, платят не так как в коммерции, но "работа с душой".

О том, где и как работают выпускники Московского Авиационного Института, порталу "Слово" рассказал Михаил Юрьевич Куприков , проректор МАИ по учебной работе, доктор технических наук, профессор.

- Расскажите, пожалуйста, насколько востребованы выпускники МАИ?

Выпускников МАИ на бирже труда нет. Выпускников МАИ потребляют шесть корпораций. Те, кто работают по целевым заказам, по целевым приемам, кто ведет базовые кафедры. Тактическое ракетное вооружение, ОАП, Ростехнологии, Роскосмос, все, что летает - это выпускники МАИ. Готовим и для социальной сферы - экономистов готовим, которые уходят в муниципальное управление. Медиков - инженерное дело в медико-биологических проблемах. Поэтому в целом мы адаптированы и к потребностям регионов.

- Востребованы ли ваши выпускники за рубежом?

За рубежом сотрудников наших достаточно много. Мы "за рубеж" вообще-то не готовим. Но они с удовольствием уезжают туда. Беда в том, что как раз наши предприятия не в состоянии конкурировать с западными фирмами. У нас есть достаточно яркие примеры и карьерных лифтов, которые происходили на западных фирмах. Например, на Боинге сейчас работает порядка тысячи наших выпускников, на Аирбасе много наших выпускников. Александр Ярмонский был главным конструктором центральной секции А350, работая в США. Есть отдельные вкрапления, когда можно показать успешную карьерную судьбу в западных научных школах.

- Легко ли выпускникам найти работу сразу после окончания университета?

Дело в том, что они начинают искать работу пока еще учатся, во время практики. Они на своем рабочем месте оказываются еще где-то курсе на третьем. Конструкторская, технологическая, преддипломная практика. Как правило, профориентационная работа начинается на этом этапе. Кому подходит данная траектория, заключают контракты о целевом обучении и идут на эти рабочие места. Очень хорошо практика реализована с КБ Сухого. Большинство работников КБ Сухого - выпускники МАИ. КБ Микоян, через дорогу, они и на диплом выходят, и занятия проходят на предприятии. У нас десятка два базовых кафедр. Базовые кафедры - это учебный процесс, вынесенный на территорию предприятия. Базовые кафедры в ЦАГе и ЛИИ, ТНДК Бериева, ГосНиасе.

- Работая на этих предприятиях можно обеспечить своей семье достойное существование?

Все в мире относительно. На кусок хлеба всегда будет хватать. В Москве очень тяжело жить. Уровень зарплат именно для выпускника МАИ - от 20 до 100 тысяч. Есть те, кто и на сто тысяч устраивается. Это зависит от компетенций, которыми обладает человек. Человек, который владеет системами автоматизированного проектирования, английским языком - он востребован. Если инженер - первое высшее образование, параллельное образование по лингвистике и еще третьим какое-то управленческое или экономическое образование - тогда он востребован на рынке влет, и для западных фирм привлекателен. А если человек просто получил инженерное образование, он идет на сорок тысяч в конструкторское бюро и дальше сам для себя решает, хватает ему сорока тысяч для жизни с семьей или нет. Так что есть стимул. А главное, мы предоставляем возможность такого роста, предоставляем возможность этих компетенций. У нас есть институт иностранных языков. Мы закупили лицензии обучения английскому языку в Мельнбурнском Техническом Университете AirMid и учим пилотов и диспетчеров английскому языку на нужном уровне. Это специфическая область знаний, этому не учит никто. И оказалось, Австралия ближе, чем любая другая европейская научная школа. Мы обучаем пилотов и диспетчеров и Трансаэро, и Сибири, и Аэрофлота, и авиакомпании Россия. Поэтому есть возможность роста и самореализации. А дальше каждый для себя решает, на какой уровень он выходит. ВУЗ должен предоставить эти возможности и нам пока это удается.

Нашим работодателям выпускников-инженеров не хватает. Инженерных программ намного больше, чем мы выпускаем инженеров. Нам даются конкретные цифры приема - их дает Министерство, их дает работодатель, и эти контрольные цифры на выпуске разбирают те же корпорации - ОАК, Ростехнологии, Тактическое ракетное вооружение, и т.д. А вот уже для всего остального рынка труда не хватает выпускников. Поэтому возникает голод.

- А есть ли среди выпускников такие, которые не работают по специальности?

Что значит по специальности? Это название очень условно. Если он учился проектировать самолеты, а работает хозяином авиакомпании - это по специальности? Это про самолеты, но не проектирование. Решил не сидеть за кульманом, а эксплуатировать самолеты. Например, Трансаэро возглавляют наши выпускники. С формальной точки зрения - это не по специальности. А с точки зрения человеческой логики - поднялись над своей квалификацией. Владельцев авиакомпаний специально же не готовят.

По словам некоторых педагогов существует такая проблема - студенты не хотят учиться. Есть ли в вашем вузе такая проблема и как вы ее решаете?

Проблемы есть разные. Если предлагаются учебные курсы, которые затягивают, увлекают, то студенты учатся с удовольствием. Приведу пример. Я являюсь заведующим кафедрой инженерной графики. Если давать чертить вручную, кому же это понравится? Это тяжело, рутинно. А если даешь компьютерную графику, анимацию, с удовольствием сидят и возятся. Когда скрины смотришь с экранов - там 4 утра, 5 утра. Надо давать те формы, которые востребованы сегодня рынком, востребованы обществом и находятся в тренде современных информационных технологий.

Согласны ли Вы с тем, что уровень знаний абитуриентов не соответствует требованиям ВУЗа?

Проблема отцов и детей всегда существовала. Всегда будут рассказывать, что раньше подготовка была лучше, глубже, дальше, умнее и т.д. Новое поколение, новые требования, новые задачи заставляют нас развиваться. Ничего с этим не сделать. Одна из форм - это ЕГЭ.

Я бы сделал акцент на другом. Значительно важнее, чтобы поступившие смогли выжить на первом курсе. В первом семестре уже отчисляем десятками. Порядка 30% в течении пяти лет - это отчисление. На первом курсе 10-15% идет под отчисление. Дальше на старших курсах еще по 2-3%. Уже не так критично. А первый и второй семестры - основная задача удержать. А как они были набраны - через ЕГЭ или нет - совершенно не важно. Важно, может человек учиться или нет. Иногда даже не столь важны первичные знания, а, скорее, навыки обучения. Репетиторы натаскать могут на многое, на стандарты ответов. Ведь не секрет, что если научить отвечать, можно получить вполне приемлемый результат, даже если человек ничего не понимает в том, что он отвечает. Важно, чтобы был навык обучаемости.

Для МАИ принципиально, что нет ЕГЭ по физике в обязательном перечне. Потому что без физики научить инженера невозможно. Для нас это критично, принципиально, и когда на двигателестроение или на самолетостроение приходят студенты без физики, это беда. А абитуриентов с физикой меньше,чем у нас контрольные цифры приема в целом по инженерным ВУЗам. Поэтому достаточно большой дефицит в этой области. А когда мы ставим экзамен по естествознанию вместо экзамена по физике, чтобы сделать добор, к сожалению, уровень компетентности этих абитуриентов резко падает.

Беседовала Анна Волкова