Кризисная сенсация: во всем виноваты… сфинксы. Сфинксы на египетском мосту Тень древнего Египта на набережной Фонтанки

Санкт-Петербург Египетский.

Египетский стиль в архитектуре Санкт-Петербурга.

Сфинксы В Санкт-ПетербургЕ Пирамиды Санкт-Петербурга. Египетские Ворота. Египетский Дом. Обелиски Санкт-Петербурга.

В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов (например в г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных - так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков (прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города... Архитектура – искусство не столько изобразительное, сколько выразительное. И если хотя бы бегло взглянуть на историю архитектуры, то можно убедиться, что нет, и не может быть произведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе определенной идеи.

Сфинксы в Санкт-Петербурге.

Сфинкс - чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы. Его история начинается за несколько тысячелетий до нашей эры и восходит к истокам культуры и искусства Древнего Египта. Древнейшие обитатели Нильской долины верили, что рожденный их фантазией и изваянный ими каменный сфинкс не только наделен умом и силой, но что в него может вселяться могущественный дух, которого боятся злые демоны. Поэтому нередко у входа в храм или дворец фараона устанавливали, попарно каменные изваяния, считая их надежными стражами от злых духов. С течением времени сфинксам стали приписывать силу и могущество богов. Затем, когда фараоны обрели невиданную власть и могущество, сфинксов начали изображать с головой фараонов, с атрибутами царской власти: короной, головным платком, уреем - священной коброй, ожерельем. Изваяния стали не только изображением царствующего фараона, но и символом его безграничной власти, олицетворением нечеловеческой мощи. Египтяне называли изваяние человекоподобного царственного зверя "господином", "владыкой". Употребляемое же нами теперь слово "сфинкс" греческого происхождения и в переводе на русский язык означает "душительница". В представлении древних греков сфинкс был существом женского пола, а его диковинный вид мифы объясняют так: от змееподобного чудовища Тифона и Ехидны, имеющей три головы (льва, козы и дракона) произошла не менее фантастическая Химера - демон с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Химера и двуглавый пес Ортр породили дочь Сфингу (сфинкса) - злого демона в женском образе. Вот почему в античном искусстве сфинкс изображался с головой и грудью женщины и туловищем льва, крылатым львом с годовой женщины и змеиным хвостом или же львом с туловищем женщины, орлиными крыльями и когтями. Мифы рассказывают, что Сфинкс обитал на скале вблизи Фив и, подстерегая путников, задавал им хитроумные загадки. Никто не мог отгадать их, и кровожадное страшилище душило и пожирало беззащитные жертвы, наводя ужас на фиванцев и окрестные земли. В наше время слово "сфинкс" иносказательно означает "загадка", "загадочный человек".

Среди разнообразной монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга есть разные сфинксы; из них наибольшую художественную и историческую ценность представляют два гранитных изваяния из древних Фив. В 20-х годах прошлого века в районе древних Фив французами под руководством ученого Ж.-Б. Шампольона производились археологические раскопки, и первой интересной находкой, извлеченной из-под многовекового слоя песка, была пара прекрасно сохранившихся гранитных сфинксов.



Фото tazman17


С этого момента, по сути дела, и начинается история петербургских сфинксов, и поныне украшающих пристань на Неве перед зданием Академии художеств. История эта сводится к следующему. Один из откопанных сфинксов был отправлен в Александрию, где его увидел А. Н. Муравьев, молодой русский офицер и путешественник; увидел и загорелся желанием приобрести древние египетские изваяния для России. Но статуи были оценены в 100 000 франков, и для их покупки нужно было получить разрешение Николая I. Пока письмо Муравьева, сообщавшего о редкой находке, дошло до Петербурга, пока о нем доложили царю, а тот передал его на рассмотрение в Академию художеств, пока совет Академии одобрил прошение Муравьева, пока нужная бумага догнала путешествовавшего царя и он наложил окончательную резолюцию, каменные изваяния чуть было не купила Франция. И не стоять бы сфинксам на невской пристани, если бы не июльская революция. Французскому правительству стало не до покупок исторических ценностей, и тут, уже не мешкая, Россия купила сфинксов за 64 000 рублей ассигнациями. На парусном корабле "Буэна сперанца" ("Добрая надежда") их доставили в Петербург и в конце мая 1832 года поместили на Круглом дворе Академии художеств.

Два гранитных сфинкса, найденные при раскопках древней столицы Египта - Фив, были установлены в 1834 году на набережной Невы у здания Академии художеств. На пьедесталах высечена надпись: Сфинкс из древних Фив в Египте привезен в град Святого Петра в 1832 году.




Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры - покровительницы и защитницы фараонов. Сфинксы эти свидетельствуют о высоком мастерстве и огромном труде безвестных египетских каменотесов. Обе статуи испещрены иероглифами. Они высечены и на картушах, и на груди сфинксов, сплошной лентой тянутся по боковым краям гранитных плит, служащих основаниями статуй. Каждый сфинкс имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III. Впервые полный перевод всех надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог, впоследствии академик В. В. Струве. Надпись на груди и между лапами на обоих сфинксах почти одинакова: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, "Небмара". Сын Ра, "Аменхотеп, властитель Фив", любимец Амона Ра". Надпись перед лапами: "Да живет благой бог, "Небмара, отпрыск Ра". Сын Ра, "Аменхотеп властитель Фив", любимец Амона Ра".



Фото ";qwert11


В этом же месте, ближе к воде, установлены две скульптуры крылатых львов, которых многие ошибочно называют грифонами. Львы были отлиты из бронзы на Колпинском заводе. В конце 19-го столетия они бесследно исчезли. В 1958 году советские архитекторы И. Н. Бенуа и А. Е, Поляков на основании сохранившихся архивных документов и старых иллюстраций составили проект восстановления утраченных скульптур; модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганков, а отливку их в металле произвели в литейной мастерской Академии художеств.



Фото ave-fima


Египетский мост через Фонтанку, через который проходит Лермонтовский проспект, охраняют четыре чугунных сфинкса. Существующий ныне мост мало напоминает прежний Египетский, который был однопролётным, цепным. Эти цепи проходили через высокие чугунные ворота со множеством украшений и орнаментов, сделанных в египетском стиле. В 1826 году после окончания строительства моста по обеим его сторонам на постаментах установили четырех сфинксов работы скульптора П. П. Соколова. В январе 1905 года мост обрушился под тяжестью проходившего по нему эскадрона конногвардейского полка. Спустя 50 лет на месте старого моста был построен новый. Хоть мост и называется Египетским, сфинксов, которые его охраняют, трудно именовать египетскими. Чистокровные египетские сфинксы изображались с мужскими, а не женскими ликами. Стилизованный облик сфинксов у Египетского моста с высоким золоченым гребнем головного убора и гибким сильным телом скорее напоминает греческие скульптуры.

Фото Татьяны Николаевой

Изначально эти скульптуры оказались ненужными, лишними. Они были отлиты первыми – представляли собой пробные экземпляры. По каким-то причинам они не устроили экспертов и после этих сфинксов появились ещё четверо. Они то и сторожат Египетский мост. Для скульптурной группы изначально требовалось четыре изваяния, и третья пара оказалась не у дел. Она была извлечена буквально со свалки, по некоторым данным, одна скульптура долгое время стояла во дворе жилого дома на улице Можайской. В декабре 1971 года сфинксы легли на парапеты пристани набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. Они неплохо вписались в пейзаж, однако, не обрели покоя. Статуи заняли низкие гранитные тумбы практически на уровне воды, под ногами. По сути, они стояли в реке и однажды, можно сказать, даже плыли по ней во время наводнения, когда постаменты скрылись под волнами Малой Невки. Случилось это наводнение в ночь с 28 на 29 декабря 1975 года, и было оно не последним.



Фото Татьяны Николаевой


Надругались над ними и вандалы. Доморощенных варваров не пугали легенды о том, что изначально сфинксы выполняли охранную функцию - стерегли гробницы фараонов именно от посягательств. Состояние памятников повергало в ужас. Сфинксы неопределённого цвета стояли, исписанные маркерами и краской, разбитые, изуродованные, у одного из них была отпилена диадема. На их спинах распивал спиртные напитки люд, гуляющий на Каменном острове – известном месте городских увеселений.Потом сфинксов сняли для реставрации, после которой установили уже в другом месте.



Фото pengwinka


Строгановский дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века В. В. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. Строился он с 1752 по 1754 год для богатейшего елизаветинского вельможи С. Г. Строганова 1. Роскошный дворец своим внешним видом, отделкой и убранством внутренних помещений подчеркивал богатство его владельцев. У дверей бывшего парадного входа на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Облик сфинксов женский. И снова - невозмутимо спокойная поза, холодное равнодушие безжизненного лица и отчужденный взгляд. Головной платок, ниспадающий концами на грудь, обрамляет лицо. Ровную гладкую поверхность платка оживляют узкие, продольно идущие бороздки. Плечи и спину покрывает ткань. Форма львиного туловища обобщена, слабо обозначены ребра и когти. История сфинксов берет начало в конце XVIII века и связана с постройкой А. Н. Воронихиным для графа А. С. Строганова роскошной загородной дачи на берегу Большой Невки. От причала широкая лестница вела на пристань, которую и украшали статуи двух гранитных сфинксов. Это были первые по времени сфинксы, появившиеся на набережных Петербурга. Вслед за ними еще две пары таких же гранитных изваяний украсили пристань перед загородной дачей А. А. Безбородко. Можно предположить, что все они были изваяны одним и тем же скульптором, имя которого осталось неизвестным. В 1908 году дача Строганова была перестроена, а сфинксы после некоторого "блуждания" попали на их нынешнее место.



Фото Б. Н. Стукалова


Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе ленинградского Горного института. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями. От калитки идет прямая аллея, по сторонам которой стоят массивные чугунные вазы в виде античных жертвенников - курильниц на мощных львиных лапах, с рельефными украшениями в виде бараньих и козлиных голов, а в глубине аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Статуи невелики, установлены без постаментов, но благодаря черной окраске резко выделяются на фоне зелени; совершенно одинаковые, они хорошо сохранились. Выразительны и благородны их лица. Само здание Горного института было перестроено из ранее стоявших на его месте небольших домов по проекту А. Н. Воронихина. Монументальное здание с мощным двенадцатиколонным дорическим портиком возведено в 1806- 1811 годах. Модель, по которой сфинксы отливались в металле, вылепил скульптор, имя которого пока также документально не установлено, хотя известно, что в оформлении здания принимали участие В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Сфинксы же не раз меняли свое местонахождение; летом 1966 года их поставили в сквере.



Фото Б. Н. Стукалова


В 1807 году по проекту А. Н. Воронихина сооружается фонтан-грот на северном склоне Пулковской горы, а в 1809 году - три фонтана архитектора Тома де Томона, сохранившиеся до настоящего времени. Один из фонтанов Томона представляет собой довольно большое сооружение в виде открытого павильона из блоков серого гранита. На высоком цоколе стоят четыре дорические колонны, поддерживающие фронтоны и купол; между колоннами помещена изящная чаша из полированного камня. Все сооружение ограждено парапетом высотой около метра. На парапете покоятся две пары гранитных сфинксов, изваянных по одной модели; с шоссе отчетливо видны профили двух статуй, обращенных в противоположные стороны. У сфинксов женский облик, они напоминают статуи сфинксов, находящиеся во дворе Строгановского дворца, и созданы приблизительно в это же время. Первоначально фонтан служил украшением дороги; если именитые путники останавливались у воронихинского грота, чтобы утолить жажду родниковой водой, то у фонтана Томона кучера поили лошадей.



Фото spb.old.kp.ru


Самого маленького сфинкса (он с 1832 года живет у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы, на здании Российской национальной библиотеки) наверняка не видело подавляющее большинство горожан, не говоря уже о гостях Петербурга. Он сидит на шлеме богини мудрости Минервы, которая находится на главном фасаде здания. Скульптор - Василий Демут-Малиновский.



ФотоPavel Borisovich


Это самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге, их установили на набережной Робеспьера 28 апреля 1995 года, как памятник жертвам политтеррора и репрессий. У сфинксов работы Михаила Шемякина по два разных профиля. Смотришь с одной стороны и видишь традиционный женский, который обращен к домам на набережной. А с другой - вместо лица видишь оголенные кости черепа. На пьедесталах монументов нанесены цитаты из Высоцкого. Солженицына, Заболоцкого и других авторов 20века, соприкасающиеся с темой политических репрессий. Особых легенд об этих «зверях» пока нет. Но кое-кто утверждает, что они якобы помогают неправедно попавшим за решетку сидельцам вернуться домой.

В начало.

Пирамиды Санкт-Петербурга.



Фото Svetlana Ivanets


Самой известной является четырехгранная гранитная пирамида, находящаяся близ Палладиева моста в Царском Селе. Пирамида достаточно характерное для своей эпохи парковое сооружение. Она построена в 1770-1771 архитектором В. И. Нееловым. Изначально пирамида предназначалась для захоронения любимых собачек императрицы Екатерины II. В 1773 году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора. Пирамида была возведена из кирпича и облицована тесаным гранитом. В 1782г. она была разобрана и отстроена заново в 1783 году архитектором Ч. Камероном. В начале XIX века пирамиду называли Египетской. Вход, расположенный в её лицевой грани, ведет во внутреннее помещение, перекрытое сферическим куполом. Здесь в стенных нишах была размещена коллекция античных урн и ваз.



Фото Pitkin_friend


Пожалуй, самый своеобразный храм Петербурга - это Троицкая церковь недалеко от м. "Пролетарская", в народе - "Кулич и Пасха", т.к. своими формами напоминает круглый пасхальный кулич и пирамидальную творожную пасху. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк, в центре которого князь решил возвести храм. Воплощение идеи он поручил архитекторуН.А. Львову . Постройка церкви велась в 1785-1787 на средства Екатерины II.

Название церкви - "Кулич и Пасха" объясняется её внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т.е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность... трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести.

Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма.

Звонница храма имеет форму 4-хгранной пирамиды, прорезанной с 4-х сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня (сама колокольня почему-то обита железными листами). Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов.

Однако одобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего.

С марта 1938 храм, находящийся под охраной "как памятник всесоюзного значения", стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и с 17 апреля открыт для богослужения.



Фото lavraspb.ru


Архитектурно-скульптурное надгробие над могилой оперного певца, главного режиссера Мариинского театра, профессора Петроградской консерватории Тартакова Иоакима Викторовича (1860-1923). Архитектор И.А. Фомин. Надгробие выполнено в виде шестиступенчатой пирамиды, на прямоугольном постаменте, поддерживаемом четырьмя бронзовыми акротериями в виде театральных масок, на профилированном массивном цоколе. На северной стороне пирамиды - квадратный картуш с барельефным профилем Тартакова, на южной - в фигурном картуше вырублена надпись: ЗАСЛУЖЕННЫЙ/АРТИСТ/И.В. ТАРТАКОВ. Материалом для пирамиды послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца.



Фото lavraspb.ru


Пирамида на стене усыпальницы Белосельских-Белозерских. Скульптурное надгробие (1810), скульптор Ж. Камберлен, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон. Князь Александр Михайлович, действительный тайный советник (с 1801), камергер, сенатор (с 1796), дипломат и литератор, коллекционер изобразительного искусства (к концу его жизни коллекция считалась лучшей в России). Награжден орденом Св. Александра Невского. Почетный член Петербургской Академии наук (1800). Был одним из образованнейших людей своего времени, меценатом среди художников и литераторов. Переводил на французский язык произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.С. Баркова, имел труды по музыке и искусству.

В Петербурге встречается множество изображений пирамиды, которые нанесены на архитектурные памятники, храмы, надгробия и даже над иконой Девы Марии в Исакиевском соборе. Вот несколько самых известных

Пирамида на фасаде Казанского собора, на противоположном фасаде точно такая же.



Фото Анатолий Газарян


Исаакиевский собор. Глаз в пирамиде, над православной иконой.



Фото Анатолий Газарян


Глаз в пирамиде. Большой Сампсониевский пр. 41.



Фото Анатолий Газарян


Пирамида на Смольном соборе.



Фото Анатолий Газарян


Глаз в пирамиде. Чесменская церковь. Ул. Ленсовета д.12



Фото Анатолий Газарян


Финская церковь. Большая Конюшенная улица, дом 6А.Пирамида в лучах на фасаде.



Фотоpetteri199


Пирамида в лучах на фасаде Знаменской церквив Царском Селе. Сейчас этой пирамиды уже не существует.




Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова. 1900-е годы. Современное фото Igor Moisejev


Пирамида в лучах, и всевидящее око внутри наАлександрийской колонне.



Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака. Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где и подвергся дальнейшей обработке.

В начало.

Египетские ворота. Царское село.


Фото Куприянов Сергей




В 10 минутах ходьбы от католической церкви, на пересечении Кузьминской улицы и бульвара, составляющего границу города, стоят Кузьминские (Египетские) ворота. 3а ними начинается деревня Кузьмино, населенная потомками тех «переведенцовъ» из дворцовых сел, что были вызваны Петром Великим для колонизации возвращенного им России края. Руками предков нынешних кузьмичей строилось все Царское Село. Египетские ворота построены в 1827-1830гг. по проекту арх. А. Менеласа. Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Они увенчаны красиво изогнутыми массивными карнизами, отлитыми из чугуна. Выкружки карнизов украшены изображениями скарабея с солнечным диском и двумя змеиными головами. Плоскости стен караулок облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян. Барельефы расположены в шесть рядов, причем высота каждого последующего ряда меньше, чем предыдущего. К стенам караулок примыкают монументальные чугунные гермы. Аналогичные гермы, но двусторонние, служили опорами ворот. Отливка всех элементов ворот производилась на С.-Петербургском чугунолитейном заводе. Рисунки рельефов в натуральную величину исполнил художник Василий Додонов. Он использовал в своей работе графические материалы многотомного издания, вышедшего в свет в начале XIX века в Париже и посвященного результатам изысканий французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Модели барельефов и герм лепил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Все модели были выполнены в течение весны и лета 1827 года. В процессе строительства гранитный цоколь заменили цоколем из чугунных плит, поверх которого устанавливались плиты с иероглифическими изображениями. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В 1941-1944 годах воротам были нанесены тяжелые повреждения. Часть чугунных плит была разбита осколками снарядов. При восстановлении ворот поврежденные части облицовки отлиты заново.


Элементы декора "Египетских ворот"



Фото из книг "Памятники архитектуры пригородов Ленинграда", "Памятники искусства Советского Союза. Ленинград и окрестности. справочник-путеводитель "(Н.С. Алешина).


Использованы материалы: http://www.geolines.ru

Египетский мост перекинут через реку Фонтанку в створе Лермонтовского проспекта исоединяет Покровский и Безымянный острова. Это однопролетное металлическое сооружение длиной 53,3 метра (длина по задним граням устоев) и шириной 27,6 метров.

Трасса моста пересекает реку наискосок, его продольная ось относительно набережной Фонтанки отклоняется от перпендикуляра на 20°.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. У сопряжения открылков с набережными на гранитных пьедесталах установлены скульптуры сфинксов, украшавшие цепной Египетский мост.

У въездов на гранитных постаментах установлены обелиски, служащие торшерами для шестигранных фонарей. Обелиски выполнены из железобетона с художественной чугунной облицовкой. В декоре использованы позолоченные розетки — символы бога солнца Ра. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья.

История моста

Египетский мост (бывш. Новый цепной: с 1828 г., Египетский цепной: 1836-1882 гг., Временный Египетский мост: 1917 г.) — мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Название моста происходит от его своеобразного оформления.

Египетский мост являлся одним из первых цепных транспортных мостов, построенных в 20-е годы XIX века. Автором проекта были инженеры В. фон Треттер и В.А. Христианович. Мост сооружен в 1825-1826 гг. В архитектуре моста отразился характерный для XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части моста были украшены орнаментами из иероглифов, а по обе стороны моста на въездах были установлены чугунные фигуры сфинксов (скульптор П.П. Соколов). Скульптуры сфинксов отлиты на заводе Берда. Они были окрашены в желтый цвет. Металлические части моста были украшены в коричневый цвет, под бронзу. Устои сложены из бутовой кладки на деревянном свайном основании, облицованы гранитом. Архитектурные детали у сфинксов и решеток были вызолочены.

Проезжая часть — деревянная, была подвешена на 3-х металлических цепях, две по краям, а одна посередине моста. Тротуары устроены на консолях за пределами крайних цепей, а цепи едва касались середины настила. Египетский цепной мост прослужил 79 лет, на протяжении которых производились неоднократные ремонты.

20 января 1905 года закончилось существование Египетского цепного моста — он обрушился. Остались только сфинксы. По рассказам очевидцев, в этот день по мосту в одном направлении проходил эскадрон Конногвардейского полка, а в противоположном — 11 саней с возницами. Причиной обрушения послужила чувствительность цепных мостов к динамическим нагрузкам и отсутствие в то время качественных сталей для изготовления цепей. После катастрофы временно был сооружен девятипролетный деревянный балочный мост вблизи Усачева пер. (ныне пер. Макаренко), который неоднократно ремонтировался и просуществовал до постройки нового Египетского моста.

В 1954-1955 гг. по проекту инженера Ленгипроинжпроекта В.В. Демченко и архитекторов П.А. Арешева и В.С. Васильковского был построен однопролетный металлический мост двухшарнирной рамной системы. "Ноги" рамы — железобетонные, а ригель металлическая балка переменной высоты. Устои массивные, бетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

Проезжая часть — железобетонные плиты, уложенные по металлическому ригелю, включена в совместную работу с ригелем. Устои и "ноги" рамы облицованы гранитом.

На въездах на мост установлены гранитные обелиски с фонарями. Перильное ограждение — чугунные решетки художественного литья.

В 1979 г. было установлено железобетонное парапетное ограждение проезжей части, в 1988 г. оно заменено на гранитное.

В 2002-2004 гг. произведена реставрация 4-х фонарей.

В 2006 г. произведено покрытие золотой краской элементов декора фасада, реставрация трех сфинксов.

Дополнительная информация

Интересно, что, когда в 1825 году на заводе Берда отливали фигуры сфинксов, были также изготовлены две пробные копии. В начале XX века их приобрел купец Галактионов, занимавшийся торговлей металлом, и установил у своего дома. В 1960-х годах по инициативе П.П. Степнова, главного инженера «Ленмосттреста» (ныне СПб ГБУ «Мостотрест»), сфинксов отреставрировали и в 1971 году установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста.

Кризис – явление мировое. У него тысячи причин. Но все чаще ими являются весьма сенсационные. Одна из таких: петербургская. В самом деле, какой город у нас наиболее «мировой»? Ясно, Петербург. Ну а из какого города все идет в Россию? Опять же, из Петербурга. Вспомним хотя бы революции 1905 или 1917 года. И что характерно, 1905-й в Северной столице начался не с одного только Кровавого воскресенья, но и с еще одного кровавого события.

Один из сфинксов на Египетском мосту

20 января 1905 года к Египетскому мосту, что соединяет Коломенский и Безымянный острова через реку Фонтанка, подходил конногренадерский полк. Военные были тут частыми гостями – неподалеку располагались армейские казармы. День выдался пасмурным. Солдаты, ведущие под уздцы лошадей, рассеянно смотрели на металлические конструкции, тройные нити цепей (отчего мост называли еще и Цепным). Когда мост строился в 1825–1826 годах известными инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем, то слыл новым словом в технике: длина пролета 55 метров, ширина – почти 12 метров. Украшали его фигуры четырех сфинксов, словно охраняющих мост с обеих сторон. Говорят, 80 лет назад, когда сфинксов, созданных по моделям академика скульптуры П.П. Соколова, только устанавливали, их головы блистали позолотой, так же как и восточные орнаменты и египетские иероглифы, украшавшие мост. Вся эта роскошь так впечатлила горожан, что официальное название моста – Новый Цепной быстро заменилось на Египетский.

Но с тех пор время и едкие петербургские туманы согнали позолоту, и зимой 1905 года сфинксы выглядели безнадежно и уныло.

Полк вступил на мост. Навстречу ему ехали городские извозчики, шли пешеходы. И в этот момент пролеты моста рухнули на лед Фонтанки. Крики и стоны людей смешались с хрипом и ржанием упавших лошадей. Началась паника…

Уже к вечеру петербургские газеты так описали катастрофу: «Сегодня в 12 с половиной часа дня при следовании лейб-гвардии конногренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилевской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Однако мост уже не подлежал восстановлению. Вся его настилка вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломив лед, оказалась на дне реки. И только четыре загадочных и неподвижных сфинкса остались сидеть на гранитных плитах по обоим концам своего Египетского моста.

Естественно, началось расследование. «Причинами несчастья» были признаны две версии: «раскачка моста кавалерией» или «непрочность конструкции». Против «непрочности» восстали инженеры. Они напомнили, что Египетский мост годом ранее был отремонтирован и признан «находящимся в хорошем состоянии». Что до «раскачки моста», то, действительно, ритмичные колебания слаженного шага военных могут вызвать эффект резонанса. Именно эта версия и показалась тогда наиболее верной. Она так поразила общество, что ученые сочли нужным включить обрушение Египетского моста во все учебники истории, физики и военного дела. Именно тогда и появилась команда: «Идти не в ногу!», которая дается любому строю перед вступлением на мост.

Казалось бы, «причина несчастья» найдена. Однако появилось множество свидетельств очевидцев, наблюдавших катастрофу со стороны. Они-то и подвергли сомнению версию резонанса, ибо утверждали: солдаты шли не в ногу, да и лошади идти в ногу никак не могли. К тому же навстречу ехали извозчики, по тротуару брели прохожие. Словом, никакого слаженного хода не было, а значит, и резонанс не мог возникнуть. Но ведь мост упал – что за мистика такая?..

Горожане выдвигали свои версии. Молва вспомнила, что в одном из домов на Фонтанке проживала дочь скромного почтмейстера Мария. И, как на грех, влюбилась она в бравого вояку-красавца. Да только офицер обманул девицу: пообещал жениться, но слова не сдержал, польстившись на богатенькую. Ну а брошенную девушку его приятели по полку подняли на смех, прозвав Марией Египетской – то ли потому, что жила она у Египетского моста, то ли потому, что так звалась в Библии девица весьма легкого поведения.

И вот однажды обманутая Мария выглянула в окно и увидела: идет по мосту полк ее обидчика. И так у нее сердце разобрало, что выкрикнула она в гневе: «Чтоб вам, военным, провалиться!» И Бог услышал ее молитвы – в ту же секунду мост рухнул.

Возникла и иная версия обрушения. Вспомнили петербуржцы, что Египетский мост облицован блоками черного гранита, вынутыми из стенок рва Михайловского замка. Почему уж так вышло, за давностью лет не понять: может, нужного камня не нашли, а может, в строительной спешке что-то напутали, но только за пару недель до надвигавшейся церемонии официального открытия моста гранит для облицовки его был спешно доставлен из Михайловского замка, пользовавшегося в Петербурге дурной славой. Мало того что именно там был убит император Павел I, сами мрачные стены этого сооружения навевали на горожан ужас уже с первого дня его возведения. Поговаривали, что замок был построен по мистическому плану, насыщен мальтийской символикой. Шептались и о том, что гранит на постройку брали с мест древних капищ и потревожили прах старинных богов, которые и прокляли строительство. Вот и навлек черный гранит новую беду на Петербург.

Но была и самая таинственная версия обрушения Египетского моста – зловещее влияние сфинксов. Историки и оккультисты давно заметили, что мистическая культура Древнего Египта с ее культом загробного мира неожиданно, но властно прижилась в северном городе, традиционно именуемом городом-призраком. Мало того, что его Эрмитаж хранил множество древних артефактов, но прямо на пристани, напротив Академии художеств, стояли в петербургском тумане привезенные в 1832 году из Египта настоящие сфинксы, созданные еще во времена Аменхотепа III. Сразу же со времени их установки петербуржцы перестали прогуливаться в тех местах, замечая, что фигуры загадочно-мрачных существ смотрятся в вязком туманном петербургском воздухе мистически и даже как-то глумливо, будто зная нечто, им одним ведомое. Сфинксы глядят на окружающих свысока, презрительно и неприятно. Мистически настроенные горожане говорили, что негоже привозить в город-призрак еще и призрачные статуи, связанные с темными верованиями Древнего Египта и его мрачными тайнами. Неизвестно ведь, как они себя поведут! Может, вывезенные с привычных мест загадочные сфинксы станут мстить за то, что их лишили родины? Но реальность оказалась еще более непредсказуемой. Сфинксы сами организовали себе время. В 1834 году в Пулкове под Санкт-Петербургом началось строительство Пулковской обсерватории, и столица… поменяла часовой пояс. Так египетские сфинксы, совершив путешествие чуть не через половину земного шара, вновь оказались в привычном для них часовом поясе.

Однако по городу поползли слухи, что установка мрачных чудовищ не пройдет так просто, и в первую очередь грозно аукнется императору Николаю I, по чьему личному повелению сфинксы оказались в далеком заснеженном Петербурге. И когда Николай умер, горожане, крестясь, стали шептаться, что на самом-то деле император покончил с собой – не вынес позора за поражение в Крымской войне, презрения подданных и… злобы сфинксов, кои по его милости стали сиротами, прозябая в холодном туманном городе вместо их родной жаркой страны.

Когда же сына Николая, императора Александра II, настигла бомба народовольцев, горожане заметили, что египетские сфинксы торжествующе ухмылялись весь кровавый день. И стало понятно, что хоть каменные изваяния чудовищ и «украшали» город, но ненавидели его и крови были рады. Так что и в 1905 году никто особо не удивился очередной мести сфинксов. Правда, фигуры Египетского моста не могли похвастать древней «родословной» из самого Египта и были всего лишь «новоделами», созданными уже в петербургских мастерских, но все равно: сфинкс есть сфинкс – чудовище, загадывающее мистические загадки и даже, говорят, поющее в египетской пустыне песни ужаса.

И надо сказать, что Египетский мост тоже не молчал. Его даже называли Поющим. Поразительно охарактеризовала его «Петербургская газета» от 18 января 1901 года: «Поющий мост. Оказывается, и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки и пение». Ну а за месяц до катастрофы, в рождественские дни 1904 года, петербуржцы стали замечать, что «заунывное пение» слышится все громче. Поэты и мистики тут же заявили, что «под звон цепей моста поют четыре сфинкса». И песня эта предвещает «ужасные событья». И вот сначала случилось Кровавое воскресенье, потом рухнул сам Египетский мост. Однако в начале 1905 года никто и не подозревал, что скоро события 9 и 20 января покажутся цветочками. И не рухнувший мост станет падать в пропасть, а вся страна, объятая революционным вихрем.

Впрочем, все обрушения когда-нибудь да заканчиваются. Закончились революции, отгремели войны. Между прочим, сфинксы пережили блокаду вместе со всем городом на Неве. После Великой Отечественной войны было разработано целых 17 вариантов возрождения Египетского моста. Победил проект инженера В. Демченко, архитекторов П. Арешева и В. Васильковского.

И вот мост возник заново – в своем классическом виде, но в новом инженерном решении и современных материалах. Строительство длилось два года (1954–1956). Старинных сфинксов отреставрировали, добавив к ним фонари-обелиски. Возродили иероглифы, орнаменты, цветы лотоса. Казалось бы, все устои – и моста, и окружающей его жизни – стали незыблемыми. Но в 1989 году на одного из сфинксов налетел автомобиль. На его капоте почему-то красовалась алая ленточка с серпом и молотом – гербом СССР. Люди не пострадали, но чугунный сфинкс от сильного удара рухнул в воду Фонтанки. Когда беднягу вытащили, он оказался сильно разбит. Мистики восприняли новую катастрофу как новый знак, предвещающий нечто зловещее. Долго ждать не пришлось – страна с серпом и молотом развалилась на части.

Конечно, в «лихие девяностые» было не до скульптур, хоть и самых значимых. Но в начале XXI века на постаревшем Египетском мосту выявилось множество трещин, сколов и других дефектов. Разошлись даже гранитные блоки, на которых сидят злополучные сфинксы, и образовалась щель в 2 сантиметра. От любого толчка сфинксы могли бы рухнуть в воду! И в 2004 году власти Петербурга срочно взялись за реставрацию. Вот тут-то и вспомнилось, что головы сфинксов изначально были позолочены. Реставраторы тщательно вызолотили их вновь. Старые петербуржцы вздохнули поспокойнее: кто знает, может, сфинксы и бедокурили оттого, что их головы оказались не в порядке?.. Словом, теперь мистические создания начали взирать на мир, словно не сфинксы, а золотые тельцы. И под их золотым взором в город потянулось богатство.

Следует вспомнить, что и древним сфинксам Аменхотепа, некогда привезенным в Петербург, досталась их доля ремонта. Несколько месяцев и они находились в архитектурных лесах, став куда чище и краше, если можно так сказать о существах, чей лик одновременно прекрасен и ужасен, чьи взгляды гипнотизируют и притягивают. Возможно, они тоже сыграли свою роль в притяжении потока богатства – не забудем, они были созданы когда-то в Фивах, самом богатом и пышном городе Древнего Египта. Только вот денежный поток был недолгим.

В июне 2008 года на Университетской набережной появился большой плакат, изображающий древнеегипетского бога Ра. Наверное, кто-то из студентов-художников решил так отблагодарить сфинксов, которых просил об удачной сдаче экзаменов. Жест явно положительный. Благодарить надо. Но вышло по-иному. На закате плакат сорвало ветром, а сфинксы, лишившиеся его, в лучах угасающего солнца оскалились просто ужасно. Наверное, обиделись. А может, они вспомнили давнюю историю. Когда их установили в 1834 году, архитектор Огюст Монферран (тогда самый влиятельный в Петербурге, создатель Исаакиевского собора) предложил «усилить связь сфинксов с их родиной» – установить на набережной Академии художеств огромную статую бога Осириса, которую сам же и обещал выполнить. Но император Николай I счел это предложение уж слишком одиозным.

5 сфинксов Петербурга

Говорят, оттого сфинксы и озлились на монарха еще сильнее. И вот спустя почти 175 лет египетские чудовища вновь смогли увидеть изображение одного из своих богов, но ненадолго. Видно, с того дня они и затаили новую злобу на людей, не позволивших им жить на родине.

А через пару месяцев случилось престранное происшествие на Египетском мосту. Там в конце лета 2008 года (как было отмечено в интернет-блогах петербуржцев) прямо на лапах одного из сфинксов обнаружилась табличка «РАСПРОДАЖА». То ли ветер занес, то ли шутник нашелся. Но сфинксам это явно не понравилось, да и кому охота быть пущенным на продажу?! И вот результат: бурный рост капитала сначала остановился, а потом и вовсе пошел на попятную. В страну пожаловал кризис.

Однако история на этом не закончилась. Недавно я получила письмо от петербургского приятеля. Пишет, что на Египетском мосту около сфинкса нашел бухгалтерскую печать: «ОПЛАЧЕНО». Кто-то потерял или… Уж больно знаковое слово. Может, и правда, что все уже ОПЛАЧЕНО и наша жизнь наконец-то пойдет на поправку, несмотря ни на каких сфинксов истории?..

Как известно, интересных мест в Питере огромное множество, и каждое - со своей историей. Некоторые уже успели обрасти мифами и городскими легендами, стали своего рода «визитками» города. Снимки, изображающие Египетский мост в Санкт-Петербурге и фото его бронзовых фигур можно найти во многих путеводителях. А вот «вживую» туристы сюда ходят не так уж часто. Но поверьте, это место стоит того, чтобы выкроить время и познакомиться с его историей.

Египетский мост в Санкт-Петербурге: как добраться?

Где же находится Египетский мост в Санкт-Петербурге и как туда добраться? Самый простой путь - это доехать на метро до станции «Балтийская», перейти через Обводный канал, а затем идти по Лермонтовскому проспекту. Примерно через 15 минут вы увидите зеленые обелиски с фонарями, а рядом с ними - необычные скульптуры в виде львов с человеческими лицами. Эти фигуры как бы «стерегут» переход через реку.

Мост со сфинксами в Санкт-Петербурге: факты и мифы

Если вы введете в поисковик «Египетский мост в санкт петербурге фото», вы, возможно, будете слегка разочарованы. Выглядит все довольно обычно, без экзотики и архитектурных изысков. Но я напомню, что до 1955 года вид был совсем иной.

Сфинкс с лицом императрицы. Как Египетский мост попал в учебники по физике

Первоначально вся конструкция была подвесной и держалась на трех стальных цепях, а на въезде стояла большая арка, оформленная в древнеегипетском стиле. Натянутые цепи гудели на ветру, издавая жутковатые заунывные звуки. По этой причине, а может, из-за стоящих на страже моста сфинксов в Санкт-Петербурге пошел слух о том, что это место проклято.

Так или иначе, мрачные пророчества сбылись - в 1905 году вся конструкция обрушилась при загадочных обстоятельствах. Наверняка в школе на уроке физики вам рассказывали про то, что это произошло из-за резонанса, когда через реку переходил полк солдат. Да-да, эта история произошла именно здесь. Есть и другие версии падения - от самых банальных (дефект металла) до мистических, связанных с проклятием обманутой женщины или с местью древних языческих богов…

Тень древнего Египта на набережной Фонтанки

Как бы то ни было, но сейчас от первоначального проекта остались только литые скульптуры, которые до сих пор привлекают туристов. Кстати, украшающие мост сфинксы в Санкт-Петербурге не уникальны. Похожие фигуры можно увидеть на Университетской набережной, возле дворца Строгановых и в других местах.

Все они появились в XIX веке, когда по всей Европе вспыхнул интерес к загадкам Древнего Египта. Именно в это время мост со сфинксами появился в Санкт-Петербурге.

Кстати, с этими статуями связана еще одна легенда, на этот раз хорошая. Говорят, что если девушка потрет львиную лапу, то ее ждет удача в любви. Еще будучи студенткой, я решила проверить, и примета сработала! Попробуйте, может быть, вам тоже повезет.

Водная экскурсия

Неподалеку на набережной находится стоянка прогулочных катеров. В хорошую погоду рядом с ней всегда крутятся зазывалы, предлагающие недорогие экскурсии по рекам и каналам города. Билеты можно купить прямо на месте, это обойдется примерно в 600 рублей за часовую прогулку по воде. Если катер вот-вот отправится, а свободные места еще остались, билет могут уступить со скидкой.

Отели поблизости

Буквально в двух шагах от моста со сфинксами в Санкт Петербурге расположено огромное здание отеля «Азимут». Если вы еще не определились, где остановиться, советую рассмотреть этот вариант - хороший сервис и вполне адекватная цена. Если предпочитаете экономить, можно выбрать гостиницу поскромнее - их здесь довольно много, и свободные номера есть почти всегда. Стоимость номера может варьироваться от трех до шести тысяч рублей за ночь.

Найти дешевые билеты на самолет в Санкт-Петербург

Легенды Петербурга — загадка обрушения Египетского моста и погребальные песни сфинксов

Два прекрасных сфинкса из древнего Египта украшают Университетскую набережную.

Как и когда они попали сюда?..

Первым русским, который увидел их, был писатель и офицер, участник турецкой кампании 1828-1829 годов Андрей Муравьев.

После заключения мира он, собирался в большое путешествие, в том числе унего было желание посетить Иерусалим.

В Константинополе, однако, не оказалось попутного корабля.

И, чтобы не скучать, Муравьев отправился в Египет. Здесь, в Александрии, и поразил его «колоссальный гранитный сфинкс, покрытый иероглифами».

Оба сфинкса обнаружены были незадолго до того британской археологической экспедицией в Фивах.

В 1829 году Франсуа Шампольон, посетив Фивы, восхитился ими, но, несмотря на оценку знаменитого египтолога, покупателя на месте не нашлось. Тогда один из сфинксов был отправлен вниз по Нилу в Александрию, на более бойкое место.

Узнав мнение Шампольона о сфинксах, Муравьев решил приобрести их для России.

Письмо с его предложением довольно быстро достигло русского двора. Николай 1 передал его на рассмотрение совета Академии художеств. Совет ни секунды не клоебался (деньги все равно казенные), и высказался в пользу покупки сфинксов.

Оставалось получить согласие императора…

Но он тем временем выехал из Петербурга. И пока письмо совета Академии догоняло его по всей Европе, сфинксов приобрело французское правительство.

Русские почти потеряли их навсегда, но… помог случай.

Во Франции одни «просвещенные граждане» не поделились местом у государственной кормушки с другими, не менее демократично настроенными субъектами.

В итоге, в Париже случился приступ революции.

Широкая французская археологическая общественность от греха подальше разбежалась по провинциям, о сфинксах забыли.

Русское правительство не упустило теперь удобный случай и поспешило приобрести их за 64 000 рублей ассигнациями.

Кому достались эти деньги история умалчивает…

Вот так июльская революция 1830 года во Франции стала причиной появления сфинксов в Санкт-Петербурге.

Сфинксов доставили в Россию морем в конце мая 1832 года.

Неизвестно, был ли капитан зафрахтованного в Александрии судна любителем древностей, но он потребовал за доставку огромную сумму — 28 000 рублей.

К тому времени уже было решено, как использовать покупку.

В годы царствования Николая 1 в столице велось оживленное строительство. В 1831 году был задуман проект «великолепной из гранита пристани для судов с украшениями в лучшем греческом вкусе».

Предполагалось, что на пристани против Академии художеств поставлены будут две бронзовые фигуры - кони со всадниками, и между ними две бронзовые колонны. Оказалось, однако, что проект слишком дорог: одна отливка стоила бы 425 000 рублей.

Тут весьма кстати пришло известие о покупке сфинксов.

Пристань решили переделать «в египетскогреческом вкусе» (бронзовые колонны были оставлены). Проект оказался удачным и скоро был принят.

Почти два года дожидались доставленные сфинксы своего часа во дворе Академии. Наконец, в последних числах апреля 1834 года их поставили на набережной. Несколько недель спустя на головы их водрузили короны, снятые перед отправкой из Египта.

Последним штрихом стала сделаная в 1843 году на пьедесталах сфинксов надпись, которая и поныне привлекает внимание:

«Сфинксъ из древних Фивъ въ Египтъе. Перевезёнъ въ градъ Святаго Петра въ 1832 году»…

Какая же эпоха создала этих загадочных чудовищ?

Чьи черты повторяют гранитные лики?

Волей случая эти изваяния — единственный под небом России древнеегипетский памятник. Но замечательны они не только этим.

Тот, кого изображают сфинксы, не оставил значительного следа в истории, но, без преувеличения, самые знаменитые изваяния древнего Египта своим появлением обязаны ему.

В образе человекоголового льва запечатлен здесь фараон Аменхотеп 3.

Этот царь 18 династии правил примерно 3400 лет назад.

Он не вел больших войн: его предшественники уже захватили все, что было можно. Тридцать с лишним лет правления Аменхотепа Третьего отмечены строительством грандиозных, утопающих в роскоши дворцов и храмов.

Сфинксы, установленные на Петербургской набережной, украшали поминальный храм Аменхотепа Третьего… Но совсем скоро произошла катастрофа: вечные боги египтян в одночасье были отвергнуты и преданы забвению.

Истинным был признан единый бог, солнечный диск Атон, и фараон стал его первым жрецом. Фараон покинул Фивы, столицу древнего бога Амона.

Сфинксы в Санкт-Петербурге (48 фото)

Переворот царя-солнцепоклонника остался самым удивительным событием во всей трехтысячелетней истории египетского царства. Царем этим был преемник Аменхотепа Третьего, сын его Аменхотеп, назвавшийся Эхнатоном. Этому человеку, помимо страшной славы богоотступника, принадлежала еще и красивейшая женщина древнего Египта — царица Нефертити.

Два ее дивных портрета, ныне известных всему человечеству, созданы лишь немногим позднее наших сфинксов.

Имя другого потомка Аменхотепа Третьего -Тутанхамона при обрело не менее громкую известность. Он умер совсем молодым и не успел прославиться при жизни, но его неразграбленная гробница, найденная в 1922 году, стала сенсацией.

Глядя на сфинксов, мы всегда ищем какую-то загадку и особую, высшую мудрость.

Но в древнем Египте сфинксов никогда не наделяли этими свойствами! Заблуждение навеяно… греческой мифологией.

Слово «сфинкс» греческого происхождения, оно означает «душительница».

Так по преданиям звали злого демона в женском образе. Подстерегая странников в пустыне, он задавал им непостижимые для человеческого ума загадки, а потом пожирал несчастных.

У египетских сфинксов нет ничего общего с греческими.

Греческие сфинксы — женские, египетские — почти всегда мужские. И если первые изображают фантастическое существо, то вторые всегда — конкретное лицо, чаще всего — правящего фараона.

Египетские сфинксы служили символом силы и ума, а также необыкновенной мощи фараона. Их ставили возле храмов и пирамид для устрашения и охраны.

В связи с этим уместно вспомнить о сфинксах у Египетского моста в Санкт-Петербурге.

Они отлиты в 1826 году по модели академика Соколова, который выполнил также фигуры львов и грифонов для Львиного и Банковского мостиков.

Эти сфинксы имеют несомненную художественную ценность, но совсем не отвечают египетской традиции, а их головные уборы вообще выдуманы автором скульптур.

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.




Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.


20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ? час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».


Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.


Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.


Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.


А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.


В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.



Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.



20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».



Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.



Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.



Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.



Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.



А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.



В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».
Многие места в Петербурге изменились до неузнаваемости, вспомнить их первозданный вид помогут