Какие города Руси оказали сопротивление монгольским войскам во время захвата? Козельск - «злой город».

В своё время т.н. евразийцы выдвинули тезис о том, что: «Да, татары воевали жестоко. Но в те времена жестоко воевали все: и русские, и европейцы, и китайцы. Другое дело, что монголы оказались более удачливы, чего им до сих пор многие не могут простить.

[…] Что же касается европейцев, ссылающихся на жестокость монголов, то лучше бы они при этом упоминали о том, как крестоносцы в 1099 г. вырезали Иерусалим, не оставив в живых даже грудных детей. Или разграбленный ими же в 1204 г. Константинополь. Или приказ Чёрного Принца, который в Англии считается национальным героем, вырезать всё население Лиможа в 1370 г. Как говорится, соринку в чужом глазу видят, а в своём бревна не замечают».

Вот что, например, написал об этом наиболее известный представитель евразийцев Л.Н. Гумилёв: «По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия: «Дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Эта версия построена на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами. Например, о падении Герата исламские историки сообщали как о бедствии, при котором в городе было истреблено всё население, кроме нескольких мужчин, сумевших спастись в мечети. Они прятались там, боясь выйти на улицы, заваленные трупами. Лишь дикие звери бродили по городу и терзали мертвецов. Отсидевшись некоторое время и придя в себя, эти «герои» отправились в дальние края грабить караваны, чтобы вернуть себе утраченное богатство.

Это характерный образчик мифотворчества. Ведь если бы всё население большого города было истреблено и лежало трупами на улицах, то внутри города, в частности в мечети, воздух был бы заражён трупным ядом, и спрятавшиеся там просто умерли бы. Никакие хищники, кроме шакалов, возле города не обитают, а в город и они проникают очень редко. Измученным людям двинуться грабить караваны за несколько сот километров от Герата было просто невозможно, потому что им пришлось бы идти пешком, неся на себе тяжести – воду и провизию. Такой «разбойник», встретив караван, не смог бы его ограбить, поскольку сил хватило бы лишь на то, чтобы попросить воды.

Ещё забавнее сведения, сообщаемые историками о Мерве. Монголы взяли его в 1219 г. и тоже якобы истребили там всех жителей до последнего человека. Но уже в 1229 г. Мерв восстал, и монголам пришлось взять город снова. И, наконец, ещё через два года Мерв выставил для борьбы с монголами отряд в 10 тысяч человек.

Плоды пылкой фантазии, воспринимаемой буквально, породили злую, «чёрную» легенду о монгольских зверствах».

В настоящее время сходной точки зрения придерживается Р. Ю. Почекаев: «В науке сложилось устойчивое представление о том, что монгольские завоевания сопровождались уничтожением государств, разорением и сожжением городов и деревень, убийством, угоном в плен и грабежом мирного населения. Большинство дошедших до нас источников, и в самом деле, дают основания для формирования такого представления. Однако мало кому известно, что в праве Монгольской империи и её преемников присутствовали нормы, предписывающие завоевателям воздерживаться от насилия над гражданским населением захваченных областей.

[…] Вряд ли они могли быть изданы при самом Чингиз-хане (прав. 1206 – 1227): в период его правления особым влиянием в государстве пользовались военачальники из числа ближайших сподвижников основателя империи, бывшие «степные багатуры», для которых убийство врагов (в т.ч. и не участвовавших в боевых действиях), разграбление и сожжение городов и захват добычи считалось верхом геройства и молодечества.

[…] Но уже при преемнике Чингиз-хана, его сыне Угедэе (прав. 1229 – 1241), а затем и при ханах Менгу (прав. 1251 – 1259) и Хубилае значительное влияние в империи начинают приобретать гражданские чиновники, выходцы из осёдлых стран […] Новые сановники всячески старались проводить политику большей терпимости монгольских завоевателей по отношению к представителям чуждой им земледельческой культуры. Поэтому как раз в то время, когда монгольские завоевания велись с наибольшим размахом, в источниках фиксируются примеры того, что завоеватели стремились упорядочить взаимоотношения с завоёванным населением.

Так, например, до нас дошло интересное сообщение венгерского каноника Рогерия, который пережил монгольское вторжение в Венгрию и сам побывал в плену у завоевателей, так что совершенно не имел причин приукрашивать их деяния. Тем не менее, он сообщает, что в 1241 г. монголы сумели привлечь на свою сторону ряд венгерских и немецких феодалов и с их помощью стали распространять призывы к местному населению вернуться в населённые пункты, обещая мирное существование. Ещё один венгерский современник монгольского вторжения в Европу – Фома Сплитский, охарактеризовавший монголов как настоящих выходцев из ада, однако, отмечает, что монголы «не выказали всей своей свирепой жестокости и, разъезжая по деревням и забирая добычу, не устраивали больших избиений».

Для того, чтобы проверить насколько соответствуют истине утверждения Гумилёва и Почекаева, я решил обратиться к тем письменным источникам, которые они использовали. К сожалению, узнать откуда Гумилёв извлёк информацию о Герате мне не удалось. Что касается Мерва то, вероятнее всего, Гумилёв использовал текст Ала ад-Дин Ата-Малик бен Мохаммад Джувейни (1226 – 1283).

Посмотрим, что написал Джувейни о взятии монголами Мерва: «На другой день, который был первым днём мухаррама 618 г. и последним днём жизни для большинства жителей Мерва, прибыл Тулуй […] с многочисленным, как волны моря и песок пустыни, войском.

[…] Вокруг городских стен монголы поставили сторожевые цепи и всю ночь стерегли неусыпно. Вылазки осаждённых прекратились. Никто более не осмеливался выходить из города. Муджир-ал-мульк не мог придумать никакого средства к спасению, кроме как сдаться неприятелю. На утро он послал мервского имама Джемал-ад-дина для переговоров с монголами, получил обещание пощады и вышел, захватив многочисленные подарки, навьюченные на четвероногих, имевшихся в городе. Тулуй расспрашивал его о состоянии города и потребовал составить список всех богатых и известных лиц. Он потребовал их к себе и заставил выдать сокровища. Монгольское войско вошло в город. Всё население без различия имущественного положения было выведено за город, и женщины были отделены от мужчин.

[…] За исключением 400 ремесленников и некоторой части детей обоего пола, которые были уведены в плен, всё мервское население вместе с женщинами и детьми было разделено между воинами и ополченцами и перебито. […] Стены были разрушены, укрепления сравнены с землёй и сожжена ханефитская соборная мечеть […] После расправы с мервскими жителями Тулуй назначил эмира Зия-ад-дина, мервского вельможу, которого монголы пощадили как безвредного, правителем разрушенного города и тех оставшихся жителей, которым удалось укрыться в потайных местах во время погрома.[…] Уцелевших жителей Мерва оказалось около 5000. Из них, однако, многие погибли впоследствии, когда в Мерв прибыли другие отряды монголов, также потребовавшие своей доли в убийствах.

[…] Зия-ад-дин приказал восстановить мервские стены и вал.

В это время прибыл отряд монгольского войска. Зия-ад-дин нашёл необходимым оказать им почёт и некоторое время держал [их] у себя, пока не пришёл с многочисленным войском Куш тегин-пехлеван из войск султана и не начал осады города. […] Когда Зия-ад-дин понял, что при расхождении [общего] желания из дела ничего, не выйдет, он с тем отрядом монголов, которые находились при нём, отправился в крепость Марга, а Куш-тегин вошёл в город.

[…] Куш-тегин деятельно принялся за восстановление города и земледельческого хозяйства. Им была вновь отстроена разрушенная плотина.

Однако дальнейшие меры к восстановлению города вскоре должны были прекратиться. Монгольский военачальник Карача-нойон был уже в Серахсе. Получив сведения о приближении монгольских отрядов, Куш-тегин бежал ночью из Мерва […] Несколько дней спустя к Мерву, в котором остались заместители Куш-тегина, подъехал отряд монголов человек в 200, направлявшийся к Кутуку-нойону. Половина отряда отправилась выполнять порученное ей дело, а половина осталась осаждать Мерв и сообщила об этом Турбаю и Кабару, находившимся в Нахшебе. К этому времени из разных мест люди собирались в Мерв, так как в нём было лучше.

Пять дней спустя [прибыл] Турбай с 5000 войска и сипехсаларом Хумаюном, который носил прозвание Ак-мелик и служил им [монголам]. Достигнув мервских ворот, они тотчас же взяли город и, взнуздав правоверных, словно верблюдов, связывали верёвкой по десять, по двадцать в одну цепь и бросали в кровавый чан. Более 100 000 приняли мученическую смерть. Кварталы были разделены между воинами, и большинство домов, замков, мечетей и мест поклонения было разрушено. Военачальники с войском монголов удалились, оставив Ак-мелика с несколькими людьми, чтобы словить тех, кто оказавшись предусмотрительным, спрятался в укромном уголке и ускользнул от меча. Все хитрости, какие было возможно сделать для розыска, были сделаны, и так как других хитростей уже не оставалось, то один человек из Нахшеба, бывший с ними, начал кричать азан и читать призыв к намазу. Всякого, кто на его голос вылезал наружу из убежища, хватали, заключали в медресе Шихаби и потом сбрасывали с крыши вниз. Таким образом погибло ещё много людей. 41 день они проявляли такое усердие, пока не удалились оттуда. Во всём городе уцелело не более 4 человек.

Когда в Мерве и его окрестностях уже не осталось никаких войск, все те [жители], которые находились в деревнях или ушли в пустыню, направились в Мерв. […] Когда слух о Мерве дошёл до Несы, один туркмен, собрав шайку, пришёл в Мерв. Он приобрёл расположение влиятельных лиц [в городе], и около него собралось тысяч 10 человек. Он управлял [Мервом] в течение 6 месяцев и посылал [отряды] в окрестности Мерверуда, Пендждеха и Талькана нападать исподтишка на монгольские обозы и приводить лошадей.

[…] на Мерв напал сперва монгольский военачальник Карача-нойон, находившийся в это время в Талькане. Он перебил всех жителей, которые попались ему на глаза, и использовал их запасы пшеницы. Потом, следом за ним, пришёл другой монгольский военачальник, Кутуку-нойон, с войском в 100 000 человек. Халаджи, газнийцы и афганцы, входившие в состав этого войска в качестве ополчения, довершили разрушение города и истребление его жителей. В течение 40 дней они производили такие насилия, «подобных которым никто не видел», и такое опустошение среди населения, что «в городе и окрестных деревнях не оставалось и 100 человек».

Итак, как видим, согласно Джувейни монголы три раза захватывали Мерв. При этом после первого и второго разгрома численность горожан возобновлялась за счёт людей из окрестностей Мерва. Лично меня в этом тексте смущают слишком круглые цифры:

После первого разгрома Мерва уцелелело 5000 человек;
- во время второго разгрома погибло 100000 человек;
- после второго разгрома в городе собралось 10000 человек.

Спрашивается, кто их там всех пересчитывал?


Штурм монголами укреплённого города


Любопытно то, что кроме самих монголов в уничтожении горожан Мерва активное участие принимали монгольские союзники: халаджи, газнийцы, афганцы. Мне эта информация напомнила события ХХ века, когда на захваченной территории в уничтожении мирных жителей, кроме самих гитлеровцев, деятельное участие принимали их пособники из числа местного населения: украинцы, латыши, литовцы, эстонцы.

Теперь, обратимся к Р. Почекаеву, а точнее к ссылкам, которые он делает в своём тексте. Так, после фразы: «Тем не менее, он сообщает, что в 1241 г. монголы сумели привлечь на свою сторону ряд венгерских и немецких феодалов и с их помощью стали распространять призывы к местному населению вернуться в населённые пункты, обещая мирное существование» стоит ссылка на книгу самого Р. Почекаева «Батый. Хан, который не был ханом» с. 148.

Открываем и читаем: «В других регионах Бату предпочитал наладить контакт с местным населением. Так, по свидетельству Рогерия, ещё до битвы у Шайо Кадан захватил в плен графа Аристальда, выбрал из числа немецких пленников 600 человек и использовал их на своей службе. По приказу Бату были написаны и распространены тексты, в которых победители призывали жителей возвращаться в свои селения и обещали им мирное существование. Эти послания составляли пленные или добровольно перешедшие на сторону монголов мадьярские и немецкие феодалы».

Я открыл Рогерия (ок. 1200 – 1266) и нашёл соответствующие места. Вначале о немецких пленниках: «Король Кадан, в течение трёх дней по бездорожью пробиваясь через леса между Русью и Команией, пришёл к богатой Рудане – расположенному среди высоких гор селению тевтонцев и королевскому серебряному руднику, где собралось неисчислимое множество людей. Но поскольку были они людьми воинственными и не испытывали недостатка в оружии, то, когда стало известно о приходе татар, они через леса и горы вышли из селения им навстречу. Кадан, изумившись множеству вооружённых людей, показал спину, изображая бегство от них. Тогда эти люди, вернувшись с победой и отложив оружие, принялись опьяняться вином, из-за чего и исчезла тевтонская ярость. Татары же, внезапно появившись, ворвались в поселение с многих сторон, как будто не было ни рвов, ни стен, ни прочих укреплений. И произошла бы из-за этого великая резня, если бы только люди, не видя, что они не в состоянии сопротивляться татарам, не отдали бы себя полностью под их покровительство. Кадан же, получив под своё покровительство это поселение, присоединил к своему войску комита поселения Арискальда с шестьюстами отборными вооружёнными тевтонцами, намереваясь идти с ними через леса».

Теперь о текстах Бату: «После победы и триумфа татарского войска […] повелитель с наиболее знатными из татар, получив на этом дележе найденную у писца королевскую печать, чью голову они ужасным мечом отсекли от тела, уже твёрдо полагая землю своей и опасаясь, чтобы люди, услышав о бегстве короля, обратясь бегство, не уклонились бы от борьбы, измыслил одну хитрость, которую они и учинили.

[…] При помощи неких венгерских священников, которым до сих пор сохраняли жизнь, они составили для знати и простолюдинов по всей Венгрии от имени короля разнообразные подложные письма следующего вида: «Песьей свирепости и ярости не бойтесь и свои дома не смейте покидать. Хотя, вследствие некой неосмотрительности, как замки, так и шатры мы покинули, понемногу, Бога нашего милостью, мы вновь замышляем их отвоевать, возобновляя против своих врагов искусное сражение. И потому обратитесь к молитве, дабы милосердный Бог позволил, чтобы перед нами склонились головы наших врагов». Эти письма были разосланы через тех венгров, кто им уже сдался и кто ввёл в заблуждение и меня, и всю Венгрию. Ибо мы питали такое доверие к этим письмам, что хотя каждый день и узнавали противоположное, но, поскольку там, где происходили столкновения, царило смятение, мы, чтобы проверить слухи, никоим образом не могли отправлять гонцов, а противному верить не хотели. Итак, в завоёванной Венгрии не было дороги для бегства».

Итак, как видим, речь идёт о военной хитрости, которая, кстати, удалась.

Вторая сноска стоит после фразы: «Ещё один венгерский современник монгольского вторжения в Европу – Фома Сплитский, охарактеризовавший монголов как настоящих выходцев из ада, однако, отмечает, что монголы «не выказали всей своей свирепой жестокости и, разъезжая по деревням и забирая добычу, не устраивали больших избиений». Ну, здесь сноска просто на страницу из текста Фомы Сплитского (ок. 1200 – 1268).

Открываем и читаем фразу не в таком усечённом виде, как у Почекаева, а полностью: «Когда же они встретились с первыми жителями страны, то поначалу не выказывали всей своей свирепой жестокости и, разъезжая по деревням и забирая добычу, не устраивали больших избиений». Думаю, комментарии излишни.

Теперь, посмотрим что написали Рогерий и Фома Сплитский о жестокости монголов по отношению к мирным жителям: «Разрушив стены и башни, они [монголы] сделали приступ и, овладев замком. Пленили воинов, каноников и всех прочих, кто при взятии замка не был убит мечом. Знатные же дамы и девицы пожелали укрыться в соборной церкви. Татары забрали себе оружие воинов и посредством самых жестоких пыток отобрали у каноников, что у них было. Поскольку в соборную церковь они сразу войти не смогли, принеся огонь, они сожгли и церковь, и бывших в ней знатных женщин, и всех остальных, кто там оказался. В прочих же церквах они совершали столь великие злодеяния с женщинами, что было бы лучше не говорить о них, дабы людей не подвигнуть к совсем уж дурному. Бывшая же за городом в поле знать, горожане, воины и каноники – все без всякого сожаления были перебиты. […] После того, как нестерпимое зловоние стало исходить от тел мертвецов, оставив всё, они ушли оттуда, и это место осталось пустынным. Прятавшиеся в соседних лесах люди вернулись туда, чтобы найти что-нибудь съестное. И когда они осматривали руины и тела умерших, татары неожиданно вернулись и не оставили в живых никого из выживших, кого там вновь обнаружили. Так беспрестанно там каждый день совершались новые убийства».

«Согнав толпу кротких женщин, стариков и детей, они приказывали им сесть в один ряд, и, чтобы одежды не запачкались кровью и не утомлялись палачи, они сначала стаскивали со всех одеяния, и тогда присланные палачи, поднимая каждому руку, с легкостью вонзали оружие в сердце и уничтожали всех. Более того, татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь. Даже пленных детей они подзывали к себе и устраивали такую забаву: сначала они заставляли их усесться в ряд, а затем позвав своих детей, давали каждому по увесистой дубинке и приказывали бить ими по головам несчастных малышей, а сами сидели и безжалостно наблюдали громко смеясь и хваля того, кто был более меток и кто одним ударом мог разбить череп и убить ребёнка.»


Монгольские всадники с заключенными. Иллюстрация Рашид-ад-Дин


О жестокости монголов свидетельствуют не только письменные источники, но и данные археологических раскопок: «Систематические раскопки братских могил жертв монгольского нашествия наша экспедиция провела в 1977 – 1979 гг. на подоле вблизи Оки и около бывшего усадебного дома Стерлиговых у южной околицы деревни Фатьяновка.

Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 35 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6 – 10 лет. […] Найден скелет беременной женщины, убиты мужчина прижимал к груди маленького ребёнка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. В костях застряли наконечники стрел.

[…] Пленникам рубили головы: при раскопках А.В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием».

«На территории Владимира-Волынского и его предместий (Шкартани, Лузивщине и др.) выявлены места, где в слое угля и обломков керамики беспорядочно лежали людские костяки с разрубленными костями и черепами, пробитыми большими железными гвоздями. В отдельных случаях скопления черепов, пробитых гвоздями, обнаружены близь старых владимирских церквей: Апостольщины, Михайловна, Спащины, Стара-Кафедры.»

Историки объясняют массовые убийства мирных жителей осуществлявшиеся монголами следующим образом: «Террор монголами часто использовался во вполне прагматических целях, как часть их «активных мероприятий» -- устрашение и распространение слухов о террористических акциях давали результаты не меньшие, чем прямые военные действия. В источниках часто можно прочесть, что жители очередного города сдаются при первом требовании монголов, особенно если незадолго перед этим монголы вырубили город по соседству».

«Террор был также и средством дипломатического давления – после «вырубания» одной области послам монголов было куда легче «договориться» с её соседями, точнее, заставить выполнить свои требования. Правда, поголовные истребления взятых городов имели не только эти цели, были и другие – месть за потери (например Козельск, «злой город», где полегло более 4000 захватчиков), или просто невозможность оставить за спиной ненужное население, так как, например, при дальних рейдах монголам был не нужен полон (после битвы на Калке пленных русских и половцев, видимо, перебили) и громоздкие трофеи (те же тумены Субэдэя и Чжэбэ в Закавказье жгли захваченное имущество).»

Вторая причина жестокости монголов является прямым следствием того мировоззрения, которое привил им Чингис-хан: «Самой нелепой ошибкой было бы считать монголов Чингис-хана и его преемников обычными (разве что очень хорошо организованными) варварами, просто возжелавшими подмять под себя как можно больше народов и стран. Чингис был провозвестником подлинной мировой революции с детально оформленным учением, а его войска и наследники – её сознательными носителями.

[…] С монгольской точки зрения первичным смыслом и целью жизни для отдельного человека является некое житейское довольство, то есть стабильное и безопасное сочетание сытой жизни и нормального семейного быта. […] Главным условием такого существования становится, очевидно, единая власть, устраняющая подрывающие её междоусобицы и отпугивающая врагов; в свою очередь такая власть нуждается в жесткой дисциплине.

[…] важнейшая составляющая имперского монгольского учения – это идея универсальной вселенской монархии.

[…] нечего и говорить, что «народом господ» в грядущей мировой империи должны были навеки остаться монголы, и только они. […] монголы проводили чёткое разделение людей на кочевников как носителей возможной социальной гармонии и в принципе не способных на неё земледельцев и горожан. Монгольская революция считала, что осёдлая жизнь и создаваемые ею богатства неизбежно порождают столь большое разобщение, раздоры, зависть и развал, что справиться с ними невозможно.

В заключение следует сказать несколько слов о «технической» стороне вопроса. Есть авторы, сомневающиеся в том, что относительно небольшое количество людей могло уничтожить, причём только с помощью холодного оружия, сотни тысяч. Вот что по этому поводу пишет Д. Мэн: «Монголы, все до одного, были мастерами по забиванию животных, для них убить овцу было дело рутинным, и убийство тех людей ничем от этого не отличалось, это была работа, которую положено выполнять…»

«Для монгола было проще разделаться с покорившимся судьбе пленным, чем с сопротивляющейся овцой. Овцу режут с осторожностью, так, чтобы не испортить мясо. В груди делается небольшая дыра, в неё засовывают руку, хватают сердце и останавливают его. Овца, видимо, ничего не чувствует, и вся операция занимает полминуты. Для того чтобы разделаться с жителями Мерва, представлявшими несравненно меньшую цену, чем овца, не требовалось таких церемоний. На то, чтобы полоснуть по горлу, нужно несколько секунд, и можно переходить к следующему.

[…] Если учесть отношение монголов к немонголам, их неукоснительное повиновение приказу и их искусство убивать, то технически для них было вполне возможно прикончить три или больше миллиона людей за два-три года…»

Мне представляется, что в военной истории человечества были разные периоды. И в каждом таком периоде были воины, отличавшиеся более жестоким поведением по отношению к мирным жителям завоёванных стран. Перечислю некоторых: ассирийцы, авары, викинги, солдаты Тимура, ландскнехты, конкистадоры, в ХХ веке – немецкая и японская армии.

В XIII в. самыми жестокими завоевателями были монголы.

Андрей Шестаков

Примечания:
1. Мазуркевич С.А. Энциклопедия заблуждений. История. М., 2004. С. 117
2. Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М., 1994. С. 121
3. Почекаев Р. Ю. Монгольские завоеватели и мирное население: правовые аспекты взаимоотношений. На сайте: www.pr-page.narod.ru
4. Ала ад-Дин Ата-Малик Джувейни История завоевателя мира. На сайте: www.vostlit.info
5. Почекаев Р.Ю. Батый. Хан, который не был ханом. М., 2006. С. 148
6. Магистр Рогерий Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами. Спб., 2012. С.31
7. Там же. С. 43
8. Фома Сплитский История архиепископов Салоны и Сплита. На сайте: www.drevlit.ru
9. Магистр Рогерий Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами. СПб., 2012. С.48
10. Фома Сплитский История архиепископов Салоны и Сплита. На сайте: www.drevlit.ru
11. Даркевич В.П. Путешествие в древнюю Рязань. Рязань, 1993. С. 246
12. Каргалов В.В. Русь и кочевники. М., 2004. С. 140
13. Храпачевский Р.П. Военная держава Чингисхана. М., 2004. С. 268
14. Там же. С. 269
15. Монгольская империя в 1248 – 1388: мировая революция, которая чуть не победила. На сайте: www.wirade.ru
16. Мэн Д. Чингисхан. М., 2006. С. 206
17. Там же. С. 203

Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями

1. Прочитайте отрывки из исторических текстов и укажите в скобках примерные даты описываемых событий.

1) Мы, татары, как и вы, кыпчаки, - одна кровь, одного рода. А вы соединяетесь с иноплеменниками против своих братьев, Аланы и нам и вам чужие. Давайте заключим с вами нерушимый договор не тревожить друг друга. За это мы дадим вам столько золота и богатых одежд, сколько вы пожелаете. А вы сами уходите отсюда и предоставьте нам одним расправиться с аланами. (1221 год)

2) И возгорелось в урусах и капчаках желание разбить татар: они думали, что те отступили, из страха и по слабости не желая сражаться с ними, и потому стремительно преследовали татар. Татары всё отступали, а те гнались по следам двенадцать дней. (31 мая 1223 год)

3) Монголы вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. Однако в Чехии и Венгрии их постиг ряд неудач. Из далёкого Каракорума пришло известие о смерти великого хана. Это был удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. (1227 год)

4) Монголы начали планомерное завоевание региона. Основные их силы были брошены на покорение алан. Аланская столица Магас пала после полуторамесячной осады. (1240 год)

5) В ту зиму пришли из восточных стран лесом на рязанскую землю безбожные татары с царём Батыем. Они отправили своих послов к рязанским князьям, требуя у них десятины от князей и людей, доспехами и конями. (1237 год)

2. К моменту завоевания Северо-Западного Кавказа внешний вид и вооружение воинов монгольской армии сильно изменились. Укажите эти изменения и причины, их вызвавшие.

Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов, топор, аркан, саблю или кривой меч. Воина защищал щит, железный или медный шлем, панцырь из железа или кожи.

3. Как монголы поступали с жителями городов, которые не оказывали им сопротивления?

Воинов и знать, покинувших город, убивали, а ремесленников угоняли в рабство. Всех, кто оказывал сопротивление, беспощадно убивали.

4. После трёх дней осады жители города попросили пощады. Нойон приказал, чтобы все мужчины вышли из города и построились в поле - отдельно воины, отдельно ремесленники, отдельно прочий народ. Когда воины сложили в указанном месте своё оружие и отошли, монголы их всех перебили булавами, мечами и стрелами. Из остальных пленных выбрали самых сильных юношей, разделили их на тысячи, сотни, десятки, поставили над ними своих начальников и погнали впереди своего войска. Объясните действия монголов.

Монголы были безжалостными, и они решили перед своим войском поставить юношей, чтобы при атаке первых кого убили стали не сами монголы, а захваченные люди.

5. В 1222 г. монгольское войско под предводительством Субедея и Джебе вторглось на Северо-Западный Кавказ. Разгромив здесь алан и половцев, монголы направились в предгорья и горные районы Кавказа. Какие факты могут свидетельствовать о том, что полководцам Чингисхана, несмотря на одержанные победы, не удалось окончательно покорить народы Северного Кавказа?

Полного подчинения народов Северо-Западного Кавказа монголам добиться не удалось: население труднодоступной горной местности и побережья Чёрного моря смогло сохранить свою независимость. Земледельцы степных равнин, спасаясь от захватчиков, переселились в горные районы.

6. Объясните, чем было вызвано военное превосходство монголо-татар над соперниками.

Из-за того, что соседние с Монголией страны переживали период феодальной раздробленности и не могли объединить свои силы для отпора врагу.

7. К последствиям татаро-монгольского завоевания для народов Северно-Западного Кавказа историки относят (дополните перечень):

Сокращение численности населения;
- массовое разорение
- многие стали пленниками
- население горной местности и побережья Чёрного моря
- смогли сохранить независимоть
- загнанные завоевателями в горы, развивали самостоятельную горскую культуру. Многие из них, в частности, адыги, стали вести полукочевой образ жизни, зиму проводя в долинах, а летом поднимаясь со стадами овец на высокогорные пастбища, куда воины-кочевники добираться не могли

8. Какие цели преследовал Тимур, вторгаясь на территорию Северного Кавказа?

Тамерлан стремился к мировому господству. Вторгаясь на территорию Северного Кавказа, Тимур преследовал цели покорения и разорения этих земель.

9 Разгадайте чайнворд.

1. Угнетающая, порабощающая сила. Ответ: Иго
2. Военно-административная организация у монголов. Ответ: Орда
3. Государство на Северном Кавказе, уничтоженное татарами. Ответ: Алания
4. Грамота хана Золотой Орды. Ответ: Ярлык
5. Река, на которой потерпело поражение объединенное войско русских и половцев. Ответ: Калка
6. Рядовой общинник в Монголии. Ответ: Арат
7. Командир десяти тысяч воинов. Ответ: Темник
8. Защитный доспех. Ответ: Кольчуга
9. Орудие для ловли животных. Ответ: Аркан
10. Представитель знати у монголов. Ответ: Нойон

Монголо-татарское нашествие причинило огромный урон политическому, экономическому и культурному развитию Руси. Вторжение центральноазиатских кочевников вызвало волну сопротивления нашего народа. Впрочем, население некоторых укрепленных пунктов, которые предпочитали без боя сдаться победителю, об этом иногда горько жалело. Давайте выясним, какие города Руси оказали сопротивление монгольским войскам?

Предпосылки монгольского вторжения на Русь

Великий монгольский полководец Чингисхан создал огромную империю, по территории превышавшую размеры всех до тех пор существовавших государств. Еще при его жизни кочевые орды вторглись в просторы Приазовья, где в битве на реке Калке наголову разбили русско-половецкое войско. Считается, что это была разведка боем, призванная в дальнейшем проложить монголо-татарам путь в Восточную Европу.

Миссия покорения народов Европы была возложена на потомков Джучи, которым был выделен в удел западный улус империи. Решение о походе на запад было принято на всемонгольском Курултае в 1235 году. Во главе огромной стал сын Джучи Бату-хан (Батый).

Первым под натиском его войска пало Булгарское ханство. Затем он двинул свои орды на В ходе этого нашествия произошел захват Батыем крупных городов Руси, о чем подробно будет сказано ниже. Ненамного больше повезло и жителям сельской местности, ведь посевы были вытоптаны, а многие из них либо убиты, либо угнаны в плен.

Итак, давайте посмотрим, какие города Руси оказали сопротивление монгольским войскам.

Оборона Рязани

Первой из русских городов силу монгольского удара испытала на себе города руководил князь рязанский Юрий Игоревич, которому помогал племянник Олег Ингваревич Красный.

После начала осады рязанцы проявили чудеса героизма и стойко удерживали город. Они удачно отбивали атаки монголов в течение пяти дней. Но затем татары подвели свои осадные орудия, которыми научились пользоваться, воюя ещё в Китае. С помощью этих технических сооружений им удалось разрушить стены Рязани и взять город за три дня. Произошло это в декабре 1237 года.

Князь Игорь Юрьевич был убит, Олег Ингваревич взят в плен, частично перебито, частично спаслось в лесах, а сам город полностью разрушен и никогда более на том месте не восстанавливался.

Взятие Владимира

После взятия Рязани под напором монголов стали падать и другие города. Государства на Руси в виде княжеств из-за своей разобщенности не смогли дать достойный отпор врагу. Монголами были захвачены Коломна и Москва. Наконец татарское войско подошло к городу Владимиру, оставленному перед тем его Горожане стали готовиться к тяжелой осаде. Город Владимир в Древней Руси был крупным экономическим и политическим центром, и монголы понимали его стратегическую важность.

Руководство обороной города в отсутствие отца взяли на себя сыновья великого князя Владимирского Мстислав и Всеволод Юрьевичи, а также воевода Пётр Ослядюкович. Но тем не менее Владимир смог продержаться всего четыре дня. В феврале 1238 года он пал. Последние защитники города укрылись в пещерах Успенского собора, но это принесло им лишь малую отсрочку от гибели. Через месяц на реке Сити было нанесено окончательное поражение князю Владимирской Руси Юрию Всеволодовичу. В этой битве он погиб.

Козельск - «злой город»

Когда поднимается вопрос о том, какие города Руси оказали сопротивление монгольским войскам, то обязательно вспоминается Козельск. Его героическое сопротивление заслуженно вошло в учебники по истории нашей Родины.

До начала апреля 1238 года монголы подошли к небольшому городку Козельску, который являлся столицей удельного княжества, расположенного в Черниговской земле. Князем там был двенадцатилетний Василий из рода Ольговичей. Но, несмотря на свои размеры и малолетство правителя, Козельск оказал самое продолжительное и отчаянное сопротивление монголам из всех русских крепостей, до этого взятых. Сравнительно легко Батый захватил крупные города Руси, а этот небольшой населенный пункт удалось взять, только положив у его стен более четырех тысяч отборных монгольских воинов. Осада длилась семь недель.

Из-за той дорогой цены, которую пришлось заплатить Батыю за взятие Козельска, он приказал с этих пор именовать его «злым городом». Все население было жестоко уничтожено. Но зато ослабленное монгольское войско было вынуждено вернуться в степь, тем самым отсрочив гибель стольного града Руси - Киева.

Гибель Киева

Тем не менее уже в следующем 1239 году монголы продолжили свой западный поход, и, вернувшись из степей, они захватили и разрушили Чернигов, а осенью 1240 года подошли к Киеву - матери городов русских.

К тому времени он был столицей Руси только формально, хотя и оставался крупнейшим городом. Контролировал Киев князь галицко-волынский Даниил. Управлять городом он поставил своего тысяцкого Дмитра, который и руководил обороной от монголов.

К стенам Киева подошла практически вся монгольская рать, участвующая в западном походе. По одним данным городу удалось продержаться целых три месяца, по другим - пал он всего за девять дней.

После взятия Киева монголы вторглись в Галицкую Русь, где им особенно упорное сопротивление оказали Данилов, Кременец и Холм. После взятия этих городов покорение монголами русских земель можно было считать оконченным.

Последствия взятия русских городов монголами

Итак, мы выяснили, какие города Руси оказали сопротивление монгольским войскам. Они пострадали от монгольского вторжения больше всех. Население их в лучшем случае распродавалось в рабство, а в худшем - полностью вырезалось. Сами же города сжигались и сравнивались с землей. Правда, большинству из них все-таки удалось позже отстроиться заново. Впрочем, покорность и выполнение всех требований монголов, как свидетельствует история, не гарантировали городу, что он останется цел.

Тем не менее через несколько столетий русские княжества окрепли, опираясь в том числе и на города, и смогли сбросить ненавистное монголо-татарское ярмо. Начался период Московской Руси.

Монголы были очень жестокими со всеми. Даже если жители городов не оказывали никакого сопротивления завоевателям, монголы все ровно не щадили никого. Ярким примером этого были случай, который произошел с городом Бухара. Когда армия Чингисхана в 1220 г. окружила Бухару власть города приняла решение не сопротивляться и сдаться монголам. Завоевателям отдали все ключи от ворот города. Обнаружив при переписи населения огромное количество мужчин среди жителей города беспощадные воины убили всех саблями и железными палками. Пощадили только умелых ремесленников и красивых женщин. Сам город монголы сожгли.

Монголы оказались угрозой, сопротивляться которой не смогли государства Азии и русские княжества. Череда завоеваний началась со среднеазиатских государств, затем пришел черед Персии, Волжской Булгарии и Руси. При этом монголы использовали одинаковую тактику – они предлагали жителям городов сдаться. В случае отказа, город уничтожался, а его жители поголовно вырезались.

Что было, если город сдавался

Во времена среднеазиатских походов монголов известно несколько случаев, когда крупные города сдавались и не оказывали сопротивления. Например, так было с городами Зернук и Нур, что находились на территории современного Узбекистана недалеко от Бухары.

Нередко, сдача города была следствием прямого предательства местных аристократов. Но в большинстве случаев, жители оставались в живых. Из последствий следует отметить несколько главных:

  • Монголы требовали дань. Размер дани зависел от многих причин, в том числе и настроения ханов. Поэтому, каждый раз он мог быть различным. Но стандартным является «десятина», то 1\10 от всего имущества каждого жителя;
  • Необходимо было уничтожить укрепления, чтобы затруднить оборону на случай восстания. Уничтожение укреплений характерно для первых завоеваний, когда войска двигались быстро и старались захватить основные центры государств, установив там свою власть;
  • Нередко в городе оставался гарнизон монголов. Это зависело от значимости такого города. Тогда укрепления оставались нетронутыми.

Надо понимать, что в планах Чингиз-хана и его преемников были планы о захвате всего мира. Это не был обычный набег кочевников для грабежа. Войны монголов имели целью подчинение захваченных стран и установление там своей власти.

Всегда ли монголы оставляли жителей в живых

Как правило, города оказывали сопротивление и были уничтожены вместе с жителями. Ни один русский город не сдался монголам. Поэтому, были сожжены Рязань, Владимир, Москва, Киев, Муром, Козельск и другие крупные города Руси.

Поэтому, примеров отношения монголов к жителям городов, не оказавших сопротивления, среди русских городов, нет. Но такие факты известны из истории других стран.

Были случаи, когда вырезалось население городов, добровольно открывших ворота захватчикам. А сам город подвергался тотальному разграблению.

Это делалось из мести за большие потери, понесенные при штурме предыдущих городов. Часто города вырезались в наказание за прошлые действие – укрывание врагов монголов, снабжение их армий продовольствием.