Как сдать егэ по географии. Подготовка к ЕГЭ по географии: что ожидать? Как выполнять простые задания

Комментирует Алиса Плюхина , сдавшая в 2012 году этот предмет на рекордные для Владивостока 94 балла:

Самый главный элемент успешной сдачи экзамена - хороший преподаватель. Нашему классу в этом плане повезло, учитель - Татьяна Валерьевна - не «натаскивала» на ЕГЭ, а просто учила географии. Ведь это один их тех предметов, хорошее знание которого действительно даёт хороший результат на экзамене. И не нужно всё усложнять - знаешь, значит сдашь.

Еще одно прекрасное подспорье - городские олимпиады. Даже если в школе есть знатоки похлеще вас, попроситесь стать участником олимпиады. Если уже совсем не получается, возьмите задания прошлых лет. Сейчас олимпиада - тот же ЕГЭ, только заданий побольше и посложнее они, хотя сама их форма такая же. Мне с моей одноклассницей еще и дали возможность ездить на городские олимпиады. Сначала мы не входили и в десятку лучших знатоков географии, но за три года я смогла подняться на четвертое место. До призового не хватило каких-то десятых долей балла. Но это был уже последний год обучений, «отыграться» времени не было.

Тем не менее олимпиады мне очень помогли, ведь даже по организации они напоминают экзамен: незнакомые люди, волнение, тесты, большая ответственность. И если плохо сдашь, то всего лишь не получишь почётную грамоту, а вот провал на ЕГЭ чреват отказом от зачисления в ВУЗ.

Подготовка к олимпиаде начинается с учебника. Фото: АиФ-Юг

Еще чрезвычайно важно помнить элементы («пазлы») географии: мысленно представлять - где Пермь, а где Пенза, с кем граничит Уругвай, а с кем - Уганда. Хотя есть элементы, которые нужно просто выучить: столица Аргентины - Буэнос-Айрес, столица Португалии - Лиссабон (тут же мысленно представляем - где это). Так со всеми мало-мальски крупными, известными государствами. Столицу Руанды знать не обязательно (хотя это Кигали), но вот Монголии-то, выучите (Улан-Батор). Так же с реками и морями, языками, народами, полезными ископаемыми, промышленностью. Пугаться не нужно, досконально все обо всем знают только Гугл с Яндексом. Вопросы оставлены так, чтобы сравниваются только контрастные понятия, например из экспортеров зерна вам нужно будет выбирать между Россией и Швейцарией, а не между Аргентиной и Мексикой.

Умение логически мыслить, сравнивать, оценивать - поможет найти правильный ответ даже в тех вопросах, которые кажутся совершенно непонятными. Например, вы совершенно не знаете центр черной металлургии Уральской базы, но вдруг вспомните сурового челябинского мужика, который работал на трубопрокатном заводе, и вот ответ - Челябинск. Или вопрос - в каком из представленных регионов распостранён Ислам? Вспоминаем, что об исламе говорят чаше всего в контекте с Кавказом, значит, что к Кавказу ближе, то и с исламом. Такие методы не всегда работают, но в безвыходной ситуации они больше, чем ничего. Например, в части «С» всегда лучше написать хоть что-то, чем сдать чистый лист.

Самый действенный метод подготовки к ЕГЭ, по которому я готовилась ко всем экзаменам - решать тесты и задания из сборников, решать МНОГО. Очень много. (Когда, устав, ты уже махнёшь рукой и скажешь себе: «всё, надоело» - так это только половина от МНОГО). Решив один тест полностью, даже без единой ошибки, нужно идти решать следующий. Проверять себя, смотреть ошибки, запоминать и выписывать проблемные места. Во-первых, это помогает набить руку именно на задания формата ЕГЭ, во-вторых, хоть вероятность наткнуться на такое же задание достаточно мала, все задания берутся из единой базы, а, значит, задание может быть другое, но с таким же смыслом. Еще важно ознакомиться на просторах интернета с привилами оформления части «С», хоть эта часть и является творческой, нормы есть все равно, их лучше держать в голове.

Им ещё не скоро сдавать ЕГЭ, а интерес к географии уже есть. Фото: АиФ / Валерий Христофоров

И последний совет (за который на меня могут обозлиться преподаватели), даже если вы не уверенны в своих силах, подавайте заявление, сдавайте географию. У вас есть полгода подтянуть знания, а в случае неудачи вы ничего не потеряете, зато можете обрести запасной вариант. К сожалению, в рейтинге школ и учителей важную роль играет балл ЕГЭ выпускников, с их интересах, чтобы слабые ребята не сдавали их предмет. Но запретить вам никто не может. Для меня география никогда не была будущим, но на всякий случай, я подала документы на туризм. Через день из приемной комиссии перезвонили, сказав, что берут меня прямо сейчас на бюджетное отделение, студентов в более высоким баллом у них нет. Запасной вариант мне не пригодился, к счастью или к радости, не суть. Главное, что сдать географию реально, и надеюсь, что в этом году в нашем городе появится «стобальник», перед которым откроется еще больше вузовских дверей.

Как сегодня изучать географию в школе? Что надо поменять в содержании? Когда ЕГЭ по географии станет обязательным? Какие темы изучать на базовом и углубленном уровнях? За чей счет проводить школьные экспедиции и походы? Нужен ли обобщающий курс по этому предмету в 11-м классе? Все эти вопросы обсуждались на Всероссийском съезде учителей географии, который прошел в МГУ.

По сути участники съезда работали над проектом Концепции географического образования, которая станет основой для новых программ и учебников. Что предлагает Концепция? Сделать экзамен по географии обязательным после 9-го и 11-го классов, добавить в программу подготовку географических проектов, разделить географию на базовый и углубленный уровни и изучать в зависимости от уровня по 2-3 часа в неделю. Плюс добавить в региональные программы курс "География родного края" в 8-9-м классах и выделить на это один дополнительный час в неделю.

Над географией возникла угроза из-за непродуманных реформ в школе. При этом география - не просто запоминание осадков и температуры, она была и остается предметом, формирующим сознание и отношение человека к жизни. Это базовый предмет. Мне жаль, что в последние годы география в школе была отодвинута на второй план, - обратился к участникам съезда ректор МГУ Виктор Садовничий.

Географическая безграмотность нынешних школьников просто пугает: есть ученики, для которых "Рассея - территория от Волги до Енисея". И в том, что "землицу Алясочку" продала Екатерина II, а не Александр II, у них нет никаких сомнений.

Дети вычисляют влажность воздуха, зубрят типы облаков, но не знают столиц российских регионов

К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников, и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уточнил: "Это всего 18 тысяч человек".

Правда, есть хорошая новость по 9-м классам: как только выпускникам предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. Есть еще один плюс: как только после 11 классов появился ЕГЭ, курс географии в большинстве школ стал заканчиваться не в 10-м классе, как раньше, а в 11-м, и школы пошли на это сознательно - никто не заставлял их менять учебные планы.

В этом году впервые пройдет Всероссийская проверочная работа по географии в 11-х классах. В следующем году мы проведем Национальное исследование качества географического образования в 7-8-м классах, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Но проблем за последние годы накопилось все же очень много. По мнению учителей, на географию отпускается слишком мало часов. В 6-м классе, например, всего 34 - один урок в неделю. За это время надо успеть пройти не только самый сложный раздел курса - физическую географию, но и выполнить 10 практических работ. "Когда их делать?"- возмущаются педагоги.

Программы составлены так, что на 5-6-е классы приходятся самые трудные, требующие аналитики темы. Дети вычисляют относительную и абсолютную влажность воздуха, атмосферное давление, зубрят типы облаков, но не знают, где находится Сибирь, не могут перечислить крупные города Дальнего Востока, не знают столиц российских регионов. Да, знания о земле - это база, по такому же принципу учили и нас, и наших родителей, но нынешние дети очень изменились. Или надо иначе давать этот материал, или пересмотреть методику, ведь в средней школе самое важное - удержать интерес к предмету.

Надо обновлять содержание по географии. Появилось много нового, изменилась мировая геополитика, есть необходимость отдельно говорить о месте России в мире, экономике нашей страны. - считает учитель географии из города Сафроново Смоленской области Галина Шалобанова. - Какие-то темы из 6-го класса можно перенести в 7-8-е классы. Есть необходимость давать основы современной политической карты мира на уроках географии.

По мнению педагога, история и география должны быть теснее связаны. "У меня в кабинете висит прекрасное изречение: "История - география во времени, география - история в пространстве, - рассказала Галина Шалобанова.- Оно может стать основой для нового подхода к предмету".

Нужен упор на изучение России. Эти темы даются только в 9-м классе, это поздно, я даю в 8-м. Ученики учат российские регионы и столицы,- говорит учитель географии из Зеленограда Вера Дмитриева. - К сожалению, есть родители, которые на собрании возмущаются: "Зачем вы это все даете? Зачем это нужно?"

Педагоги считают, что география могла бы стать вступительным экзаменом на "международных отношениях", "управлении", "туризме", других вузовских направлениях.

Концепцией развития географического образования предлагается введение обязательного экзамена по географии в 9-х и 11-х классах. Эта инициатива хорошая, но она требует детального обсуждения. - высказала свое мнение министр образования и науки Ольга Васильева.

Что предлагается

Разработать новый стандарт школьного географического образования, усилив практическую направленность курса;

Провести конкурс и подготовить несколько линеек учебников географии;

Организовать масштабные курсы повышения квалификации учителей географии;

Разработать содержательный минимум понятий и терминов для базового и углубленного уровней изучения географии;

Преподавать географию на базовом уровне в 10-11-м классах не менее 2 часов в неделю, на углубленном - не менее 3 часов в неделю;

Ввести 1 дополнительный час в неделю по "Географии родного края" для 8-9-х классов;

Сделать экзамен по географии обязательным после 9-го и после 11-го классов;

Учитывать ЕГЭ по географии при поступлении в вузы на специальности "экономика", "туризм", "международные отношения" и другие.

Кстати

По данным ВЦИОМ Из школьного курса географии россияне лучше всего усвоили, что на Волге стоит именно город Самара (правильный ответ дали 75%), а не Рязань, Уфа или Пермь. Только 47 процентов знают, что Рио-де-Жанейро по численности населения крупнее Мадрида, Киева и Варшавы. Столько же россиян правильно сказали, что у России есть сухопутная граница именно с Монголией (а не со Швецией, Туркменией или Ираном) и что Западная Сибирь выделяется добычей природного газа (а не калийных солей, медных руд или бокситов). 45 процентов знают о том, что добыча горной руды ведется в Курской области, а не в Брянской, Калмыкии или Чувашии.

Хуже всего наши сограждане справились с ответом на вопрос о самой высокой горной системе Евразии: лишь треть россиян (32%) указали Тибет (остальные выбрали варианты "Альпы", "Алтай", "Кавказ"). 44 процента понятия не имеют, что столица Карелии - Петрозаводск, а 18 процентов не знали, что Казань - столица Татарстана.

Почему стоит сдать экзамен дважды, какие задания самые трудные и зачем читать National Geographic.

Эксперт ОГЭ, преподаватель географии в «Фоксфорде»

ЕГЭ по географии длится 3 часа, он состоит из двух частей и включает 34 задания. В первой части - 27 заданий, где ответом служит число, последовательность цифр, слово или словосочетание. Во второй части 7 заданий, в которых требуется выполнить рисунок, решить задачу или описать ход выполнения задания.

Сдать экзамен на 100 баллов способен либо успешный студент географического факультета, либо фанат географии. Чтобы справиться с заданиями первой части, нужно самостоятельно изучать статьи и справочники, получать удовольствие от этого - одним словом, жить географией.

На экзамене разрешается использовать линейку, непрограммируемый калькулятор и транспортир. Приносить с собой атласы нельзя, но к экзаменационным материалам прилагается административная карта России и политическая карта мира.

Политическая карта мира, которую выдают на ЕГЭ

Разбираться в географии полезно не только абитуриентам геологического и экологического факультета, для которых это обязательный ЕГЭ. Будущие дипломаты, например, студенты МГИМО порой жалеют, что пренебрегали школьными уроками, и уже в вузе обращаются к репетиторам по географии.

Как готовиться

Сдайте экзамен заранее

В большинстве школ курс географии завершается в 10 классе, поэтому вы можете разгрузить себя, сдав экзамен заранее. Помните: сдать географию можно только один раз, либо в 10, либо в 11 классе.

Решайте демоварианты в школе

Почти половина тем экзамена изучается в 10 классе, так что нужно внимательно слушать на уроках. Полезные сведения можно почерпнуть в учебнике В. П. Максаковского. Однако главное в подготовке - практика. Необходимо решать как можно больше пробников, случайных заданий на сайте ФИПИ, а если попадаются сложные - обязательно разбираться, гуглить ответы. На сайте ФИПИ доступен один демовариант, а в школы в течение года присылают 3–4 экземпляра. Нужно вникать в спорные вопросы и пытаться понять, чего ждут разработчики заданий.

Пишите пробные ЕГЭ

Заковыристые задания в пробниках помогают глубже разобраться в предмете. Недавно одно задание поставило меня в тупик. Из шести стран нужно было выбрать три, где доминируют атомные электростанции (АЭС). Я сразу откинул варианты, где преобладают гидроэлектростанции. Точно знал, что АЭС - основа энергетики Франции, но между Бельгией и Словакией выбрать не мог. Кто вообще знает о европейской стране размером с Московскую область? Будь это настоящий экзамен, я бы подал на апелляцию, но в пробном встречаются такие спорные вопросы. Теперь я крепко запомнил, что в Словакии доминируют АЭС, и всем ученикам об этом рассказываю.

Штудируйте справочники

Если предмет интересен, то можно даже в «Википедии» изучать особенности зарубежных стран. Особое внимание следует уделить данным об энергетике и населении. Например, в учебнике про демографию и электростанции Португалии не написано, а на экзамене могут спросить. Подготовиться к таким вопросам можно только самостоятельно.

Следите за периодикой

Полезно подписаться на журнал National Geographic, где публикуют интересные статьи, в том числе о проблемах энергетики. В 2015 году NatGeo рассказал о планах Германии отказаться от ТЭЦ и АЭС в пользу альтернативных источников энергии. Малоизвестная информация, а на экзамене может пригодиться.

Занимайтесь с преподавателем

Первая часть ЕГЭ полна сюрпризов - не известно, какой вопрос встретится в задании: о России или о зарубежной стране, о производстве аллюминия или выращивании риса. Ко второй можно хорошо подготовиться, если усвоить алгоритмы и формулы. Опытный преподаватель может научить выполнять задания 28–34 оптимальным способом и подсказать, как избежать типичных ошибок.

Какие задания самые трудные

Вся сложность ЕГЭ по географии - в первых 25 заданиях, потому что никто не знает, какие вопросы попадутся. Для ученика, который готовился и знаком с форматом экзамена, вторая часть более предсказуема, и с ней обычно меньше проблем.

Выпускникам бывает сложно отметить верные утверждения в заданиях 3 и 15, ведь не сказано, сколько их должно быть. С заданиями 5, 7, 8, 9, 12 и 13 будет непросто, если ученик плохо ориентируется по карте, не помнит плотность населения и распространённые сельскохозяйственные культуры. Атласом пользоваться нельзя, так что вся надежда на собственные знания. Единственный способ справиться с такими вопросами - прочно заучить материал.

Пример задания 5 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Школьники часто допускают ошибки в вопросе 19 про энергетику и природные ископаемые. Например, выпускники не знают, в каких странах мира, регионах и городах России расположены ГЭС, ТЭС и АЭС. Нужно мыслить логически: если много рек, значит строят гидроэлектростанции, если имеются залежи угля - теплоэлектростанции, а если ничего нет, но территория развитая, то атомные. Для атомных электростанций нужны квалифицированные работники, поэтому такие станции строят во Франции, Бельгии, Словакии. При этом в Японии и Германии собираются закрывать существующие АЭС и переходить на возобновляемые источники.

Непросто выбрать, какие страны, например, экспортируют чугун и сталь. Здесь тоже поможет логика: китайцы вряд ли что-то продают за рубеж, им самим всё нужно. Если среди вариантов будут крошечная Дания и туристический Таиланд - их тоже смело можно вычеркнуть.

Пример задания 19 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Задание 22 не представляет трудности для тех, кто знает формулы расчёта ресурсообеспеченности для возобновимых и невозобновимых ресурсов. В первом случае объём запасов делится на количество жителей, а во втором - на объём добычи.

Пример задания 22 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 23 выпускники ошибаются по невнимательности - указывают периоды геологической истории Земли не в том порядке. Кстати, чтобы их запомнить, можно использовать мнемонический приём - фразу, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий хронологических периодов: «Каждый отличный студент должен кушать пончики. Ты, Юра, мал - принеси нам чебурек». Названия периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный.

Как выполнять простые задания

Вопрос о столицах стран или субъектов РФ в задании 18 будет обязательно, поэтому выучить столицы 60 стран просто необходимо. Никто не требует запоминать экзотические государства вроде Вануаты или Буркина-Фасо, а только те, что встречаются в пробных и демовариантах.

В составе Российской Федерации 85 субъектов, но выучить нужно только столицы республик и автономных округов. Дело в том, что полсотни краёв и областей носят название главного города: Красноярский край с административным центром в Красноярске, Брянская область - Брянск и т.д.

Вопрос про часовые пояса в задании 20 проверяет способность логически мыслить и выполнять арифметические вычисления. Здесь не требуется знаний по географии, поскольку вся информация для расчётов уже дана.

Пример задания 20 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 21 нужно вычесть количество выбывших из количества прибывших. При этом важно помнить, что прирост бывает отрицательным.

Пример задания 21 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Раньше карты на экзамене не выдавались и задания 24–25 вызывали затруднения у выпускников. Сейчас с помощью карт России и мира несложно определить страну и регион РФ по описанию.

В задании 30, например, важно отметить, что в обоих центрах атмосферу загрязняют ТЭС. При этом в центре «А» действует металлургическое предприятие полного цикла, а сам город окружён горами. Источников загрязнения в пункте «А» два, а горы мешают ветрам уносить опасные частицы.

Пример задания 30 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В задании 31 требуется сравнить долю сельскохозяйственного населения двух стран. Важно помнить, что всё относительно. Если в Алжире 9,8 млн человек, а в Армении 1,1 млн, надо вычислить, что для Армении это чуть больше 30% от общего количества жителей, а в Алжире чуть больше 25%. Заодно нужно понять, что в Армении доля сельского хозяйства в экономике составляет 22%, а в Алжире только 10%. Таким образом, в экономике Армении 2014 года сельское хозяйство играло большую роль, чем в Алжире.

Пример задания 31 из демоварианта ФИПИ 2019 года

В заданиях 33 и 34 трудно ошибиться, если понимаешь схему решения. В задании 33 нужно значение показателя прироста в 2016 году разделить на среднегодовую численность. Поскольку ответ требуется дать в промилле, результат вычислений следует умножить на 1000.

3298: 4 069 018 × 1000 = 0,810514969

или 3298: 4 069 018 × 1000 ≈ 0,8

Ответ: 0,8‰

Задание 34 выполняется в два действия: в начале вычитаем из численности постоянного населения 2017 аналогичный показатель за 2016.

4 066 972 − 4 071 064 = −4092

Значит, в 2016 году численность населения Республики Башкортостан уменьшилась на 4092 человека.

Теперь из полученного числа вычтем значение показателя естественного прироста:

2) −4092 − 3298 = −7390

Миграционный прирост населения составил −7390 человек.

Пример заданий 33 и 34 из демоварианта ФИПИ 2019 года

Почему стоит начать со второй части

К концу первой части задания становятся предсказуемыми:

  • в задании 28 школьнику предстоит построить профиль рельефа местности;
  • в 29 - дать развёрнутый комментарий на основе анализа данных;
  • в 30 - сравнить факторы загрязнения атмосферы;
  • в 31 - определить значимость сельского хозяйства;
  • в 32 - выбрать точки на карте или указать время восхода, а для этого лучше повторить материал шестого класса о взаимном положении Солнца и Земли;
  • в 33 и 34 применить формулы расчёта.

Выпускники, которые уверенно выполняют задания с развёрнутым ответом, сразу принимаются за вторую часть экзамена. Во второй части нужно продемонстрировать умения, которые ученик приобрёл и закрепил сам или на курсах. Если в первой части может не повезти со сложным вопросом, то во второй всё зависит только от ученика.

Я знаю школьника, который большое внимание уделял заданиям второй части, но не стремился расширять кругозор. В результате он отлично справился с заданиями 28–34, но срезался на вопросах из первой части и набрал 71 балл. Поэтому не стоит думать, что последние задания сложнее. Возможно, именно с них стоит начать.

Что запомнить

  1. Страны, субъекты РФ и столицы нужно знать назубок.
  2. ЕГЭ по географии разительно отличается от ОГЭ, который можно сдать без специальной подготовки, руководствуясь здравым смыслом. Чтобы на ЕГЭ набрать более 90 баллов, потребуются не только незаурядная эрудиция и умение выполнять задания, но и некоторая доля везения.
  3. Главная трудность экзамена - отсутствие атласа под рукой. Придётся загрузить в свою память данные о плотности населения, полезных ископаемых, энергетике, промышленности и сельском хозяйстве в России и мире. Стоит уделить особое внимание тем разделам, которые школьнику даются с трудом.
  4. Во второй части экзамена не нужно искать подводные камни. Задания сформулированы чётко, и выполнять их нужно по алгоритму.
  5. К ЕГЭ по географии необходимо осмыслить и запомнить огромный объём информации. Сделать это можно, только если действительно любишь предмет и искренне им интересуешься.

Для сдачи по окончании школы в 11-м классе. Не самый популярный предмет: если привести цифры по стране, то получится, что в среднем географию выбрал один выпускник на две школы. География требуется для поступления на специальности по направлениям: география, геология, картография, гидрометеорология и экология.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. По сравнению с прошлым годом вариант КИМ ЕГЭ 2019 совершенно не изменился , потому можно смело пользоваться материалами прошлых лет.

Оценивание ЕГЭ

Минимальный проходной балл по географии в 2019 году равен 37, для преодоления порога достаточно верно решить первые 12 заданий. Переведите первичные баллы в тестовые и оцените свой уровень знания предмета по привычной пятибалльной системе .

Структура теста ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по географии состоит из двух частей, включающих в себя 34 задания.

  • Часть 1: 27 заданий (1–27) с кратким ответом, являющимся числом, словом (словосочетанием) или последовательностью цифр.
  • Часть 2: 7 заданий (28–34) с развернутым ответом, являющимся рисунком, решением задачи или подробным описанием всего хода выполнения задания.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по географии, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 34
2010 35 53,61 22 256 6,3 17 180
2011 32 54,40 10 946 8 25 180
2012 37 55,8 24 423 8,3 64 180
2013 37 57,2 20 736 12,1 193 180
2014 37 52,9 235
2015 37 52,9 235
2016 37 235
2017 37 235
2018

Эту дисциплину выбирают около 2% (чуть более 13 тысяч человек) всех выпускников российских школ. Такое явление можно объяснить небольшим количеством ВУЗов, которые запрашивают результаты по этому экзамену. Он подходит для тех, кто решил учиться на архитектора, геодезиста или эколога.

При этом доля ребят, справившихся с итоговой аттестацией успешно, составила 91%. Это позволяет сделать вывод о качественной подготовке ребят к профильному предмету. Они продемонстрировали серьезный подход к столь непростому специфическому испытанию.

Если вы не уверены в том, хотите ли сдавать его – внимательно прочтите нашу статью. Мы собрали самые актуальные сведения о ЕГЭ по географии на сегодняшний день.

ВАЖНОЕ

  • Тест составлен из 34 заданий, из которых 18 – базовой сложности, 10 – повышенной, 6 – высокой.
  • Минимальный порог – 11 первичных баллов (37 тестовых).
  • Участникам аттестации разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором , который выполняет арифметические и тригонометрические вычисления, линейкой и транспортиром. Также к Контрольным Измерительным Материалам прикрепляются карты мира и России , которые помогают одиннадцатиклассникам в выполнении теста.
  • Не забудьте взять с собой черную гелиевую ручку в нескольких экземплярах, паспорт и бутылку воды.
  • Записи в черновиках и КИМах при проверке не учитываются , но их наличие строго обязательно.
  • Работа предусмотрена на 3 часа .

Структура экзамена

Почти каждый предмет делится на 2 раздела. Химия не является исключением.

I часть проверяет основные географические знания и умения. Ответы на №1-27 представляют собой слово, словосочетание, конечное число или последовательность цифр и записываются в бланке-1. Он проверяется автоматически , поэтому следите за разборчивостью символов.

II часть составлена из усложненных вопросов. Ответы на №28-34 должны быть развернутыми и исчерпывающими и представлены на бланке-2.

Критерии оценивания

Повторимся: минимальное количество баллов, необходимых для того, чтобы вам засчитали сдачу экзамена – 11 . Максимально возможно набрать – 47 . Потом по особой системе эти цифры переводятся в тестовую форму.

Рассмотрим подробно оценочную систему:

  • За корректные №1, 2, 5-10, 12, 13, 16, 17, 19-27 можно получить по – 1.
  • Пункты 3, 4, 11, 14, 15, 18, 28-34 оцениваются в – 2.

Рекомендуем во второй части показать экспертам ваши знания по максимуму . Даже если решение окажется неправильным, есть шанс набрать балл за ход решения. Этим вы улучшите свою конечную сумму. В борьбе за бюджетные места в институтах каждая цифра играет важную роль. Так что не бросайте задачу, прикладывайте все усилия, чтобы вывести логичный ответ. К счастью, за ошибочный ответ результат не уменьшается.

Как готовиться

Это самый востребованный вопрос, который задают школьники последних классов. И к большому сожалению, не получают конкретного ответа. Многие учителя учат сразу всему, не понимая, что конкретно спрашивается на государственном экзамене. От этого страдает качество обучения и подготовки. А следовательно – на выходе мы имеем низкие результаты.

В свою очередь, мы предлагаем вам список тематических блоков, из которых составляются вопросы:

  • Проверка навыков работы с картами, схемами (всего в работе 4 задания).
  • Взаимосвязь человека и Земли (6 вопросов).
  • Демографические характеристики мира (4 пункта).
  • Особенности хозяйственной сферы на мировой арене (3 условия).
  • Использование природных ресурсов (3 позиции).
  • Регионы и страны мира (аналогично 3).
  • Географические черты Российской Федерации (11 задач).

Более подробная информация о формате и темах изложена в спецификации на официальном сайте ФИПИ.