Диагностическое исследование по русскому языку 11.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

диагностической работы по русскому языку

для 11 классов общеобразовательных организаций г. Москвы

Диагностическая работа проводится в соответствии с Распоряжением

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа по русскому языку проводится в 11-х

классах с целью определения уровня освоения обучающимися курса русского языка и выделения группы предметных умений, требующих коррекции.

2. Документы, определяющие содержание и характеристики диагностической работы Содержание и основные характеристики диагностических материалов определяются на основе следующих документов:

– Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (Приказ Минобразования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089).

– Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования и науки РФ от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Условия проведения диагностической работы При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.



Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.

4. Время выполнения диагностической работы На выполнение всей работы отводится 90 минут.

В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.

© Московский центр качества образования Диагностическая работа охватывает учебный материал по русскому языку, изученный в 5 – 10 классах, и концептуально близка к модели экзаменационной работы (часть 1).

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице 1.

Таблица 1 № Содержательные блоки Количество п/п заданий в варианте Лексика и фразеология Выразительность русской речи Нормы пунктуации Нормы орфографии Языковые нормы Текст Всего: 24 Распределение заданий по проверяемым умениям представлено в таблице 2.

–  –  –

6. Система оценивания За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. 2 балла выставляется за ответ, который совпадает с эталоном.

1 балл ставится, если допущена 1 ошибка. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

© Московский центр качества образования Ответ на задание 7 – это последовательность из 5 цифр. Порядок записи цифр в ответе имеет значение. За каждую правильно указанную в последовательности цифру выставляется 1 балл. При полном совпадении ответа с эталоном за задание выставляется 5 баллов.



За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов.

Верным считается ответ, в котором последовательность цифр совпадает с эталоном. В этом задании за каждую верно указанную в последовательности цифру, соответствующую номеру термина из списка, учащийся получает по 1 баллу. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Максимальный балл за всю работу – 33 балла.

В Приложении 1 приведен план диагностической работы.

В Приложении 2 приведен демонстрационный вариант диагностической работы.

–  –  –

© Московский центр качества образования Приложение 2 Демонстрационный вариант диагностической работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 11 классов.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ сначала в указанном месте, в затем в бланк тестирования, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Знатоки классической поэзии, вероятно, скажут, что один из признаков стихотворной речи – рифма. (2)Однако наряду с рифмованными стихами есть стихи, написанные без рифм – белые;

более того, рифма встречается и в прозе. (3)… наличие рифмы нельзя считать признаком, отличающим стихи от прозы.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Только знатоки классической поэзии могут считать рифму признаком стихотворной речи.

2) Белые стихи (стихи, написанные без рифм) сближают стихотворную речь и прозаическую и не могут служить признаком какого-либо определённого вида речи.

3) Рифма не может служить признаком, отличающим стихи от прозы, так как есть стихи без рифмы и в то же время есть рифмованная проза.

4) Рифма в прозе – явление хотя и редкое, но встречающееся в русской литературе, в то время как белый стих – стих без рифмы – часто используется в поэзии.

5) Утверждение, что стихотворная речь отличается от прозаической рифмой, неверно в силу того, что обе формы речи могут быть как рифмованными, так и нерифмованными.

Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Кроме того, Вопреки этому Например, Поэтому

© Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КЛАССИЧЕСКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КЛАССИЧЕСКИЙ -ая, -ое.

1) Созданный классиком, классиками. Классическая литература.

2) Античный, относящийся к древней греко-римской культуре.

Классические языки.

3) Относящийся к изучению античных языков и литератур. Классическое образование.

4) Следующий методам классицизма. Классическая живопись.

5) Типичный, характерный (разг.). Классический пример эгоизма.

Ответ: ______________.

–  –  –

Ответ: ___________________________.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Мы изучаем ОРГАНИЧЕСКУЮ химию.

На стадионе прошли ОТБОРНЫЕ соревнования.

Посоветовавшись с другом, я получил ПРАКТИЧЕСКИЙ совет.

В последнее время в гипермаркете возросла ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ активность.

Несмотря на своё высокое происхождение, он вёл себя ДЕМОКРАТИЧНО по отношению к простым людям.

Ответ: ___________________________.

–  –  –

Ответ: ___________________________.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..ёмный, в..юнок раз..грать, сверх..дея пр..ложение (к договору), пр..образить н..грузить, раз..брал..дешний, бе..вкусный Ответ: ___________________________.

© Московский центр качества образования Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сергей шёл вперёд, (НЕ)СЛУШАЯ Петю.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

Орёл (НЕ)ПОДВИЖНО парит в небе.

Щенок (НЕ)СМЕЛО, а робко стал подходить к волчатам.

Ответ: ___________________________.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Она повторяла свою роль, (НА)ХОДУ низко кланялась и несколько раз потом качала головою (НА)ПОДОБИЕ глиняных котов.

(В)ТЕЧЕНИЕ всей дороги Павел сохранял упорное молчание, я ТО(ЖЕ) не разговаривал.

Наш класс пришёл (НА)ВСТРЕЧУ с героем войны, ЧТО(БЫ) узнать о его боевом пути.

Мои спутники ТО(ЖЕ) внимательно осматривали берег, (ПО)ТОМУ что мы опасались засады.

(ПО)ТОМУ берегу посажены деревья, (ПО)ЭТОМУ там много тени.

Ответ: ___________________________.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Местность вокруг озера была пусты(1)а, и само озеро не измере(2)о, не исследова(3)ы особе(4)ости его экосистемы.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) От ласкового дуновения весны растаял снег и встрепенулись берёзки.

2) В экспозиции музея представлены и рыболовные снасти и орудия земледелия древнего человека.

3) Озорной характер Верочки Мамонтовой на картине В.А. Серова читается и в её лукавом взгляде и в растрёпанных волосах и в румянце во всю щёку.

4) В доме было шумно и из окон бил яркий свет.

5) Растут кусты бересклета по буеракам да по оврагам.

Ответ:

© Московский центр качества образования

Рассматривая скульптурные изображения великих людей на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1) замечаешь фигуру (2) высланной Иваном III из города (3) Марфы Посадницы (4) отстаивавшей древние новгородские вольности.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уважаемые (1) телезрители (2) не все из вас (3) видимо (4) знают, что некоторые птицы (5) например (6) колибри, являются опылителями растений, как пчёлы.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Памятник Минину и Пожарскому (1) над созданием (2) которого (3) работал скульптор И.П. Мартос (4) стал воплощением гражданской доблести и патриотизма.

Ответ: ______________.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Светало (1) и (2) когда развеялись последние разорванные клочья тумана (3) то на противоположном берегу отчётливо стало видно одинокую большую ель (4) которую ночью я принял за башню.

Ответ: ______________.

–  –  –

(1)Когда Николай Николаевич увидел свой дом после многолетней разлуки, сердце у него сильно забилось. (2)Каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него его жизнью, его колыбелью.

(3)Целый год до его приезда дом простоял заколоченный.

(4)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами. (5)И ещё, когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, он всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», а ещё и те, которые на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.

(6)Это были в основном его предки. (7)Бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами. (8)Дамы и господа в причудливых костюмах. (9)Женщины в расшитых золотом платьях.

(10)Мужчины в белых, голубых, зелёных мундирах, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.

(11)Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал...

(12)Дело в том, что прапрадед Николая Николаевича был художником, а отец отдал многие годы жизни, чтобы собрать его картины.

(13)И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме...

(14)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской. (15)В доме пахло сыростью и затхлостью... (16)Ужас овладел Николаем Николаевичем: картины исчезли! (17)Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея.

(19)Ещё комната! (20)Ещё!.. (21)Картин нигде не было!

(22)И тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему, что спрятала картины, сложила на антресоли в самой сухой комнате.

(23)Николай Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли: промёрзли или отсырели.

(24)Но произошло чудо, и картины были живы. (25)И дом ожил, заговорил, запел... (26)Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича...

(27)Впервые за последние годы он освобождённо и блаженно вздохнул.

(28)Теперь можно было браться за дела.

(По В. Железникову) © Московский центр качества образования Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Николай Николаевич приехал в родной дом после года разлуки.

2) Прадед разместил в доме большую коллекцию своих картин.

3) Для Николая Николаевича обитателями дома были не только живые люди, но и предки, изображённые на картинах.

4) Паркет в доме был натерт до блеска, и Николай Николаевич поскользнулся на этом полу.

5) Последние годы в жизни героя были трудными и напряжёнными.

Ответ: ______________.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6–10 представлено описание.

2) В предложениях 17–21 содержится рассуждение.

3) В предложениях 22-23 представлено повествование.

4) Предложение 25 объясняет содержание предложения 24.

5) В предложении 26 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 25.

Ответ: ______________.

Из предложений 4–13 выпишите слово со значением: «Странный, замысловатый».

Ответ: ___________________________.

Среди предложений 3–12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного и притяжательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________.

© Московский центр качества образования Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

А) _____ (предложения 24, 25) передаёт волнение Николая Николаевича.

Синтаксические средства: Б) _____ (предложения 4, 23), В) _____ (предложения 16, 19–21), Г) _____ (предложения 7–12) – помогают осмыслить эмоциональное состояние героя и передать его детские впечатления».

Список терминов:

1) антонимы

2) однородные члены

3) фразеологизм

4) лексический повтор

5) сравнение

6) олицетворение

7) назывное предложение

8) книжная лексика

9) восклицательное предложение

–  –  –

В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в таблице, не разделяя их запятыми.

Не забудьте перенести все ответы в бланк тестирования.

ЕГЭ 2016, Русский язык, 11 класс, Диагностическая работа, Спецификация.

(1)Текст - это целостная смысловая единица речи, которая содержит законченное сообщение. (2)Маленъкое стихотворение и большой роман, объявление и газетная статья, ученическое сочинение и ответ на уроке, разговор с другом и письмо родным - всё это различные виды письменных и устных текстов различного объёма. (3)... текст - это не обязательно множество высказываний: поговорка, загадка, пословица, часто состоящие из одного предложения, - тоже тексты.

Примеры.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» А.С. Пушкин считал неотъемлемыми свойствами русского характера (1) и (2) когда читаешь сказки поэта (3) понимаешь (4) что в них отразились все эти свойства русского человека.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В последние годы создаются не только ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, но и ведомства, отвечающие за благоустройство и внешний вид страны.
2) Ландшафт - это совокупность географических особенностей местности, определяемых климатическими и природными явлениями.
3) Не всё величавое должно быть огромным, и не всё, что велико по своим размерам, может быть уродливым.
4) Большие сооружения портят внешний облик города, поэтому надо стремиться к малоэтажному строительству, которое было в дореволюционной России.
5) Пейзаж страны создаётся не только природой, но и человеком.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2016, Русский язык, 11 класс, Диагностическая работа, Спецификация - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2020, Тренажёр, Русский язык, Подготовка к написанию сочинения, Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.
  • ЕГЭ 2020, Русский язык, Тренажёр, Задание 27, Учимся писать сочинение, Егораева Г.Т.
  • ЕГЭ 2020, Русский язык, 50 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Смирнова М.С.
  • ЕГЭ 2020, Русский язык, 11 класс, Демонстрационный вариант, Кодификатор, Спецификация, Проект

Следующие учебники и книги.

Вариант 1

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В книге, духовном завещании одного поколения другому, в той или иной мере отражаются все учения, которые потрясали умы человечества.

2) Книга воплощает в себе всю жизнь человечества, его всемирную историю, вобрала в себя все учения и все страсти людей.

3) Книга издавна считается своеобразным документом, духовным завещанием, в котором отражается материальная жизнь человечества.

4) Книга, вобравшая в себя все учения и страсти человеческие, отражает жизнь человечества.

5) В книге отразились все переживания человечества, не зря она передаётся из одного поколения к другому.

Задание 2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако

Таким образом

Несмотря на это

Например

Хотя

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ , -и, ж.

1) Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2) чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра.

3) чего. Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

4) Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. мира.

5) Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6) Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н.

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.>

исчЕрпав

включЁнный

баловАться

кУхонный

пОдчас (мы забываем о чём-то, наречие)

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Вместо обычного гудка, который слышит АБОНЕМЕНТ, набравший номер, мобильный оператор предлагает слушать мелодию - рингтон.

Задачи ЭСТЕТИЧЕСКОГО воспитания личности могут быть успешно решены лишь в случае их тесной связи с практическими задачами, выдвигаемыми самой жизнью.

Микеланджело создал статую Давида из ЦЕЛЬНОГО куска мрамора.

В честь праздника Настенька НАДЕЛА нарядное новое платьице с бантиками на плечах.

Известно, что каратиноиды - особые КРАСЯЩИЕ вещества - придают цвет пищевым продуктам.

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ВЫСОКО расположен

банка КОНСЕРВОВ

в ТРЁХСТАХ государствах

вода там более ЧИЩЕ

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

14.05 Задание изменено

Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) Во время ремонта пришлось не только менять все окна, но и межкомнатные двери.

2) Тема детства находит художественное истолкование в картине А. Пластова «Первый снег».

3) Согласно правил современного делового этикета, первым из лифта выходит тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина.

4) Сохраняя в своей лирике пушкинский образ пророка, Некрасовым отвергается другой важный символ поэтического мира Пушкина – образ «поэта-жреца».

5) Предложения лингвистов по изменению правил орфографии русского языка широко обсуждались в прессе.

6) Как хозяева, так и гости были рады встрече с известнейшим поэтом.

7) Отец рассказывал, что в нашей школе была интересная традиция: раз в год мы всей школой ходили в поход.

8) Все, кого интересует проблема экологии, следят за публикациями в специальных изданиях.

9) В палате, куда определили отца, лежали три больных.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

импр..визировать

раск..лоть

соб..рать

тв..рить

оз..рить

Задание 9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..доровый, в..пышка (света);

пр..влечь, пр..сесть;

контр..гра, вз..грать;

в..ездная (виза), прем..ера;

от..двинуть, прин..лечь.

Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

недоум..вать

эмал..вый

рубаш..чный

ореш..к

обустра..вать

Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

кол..тся

кача..щий

самокле..щиеся

дремл..щий

наве..т

Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В годы Великой Отечественной войны появилось (НЕ)МАЛО поэм, но наиболее значимым произведением стал «Василий Тёркин» Твардовского.

Основой сюжета становится далеко (НЕ)НОВОЕ в литературе столкновение сильной личности и толпы.

«Порой важнее (НЕ)ЧТО сказано, а как сказано!» – этой фразой Игорь завершил наш спор.

Дверь оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА, и я осторожно вошёл в дом.

(НЕ)БРИВШИЙСЯ почти неделю, со взъерошенными волосами, осунувшийся, мой брат представлял собой жалкое зрелище.

Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка.

(В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе.

(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.

Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын.

(ПО)ОСЕННЕМУ лесу (НА)ВСТРЕЧУ мне шла девушка.

Задание 14

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На берегу было ветре(1)о. Возмущё(2)ый океан с шумом накатывал волны на безлюдный песча(3)ый берег. Юлька, не замечая надвигавшегося шторма, неподвижно сидела на макушке валуна: она была погруже(4)а в свои мысли.

Задание 15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.

2) Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.

4) Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.

5) Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.

Задание 16

Вечером заря жёлто-зелёной лентой перехватила свод (1) отделяя (2) уходящий день от (3) выбегающей из-за гор (4) ночи.

Задание 17

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

Задание 18

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины X века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Задание 21

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) При чтении текстов различного содержания люди пользуются разными методами.

2) Книги Аксакова положительно влияют на душу и разум человека.

3) Молодым читателям трудно понять прелесть произведений С. Т. Аксакова.

4) Метод скорочтения подходит прежде всего для чтения высокохудожественных произведений.

5) Произведения великих русских поэтов, прозаиков, художников пробуждают в людях любовь к Отечеству.

(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую - схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да й очерёдность... (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) - «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение - всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Задание 22

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложения 2-4 содержат доказательство того, о чём говорится в предложении 1.

2) В предложениях 5-6 содержится рассуждение.

3) Предложения 13-17 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 12.

4) В предложении 21 содержится повествование.

5) В предложении 28 содержится описание.

Задание 23

Из предложений 28-30 выпишите фразеологизм.

Задание 24

Среди предложений 17-21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения, синонимов и противительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 25

«Говоря о русской культуре, Владимир Солоухин подчёркивает роль писателя, сегодня, к сожалению, почти забытого. Убеждая нас в ценности творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) _______ («добрые и светлые чувства» в предложении 26), (Б) _______ («омывается душа» в предложении 27), а также синтаксическое средство - (В) _______ (предложение 29). Ещё одно синтаксическое средство - (Г) _______ (предложение 32) - подчёркивает отношение автора к творчеству великого русского писателя».

Список терминов:

1) риторическое обращение

2) сравнение

3) риторический вопрос

4) ряд однородных членов

5) эпитеты

6) противопоставление

7) метафора

8) литота

9) антонимы

Задание 26

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения - не менее 150 слов.