Бронзовый век в литературе. Первый из «Бронзовых» поэтов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Русская литература 20 века. Вклад в развитие русской литературы Анны Андреевны Ахматовой и ее поэзия. Источник вдохновения. Мир поэзии Ахматовой. Анализ стихотворения "Родная земля". Раздумья о судьбе поэта. Лирическая система в русской поэзии.

    реферат , добавлен 19.10.2008

    Характеристика русской поэзии серебряного века, наиболее яркие представители которой, определили в значительной мере дальнейшие пути развития русской литературы XX в. Отличительные черты поэзии А.А. Блока. Анализ темы России в лирике К.Д. Бальмонта.

    реферат , добавлен 20.06.2010

    Место Бориса Пастернака в русской поэзии как значительного и оригинального лирика, замечательного певца природы. Мотивы творчества поэта. Творчество как процесс, выводящий поэта к пониманию последней истины. Лирический герой в произведениях Пастернака.

    реферат , добавлен 31.08.2013

    Тематическое многообразие русской поэзии. Тема суицида в лирике В.В. Маяковского. Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии. Анализ биографических фактов жизни и творчества поэта Бориса Рыжего. Поэтическое наследие уральского поэта.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    Акмеизм - литературное течение, возникшее в начале XX в. в России, материальность, предметность тематики и образов, точность слова в его основе. Анна Ахматова – представитель акмеизма в русской поэзии, анализ жизни и творчество выдающейся поэтессы.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Развитие и значение русской поэзии XIX века. Сходства и различия поэзии Некрасова и Кольцова. Жизнь и творчество Никитина. Творчество Сурикова и его современников. Значение творчества крестьянских поэтов в жизни русского общества XIX века.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2006

    Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова, истоки лирического характера и пейзажная лирика в его поэзии. Мир крестьянского дома, старины, церкви и русской природы - рубцовское понятие Родины. Значение темы дороги для понимания всей поэзии Н. Рубцова.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2009

    Человек и изменяющийся мир в поэзии "шестидесятников". Творчество Б.А. Ахмадулиной в контексте русской лирики 1970-1990-х гг. Концепция мира и человека в поэзии Б.А. Ахмадулиной. Эволюция художественной прозы и лирическая повесть в творчестве поэтессы.

    диссертация , добавлен 01.04.2011

Работа представляет собой презентацию "Эстрадная лирика. Бронзовый век русской поэзии", в которой раскрываются основные поэтические особенности творчества Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Эстрадная лирика. Бронзовый век русской поэзии

«Поэзия – не ряд зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились…»

Поколение «шестидесятников» После окончания эпохи Сталинского режима повеяло некоторой свободой. На волне этой свободы возникает новое поколение поэтов - «шестидесятники". Успешное восстановление страны после войны, достижения в науке и технике, рост благосостояния народа породил веру в будущее, надежду на новые успехи. Все это вызывало тягу к поэтическому оформлению чувств.

Поколение «шестидесятников» Первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом». Так, появилась «эстрадная поэзия». Постоянными стали поэтические вечера, возник новый жанр, сразу полюбившийся слушателям и позже названный «авторской» песней: поэты под гитару исполняли песни на свои стихи.

Евгений Евтушенко

Е. А. Евтушенко Дата рождения: 18 июля 1938 г. Место рождения: ст. Зима, Иркутская обл. Поэт, прозаик, режиссёр

Особенности творчества - Убежденность в особой роли поэта в России: «Поэт в России больше, чем поэт…»; - Освещение актуальных политических и социальных тем («громкая» лирика); - Тяга к сюжетности; - Исповедальность и романтический максимализм лирического героя;

Белла Ахмадулина

Б. А. Ахмадулина 10 апреля 1937 – 29 ноября 2010 гг. Советская и российская поэтесса, переводчик, член союза российских писателей, почётный член американской академии искусств и литературы.

Особенности творчества - Высокий поэтический слог: возвышенная лексика, метафоричность, стилизация «старинного» слога; - Напряжённый лиризм; - Очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого: «Влечёт меня старинный слог…»

А. А. Вознесенский

Особенности творчества - Прямые обращения к массовой публике; - Ориентация на традиции футуризма; - Традиции гражданской лирики; - Неприятие фальши;

Б. Ш. Окуджава

Особенности творчества - Лиричность и сентиментализм; - Освещение темы войны - «Арбатская» лирика - Обращение к «вечным» темам

Значение «Эстрадной лирики» в русской литературе и культуре - Поэты-шестидесятники расширили состав поэтической аудитории; Поэзия становится масштабным общественным явлением;



"Иногда думается, что даже если из Русской культуры забрать Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Чернышевского Н.Г., Белинского В.Г., Добролюбова Н.А., Писарева. Д.И, Толстого Л.Н., Куприна А.И, Бунина И.А., Некрасова Н.А. и многих других, и оставить только Рылеева К.Ф., Пестеля П.И., Бестужева-Рюмина М.П., Муравьев-Апостол С.И, Каховского П.Г., или даже только Пестеля П.И. и его "Русскую Правду", то нам и этого хватит на столетия, чтобы не утратить преемственности высочайшей нравственности, самопожертвования, справедливости, милосердия и доброты " "Бронзовый век русской литературы" Законодательство - это тоже литература и если мы сейчас творим его не думая,о том, как его прочитают и поймут потомки, то мы сами вполне можем и способны прочитать прошлое законодательство, историческое и смело признать его особым видом литературы, отражающей действительность в сжатой тезисной, специфической форме. Если следовать логике, что 19 век был Золотым веком русской литературы, то 20 век, что признано, уже не дотягивал до него и его можно смело назвать Серебряным веком, а настоящий, 21 век, "бронзовым веком" русской литературы. Опошлить можно всё. Достаточно только пересказать гениальное произведение, или переснять фильм по тому же сюжету, или написать в титрах "по мотивам", или выхолостить главное, сосредоточив внимание читателя или смотрителя на второстепенных мелочах, на фоне и подоплёке главного. Всё на этом, произведение закончилось, - оно уже не будет иметь той нравственной составляющей, которая была заложена в него автором. Казалось бы, и взятки гладки: что с нас взять, таких юродивых пересмешников, коль мы не лермонтовы и не салтыковы-щедрины. Смеятся тоже нужно гуманно, с умом, а не опошлять. Смех разный бывает, добрый и злобный, сочувственный и пустой. Заряд гениальности 19 века не исчерпаем, только надо уметь им пользоваться. Попробуем немного проделать это с Пестелем и его Русской Правдой. Родился Павел Иванович в 1793 году, в семье сенатора, сибирского генерал-губернатора, тайного советника, участник Бородинского сражения, деятельный член организаций декабристов, повешен вместе с иными четырьмя участниками восстания. Начинается Русская правда изумительно: "Русская Правда есть по сему верховная Всероссийская грамота, определяющая все перемены, в государстве последовать имеющие, все предметы и статьи, уничтожению и ниспровержению подлежащие, и, наконец, коренные правила и начальные основы, долженствующие служить неизменным руководством при сооружении нового государственного порядка и составлении нового Государственного уложения" С правовой точки зрения - это временная Конституция государства Российского, с политической - манифест справедливого устроения жизни в русском государстве. Далее народу объясняется следующее: "И так Русская Правда есть наказ или наставление временному верховному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может . Она содержит обязанности, на временное верховное правление возлагаемые, и служит для России ручательством, что временное верховное правление единственно ко благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многие государства в ужаснейшие бедствия и междоусобия, потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам, не имея перед собою ясного и полного наставления, коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал, что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом, к какой цели стремятся действия правительства, и, волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями, часто предпринимал беспокойные действия и, наконец, междоусобия производил. Русская Правда отвращает своим существованием все сие зло и приводит государственное переобразование в положительные ход и действие тем, что все определяет и на все предметы коренные правила издает." Можно сказать, что кроме предмета Русской правды, здесь уже начинают проявляться основные её принципы. К ним относятся: гласность, свободы, подконтрольность правительства народу, плановое развитие русского государства, отвержение всего зла юридическими способами - изданием правовых актов, законов. Читая Русскую правду Пестеля, всё время думал, что же её так сильно отличает от действующей Конституции РФ, пока, наконец не понял, - она сама в себе многое объясняет, она и текст закона и его комментарий, и его толкование одновременно. Вот чего не хватает русскому праву, вот без чего нельзя обойтись. Всё дело в том, что наука теории права чётко делит и правовые нормы по видам, и принципы и методы, и предмет правового регулирования и структура акта, его вид, но это всё не нужно, если...акт всё это содержит в себе. Что же получается из такого способа написания законодательства, да ничего, кроме самого хорошего. Например, во многих актах, уставах Петра Первого, содержатся подабзацы именуемые кратко "Толк". Сначала подается текст закона, а потом он этим же законодателем комментируется. Пестель пошел еще дальше. В его Русской Правде не просто комментарий, а достаточно подробное объяснение почему и как то или иное положение нужно обществу. Это просто прекрасно - так рассматривать законодательный акт, как акт в первую очередь нравственный, а потом правовой. Понимаю, скажут, что Русская Правда больше похожа на декларацию о намерениях. Но, если эти намерения последовательно проводятся в жизнь путем принятия законов, как это делается сейчас и уже давно, то ничего плохого или голословного в таком акте я не вижу. Надо же никогда не забывать, что законы пишутся для всех, а не для юристов и любому человеку должно быть понятно, зачем такое правило, откуда оно взялось, в чем его назначение, чтобы он его добровольно исполнял. Именуется же "конституция" США "декларацией" и ничего. Поправляют её, только и всего, но тоже не объясняют. Все, что мы имеем, это преамбула действующей Конституции РФ, но там это набор отрывочных и очень хороших предположений и устремлений, которые желательно достигнуть, но как только мы открываем текст самой конституции, то идет сухой перечень юридических положений о правах, статусах, обязанностях, гарантиях и прочее. Для правоведа это манна небесная, потому что он востребован, как толкователь и не только конституции, а всего комплекса законов и подзаконных актов. Специализация - это хорошо, но не до грани с профессиональной деформацией. Специализироваться на работе со всем массивом законов и судебной и иной практики нужно, но нужно и законодательство "писать" таким образом, чтобы его можно было читать и главное - понимать всем. Если гражданин, человек не понимает смысл правовой нормы, по которой ему предстоит жить, то зачем такая норма. Если человек не разумеет, чего от него хочет закон, а за законом стоит его законодатель, то человек не понимает, чего от него хочет законодатель. В Гражданском кодексе РФ нет даже целей и задач правового регулирования гражданских отношений; получается, что имущественные отношения, а точнее регулирование имущественных отношений (это и есть гражданские за малым исключением), осуществляется законодателем ради самого регулирования. Спрашивается, а регулирование зачем, ради правового порядка, но тогда зачем правовой порядок и круг замкнулся, а правопорядок стал во главу угла - он сам ради себя, так легче жить, упорядоченность - залог благополучия. И всё это при том, что закон мало кому понятен. Что говорить о простом правоприменителе, не отягощенном юридическими знаниями, если юристы часто не в состоянии понять ни "букву", ни "дух" закона. Пестель понимал, Петр Первый понимал и поэтому в одном из "воинских артиклей" запрещал военнослужащим, находящимся в увольнении в Питере "петь блядскими голосами" (так в законе, а закон в хрестоматии по истории российского права), но не запрещал пить спиртное. Нам понятно сразу, что имел в виду законодатель, когда вводил такой эпитет, мягко говоря. Побольше в законе должно быть эпитетов и выражений о том, что хочет от народа законодатель и согласен ли народ с тем, что хочет от него этот "правотворец" тогда будет самым точным мерилом законопослушного поведения. Тогда можно будет сослаться на любую статью, которая в миниатюре будет содержать весь комплекс дефиниций теории права, от принципов, до прикладного правила. Иными словами, следует сделать закон понятным с помощью русского языка, взяв за образец имеющиеся в русской истории примеры. Представить приятно, как истец, не удовлетворившись текстом нормы права, приведет толкование права из этой же статьи, сошлется на то, что в этом толковании (а это уже тот же закон) сказано, для чего такое регулирование, что должно быть в результате применения нормы о, например, применении "приобретательной давности" или о "выморочном имуществе", или о "выселении бывшего члена семьи собственника". Возможно я наивный мечтатель, но мне хотелось бы, что вместе со мной, профессиональным правоведом, точно также читал закон истец и точно также как и я понимал бы его, руководствуясь ни обычаем делового оборота и ни аналогией права или закона, - они нужны бесспорно, как методы, но не только они, понятные только специалисту и то не каждому - а содержанием высоконравственного акта, вся нравственность в котором стала буквой и духом закона. "Имущественные отношения необходимо регулировать для того, чтобы возможно полнее люди могли использовать имущество для самосовершенствования, для освобождения времени, необходимого для творчества, а не только для извлечения прибыли из имущества ". Вот такие подобные правила, пусть, наконец станут мерилом развития, целью прогресса, целью освобождения человека от кабального труда, в интересах самораскрытия - сколько людей ушло и уходит так и не раскрыв свои способности, свои таланты, ибо мы всё равно глубоко уверены, что нет бесталанных людей, зато есть бестолковые общественные отношения, в том числе и бездарно урегулированные, хорошим в общем то средством, законом юридическим, вырастающим из закона нравственного. Очень жаль, что за "бронзовым веком" неизбежно начнется век оловянный, потом просто железный, каменный и деревянный, если не изменить нравственность, которая вполне может быть урегулирована законом юридическим и также поддаётся корректировке, как и всё остальное в обществе. Наоборот, даже легче писать законы высоконравственного содержания, потому что в этом случае перо вроде как само бежит по строкам, не то, что когда рождается безнравственный акт под личиной акта нравственного. Вот и литература, - что вообще литература, что литература юридическая, - все её виды требуют серьезного вдумчивого отношения.Общество не меньше страдает от бездарной и безнравственной, пустой книжонки для детей, чем от такого же законоуложения. Шахвердов А.В.

Поэзию начала 21 века пора назвать «бронзовым веком» в русской литературе. Много достойных поэтов, представляющих 20-21 век. Именно на переломе веков поэзия становилась предвестником перемен, А у нас произошла смена не только века, но тысячелетия. И только поэту доверен полет души человечества. Хочу представить поэта и всего лишь одно его стихотворение. Хочется, чтобы современные школьники понимали, что до поэзии, до хороших стихов нужно дорасти, что «душа обязана трудиться».

Иван Фёдорович Жданов ( , с. Усть-Тулатинка ) - русский .

Родился в селе Усть-Тулатинка Чарышского района Алтайского края, одиннадцатый ребенок в семье крестьянина, раскулаченного и сосланного на Алтай. Когда Ивану было 12 лет, семья переехала в Барнаул, и в 16 лет Жданов пошёл работать на завод «Трансмаш». Закончил вечернюю школу. Учился на , исключён, завершил учебу в .Активно участвовал в неофициальной литературной жизни Москвы начиная с (совместное выступление в ЦДРИ Жданова, и , представленных ). Первая публикация в газете «Молодёжь Алтая» в 1967 году. Первая книга «Портрет» принесла Жданову всесоюзную славу, вышла в и получила широкий резонанс в советской печати.Лауреат ( ), первый лауреат Академии русской современной словесности ( ), лауреат литературно-кинематографической премии имени Арсения и Андрея Тарковских ( ). Эпизодически обращался также к поэтическому переводу и к эссеистике на литературные темы (в частности, о , о ). Живёт попеременно на Алтае, в Москве и в Крыму.

Целостный анализ

лирического стихотворения

Соломенную кладку полусвета

Снег, сохранивший пристальность воды.

Где снега нет, где лед с начинкой окон,

Березового сока сонный шорох

Разводы оставляет на стекле.

Лед плавает в воде, как деревянный.

Уже не надо слушаться древесных

Намеков, многошумных и немых.

Уже не знаешь, как дышать на стекла.

За этим вдохом снег ли будет таять

Иль погружаться в воду талый лед?

Все обретает пристальность воды.

Стихотворение о весне, но в нем такая философская глубина и многогранность, что его сложно воспринимать неподготовленному читателю. «Это не стихотворение, в нем нет даже рифмы»,- заявит иной верхогляд- критик. А может, действительно, стихи- это удел избранных, не только поэтов, но и читателей: «душа должна быть крылатой»

Это стихотворение зрелого поэта, который не боится быть непонятым, это стихотворение человека, знающего себе цену, не стремящегося понравиться. Написано оно на рубеже века 20 и 21,Все-таки наступает третье тысячелетие, нужно очиститься от скверны, дать совет, указать путь к спасению. Но скажет это поэт только избранным, понимающим и чувствующим то, что вылилось в строки, как поток сознания или как исследование человеческой души.

Анализировать стихотворение интересно на любом уровне. Трехстрочные строфы с одинаковым количеством слогов в строчках-11-11-10, вот он ритм.

Завораживающая интонация сопровождает философский шедевр в каждой строфе, очень напоминающей по количеству строк, по завершенности и афористичности мысли японские хокку, количество слогов только не 5-7-5. Вопросительное предложение делает мировое пространство стихотворения вселенским, вечным и открытым.

А последняя строка звучит предостережением: «Все обретает пристальность воды» «Пристальность воды»- это внимание того, что дано для очищения, самосовершенствования и, в крайнем случае, как напоминание о библейском потопе.

Стихотворный размер определяется легко:

Со-лО\ менн-у\ ю-клАд\ ку-по\ лу-свЕ\ та

Где- снЕ\ га- нЕт\ где- лЁд \ сна-чИн\ кой- О\ кон

Это пятистопный ямб с пиррихием. Сбой на ритмико - интонационном уровне происходит на словах «снег, лед, всё». Автор отстраняет эти слова от слова «вода», словно созданного для ямба. При анализе лексики становится понятно почему.

Первая строка стихотворения написана так, чтобы дилетанту стало понятно, что он свободен. Ему дальше читать не надо. Строка шокирует поэтическим хулиганством. Возможное словосочетание «Соломенный полусвет»-красиво, романтично и другие «ах, ах, ах», т.е обыденно. Но слово «кладка» стилистический нонсенс, «соломенная кладка полусвета»- авторское изобретение -это метафорическая цепочка, в которой слова, переплетаясь, приобретают все новый и новый смысл. И это принцип построения всего стихотворения: бесконечные нюансы в значениях слов, рассыпающиеся образы, читатель, словно в зазеркалье, открывает что-то новое для себя за одним образом, а за ним другой, а потом третий, просто бесконечные коридоры, проходим, радуемся открытым дверям, а там следующая дверь или глубины бездонного колодца. Это уж кто как живет.

Словосочетание «соломенная кладка» существует в русском языке, но связано оно с соломой, т. е. неживыми стеблями, которые человек хранит не в чудесных стогах, копнах, а брикетами., блоками, скрученными, спрессованными, искореженными, в соломенных кладках тюков.

Следующее слово усиливает негативное впечатление, это антитеза в одном слове «полусвет» Это слабый утренний свет в одном значении и ироническое обобщение 19 века об обществе не светском, которое оторвалось от естественности, не достигло своих меркантильных целей, но имеет еще возможность вернуться к истокам, душе. Только вернется ли. Захочет? Вот он - 21 век. В полусвете полусветом смотрим и видим уже не солнечные лучи, а солнечную кладку. Страшно Где же выход? В чем спасение? Ответ дан

Соломенную кладку полусвета

С морозным утром связывает тихо

Снег.

Не кладка к-д-к, а мороз, тишина.снег.

Звукопись какая: с-с-с-з-с-з-х-с!

Вспомните историю потопа, оглянитесь вокруг, осознайте происходящее и восхититесь талантом поэта, его даром предвидения.Автор верит в очистительную силу стихии воды, весеннее обновление. Вода очистит и защитит от горестей, бед, заблуждений, ошибок, соблазнов, омоет душу, разум, тело.. Морозным утром вода – это«…снег, сохранивший пристальность воды» «Лед с начинкой окон» За каждым словом бесконечная цепочка метафор.

Пристальный взгляд. Внимание пристальное. Пристальность воды- напряженность, неотрывность, сосредоточенность наблюдающей за происходящим изначальной стихии, природы–матери, которая всматривается в мир, человека. Пристальность воды- это критерий чистоты, честности, это внимание к вам и ваше видение глубин, это вы во всем и повсюду. Это ваше отражение, незамутненное сознание Все взаимосвязано Снег-вода-лед-окно- березовый сок-стекло-лед-вода -снег-вода- лед- вода и дальше по кругу. На 10 строк 10 слов о воде

Во второй строфе читаем «Лед с начинкой окон»- даже метафоры неоднозначны, уводят читателя к сравнениям.: 1)льдины похожи на стекло, 2)отражаются окна,3) видно через лед, как через окно. Образ окна неоднозначен- окна между мирами (реальным- ирреальным, материальным- духовным, миром вечности –миром сегО дня)

Березовый сок-это тоже портал между мирами, миром внутренним, духовным и внешним, материальным.. Детские впечатления малой родины и разводы березового сока на стекле льда. Окно в окне, зеркальность создается внесюжетным образом бессмысленно и жестоко раненой березы. Когда на стекле льда разводы, то нет чистоты, перестает оно служить окном, выходом в мир спасения.

Картина мира представлена в 6 строчках: кладка- тихо, сонный шорох(хотя ранили), разводы на льду. Это восприятие мира лирическим героем, которое совпадает с восприятием поэта. В 21 веке мир был таким в первом десятилетии.

Образность, бесконечно глубокий смысл видим в 3 строфе. « Лед плавает в воде, как деревянный» «Древесные намеки, многошумные и немые» Образ дерева, бесчувственного, сонно шуршащего соком, терпеливо несущего крест. Политически звучащая строфа. Плохо и терпеть, и бестолково шуметь, и молчать. Нужно вернуться к истокам, не плавать в воде, а быть ею.

Эфир – это целостный мир воды(снег, лед, сок березовый), воздуха(мороз, дыхание), земли(береза).Выход автор предлагает в 4 строфе.

« Дышать на стекла… вдохом», за вдохом снег будет таять. Вдыхая на стекла, а образ окна- это образ параллельности, связи между мирами, (причастность подчеркивается и глаголами 2 лица, и вопросительной интонацией) лирический герой топит снег в себе, в себе превращает в воду талый лед, т.е.утрачивает красоту и аморфность снега и деревянные свойства льда. Только вода дарит мудрость, мысли текут, как вода, вода успокаивает, лечит. Если все обретает качества воды, тогда ответственность должна быть перед всем. К сожалению, мир несовершенен. Как и все глаголы в этом стихотворении. Уйти от этого несовершенства автор не смог. Но, проанализировав стихотворение, начать путь к истокам можно с себя

Попробуйте «вдохом на стекло» вернуться от суетности к себе, чтобы все обрело «пристальность воды»…

Московские сводки сегодня таковы: “Вестник культуры” упомянут в “Новом мире” в разделе “Периодика” (№ 8, 2005); выпускник Литинститута им. Горького стал президентом Монголии; на центральном канале телевидения крутят гламурный сериал о Есенине.
А в библиотеке фонда Солженицына “Русское зарубежье” 26 октября состоялась презентация книги “Родина” Юрия Кувалдина.

Вечер, организованный Ю. Кувалдиным, прошел под знаком выдвижения теории “рецептуализма” и упрочения концепции “Бронзовый век русской культуры”.
Презентация состоялась незадолго до юбилея писателя - 19 ноября ему исполнилось 60 лет. “Улица Мандельштама”, “Философия печали”, “Избушка на елке” и т.д. - сейчас Кувалдиным написано сочинений на десять томов. С 1988 года он является первым частным издателем в СССР, с 1999-го выпускает журнал современной русской литературы “Наша улица”, среди авторов которого можно отметить В. Астафьева, Е. Гришковца, Нину Краснову, П. Филимонова, Е. Лесина, Вл. Новикова, В. Позденева, Анжелу Ударцеву.
Кувалдин одновременно и мастер “чеховского” класса, и мастер бабелевской, а где-то кафкинской иронии. В обыденной речи допускает свободное цитирование Юрия Олеши, Альбера Камю и Йозефа Геббельса. Он декламирует свою прозу, не удостаиваивает любовью поэзию, однако свой рассказ “Савеловский вокзал” пишет гекзаметром.
Выступившие на вечере упомянули повести Кувалдина - “Счастье”, “Юбки”, “Станция Энгельгардтовская”. Последний текст, вместивший в себя результаты реалистической, модернисткой и постмодернисткой эстетик, я отношу, не утруждаясь статейной сдержанностью, к сильнейшему произведению нашего века.
Он носит серый демисезонный плащ, его часто можно встретить во дворике Литинститута. Высокий и бескомпромиссный человек. Упомянув однажды его имя в разговоре с молодым студентом Литинститута, я услышал: “Кувалдин. Кто ж его не знает?”

Вечер вел искусствовед Слава Лён. (В 1955 году вместе с Венедиктом Ерофеевым поступал на филфак МГУ. С 1987 года издает альманах “Нойе руссишен литератур”, в первом же номере которого размещает вступительную статью “Бронзовый век русской поэзии”. Организовал в Москве семинары “Классики Бронзового века”.)
Выступали: поэт Александр Тимофеевский, писатель Сергей Михайлин-Плавский, актер театра Армии Александр Чутко (в 60-х годах он с Кувалдиным занимался в театральной студии Высоцкого), художник Александр Трифонов, иллюстрировавший обложку книги “Родина”, поэт-бард и художник Евгений Бачурин, поэтесса Нина Краснова, поэт-авангардист, эссеист, критик, воспитатель многих московских поэтов - Кирилл Ковальджи, скульптор Дмитрий Тугаринов, солист оркестра Л. Утесова Анатолий Шамаргин и другие.

Вот отрывок из дискуссии.
Слава Лён:
- Все знают о существовании Золотого века русской литературы (Пушкин-Достоевский), Серебряного века (Блок-Мандельштам). Мы же являемся свидетелями Бронзового века русской культуры – с 1953 (года смерти Сталина) – по 1987 год, когда подняли “железный занавес” и появился самиздат. Национальную программу “Бронзовый век русской культуры” исследователи, прежде всего слависты, должны развивать не только в России, но и в Штатах и в Европе. Мы за деревьями не видим леса: из сидящих в этом зале концепцией “Бронзовый век русской культуры” пользуется мало кто. Чем уникален и отличен Бронзовый век от Серебряного? У нас четыре культуры: соцреализм, к которому уже пора относиться серьезно (хотя бы потому что он больше не создается и не воспроизводится), с уникальной, можно сказать, экзотической культурой, спроектированной величайшим искусствоведом, куратором культуры И. Сталиным. Далее - культура андеграунда, неподцензурная, неофициальная… Буферная культура, между андеграундом и соцреализмом, созданная людьми, сидящими меж двух стульев… Наконец, Бронзовый век.
После “Москва-Петушки” я уже 30 лет ищу, как редактор, выдающуюся русскую прозу. У нас есть 15-20 потрясающих поэтов во главе с Бродским, но с прозаиками сейчас тяжело. Роман “Родина” меня просто потряс. Я считаю, что это настоящий шедевр. Это итоговое произведение, закрывающее постмордернизм. После него в постмодернистской эстетике и стилистике никому не рекомендую писать. Придумывайте что-то новое. Об этом романе мы и будем говорить.
Ю. Кувалдин:
- Что такое постмодернизм? Определений существует много, но для меня это понятие раздражительное. Порой отсутствие мастерства авторы оправдывают тем или иным направлением, оправдывая какую-нибудь слабенькую фразу: “Я же постмодернист.
Для меня не существует такой защиты, когда говорят - “я Бальзак, право такое имею: писать одними диалогами”. Для меня существует литература настоящая, первой свежести, по Булгакову. Другой просто нет. Вот и весь критерий. Оцениваем по мастерству – как написано, как сделано. Во главе угла ставлю форму, которая и есть содержание. Форма, которой я пользуюсь – это слова. Как у каменщика есть кирпичи, так и в литературе: все зависит от степени таланта, от уровня мастерства, о чем я постоянно повторяю авторам моего журнала. Прежде всего нужно смотреть, как сделано...
Фабула романа достаточно проста. Героиня (доцент кафедры истории КПСС) в одночасье потеряла все. Гибнет все, с чем была связана ее жизнь. И здесь понятие “Родина” очень многозначно и полисемично. Те социальные факторы, влиявшие на ее мозги, ею совершенно забываются, она попадает в новое пространство, скажем – метафизическое…
Это пространство открывается для нее в реальных, зримых образах. Целая глава посвящена съезду представителей - покойников с московских кладбищ. Умершие в разное время, но ожившие в этот момент, они собираются в театре Красной Армии… Там происходит действо: на сцену выходят – мой любимый Алексей Саврасов, пьяненький, с картиной “Грачи прилетели”, входит Сергей Есенин... В ложе сидит Юрий Нагибин...
Писатель, не постигший систему перевоплощения – не вполне писатель. Писатель – исполнитель всех ролей своих персонажей и одновременно режиссер. Только тогда он достоверен.”
К. Ковальджи:
- Россия нуждается в таких людях, которые сами себя строят. Я свидетель его, Кувалдина, развития. Конечно, он обгонял меня со свистом. Он рос как на опаре. Это явление. Не только собственно писатель, но издатель. По сему поводу он напоминает мне фигуру Синявского… Вот люди, которые умеют не только строить свою судьбу, но и влиять на судьбу других. Они преодолевают ту глухую для литературы полосу, когда кажется, что не видно никакого света впереди…”
Слава Лён:
- Достоевский сказал - “Русскими не родятся, русскими становятся”. Каждый из нас знает, как очищается политура, но никто не знает, кто убил Пушкина… (Хохот и аплодисменты в зале.) Реалистическая проза преодолевается очень редкими талантами. Я предлагаю новый термин “гиперстиль” для тех прозаиков, которые владеют выламывающимся из ряда стилем. Это, прежде всего, Андрей Платонов. “Котлован”, “Чевенгур”, все его рассказы – это гиперстиль. Безусловно, гиперстилем обладал Андрей Белый, недооцененный прозаик Серебряного века, настоящий ренессансный человек. Гиперстилем, конечно, обладал Зощенко, но у него более легкий вариант – сказовый. В Бронзовом веке только феноменальные стили Венедикта Ерофеева, Саши Соколова и автора романа “Родина” претендуют на звание гиперстиля.
В третьем веке мы еще встречали великих греческих философов – Плотина и т.д. И вдруг за четвертый век их как корова языком слизнула. В пятом веке мы уже встречаем чистого византийца, который тысячу лет строит свою цивилизацию. Видимо, что-то такое происходит сейчас и в России. Вся тысячелетняя православная цивилизация была вытоптана. Мы вернулись не в 1907 год – год начала русского авангарда, а вернулись в непонятно что. И поэтому именно художники, а не какие там профессора-социологии способны чувствовать, что с нашей русской цивилизацией что-то окончательно произошло. Слово “Родина”, понятие Родина, трансформируется сейчас в очень стремительном темпе, и нужно очень глубоко осознавать, что Россию ждет в будущем.

Понукают русскую мысль: залежалась, мол, сомлела на печи. Но писатель традиционный, русский мыслитель, преодолевающий немощь, тление литературы, настоящий писатель по природе и кроток и дерзок. Кувалдин выбрал деспотический путь в литературе, и это важно. Он выстраивает своеобычную канву прозы, стиль, новое упорядочивание словесного дела. Что еще противопоставить современному Вавилону, в котором языки смешались в беспардонный кисель? Только новую гармонию, замешанную на классике и модернизме, захватывающую дух, присягающую всемирности и традиции.