Цицерон титулы. Интересные факты о цицероне

Cicero) Марк Туллий (106 до н. э., Арпин – 43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), римский оратор, писатель, политик. Происходил из сословия всадников, приобрел влияние как блестящий оратор, выступавший с судебными и политическими речами. В 63 г. до н. э. достиг вершины римской политической карьеры – стал консулом. Во время консулата способствовал раскрытию заговора Катилины, за что получил почетный титул «отец Отечества», однако, допустив казнь заговорщиков без суда, впоследствии отправился в изгнание. Во время гражданских войн защищал республику, с установлением диктатуры Цезаря удалился от политики. После убийства Цезаря (44 до н. э.) выступил как политический оратор с циклом речей «Филиппики» (в память о речах Демосфена) против одного из сторонников диктатора Антония, который приказал убить Цицерона: на Форуме выставили отрубленные голову и руку убитого, а жена Антония, Фульвия, проткнула булавкой язык самого красноречивого из римлян. Литературное наследие Цицерона помимо речей (их сохранилось 58) составляют 19 философских, риторических и политических трактатов и обширная корреспонденция (около 800 писем). Цицерон был создателем римской классической прозы, нормализатором литературного языка: именно в его сочинениях латинский язык стал тем образцом, на который ориентировались писатели последующих столетий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий (3.01.106 - 7.12.43 до н.э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81 - 80 до н.э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 - квестор; в 70 - победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 - претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 - консул). Политич. Идеал Ц. - «смешанное гос. устройство» (госуд., сочетаю-щее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 - нач. 2 вв. до н.э.), поддерживаемое в эпохи кризиса «первыми людьми», «правителями», «умиротворителями», «блюстителями и попечителями» госуд., сочетающ. в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных», т.е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредств. опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58 - 57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем, против воли, поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51 - 50 он - проконсул в Киликии. В гражд. войне 49 - 47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но переубежд. своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - «филиппик» против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипц. списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохран. (не считая отрывков) 58 суд. и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор» и др.), политике («О государстве», «О законах»), практич. философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), по теоретич. философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.) и более 800 писем («К Аттику», «К близким» и др.), явл. ценнейшими источ. сведений об эпохе гражд. войн в Риме.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Цицерон

Marcus Tullius Cicero) – римский политический деятель, выдающийся оратор и писатель I в. до Р.Х., принадлежавший к сословию всадников. Родился в Арпине в 106 г., умер в 43 г. до Р.Х. Впервые выступил с речами в 81 – 80 гг. в правление Суллы на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал после отречения Суллы от власти; благодаря своему ораторскому дару сумел войти в правящее сословие Римской республики. В 76 г. Цицерон стал квестором, в 70 г. одержал победу в громком процессе против высокопоставленного взяточника и лихоимца Верреса, в 66 г. занял пост претора и выступил со своей первой политической речью в поддержку Гнея Помпея, и, наконец, в 63 г. стал консулом. Как политик Цицерон был склонен к компромиссам, его идеалом государственного устройства была «смешанная система», сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии, прототип которой он видел в республиканском Риме III – начала II вв. до Р.Х. Практической программой Цицерона было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных» (Concordia ordinum), то есть блок сенатского и всаднического сословий против охлократии и претендентов на монархическую власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 г. для противодействия заговору Сергия Катилины, когда Цицерон произнес 3 речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые 4 речи против Катилины. Этот успех Цицерон считал своей величайшей заслугой перед республикой, но блок распался тотчас, как миновала непосредственная опасность. С образованием Первого триумвирата в 60 г. политическое влияние Цицерона стало падать, в 58 – 57 гг. ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем против своей воли поддерживать союз Гнея Помпея и Цезаря. В 51 – 50 гг. он занимал должность проконсула в провинции Киликия. В гражданской войне 49 – 47 гг. Цицерон тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем, и после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 г., он, предвидя новую смуту, пытался уехать в Грецию, но, переубежденный своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей, так называемых «филиппик» против Марка Антония. После образования Второго триумвирата в 43 г. имя Цицерона, по настоянию Марка Антония, было занесено в проскрипционные списки. В числе первых жертв репрессий Цицерон был убит мечом при попытке покинуть Италию. Литературное наследие Цицерона включает в себя 58 целиком сохранившиеся судебные и политических речи, а также 20 фрагментов из других речей, 19 трактатов по риторике, политике и более 800 писем, являющихся ценнейшим источником сведений об эпохе гражданских войн в Риме. Множество интересных исторических сведений содержат его сочинения, посвященные, так называемой, «практической философии»: «Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др., а также политические исследования: «О государстве» и «О законах». От поэтических произведений Цицерона сохранились только относительно небольшие фрагменты. Произведения Цицерона и его личность оказали значительное влияние на творцов европейской культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.I.106 - 7.XII.43 до н. э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81-80 до н. э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как "новый человек" (homo novus), всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 - квестор; в 70 - победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 - претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 - консул). Политич. идеал Ц.- "смешанное гос. устройство" (гос-во, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 - нач. 2 вв. до н. э.), поддерживаемое в эпохи кризиса "первыми людьми", "правителями", "умиротворителями", "блюстителями и попечителями" гос-ва, сочетающими в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было "согласие сословий", "единомыслие всех достойных" (Concordia ordinum), т. е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредственная опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58-57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем против воли поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51-50 он - проконсул в Киликии. В гражд. войне 49-47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но, переубежденный своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - "филиппик" против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохранились (не считая отрывков) 58 судебных и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике ("Об ораторе", "Брут", "Оратор" и др.), политике ("О государстве", "О законах"), практич. философии ("Тускуланские беседы", "Об обязанностях" и др.), по теоретич. философии ("О пределах добра и зла", "О природе богов" и др.) и более 800 писем ("К Аттику", "К близким" и др.), являющихся ценнейшим источником сведений об эпохе гражд. войн в Риме. Соч.: Scripta quae manserunt omnia. Recognovit C. P. W. M?ller, Bd 1-10, Lpz., 1893-1923; (отд. произведения - в новых изд. в сериях "Collection Bud?" и "Loeb classical library"); в рус. пер.: Речи, (пер.) В. Горенштейна, т. 1-2, М., 1962; Полн. собр. речей, (пер. под ред. Ф. Зелинского), т. 1, СПБ, 1901; Диалоги "О гос-ве", "О законах", пер. В. Горенштейна, М., 1966; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, (т.) 1-3, М.-Л., 1949-51; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972. Лит.: Цицерон. Сб. статей, (под ред. Ф. Петровского), М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Зелинский P. P., Цицерон, в кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза - Ефрона, т. 75, СПБ, 1903; Буассье Г., Цицерон и его друзья, М., 1914; Zielinsky Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz.-В., 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego wsp?lczesni, (Warsz.), 1959; B?chner, К., Cicero, Wiesbaden, 1962 (Studien zur r?mischen Literatur, Bd 2); Maffii M., Cic?ron et son drame politique, (P., 1961); Michel A., Les rapports de la rh?torique et de la philosophie dans l´oeuvre de Cic?ron, P., 1960; Smith R. E., Cicero the statesman, Camb., 1966. M. Л. Гаспаров. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Цицерон

(лат. Cicero) Марк Туллий, род. в 106 до н. э. в Арпине (Самний), убит в 43 до н. э. близ Формий, рим. оратор, политич. деятель и писатель. Ц. происходил из сословия всадников, довольно рано прибыл в Рим, где получил превосходное образование, особенно в риторике, философии, праве. Еще при Сулле выступал оратором в процессах с политич. подоплекой (первая сохранившаяся речь за Квинкция–81 до н. э.), затем в целях совершенствования своего образования в 79–77 до н. э. совершил поездку в Грецию (в Афинах завязал дружеские отношения с Аттиком, на Родосе учился у Молона). Его ораторские успехи расчистили ему дорогу к политич. деятельности, поэтому, несмотря на сопротивление нобилитета «новому человеку» (homo поvus), он избирался на государств, должности в возрасте, минимально разреш. для их занятия: в 75 стал квестором в Сицилии, в 69–курульным эдилом, в 66 - претором, в 63 до н. э. - консулом. Во время своего консулата Ц. добился крупнейшего политич. триумфа благодаря подавлению заговора Каталины. Якобы незаконная казнь главарей заговора впоследствии сыграла роль в судьбе самого Ц. По предложению Клодия в 58 до н. э. он был изгнан и, хотя уже через год получил возможность вернуться с почетом, его политич. влияние пострадало. В последующие годы он написал свои важнейшие труды по риторике и философии государства, с 51 принял управление пров. Киликия. В начале гражданской войны Ц. после безуспешных попыток примирения примкнул к Помпею, но придерживался умеренной политики и в 47 до н. э. был прощен Цезарем. Последующие годы вынужд. политич. бездеятельности дали Ц. возможность вплотную заняться философскими сочинениями (46–44 до н. э.). После убийства Цезаря он еще раз выступил на политич. арене и пытался восстановить прежние республиканские порядки. В качестве вождя сенатской партии в 14 филиппиках (названных в подражание речам Демосфена) Ц. энергично нападал на Антония, который после образования Второго триумвирата добился внесения Ц. в проскрипционные списки; 7. 12. 43 до н. э. Ц. был убит. Лит. наследие Ц. охватывает риторич., философские сочинения, речи и письма. Риторич. и философские сочинения Ц. изданы еще при жизни его другом Аттиком, речи - вольноотпущенником Тироном, который привел в порядок наследие Ц. и подготовил к изданию часть его корреспонденции. Из речей Ц. 57 сохранились полностью (судебные, сенатские и речи к народу), примерно столько же утрачено. В ранних речах, в которых он соперничал с Гортензием, Ц. склоняется к азианистской манере, но уже в речах против Верреса (70 до н. э.) проявляется его собств. стиль; для него характерны отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов, обильное, но не чрезмерное употребление риторич. украшений, выделение крупных, отчетливых в логич. и языковом отношении и ритмически оформл. периодов, суверенная сдержанность, применение всех видов стиля, смотря по необходимости; образцом ему служил Демосфен.

Начиная с процесса против Верреса, Ц. считался непревзойд. мастером рим. красноречия. Он перерабатывал свои речи для изданий, кроме непосредственно судебных и политич., что способствовало распространению его славы как оратора. Из его риторич. сочинений большое значение имеют прежде всего 3 книги: «Об ораторе» (55 до н. э.), в которой Ц. рисует идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, «Брут» (46 до н. э.), история рим. красноречия, «Оратор» (46 до н. э.), где Ц. разрабатывает вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывает собств. идеал. К философским трудам Ц. обращался лишь во время вынужд. политич. бездеятельности. В ранних (56–51 до н. э.) произведениях по философии - «О государстве» (сохранилось лишь во фрагментах) и «О законах» (не завершено) Ц., являясь сторонником основополагающих философских трудов Платона, рисует картину образцового государства с наилучшим законодательством, осуществл. в рим. конституции (комбинация консулата, сената, народного собрания), одновременно идеологически обосновывает привилегии нобилитета. Политич. и личные невзгоды (победа Цезаря, преждеврем. смерть любимой дочери Туллии) подтолкнули Ц. к более интенсивным, чем прежде, философским занятиям, причем в нем созрело решение изложить на лат. яз. всю греч. философию, чтобы сделать ее доступной для своих соотечественников в Риме. Этот план осуществился в 46–44 до н. э. («О пределах Добра и Зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях»). Не предпринимая самостоятельных исследований, он подбирал в греч. философии теории, казавшиеся ему разумными и полезными (в особенности труды академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона, а также стоика Посидония), и излагал их в популярной форме (диалоги). В обширной корреспонденции Ц. сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, благодаря которым мы можем познакомиться с его личными мыслями и чувствами. Кроме того, эти письма являются бесценным источником по обществ., политич. и культурно-историч. отношениям того времени. Однако осн. заслуга Ц. не относится к сфере политики, как это он считал сам. Не понимая историч. ситуации, Ц. стремился отстоять господство нобилитета (к нему он сам не принадлежал), угрозу которому создавали изнутри коррупция, а извне - требования популяров; отсутствие твердой позиции в борьбе за власть привело его к политич. крушению. В сравнении с этим значение Ц. в сфере языка и литры недооценивается. Благодаря своим речам, а также риторич. и философским сочинениям Ц. стал создателем классич. лаг. художеств, прозы, которая в последующие времена считалась образцовой. Его философские труды знакомили с греч. философией не только современников, но и потомков в средневековье и новое время. Глубоко убежд. в значении греч. культуры для образования человека, Ц. употреблял слово «humanitas» в смысле «образование», подразумевая, что человеком можно стать лишь благодаря образованию. Влияние Ц. было уже в античности чрезвычайно велико. Он неизменно занимал важнейшее место в том историч. наследии, которое античност ь оставила римлянам. Через 120 лет после смерти Ц. Квинтилиан положил начало «цицеронизму», в котором речи Ц. провозглашались образцом, а идеал стиля и образования настойчиво пропагандировался. Довольно скоро значение Ц. оценили первые христиане, например Лактанций, которого вследствие подражания рим. автору именовали христианским Ц. Иероним упрекал себя в том, что он являлся приверженцем Ц. («Ciceronianus»), а не Христа («Christianus»). Августин относил знакомство с цицероновским диалогом «Гортензий» (утрачен) к решающим событиям своей жизни. Петрарка, восторж. почитатель Ц., немало способствовал окончательной победе цицеронизма, так что подражание стилю Ц., которое сопутствовало изучению его произведений, стало целью гуманизма. В период неогуманизма 18 в., когда были как бы заново открыты греч. оригинальные произведения, Ц. утратил свое преимуществ, положение в области влияния античной культуры.

рис. Цицерон (портрет времен ранней императорской эпохи, Флоренция).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Марк Туллий Цицерон краткая биография древнеримского политического деятеля, оратора, полководца и философа. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру

Цицерон родился 3 января 106 года до н. э. в городке Арпинум в семье всадника. Желая дать лучшее образование своим детям, отец перевозит их в Рим. На тот момент Цицерону было 15 лет. Здесь юноша занимался ораторским мастерством и проявил свой талант красноречия. Он обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал выступавшего на форуме Публия Сульпиция.

Первое публичное выступление Марка Туллия состоялось в 81 или в 80 году до н. э. Оно было посвящено любимцу диктатора Суллы. Чтобы избежать возможных гонений оратор перебирается в Афины, сосредоточив свое внимание на изучении философии и риторики. После смерти Суллы Цицерон возвращается в Рим и начинает выступать защитником на судебных процессах.

После избрания его квестором 75 году до н. э., оратора отправляют на Сицилию, где он имелогромный авторитет благодаря честности и справедливости. Однако в Риме на этой никак не отреагировали.После участи в громком деле Верреса в 70 году до н. э. деятель стал известным человеком. После обвиняемый в вымогательстве покинул город и Марка Туллия избрали эдилом, а в 66 году до н.э. – претором.

В 63 году до н.э. оратора избрали консулом на выборах с соперником по имени Катилин. Как консул, Марк Туллий выступал против законопроекта о раздаче беднейшим гражданам земли и создания особой комиссии для этой цели.Его речи в сенате являются образцом искусства красноречия. Деятеля называли отцом отечества.

Цицерон во время первого триумвирата отказался выступить с речью на стороне союзников и остался верен своим идеалам. Его оппонент, трибун Клодий, добился для него в апреле 58 года до н. э. изгнания. Дом оратора сожгли, а имущество было конфисковано. Деятель не раз задумывался о самоубийстве, однако Помпей вскоре добился возвращения Марка Туллия из ссылки.

По возвращению домой Цицерон не так активно участвовал в политической жизни. Больше времени он уделял адвокатской практике и литературе. В 55 году до н. э. был написан диалог «Об ораторе». Спустя год начал трудиться над трудом «О государстве». Когда разгорелась Гражданская война Цицерон пытался примирить враждебные стороны – Помпея и Цезаря, хотя считал, что приход к власти любого из них обернется плачевно для государства.

Попытка вернуться в политику была им совершена после смерти Цезаря в 44 году до н.э. Он еще надеялся восстановить республику. В противостоянии между Октавианом и Марком Антонием, Цицерон принимает сторонуОктавиана, решив, что им будет легче манипулировать. Оратор произнес 14 речей против Антония. После прихода к власти Октавиана, Марк Антоний включил Цицерона в список врагов народа. В результате неподалеку от Кайеты они выследили и убили его 7 декабря 43 года до н. э.

, Оратор

Цицерон Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius) - римский политический деятель, оратор, философ и писатель. Сторонник республиканского строя. Из его сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Цицерон родился 3 января 106 года но нашей эры, в Арпине (Италия), в 120 км к югу-востоку от Рима, в семье всадников. С 90 года жил в Риме, обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В 76 был избран квестором и отправлял магистратские обязанности в провинции Сицилия. Как квестор, исполнивший свою магистратуру, стал членом сената и прошел все этапы сенатской карьеры: в 69 - эдил, 66 - претор, 63 - консул. В качестве консула Цицерон подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). В 50-51 - наместник провинции Киликия в Малой Азии.

Мир по природе своей не только творение художника, но и сам художник.

Цицерон Марк Туллий

Начиная с 81 и на протяжении всей жизни Цицерон с неизменным успехом выступал с политическими и судебными речами, стяжав репутацию величайшего оратора своего времени. В качестве наиболее известных речей: «В защиту Росция из Америи» (80 г.), речи против Верреса (70), «В защиту поэта Архии» (62), четыре речи против Катилины (63), «Об ответе гаруспиков», «О консульских провинциях», в защиту Сестия (все три - 56), тринадцать речей против Марка Антония (так называемые Филиппики) - 44 и 43.

С середины 50-х годов Цицерон все больше погрузился в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве» (53 г.), «Об ораторе» (52), «О законах» (52). После гражданской войны 49-47 (Цицерон присоединился к сенатской партии Гнея Помпея) и установления диктатуры Цезаря Цицерон вплоть до конца 44 жил в основном вне Рима на своих сельских виллах. Эти годы характеризовались особым подъемом творческой активности Цицерона. Помимо продолжения работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три - 46), он создал основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все - 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра - «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего века - Катона Цензория, Сципиона Эмилиана, Гая Лелия.

В марте 44 года был был убит Цезарь; в декабре Цицерон возвратился в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря - триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония его имя было включено в проскрипционные списки, и 7 декабря 43 Цицерон был убит.

Между добрыми людьми - все доброе.

Цицерон Марк Туллий

Основные проблемы творчества Цицерона

Происхождение из небольшого италийского муниципия, где с незапамятных времен был укоренен род Туллиев, явилось биографической основой для развитого Цицероном в трактатах «Об ораторе» (I, 44) и «О законах» (II, 5) учения о «двух родинах»: у каждого римского гражданина две родины - по месту рождения и по гражданской принадлежности, и «родина, которая нас произвела на свет, нам не менее дорога чем та, которая нас приняла». Здесь нашел себе отражение капитальный факт истории и культуры античного мира: сколь бы ни были обширны позднейшие государственные образования, монархии или империи, социально и психологически реальной исходной ячейкой общественной жизни оставался продолжавший жить в их составе город-государство - гражданская община («Об обязанностях» I, 53).

Поэтому республика Рима, охватившая ко времени Цицерона огромные территории, не исчерпывалась для него своим военно-политическим и государственно-правовым содержанием. Он видел в ней форму жизни, интенсивно переживаемую непосредственную ценность, а ее основой считал солидарность граждан, способность каждого, поняв интересы общины и государства, поступать в соответствии с ними. Все дело было в том, чтобы эти интересы им правильно объяснить, доказать и убедить силой слова, - красноречие было для Цицерона формой духовной самореализации, залогом общественного достоинства гражданина, политического и духовного величия Рима (Брут, 1-2; 7).

К вершинам красноречия вели два пути. Один состоял в служении словом государству и его интересам на основе бескорыстной им преданности, гражданской доблести (virtus) и обширных познаний в политике, праве, философии (О нахождении материала I, 2; Об ораторе III, 76); другой путь состоял в овладении формальными приемами, которые позволяли оратору убедить любую аудиторию принять нужное ему решение (О нахождении материала I, 2-5; Об ораторе 158; речь в защиту Клуэнция 139); искусство этого последнего рода обозначалось в Риме греческим по происхождению термином риторика. Стремление Цицерона соединять в обучении оратора, как и в любом обучении вообще, высокое духовное содержание с практическими приемами обеспечило ему важное место в теории и истории педагогики.

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Цицерон Марк Туллий

Однако, в конкретных условиях Древнего Рима обе эти стороны дела становились все менее совместимы: кризис республики в 1 веке, приведший к замене ее империей, как раз и состоял в том, что ее политическая практика все яснее оказывалась ориентирована на интересы лишь правящей верхушки города Рима и приходила во все более острый конфликтов с интересами развития государства в целом и с его консервативной системой ценностей. Нравственная перспектива, с одной стороны, и обеспечение непосредственных интересов, будь то государственного руководства, клиента в суде или своих личных, с другой, находились в постоянном и углубляющемся противоречии, а единство virtus и политической - даже шире: жизненной - практики все больше раскрывалось как черта не реального, а идеального Рима, как его художественно-философский образ.

Все узловые моменты деятельности Цицерона и его творчества, равно как восприятие его последующими веками, связаны с этим противоречием. Моральный кодекс Римской республики основывался на консервативной верности традициям общины, на законности и праве и уважении к успеху, достигнутому на их основе. Цицерон стремился быть верным этой системе норм (см. речь «В защиту Сестия», в частности гл. 98-101) и как государственный деятель и оратор неоднократно ей следовал. (См. речи в защиту Росция, против Верреса, против Антония, сказанное выше о подавлении заговора Катилины). Но верный кодексу сенатской знати, которая все отчетливей стремилась - и с большим успехом - использовать этот кодекс в свою пользу, Цицерон столь же часто обращался и к чисто риторическим приемам и строил речи в защиту не моральных норм, а выгоды: см. согласие выступить двумя годами раньше заговора Катилины в его же защиту, речь в защиту бесспорно преступных Гая Рабирия или Анния Милона и др. Эта непоследовательность ставилась ему в вину и рассматривалась как основополагающая его черта гуманистами Возрождения и учеными историками 19 века (Т. Моммзен и его школа).

На фоне практической деятельности политика и судебного оратора в Цицероне жила и нарастала потребность в преодолении указанного коренного противоречия. Одним из путей было для Цицерона постоянное обогащение своей теории красноречия греческой философией, а римской традиции и системы ценностей в целом - духовным опытом Эллады. Он трижды подолгу жил в Греции, много переводил с греческого, постоянно ссылался на греческих мыслителей, называл Платона «нашим божеством» (Письма к Аттику IV, 16), видел достоинство римского магистрата в его способности руководствоваться в своей деятельности практическими интересами сенатской республики, но в то же время и философией (письмо к Катону, январь 50 г.), «а так как смысл и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в жизни, содержится в овладении той мудростью, которая у греков называется философией, то ее-то я и почел нужным изложить на латинском языке» (Тускуланские беседы I, 1).

Марк Туллий Цицерон

(106-43 гг. до н. э.)

Видный политический деятель Древнего Рима, прославившийся как самый выдающийся оратор своей эпохи, известный также как оригинальный философ, Марк Туллий Цицерон был уроженцем Рима и принадлежал к всадническому сословию. В дальнейшем, благодаря выдающимся способностям, ему удалось перейти в высшее сословие сенаторов. Он умел находить аргументы, чтобы убедить в своей правоте самых непримиримых, казалось, своих оппонентов. В 70 году до н. э. Цицерон выступил обвинителем на суде над бывшим наместником Сицилии Верресом, которому инкриминировалось хищение 40 млн сестерциев, из которых в суде удалось доказать только 3 млн. Не дожидаясь обвинительного приговора, Веррес добровольно удалился в ссылку в Массилию (Марсель).

В 63 году до н. э. Цицерон был избран консулом. Он был сторонником союза сенаторов и всадников («согласия сословий»), который, по его мнению, мог бы предотвратить установление диктатуры как удачливых полководцев, так и политиков-демагогов, опиравшихся на поддержку плебса. Цицерон выступил с речами, обвиняя заседавшего в сенате патриция Луция Сергия Катилину, своего неудачливого соперника на выборах консулов, в заговоре против республики. Он также привлек на свою сторону второго консула, бывшего сторонника Катилины Гая Антония, уступив ему наместничество в богатой провинции Македония. Катилина опирался на группу молодых патрициев из обедневших родов и ветеранов из армии диктатора Люция Корнелия Суллы и планировал захватить власть, привлекая на свою сторону беднейшую часть населения Рима лозунгами отмены долгов и передела земли. Цицерон своими речами спровоцировал Катилину, против которого не было прямых улик, к бегству к своим сторонникам в Этрурию, где они формировали армию для похода на Рим. Таким образом, Катилина, решив, что его заговор раскрыт, решился на преждевременное выступление, чем развязал Цицерону руки для репрессий против тех, кто поддерживал Катилину в самом Риме. Их немедленно арестовали, и сенат приговорил их к смертной казни, хотя это было противозаконно. Ведь римских граждан можно было предать смерти только по постановлению народного собрания. Об этом говорил в своем выступлении сенатор Гай Юлий Цезарь. Но Цицерону при поддержке Марка Порция Катона удалось убедить коллег, что республика в опасности и что необходимо казнить заговорщиков. После этого армия Катилины в 62 году до н. э. была разбита в битве при Пистории армией Гая Антония, а он сам убит.

В феврале 58 года до н. э. Цицерон был назначен проконсулом провинции Киликия. Он оказался очень успешным наместником, проявив незаурядную энергию и распорядительность. Цицерон уменьшил налоговый гнет, равно как и расходы городов, связанные с содержанием городских наместников и направлением посольств в Рим. По сравнению с предшественниками, он выделялся бескорыстием и умеренностью в быту. Как свидетельствует Плутарх, «в его доме не было привратника, и ни один человек не видел Цицерона лежащим праздно: с первыми лучами солнца он уже стоял или расхаживал у дверей своей спальни, приветствуя посетителей».

Во время своего управления Киликией Цицерон успел приобрести лавры полководца. Сначала провинции грозило парфянское вторжение, но переправившиеся через Евфрат парфяне внезапно повернули обратно. Тогда с собранным для отражения предполагаемой парфянской атаки войском Цицерон начал боевые действия против горных арабских племен Амана и одержал над ними крупную победу при Иссе, где когда-то разгромил персов Александр Македонский. Цицерон также овладел в так называемой свободной Киликии, не подчинявшейся власти Рима, важной крепостью Пинденисс. За эти успехи армия провозгласила Цицерона императором, и он таким образом получил право на триумф. Однако из-за начавшихся гражданских войн триумф так и не был отпразднован. Сохранилось 58 речей Цицерона, которые до сих пор признаются непревзойденными образцами ораторского искусства.

Цицерон также оставил после себя 19 философских трактатов, в том числе «Об обязанностях», «Об ораторе», «О государстве», «О законах», «О пределах добра и зла» и «О природе богов». Он был сторонником ограничения собственности на землю, утверждая: «Каждый да владеет как собственным тем, что по природе было общим, и пусть держится того, что у него есть, не пытаясь захватить больше, ибо этим он нарушит законы человеческого общежития». Цицерон всеми силами боролся за сохранение римской гражданской общины, не понимая, что она уже становится анахронизмом в мировой империи. Он писал: «Связь между людьми, принадлежащими к одной и той же гражданской общине, особенно крепка, поскольку сограждан объединяет форум, святилища, портики, улицы, законы, права и обязанности, совместно принимаемые решения, участие в выборах, а сверх всего этого еще и привычки, дружеские и родственные связи, дела, осуществляемые сообща, и выгоды, от них проистекающие».

Цицерон также внес немалый вклад в развитие римского права. В трактате об обязанностях он утверждал священное право собственности: «Как в случае, если бы каждый член нашего тела стал думать, что он мог бы быть здоров, впитав в себя здоровье соседнего члена тела, все наше тело неминуемо ослабело бы и погибло, так, если бы каждый из нас захватил достояние других людей и, в своих интересах, отнял все, что мог отнять у каждого из них, человеческое общество и узы между людьми неминуемо были бы уничтожены… И не только природой, то есть правом народов, но и законами народов, благодаря которым держится государственный строй, установлено, что ради своей выгоды нельзя причинять вред ближнему».

Когда в 60 году до н. э. власть в Риме перешла к первому триумвирату в составе Цезаря, Красса и Помпея, Цезарь был отправлен в изгнание по обвинению в незаконной казни римских граждан. Он был возвращен в Рим в 58 году до н. э. и произнес ряд речей в поддержку триумвиров. В 52 году до н. э., после смерти Красса и начала борьбы между Помпеем и Цезарем, Цицерон сначала пытался их примирить. Когда Цезарь вступил в Рим, Цицерон покинул город, что было расценено как осуждение действий Цезаря, развязавшего гражданскую войну. Переговоры Цезаря и Цицерона ни к чему не привели. Вскоре после отъезда Цезаря в Испанию Цицерон также покинул Италию и присоединился к Помпею на Балканах, однако сильно сомневался в его способности противостоять Цезарю. После поражения Помпея при Фарсале и его бегства на остров Лесбос Катон Младший, командовавший уцелевшими войсками помпеянцев, предложил Цицерону как бывшему консулу и императору возглавить армию. Но Цицерон, сознавая, что дело Помпея обречено, отказался от этой чести, за что чуть не был убит сыном Помпея. С разрешения Катона он удалился из лагеря в Диррахии и прибыл в Патры, где получил письмо от своего зятя Долабеллы, сторонника Цезаря, который сообщал, что Цезарь разрешил ему вернуться в Италию. В октябре 48 года до н. э. Цицерон высадился в Бриндизии. Год спустя он встретился с Цезарем, позволившим ему вернуться в Рим. Там Цицерон на время отошел от политической деятельности. В 44 году до н. э. он нерасчетливо поддержал убийц Цезаря Брута и Кассия, видя в них последнюю надежду на восстановление Римской республики. С Брутом Цицерона также связывала и личная дружба. Тем не менее в первое время после смерти Цезаря Цицерон вступил в союз с Октавианом, который в тот момент враждовал с другом Цезаря Марком Антонием. Цицерон произнес несколько речей, в которых резко обличал Антония. Тот в ответ обвинил Цицерона в убийстве без суда римских граждан и в подстрекательстве к убийству сторонников Цезаря. Цицерон, в свою очередь, заявил, что подстрекателем является сам Антоний и обрисовал его как весьма неприглядную личность – негодяя, пьяницу и развратника. Себя же Цицерон объявил защитником отечества. Он надеялся углубить раскол между цезарианцами, а затем, когда они истощат силу в распрях, попытаться восстановить республику. Однако вскоре Октавиан, прежде восхищавшийся речами Цицерона, и Антоний осознали, что сначала надо справиться с главным врагом – убийцами Цезаря, предводительствуемыми Брутом и Кассием, а собственные междоусобные разборки лучше оставить на потом. После того как Октавиан и Антоний помирились и заключили вместе с полководцем Эмилием Лепидом второй триумвират, Цицерон попал в поскрипционные списки, составленные триумвирами, и был казнен в 43 году до н. э. в Риме. Он пытался спастись, сев на корабль. Рабы несли его на носилках к морю, когда услышали шум погони. Цицерон высунул голову из крытых носилок, и ее тотчас отрубили мечом. В поскрипционные списки Цицерона внес Антоний, причем ни Октавиан, ни Лепид не возражали.

Английский писатель Герберт Уэллс, восхищавшийся Цицероном, так писал о последнем апологете республики: «Только его благородная и бессильная фигура, призывающая окончательно деградировавший, подлый и трусливый сенат вернуться к высоким идеалам Республики, выделяется среди прочих действующих лиц того времени». Цицерон, как никто другой, умел конвертировать ораторское искусство в политическую власть, он одним из первых в истории постиг законы политического искусства и даже разработал теорию того, как можно достичь власти в условиях демократии и гражданского общества. Его трагедия была в том, что он жил в эпоху, когда Римская республика уже гибла под натиском военной диктатуры. Противники Цицерона опирались на военную силу, против которой ораторский дар и искусство политического манипулирования оказались бессильны. Цицерон верил в бесполезность тиранов и диктаторов, считал, что общество должно избавляться от них любыми средствами, включая насильственные. В этом он был полностью противоположен другому великому итальянцу, Николо Макиавелли, появившемуся на свет шестнадцать веков спустя. Но время, в котором жил Цицерон, как раз требовало диктаторов, и в этом времени для Цицерона не оставалось места.

В истории Цицерон остался как образец непревзойденного оратора и один из последних защитников Римской республики. Но он тем более не сумел защитить словом то, что другие не смогли отстоять с помощью меча. Потомки по-разному оценивали роль и значение Цицерона. Знаменитый немецкий историк Теодор Моммзен называл его «политическим лицемером», «трусом» и «сторонником партии материальных интересов». Польский же историк Т. Зелинский писал о Цицероне как о человеке, чья смерть ознаменовала собой гибель республики, «и это совпадение – отнюдь не случайное – окружило для потомков его образ ореолом не только славы, но и святости».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Марк Ли По мере того как наша новая командировка стремительно приближалась, наш взвод пополнялся. Командование перевело к нам из другого подразделения молодого «котика» по имени Марк Ли. Он сразу же нашел у нас свое место.Марк был мускулистый парень, как раз такой, каким

Марк Разведка нашла плохих парней в доме неподалеку от того места, где получил ранение Райан. С помощью двух БМП «Брэдли» мы преодолели открытое пространство перед этим зданием. Я был во второй машине; к тому моменту, когда мы подъехали, некоторые наши парни уже находились

Глава 19 ЗНАМЕНИТЫЙ ШПИОН ЦИЦЕРОН - Спаси нас бог от послов, которые заботятся об обеспечении безопасности, - заявил мне один из офицеров английской службы безопасности.- А разве они глупее обыкновенных людей и чаще допускают ошибки? - спросил я.- Нет, они не глупее

Глава 19. ЗНАМЕНИТЫЙ ШПИОН ЦИЦЕРОН - Спаси нас бог от послов, которые заботятся об обеспечении безопасности, - заявил мне один из офицеров английской службы безопасности.- А разве они глупее обыкновенных людей и чаще допускают ошибки? - спросил я.- Нет, они не глупее

ЦИЦЕРОН Необычное предложение из Анкары - Секретная корреспонденция английского посла - Содержание документов - Переговоры между Сталиным и Миколайчиком - Встреча с чрезвычайным уполномоченным Рузвельта - Кто такой Цицерон? - Как работал Цицерон - Турция

ДОНСКОЙ МАРК ДОНСКОЙ МАРК (кинорежиссер: «Песня о счастье» (1934), «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940), «Как закалялась сталь» (1942), «Радуга» (1944), «Сельская учительница» (1947), «Алитет уходит в горы» (1950), «Мать» (1956), «Фома Гордеев» (1959), «Сердце матери»

ПРУДКИН МАРК ПРУДКИН МАРК (актер театра, кино: «Братья Карамазовы» (1969); скончался 24 сентября 1994 года на 97-м году жизни).Рассказывает племянник актера В. Синельников: «В день своего 96-летия Марк Исаакович находился в „кремлевке“ и был непомерно общителен, эмоционален. Не

МАРК АВРЕЛИЙ По соч. Ренана5

Марк Малкович В июне 1976 года я неожиданно для самого себя оказался в Америке. Никаких планов посылать меня в Штаты у Госконцерта не было, но туда вдруг заявился обаятельнейший человек, Марк Малкович, и растопил ледяные сердца чиновников. И всего за несколько недель

Цицерон: пророчества оратора Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) – великий римский оратор, политический деятель и писатель-философ – не верил в мистическое и был реалистом. Его философские сочинения, риторические трактаты, речи и литературные произведения оказывали

Марк Аврелий (121–180) Один из самых выдающихся римских императоров, полководцев и философов-стоиков Марк Аврелий родился в семье военачальника Вера, происходившего из знатного римского рода в провинции Испания. Сабина, тетка отца Марка по матери, была женой императора

Марк Цукерберг Когда Марку Цукербергу было девятнадцать, он создал социальную сеть Facebook. Всего за несколько лет она завоевала буквально весь мир, а сам он стал миллиардером. На 2011 год Марк занимает 52 место в списке самых богатых людей мира, публикуемом журналом «Forbes», с

Л. Мойзиш ЦИЦЕРОН – КАМЕРДИНЕР ПОСЛА В этой истории Л. Мойзиш, бывший сотрудник немецкой секретной службы, работавший во время Второй мировой войны в немецком посольстве в Анкаре, рассказывает, как в конце 1943 года с ним вступил в контакт камердинер английского посла,

Марк Анатольевич Я уже лет пять, как в театре работал, но все еще считался молодым артистом. Официальный по трудовой книжке шестьдесят седьмой год не могу считать началом театральной карьеры, потому что мы пришли в «Ленком» в конце года, следовательно, отсчитывать

Тегеранские решения и «Цицерон» Когда руководители трех держав собрались за завтраком, сразу стало заметно приподнятое настроение Рузвельта. На его лице сверкала улыбка, весь он был какой-то праздничный. Обращаясь к присутствующим, он с подчеркнутой торжественностью

Цезарь и Цицерон: второй заговор Катилины в 63 году Процесс РабирияГде-то весной 63 года Цезарь подговорил трибуна Т. Лабиена внезапно возбудить перед центуриатными комициями процесс по обвинению в убийстве против Г. Рабирия: в 100 году тот участвовал в событиях,


В книге представлены переводы фрагментов сочинений, речей и писем древнеримского оратора, философа и политика Марка Туллия Цицерона. Его оригинальные идеи о путях и способах воспитания соотечественников оказали существенное влияние на развитие западной педагогической традиции.

В книгу включен обширный педагогический комментарий, объясняющий термины и вводящий содержание отобранных фрагментов в контекст философско-педагогических построений Цицерона. Комментарий разделен на вступительную и заключительную статьи, а также постраничные сноски и статьи, предваряющие каждый из разделов и кратко характеризующие композиционную структуру текстов Цицерона.

Книга будет полезна научным работникам, преподавателям, докторантам, аспирантам и магистрантам направлений педагогической подготовки, а также всем интересующимся зарождением гуманистической традиции в педагогике.

Диалоги. О государстве. О законах

Предлагаемые вниманию читателя два политико-философских произведения Цицерона — «О государстве» и «О законах» служат превосходным образцом римской прозы и содержат изложение теорий государства и права античной Греции и Рима.

Они написаны как диалоги, т.е. беседы: диалог «О государстве» ведут Сципион Африканский Младший и его друзья, члены так называемого «Сципионовского кружка»; диалог «О законах» ведут сам автор, Марк Цицерон, его брат Квинт Цицерон и Тит Помпоний Аттик.

Эти сочинения Цицерона, в свое время имевшие также и политическую направленность, оказали большое влияние на писателей эпохи раннего христианства, на писателей и ученых эпохи Возрождения и на французских просветителей (например, на «Дух законов» Монтескье). Оба диалога представляют собой выдающиеся памятники мировой культуры.

Избранные сочинения

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был выдающимся политическим деятелем, философом и теоретиком ораторского искусства, но прежде всего он был оратором, чьи знаменитые речи являются вершиной римской художественной прозы.

Кроме речей, в настоящий том «Библиотеки античной литературы» входят три трактата Цицерона, облеченные в форму непринужденных диалогов и по мастерству не уступающие его речам.

О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков

Книга состоит из философских трактатов знаменитого оратора и писателя «О пределах добра и зла» и «Парадоксы стоиков».

Первый — «De finibus bonorum et malorum» — переведен более 100 лет назад (переводчик П.П.Гвоздев, 1889 г., Казань) и давно стал библиографической редкостью. Второй — «Paradoxa stoicorum» — на русский язык ранее не переводился.

Вступительная статья вводит содержание трактата в контекст как общефилософских построений Цицерона, так и в систему философских теорий эллинизма. Дается общая характеристика композиционной структуры трактата, анализ его основных содержательных аспектов в сопоставлении с иными философскими сочинениями античности.

В книгу включены исторические и реальные примечания, историко-философский комментарий, объяснение философских терминов, определений, доказательств и т. д., а также филологический комментарий, в котором рассматриваются авторская работа самого Цицерона, изменения, вносимые им в греческие источники, дается интерпретация темных мест текста. Для специалистов и широкого круга читателей.

О старости. О дружбе. Об обязанностях

Три поздних произведения Цицерона — диалог (т.е. беседа) «О старости», диалог «О дружбе» и трактат «Об обязанностях» написаны им на политико-философские темы: о значении старости в жизни человека; о политической мудрости людей преклонного возраста и об их ценности для общества; о дружбе как союзе между гражданами, близкими по политическим взглядам; о нравственных основах государственной деятельности и о гражданском долге; о вопросах морали. В диалоге «О дружбе» и в трактате «Об обязанностях», написанных Цицероном уже после убийства Цезаря, имеются также и отголоски событий времен падения республиканского строя в Риме.

Оба диалога и трактат «Об обязанностях» оказали большое влияние на мыслителей и писателей поздней античности, раннего христианства, эпохи Возрождения и на французских просветителей и часто цитируются ими. Представляя собой выдающиеся памятники мировой культуры, они в то же время являются образцами римской прозы.

Оратор

«Оратор» — один из трех трактатов Цицерона об ораторском искусстве, наряду с работами «Брут» и «Об ораторе». Трактаты Цицерона — не только памятник античной теории словесности, но и памятник античного гуманизма в целом, имевший глубокое влияние на всю историю европейской культуры.

Перевод и комментарии М.Л. Гаспарова.

Письма к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту

Расцвет деятельности Цицерона совпадает с последним периодом гражданских войн в Риме. Республика умирала в страшных конвульсиях. Было подавлено последнее грозное восстание рабов, руководимое Спартаком. Римская демократия, обескровленная и в значительной части деклассированная, уже не была способна к крупным выступлениям.

На политической арене в сущности осталась только одна реальная сила: профессиональная военщина, которой руководили беспринципные политиканы, стремившиеся к личной власти и обогащению. Помпей, Цезарь, Антоний, Октавиан — за ними почти не было сколько-нибудь определенных социально-классовых группировок. Зато за ними стояла армия, и они были сильны той страстной жаждой «порядка», которая с каждым годом все сильнее охватывала римское общество.

Положение более принципиальных политиков — Цицерона, Брута, Катона — в эту эпоху было невероятно тяжелым. Те из них, что были прямолинейны и непримиримы, — гибли, хотя и со славой, однако ничего не добившись своей гибелью. Те, что были гибки и склонны к компромиссу, — метались из стороны в сторону и тоже гибли, только бесславно... Конечно, политическая и личная неустойчивость Цицерона, иногда граничившая с легкомыслием, до известной степени была результатом его характера. Но в еще большей степени она была следствием классовой принадлежности Цицерона и общей политической обстановки. В этом отношении он был типичен для своего времени.

Речи

Литературное наследие Цицерона очень велико и разнообразно. Прежде всего его слава основывается, несомненно, на речах. Хотя не все его речи дошли до нас, но число сохранившихся достаточно велико, а характер их достаточно ясно выражен, чтобы наше представление о его ораторском даровании было вполне законченным и исчерпывающим.