Береговой георгий тимофеевич семья. Сын летчика-космонавта Георгия Берегового Виктор: «Свои машины отец всегда страховал

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)

  • 12-й космонавт СССР, позывной «Аргон»
  • Длительность полета: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд (1968г.)

Георгий Тимофеевич был рожден 15 апреля 1921 года в с. Фёдоровка, ныне Полтавская область, Украина. Несколько позже сменил место жительства на г. Енакиево, Донецкой области. Еще в средней школе Георгий начал увлекаться авиационным спортом в городском аэроклубе, а также — авиамоделированием, и стал руководителем данной секции. После завершения 8-летней учебы в школе устроился слесарем на местный металлургический завод. Окончив аэроклуб в 17 лет, Георгий отправился на 3-хлетнее обучение в Ворошиловградскую школу военных лётчиков.

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

По завершению Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС, где достиг звания полковника гвардии. Окончив в 1948-м году курсы летчиков-испытателей, занимался испытанием различной воздушной техники. В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». На награждении Георгий Береговой встретился с другим известным человеком, удивительно схожим с ним внешне — Леонидом Брежневым.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят. Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Космическая миссия

Записи не найдены

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» — «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:

  • Не производить стыковку в тени
  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на .

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Жизнь 74-летнего Георгия Берегового оборвалась в 1995-м году во время операции на сердце. В честь летчика-испытателя и космонавта были установлены памятники, посвящена надпись на колоколе в Свято-Георгиевском храме (г. Енакиево), названы улицы, донецкий планетарий, поезд «Полтава - Москва», в 2011-м году выпущена монета в 5 гривен, посвященная ему. Также есть предположения, что именно Георгий Береговой служил прототипом главного героя «Песни лётчика-испытателя» В. Высоцкого.

Ко второму десятилетию XXI века к космонавтике стали относиться как к обыденному явлению. Прежнего энтузиазма и восхищения покорителями космоса нет и в помине, куда больше разговоров о космическом туризме да об очередных неудачах российской космической отрасли.

В этих реалиях имена тех, кто прокладывал дорогу в космос, постепенно стираются из памяти большинства.

Из «пионеров Вселенной» помнят Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова , с трудом назовут ещё пару-тройку фамилий... Среди них наверняка не будет Георгия Берегового .

Этот человек не был в числе самых первых, но в критический для истории советской космонавтики момент именно он взял на себя, возможно, самую сложную миссию. Он взял ответственность на себя, будучи самым старшим в отряде, единственным, кто пришёл в него со звездой Героя Советского Союза на груди, имея за плечами военный опыт и опыт лётчика-испытателя.

Мечта и война

Родился Георгий Береговой на Полтавщине, в селе Фёдоровка, в апреле 1921 года. Вскоре родители перебрались на Донбасс, в город Енакиево, где и прошло детство будущего космонавта.

Курсант Луганской школы военных лётчиков Георгий Береговой. 1939 год. Фото: РИА Новости

Впрочем, в юности Жоры мальчишки о космосе и слыхом не слыхивали, зато мечтали стать лётчиками. Мечтал и Жора — начинал с авиамоделизма, став постарше, записался в аэроклуб. Одновременно получал и более приземлённую профессию, работая учеником слесаря на металлургическом заводе.

Перед армией Георгий Береговой закончил обучение в аэроклубе, поэтому призывнику была прямая дорога в военные лётчики.

Он окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 году, когда началась война.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. После тяжелейших потерь в начале войны пилотов оказалось больше, чем исправных машин. В результате Береговой проводил время в ожидании очереди на боевой вылет, изнывая от того, что не может приносить Родине больше пользы.

Выпускникам лётного училища, в том числе и Береговому, присвоили звания сержантов, офицерские погоны давали только после начала боевых вылетов. Но на вылетах лётчик должен был быть в сапогах, а не в обмотках, в каких ходили сержанты. Замкнутый круг — чтобы были сапоги, нужно стать офицером, а чтобы стать офицером, нужно летать, а летать нельзя, если нет сапог.

Береговой проблему решил, тайком выбравшись в «самоволку» и сшив себе у местного мастера некое подобие сапог из ботинок и остатков рваных голенищ. Выглядело это ужасно, зато к полётам его допустили.

Как комэск Береговой поставил немцев в тупик

На фронт, в самое пекло, Георгий Береговой попал в августе 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2.

Этот самолёт не зря получил прозвище «Летающий танк» — надёжная и грозная машина поддерживала атаки советских войск, уничтожая гитлеровскую живую силу и технику.

Но именно среди пилотов штурмовиков были самые большие потери в годы войны. Объяснялось это просто — атаковал Ил-2 на низкой высоте, и обстреливали его из всех возможных видов оружия.

Не только нанести урон врагу, но и вернуться живым самому — вот какая задача стояла перед лётчиками штурмовой авиации.

Георгия Берегового за войну сбивали трижды. Один раз он больше четырёх суток пробирался к своим, а когда пришёл на аэродром, изрядно удивил товарищей — к тому времени все были уверены, что он погиб.

Но лётчик Береговой умел выжимать из машины максимум, находить выход из самых сложных ситуаций.

Однажды эскадрилью Ил-2, которой командовал Георгий Береговой, при возвращении на аэродром атаковали немецкие истребители. В таком бою у штурмовиков мало шансов на успех.

Береговой среагировал моментально — он увёл своих подчинённых на минимальную высоту. Ил-2 неслись над полями подсолнечника буквально в полутора метрах над землёй, струями воздуха срубая лепестки, которые образовали целое облако. Преследовать русских безумцев, летающих «не по правилам», немецкие истребители не смогли. Эскадрилья вернулась на базу благодаря своему командиру.

От болта до «штопора»

За годы войны Георгий Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2, что для штурмовика очень высокий показатель. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны 26 октября 1944 года Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Наступало мирное время, многие герои прошедшей войны мечтали о покое. Но Георгию Береговому покой не снился, а снилось совсем другое — профессия лётчика-испытателя.

В 1948 году, окончив курсы лётчиков-испытателей, он начинает осваивать новую технику. За карьеру лётчика-испытателя через его руки прошли 60 различных типов самолётов.

Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент.

В октябре 1959 года во время испытаний высотного истребителя-перехватчика Су-9 у Берегового заклинило ручку управления самолётом. Неуправляемую машину нужно было покидать, но пилот боролся до конца, сумев вернуть контроль. Когда истребитель вернулся на аэродром, инженеры установили, что причиной ЧП был не какой-то кардинальный недостаток конструкции, а один-единственный болт, который мешал движению ручки управления. Этот дефект устранили в кратчайшие сроки, и самолёт продолжил испытания. А покинь Береговой машину, вопрос о том, в чём причина отказа, будоражил бы умы конструкторов недели и месяцы.

Георгий Береговой умел рисковать разумно, преследуя важную цель, но никогда не переходил за тонкую грань, где умный риск превращается в пустую удаль и гусарство.

Инженеров и конструкторов порой выводила из себя въедливость Берегового, но они же признавали, что его профессионализм в полной мере позволял выявить все достоинства и недостатки машины. Береговой всегда ставил задачу довести новый самолёт до такого состояния, чтобы строевым лётчикам было легко и удобно на нём летать.

В 1961 году Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В Кремле его награждал будущий советский лидер, а тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев . И сам политик, и окружающие обратили внимание на портретное сходство между Брежневым и Береговым. Пройдёт восемь лет, и Брежневу это сходство спасёт жизнь...

Космический «блат»

Герой войны, блестящий лётчик-испытатель — к началу 1960-х годов Георгий Береговой совершил подвигов, которых хватило бы на пять жизней, полных приключений.

Но Береговой о покое не мечтает — в 1963 году он становится одним из тех, кто зачислен в отряд советских космонавтов в так называемой «группе ВВС номер 2».

В «космическом отряде» Георгий Береговой выглядел настоящей «белой вороной». Он на тринадцать лет старше первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Среди молодых пилотов по отношению к опытному коллеге проснулась ревность. Звучит смешно, но Героя Советского Союза и заслуженного лётчика-испытателя считали «блатным». Дело в том, что командир первого отряда космонавтов Николай Каманин в годы войны командовал подразделением, в состав которого входила и эскадрилья Берегового. На этом основании многие полагали, что Каманин протащил в космонавты своего любимчика.

Легенда гласит, что Юрий Гагарин в запале как-то бросил: «Пока я жив, Береговой в космос не полетит». По воле рока именно так и произошло — Георгий Береговой отправился в космос уже после гибели первого космонавта Земли.

Подготовка в отряде космонавтов давалась Береговому непросто. Он привык контролировать самолёты, а в первых космических кораблях пилот в большей степени оставался наблюдателем. Береговой, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки, являвшиеся обязательной частью подготовки космонавтов.

Но он не привык отступать, продолжая упорно работать над собой, догоняя более молодых товарищей-конкурентов.

Полёт всей жизни

Между тем, у советской космонавтики началась «чёрная полоса». В 1966 году умер Сергей Королёв . Работы над новым кораблём «Союз» шли туго, конкуренты-американцы стремительно уходили вперёд.

Правительство поторапливало конструкторов, не имевших авторитета, которым пользовался Королёв. Те начинали торопиться, что приводило всё к новым и новым ошибкам. Три первых беспилотных корабля «Союз» завершали полеты аварийно. Было очевидно, что «сырой» корабль к полётам не готов, однако в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправился Владимир Комаров . Итогом спешки стала гибель космонавта и фактическая приостановка пилотируемой программы СССР.

Инженеры продолжали работы с «Союзом», но на Земле «научить летать» космический корабль было невозможно. Нужен был новый полёт, «добро» на который никто не решался давать.

Неудачи подкосили решимость и уверенность, царившую в отечественной космонавтике в начале 1960-х.

Но бояться до бесконечности было невозможно. В октябре 1968 года в космос должны были отправиться беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с пилотом на борту, который должен был провести стыковку кораблей в космосе.

Пилотом «Союза-3» был назначен Георгий Береговой — самый возрастной, самый опытный, единственный, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

Георгий Береговой в космическом скафандре выходит из специально оборудованной комнаты после тренировки. 1969 год. Фото: РИА Новости

Вверх ногами

«Союз-3» стартовал с космодрома Байконур 26 октября 1968 года. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на орбите, 15 апреля 1921 года, и это достижение абсолютно точно останется за ним навечно.

Старт прошёл успешно, а вот на орбите всё пошло не так. В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с «Союзом-2», причём пройти она должна была в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился.

Причина выяснилась позднее — как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». В сущности, это была ошибка не Берегового, а медиков, не имевших к тому моменту достаточных сведений о воздействии невесомости. На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Береговой, блестящий пилот, в условиях наличия земного притяжения не мог столкнуться с той проблемой, что возникла у него на орбите.

Но даже эта неудача оказалась полезной — врачи и инженеры учли этот фактор, выявленный Береговым, в будущем.

30 октября 1968 года «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи.

Лётчик-испытатель сумел усмирить нрав «Союза», на котором кое-кто уже поспешил поставить крест. И по сей день многократно модифицированная версия «Союза» доставляет космонавтов на МКС.

1 ноября 1968 года Георгий Береговой стал дважды Героем Советского Союза — единственным, кто получил первую «Золотую Звезду» за Великую Отечественную, а вторую — за полёт в космос.

Покушение

22 января 1969 года Береговой вновь рисковал жизнью, но на сей раз не по своей воле. В этот день в Кремле чествовали экипажи «Союза-4» и «Союза-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Героев космоса, по традиции, провезли по улицам Москвы, где их приветствовал народ, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле.

Помимо участников последнего полёта, в кортеже следовали также другие космонавты, а также руководители Советского государства.

На въезде в Кремль кортеж поджидал террорист Виктор Ильин , задумавший убить Леонида Брежнева. Увидев генсека на переднем сидении одной из машин, Ильин открыл огонь.

Но террорист ошибся. В машине сидел не Брежнев, а внешне похожий на него Георгий Береговой.

Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и здесь. Перехватив руль у смертельно раненого водителя, он сумел благополучно остановить машину.

Об этой истории в Советском Союзе не говорили два десятилетия, храня её под грифом «секретно».

Слово и дело

В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении долгих 15 лет, возможно, самых удачных лет в истории советской космонавтики.

Он оставил после себя множество научных работ в области прикладной космонавтики, несколько книг воспоминаний и добрую память, которую хранят друзья, коллеги, ученики.

Герой войны, испытатель, космонавт, учёный, писатель, общественный деятель — Георгий Береговой прожил ярчайшую жизнь, не гоняясь за славой и популярностью. В его жизни слово всегда подкреплялось делом.

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)


  • 12-й космонавт СССР, позывной «Аргон»

  • Длительность полета: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд (1968г.)

Краткая биография

Георгий Тимофеевич был рожден 15 апреля 1921 года в с. Фёдоровка, ныне Полтавская область, Украина. Несколько позже сменил место жительства на г. Енакиево, Донецкой области. Еще в средней школе Георгий начал увлекаться авиационным спортом в городском аэроклубе, а также - авиамоделированием, и стал руководителем данной секции. После завершения 8-летней учебы в школе устроился слесарем на местный металлургический завод. Окончив аэроклуб в 17 лет, Георгий отправился на 3-хлетнее обучение в Ворошиловградскую школу военных лётчиков.

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

По завершению Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС, где достиг звания полковника гвардии. Окончив в 1948-м году курсы летчиков-испытателей, занимался испытанием различной воздушной техники. В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». На награждении Георгий Береговой встретился с другим известным человеком, удивительно схожим с ним внешне - Леонидом Брежневым.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят. Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Космическая миссия

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» - «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:


  • Не производить стыковку в тени

  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на Международную космическую станцию .

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Жизнь 74-летнего Георгия Берегового оборвалась в 1995-м году во время операции на сердце. В честь летчика-испытателя и космонавта были установлены памятники, посвящена надпись на колоколе в Свято-Георгиевском храме (г. Енакиево), названы улицы, донецкий планетарий, поезд «Полтава - Москва», в 2011-м году выпущена монета в 5 гривен, посвященная ему. Также есть предположения, что именно Георгий Береговой служил прототипом главного героя «Песни лётчика-испытателя» В. Высоцкого.

Г.Т.Береговой

Дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 1.11.1968), Летчик-космонавт СССР (01.11.1968), Заслуженный летчик-испытатель СССР (14.04.1961), генерал-лейтенант авиации (14.02.1977).
Лауреат Государственной премии за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос» (29.12.1981), Герой Социалистического труда НРБ (1970).
Родился 15 апреля 1921 г. в с. Федоровка Полтавской области. Окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса в июне 1941 г. Через год он освоил пилотирование штурмовика Ил-2 и начал воевать командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны. За время участия в боевых действиях с мая 1942 г. совершил 186 боевых вылетов, бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолете, но всегда возвращался в строй.
В ходе боев за Сандомирский плацдарм гвардии капитан Береговой был участником легендарного «звездного» налета советской авиации на фашистский аэродром под Львовом. А служил он в 5-м штурмовом авиационном корпусе, которым командовал один из первых семерых Героев Советского Союза генерал-майор Н.П.Каманин. В октябре 1944 г. Береговому тоже присвоили звание Героя Советского Союза.
С 9 июля 1947 по 23 августа 1948 года был слушателем командного факультета Краснознамённой Военно-воздушной академии (КВВА). Затем перевёлся на заочное отделение, которое окончил 25 декабря 1956 года, получив специальность «офицер ВВС с высшим командно-штабным образованием».
С 23 августа 1948 года служил летчиком-испытателем, а с 30 июня 1949 года – старшим летчиком-испытателем отдела летных испытаний Управления испытаний самолетов ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
19 января 1951 года был переведен в 3-е отделения отдела летных испытаний истребительных самолетов. 5 апреля 1952 года был переведен во 2-е отделение этого отдела на должность заместителя начальника отделения по летной части. 29 октября 1953 года был освобожден от должности зам.начальника отделения с сохранением должности летчика-испытателя. 8 июля 1957 года был назначен заместителем начальника 1-го отдела по летной работе с сохранением должности старшего летчика-испытателя.
С 8 августа 1959 года был назначен главным летчиком-испытателем 1-й испытательной авиационной эскадрильи Управления испытаний комплексов перехвата и самолетов-истребителей.
С 25 февраля 1961 года служил старшим летчиком-испытателем, с 23 марта 1962 года служил заместителем командира эскадрильи, с 13 апреля 1963 года до зачисления в отряд космонавтов служил командиром 1-й авиационной испытательной эскадрильи, старшим летчиком-испытателем службы летных испытаний 1-го управления ГКНИИ ВВС, в/ч 15650.
Поднял в первый полет (в качестве 2 летчика) и выполнил испытания Р-2 (И-320; 9.09.1949). Участвовал в испытаниях МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9 (1958), Ту-128 (1962), ведущий летчик-испытатель по гос.испытаниям Як-25.
Однажды в полете на Су-9 Береговой ощутил частичное заклинивание в системе управления — ручка не шла «на себя». Такая неисправность, как правило требует катапультироваться. После нескольких попыток преодолеть упор, Береговой с силой рванул на себя ручку, и она пошла! Оказалось, что в элемент проводки системы управления (до бустера) попал какой-то болт, а при сильном рывке он выскочил. за проявленную выдержку и спасение самолета П.О.Сухой наградил Георгия Тимофеевича кинокамерой.
Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. Им было испытано более 60 типов самолётов.
В 1964 г. был зачислен в отряд советских космонавтов. Помощь бывшего фронтового командира Н.П.Каманина, который тогда руководил подготовкой первого отряда советских космонавтов, помогла 43-летнему испытателю преодолеть возрастной ценз (35 лет).
В 1968 в Центр управления полетами в Евпатории приехала группа новых будущих космонавтов, среди которых были Герой Советского Союза, 47-летний полковник Георгий Береговой и 41-летний подполковник Владимир Шаталов. Не проявив привычного почтения к техническому руководству полетами, эти офицеры заявили, что опытных летчиков, как это принято в авиации и на флоте, необходимо привлекать не только к тренировкам к полету на готовом космическом корабле, но и к самой разработке пилотируемой космической техники.
Береговой смело заявил, что члены Госкомиссии, техническое руководство и прочие руководители проявляют излишнюю осторожность, на годы растягивают беспилотные пуски (после смерти В.М.Комарова). Если форсировать запуски космических кораблей с человеком на борту, то и новые пилотируемые конструкции будут создаваться гораздо быстрее.
28 августа 1968 г. был запущен еще один космический корабль 7К-ОК под названием «Космос-238», благополучно вернувшийся на Землю. Все 5 беспилотных полетов кораблей этой серии прошли успешно, и правительственная комиссия приняла решение о подготовке пилотируемого полета. Необходимо было не только повторить полет, который выполнял В. Комаров, но и пойти дальше — осуществить стыковку двух космических кораблей, что позволило бы начать подготовку к запуску долговременных космических станций.
25 октября без замечаний был произведен запуск беспилотного корабля-мишени 7К-ОК N 10 «Союз-2». Его бортовые системы работали нормально. Было решено, что дальнее сближение с беспилотным кораблем будет производиться в автоматическом режиме с помощью поисковой системы «Игла», а с расстояния 150 метров пилот «активного корабля «Союз-3» начнет сближение вручную. Так как баллистики рассчитали проведение стыковки на затемненной, ночной части орбиты, то для визуального ориентира на «Союзе-2» в виде пирамиды засветятся сигнальные огни. Многие не соглашались с проведением стыковки на неосвещенной части орбиты. Многие понимали, что без определенного периода адаптации к невесомости и привыкания к ощущениям реального полета поставленную задачу с ходу будет выполнить очень сложно…
Ракета-носитель стартовала 26 октября в 11 часов 34 минуты 18,1 секунды.
Космонавт доложил: «Дальность — 40». То есть шеститонные космические корабли друг от друга отделяло всего 40 метров, и в это время они ушли из зоны радиовидимости наземных пунктов слежения. Как только корабли вновь появились в зоне связи, все поняли, что «слепая» стыковка не состоялась…
Когда у Берегового спросили о самочувствии, он ответил:
— Самочувствие отличное, настроение паршивое.
А произошло вот что, «Союз-2» при приближении к нему пилотируемого аппарата оказался перевернутым по продольной оси на 180 градусов. Только что перенеся стартовые перегрузки и волнение, не имея времени, чтобы привыкнуть к необычному состоянию невесомости, неприятным ощущениям тошноты, космонавт обязан был осуществить стыковку вручную, хотя до него с этой задачей прекрасно справлялась автоматика. Береговой с трудом адаптировался к быстро наступившей темноте и «погнался» за четырьмя трапециевидными огнями на приближающемся «Союзе-2». Когда он на дальности 30 метров затормозил, то сообразил, что надо перевернуть свой «Союз», иначе штырь его «активного» корабля не состыкуется с конусом «пассивного» двойника. Потом решил выйти в световую зону и нечаянно зацепил одну из ручек управления. Его «Союз-3» завертело. В течение 3 минут космонавт выправлял крен, расходовал около 40 кг топлива и понял, что продолжать сближение космических объектов уже опасно.
Многое, что пришлось испытать Береговому в том героическом полете, на Земле никто не предусмотрел, многому не обучили на тренажерах, а кто-то еще вдобавок ошибся в расчетах и предположениях. В тот раз конструкторы-проектировщики, баллистики и специалисты по автоматике невольно создали такие условия для космического рейда отважного человека, что он в сложной цепи управления орбитальным полетом стал самым «напряженным» звеном.
И все же космонавт вернулся на Землю с огромным числом ценных замечаний, которые помогли устранить ошибки и недоработки в подготовке новой смены космонавтов и проектировании более совершенных космических кораблей.
«За успешное выполнение орбитального полета и проявленные при этом мужество и героизм» Береговой был награжден второй медалью «Золотая Звезда» и удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
22 января 1969 в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.
9 апреля 1969 года был назначен старшим инструктором-космонавтом, заместителем начальника 1 НИИ ЦПК.
С 26 июня 1972 по 3 января 1987 года служил начальником 1 НИИ ЦПК им.Ю.А.Гагарина.
Отчислен из отряда космонавтов 25 февраля 1982 года. Продолжил службу в НИИ ЦПК.
3 января 1987 г. в звании генерал-лейтенанта уволен в запас по возрасту. Работал в ВИЦ «Лидар» АН СССР, а затем в совместном предприятии.
Имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-10 созывов (1974-1989); был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением; являлся заместителем председателя Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР-Франция», председателем Общества советско-польской дружбы; избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса. Автор книг «Угол атаки» (1971), «Небо начинается на Земле» (1976), «О времени и о себе» (1982), «Три высоты» (1986), «Земля — стратосфера — космос», «Космос — землянам», «Грань мужества», «По зову сердца». Соавтор книг «Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей» (1972), «Космическая академия». М.: Машиностроение, 1987
Умер 30 июня 1995 года после операции по шунтированию коронарных сосудов. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.
Лауреат Государственной премии СССР (1981); награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (26 октября 1944 года, 1 ноября 1968 года), двумя орденами Боевого Красного Знамени (1942, 1943), орденом Богдана Хмельницкого III степени (1944). орденом Александра Невского (1943), двумя орденами Отечественной Войны I степени (1945, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1954, 1955), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» Ш степени (1975). Медалями «За боевые заслуги» (1949), «За победу над Германией» (1945), «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945) и 11-ю юбилейными медалями.
Награды иностранных государств:
Был награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970), медалью «25 лет народной власти» (НРБ), медалью «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983), орденом Государственного Знамени (ВНР, 1985), орденом Красного Знамени с бриллиантами (ВНР), Золотой медалью «За боевое содружество» (ВНР, 1980), Крестом Грюнвальда III степени (ПНР), орденом Тудора Владимиреску V степени (СРР), орденом «Народный Герой Югославии» II степени.

> > Береговой Георгий Тимофеевич

Береговой Георгий Тимофеевич (1921-1995 гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №71;
Космонавт мира: №248;
Число полетов: 1;
Продолжительность : 144 суток 15 часов 21 минута 50 секунд;
Число выходов в открытый космос : 6;

Георгий Береговой – 71-й советский космонавт и герой СССР: биография с фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Союз, позывной Аргон.

71 космонавт СССР и 248 космонавт мира.

Береговой Георгий Тимофеевич появился на свет пятнадцатого апреля 1921 года. В Украинской Советской Социалистической Республике в небольшом селе Федоровка, в Карловском районе Полтавской области.

Погиб тридцатого числа, в июне 1995 года. На сегодняшний день его могила находится на Новодевичьем кладбище, в городе Москва.

Его мать - Береговая, по девичьей фамилии Ситникова, Мария Семеновна была домохозяйкой. Родилась в 1896 году и скончалась в 1974 году. Его отцом являлся Береговой Тимофей Николаевич, родившийся в 1888 г. и умершим в 1950 году.

Его жена - Береговая Лидия Матвеевна проработала методистом, позже стала преподавать в одной из школ Звездного города. От их брака на свет появились - Людмила Елисеева, работающая художником-модельером (1956 г.) и Виктор Береговой (1951г.) - профессор МАИ.

Георгий строил мебельные изделия для дома и дачи, а также увлекался столярными работами разного типа. В свободное время ему нравилось танцевать вальс и петь.

В Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) космонавт с позывным - "Аргон", занимал двенадцатое место, а в мире тридцать второе. Совершил один полёт, продлившийся трое дней, двадцать два часа, пятьдесят минут и сорок пять секунд. По призванию являлся летчиком-космонавтом Союза Советских Социалистических Республик (СССР), второго набора Военных Воздушных Сил.

В 1937 году космонавт окончил 8 классов в городке Енакиево. В тот же период, в том же месте жительства, он начал занятия в аэроклубе.

Начав посещать авиационную военную школу Ворошиловграда, имени Пролетариата Донбасса Харьковского ВО, 12 декабря, 1938 года и закончив её 13 июня 1941, где он повысился до летчика бомбардировочной авиации.

В декабре 1942 года началась подготовка в пятом учебном авиаполку, двести шестьдесят четвёртой ШАД, третей ВА фронта. Закончил он её 25 марта 1943 года.

В 1945 года с 3 июня до 7 ноября он присутствовал в отделении, где проходила подготовка командиров МВО, как слушатель.

В 1947 году в Лиманском Селе, области Одессы, он сдал экзамены за девятый класс, неоконченной им средней школы имени Никиты Сергеевича Хрущева.

Начиная 9 июля 1947 г. и заканчивая 23 августа 1948 г., он являлся слушателем факультета КВВА. 25 декабря 1956, закончив заочное отделение, он получил статус офицера ВВС высшего образования.

В апреле 1975 года ему понадобилось защитить диссертацию, за что он занял место кандидата психологических наук.

Через три года, в июне, он заслуженно заполучил звание "старший научный сотрудник".

Космос

Космическая подготовка ОКП, с разрешением генерала Н. П. Каманина, проходила с 25 января 1964 года по 23 января 1965 года. Георгий смог изучить конструкцию КК "Восход" "Восход-2" и "Восток".

В марте 1965 г. начал интересоваться применением космических, летательных аппаратов в бою.

В 1966 году с января до мая, подготовился к совместному военному полёту с В. Шаталовым, длительность которой должна была состоять из 20 дней. Несмотря на завершенную подготовку и пройденные тренировки, полёт был отменен по причине закрытия программы "Восход" в 1966 году.

С декабря 1966 года до мая 1968 года прошёл подготовку, как командир КК "Союз" (7К-ОК) первоначально, находясь в группе 3 экипажа, а с июня 1967 г. первого экипажа. По неизвестным причинам, полёт со стыковкой двух кораблей был перенесен.

В августе 1968 г. начал проходить подготовку, как командир-пилот "Союза-3", используя программу стыковки с кораблем "Союз-2". Операция была завершена в октябре этого же года.

Главную задачу выполнить не получилось, было сложно создать стыковку с кораблем "Союз 2". Два сооружения могли сблизиться лишь на тридцать метров, но потом автоматика отталкивала их друг от друга. А по причине большой траты топлива, пришлось прекратить, пытаться выполнить эту задачу.

Первый полёт продлился трое суток двадцать два часа пятьдесят минут сорок пять секунд.