Тест углеводы. Тест по химии Угдеводы.docx - Тест по химии на тему "Углеводы" (10 класс)

1.Какое из соединений является полисахаридом?

А) целлюлоза

Б) раффиноза

В) трегалоза

2.Какое из соединений не обладает восстанавливающими свойствами?

А) крахмал

Б) лактоза

В) мальтоза

3.Какой из полисахаридов является животным крахмалом?

А) гликоген

Б) клетчатка

В) инулин

4.Какой из полисахаридов при кислотном гидролизе образует глюкозу?

Б) целлюлоза

В) инулин

5.Из какого полисахарида получают пищевой этиловый спирт

А) клетчатка

Б) крахмал

В) гликоген

Вопросы для самоконтроля по теме «Полисахариды»

1.Как классифицируются полисахариды по биологическим функциям?

2.К какой группе (гомо- или гетеро-) полисахаридов относится клетчатка?

3.Чем отличаются по строению пентозаны от гексозанов?

4.Расположите в порядке возрастания (по степени разветвленности молекулы) следующие полисахариды: амилопектин, гликоген, амилоза.

5.Какие вещества образуются на разных этапах гидролиза крахмала?

Ответы на тестовые задания по теме «Полисахариды»

1-А); 2-А); 3-А); 4-Б); 5-Б)

Тест по теме «Углеводы»

1.Какое из соединений является альдозой?

А) сорбит

Б) галактоза

В) целлюлоза

2.Какое из соединений является кетозой?

А) фруктоза

Б) лактоза

В) гликоген

3.Какое из соединений является монозой?

А) глюкоза

Б) мальтоза

В) трегалоза

4.Какое из соединений является пентозой?

А) амилоза

Б) ксилоза

В) фруктоза

5.Какое из содинений является гексозой?

А) ксилоза

Б) целлюлоза

В) манноза

6.Какое из соединений является биозой?

А) фруктоза

Б) раффиноза

В) трегалоза

7.Какое из соединений является восстанавливающим дисахаридом?

А) лактоза

Б) амилопектин

В) целлюлоза

8.Какое соединение является невосстанавливающим дисахаридом?

А) сахароза

Б) мальтоза

В) манноза

9.Какое соединение является трисахаридом?

А) рибоза

Б) ксилоза

В) раффиноза

10.Какое соединение является полиозой?

А) глюкоза

Б) целлюлоза

В) мальтоза

Вопросы для самоконтроля по теме «Углеводы»

1.Напишите реакции характеризующие способы получения моносахаридов.

2.Возможна ли для ксилозы оптическая изомерия? Ответ обоснуйте.

3.Напишите структурную формулу 2-дезокси-b-Д-рибофуранозы.

4.Получите фруктозу из глюкозы.

5.Какие продукты можно получить при брожении глюкозы?

6.Подвергается мутаротации 4-О-(a-Д-глюкопиранозил)-a-Д-глюкопираноза? Ответ обоснуйте.

7.Получите из b-Д-глюкопиранозы невосстанавливающий дисахарид.

8.Обладает лактоза восстанавливающими свойствами или нет? Ответ обоснуйте.

9.Напишите реакции алкилирования и ацилирования для раффинозы.


10.Какие продукты получаются (на разных этапах) при гидролизе целлюлозы?

Ответы на тестовые задания по теме «Углеводы»

1-Б); 2-А); 3-А); 4-Б); 5-В); 6-В); 7-А); 8-А); 9-В); 10-Б)

ЛИПИДЫ

Липиды – вещества широко распространенные в природе и представляющие собой сложную смесь органических соединений.

Являясь обязательной составной частью каждой клетки, липиды вместе с углеводами и белками, образуют основную массу органических веществ всех живых организмов.

Липиды выполняют разнообразные функции.

Им принадлежит важная роль в формировании и старении организма, в деятельности его защитных механизмов.

Являясь важнейшим компонентом пищи, липиды во многом определяют ее пищевую ценность и вкусовые качества.

Исключительно велика роль липидов и в разнообразных процессах пищевой технологии. Порча (прогоркание) продуктов, в первую очередь, связана с изменением их липидного состава.

Липиды могут вырабатываться и содержаться в растениях, в организмах животных, а также в некоторых микроорганизмах.

У микроорганизмов (активных «создателей» липидов) их содержание может достигать 20-50% от биомассы.

В растениях, липиды накапливаются главным образом в плодах и семенах (см. таблицу).

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

Ростовский строительно-художественный техникум

Контрольно-измерительные материалы

дисциплина ХИМИЯ

тема: "УГЛЕВОДЫ"

(Кислородсодержащие органические вещества)

разработчик: преподаватель Барнагян Н.В.

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА

    Учебная дисциплина: Химия

    Характеристика испытуемых: обучающиеся I курса

    Тип теста: проверочный

    Объект тестирования: знания

    количество заданий: 11

    Форма заданий: выбор вариантов ответов, установление соответствий, дополнение, решение задач

    На основании какой программы разработаны тестовые задания: программа дисциплины Химия тема: "Кислородсодержащие органические вещества. Углеводы"

    Уровень сложности заданий: средний

    Критерии оценки работы обучающихся: в соответствии с листом эталонов и существенных операций.

    Максимальное количество баллов: вариант №1 -45 баллов; вариант №2 -29 баллов; вариант№3 - 29 баллов.

Общая оценка формируется по сумме баллов: Оценка «удовлетворительно» (не менее 50%) Оценка «хорошо» (не менее 70%) Оценка «отлично» (не менее 90%)

Оценка

13. Ограничение по времени: 30 минут

Тема: "Углеводы"

Вариант I

1. Формула глюкозы:

а) С 6 Н 12 в) С 12 Н 26

б) С 6 Н 12 О 6 г) С 12 Н 22 О 11

2. Вещества формулы которых: С 12 Н 22 О 11 ; С 6 Н 12 О 6 ; (С 6 Н 10 О 5 ) n относятся к:

а) углеводам в) эфирам

б) углеводородам г) спиртам

3. В реакцию "серебряного зеркала" вступает:

а) крахмал в) сахароза

б) целлюлоза г) глюкоза 4. Природным полимером является:

а) полиэтилен в) целлюлоза

б) глюкоза г) капрон

5. Качественная реакция на крахмал - взаимодействие с:

а) гидроксидом меди ( II) в) йодом

б) раствором перманганата калия г) аммиачным раствором оксида серебра

6. При спиртовом брожении глюкозы образуется:

а) молочная кислота в) уксусная кислота

б) этиловый спирт г) метиловый спирт

7. Установите соответствие:

Вещество Применение

1. Целлюлоза а) кондитерское производство

2. Крахмал б) топливо

в) производство красителей

г)производство тканей

д) столярное производство

е) изготовление клея

ж) изготовление пороха

з) изготовление каучука

8. Закончить уравнение реакции:

6 Н 10 О 5 ) n + n O 2 →

9. Заполнить пропуски в предложении:

Впервые синтез углеводов (глюкозы) из ___ 1___ в присутствии гидроксида кальция был осуществлен русским химиком ____ 2___ в 1861 году.

6 H 10 O 5 ) n C 6 H 12 O 6 C 2 H 5 OH

11. Вычислить:

Вычислить массу целлюлозы необходимую для получения 360г. глюкозы.

Тема: "Углеводы"

Вариант II

Выпишите номера правильных ответов: 1. Формула сахарозы:

а) С 12 Н 22 О 11 в) С 6 Н 12 О 6

б) (С 6 Н 10 О 5 ) n г) С 12 Н 26

а) С 2 Н 5 ОН в) С 6 Н 12 О 6

б)) С 6 Н 12 г) СН 3 - О - СН 3

3. Гидролизу подвергаются:

а) фруктоза в) глюкоза

б) крахмал г) рибоза

4. Наличие гидроксильных групп в молекуле глюкозы доказывается при помощи:

а) Ag 2 O в) CuO

б) Cu ( OH ) 2 г) KMnO 4

5. Природным полимером является:

а) целлюлоза в) глюкоза

б) сахароза г) этанол

6. При гидролизе крахмала образуется:

а) глюкоза в) этанол

б) фруктоза г) глицерин

7 . Установите соответствие:

Вещество Применение

1. Глюкоза а) столярное производство

2 . Целлюлоза б) медицина

в) кондитерское производство

г)изготовление ядохимикатов

д) производство бумаги

е) антифризы

ж) производство волокон

Крахмал образуется в клетках ___1__ из молекул ___2__ .

NH3

C 6 H 12 O 6 + Ag 2 O →

10. Написать уравнения реакций в соответствии со схемой:

HCOH C 6 H 12 O 6 CH 3 CH 2 OH

11. Вычислить :

Какой объем углекислого газа образуется при спиртовом брожении 2 моль глюкозы?

Тема: "Углеводы"

Вариант III

Выпишите номера правильных ответов: 1. Формула крахмала: а) С 6 Н 12 О 6 в) (С 6 Н 10 О 5 ) n б) С 6 Н 10 О 5 г) С 6 Н 13 ОН 2. К углеводам относится вещество формула которого: а) С 12 Н 22 О 11 в) (С 6 Н 10 О 5 ) n б) С 12 Н 23 ОН г) СН 3 (СН 2 ) 4 СООН 3. Молекулы крахмала состоят из остатков молекул:

а) целлюлозы в) фруктозы

б) глюкозы г) сахарозы

4. При молочнокислом брожении глюкозы образуется:

а) этиловый спирт в) молочная кислота

б) масляная кислота г) уксусная кислота

5. Образуют эфиры с уксусной кислотой:

а) глюкоза в) крахмал

б) целлюлоза г) сахароза

6. Наличие альдегидной группы в молекуле глюкозы можно доказать с помощью:

а) J 2 в) CuO

б) KMnO 4 г) Ag 2 O

7 . Установите соответствие:

Вещество Применение

1. Глюкоза а) изготовление клея

2. Крахмал б) кондитерское производство

в) производство красителей

г) в медицине

д) квашение молока

е) производство волокон

ж) производство пороха

8. Заполнить пропуски в предложении:

Углеводы образуются в клетках ___1__ в процессе ___2__ .

9. Закончить уравнение реакции:

H 2 SO 4

( C 6 H 10 O 5 ) n + nH 2 O

10. Написать уравнения реакций в соответствии со схемой:

CO 2 → С 6 Н 12 О 6 CH 2 OH ( CHOH ) CH 2 OH

11. Вычислить :

Какую массу этанола можно получить при брожении глюкозы массой 40г.

Вариант №1

задания

Лист эталонов и числа существенных операций

Вариант №2

задания

Лист эталонов и числа существенных операций

Вариант №3

задания

6 CO 2 + 6 Н 2 О → С 6 Н 12 О 6 + 6СО 2

С 6 Н 12 О 6 + + Ag 2 O → CH 2 OH(CHOH)CH 2 OH + 2Ag

Дано: Решение

m (C 6 H 12 O 6) =40г. дрожжи

C 6 H 12 O 6 → 2 C 2 H 5 OH + 2СО 2

Найти:

m (С 2 Н 5 ОН)- ? М (C 6 H 12 O 6) =180 г/моль

М ( C 2 H 5 OH) = 46г.моль

40г. 92г.

m (C 2 H 5 OH) = = ------ = 20,4г.

180г.

Ответ: m (С 6 H 10 O 5) =20,4.

.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

тематический контроль в формате тематического тестирования

по органической химии на тему « УГЛЕВОДЫ» (школьный уровень)

2009 г.

    Назначение тематического теста – оценить общеобразовательную подготовку по химии обучающихся X классов общеобразовательных учреждений с целью промежуточного контроля знаний.

    Документы, определяющие содержание тематического теста

Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Автор О.С. Габриелян.

3. Структура тематического теста

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 10 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.

Часть 1 содержит 7 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2;… А7.

Часть 2 содержит 2 заданий с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2.

Часть 3 содержит 1 задание с развернутым ответом (высокого уровня сложности). И обозначается в работе: С1.

Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы дает таблица 1.

Таблица 1

Распределение заданий по частям тематического теста

Части работы


4. Время выполнения работы

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

    1) для каждого задания части 1 – 2-3 минуты;

    2) для каждого задания части 2 – до 5 минут;

    3) для каждого задания части 3 – до 10 минут.

Общая продолжительность работы составляет 40 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

В аудитории во время тестирования у каждого тестирующегося должны быть следующие материалы и оборудование:

    периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

    таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

    электрохимический ряд напряжений металлов;

    непрограммируемый калькулятор.

Задание

Инструкция по выполнению работы

На выполнение тематического тестапо химии отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей и включает 10 заданий.

Часть 1 включает 7 заданий (А1–А7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов.

Часть 2 состоит из 2 заданий (В1–В2), на которые надо дать краткий ответ в виде числа или последовательности цифр.

Часть 3 содержит 1 наиболее сложное задание по теме «Углеводы». Задание C1 требует полного (развернутого) ответа.

Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

При выполнении работы вы можете пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов (они прилагаются к тексту работы), а также непрограммируемым калькулятором, который выдается на экзамене.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. Молекулярная формула клетчатки 1. С 6 Н 12 О 6 2. (С 5 Н 8 О 4) n 3. (С 5 Н 10 О 5) n 4. (С 6 Н 10 О 5) n
А2. Какой связью соединены остатки двух моносахаридов в молекуле дисахарида 1. Пептидной 2. Гликозидной 3. Водородной 4. Макроэргической
А3. Для моносахаридов характерны свойства 1. Хорошая растворимость в воде 2. Высокие температуры плавления 3. Сладкий вкус 4. Все верно 5. Все неверно
А4. К восстанавливающим дисахаридам не относится 1. Сахароза 2. Мальтоза 3. Целлюлоза 4. Лактоза
А5. Заболевание сахарным диабетом вызвано повышением содержанием в крови 1. Сахарозы 2. Рибозы 3. Глюкозы 4. Фруктозы
А6. Чем можно отличить глюкозу от фруктозы 1. Хлоридом железа ( III)2. Раскаленной медной проволокой 3. Бромной водой 4. Реакцией серебряного зеркала
А7. Из указанных углеводов не окисляется аммиачным раствором оксида серебра 1. Глюкоза 2. Мальтоза 3. Лактоза 4. Сахароза

Часть 2


Ответом к заданиям этой части (В1–В2) является набор цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В заданиях В2 на установление соответствия запишите в таблицу цифры выбранных вами ответов под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов. (Цифры в ответе могут повторяться.)
В1. Вещества Х в схемах превращений соответственно являются
А. С 6 Н 12 О 6 дрожжи Х + СО 2 Б. С 6 Н 12 О 6 + Н 2 Ni Х
В. (С 6 Н 10 О 5) n + 3n НNO 3 H 2 SO 4 3nН 2 O + H 2 SO 4
Г. С 6 Н 12 О 6 ферменты Х + СО 2 + Н 2
В2. Соотнесите реакцию и ее характерный признак.
1. Сахароза + Cu(OH) 2 А. Фиолетовое окрашивание крахмала 2. Крахмал + I 2 Б. Блестящий налет на стенках3. Глюкоза OH(t°) В. Комплексное соединение синего цвета

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для записи ответов к заданиям этой части (С1) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1), а затем полное решение. Ответы записывайте четко и разборчиво.

С1. Найдите массу футболки из триацетатного волокна, образовавшегося из 243г целлюлозы.

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по химии

ЧАСТЬ 1

Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

задания

ЧАСТЬ 2

Задание с кратким свободным ответом считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр (число).

За полный правильный ответ на задания В1 – В2 ставится 2 балла, за правильный неполный – 1 балл, за неверный ответ (или при его отсутствии) – 0 баллов.


ЧАСТЬ 3

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ


(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

243г Хг (С 6 Н 10 О 5) n + 3n(CН 3 CО) 2 → (С 6 Н 7 О 5 (CН 3 CО) 3) n + 3nCН 3 CОOH 162г 288г

1. Найдём относительную молярную массу структурного звена молекулы целлюлозы М r (C 6 H 10 O 5)=6*12+10*1+5*16=162 г/моль 2. Найдём относительную молярную массу структурного звена молекулы триацетата целлюлозы М r (С 6 Н 7 О 5 (CН 3 CО) 3)=6*12+7*1+5*16+3*(12+3+12+16)=159+3*43= =159+129=288 г/моль 3. Через пропорцию найдем массу триацетатного волокна, образовавшегося из 243г целлюлозы 243г – Хг 162г – 288г Следовательно, Х=(243*288)/162=432(г)
Ответ: 432 грамма.


Перевод баллов в пятибалльную шкалу

Процент верно выполненных заданий

1.Какое из соединений является полисахаридом?

А) целлюлоза

Б) раффиноза

В) трегалоза

2.Какое из соединений не обладает восстанавливающими свойствами?

А) крахмал

Б) лактоза

В) мальтоза

3.Какой из полисахаридов является животным крахмалом?

А) гликоген

Б) клетчатка

В) инулин

4.Какой из полисахаридов при кислотном гидролизе образует глюкозу?

Б) целлюлоза

В) инулин

5.Из какого полисахарида получают пищевой этиловый спирт

А) клетчатка

Б) крахмал

В) гликоген

Вопросы для самоконтроля по теме «Полисахариды»

1.Как классифицируются полисахариды по биологическим функциям?

2.К какой группе (гомо- или гетеро-) полисахаридов относится клетчатка?

3.Чем отличаются по строению пентозаны от гексозанов?

4.Расположите в порядке возрастания (по степени разветвленности молекулы) следующие полисахариды: амилопектин, гликоген, амилоза.

5.Какие вещества образуются на разных этапах гидролиза крахмала?

Ответы на тестовые задания по теме «Полисахариды»

1-А); 2-А); 3-А); 4-Б); 5-Б)

Тест по теме «Углеводы»

1.Какое из соединений является альдозой?

А) сорбит

Б) галактоза

В) целлюлоза

2.Какое из соединений является кетозой?

А) фруктоза

Б) лактоза

В) гликоген

3.Какое из соединений является монозой?

А) глюкоза

Б) мальтоза

В) трегалоза

4.Какое из соединений является пентозой?

А) амилоза

Б) ксилоза

В) фруктоза

5.Какое из содинений является гексозой?

А) ксилоза

Б) целлюлоза

В) манноза

6.Какое из соединений является биозой?

А) фруктоза

Б) раффиноза

В) трегалоза

7.Какое из соединений является восстанавливающим дисахаридом?

А) лактоза

Б) амилопектин

В) целлюлоза

8.Какое соединение является невосстанавливающим дисахаридом?

А) сахароза

Б) мальтоза

В) манноза

9.Какое соединение является трисахаридом?

А) рибоза

Б) ксилоза

В) раффиноза

10.Какое соединение является полиозой?

А) глюкоза

Б) целлюлоза

В) мальтоза

Вопросы для самоконтроля по теме «Углеводы»

1.Напишите реакции характеризующие способы получения моносахаридов.

2.Возможна ли для ксилозы оптическая изомерия? Ответ обоснуйте.

3.Напишите структурную формулу 2-дезокси--Д-рибофуранозы.

4.Получите фруктозу из глюкозы.

5.Какие продукты можно получить при брожении глюкозы?

6.Подвергается мутаротации 4-О-(-Д-глюкопиранозил)--Д-глюкопираноза? Ответ обоснуйте.

7.Получите из -Д-глюкопиранозы невосстанавливающий дисахарид.

8.Обладает лактоза восстанавливающими свойствами или нет? Ответ обоснуйте.

9.Напишите реакции алкилирования и ацилирования для раффинозы.

10.Какие продукты получаются (на разных этапах) при гидролизе целлюлозы?

Ответы на тестовые задания по теме «Углеводы»

1-Б); 2-А); 3-А); 4-Б); 5-В); 6-В); 7-А); 8-А); 9-В); 10-Б)

2. Липиды

Липиды – вещества широко распространенные в природе и представляющие собой сложную смесь органических соединений.

Являясь обязательной составной частью каждой клетки, липиды вместе с углеводами и белками, образуют основную массу органических веществ всех живых организмов.

Липиды выполняют разнообразные функции.

Им принадлежит важная роль в формировании и старении организма, в деятельности его защитных механизмов.

Являясь важнейшим компонентом пищи, липиды во многом определяют ее пищевую ценность и вкусовые качества.

Исключительно велика роль липидов и в разнообразных процессах пищевой технологии. Порча (прогоркание) продуктов, в первую очередь, связана с изменением их липидного состава.

Липиды могут вырабатываться и содержаться в растениях, в организмах животных, а также в некоторых микроорганизмах.

У микроорганизмов (активных «создателей» липидов) их содержание может достигать 20-50% от биомассы.

В растениях, липиды накапливаются главным образом в плодах и семенах (см. таблицу).

Культура

липидов, %

Культура

липидов, %

Кокосовая

пальма (копра)

Пшеница (зерновка)

Маслины (мякоть)

Рожь (зерновка)

Какао (бобы)

Рис (зерновка)

Кедр (ядро ореха)

Гречиха (зерновка)

Тунг (ядро плода)

Просо (зерновка)

Арахис (ядро)

Кукуруза (зерновка)

Рапс (семена)

Овес (зерновка)

Хлопчатник (семена)

Подсолнечник (семянка)

У животных и рыб, липиды накапливаются главным образом в печени, мозговой, нервной, подкожных жировых тканях и тканях, окружающих внутренние органы, а также в молоке животных (см. таблицу).

Следует отметить, что содержание липидов (в %) может значительно колебаться для разных продуктов (см. таблицы).

Культура

липидов, %

Культура

липидов, %

Свинина (мясо)

Поросята (мясо)

Говядина (мясо)

Телятина (мясо)

Сельдь (рыба)

Треска (рыба)

Слон (молоко)

Коза (молоко)

Кит (молоко)

Корова (молоко)

В настоящее время основное количество липидов получают из природных объектов.

Липиды, выделенные из ряда растений и животных, - основное сырье для получения важнейших пищевых и технических продуктов (растительного масла, животных жиров, в том числе сливочного масла, маргарина, глицерина, жирных кислот и др.).

Классификация

Липиды представляют собой смесь веществ, относящихся к различным классам органических соединений, но имеющих общие признаки: нерастворимость в воде (гидрофобность) и хорошая растворимость в органических растворителях (бензине, хлороформе, диэтиловом эфире и др.),

Большинство исследователей относят к липидам природные производные высших жирных кислот, спиртов и альдегидов, связанные сложноэфирной, простой эфирной, амидной и гликозидной связями.

Состав липидов исключительно сложен и зависит от:

    источника получения (растения, животные, микроорганизмы);

    его состояния (вида, возраста, питания и т.д.);

    методов выделения (экстракция, прессование и т.д.);

    и многих других факторов.

Сложность состава, разнообразие входящих в липиды компонентов – причина того, что до настоящего времени отсутствует единое, принятое всеми определение этой группы биорганических соединений и их строгая научная классификация.

Наиболее целесообразно классифицировать липиды в зависимости от их:

    биологических функций;

    отношения к химическим реагентам;

    химической природы.

По своим функциям в живом организме липиды делятся на:

    структурные;

    запасные;

    защитные.

Структурные липиды – группа липидов, которые образуют сложные комплексы с белками и углеводами, из которых построены мембраны клетки и клеточных структур. Они участвуют в разнообразных процессах, протекающих в клетке. К ним относятся фосфо-, глико-, сульфо- и некоторые другие липиды

Запасные липиды – группа липидов, которые являются энергетическим резервом организма (играют роль аккумулятора химической энергии), участвуют в обменных процессах, используются организмом при недостатке питания и заболеваниях. К ним относятся, в основном, ацилглицерины.

Защитные липиды – группа липидов, которые предохраняют от переохлаждения (организм у животных), от механических повреждений (у животных - внутренние органы, у растений – поверхность листьев, семян и плодов) и т.п. К ним относятся: подкожные жировые ткани (ацилглицерины) - у животных, воски – у растений.

По другой классификации липидов - в зависимости от их отношения к щелочам (из химических реагентов, которыми воздействуют на липиды, наиболее часто используют щелочи) липиды делят на две большие группы:

    омыляемые липиды;

    неомыляемые липиды.

Омыляемые липиды – группа липидов, которые при взаимодействии со щелочами (щелочной гидролиз) гидролизуются с образованием «мыла» - солей высокомолекулярных кислот.

Неомыляемые липиды – группа липидов, которые не взаимодействуют со щелочами, т.е. не подвергаются щелочному гидролизу (стерины, жирорастворимые витамины, простые эфиры и т.д.).

По третьей классификации – по химическому составу (химической природе), липиды (также как и в предыдущем случае) делят на две большие группы:

    простые липиды;

    Тест по теме «Молекулярный уровень: белки, жиры, углеводы»

    Вариант 1

    A1.К какому классу химических веществ относится рибоза?

    А-белок В-углевод

    Б-липид

    A2.Посредством какой химической связи соединены между собой аминокислоты в молекуле белка первичной структуры?

    А-дисульфидной В-водородной

    Б-пептидной Г-ионной

    A3.Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга?

    А-радикал В-карбоксильная группа

    Б-аминогруппа

    A4.Мономерами белков являются:

    А-нуклеотиды В-аминокислоты

    Б-глюкоза Г-жиры

    A5.Важнейшее органическое вещество,входящее в состав клеток всех царств живой природы,обладающее первичной линейной конфигурацией,относится:

    А-к полисахаридам В-к липидам

    Б-к АТФ Г-к полипептидам

    A6.Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков?

    А-20 В-100

    Б-23

    A7.Какую функцию белки не выполняют в клетке?

    А-информационную В-каталитическую

    Б-растворителя Г-запасающую

    A8.Молекулы белков,связывающие и обезвреживающие чужеродные данной клетке вещества,выполняют фенкцию…

    А-защитную В-энергетическую

    Б-каталитическую Г-транспортную

    A9.Как называется органическое вещество,в молекулах которого содержатся атомы С,О,Н,выполняющее энегретическую и строительную функцию?

    А-нуклеиновая кислота В-белок

    Б-углевод Г-АТФ

    A10.Какие углеводы относятся к полимерам?

    А-моносахариды

    Б-дисахариды

    В-полисахариды

    А11.Необходимим для всех химических реакций веществом в клетке,играющим роль растворителя большинства веществ,является…

    А-поленуклеотид

    Б-полипептид

    В-вода

    Г-полисахарид

    Вариант 2

    Часть А. Выберите один правильный ответ

    А1.К группе моносахаридов относят:

    А-глюкозу

    Б-сахарозу

    В-целлюлозу

    А2.Какие из углеводов нерастворимы в воде?

    А-глюкоза,фруктоза В-крахмал

    Б-рибоза,дезоксирибоза

    А3.Какие полисахариды характерны для живой клетки?

    А-целлюлоза В-гликоген,хитин

    Б-крахмал

    А4.Молекулы жиров образуются:

    А-из глицерина,высших карбоновых кислот В-из глюкозы

    Б-из аминокислот,воды

    Г-из этилового спирта,высших карбоновых кислот

    А5.Жиры выполняют в клетке функцию:

    А-транспортную В-энергетическую

    Б-каталитическую Г-информационную

    А6.К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды?

    А-гидрофильным Б-гидрофобным

    А7.Какое значение имеют жиры у животных?

    А-структура мембран В-теплорегуляция

    Б-источник энергии Г-источник воды Д-все перечисленное

    А8.В состав какого жизненно важного соединения входит железо?

    А-хлорофилла В-ДНК

    Б-гемоглобина Г-РНК

    А9.Какую долю в среднем составляет в клетке вода?

    А-80% В-1%

    Б-20%

    А10.Вещества,хорошо растворим.в воде-называются:

    А-гидрофильные В-амфифильные

    Б-гидрофобные

    А11.На каком уровне организации жизни существует сходство между органическим миром и неживой природой?

    А-на тканевом

    Б-на молекулярмом

    В-на клеточном

    В-на атомном