Тест с черными кляксами. Методика чернильных пятен роршаха

Пятна теста Роршаха известны сегодня многим. Создатель его умер совсем рано, в возрасте 37 лет. Он так и не увидел большого успеха психологического инструмента, изобретенного им...

Тест Роршаха основан на показе 10 пяти черно-белых, трех цветных и двух черно-красных. Психолог в строгой очередности показывает карточки, задавая пациенту вопрос: "На что это похоже?" Затем, после того как пациент дал ответы на тест Роршаха, специалист снова предлагает взглянуть на карточки, опять в определенной последовательности. Испытуемого просят назвать все, что он смог увидеть на них, а также в каком месте картинки он разглядел то или иное изображение, и что заставляет пациента дать именно этот ответ. Можно наклонять, переворачивать пятна теста Роршаха. Вы можете манипулировать ими всевозможными способами. При этом психолог, проводящий тест Роршаха, точно фиксирует все, что делает и говорит пациент в ходе теста и во время каждого ответа. После этого подсчитываются баллы, анализируются ответы. Затем с помощью математических расчетов получается итог.

Тест Роршаха интерпретируется специалистом. Если у человека какое-либо чернильное пятно никаких ассоциаций не вызывает, и он не может сказать, что видит на нем, это может означать, что объект, изображенный на карточке, заблокирован в его сознании, или же что соответствующее изображение связано в подсознании испытуемого с темой, которую он не хотел бы обсуждать в настоящий момент. Как вы видите, тест Роршаха пройти совсем не сложно, однако самостоятельно сделать это затруднительно. Лучше обратиться для этого к психологу. Тест Роршаха пройти вы можете и сами, но правильно интерпретировать результаты по силам только специалисту. Тем не менее вы можете с помощью него дать оценку личности человека в общих чертах.

Первая карточка

На ней изображено пятно черных чернил. Эту карточку показывают первой, когда проводят тест с кляксами. Полученный ответ позволяет предположить, как человек выполняет задания, новые для него, а значит, и связанные со стрессом. Люди обычно говорят, что это изображение похоже на бабочку, моль или морду животного (кролика, слона и др.). Ответ на вопрос отображает тип в целом.

Образ летучей мыши для одних ассоциируется с чем-то неприятным, а для других является символом возрождения, а также умения ориентироваться в темноте. Трансформацию и переход могут символизировать бабочки, а также способность преодолевать трудности, меняться, расти. Моль означает ощущение уродства и заброшенности, а также тревожность и слабость. Морда животного (например, слона) символизирует способы, с помощью которых мы противостоим трудностям, а также страх перед нашими внутренними проблемами. Также она может означать ощущение дискомфорта, говорить о проблеме, от которой в данный момент стремится избавиться респондент.

Вторая карточка

На ней изображено красно-черное пятно. Часто люди видят на этой карточке что-то сексуальное. Красный цвет на изображении интерпретируется обычно как кровь, реакция на которую показывает, как человек может управлять своим гневом и чувствами. Чаще всего респонденты отвечают, что это пятно напоминает двух людей, акт мольбы, глядящего в зеркало человека или длинноногое животное, к примеру, медведя, собаку или слона.

В том случае, если человек в пятне видит двух людей, это может свидетельствовать о взаимозависимости, двойственном отношении к половому акту, одержимости сексом или сосредоточенности на тесных взаимоотношениях и связи с окружающими. Если оно напоминает человека, отражающегося в зеркале, это говорит об эгоцентричности или склонности к самокритике. Если респондент видит собаку, то он любящий и верный друг. Если это пятно воспринимается как что-то негативное, это означает, что человеку необходимо встретиться лицом к лицу со своими страхами. Если оно напоминает слона, возможные интерпретации: развитый интеллект, склонность к раздумьям, хорошая память. Иногда, однако, такое видение свидетельствует о негативном восприятии респондентом своего тела. Медведь означает неповиновение, независимость, соперничество, агрессию. Пятно напоминает о сексуальном, поэтому если человек видит молящегося человека, это говорит об отношении к сексу в религиозном контексте. Если при этом он замечает кровь - значит, с религией он ассоциирует физическую боль или же прибегает к молитве, испытывая сложные эмоции (напрмер, гнев) и др.

Третья карточка

На ней мы видим пятно из черных и красных чернил. Восприятие ее говорит об отношении человека к другим в рамках взаимодействия. Респонденты чаще всего видят образ двух людей, человека, смотрящегося в зеркало, моль или бабочку. Если человек замечает двух обедающих, то он ведет активную общественную жизнь. Если пятно напоминает двух людей, моющих руки, это свидетельствует об ощущении своей нечистоты, незащищенности или же о параноидальном страхе. В случае если респондент увидел в нем двух людей, которые играют в игру, нередко отмечается то, что в социальных взаимодействиях он занимает позицию соперника. Если же испытуемый замечает человека, который смотрит на свое отражение в зеркале, возможно, он невнимателен к окружающим, эгоцентричен, неспособен разбираться в людях.

Четвертая карточка

Продолжим описывать пятна Роршаха. 4-ю карточку называют "отцовской". На ней мы видим пятно черного цвета и некоторые размытые нечеткие его части. Многие говорят о чем-то устрашающем и большом. Реакция на это пятно может выявить отношение респондента к авторитетам, а также особенности его воспитания. Оно чаще всего напоминает огромное животное либо его нору или шкуру, или же монстра.

Если человек видит монстра или большое животное, это свидетельствует о преклонении перед авторитетами и чувстве неполноценности, о преувеличенном страхе перед облеченными властью людьми, включая собственного отца. Шкура животного часто символизирует сильный внутренний дискомфорт респондента при обсуждении связанных с отцом тем. Но она может свидетельствовать и о том, что для него неактуальна проблема преклонения перед авторитетами или своей неполноценности.

Пятая карточка

Это черное пятно. Вызванная им ассоциация отображает, как и на первой карточке, истинное "Я". Люди, глядя на изображение, обычно не ощущают угрозы. Если образ, который увидел респондент, значительно отличается от ответа, полученного при виде 1-й карточки, это говорит о том, что, скорее всего, пятна Роршаха - со 2-го по 4-е - произвели на этого человека большое впечатление. Изображение чаще всего напоминает летучую мышь, моль или бабочку.

Шестая карточка

Изображение на ней также черное, одноцветное. Эту карточку отличает текстура пятна. У человека изображение на ней вызывает ассоциации с близостью, и поэтому она называется "сексуальной карточкой". Респонденты чаще всего отмечают, что пятно напоминает шкуру животного или нору. Это может означать нежелание вступать с другими людьми в близкие отношения и, как следствие, ощущение изолированности от общества и внутренней пустоты.

Седьмая карточка

На этой карточке пятно тоже черное. Обычно оно ассоциируется у респондентов с женским началом. Чаще всего люди видят в нем образы детей и женщин. Если человек затрудняется описать то, что изображено, это может говорить о том, что у него складываются непростые отношения с женщинами. Часто респонденты отмечают, что пятно напоминает лица или головы женщин и детей. Также оно может напоминать о поцелуе. Головы женщин свидетельствуют о чувствах, ассоциируемых с матерью, сказывающихся и на отношении к женщинам в целом. Детские головки означают отношение к детству, потребность заботиться о ребенке, живущем в душе человека. Склонившиеся для поцелуя головы означают стремление быть любимым, а также воссоединиться с матерью.

Восьмая карточка

На ней есть розовый, серый, голубой и оранжевый цвета. Это первая в тесте многоцветная карточка, для интерпретации особенно сложная. Если при демонстрации ее респондент ощущает дискомфорт - вероятно, у него есть трудности с обработкой сложных эмоциональных стимулов или ситуаций. Люди чаще всего отмечают, что видят бабочку, четвероногое животное или моль.

Девятая карточка

Пятно на ней включает розовый, зеленый и оранжевый цвета и имеет неопределенные очертания. Большинству людей непросто определить, что напоминает данное изображение. Поэтому карточка может оценить, насколько человек справляется с неопределенностью и отсутствием четкой структуры. Пациенты чаще всего видят общие очертания человека или неопределенную форму зла. Если респондент видит человека, то чувства, испытываемые при этом, говорят о том, насколько успешно он может справиться с неорганизованностью информации и времени. Абстрактный образ зла может символизировать, что человеку для ощущения комфорта необходим в жизни четкий распорядок, а с неопределенностью он справляется плохо.

Десятая карточка

Психологический тест Роршаха завершается 10-й карточкой. В ней больше всего цветов: и желтый, и оранжевый, и розовый, и зеленый, и голубой, и серый. Эта карточка по форме напоминает 8-ю, а по сложности - 9-ю. При ее виде многие испытывают приятные чувства, кроме тех, кто озадачен сложностью определения изображенного на 9-й карточке образа, который предлагает тест Роршаха. Интерпретация чаще всего следующая: паук, омар, краб, кроличья голова, гусеницы или змеи. Краб означает тенденцию привязываться к вещам и людям или же терпимость. Лобстер свидетельствует о терпимости, силе, способности справляться с проблемами, о страхе навредить себе или боязни ущерба со стороны другого. Паук может означать страх, ощущение, что респондента обманом или силой втянули в трудную ситуацию. Голова кролика говорит о позитивном отношении к жизни и репродуктивной способности. Змеи - чувство опасности, страх перед неизведанным, ощущение того, что человека обманули. Кроме того, они могут означать запретные или неприемлемые сексуальные желания. Гусеницы свидетельствуют о понимании того, что люди постоянно развиваются и меняются, говорят о перспективах роста.

Итак, мы описали вкратце тест Роршаха. Результаты интерпретировать самостоятельно нелегко - требуется хорошее знание психологии. Однако в общих чертах вы можете составить представление о человеке на основе этого теста.

Изобретатель этого теста, как и многие знаменитые люди, умер, не узнав о своем вкладе в исследование и изучение личности, психике человека. После смерти автора психологи стали успешно применять разработки швейцарского психиатра Германа Роршаха (Rorschach) на протяжении целого столетия. Проективный тест Роршаха основан на показе испытуемому 10 карточек с изображением симметричной чернильной кляксы. Если посмотреть на их фото, то видно, что пять из них имеют черный окрас, три – цветные, а две – красно-черные.

Что такое тест Роршаха

Методика Роршаха представляет собой психодиагностическое исследование личности. Он был опубликован Германом Роршахом в 1921 году. Второе название теста – пятна или кляксы Роршаха. Простой с виду тест, который проводят при помощи стимульных материалов (карточек с картинками) разрешает подробно изучить личность, точно определить эмоциональное состояние, найти личностные нарушения и психические отклонения вплоть до шизофрении, выявить показатель интеллекта. Его прохождение занимает немного времени и не требует особых навыков.

Подготовка человека к проведению теста Роршаха

Чтобы пройти психологический тест по картинкам Роршаха, не требуется особой подготовки. Однако прохождение следует отложить, если накануне вы:

  • нервничали, переживали;
  • употребляли алкогольные напитки или наркотические вещества;
  • принимали медикаментозные препараты, влияющие на неврологическую систему.
  • употребляли в день сдачи теста большое количество кофе, крепкого чая;
  • плохое самочувствие, например, по болезни.

Как проводится тест

Чтобы пройти данный метод изучения личности, человеку нужно при виде карточки дать ответ на вопрос: что вы видите на картинке? Здесь нет правильного или неправильного ответа. Чернильные пятна Роршаха показываются в определенном порядке. Как только будут даны ответы ответы, психолог будет предлагать испытуемым просмотреть рисунки еще раз. Ответ принимается любой, это может быть описание как целого пятна, так и его части. Карточки разрешается поворачивать, наклонять. Психолог при этом фиксирует ответы, анализирует валидность теста, подсчитывает балы и выдает результат.

Бывают случаи, когда человек ни с чем не связывает то или иное чернильное пятно. Это тоже не считается ошибкой. Такая ситуация говорит о том, что сознание испытуемого блокирует изображение или же просто не хочет обсуждать не желаемую в данный момент тему. Тест с кляксами Роршаха пройти самостоятельно сложно, делать это необходимо в присутствии психолога, иначе можно получить только «размытую» оценку личности. Однако для удовлетворения интереса это не запрещается.

Расшифровка

На каждой карточке теста изображено чернильное пятно. Испытуемый, смотрящий на картинки Роршаха, при помощи воображения воссоздает у себя в голове воодушевленный или неживой предмет. Иногда чернильная картинка Роршаха вызывает у испытуемого эмоции. Бывают случаи, когда человек задействует не все пятно, а его часть. Все это нужно сообщать специалисту. В зависимости от того, что увидел испытуемый, составляется «портрет» личности. Данный тест можно пройти самому, используя готовые варианты ответов, как в развлекательных психологических тестах.

Первая карточка

На первой картинке Роршаха изображена клякса черных чернил. От восприятия белых и черных пятен, определяется общий психотип здорового испытуемого. Первая картинка означает и состояние человека, с которым он пришел на тест чернильных пятен Роршаха: страх, возбужденность и т.д. Вот несколько вариантов ответа и их расшифровка:

  • Моль. Человек ощущает себя ненужным обществу, он забит и не общителен, часто находится в состоянии депрессии.
  • Летучая мышь. Дискомфорт внутри себя или, напротив, склонность к ориентации в «темноте».
  • Бабочка. Символизирует этап перерождения, новые начинания.
  • Животное, в том числе его морда. Может означать борьбу с настоящими проблемами. Чувство дискомфорта.

Вторая

Следующая картинка выполнена в черно-красном цвете. При ее помощи можно определить сексуальность человека или понять его способность контролировать яркие эмоции, например, гнев или ярость . Часто респонденты видят кровь, людей в молитве или длинноного животного. Основные ответы и их расшифровка:

  • Два человека. Означает, что в жизни испытуемый большое внимание уделяет сексу и любым тесным взаимоотношениям.
  • Человек в зеркале. Самолюбование, не лишенное самокритики.
  • Собака. Испытуемый ценит и дорожит дружбой, всегда «подставит плечо» и придет на помощь.
  • Медведь. Респондент стремится к лидерству, пытается выразить свое превосходство агрессией.
  • Негативные ощущения. Человек должен встретиться со своими проблемами, а не бежать от них.

Третья­

На этой картинке Роршаха изображены пятна из красных и черных чернил. Интерпретация - отношение человека к социуму. В этой кляксе люди часто видят двух людей, собаку, моль:

  • Два человека друг против друга. Если на картинке персонажи играют в игру, это расшифровывается как соперничество. Люди моют руки – ощущение «грязи», незащищенности. Люди за едой – активное общение, широкий круг друзей и знакомых.
  • Человек, смотрящий в зеркало. Это означает невнимательность к людям, эгоцентризм, неспособность разбираться в людях.

Четвертая­

Эту черно-белую размытую картинку на карточке Роршаха называют «отцовской». При его помощи определяется реакция респондента на авторитет, лидерские качества, воспитание. В кляксе люди видят шкуру животного, монстра, что-то большое и грозное:

  • Монстр, чудовище, большое животное. Расшифровывается как признание авторитета, власти, чувство неполноценности, слабости. Уважение отца и признание его главным.
  • Шкура животного. Испытуемый страдает от внутреннего диссонанса при затрагивании отцовской темы. Однако при этом это может означать, наоборот, не восприятие собственного отношения к теме лидерства.

Пятая­

На этом этапе тестирования по Роршаху человеку предлагается посмотреть на черную кляксу. Она, как и самое первое изображение, символизирует «Я». Ответы при этом совпадают на 80-90%. В остальных случаях разбег в ответах может восприниматься как большое эмоциональное впечатление от карточек 2,3 и 4. Респонденты при тестировании видят на картинке Роршаха моль, бабочку, летучую мышь.

Шестая

Шестая чернильная картинка Роршаха представляет собой черно-белую кляксу необычной текстуры. У многих она ассоциируется с близкими взаимоотношениями личного характера. Ее так и называют – сексуальная карточка. Испытуемым изображение напоминает шкуру животного, нору. Такой тип восприятия кляксы Роршаха означает отстраненность от общества, одиночество из-за нежелания или боязни близких сексуальных отношений.

Седьмая­

Данную черно-белую кляксу Роршаха называют женской или детской. Респонденты ассоциируют ее с женщинами или детьми, контурами их голов. Если человек не может объяснить, что он видит на картинке, это означает затрудненные отношения с женщинами. Вот основные виденья кляксы:

  • Поцелуй. Если человек видит две головы, которые тянутся друг к другу за поцелуем, то это свидетельствует о близких отношениях с матерью или о желании быть любимым.
  • Головы женщин. Такое восприятие говорит о теплых чувствах к матери и ко всем женщинам в целом.
  • Детские головы. Это хорошие детские воспоминания. Желание заботиться о ком-то и быть любимым.

Восьмая

Это первая цветная карточка Роршаха, которая часто вызывает у респондентов растерянность. Восьмое пятно состоит из розовых, голубых, серых и оранжевых клякс. Если испытуемый не может описать, что на ней изображено, или ощущает дискомфорт, то можно сказать, что у него есть проблемы с анализом сложных эмоциональных ситуаций. В этом пятне люди видят бабочку, моль, животное, стоящее на четырех ногах.

Тест Роршаха – это метод анализа личности, который используется в психологии и психотерапии. Во время исследования пациенту показываются картинки с нарисованными кляксами. Человек делится с врачом ассоциациями, которые у него вызывают изображения. На базе ответов специалист делает заключения о состоянии психического здоровья пациента. Также это исследование называется методом клякс.

Тест был введен в качестве диагностического теста швейцарским психиатром Германом Роршахом. В основе теста лежит теория связи между фантазиями и типом личности. Во время тестирования пациент в слабоструктурированном изображении должен усмотреть какой-то образ, который впоследствии рассматривается как проекция его свойств личности. Важную диагностическую значимость имеет способ интерпретации пятен - учитывает ли их пациент целиком или фиксируется на мелких деталях.

Когда и как проводят тест Роршаха?

На сегодняшний день этот тест является одной из самых распространенных методик, которые применяются для оценки и анализа личности человека. Большой популярностью тестирование при помощи клякс пользуется в криминалистике для определения психических нарушений у лиц, преступивших закон.

Как проводится тест?

Тест проводится с использованием специальных карточек, которые называются стимульным материалом. Само исследование состоит из нескольких этапов, которые выполняются последовательно, одно за другим. Первым этапом является подготовка человека, который будет проходить тест. Затем проводится основной этап исследования, на котором пациент рассматривает карточки и делится со специалистом ассоциациями, возникающими у него при изучении чернильных клякс. Потом, в зависимости от того, насколько полными были ответы пациента, психолог проводит опрос с целью дополнить полученные в ходе теста данные.

Стимульный материал для проведения теста Роршаха
Для проведения теста используются 10 карточек, на которых изображены чернильные кляксы, расположенные симметрично относительно центральной оси. Половина изображений черно-белые, на двух карточках присутствуют элементы красного цвета, на оставшихся 3 карточках кляксы разноцветные. Пятна обладают точными очертаниями, но не напоминают какой-либо конкретный предмет. Карточки показываются человеку в определенной последовательности.

Подготовка человека к проведению теста Роршаха

Часто перед проведением теста Роршаха человек ведет себя беспокойно, так как само исследование кажется ему бессмысленным. Нередко обследуемые занимают оборонительную позицию, так как испытывают необходимость в защите. Поэтому важно распознать тревогу человека и смягчить его реакцию.
Специалисты не советуют психодиагностам (лицам, которые проводят тест ) излишне углубляться в описание теста, так как это может усилить тревогу обследуемого. Психолог должен в общих чертах рассказать об исследовании, а также о целях, ради которых оно проводится.

Проведение теста

Специалист, который проводит исследование, поочередно показывает человеку карточки и предлагает ответить, на что именно похоже данное изображение. Все ответы обследуемого записываются дословно с фиксацией времени, которое понадобилось для каждой конкретной карточки. Психолог также отмечает положение, в котором рассматривалась картинка и любые особенности поведения человека, проходящего тест.

Не рекомендуется сажать испытуемого напротив психодиагноста, так как в таком положении он чувствует себя скованно. Помимо этого невербальное поведение психолога во время теста (зевок, кивание головой, улыбка ) может быть неправильно истолковано пациентом. Обследуемый может подумать, что одни варианты ответов являются более предпочтительными, а другие ответы следует утаивать. Поэтому лучше всего, если обследуемый будет сидеть по левую сторону от психолога.

Показывая картинку, специалист просит описать пациента то, что он видит на картинке. Автор теста рекомендовал формулировать вопрос следующим образом - «Что бы это могло быть?». В случае если обследуемый испытывает трудности, психолог может повторить или переформулировать свой вопрос. Вопрос должен стимулировать, но не оказывать выраженного давления, так как это может исказить результаты теста. Карточки можно переворачивать, рассматривать наискосок, наклонять и совершать любые действия, которые помогают дать пациенту наиболее полный ответ.

Опрос

Опрос является финальным этапом тестирования и предназначен для того, чтобы психолог получил наиболее полную информацию по всем карточкам. После того как обследуемый прокомментировал все картинки, специалист заново показывает ему карточки и просит снова, но более детально описать то, что он на них видит. Психолог может попросить обследуемого указать, что именно (фрагмент рисунка или изображение целиком ) вызывает у него ассоциации, которыми он поделился. Также специалист просит уточнить, насколько полно ассоциации обследуемого соответствуют тому, что изображено на карточке. Например, если первое изображение напоминает пациенту летучую мышь, психолог спрашивает, насколько сильно сходство, изображено ли животное полностью или только отдельные части его тела. Кроме того психолог может задавать и другие уточняющие вопросы, для того чтобы максимально дополнить ответы обследуемого.

Различают следующие формы вопросов, которые могут использоваться при опросе:

Критериями интерпретации ответов по тесту Роршаха являются:

  • целость/детали – врач отмечает, учитывается ли все изображение или отдельные его детали;
  • детерминанты (цвет, форма ) – внимание врача должно быть обращено на цветовую гамму и на то какая форма преобладает в ответах;
  • уровень формы (четкость/нечеткость ) – врач должен учесть то, насколько адекватно и четко в ответе отражена форма изображения;
  • содержание – кто или что чаще всего описывается в ответах – животные, люди, неодушевленные предметы;
  • оригинальность – учитывается вычурность ответов, нестандартность формы.

Как уже было сказано выше, данный тест диагностирует структуру личности тестируемого, а именно, особенности эмоциональной сферы, тип мышления, наличие внутриличностных и межличностных конфликтов, защитные механизмы. Результаты теста могут описывать только эти структурные личностные особенности пациента и не могут интерпретироваться как точный диагноз.

Результаты теста Роршаха могут быть следующими:

  • Если человек оперирует всей картинкой в целом , а не отдельными ее деталями, это говорит о его систематизированном мышлении. Также это говорит о том, что пациент может абстрагироваться и стремится к интеграции (объединению ).
  • Если картинка воспринимается отдельными элементами и частями , это говорит о мелочности, придирчивости пациента, о его детализированном мышлении. Обилие мелких деталей иногда указывает на нелогичный тип мышления, узость взглядов.
  • Отдельное внимание заслуживают белые промежутки в пятнах. Если тестируемый человек воспринимает их как отдельные образы, это говорит о проявлении негативизма и о том, что в данный момент он находится в оборонительной позиции.
  • Если в описании клякс предоминируют различные формы , это говорит о преобладании рассуждений над эмоциями.
  • Если изобилуют краски , это говорит о преобладании у пациента эмоциональной сферы, о его импульсивности, о слабости контроля над импульсами.
  • Если в ответах пациента доминирует движение , это указывает на гибкость мышления, развитый и богатый ассоциативный процесс.
Для удобства и быстроты интерпретации результатов врач, проводящий тестирование, ведет протокол исследования. Он представляет собой таблицу с указанными параметрами и процентным соотношением ответов.

Примерный протокол проведения теста Роршаха

Целостность Детали Четкие формы Нечеткие формы Движение Люди Животные
Норма 60 – 70%,
образ воспринимается целостно
40 – 30%, детали не должны преобладать над целым изображением 80% 20% 50 – 60% Не более 30% Не более 25%

Необходимо сразу отметить, что все показатели нормы очень относительные. Иногда важно не то, что увидит пациент на месте пятна, а то как он придет к этому, то есть ход его рассуждений.

Результатом теста, как правило, является личностная характеристика.

Можно рассмотреть следующие примерные характеристики пациентов, прошедших тест Роршаха:

  • Логическое, конструктивное мышление. Богатые ассоциативные связи. Большая способность к наблюдению.
  • Отсутствие логических связей, примитивные ассоциации, постоянное ощущение поражения

Карточка 1

На этой картинке изображено черно-белое чернильное пятно, которое чаще всего ассоциируется у людей с летучей мышью, молью или бабочкой. Расшифровка ассоциаций, которые спровоцировало первое изображение, позволяет определить в целом тип личности человека.

Возможные варианты ответов

Вариант 1
Если на месте кляксы человек видит летучую мышь, которая ассоциируется с чем-то демоническим или неприятным, то это говорит о боязни внешнего мира и скрытых внутриличностных проблемах.

Вариант 2
Если при виде моли у человека возникает чувство опустошенности, это говорит об его уязвимости, а также о его неспособности устоять перед проблемами.

Вариант 3
Если на месте пятна тестируемый видит бабочку и при этом ощущает что-то позитивное, то это говорит о его способность расти, меняться и преодолевать трудности.

Вариант 4
Если на месте кляксы возникает образ мотылька, но при этом не возникает никаких ощущений, это говорит о том, что человек одинок, и в некоторой степени он испытывает ощущение заброшенности.

Вариант 5
Образ головы животного (чаще всего кошки ) с чувством неопределенности говорит о боязни внешнего мира.

Карточка 2

На этой карточке нарисована клякса черно-красного цвета, которую люди нередко связывают с какими-либо сексуальными аспектами. Фрагменты красного цвета часто сравнивают с кровью, и реакция на них позволяет специалисту установить, как пациент управляется с гневом, физической болью.

Возможные варианты ответов

Отражает эмоциональное состояние человека.

Вариант 1
Если картинка ассоциируется с двумя людьми, которые находятся в движении, это говорит о наличии тесных взаимоотношений с окружающими людьми.

Вариант 2
Ассоциация кляксы с отображением человека в зеркале, говорит о его эгоцентризме, нарциссизме, неспособности воспринимать критику.

Вариант 3
Если человек видит животного, чаще всего собаку, это указывает на то, что он верный друг.

Вариант 4
Если же он видит слона, это говорит о том, что человек склонен к раздумьям.

Вариант 5
Если картинка вызывает неприятные ощущения, нечто негативное, это говорит о том, что ему предстоит встретиться со своими страхами.

Вариант 6
Ассоциация пятна с медведем и нейтральными чувствами указывает на скрытую агрессию и неповиновение.

Вариант 7
Если тестируемый видит молящихся людей, а части красного интерпретируются им как кровь, это указывает на его амбивалентное (двойственное ) отношение к сексу.

Вариант 8
Если он видит молящихся людей, но при этом испытывает сложные эмоции, это говорит о том, что религия ассоциируется у него с болью.

Вариант 9
Если тестируемый просто видит людей, а красный цвет интерпретирует как нечто сексуальное, это говорит о повышенном либидо.

Карточка 3

На данной картинке изображено черно-красное пятно, интерпретация которого позволяет определить, насколько опрашиваемый вовлечен в социальную жизнь. Чаще всего обследуемые различают на этом изображении пару людей, которая занята совместным делом (обедает, играет ). Если пациент видит на карточке только одного субъекта и его отражение (например, человек смотрится в зеркало ), это может свидетельствовать о том, что он поглощен собственной личностью, невнимателен к окружению.

Возможные варианты ответов

Отражает отношение пациента к внешнему миру и характеризует его социальные взаимодействия.

Вариант 1
Ассоциация клякс с двумя обедающими людьми, говорит о том, что в социальном плане тестируемый человек очень активен, он быстро адаптируется и не испытывает проблем с социальной интеграцией.

Вариант 2
Если на месте клякс возникает образ двух кукол (явление девитализации ) – это указывает на то, что тестируемый удаленный от общества человек. Также это может быть признаком скудной эмоциональности, шизоидных черт личности.

Вариант 3
Если тестируемый человек видит двух людей, моющих руки, это указывает на наличие у него параноидального страха или навязчивых фобий.

Вариант 4
Если картинка напоминает человека, смотрящего в зеркало и, при этом, видящего свое изображение, это говорит об эгоцентризме и невнимательности к окружающим людям.

Вариант 5
Если пятно ассоциируется с двумя играющими между собой людьми, это указывает на тесные социальные взаимодействия, а также возможно на то, что человек непостоянен в своих решениях.

Вариант 6
Если тестируемый воспринимает картинку по частям, а не целиком, это говорит об узости его мышления или о наличии фобии (страха ).

Карточка 4

Тут нарисовано серое пятно, которое у многих опрашивающих ассоциируется с чем-то угрожающим. Наиболее распространенными ассоциациями являются крупное животное или монстр, шкура или нора какого-нибудь зверя. Расшифровка ответов по 4 карточке позволяет сделать выводы об отношении человека к воспитанию, авторитетам, ценностям.

Возможные варианты ответов

Отражает отношения к авторитетам. Специалисты называют ее «отцовской»

Вариант 1
На месте кляксы человек видит гигантского монстра, который вызывает в нем негативные эмоции. Это говорит о чувстве неполноценности тестируемого человека, о его преклонении перед авторитетом.

Вариант 2
Если картинка вызывает ассоциации со шкурой животного, это говорит о внутреннем противоречии, межличностных и внутриличностных конфликтах.

Вариант 3
Если же картинка напоминает мех или ковер из шкуры, это указывает на страх перед людьми, стоящих выше по карьерной или социальной лестнице, в том числе перед собственным отцом.

Карточка 5

На этой картинке нарисовано темное серое пятно, которое чаще всего ассоциируется у проходящих людей тест с молью или летучей мышью. Эта карточка, в сравнении с предыдущими, отличается простотой, и опрашиваемые редко чувствуют угрозу или дискомфорт. Поэтому для этого изображения характерна более личная реакция. Как и в случае с первой карточкой, эта картинка позволяет определить основные черты личности человека.

Возможные варианты ответов

Данная картинка является аналогией первой. Отражает «Я» человека.

Вариант 1
Если карточка 5 вызывает иные ассоциации, чем карточка 1, это говорит о том, что предыдущие картинки вызвали в тестируемом человеке сильный внутренний дискомфорт.

Вариант 2
Если карточка 5 вызывает аналогичные ассоциации, как и карточка 1, но без негативных эмоций, это указывает на глубокие личные проблемы.

Карточка 6

На картинке изображено серое пятно с более выраженной текстурой. По интерпретациям этого изображения специалист делает выводы о том, насколько легко человек устанавливает близкие отношения с другими людьми.

Возможные варианты ответов

Отражает межличностную близость, называется «сексуальной карточкой»

Вариант 1
Если человек видит в пятне шкуру животного, это говорит о его нежелании вступать в тесные отношения с другими людьми.

Вариант 2
Если картинка ассоциируется с норой, это указывает на его изолированность от общества, на душевную пустоту.

Вариант 3
Если картинка вызывает у тестируемого различные страхи или ответы сексуального содержания, это говорит о скрытой депрессии.

Вариант 4
Если картинка ассоциируется с половым актом, и при этом вызывает ощущение шока у тестируемого, это говорит о наличии различных страхов сексуального содержания.

Карточка 7

На картинке нарисовано светло-серое пятно, которое чаще всего ассоциируется с женщинами, детьми, женским началом. Если описание этого изображения дается с трудом, это может свидетельствовать о сложностях, которые опрашиваемый человек испытывает при общении с женским полом.

Возможные варианты ответов

В кругу специалистов эта карточка называется «женской».

Вариант 1
Если у тестируемого появляются трудности с интерпретацией образов на этой картинке, это говорит о его сложных отношениях с женским полом. Если тестируемый человек – женщина, то вышеперечисленная ассоциация указывает на конфликт с матерью.

Вариант 2
Ассоциация клякс с женскими головами или с детьми, указывает на обостренный материнский инстинкт, а также на необходимость в заботе, ласке.

Вариант 3
Ассоциация клякс с двумя головами готовыми к поцелую, говорит о желании быть любимым, о стремлении создать отношения.

Вариант 4
Ассоциация клякс с женскими половыми органами, говорит о сложностях в половой жизни.

Карточка 8

На этой картинке изображены розовые, серые, оранжевые и голубые пятна. Карточка 8 является одной из самых трудных для интерпретации. Чаще всего люди тут видят какое-нибудь животное с 4 лапами, бабочку или моль. Если при просмотре карточки человек испытывает сильный дискомфорт, это может говорить о том, что выражение собственных эмоций дается ему с трудом.

Возможные варианты ответов

Первая многоцветная картинка, со сложными образами.

Вариант 1
Если при виде этой карточки, тестируемый испытывает трудности в ее интерпретации или впадает в ступор, это говорит о том, что он находится в сложной жизненной ситуации.

Вариант 2
Если в разноцветном пятне человек разглядывает четвероногое животное, и при этом не испытывает дискомфорта, это говорит о его расслабленности и эмоциональном спокойствии.

Вариант 3
Если на месте кляксы тестируемый видит не одно целое, а несколько образов (например, медведей и бабочек ), то это говорит о его детализированном и фрагментарном мышлении, иногда о мелочности.

Карточка 9

Здесь нарисованы многоцветные пятна, которые обладают достаточно расплывчатыми границами, что значительно усложняет интерпретацию изображения. Реакция человека на эту карточку позволяет определить, как он справляется с отсутствием определенности в какой-либо жизненной ситуации. Если опрашиваемый различает конкретный предмет, это говорит о том, что неопределенность для него не является большой проблемой. Если человек видит на рисунке абстрактное явление, это может означать, что для комфорта ему необходим четкий график и наличие определенной системы.

Возможные варианты ответов

Самая размытая картинка.

Вариант 1
Если картинка ассоциируется с неопределенной формой зла, а человеческие образы отсутствуют, это говорит о том, что тестируемый плохо справляется с неопределенностями в жизни. Нестабильные ситуации выводят его из себя.

Вариант 2
Если клякса ассоциируется с человеком и при этом у тестируемого не возникает сложных ощущений при ее интерпретации, это говорит о его организованности, а также о том, что он хорошо умеет распоряжаться временем.

Карточка 10

В последнем изображении присутствует больше всего цветов, и также эта карточка отличается сложностью клякс, которые на ней нарисованы. Чаще всего опрашиваемые не испытывают сильного дискомфорта при виде этого изображения. Наиболее распространенными ассоциациями являются паук, краб или омар, гусеница, змея, голова кролика.

Возможные варианты ответов

Самая сложная по структуре и цветам карточка.

Вариант 1
Если данная карточка вызывает неопределенные или негативные ощущения, это указывает на то, что предыдущая картинка вызвала большие трудности.

Вариант 2
Позитивные эмоции и ассоциация с одновременно несколькими образами (гусеницами, крабами ) говорит о целостности человеческой натуры, и развитом абстрактном мышлении.

Вариант 3
Если на картинке человек видит крабов и лобстеров, это говорит о том, что он склонен сильно привязываться к вещам, и обладает терпеливостью.

Вариант 4
Ассоциация клякс с пауками говорит о страхах, а также о том, что возможно человек вовлечен в сложную ситуацию.

Вариант 5
Если человек видит на картинке пауков и при этом испытывает внутреннее напряжение, это указывает на властную женщину в его жизни.

Вариант 6
Образ змеи говорит о том, что человек ощущает себя в опасности.

Вариант 7
Образ змеи, которая расценивается как фаллический символ, говорит о запретных сексуальных желаниях.

Вариант 8
Ассоциация картинки с гусеницей указывает на то, что человек постоянно растет и развивается.

Вариант 9
Ассоциация картинки с кроликом или его головой говорит о позитивном отношении к жизни.

Возможно, ли выставить диагноз на основании результатов теста Роршаха?

На основании теста Роршаха невозможно поставить диагноз. Тест позволяет оценить примерный уровень интеллекта, оригинальность (или, наоборот, банальность ) мышления, особенность эмоционального реагирования. Однако в психиатрии этого недостаточно чтобы поставить диагноз. Впоследствии полученные результаты суммируются к анамнестическим данным и данным наблюдения за пациентом.

Важно понимать, что диагноз в психиатрии основывается на комплексном обследовании пациента и не может ограничиваться одним или двумя тестами.

Тест Роршаха и психические болезни

Многие ошибочно предполагают, что тест позволяет выявить скрытые психические заболевания. Однако это далеко не так. Тест не всегда выявляет уже существующие проблемы. Также редко находят подтверждения гипотезы «целостности» и «деталей». Часто склонность к деталям проявляют не мелочные люди и педанты, а просто очень внимательные личности. Более того, у психически больных людей часто прослеживаются «адекватные» ответы. Лишь у пациентов, переживающих острый психоз , наблюдаются некие закономерности в ответах. Например, им кажется, что на месте клякс находятся переодетые люди и вокруг них разыгрывается спектакль и тому подобное.

Тест Роршаха или методика чернильных пятен Роршаха – один из самых известных психодиагностических тестов личности. Каждый из нас видел по крайней мере одну картинку с кляксами, которые напоминают… А вот здесь, собственно, и начинается тест, так как ответ определяет индивидуальные свойства и склонности конкретно взятого человека. Последнее время, в силу массового распространения в социальных сетях, тест Роршаха часто представляется в значительно упрощённых вариантах, но на самом деле – это мощный психологический инструмент.

Я вот часто мельком видел эти картинки и слышал про этот тест, но самому его проходить не приходилось, а тем более не совсем представлял методику и специфику этого теста. Давайте сейчас все вместе про это узнаем, а заодно и вспомним про его автора и историю создания теста Роршаха

ГЕРМАН РОРШАХ РОДИЛСЯ 8 НОЯБРЯ 1884 ГОДА В ЦЮРИХЕ (ШВЕЙЦАРИЯ). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна

Однозначно сказать, как у швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха родилась идея создания подобного теста – задача очень трудная. PhD Джейн Фреймингэм, например, считает, что на подобную мысль его могла натолкнуть популярная на стыке XIX и XX веков детская игра «Klecksographie» – шарады на основе чернильных пятен. Кляксы как психологический инструмент мог использовать учитель и друг Роршаха Конрад Геринг.

Историю же самого теста можно начать вести с 1911 года, когда Э. Блейлер впервые ввёл в научный обиход термин «шизофрения», а Г. Роршах заинтересовался этой болезнью и посвятил её изучению диссертацию. В процессе проведения экспериментальной части он заметил, что больные по-разному интерпретируют пятна из игры «Klecksographie». Но тогда он сделал лишь небольшой доклад о своём наблюдении.

Дальше последовали несколько лет практики, во время которых Г. Роршах активно тестировал на своих пациентах технику чернильных пятен с целью определения личностных поведенческих факторов. В результате было создано 40 карточек с чернильными пятнами и собран теоретический материал для представления методики. Но с публикацией возникли трудности. Сейчас в это трудно поверить, но ни одно издательство того времени не хотело браться за печать книги Роршаха. И причиной тому была не фантастичность или антинаучность его идей, а банальная техническая сложность в печатании такого количества рисунков клякс. В итоге их пришлось сократить сначала до 15, а потом и до 10. Лишь после этого одно из издательств согласилось выпустить книгу. Она вышла в 1921 году под названием «Psychodiagnostik». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия - иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.

В ней, помимо введения в науку понятия «психодиагностика», были представлены результаты исследований с чернильными пятнами и сам тест с пояснениями к нему. Скоринговая система самого Роршаха (другими словами, пояснения как интерпретировать полученные результаты) сосредотачивалась на классификации возможных ответов, и минимум внимания уделяла их содержанию. В следующем году автор теста умер. Несмотря на слабость отдельных сторон теста (неясность к какой категории предложенной классификации следует относить все возможные варианты ответа в силу отсутствия их описания в работе), его разработки долгое время очень высоко ценились и были основным инструментов диагностики в клинической психологии (на протяжении 40-50-х гг. ХХ века). В 1960-е годы тест Роршаха подвергся критике, в основном из-за отсутствия единой методики оценки ответов (существует несколько наиболее распространённых скоринговых систем: Бека, Пиотровского, Клопфера и др.).

Но полной дискредитации удалось избежать. В основном благодаря трудам Джона Экснера. Он сравнил 5 доминирующих систем оценки и создал нечто наподобие объединяющей системы (работа «The Rorschach: A Comprehensive System»). Сегодня многие психологи используют тест Роршаха именно в рамках Интегративной Системы Экснера. Он применяется для диагностики в исправительных учреждениях США и некоторых других стран, в судебной экспертизе, для диагностики расстройств личности в клинической психологии. Также валидность в деле понимания личности и эмоционального состояния человека тест обнаруживает в тех случаях, когда пациент не хочет или не может (в силу слабоумия, например, как в случае с Чарли Гордоном в «Цветах для Элджернона») об этом говорить напрямую. Глобально на основе ответов можно судить о психологии человека, понять его прошлое и предсказать будущее поведение.

Чернильные пятна Роршаха

В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ. Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом. Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.

КАРТОЧКА 1

НА ПЕРВОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВИДИМ ПЯТНО ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания - следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.

Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность. Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.

КАРТОЧКА 2

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО КРАСНО-ЧЕРНОГО ЦВЕТА, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.

Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике. В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека. Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг. Если он воспринимает пятно как нечто негативное - значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства. Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела. Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего. Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь - значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.

КАРТОЧКА 3

НА ТРЕТЬЕЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО ИЗ КРАСНЫХ И ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.

Если человек видит в пятне двух обедающих людей - это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе. Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника. Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.

КАРТОЧКА 4

ЧЕТВЕРТУЮ КАРТОЧКУ СПЕЦИАЛИСТЫ НАЗЫВАЮТ «ОТЦОВСКОЙ». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее - образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.

Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом. Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом. Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.

КАРТОЧКА 5

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВНОВЬ ВИДИМ ЧЕРНОЕ ПЯТНО. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта - следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.

КАРТОЧКА 6

КАРТИНКА НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ОДНОЦВЕТНАЯ, ЧЕРНАЯ; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.

КАРТОЧКА 7

ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ЧЕРНОЕ, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке - это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.

Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом. Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции. Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.

КАРТОЧКА 8

НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ЕСТЬ И СЕРЫЙ, И РОЗОВЫЙ, И ОРАНЖЕВЫЙ, И ГОЛУБОЙ ЦВЕТА.Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт - весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.

КАРТОЧКА 9

ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ВКЛЮЧАЕТ ЗЕЛЕНЫЙ, РОЗОВЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТА.Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.

Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.

КАРТОЧКА 10

В ПОСЛЕДНЕЙ КАРТОЧКЕ ТЕСТА РОРШАХА БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦВЕТОВ: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой. Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.

Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость. Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого. Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины. Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным. Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями. Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются.

источники

http://www.factroom.ru/psychology/rorschach-test

http://4brain.ru/blog/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82-%D1%80%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%B0%D1%85%D0%B0/

http://www.psysocialis.ru/rorshah/

Вот еще несколько интересных тестов: вот например , а вот тут спорный . Вспомним еще про и вот такой необычный Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -