Приемы работы с историческими картинами. Приемы работы с историческими картинами Описание картины парад при павле 1

Парад при Павле I. 1907

Бенуа А.Н.
Картон, гуашь, белила
59,6 х 82,5

Русский музей

Аннотация

Романтический Михайловский замок предстает на рисунке Бенуа во всем великолепии и блеске тех недолгих сорока дней февраля – марта 1801 года, когда он являлся царской резиденцией. На площади перед замком, с которого еще не сняты строительные леса, Павел принимает парад. Тема парада выбрана не случайно. Каждое движение затянутых в зелено-красную прусскую форму «оловянных солдатиков» со смешными косичками рассчитано и выверено, все подчинено общему порядку и ритму, здесь нет места ничему, что не предусматривал бы устав. Парад – своего рода символ павловской эпохи, так мрачно и таинственно закончившейся убийством Павла I в Михайловском замке 11 марта 1801 года.
В восприятии художника, Павел I – образ весьма романтический, полный рыцарского благородства, но и трагически безумный.
Картина была выполнена в цикле живописных работ для серии книгоиздателя И.Н. Кнебеля "Русская история в картинах" и стала лучшей среди исторических композиций художника. Этот цикл, помимо произведений Бенуа, включал также работы В.А.Серова, М.В.Добужинского, Е.Е.Лансере и других известных мастеров.

Биография автора

Бенуа А.Н.

Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.

Картина А.Н. Бенуа «Парад при Павле I», перерастая сцену из военного быта, создает многосторонний образ, по концентрированной силе обобщения близкий к сатире, оставляющий позади все произведения русской графики и живописи, посвященные России павловских времен - России холодной, казарменной, затянутой в узкий мундир прусского образца, окостеневшей в жестокой и бессмысленной муштре. В последней картине не следует видеть прямых ассоциаций с жизнью современной художнику России. Речь может идти разве лишь о личных переживаниях, размышлениях автора о реакции, о современном Петербурге с его полицейским режимом и русских правителях.

Именно они помогли формированию острого художественного образа, опередившего и историческую науку и литературу о Павле I (в частности, художник проникает в прошлое несравненно глубже, нежели Мережковский в своих исторических инсценировках). «Парад»- высшее достижение в цикле произведений Бенуа, посвященных отечественной истории, как, впрочем, и лучшая среди его исторических композиций вообще.

1907 год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
Бумага на картоне, гуашь, акварель. 59,6 x 82

Картина Александра Бенуа Парад в царствование Павла I входила в серию полотен на сюжеты из русской истории заказанных художнику в 1907 году историком С. А. Князьковым.

Художник переносит зрителя в конец XVIII столетия. На зимнем плацу разворачивается картина армейского парада. Император Павел I в компании двух сыновей наблюдает за происходящим. Представители царской династии изображены верхом на конях. Фигуры всадников полны комичного величия. Они высокомерно взирают на группу солдат и офицеров. Один из служивых, вытянувшись и сорвав с головы треуголку, застыл, немея от ужаса под испепеляющим взглядом монаршей особы.

На переднем плане картины Парад в царствование Павла I Александр Бенуа изображает шлагбаум. Введение в композицию этого предмета достаточно символично. С одной стороны он не позволяет зрителю погружаться в происходящее, с другой закрывает выход императору: на заднем плане полотна, на фоне мрачного небосвода грозно обозначился роковой фасад недостроенного Михайловского замка - здесь в ночь на 12 марта 1801 года в результате заговора Павел I будет убит офицерами.

В картине Парад в царствование Павла I отразились историко-культурные реминисценции характерные для

Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), как и все мирискуссники, безмерно любил и хорошо знал XVIII век и, уж конечно, не мог пройти мимо его феерического конца, когда на престоле оказался сын Екатерины Великой император Павел Петрович, продержавшийся у власти меньше пяти лет. Для русского общества это были необыкновенные, памятные годы. Павел пришел к власти после смерти Екатерины 6 ноября 1796 года. Он приехал в столицу из Гатчины, где жил последние 20 лет по собственным, полупрусским порядкам, в окружении близких ему людей, получивших прозвание «гатчинцев». И сразу же жителям столицы показалось, что в Петербурге высадился десант иностранной державы: император и его люди были одеты в незнакомые полупрусские мундиры, которые Павел ввел в своем гатчинском войске. И вели они себя также необычайно для либерального екатерининского Петербурга. С первого дня своего царствования Павел начал переносить в столицу гатчинские военизированные порядки. На улицах Петербурга появились черно-белые полосатые будки, привезенные из Гатчины, и для прежде никогда не спящего, веселящегося до утра города был установлен строгий комендантский час. После восьми вечера никто не имел право высунуть нос на улицу, иначе можно было угодить в лапы архаровцев – так называли подчиненных свирепого военного губернатора столицы Н. П. Архарова. Недаром слово «архаровцы» как символ «законного беззакония» остался в народной памяти, пережило время Павла и много других времен – явление же сохраняется!

Отчего же Павел стал таким неожиданно крутым, суровым правителем? Ведь молодой цесаревич когда-то мечтал о воцарении в России законного порядка, хотел быть правителем гуманным, царствовать по «непременным» законам, содержащим в себе добро и справедливость. Но не все так просто. Философия власти Павла была сложна и противоречива. Как и многие российские правители, он пытался совместить власть самодержавия и гражданские свободы, «власть личности» и «экзекутивную власть» - словом, пытался совместить несовместимое. Кроме того, за годы ожидания своей «очереди» на престол (он взошел на трон в 41 год) в душе Павла наросла целая ледяная гора ненависти и мести. Он ненавидел мать, ее порядки, ее любимцев, ее деятелей, вообще мир, в котором она жила. А как известно, с ненавистью в душе править можно, но недолго…

В итоге, что бы ни думал Павел о праве и законе, во всей его политике стали преобладать идеи ужесточения дисциплины, регламентации. Он начал строить исключительно «экзекутивное государство». В этом корень его трагедии… Борьба с «распущенностью» дворян означала прежде всего ущемление их прав, наведение порядка в разных сферах вело к неоправданной жестокости. Павел не смог отделить главное, принципиальное от второстепенного, он тонул в мелочах. А их-то как раз и запоминали люди. Так, все смеялись, когда он запретил употреблять слова «курносый» (намек на его внешность) или «Машка» (намек на императрицу Марию Федоровну). В погоне за дисциплиной он не знал меры. Жители Петербурга услышали множество диких указов. В апреле 1800 года был запрещен ввоз из-за границы «всякого рода книг, на каком бы языке оные ни были, без изъятия <…>, равномерно и музыку», то есть нот (боялся, что ввезут ноты «Марсельезы»). Потом было предписано все частные типографии «запечатать, дабы в них ничего не печатать». Правда, вскоре это нелепое распоряжение пришлось отменить – в городе исчезли этикетки, билеты и ярлыки. Павел издал особое распоряжение о том, что хлопать в ладоши в театре можно только тогда, когда это делает государь, и наоборот, если государь прекращает хлопать, то так же должны поступать остальные зрители. Полиция с остервенением набрасывалась на прохожих, которые посмели проигнорировать императорские указы о запрете ношения жилетов, модных башмаков и круглых «французских» шляп. Общение с императором становилось тягостным – он был подозрителен и капризен. Особенно опасно было встретить на улице самого императора, крайне строгого к внешнему виду прохожих. Так случилось, что на месте гуманной, терпимой Екатерины Великой вдруг оказался человек нервный, неуправляемый, вздорный. Видя, что его указы не исполняются, он негодовал, наказывал, распекал. Как писал Н. М. Карамзин, Павел, «к неизъяснимому удивлению россиян, начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды – прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных <…>. Героев, приученных к победам, учил маршировать…».

Как раз борьба императора с так называемым «развратом» в армии запомнилась людям более всего. В принципе, он исходил из благой цели – армия требовала наведения порядка. В ней во времена Екатерины царило казнокрадство, офицеры отлынивали от службы, годами сидели в отпусках, отсутствовала и должная боевая подготовка войск. Павел пытался исправить положение посредством суровой дисциплины, введения прусских уставов службы, усиления муштры. Вахтпарад – обычная ранее при смене дворцового караула процедура – вдруг превратился при Павле в важное государственное дело, которое проходило с обязательным присутствием императора и наследника престола. Развод караула во всех странах обычно обставлялся и обставляется до сих пор торжественно и даже празднично: этим символически подчеркивалась важность и почетность караульной службы по охране покоя и безопасности правящей особы или охране священного места. Было это мероприятие и важной психологической встряской заступавших на пост караульных. Да и ныне, чтобы посмотреть развод караула морской пехоты на Арлингтонском кладбище в США или гвардейцев у Букингемского дворца в Лондоне, на индо-пакистанской границе, у Мавзолея в Москве, у королевского дворца в Стокгольме и у вечного огня в Афинах, собираются тысячи людей – столь красочным является это зрелище со всеми его атрибутами: порой неестественным шагом, почти цирковыми фокусами с подбрасыванием карабинов, музыкой и барабанным боем. Но вахтпарад по инициативе прусского короля Фридриха Великого стал не просто сменой караула, а длительной (на несколько часов) церемониальной процедурой со сложными перестроениями подразделений при соблюдении определенной уставом дистанции между шеренгами и подразделениями, с особыми, не применяемыми в боевой подготовке командами, с фигурными выкрутасами эспантонами (копьями) и ружьями, со специальными мелодиями и маршами оркестра. Вахтпарады проводились в будничной, праздничной или парадной форме. Присутствие (а оно было почти непременным) на вахтпараде государя, всех высших офицеров гарнизона превращало смену дворцового караула в многочасовую пытку офицеров и солдат и наводило на всех участников ужас: чересчур строгий император, стремившийся посредством вахтпарадов «подтянуть армию», не терпел ни единой ошибки, и редко вахтпарад не заканчивался наказаниями. Вот как описывает павловский вахтпарад военный историк: «Все военнослужащие генералы, штаб и обер-офицеры, свободные от других должностей, собирались ежедневно к разводу, к 9-ти часам утра, который длился иногда до 12-ти. Государь весьма точно приезжал до прибытия дававшего развод баталиона и лично назначал точку правого фланга, по которому расставлялись офицеры для обозначения линии, по которой становился караул. После того приносили знамя из Зимнего дворца, войско встречало его с отданием чести, барабанным боем и музыкой, причем император снимал сам шляпу и за ним все присутствующие. После того он обходил баталион, осматривая каждого солдата лично и обращая строгое внимание на одиночную выправку. Затем император производил ученье с несколькими эволюциями. Государь лично подавал команду, которую принимал от него штаб-офицер, дежурный по караулам, что продолжалось около часу времени. По окончанию ученья пехоты выезжал взвод кавалерии, который исполнял разные построения. Затем государь принимал рапорты представляющихся и после того, при пароле, отдавал высочайший приказ. В заключение войска проходили церемониальным маршем, при прохождении знамен государь и присутствующие снимали шляпы. Великие князья Александр Павлович и Константин Павлович проходили на правом фланге первых двух шеренг. После церемониала главный караул следовал во дворец, где во внутреннем дворе в присутствии государя сменял старый караул, от которого знамя относилось во внутренние покои». Вахтпарады становились истинной пыткой для солдат и тяжелым испытанием для офицеров, причем рассказывали, что, идя на вахтпарад, многие из офицеров брали с собой деньги на случай, если разгневанный император прямо с плаца отправит провинившегося офицера в ссылку. Для своей картины Бенуа и выбрал вахтпарад перед Михайловским замком в присутствии сидящего верхом императора. Судя по неразобранным лесам, замок еще достраивался, то есть все действо происходило в конце зимы 1801 года. Правда, есть сомнения относительно того, можно ли было тогда из-за продолжавшейся стройки проводить вахтпарад на площади Коннетабль, перед установленным Павлом в 1800 году памятником Петру Великому работы Растрелли. И хотя Бенуа, как и в других своих картинах на темы XVIII века, не избежал иронии, но на этот раз она довольно умеренна и полотно вполне реалистично отражает общую тягостную атмосферу зимнего петербургского утра на плацу…
Как известно, строгости и капризы Павла добром не кончились. Против него созрел заговор, ночью 11 марта 1801 года император был убит в Михайловском замке. Но вахтпарады продолжались долгие десятилетия: сыновья Павла Александр, Константин, Николай и Михаил будто с молоком матери впитали любовь Павла к шагистике и с наслаждением занимались муштрой.

Современники замечали, что положительные результаты царствования Павла сказывались в провинции, в Петербурге же, где император вмешивался во все дела, «царил ежедневный ужас». Пугали не столько нововведения Павла, сколько его нетерпимость и мелочность, которые граничили с безумием: всякое отступление от установленных императором правил становилось преступлением, и нарушителю еще везло, если он оставался на свободе. Павел амнистировал государственных преступников екатерининских времен, но множество честных людей отправлялись в ссылку только из‑за незначительных нарушений формы одежды или неумения красиво пройти на параде.

Павел произвел в армии настоящую революцию. Мундиры прусского образца были самым заметным, но отнюдь не самым важным новшеством. Дело в том, что, несмотря на все победы, боеготовность екатерининской армии была крайне слаба. Три четверти офицеров числились лишь на бумаге, очередные чины получали только по протекции, дезертирство стало массовым, а срок службы ружей доходил до 40 лет. Гвардейские офицеры не утруждали себя службой, предпочитая балы, пирушки и придворные интриги. Павел в течение нескольких недель ввел новые уставы и новую систему управления вооруженными силами, а также улучшил содержание солдат.

Хотя Павел окружил себя своими людьми, гонений на екатерининских вельмож не было – большинство из них вышли в отставку с повышением в чине. Даже предполагаемый убийца Петра III, граф Алексей Орлов‑Чесменский частенько обедал у Павла. Вообще современники склонны были преувеличивать размах репрессий Павла, когда говорили о тысячах дворян, сосланных в Сибирь и посаженных в крепость. Павел, бесспорно, был легок на расправу, но большинство арестованных через считанные дни выходили на свободу, часто с повышением в чине.

Труднее оценить законодательную деятельность Павла. За четыре года его правления было принято 2179 законодательных актов, часто противоречащих друг другу. В основном они были направлены на укрепление власти монарха и государственного аппарата. Дворянство лишилось части своих прав, которые гарантировала Жалованная грамота Екатерины; города лишились самоуправления; были закрыты частные типографии и введена цензура; подданным было запрещено покидать страну, а из‑за границы – ввозить иностранные книги. Но простой народ почувствовал при Павле некоторое облегчение. Улучшилось материальное положение белого духовенства; государственные крестьяне получили самоуправление; в России была введена свобода вероисповедания, а старообрядцы получили право строить свои церкви. Противник расширения империи, Павел разрешил употребление польского языка на присоединенных польских землях и особый статус Курляндии.

Важнейшим актом Павла стала отмена петровского указа о престолонаследии. Отныне трон переходил от государя к его старшему сыну. Одновременно было принято «Учреждение об императорской фамилии», определявшее порядок содержания особ царствующей семьи.

В отношении крепостного права политика Павла была двусмысленной. С одной стороны, положение крепостных улучшилось: обязательная работа на помещика ограничивалась тремя днями в неделю, помещик мог быть наказан за жестокое обращение с крепостными. С другой стороны, за четыре года своего правления Павел раздал около 600 тысяч душ – немногим меньше, чем Екатерина за три с лишним десятилетия пребывания на троне.

Наполеон I Бонапарт. Литография М. Левине

Противоречивой была и внешняя политика Павла. Он хотел мирного сосуществования со всеми государствами, но международное положение на рубеже веков отнюдь этому не способствовало. Первоначально он продолжал политику Екатерины, стремясь сдержать распространение идей Французской революции. Россия открыла двери французским эмигрантам и вступила в союз с Австрией и Англией. Одновременно Павел надеялся распространить влияние России на все Восточное Средиземноморье. Добиться этого он рассчитывал, заключив союз с Турцией. С той же целью Павел 4 января 1797 года взял под покровительство Мальтийский орден (орден иоаннитов), а когда Мальта была захвачена французами, принял звание Великого магистра ордена. Все это привело к столкновению России с республиканской Францией, которая тоже стремилась к господству в этой части Средиземного моря.

Вид Михайловского замка в Петербурге. Художник Ф. Алексеев. 1799‑1800 гг.

В 1798 году армия под командованием Наполеона направилась в Египет. Наполеон должен был обеспечить Франции выход в Индию – жемчужину английской короны. Павел объявил Франции войну и направил в Средиземное море эскадру под командованием адмирала Федора Ушакова. Адмирал, действуя совместно с турецким флотом, изгнал французов с Ионических островов и создал там республику, фактически находившуюся под контролем России. Тогда же свой союз России предложила Черногория, единственное славянское государство на Балканах, не попавшее под власть Османской империи. Таким образом, русский флот обрел надежную базу на Адриатике. Противники Франции, Австрия и Англия, убедили Павла направить против французских войск армию под командованием А. В. Суворова. Знаменитый полководец разбил французов в северной Италии и провел русские войска через Сен‑Готардский перевал в Швейцарию, но победа оказалась бессмысленной – союзники бросили русскую армию на произвол судьбы. Еще больше оскорбили Павла действия англичан: отобрав у французов Мальту, они и не подумали отдать ее во власть ему, Великому магистру ордена. Поэтому 4 января 1800 года Павел решил предложить Франции союз.



Наполеон к тому времени стал первым консулом республики, и в его преобразованиях Павел видел воплощение в жизнь некоторых своих идей. Он без промедления начал действовать: выгнал из России всех французских эмигрантов, включая претендента на французский престол Людовика XVIII, и послал 22 500 донских казаков на завоевание Индии (добираться они должны были, разумеется, по суше). В ответ в Балтийском море появился британский флот, а английский посол в России оказал материальную помощь организаторам заговора против Павла I.

Недовольство «безумным» императором достигло пика в ночь на 12 марта 1801 года. Заговорщики ворвались в Михайловский замок и убили Павла. Возглавлял заговор губернатор Петербурга граф Петр Пален. Среди убийц были братья Зубовы (Платон Зубов был последним фаворитом Екатерины II). Не последнюю роль в заговоре сыграл и старший сын Павла Александр, когда‑то очень близкий отцу, но в последние годы относившийся к его правлению резко критически. Но двадцатитрехлетний Александр не предполагал, что за смену правления придется заплатить так дорого, и впал в полное отчаяние. Тогда граф Пален сказал ему: «Довольно ребячиться, ступайте царствовать!»