Познавательная викторина о библиотеке. Игра- викторина "Путешествие в мир книг" методическая разработка (подготовительная группа) на тему День библиотек конкурсы викторины для читателей

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Одуванчик».

Тема: Игра – викторина «Путешествие в мир книг».

Интеграция областей: Познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие; художественно – эстетическое развитие.

Цель : сформировать у детей интерес к книге, как источнику знаний и привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Задачи:

1.Развивать познавательные способности, творческое воображение, творческое мышление.

2.Формировать навык соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом.

3.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать чтение литературного произведения.

4.Расширять представления в истории возникновения книг, показать их значимость в современном мире.

5.Обогощать и активизировать словарь.

6.Создать благоприятный психологический климат.

Предварительная работа : Беседы «Известные писатели и поэты»; «Как делают книги?» Работа в типографии»; разучивание пословиц, поговорок, стихов о книге. Чтение художественной литературы. Просмотр видеоролика »История книги». Сбор материала для мини-музея.

Материал и оборудование : Слайдовая презентация, деревянные дощечки покрытые воском, деревянные палочки, салфетки, 2 пано «Жар-птицы», заготовки –перья, эмблемы команд, жетоны-книги, призы.

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки ».(1 слайд)

Ведущий: Еще в древности люди создали семь чудес света, но есть и еще одно чудо не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами и как настоящий друг готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать.

Ребята, догадались о чем идет речь? (2 слайд)

Правильно! Это книга. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.

Ребенок читает стих-е: Денис. К.

«Мой друг» В. Найденова.

Хорошая книга-

Мой спутник, мой друг.

С тобой интересней

Бывает досуг.

Мы время отлично

Проводим вдвоем.

И наш разговор

Потихоньку ведем.

И сегодня мы с вами отправимся на игру - викторину «Путешествие в мир книг».

Внимание! Внимание! Начинаем наши разные состязания! Участвовать в них будут две команды: «Золотая рыбка» и «Золотой петушок».

На нашей игре присутствует главное жюри, которое будет оценивать ваши знания и умения, будет выставлять баллы.

Путешествовать в мир книг нам поможет машина времени (3 слайд) .

1 конкурс «Блиц-Опрос –история книги».

- Ребята, мы с вами попали в древние времена, когда люди еще не знали секрета изготовления бумаги и делали книги из материалов, которые были под рукой. Отвечать нужно правильно и быстро.

1.Вопросы команде «Золотая рыбка».

Из каких материалов делали первые книги? (первые книги изготавливали из пальмовых листьев, воска, глины, папируса, пергамента, шелка).Другая команда может дополнять.

2.Вопросы команде «Золотой петушок».

Как изготавливали книги из пальмовых листьев? Из глины?

(пальмовые листья сушили и скручивали в форме веера; на мягкой и влажной глине писец острой палочкой выдавливал слова. Потом глиняную дощечку сушили или обжигали в печи).

3.Вопросы команде «Золотая рыбка».

А что такое папирус? (это растение, из которого делали книги).

Что такое свиток? (это длинная папирусная лента, накрученная на палочки).

4. Вопросы команде «Золотой петушок».

- Из чего делали пергамент? (из шкур животных).

На чем писали на Руси? (на бересте, соскребали кору у березы, кипятили ее, после чего она становилась мягкой и эластичной).

5.Вопросы команде «Золотая рыбка».

В какой стране была придумана бумага? (в Китае).

Кто в России напечатал первую книгу? (Иван Федоров, 4 слайд учебник- грамматику

5 слайд ).

Вед: Да, написать хорошую книгу совсем не просто. Для этого нужны способности, талант, и знания.

6. вопрос к команде «Золотой петушок».

Кто пишет книги? (писатели и поэты).

7.вопрос к команде «Золотая рыбка».

Вед: Ну, вот текст написан.Что еще необходимо, чтобы книга была интересной!

(нужно в книге нарисовать иллюстрации ).

Кто рисует в книгах иллюстрации? (художники иллюстраторы).

8.вопроск команде «Золотой петушок»

–Что такое типография ? (это книжная фабрика, где много цехов).

9. вопрос к команде «Золотая рыбка» .

Что там делают? (в печатные машины кладут чистую бумагу, а выходит с текстом и разноцветными рисунками. Эти листы сортируют, подбирают по страничкам. Затем специальная машина делает переплет, т. е. сшивает, склеивает листы, а другая машина одевает ее в обложку. Затем книги из типографии везут на склад, где они хранятся, а потом доставляются в магазины и библиотеки.

10.вопрос к команде «Золотой петушок»

Назовите правила обращения с книгой? (книги нужно брать чистыми руками, читать и рассматривать только за столом, не перегибать книгу, при чтении использовать закладку.

2 конкурс « Пословицы и поговорки» ( о книгах, знаниях, об учении.)

Слово жюри.

3 конкурс «Сказочная страна».

Вед: Ребята, вы любите сказки? Да, сказки любят все и дети, и взрослые. Чему нас учат сказки? (учат добру, справедливости, смелости, честности, храбрости).

Поможем «Жар-птице» (изобразим ее красивый хвост для волшебства).

Команды приклеивают перья на хвост Жар-птице.

4 конкурс «Угадай сказку?».

Отгадайте, о какой сказке или о каком сказочном герое идёт речь? Команды задают друг другу загадки.

Команда «Золотая рыбка». 6 слайд

Команда «Золотой петушок». 7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Слово жюри.

5 конкурс «Узнай поэта и писателя» (показ слайдов с портретами писателей - дети называют их).14-19 слайд

6 конкурс « Черный ящик»? (предметы из каких сказок здесь находятся?).

Ведущий: И мы на нашей машине времени попадаем в сказочную страну. Когда люди попадают в незнакомую страну, то стараются больше узнать об этом месте. А поможет нам в этом черный ящик, вам необходимо будет отгадать героев и названия этих сказок кому эти предметы принадлежат.

1.Туфелька («Золушка» Ш. Перро)

2.Яблоко (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

3.Красная шапочка («Красная шапочка» Ш. Перро)

4. Корыто (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.Лепесток (В. Катаев «Цветик – Семицветик»).

6.Аленький цветочек (С.Т. Аксаков).

Слово жюри

7 конкурс «Создание восковой книги».

Кто впервые попробовал писать на воске? (церковные служители)

Как? (деревянные дощечки заливали воском, потом палочкой – стило, с одного конца острая, а с другого закругленная. Острым концом писали, или вернее, царапали по воску, а тупым сглаживали то, что не нужно)

Раздаются каждой команде деревянные дощечки, покрытые воском

Напишите на восковых листах буквы, слова, название сказки, что умеете, чтобы получилось красиво, аккуратно. Эти листы мы сложим в книгу. У какой команды получится самая лучшая книга?

Слово жюри. Вручение призов.

Вед : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Книга-это волшебница. Книга преобразила мир, в ней память человеческого рода. Она рупор человеческой мысли. Мир без книг- мир дикарей.

«Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг!

Чтобы делал человек

Если б не было бы книг.

Если все исчезло разом. Что писалось для детей.

От волшебных добрых сказок.

До веселых новостей.

Ты хотел развеять скуку, на вопрос найти ответ!

Протянул за книгой руку,

А ее на полке нет!

Нет! Нельзя себе представить,

Что такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Дети: Любим мы, когда читают

Сказки и рассказы нам.

И стихи мы тоже любим.

Ведь мы с книгой очень дружим.


Юлия Кучеренко
Игра-викторина «Путешествие по страницам любимых книг»

Цель: приобщать детей к книгам для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности; выявлять знания детей о сказках; воспитывать чувство сострадания к героям, закреплять умения внимательно слушать, отвечать на вопросы, кратко передавать содержание произведений; воспитывать желание общаться с книгой и бережно к ней относиться.

Ход игры- викторины.

1. Вступительное слово воспитателя.

Дети, сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие, проведём игру - викторину, которая называется "Путешествие по страницам любимых книг". Путешествие волшебное, сказочное, каждый его будет совершать на своём транспорте, который сам выберет. Для этого надо закрыть глаза, 3 раза сказать про себя волшебные слова: "Лечу в волшебную страну!"(еду, плыву и т. д)

Волшебной стране Литературии мы побываем в 5 городах:

1. в городе Литературных персонажей;

3. в городе Волшебников;

4. в городе Поэтов;

5. в Загадочном городе.

Итак, в путь! Закрываем глаза, 3 раза говорим волшебные слова. и вот мы в 1 городе Волшебной страны книг:

Город Литературных персонажей.

Здесь вам надо вспомнить, кто кем был из следующих литературных персонажей:

1. Мойдодыр (умывальник, К. И. Чуковский "Мойдодыр")

2. Дядя Федор (мальчик, Э. Успенский "Дядя Федор, пёс и кот")

3. Страшила (соломенное чучело, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

4. Матроскин (кот, Э. Успенский Дядя Федор, пёс и кот)

5. Гена (крокодил, Э. Успенский "Крокодил Гена и его друзья")

А теперь, дети, наш путь лежит в город Авторов (говорим волшебные слова).

Здесь, ребята, вам надо по отрывку определить автора и название произведения:

1) "Свет мой, зеркальце! Скажи.

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"(А. С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне"

2) "У меня зазвонил телефон

Кто говорит? - Слон"(К. И. Чуковский "Телефон")

3) "В доме восемь дробь один,

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью "Каланча""(С. В. Михалков "Дядя Степа")

4) "Не горюй, хозяин, а лучше дай мне мешок да закажи для меня пару сапог, чтобы не было больно ходить по камням"(Ш. Перро, "Кот в сапогах")

5) "Зато на птичьем дворе над малышом потешались.

Посмотрите, какой уродливый! До чего же гадкий этот утёнок! кричали вслед ему. "(Г. Х. Андерсен "Гадкий утенок")

Путешествие в 3 город - город Волшебников.

О каких волшебниках говорится в следующих отрывках сказок:

1) "У неё был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её острого взора (Бастинда, А. Волков "Волшебник Изумрудного города")

2) "Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною. (Снежная Королева, Г. Х. Андерсен)"

3) "Он превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу!"(Людоед, Ш. Перро "Кот в сапогах")

4) "А она не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из неё всю мякоть. Потом она прикоснулась к её жёлтой толстой корке своей волшебной палочкой, и пустая тыква вдруг превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колёс"(Фея, "Золушка", Ш. Перро)

5) "Попала она ему в ведро и говорит человеческим голосом: - Не ешь меня! Пусти опять в воду, счастлив будешь, только скажешь: по щучьему велению, по моему хотению, всё будет исполнено"(щука, "Емеля", р. н. с.)

Ну молодцы, дети, теперь отправляемся в город Поэтов.

1) А лисички взяли спички, к морю синему пошли.

Море синее зажгли. Море пламенем горит, выбежал из моря. (кит, К. Чуковский "Путаница")

2) "Сел он утром на кровать. Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки - Оказалось, это. " (брюки, С. Маршак "Вот какой рассеянный")

3) "Брал в столовой дядя Стёпа для себя двойной обед,

Спать ложился дядя Степа - ноги клал на. " (табурет, С. Михалков, "Дядя Стёпа")

4) "Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило, и кусалось, как. "(оса, К. Чуковский, "Мойдодыр")

5) "Пиф-паф! - и Буйвол наутёк,

За ним в испуге. "(носорог, К. Чуковский "Крокодил")

6) "Стыдно старому реветь - ты не заяц, а. "(медведь, К. Чуковский "Краденое солнце")

7) "Но как чёрная железная нога.

Побежала, поскакала. "(кочерга, К. Чуковский "Федорино горе")

8) "Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу. "(проглотил,К. Чуковский "Тараканище")

9) "Кто дрожа от страха, спрятался в чулане,

Кто в собачьей будке. Кто на чердаке

Папа схоронился в старом чемодане,

Дядя под диваном, тётя в. "(сундуке,К. Чуковский "Крокодил")

10) "А кузнечик, а кузнечик, ну, совсем, как человечек,

За кусток, под мосток и. "(молчок,К. Чуковский "Муха -Цокотуха")

А теперь наш путь лежит в город, который называется Загадочный, где вам предстоит разгадать авторские загадки.

1) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за то что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч, С. Маршак)

2) Вот иголки и булавки выползают из - под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (ёж, К. Чуковский)

3) Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные- вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинки, Е. Благинина)

4) Что такое перед нами: две оглобли за ушами,

На глазах по колесу и сиделка на носу? (очки, С. Маршак)

5) Хожу - брожу не по лесам,а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (гребешок, К. Чуковский)

Подведение итогов.

Подсчет фишек, выбор победителей, награждение их медалями:

"Лучший знаток детских книг"

к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

КЛЮЧ.


1 – Б (летопись)

2 – Б (библиофоб)

3 – А (настольная)

4 – Б (на 17-й)

5 – В (бестселлер)

6 –сам Б (ходячая энциклопедия)

7 – В (диво)

8 – Б (фолиант)

9 – А (титул)

10 – А (Крылов)

11 – В (библиография)

12 – А (кодекс)

13 – Б (знаний)

14 – В (Блок)

15 – А (Москва)

16 – В (шифр)

17 – Б (читательский формуляр)

18 – А (автограф)

19 – В (аннотация)

20 – В (букинистическая)

21 – В (антология)

22 – Б (справочником)

23 –Б (жизнь замечательных людей)

24 – Б (Дрофа)

25 – Б (альбом)

26 – А (книжки раскладушки)

27 – Б (трилогия)

28 – Б (поваренная книга)

29 – А (от корки до корки)

30 – Б (суперобложка)

31 – А (электронный)

32 – Б (любитель чтения)

33 – В (травянистое растение)

34 – А (начальная страница книги)

35 – В (старинная книга)

36 – А (библиографическое описание)

37 –Б (кожа)

38 – В (библио…)

39 – В (Апостол)

40 – А (Ярослав Мудрый)

41 – В (изба-читальня)

42 – А (Греция)

43 – А (свиток)

44 – А (И.С.Крылов)

45 – В (монахами)


Как называется запись исторических событий древнего времени по годам?

А. Манускрипт

Б. Летопись

В. Альманах

Ответ: Б. Летопись

Какой из этих людей совершенно не любит книги (а боится их и ненавидит)?

А. Библиофил

Б. Библиофоб

В. Библиограф

Ответ: Библиофоб

Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу?

А. Настольная

Б. Подручная

В. Застольная

Ответ: Настольная

На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?

Б. На 17-й В.

Ответ: На 17-й

Как называют наиболее раскупаемые книги, издаваемые большими тиражами?

А. Беллетристика

Б. Многотиражка

В. Бестселлер

Ответ: Бестселлер

Как в шутку называют человека, который обладает обширными знаниями и может ответить на любой вопрос?

А. Бродячий словарь

Б. Ходячая энциклопедия

В. Шагающий справочник

Ответ: Ходячая энциклопедия

Как называется наша российская «Книга рекордов Гиннесса»?

А. «Чудо»

Б. «Волшебство»

В. «Диво»

Ответ: "Диво"

Как называется объемная книга большого формата?

А. Экслибрис

Б. Фолиант

В. Факсимиле

Ответ: Фолиант

Как называется первая страница книги, на которой приводятся данные об авторе, название книги, выходные данные?

Б. Формат

В. Индекс

Ответ: Титул

Имя этого человека входит в нашу жизнь с детских лет. А его афоризмы и крылатые слова сопровождают нас всю жизнь. Он известен как драматург, прозаик и лирик. Но мало кто знает, что он почти 30 лет проработал в Публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в должности библиотекаря. Кто этот человек?



А. И.А. Крылов

Б. Н.В. Гоголь

В. А.С. Пушкин

Ответ: И.А. Крылов

11. Один из самых известных русских знатоков библиотечного дела, Николай Александрович Рубакин, говорил: "Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство, развитию же его нет предела". Что это за наука?

А. Полиграфия

Б. Библиомания

В. Библиография

Ответ: Библиография

Как на латинском языке звучит слово «книга»?

А. Кодекс

В. Конституция

Ответ: Кодекс

13. Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник...»?

А. Диктантов и изложений

Б. Знаний

В. Умений

Ответ: Знаний

14. Как называют листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплѐтную крышку или обложку?

Ответ: Блок

В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира?

А. Москва

Б. Новосибирск

В. Санкт-Петербург

Ответ: Москва

16. Как называются условные регистрационные знаки на книге, определяющие еѐ место на библиотечных полках («адрес» книги)?

А. Штрих-код

Б. Вензель

Ответ: Шифр

17. Как называется библиотечная учѐтная карточка, которая заводится на каждого посетителя?

А. Читательский дневник

Б. Читательский формуляр

В. Читательский паспорт

Ответ: Читательский формуляр

Как называется рукописный текст, написанный автором книги, а также собственноручная подпись автора?

А. Автограф

Б. Факсимиле

В. Автоним

Ответ: Автограф

19. Как называется краткое изложение содержания книги, помогающее читателю или покупателю лучше ориентироваться в океане современных печатных изданий?

А. Прокламация

Б. Презентация

В. Аннотация

Ответ: Аннотация

Как называют книгу, бывшую в пользовании и вновь поступившую в продажу?



А. Библиотечная

Б. Буколическая

В. Букинистическая

Г. Антикварная

Ответ: Букинистическая

Как называется сборник избранных произведений разных литературных авторов?

А. Альманах

Б. Дайджест

В. Антология

Ответ: Антология

Чем является городская телефонная книга?

А. Словарѐм

Б. Справочником

В. Энциклопедией

Ответ: Справочником

ВИКТОРИНА

О библиотеке

1. Как называется запись исторических событий древнего времени по годам?

А. Манускрипт Б. Летопись В. Альманах

Ответ: Б. Летопись

2. Какой из этих людей совершенно не любит книги (а боится их и ненавидит)?

А. Библиофил Б. Библиофоб В. Библиограф

Ответ: Библиофоб

3. Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу?

А. Настольная Б. Подручная В. Застольная

Ответ: Настольная

4. На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?

А. На 3-й Б. На 17-й В. На 13-й

Ответ: На 17-й

5. Как называют наиболее раскупаемые книги, издаваемые большими тиражами?

А. Беллетристика Б. Многотиражка В. Бестселлер

Ответ: Бестселлер

6. Как в шутку называют человека, который обладает обширными знаниями и может ответить на любой вопрос?

А. Бродячий словарь Б. Ходячая энциклопедия В. Шагающий справочник

Ответ: Ходячая энциклопедия

7. Как называется наша российская «Книга рекордов Гиннесса»?

А. «Чудо» Б. «Волшебство» В. «Диво»

Ответ : "Диво"

8. Как называется объемная книга большого формата?

А. Экслибрис

Б. Фолиант

В. Факсимиле

Ответ: Фолиант

9. Как называется первая страница книги, на которой приводятся данные об авторе, название книги, выходные данные?

А. Титул

Б. Формат

В. Индекс

Ответ : Титул

10. Имя этого человека входит в нашу жизнь с детских лет. А его афоризмы и крылатые слова сопровождают нас всю жизнь. Он известен как драматург, прозаик и лирик. Но мало кто знает, что он почти 30 лет проработал в Публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в должности библиотекаря. Кто этот человек?

А. И.А. Крылов

Б. Н.В. Гоголь

В. А.С. Пушкин

Ответ: И.А. Крылов

11. Один из самых известных русских знатоков библиотечного дела, Николай Александрович Рубакин, говорил: "Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство, развитию же его нет предела". Что это за наука?

А. Полиграфия

Б. Библиомания

В. Библиография

Ответ: Библиография

12. Как на латинском языке звучит слово «книга»?

А. Кодекс

Б. Догма

В. Конституция

Ответ: Кодекс

13. Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник...»?

А. Диктантов и изложений

Б. Знаний

В. Умений

Ответ: Знаний

14. Как называют листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплѐтную крышку или обложку?

А. Фет

Б. Грин

В. Блок

Ответ: Блок

15. В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира?

А. Москва

Б. Новосибирск

В. Санкт-Петербург

Ответ: Москва

16. Как называются условные регистрационные знаки на книге, определяющие еѐ место на библиотечных полках («адрес» книги)?

А. Штрих-код

Б. Вензель

В. Шифр

Ответ: Шифр

17. Как называется библиотечная учѐтная карточка, которая заводится на каждого посетителя?

А. Читательский дневник

Б. Читательский формуляр

В. Читательский паспорт

Ответ: Читательский формуляр

18. Как называется рукописный текст, написанный автором книги, а также собственноручная подпись автора?

А. Автограф

Б. Факсимиле

В. Автоним

Ответ: Автограф

19. Как называется краткое изложение содержания книги, помогающее читателю или покупателю лучше ориентироваться в океане современных печатных изданий?

А. Прокламация

Б. Презентация

В. Аннотация

Ответ: Аннотация

20. Как называют книгу, бывшую в пользовании и вновь поступившую в продажу?

А. Библиотечная

Б. Буколическая

В. Букинистическая

Г. Антикварная

Ответ: Букинистическая

21. Как называется сборник избранных произведений разных литературных авторов?

А. Альманах

Б. Дайджест

В. Антология

Ответ: Антология

22. Чем является городская телефонная книга?

А. Словарѐм

Б. Справочником

В. Энциклопедией

Ответ: Справочником

23. Как расшифровывается сокращение названия серии научно-художественных биографий – ЖЗЛ?

А. «Жизнь знаменитых личностей»

Б. «Жизнь замечательных людей»

В. «Жизнь звѐзд литературы»

Ответ: «Жизнь замечательных людей»

24. Какое птичье название имеет московский издательский дом, специализирующийся на выпуске учебной литературы?

А. «Аист»

Б. «Дрофа

В. «Пеликан»

Ответ: "Дрофа"

25. Как называют книгу с репродукциями?

А. Буклет

Б. Альбом

В. Брошюра

Ответ: Альбом

26. Какие книжки выпускают для малышей?

А. Книжки-гамаки

Б. Книжки-кроватки

В. Книжки-раскладушки

Ответ: Книжки-раскладушки

27. Как называют три литературных произведения одного автора, связанные единством замысла?

А. Триада

Б. Трилогия

В. Триптих

Ответ: Трилогия

28. Как называется книга с рецептами приготовления вкусной и здоровой пищи?

А. Готовальня

Б. Поваренная книга

В. Сборник жареных фактов

Ответ: Поваренная книга

29. Как читают очень понравившуюся интересную книгу?

А. От корки до корки

Б. От А до Я

В. От случая к случаю

Ответ: От корки до корки

30. Как называют красочную бумажную обложку поверх переплѐта книги?

А. Ультраобложка

Б. Суперобложка

В. Экстраобложка

Ответ: Суперобложка

31. Какой новый вид книги появился в ХХ веке?

А. Электронный

Б. Атомный

В. Плазменный

Г. Нейтронный

Ответ: Электронный

32. Книгочей – это…

А. Библиотекарь

Б. Любитель чтения

В. Продавец книг

Ответ: Любитель чтения

33. Папирус – это…

А. Ткань

Б. Дерево

В. Травянистое растение

Ответ: Травянистое растение

34. Титульный лист – это…

А. Начальная страница книги

Б. Середина книги

В. Последняя страница книги

Ответ: Начальная страница книги

35. Антикварная книга – это…

А. Новая книга

В. Старинная книга

Ответ: Старинная книга

36. Сведения (данные) о книге, записанные на каталожной карточке, называются…

А. Библиографическое описание

Б. Библиографическое пособие

Ответ: Библиографическое описание

37. Пергамент – это…

А. Кора берѐзы

Б. Кожа

В. Глина

Ответ: Кожа

38. Какая первая составная часть сложных слов соответствует по значению слову «книга»?

А. Био...

Б. Графо...

В. Библио

Г. Крио...

Ответ: Библио

39. Как называлась первая русская датированная печатная книга, выпущенная в 1564 году в Москве Иваном Фѐдоровым.

А. «Азбука»

Б. «Часовник»

В. «Апостол»

Г. «Псалтырь»

Ответ: "Апостол"

40. Кто основал первую библиотеку на Руси?

А. Ярослав Мудрый

Б. Петр I Великий

В. Иван IV Грозный

Г. Екатерина II Великая

Ответ: Ярослав Мудрый

41. Как назывался культурно-просветительский пункт в российской деревне до начала 70-х гг. прошлого века?

А. Книжная палата

Б. Библиохата

В. Изба-читальня

Г. Читальный двор

Ответ: Изба-читальня

42. В какой стране впервые появилось слово "Библиотека"?

А. Греция

Б. Египет

В. Древняя Русь

Ответ: Греция

43. Как называется одна из древнейших форм книги?

А. Свиток

Б. Клубок

В. Рулон

Г. Гармошка

Ответ: Свиток

44. Какой русский писатель (и баснописец) почти 30 лет работал библиотекарем? Он служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден Св. Владимира 4-й степени.

А. Иван Андреевич Крылов

Б. Сергей Владимирович Михалков

В. Лев Николаевич Толстой

Г. Самуил Яковлевич Маршак

Ответ: И.А. Крылов

45. Кем были первые создатели рукописных книг на Руси?

А. Князьями

Б. Торговцами

В. Монахами

Г. Лесниками

Ответ: Монахами

46. Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света?

Ответ: Александрийская

47 . Внешнее покрытие книги, предохраняющее книгу от загрязнения.

Ответ: Обложка

48. Перечень имеющихся в библиотеке произведений печати, составленный по определенному принципу.

Ответ: Каталог

49. Публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных книг.

Ответ: Книжная выставка

50. Назовите первую общедоступную библиотеку в России.

Ответ: Императорская публичная библиотека в СПб, основанная в 1795 г. по велению Екатерины II. Ныне РНБ

51. Всю жизнь Пѐтр I собирал книги – был библиофилом. Основой книжного собрания какой академии стала его библиотека?

Ответ: Академии Наук

52. Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно?

Ответ: Должности библиотекаря

53. Как раньше называлась самая большая в России Российская государственная библиотека, расположенная в Москве?

Ответ: Библиотекой имени Ленина, а ещѐ раньше – Румянцевской. Библиотеку граф Н.П. Румянцев создал на собственные средства, а затем передал в дар своему народу.

54. Это советское географическое издание весит более 7 кг и содержит 280 тысяч названий. По оценке специалистов, шедевр не имеет себе равных во всѐм мире. Что это за книга?

Ответ: Большой атлас мира

55. Эту книжечку впервые выпустили в 1682 году, и предназначалась она для продавцов и покупателей. А сейчас еѐ содержимое часто помещается на обложках школьных тетрадей и его наизусть знает каждый нынешний школьник. Как мы называем эту книжечку?

Ответ: Таблица умножения

56. Что называется «компасом» в книжном мире?

Ответ: Библиография

57. Крупный библиограф-краевед, общественный деятель Якутии начала ХХ в., автор указателя "Библиография Якутии"

Ответ: Николай Николаевич Грибановский

58. Назовите главную библиотеку Республики Саха (Якутия)

Ответ: Национальная библиотека РС(Я)

59. В каком году основана первая библиотека в Татте?

Ответ: В 1938 г.

60. Известный библиограф-краевед, составитель библиографических пособий "Писатели Якутии", "Писатели Земли Олонхо", "Якутский героический эпос Олонхо"

Ответ: Валентина Николаевна Павлова