О духовном здоровье семьи - ано семья россии. Практика "Очищение рода по линии матери"

По мере изменения общества во всем мире также происходили изменения показывающие, как влияла духовность на современные стремления человека.

В каждой культуре существуют свои корни духовности, и духовность каждой культуры по-разному влияет на сегодняшний мир. Ведущие исследования в области влияния духовности на здоровье человека осуществляются в Медицинском Центре Университета Дюка (Duke University Medical Center) под руководством д-ра Гарольда Г. Кенига.

Д-р Кениг, всемирно известный исследователь в области медицины, сам являющийся квалифицированным медбратом, терапевтом и профессором психиатрии и медицины Медицинского Центра Университета Дюка. Он также основатель и coдиректор Центра духовности, религиоведения и здоровья при университете Дюка. Со своими докладами он выступает на конференциях и семинарах, проводимых в США.

Его исследования направлены на то, чтобы выявить, как духовность влияет на пожилых людей и инвалидов. Он написал много книг по этому вопросу, а также принял участие в нескольких телевизионных и радио программах. В книге "Оздоровительная связь" весьма серьезно, но с юмором, он описывает свою жизнь и духовность, связывая их со своими исследованиями.

Исследования д-ра Кенига затрагивают различные проблемы со здоровьем, от рака молочной железы до незначительных недомоганий. Он прекрасно знает, что такое быть инвалидом, так как часть своей жизни провел в инвалидной коляске.

Когда Кениг стал христианином, он понял, что вера оказала глубокое влияние на его способность примириться с инвалидностью. Его исследования очень подробны и могут достичь весьма точных результатов. Например, для исследования рака молочной железы он выбрал афроамериканок.

"Кончено, исследование невозможно довести до конца, но мы выбрали чернокожих женщин из-за того, что церковь, и особенно их общение в церкви, играют существенную роль в их жизни.

Это настолько важная часть в системе верования и социальных связей афроамериканок, что мы решили изучить эту группу, чтобы понять, какое воздействие оказывает религия при заболевании раком молочной железы, – заявил д-р Кениг в интервью для газеты "Великая эпоха". - Все основные мировые религии способствуют развитию таких добродетелей как прощение, благодарность, доброта и любовь, и если человек проявляет их в жизни, это может улучшить его здоровье".

Проведенные исследования показали, что стрессы изменяют иммунную систему и способность человека сопротивляться болезням, порождают сердечно-сосудистые заболевания, способствуют отклонениям в работе пищеварительного тракта, нарушению метаболизма и так далее. Д-р Кениг обнаружил, что духовность направляет человека, дает осознание взаимосвязей, поддержку и развивает уважение к себе, что формирует мощный механизм, помогающий пережить стресс, что в свою очередь различным образом оказывает положительное влияние на здоровье.

Исследования показали, что духовность смягчает стресс, способствует развитию чувства покоя за счет проявления добродетелей, психологически изменяет человека. Это ведет к укреплению иммунной системы. Так же есть вероятность, что люди станут более оптимистичными, будут дольше жить и станут более здоровыми.

Уникальность этих исследований состоит в том, что для их проведения была использована комбинация разных личностей и то, как каждая личность использует духовность, чтобы справиться с депрессией и стрессом. Д-р Кениг использовал свой опыт [по влиянию духовности на здоровье человека], накопленный при работе с людьми пожилого возраста и с теми, кто испытывает депрессию, чтобы обобщить исследования, касающиеся роли отчаяния, которое испытывают люди при различных заболеваниях.

Результаты поразительны! Были определены различные группы личностей и защитных механизмов и сделаны четкие выводы по работе каждого механизма. Это создало многообещающее прогнозы для дальнейших исследований, ведущих к изучению различных форм лечения, которые могут быть, в конечном счете, полезными в современном здравоохранении при соблюдении медицинской и женской этики, сконцентрированных на оздоровляющих аспектах сострадания. Это обеспечивает позитивный утилитарный подход к здравоохранению.

Исследования главным образом проводились в среде христиан, поскольку 85 % духовно верующих людей в США - христиане. Д-р Кениг проводил свои опыты на юге страны, где большую часть населения составляют христиане и где он сам живет. Кениг хочет учредить фонд для исследований в области духовности и здоровья на основе христианства до того, как он продолжит опыты в среде других мировых религий. Он считает, что перед изучением влияния на здоровье различных религиозных школ, необходимо иметь начальную базу знаний, которую могут использовать другие ученые в проведении собственных исследований на основе их традиций.

В октябре прошлого года Департамент страхования Канады выпустил отчет под названием "Покончить с невидимыми эпидемиями в Канаде: стратегия для предотвращения травм" в котором говорится о том, что травматизм – основная причина инвалидности и смертности канадцев в возрасте от 1 года до 44 лет. Инвалидность часто приводит к депрессии, порождающей сильные стрессы у самих инвалидов и у окружающих их людей.

В отчете рекомендуется усилить их поддержку со стороны местных властей и увеличить ресурсы, выделяемые на такие нужды федеральным правительством. Кроме того, рекомендуется организовать группу по исследованию получения травм и использовать на практике результаты ее работы [для предотвращения травматизма]. Д-р Кениг неустанно проводит большую работу для усиления поддержки инвалидов путем освещения их проблем, надеясь, что это усилит поддержку правительства.

Он заявляет: "Мне кажется, врачи более восприимчивы в этом вопросе. Считаю, что в наше время медицинские учебные заведения учат врачей быть более восприимчивыми. Я полагаю, многие терапевты видят, какую пользу получают их пациенты от своей веры. Особенно, когда вышли результаты исследований в этой области, терапевты стали спрашивать пациентов о том, какую роль в их жизни играет духовность, и мы еще больше укрепились в своем осознании ее важности. Мне кажется, что в будущем мы всё больше будем убеждаться в этом".

Кениг говорит, что многие ученые также приводят научные доказательства того, что духовность играет позитивную роль в поддержании хорошего здоровья, и поэтому правительства всё большего количества стран понимают это. Хотя правительство США урезает финансирование научных исследований, д-р Кениг надеется, что именно в этой области будет проводиться больше исследований и будет оказана поддержка. Он полагает, что в будущем эта область станет более приоритетна, чем раньше.

Кенига более всего волнуется, смогут ли ученые, заинтересованные работой в этой области, в будущем получить образование, позволяющее им проводить исследования, издавать работы, которые получат поддержку, и публиковать результаты в периодических медицинских изданиях. Д-р Кениг создает целую сеть ученых для продвижения исследований в этой области. Он говорит, что как только появится достаточно доказательств, полученных путем медицинских научных опытов, терапевты будут открыто говорить о духовности в клинической практике и проявят желание поддерживать своих пациентов в их духовной вере.

Д-р Кениг утверждает, что его работа получила признание во многих странах мира, где существовал режим, осуществлявший репрессии, таких как Венгрия и Украина. К этим исследованиям проявлен интерес в Индии, Тайване и в некоторых исламских государствах. На сайте опубликованы мнения некоторых профессоров и преподавателей, которые поддерживают исследования д-ра Кенига и считают, что их необходимо интегрировать в систему здравоохранения.

"Интересно наблюдать, как ученые во всем мире, которые, возможно, ранее не проявляли интереса к этой работе, теперь погружаются в нее, – сказал д-р Кениг. – Сегодня необходимо организовывать международные конференции, где смогут собираться вместе ученые и клинические врачи для повышения своего понимания и укрепления связей в этой области".

Если взять в целом, то духовность семьи – это довольно философский вопрос и в наш век деградации он много кому не понятен.

Поэтому, для начала, необходимо выяснить,а что такое духовность семьи? И только после этого можно понять, для чего она нужна.

Если говорить без всяких заумных фраз, по простому, то духовность семьи – это когда как у мужа так и у жены есть искренняя вера в Бога, которому они вдвоем пытаются служить.

Плюс еще, параллельно, — муж и жена воспитывают своих детей таким образом, что дают им понимание веры в Бога и рассказывают зачем детям это вообще нужно.

У Вас тоже может возникнуть вопрос: « А действительно, зачем вообще нужна духовность семьи?» На самом деле, еще не так давно я и сам до конца не осознавал что такое вообще духовность, а тем более не знал, как ее можно применить в жизни, а тем более в семейной жизни.

А суть заключается в том, что настоящее будет только в том случае, если каждый ее член повернется к Богу лицом, а не спиной, как это обычно бывает.

Дело в том, что наша культура устроена таким образом, что нам сейчас постоянно навязывают материальные ценности и дают понять, что чем больше у тебя будет дом, чем разнообразней и дороже твоя одежда, чем круче у тебя то, чем лучше у тебя вон то – тогда ты успешен и счастлив в жизни.

Но, как показывает жизнь – это далеко не так, потому что вся суть кроется не в накоплении материальных благ. Я ни в коем случае не хочу сказать, что нам необходимо выбросить все свои вещи, продать квартиру, машину, мебель, и пойти в монастырь на вечную молитву и поклоны.

Здесь суть абсолютно другая. Конечно же, так как мы живем в этом материальном мире – нам необходимо жилье, в котором нам будет комфортно, средство передвижения, хорошая и теплая одежда и прочие вещи.

Весь секрет заключается в том, что большинство людей ставят это на первое место. А это и есть главной ошибкой, так как иногда люди тратят просто героические усилия для того, чтоб купить себе крутую машину или огромный дом, или еще что – то.

Так вот, духовность семьи заключается в том, чтоб переместить ненужное накопление материального с первого места на второй план. А на первое место поставить служение Богу. Сделав таким образом — Вы очень скоро заметите, что начнут испаряться сами собой. А в чем же выражается служение Богу, спросите Вы? Служение означает не только молитвы.

Служение – это действия каждого, которые направлены на улучшения этого мира. Например, когда Вы трудитесь на работе – представьте, что всю работу Вы делаете так, будто Вас попросил ее сделать сам Бог. Если Вас просят близкие о помощи – представьте, что это к Вам обращается господь.

2014-06-01

Духовность — это состояние души, поведение каждого из нас в чрезвычайных жизненных ситуациях, это наши мысли, речь, поступки, внутренние факторы человека. Если нет духовных потребностей, ничего говорить и о духовном развитии человека и его здоровье.

Духовность очень многогранный и сложный феномен. По словарному толкованию духовность — это духовная, интеллектуальная природа, внутренняя нравственная сущность человека. Современная гуманитарная наука говорит о духовности, как о видовой качество человека, о том, что именно духовность делает человека человеком. Если индивид отказывается от своей человеческой сущности, от гуманности, то в таком случае он становится бесчеловечном, антигуманным, бездуховным.

Под духовностью в украинской семейной педагогике понимают совокупность психических явлений, характеризующих внутренний субъективный мир человека, основные черты культурной направленности личности — ее жизненные интересы, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрение, отношение к жизни, к другим людям, к своим обязанностям » связей и к самому себе. его мышление, желание, воля, эстетические и нравственные чувства. В семье закладываются основы человечности, корни духовности, фундамент личности, великодушие, забота о близких, родных.

Ян Коменский в своей знаменитой «Материнской школе», призывая больше ухаживать за душой, как главной частью человека, писал о том, что прежде всего необходимо приучать детей к благочестию, затем к доброте, морали или добродетели, наконец — «до самых полезных наук». Духовность является одновременно часть человеческой сущности и социальный феномен, который представляет собой сложное, комплексное образование, включающее в себя совокупность различных форм сознания — от высших ее форм (мировоззрения, идей, ценностей, идеалов, убеждений) в бытийных (жизненных интересов), ментальных особенностей и психоэмоциональных состояний отдельного человека или народа, обусловливает понимание и отношение человека или многих людей к бытию.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский отметил: «Для того, чтобы воспитание могло создать для человека иную природу, нужно, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения — в привычки, а привычки — в склонности. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что она подчиняется ему раньше, чем думает, что должна подчиниться, только тогда становится элементом его природы». Бесспорно, это касается и принципов формирования духовной морали и основ здорового образа жизни современной молодежи.

Проблема духовного здоровья является важной, многогранной, общественно — и природозначимою. Все ее аспекты являются сложной задачей. Здоровье — это такой динамическое состояние человека, который характеризуется стою духа, жаждой жизни и творчества, стремлением к познанию, самопознанию, самосовершенствованию высоким уровнем культуры, духовности, морали и сушки.

Здоровье можно определить как способность личности регулировать свою жизнь и свою деятельность в соответствии с гуманистических идеалов, которые выработало человечество в процессе исторического развития. Именно здоровье является определяющим в отношении человека к себе, к другим, к обществу и является приоритетным в иерархии здоровья.

Здоровье личности — это стремление к истине, добру, это способность действовать из любви к ближнему, это причастность к живой и неживой природы. Здоровье является главным источником жизненной силы и энергии. Его характеризуют как способность человека сочувствовать, сопереживать, помогать другим, желание улучшить окружающую жизнь и активно способствовать этому; честность и правдивость; самосовершенствования личности как части совершенствования мира; ответственное отношение к самому себе и своей жизни.

Основоположник школьной валеологической науки и практики В. А. Сухомлинский, придавая большое значение духовному здоровью личности в книге «Как воспитать настоящего человека», считал, что «духовное богатство человека — один из важнейших показателей ее всестороннего развития». В. А. Сухомлинский считал, что немалое значение имеет физическое, психическое, моральное и духовное здоровье учителей, потому что без него трудно достичь ожидаемых результатов и у детей. Душа каждого ребенка — это цветок, но прорастет она или нет — зависит от духовности, воспитания и обучения высокодуховных принципов морали — основы здорового образа жизни. Обязанность родителей, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов перед будущим — не потерять души детей, а вырастить их на основе высших человеческих ценностей, духовных потребностей, обеспечивающих здоровье.

Духовная составляющая здоровья является своеобразной вершиной, которая собирает все лучшее в человеке, благодаря чему индивид становится личностью. Духовные потребности является системой сложных и неоднозначных по характеру и силой внутренних побуждений человека, которые поднимаются на удовлетворение потребностей ее непосредственного существования.

Сквозняк ом всей жизни человек стремится к духовному развитию и самосовершенствованию. Раскрывается она через неповторимые сочетания:

— Видение прекрасного в окружающей среде и в самой себе (естетизм.);

— Выработка определенных правил поведения в отношении окружающего мира как по законам общества, так и по внутреннему моральным кодексом (етизм);

— Понимание сущности окружающего мира, места человека в природе и обществе, ее жизненных ценностей, выбора способа собственной жизни, ответственности за здоровье и жизнь свою и других людей (философское мировоззрение).

Каждая составляющая здоровья многогранная, сложная. Но лишь при условии органического сочетания этих компонентов формируется и развивается духовная потребность и здоровье человека. Духовная потребность — это тот источник, наполняющий сущность человечностью, не дает прорасти злу, черствости, дерзости. Шаг за шагом, показывая образцы духовной поведения, примеры здорового образа жизни и деятельности людей духовно богатых, изучая принципы духовной морали, ставя учащихся в позицию необходимости нравственного поступка вообще и здорового образа жизни в частности, обучая думать не поверхностно, а глубоко, духовно, мы подведем воспитанников до того момента, когда они скажут «я хочу так поступить», «я вынужден так действовать», «я не могу сделать по -другому, потому что так велит совесть и внутренний голос». Есть заявит о себе духовная потребность быть честным, добрым, сочувственным, милосердным, заботливым, искренним и т.п..

Итак, внутренним регулятором духовности человека является его совесть. Выдающийся немецкий философ Кант говорил, что совесть — это закон, который живет в нас самих, а французский философГольбах называл совесть нашим внутренним судьей.

Совесть — это требования, которые человек предъявляет к самому себе. Духовно развитый человек сам контролирует свои действия, свой образ жизни, стремится не допустить их отклонения от определенных общественных и моральных требований и норм, независимо от того, контролирует еще кто-то ее действия, или нет. А делает это она вследствие развитой духовности, совести.

Современная наука доказала правильность учения древних философов, прежде всего надо стремиться закладывать в свои души милосердие, доброту, справедливость, понимание души другого человека, лучших обычаев предков, т.е. беречь здоровье. От духовного состояния зависит его физическое развитие. Без души нет личности, без личности нет прогресса цивилизации, без движения нет жизни. Духовность как форма проявления нравственного потенциала человека направлена на доброжелательность, соучастие и бескорыстие. Чтобы стать физически здоровым, нужно искренне стремиться закладывать прочный фундамент духовности, тогда преодолеешь болезни, будешь здоровым и счастливым. Высокая духовность — это цель всех оздоровительных систем.

Высокий духовный уровень помогает человеку осознать ценность жизни, ее смысл, самоутвердиться как индивидуальность, найти свое место в обществе, сохранить здоровье. Этому, безусловно, способствует умение критически оценить свою личность, способность вести себя бесконфликтно с окружением, стремление к самосовершенствованию. Одной из стержневых составляющих формирования духовного воспитания человека является его сознание.

Сознание — один из самых сложных психических процессов, который определяет отношение человека к миру через общественно выработанную систему знаний, закрепленных в языке, высшая форма отражения материи. Возникает сознание только в обществе, присущая только человеку. По своей природе сознание является свойством высокоорганизованной материи — головного мозга человека. Считают, что человек находится в сознании, если она способна:

— Сосредоточиться на различных явлениях в соответствии с обстановкой;

— Продолжать отвлеченные мысли, оперировать ими, а также выражать их словами;

— Оценивать будущий поступок, то есть обладает способностью к ожидания и прогноза;

— Осознать свое Я и признать других индивидуумов;

— Оценивать значение эстетических и этических ценностей.

Составной частью духовного здоровья человека является самопознание. Самопознание — это познание своей сущности, выявление в себе как негативных, так и положительных черт, а также возможностей, которые могут служить правильному, всестороннему и гармоничному развитию личности. Это процесс длительный, постоянный, сложный и индивидуальный. Самопознание осуществляется через самонаблюдение, самооценку, самокритику, самоанализ. Самонаблюдения — это

наблюдения, объектом которого являются: психическое состояние и действия самого наблюдающего субъекта. Оно базируется на общей наблюдательности личности. Наблюдательность — способность человека с помощью органов чувств при активном участии сознания точно и полно отражать то, что происходит вокруг. Самонаблюдения начинается с точности умственного восприятия и анализа того, что случилось с человеком в течение дня. Поэтому нужно развивать способность видеть чувства других (радость, грусть, задумчивость, исполнительность и др..), Тогда человек лучше понимать других и ей будет легче разобраться в себе. Научиться наблюдать за собой в сложных психологических ситуациях, выявить объективность в себя, говорить себе правду — это сила, благородство и мудрость человека.

Самопознание невозможно без самокритики. Самокритика — это способность видеть себя со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, замечать, критиковать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильное мнение, поведение В основе самокритики лежит критичность ума, развитое мышление, то есть умение видеть положительное и отрицательное в окружающей действительности. Поэтому человеку нужно развивать свою память, мышление, учиться анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, классифицировать, находить, выделять главное. Если человек научится точно анализировать свои действия, поведение, тогда сможет провести объективный самоанализ.

Самоанализ — это осознание и анализ своих поступков. В ходе анализа событий и поступков происходит переосмысление жизни, открываются новые грани бытия, это позволяет человеку предусмотреть возможные ошибки, не повторять их и разобраться в причинах, которые привели к ним. Самооценка — это элемент самопознания, умение оценить самого себя, свое место в жизни и среди других людей, свои недостатки, возможности, склонности, поведение. От самооценки зависит развитие тех или иных черт личности (критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, оценка своих реальных возможностей и т.д.). Если уровень жизненных притязаний человека к реальным возможностям, то личность способна к адекватной самооценке. И наоборот, расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями свидетельствует о неадекватную самооценку личности. В этом случае человека преследуют неудачи, возникают эмоциональные срывы. На основании объективной обобщенной самооценки личности строится ее самоуважение. Самоуважение необходима для полноценного развития личности. Самопознания и самосовершенствования дает возможность человеку понять свое место в мире, смысл жизни, глубже познать себя, почувствовать свои силы, формирует ее характер и волю, чтобы стать лучше, быть духовно здоровым.

Напрасно думать, что духовность доступна только людям образованным, людям высокой культуры. История всех времен и народов показывает, что именно образованные слои общества, увлекаясь игрою сознания и отвлеченностями ума, гораздо легче утрачивают ту непосредственную силу доверия к показаниям внутреннего опыта, которая необходима для духовной жизни. Ум, порвавший с глубиной чувства и с художественною силою воображения, привыкает обливать все ядом праздного, разрушающего сомнения и поэтому оказываемся в отношении духовной культуры не строящим, а разрушающим началом. Напротив, у людей наивно-непосредственных эта разрушающая сила еще не начинает действовать. Человек малой «культурности» гораздо более способен прислушиваться к показаниям внутреннего опыта, т.е. прежде всего сердца, совести, чувства справедливости, чем человек хотя бы и большей, но рационалистической культуры. Простая душа наивна и доверчива; может быть, потому она легковерна и суеверна, и верит, где не надо , но зато самый дар веры у нее не отнят, а потому она способна верить и там, где надо.

Пусть духовность эта — некритическая, малоразумная, недифференцированная, тянет к мифу и к магии, пусть она связана со страхом и может заблудиться в колдовстве. Но духовность эта несомненна и подлинна — и в способности внимать дыханию и зову Божию, и в любви сострадательной, и в любви патриотически-жертвенной, и в совестном акте, и в чувстве справедливости, и в способности наслаждаться красотою природы и искусства, и в проявлениях собственного достоинства, правосознания и деликатности. И напрасно образованный горожанин стал бы воображать, будто все это недоступно «необразованному крестьянину»!.. Словом, духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности. И всюду, где она обнаруживается, она является истинным источником прочности и красоты семейной жизни.

В самом деле, человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно — в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» — своеобразие личности, особливость его характера, сердечную глубину, для которых внешний состав человека служит лишь телесным выражением или живым органом. Любовь только тогда является простым и кратковременным вожделением, непостоянным и мелким капризом плоти, когда человек, желая смертного и конечного , любит скрытую за ним бессмертность и бесконечность ; вздыхая о плотском и земном, радуется духовному и вечному; иными словами — когда он ставит свою любовь пред лицо Божие и Божиими лучами освещает и измеряет любимого человека... И в этом — глубокий смысл христианского «венчания», объединяющего супругов венцом радости и муки, венцом духовной радости и нравственной чести, венцом пожизненной и нерасторжимой духовной общности. Ибо вожделение может быстро пройти, оно бывает подслеповатым. И предчувствовавшееся наслаждение может обмануть или надоесть. И что тогда? Взаимное отвращение прикрепленных друг к другу людей?.. Судьба человека, который в ослеплении связал себя, а прозрев — проклял свою связанность? Пожизненная унизительность лжи и лицемерия? Или развод? Прочность семьи требует иного; люди должны желать не только утех любви, но и ответственного совместного творчества, духовной общности в жизни, в страдании и в ношении бремен, по древнеримской брачной формуле: «где ты, Кай, там и я, твоя Кая»...

То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство — единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок , которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих . Важно то, чему ты поклоняешься? чему молишься? что любишь? чего желаешь себе в жизни и смерти? чем и во имя чего ты способен жертвовать? И вот жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить... Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим, а с этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи — осуществить духовное воспитание детей.

Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Родители, которые приняли эту задачу и творчески разрешили ее, подарили своему народу и своей родине новый духовный очаг; они осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь и укрепили, обогатили жизнь своего народа на земле: они сами вошли в ту Родину, которою стоит жить и гордиться, за которую стоит бороться и умереть.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, как взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее — в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость — и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

Поэтому можно сказать, что счастливый брак возникает не просто из взаимной естественной склонности («по милу хорош»), но из духовного сродства людей («по хорошему мил»), которое вызывает непоколебимую волю — стать живым единством и соблюсти это единство во что бы то ни стало, соблюсти его не только напоказ людям, но на самом деле, перед Лицом Божиим. В этом глубочайший смысл религиозного освящения брака и соответствующего церковного обряда. Но это составляет и первое, необходимейшее условие для верного, духовного воспитания детей.

Я уже указывал на то, что ребенок вступает в семью своих родителей как бы в доисторическую эпоху своей личности и начинает дышать воздухом этой семьи со своего первого физического вздоха. И вот в душном воздухе несогласной, неверной, несчастной семьи, в пошлой атмосфере бездуховного, безбожного прозябания не может расти здоровая детская душа. Ребенок может приобрести чутье и вкус только у духовно осмысленного семейного очага; он может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье, а не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей родины. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накаленный уголь духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни.

1. Так семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни. Блаженный Августин сказал однажды, что «человеческая душа — христианка от природы». Это слово особенно верно в применении к семье. Ибо в браке и в семье человек учится от природы любить , из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить тем, кто ему ближе всего и милее всего. Все это есть не что иное, как христианская любовь. Поэтому семья оказывается как бы естественною школою христианской любви, школою творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруисткого образа мыслей. В здоровой семейной жизни душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием. В этом умягченном, любовном настроении она предварительно прикрепляется к тесному, домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела ее в этой самой внутренней «установке» к широким кругам общества и народа.

2. Далее, семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию . Из этой семейной традиции и благодаря ей возникла вся наша индоевропейская и христианская культура — культура священного очага семьи: с ее благоговейным почитанием предков, с ее идеей священной межи, огораживающей родовые могилы; с ее исторически слагающимися национальными обычаями и нарядами. Это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. И сама идея «родины» — лоно моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков — возникла из недр семьи как телесного и духовного единства. Семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала — место-жилище, источник тепла и питания, потом — место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое понимание «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех и все за одного. Она есть для него лоно естественной солидарности, где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действования. Не ясно ли, что истинный гражданин и сын своей родины воспитывается именно в здоровой семье?

3. Далее, ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь, и научается мириться с присущим ему самому низшимрангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. Он научается извлекать из начала ранга и из начала авторитета всю их творческую и организационную силу, в то же время освобождая себя духовно от их возможного «гнета» посредством любви и уважения. Ибо только свободное признание чужого высшего ранга научает переносить свой низший ранг без унижения, и только любимый и уважаемый авторитет не гнетет душу человека.

В здоровой христианской семье есть один-единственный отец и одна-единственная мать, которые совместно представляют единый — властвующий и организующий авторитет в семейной жизни, в этой естественной и первобытной форме авторитетной власти ребенок впервые убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благодатною силою и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти: он научается тому, что принцип патриархального единодержавия содержит в себе нечто целесообразное и оздоровляющее; и, наконец, он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе.

Так, семья есть первая, естественная школа свободы : в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания .

4. Пока семья будет существовать (а она будет существовать, как все природное, вечно), она будет школой здорового чувства частной собственности . Нетрудно убедиться, почему это так обстоит.

Семья есть данное от природы общественное единство — в жизни, в любви, в заработке и в имуществе. Чем прочнее, чем сплоченнее семья, тем обоснованнее являются ее притязания на то, что творчески создали и приобрели ее родители и родители их родителей.

Это есть притязания на их хозяйственно-овеществленный труд, всегда сопряженный с лишениями, страданиями, с напряжением ума, воли и воображения; притязание на наследственно передающееся имущество, на семейно приобретенную частную собственность, которая является сущим источником не только семейного, но и всенародного довольства.

Здоровая семья всегда была и всегда будет органическим единством — по крови, по духу и по имуществу. И это единое имущество является живым знаком кровного и духовного единства, ибо это имущество в том виде, как оно есть, возникло именно из этого кровного и духовного единения и на пути труда, дисциплины и жертв . Вот почему здоровая семья учит ребенка сразу целому ряду драгоценных умений.

Ребенок научается пробивать себе в жизни дорогу при помощи собственной инициативы и в то же время высоко ценить и соблюдать принцип социальной взаимопомощи; ибо семья, как целое, устраивает свою жизнь именно по частной, собственной инициативе — она есть самостоятельное творческое единство, а в своих собственных пределах семья есть настоящее воплощение взаимопомощи и так называемой «социальности». Ребенок научается постепенно быть «частным» лицом, самостоятельной индивидуальностью и в то же время ценить и беречь лоно семейной любви и семейственной солидарности; он научается самостоятельности и верности — этим двум основным проявлениям духовного характера. Он научается творчески обходиться с имуществом, вырабатывать, создавать и приобретать хозяйственные блага и в то же время — подчинять начала частной собственности (в данном случае некоторой высшей, социальной — семейной) целесообразности... А это и есть то самое умение или, лучше сказать, искусство, вне которого не может быть разрешен социальный вопрос нашей эпохи.

Само собой разумеется, что только здоровая семья может верно разрешить все эти задачи. Семья, лишенная любви и духовности, где родители не имеют авторитета в глазах детей, где нет единства ни в жизни, ни в труде, где нет наследственной традиции,— может дать ребенку очень мало или же не может дать ему ничего. Конечно, и в здоровой семье могут совершаться ошибки, могут слагаться в том или ином отношении «пробелы», которые способны повести к общей или частичной неудаче.

Идеала нет на земле... Однако с уверенностью можно сказать, что родители, которые сумели приобщить своих детей к духовному опыту и вызвать в них процесс внутреннего самоосвобождения, будут всегда благословенны в сердцах детей... Ибо из этих двух основ вырастает и личный характер, и прочное счастье человека — общественное благополучие.