Громкий смех психология. Психология смеха, или почему смех — это лучшее лекарство

Я правда думаю, что смеяться - это то, что я люблю больше всего. Это лечит множество болезней. Возможно, это самое важное в человеке. Одри Хепберн.

Юмор и смех - вещи не серьезные, а это серьезная статья про юмор:)

Когда и зачем нужны смех и юмор, как они помогают стать счастливее? Что такое юмор, как он возникает и что нам дает?..

Юмор и смех - это очень эффективные, не имеющие побочных эффектов, средства борьбы со стрессом , один из основных компонентов счастья, гармонии и успеха.

Исследователи доказали, что юмористический концерт, например, способен заметно понижать уровень тревожности и депрессии. Ученые исследователи Мартин и Лефкур разработали Шкалу копинг-юмора, измеряющую роль юмора в преодолении стрессовых ситуаций и выяснили, что юмор смягчает стресс, делая его менее угрожающим и вредоносным. Тестируемых, набравших по ней большое количество баллов, тяжелый фильм огорчал в меньшей степени. Удалось также показать, что у таких людей кровяное давление в ответ на погружение руки в холодную воду повышалось слабо. Другие исследователи изучали влияние жизненных событий на положительные и отрицательные эмоции . Они установили, что у людей, которые много смеялись, не наблюдалось умножения отрицательных эмоций, а у мужчин стрессы способствовали усилению положительных эмоций.

Серьезно-научное определение юмора: это позитивное душевное состояние, которое возникает, когда кто-либо говорит или делает что-то нелепое, неожиданное или абсурдное, или складываются подобным образом события, которые мы наблюдаем, и возникает смех. Находя что-либо забавным, человек ощущает особого рода радость, вот почему данная способность важна для счастья. Среднестатистически юмор отмечается примерно 18 раз в день.

В рамках многих исследований выявлена отчетливая взаимосвязь между юмором и счастьем: счастливые люди больше смеются и обладают лучшим чувством юмора.

Что дает нам юмор? Его плюсы, проверенные и доказанные.

1. Экстраверты и сангвиники смеются больше всех остальных, потому что причины для юмора чаще всего появляются при социальном взаимодействии, хотя не обязательно. Рассмеяться можно и читая анекдот, другое дело, что смеяться над ним вдвоем, в компании - намного интереснее.

Юмор способствует тесным отношениям, установлению и укреплению социальных контактов. Общий смех объединяет людей и снимает напряженность между ними, поскольку благодаря ему сообща переживаются положительные эмоции и разряжаются отрицательные. Противоречия устраняются, будучи представленными в комическом свете, и потому оказываются источником не конфликта, а забавы.

Юмор повышает в глазах молодых людей привлекательность друг друга. Исследователи показали, что самокритичный юмор предполагаемого выступавшего делал его обаятельней в глазах зрителей. Ученые обнаружили причину этого: подобный юмор "освещает темную сторону" привлекательных индивидов, которые иначе кажутся лишенными недостатков. Комическое позволяет совместно переживать сильные эмоции, притом положительные, а это - мощный способ укрепления социальных связей. Поэтому если один человек веселит всех, усилится и сплоченность всей группы. Единственное "но" - комизм должен быть уместен!

Благодаря юмору (например, рассказыванию анекдотов) люди начинают испытывать большую симпатию к собеседнику, так себя ведущему, и обе стороны начинают симпатизировать друг другу. Поэтому неудивительно, что одно из правил дружбы - желательность шуток. Однако когда речь идет о браке, ситуация иная: если мужья прибегают к юмору при разрешении стрессовых ситуаций в жизни их жен, сохранить брак сложнее, так как это может быть расценено как уход от проблемы, не желание ее замечать и что-либо делать для ее решения.

2. Когда обезьяна рассмеялась, увидев себя в зеркале, родился человек. Станислав Ежи Лец.

Юмор и смех в полном смысле, как мы его понимаем, отмечается только у людей. Впрочем как и слезы. Что общего у смеха и слез - немного погодя. У кошек и собак, например, можно наблюдать игривость, когда они играют, развивая и оттачивая свои навыки ловкости и силу. Но естественно юмором это назвать сложно. У человекообразных обезьян, которые общались с людьми и обучались языку жестов, наблюдается нечто, похожее на юмор. Улыбками являются беззвучное выражение, показ зубов, гримасы, а смехом - расслабленное выражение, открытый рот, так называемая игривость. Последнее сопровождается частым прерывистым дыханием, что позднее, очевидно, эволюционировало в смех человека.

Что касается человека, когда он начинает смеяться и понимать юмор?.. Улыбаться дети начинают очень рано, в первые недели жизни: когда видят лицо или слышат голос матери, а также когда их щекочут. К четвертому месяцу они уже смеются в ответ на щекотку или какую-либо тактильную стимуляцию, игру в "ку-ку" (в прятки). К концу первого года жизни они реагируют таким образом в ответ на нелепые события, например, когда мать пьет из детской посуды. По-видимому, подобные несоответствия вызывают смех уже в столь раннем возрасте, но лишь в том случае, когда ситуация безопасна и подаются игровые сигналы.

Начали издалека, ходили вокруг да около и добрались до сути. В чем еще польза юмора, кроме налаживания социальных контактов - он делает ситуацию безопасной . Смех и юмор признак отсутствия опасности, признание своей силы, осознание способности справиться с текущей ситуацией.

Мы смеемся, когда события, обстановка не имеют угрожающий характер, и также верно, что когда мы смеемся, ситуация перестает быть такой опасной, неразрешимой.


3. "Я верю, что могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха..." Чарли Чаплин.

Смех сквозь слезы, слезы сквозь смех. Можно научиться улыбаться на заказ, можно даже смеяться, когда "потребуется". Настоящий смех от искусственного отличается тем, что человек смеется всем телом, у него пропадает скованность, все органы участвуют в смехе, его трясет всем телом. Если вы заметили, то же самое наблюдается во время слез, плача, который не сдерживается. Отсюда вытекает еще один важный плюс смеха - он снимает накопившееся в теле напряжение. Когда человек сталкивается с опасностью, он готовится, условно говоря, к борьбе. Но иногда люди переходят черту разумного, они живут в состоянии постоянного стресса или готовности к борьбе . Поскольку угрожающая ситуация по большей части существует в голове и не происходит разрядки напряжения в виде самой борьбы, основной ее части - "боя", то такая напряженность и постоянная готовность изматывают, истощают физически и психически. Хронический стресс, как известно, не дает возможности восстановить силы организма и эмоциональное равновесие.

Стресс появляется в голове - чувствуя или прогнозируя опасность, человек начинает прокручивать в голове различные угрожающие ситуации и исходы событий, тело немедленно откликается на мысли и напрягается. Оно затвердевает, теряет гибкость, и в конце концов застывает в таком положении, уже в свою очередь не давая человеку расслабиться, поневоле возвращая его на круги тревожащих мыслей. Смех и слезы - это как ливневый дождь в душный летний полдень - они разрывают панцирь скованности, снимают напряжение, возвращают свободу, дают возможность перевести дух, "освежиться, обновиться".

После всего выше сказанного выражение "смейтесь на здоровье"" приобретает самый буквальный смысл. Хотя естественный смех не учитывает сей фактор, иначе польза смеха сходит на нет.

Настоящий смех - это смех всем телом, когда трясется все тело, пусть до колик в животе. Кстати, такой смех сжигает большое количество килокалорий, и является естественной и поэтому легкой зарядкой . Он способен укреплять мышцы живота, спины и ног. Минута смеха, правильнее хохота, равносильна пятнадцати минутам катания на велосипеде.

4. Во все времена были в почете шуты, комики, клоуны, паяцы и другие комедианты. Они обладали и обладают удивительным талантом показать спорные, болезненные моменты жизни со смешинкой. А, как известно, признаваясь самому себе в своих слабостях, человек становится сильнее.

Ранее шутовской юмор был связан с различиями в статусе и прочими источниками напряженности в обществе, помогал ослаблять напряжение. Теперь в шутках также часто присутствуют этнические, гендерные, ""неприличные" темы, и даже цвет волос.

Шуточные сражения, когда собеседники обмениваются репликами-шутками, не дают конфликту уйти вглубь, разрастись вширь и в то же время снимают напряжение, "выпускают пар" безобидным для всех образом.

5. Кстати, жить со смехом можно научиться, в истории достаточно примеров тому. Многие комики, например, Чарли Чаплин , Джим Керри и другие пережили не самое счастливое детство и молодость, и смех для них стал панацеей от многих бед. Это здоровая реакция психики, когда умение смеяться и смешить становится своего рода компенсацией и нейтрализацией пережитой напряженности.

И последнее, самый здоровый, безобидный, естественный и даже "эгоистичный" смех - это смех над собой.

Люди, которые высмеивают других, не могут признаться себе, что этими качествами обладают сами, поэтому начинают "бороться" с ними в окружающих.

По сути, всегда, когда человек видит комичное в какой-то ситуации, то это так или иначе связано с самим человеком, имеет к нему пусть косвенное отношение.

Например, "бородатый" анекдот, или, точнее, смешная ситуация (см. рис. справа).

Почему он вызывает улыбку - потому что практически каждый человек хотя бы раз в жизни находился в ситуации, когда хотел вспомнить конкретное название и какое-то время не мог этого сделать, и в итоге возникали разные смешные импровизации, "лошадиные фамилии".

Научиться смеяться, и в том числе над собой - только по-доброму, конечно же, с любовью и понимаем - это еще один шаг к своему счастью.

Серьезно про юмор. Психология смеха и шуток.

5 Rating 5.00 (1 Vote)

Смех продлевает жизнь. С этим утверждением поспорить сложно. Ведь учеными давно доказано, что во время него у человека вырабатываются гормоны радости. Они помогают бороться со стрессом и прочими психологическими и физиологическими проблемами. Но специалисты также утверждают, что смех - это явление многоликое. Существует около десятка его видов, которые сопровождаются полярно разными эмоциями. Что же такое смех людей? И каковы его причины?

Определение

В научном мире существует четкое определение такому явлению, как смех. Это реакция человека на юмор, неожиданные, приятные звуки, тактильное воздействие и т. п. Проявление этой реакции заключается в непроизвольном изменении мимики и движении дыхательного аппарата.

Изучением смеха и его влияния на человеческий организм занимается раздел психиатрии - наука гелотология. С давних времен философы уделяли внимание явлению смеха. Аристотель, Э. Кант, А. Бергсон внесли немалый вклад в исследование его природы. Так, была выявлена соотнесенность человеческого смеха с дружелюбием, агрессией, болезнью, игрой и т. п. Доказано, что существует несколько видов смеха. И каждый из них имеет различные причины и по-разному влияет на организм человека.

Юмористический

Взрослому человеку свойственно смеяться, когда он видит или слышит что-то забавное, нелепое, неожиданное. Это может быть шутка, забавные звуки или действие, гримаса другого человека. Подобная ситуация вызывает юмористический, или веселый смех. Также в русском языке есть устойчивое выражение «заразительный смех». Действительно, стоит одному человеку засмеяться, как улыбка, смех появляются и у окружающих.

Юмористический смех может быть открытым (с размыканием губ) и закрытым / сдержанным (с сомкнутыми губами). Психологи говорят, что его характер напрямую связан с личностными качествами и обстоятельствами, в которых находится человек. Как правило, открытый смех характерен для семейного круга, компании друзей, рабочего коллектива. Он говорит о некоей близости (родственной или духовной), теплых взаимоотношениях, доверии. Закрытый смех - это реакция людей, стесненных определенными условиями или нормами.

Детский

В особую категорию попадает детский смех. Это душевный порыв ребенка, чистый, льющийся и приводящий в восторг и веселье всех окружающих. С научной точки зрения, причинами его могут быть любые приятные и неожиданные звуки, забавная мимика, (щекотка). Маленькие дети не умеют читать и воспринимать юмор в том виде, в каком он вызывает у взрослых людей.

Более того, специалисты отмечают, что независимо от обстоятельств и окружения детский смех одинаков. Это открытое проявление радости. Оно происходит неосознанно и длится до тех пор, пока продолжается внешнее воздействие. Таким образом, смех детей является одномоментным и не повторяется как воспоминание о ситуации.

Истерический

Иную природу имеет истерический смех. Он связан с нервно-психическим перевозбуждением человека. Спусковым крючком является яркое переживание событий, которые некогда вызвали потрясение. При этом не нужно наглядных примеров. Истерический смех начинается непроизвольно, как вариант - когда человеку становится больно, страшно или обидно.

Данное явление не вызывает положительных эмоций у самого смеющегося и у окружающих. Скорее это смесь отчаяния и удивления. На слух он воспринимается как прерывистый смех, переходящий в громкий хохот. При повторении приступов человеку необходима медицинская помощь.

Правда, существует и иная трактовка истерического смеха. Он понимается как безудержный и продолжительный хохот.

Физиологический

Физиологический смех - это радостная реакция человека на тактильные ощущения (щекотание), хотя может быть и следствием приема наркотических препаратов. Он характеризуется открытостью, непроизвольностью и прерывистостью. При щекотании он совпадает по продолжительности с длительностью тактильного воздействия. При приеме некоторых наркотических средств причины физиологического смеха обусловлены психическими процессами. Общее настроение можно назвать приподнятым, смех прерывистый, поверхностный, необоснованный. На первый взгляд напоминает истерический смех, однако более продолжительный и не имеет эпизодов нервного потрясения.

Социальный

Социальным называют смех людей, объединенных общей идеей, поводом собрания. Ярким примером может быть реакция слушателей политических выступлений. Это всеобщее возбуждение, ликование. Разумеется, он имеет схожие черты с юмористическим смехом, вызванным у зрителей на концертах комиками. Однако в первом случае происходит духовное, идейное объединение людей. Приподнятое настроение обусловлено обретением надежды и перспектив в будущем. Это не праздное веселье, а воодушевление. Как правило, это открытый или сдержанный смех, сопровождающийся поддерживающими криками и аплодисментами.

Ритуальный

Ритуальный смех - это искусственное, актерское проявление радости, истерики, агрессии, страха или других эмоций. Как правило, его используют лицедеи в постановках комедий или юмористических сценок. Главная задача - чтобы смех был максимально точно окрашен определенной эмоцией, сопровождался необходимыми для этого жестами, мимикой и был донесен до слушателя/зрителя. Вариантов проявления его, разумеется, множество. Это может быть грубый и надменный смех, открытый и издевательский, трусливый и вкрадчивый, сдержанный, сквозь зубы или же заливистый, душевный.

Патологический

Патологический смех, как правило, можно наблюдать у душевно больных людей. Однако в последнее время все большую популярность стала приобретать смехотерапия, или лечение стрессов и других нервных расстройств смехом. Для этого человеку по причине и без нее необходимо намеренно смеяться определенный промежуток времени. Этот процесс можно спутать с ритуальным смехом. Однако цели у этих явлений разные. В первом случае смех служит в качестве стимуляции мозга на положительные импульсы. Во втором (ритуальном) необходимо смеяться, дабы выполнить актерскую задачу - передать эмоции, соответствующие действию.

Патологический смех должен быть открытым, радостным. Как правило, он имеет волнообразную или лавинообразную структуру. То есть может стихать и вновь разгораться. А может из тихой, искусственной фазы перейти в звонкую, заливистую, искреннюю.

Смех и характер

При глубоком исследовании способов проявления смеха учеными была установлена его взаимосвязь с характером человека. Поделимся наиболее интересными наблюдениями:

  • Если человек смеется открыто, слегка запрокидывая голову, то, скорее всего, он обладает широкой натурой. Среди основных его качеств можно назвать доверчивость, легковерность и проявление сиюминутных эмоций.
  • Если при смехе собеседник слегка касается губ мизинцем, то он наверняка любит купаться во всеобщем внимании, придерживается хороших манер и условностей.
  • Если же человек при смехе прикрывает рукой рот, то, возможно, ему присуща робость. Такого собеседника легко смутить. Он предпочитает оставаться в тени.
  • Нередко можно отметить, как люди морщат носы при смехе. Психологи полагают, что подобная манера принадлежит эгоцентричным и капризным личностям, которые меняют свои взгляды и чувства по настроению.
  • Когда собеседник при смехе широко открывает рот, то можно с уверенностью сказать, что это подвижная, темпераментная натура. Он великолепный оратор, который без внимания окружающих впадает в уныние.
  • И наконец, если перед тем, как тихонько рассмеяться, человек слегка наклоняет голову, то это говорит о его мягкосердечности, совестливости. В жизни это нерешительные конформисты. Довольно сложно угадать, что они чувствуют на самом деле.

По одной из версий, смех — это защитная реакция организма. Он помогает избавиться от переизбытка положительных эмоций. Поэтому счастливые люди могут смеяться без повода — им постоянно необходим выплеск позитива. Те же, у кого депрессия, с трудом выдавливают улыбку даже при очень забавных обстоятельствах. По другой версии, это способ разрядки, освобождения организма от лишнего — не только позитива, но и негатива. Не зря же первобытные люди во время праздничных обрядов комично изображали нарушения табу или победу над врагом. Все сценки сопровождались дружным хохотом. Таким образом наши далекие предки снимали стресс, поводов для которого было более чем достаточно.

Еще вариант: смех — это способ общения. Мы нечасто хохочем наедине с собой, ну разве что когда читаем, смотрим ТВ или вспоминаем забавные истории. Куда чаще мы веселимся за компанию. Выходит, смех нужен нам для сплочения, создания и укрепления отношений.

Со здоровьем шутят

А еще смех просто необходим для здоровья. В 70-х годах прошлого века даже появилась наука гелотология(от греческого« геласма» — смех). Ее основал американец Норман Казинс, страдавший от тяжелой болезни суставов. Его шанс на выздоровление был 1 к 500. И тогда Казинс решил попробовать свою программу лечения, основа которой — положительные эмоции, активизирующие биохимические процессы в организме. Просматривая кинокомедии, он обнаружил: 10 минут безудержного смеха дают два часа« анестезии». Ровно столько времени он не чувствовал боли без лекарств. А через несколько месяцев Казинс полностью выздоровел.

С тех пор стали активно изучать влияние веселья на человека. Оказывается, когда мы смеемся, в клетках происходят химические реакции, улучшающие кровообращение, нормализующие артериальное давление, укрепляющие иммунитет, повышающие сопротивляемость к недугам. В больницах даже появились клоуны, устраивающие шуточные осмотры и представления. И процесс выздоровления больных(особенно детей) идет быстрее. А еще смех компенсирует вред от так называемого поверхностного дыхания. Многие дышат недостаточно глубоко. Хохоча же человек набирает в легкие больше кислорода. А потом энергично выдыхает. Отличная тренировка для легких!

Природный дар

Способность смеяться — врожденная(равно как и умение плакать, кашлять, чихать). Но с годами она трансформируется. Почему? Во‑первых, общаясь, люди невольно копируют интонации и мимику друг друга. Во‑вторых, искреннему смеху начинают мешать комплексы и неуверенность в себе. В итоге кто-то смеется слишком тонко, другие слишком зажато, а некоторые и вовсе похрюкивают. От души похохотать удается не каждому.

А между тем мужчина реагирует на смех женщины так же, как на ее фигуру, лицо, одежду: в его мозгу активизируются зеркальные нейроны, которые ответственны за восприятие красоты. А значит, наравне с курсами по макияжу неплохо было бы посещать занятия по правильному смеху. Шанс найти спутника жизни точно возрос бы!

Экспертное мнение

Вера Смоляницкая,
доцент кафедры сценической речи РАТИ(ГИТИС):
« Чем меньше человек закомплексован, тем ярче он себя проявляет. Главное — не стесняться и не пытаться закрыть рот, когда смеешься. Иначе получается сдавленное хихиканье. Хохотать нужно с широко открытым ртом, и тогда это будет именно тот смех, который притягивает к себе других людей, заражает их весельем. И не нужно бояться звука: смех должен быть громким!"

Римма Умярова,
смехотерапевт, руководитель школы« Клуб смеха»
(http://smile-it.ru/club):

« Смех — это дар, данный для выживания . Иначе человек не смог бы избавляться от стресса, пополнять ресурсы жизненных сил. Изначальный смех всегда красив. Посмотрите на детей: они хохочут искренне и заразительно. Их приятно видеть и слышать. А взрослые нередко смеются отталкивающе, раздражающе. В чем разница? Дети полностью раскованны, у них нет комплексов. Но главное — они дышат глубоко, а не поверхностно».


Смеяться красиво и раскатисто можно научиться. Для этого освой упражнения на дыхание.

1 Стоя/сидя. Положи руки на живот и дыши только им. Почувствуй руками, как он надувается и сдувается.

2 Стоя, руки опущены. Наклонись и сделай глубокий вдох. Выпрямись, поднимая руки вверх, и сильно выдохни(6−8 раз).

3 Стоя, соедини ладони, подложи их под подбородок. Локти в стороны. Вдохни, а с выдохом раскинь руки вверх и рассмейся как можно громче(5−10 раз).

4 На вдохе вытолкни мышцы живота вперед и, удерживая их, делай короткие резкие выдохи, одновременно быстро произнеси« А-а-а».

Народный юмор

Первая школа смеха открылась в 1909-м в Милане. Ее основатель уверял, что немцы смеются звонко, англичане — высокомерно, австрийцы — изящно, а французы — заразительнее всех. И предлагал освоить разные виды смеха. От учеников не было отбоя.

Екатерина Бабкова

ФОТО Getty Images

Джеральд Шеневольф (Gerald Schoenewolf), психоаналитик с 37-летним стажем, автор 20 книг о психологии. Его сайт www.drschoenewolf.com

«Врачам давно известно, что смех способствует укреплению здоровья: он укрепляет иммунную систему и во многих случаях ускоряет выздоровление. Но смех смеху рознь. Зигмунд Фрейд выделял три типа смеха: шуточный, комический и подражательный 1 . Шуточный позволяет нам высказывать мысли, которые общество подавляет или запрещает. Таким образом, сюда попадает и черный юмор и «грязные» шуточки. Комический юмор помогает смеяться над своими пороками. Подражательный юмор часто носит враждебный характер: мы смеемся над людьми, которых считаем ниже себя.

Так что не всякий юмор способен исцелять. Поразмышляв над системой Фрейда, я решил выстроить на ее основе свою собственную. Ведь каждый вид смеха имеет свою мотивацию и свое значение.

1. Злой юмор

То, что Фрейд обозначил как «подражательный». Мы смеемся над кем-то, кого считаем ниже нас. Часто такой смех обусловлен нашими предрассудками, тем, как мы относимся к той или иной группе людей. Когда, например, мы смеемся над теми, кто отличается от нас расой, цветом кожи или политическими взглядами. «Сколько поляков надо, чтобы вкрутить лампочку? Пять: один стоит на стуле и держит лампочку, а четыре крутят стул». Объектами таких шуток часто бывают те, кого общество не принимает и делает их «козлами отпущения». Такой юмор, разумеется, не имеет целебных свойств. Он только способствует появлению в обществе предрассудков и стереотипов.

2. Хихиканье

Такой тип смеха ассоциируется с детьми или подростками, но встречается и среди взрослых. Специфика такого смеха в том, что он очень заразителен. Человек может даже не понимать, почему и над чем он смеется. Он смеется просто потому что ее «заразило» смехом собеседника. Такой смех может быть средством снятия напряжение после тяжелого дня.

3. Шутки

Как говорил Фрейд, шутки помогают нарушать правила, ломать барьеры дозволенного. И в таких шутках всегда присутствует доля злобы. Такой юмор связан с нашими постыдными удовольствиями. Когда мы используем черный юмор, мы подсознательно удовлетворяем себя, не только выходя за рамки дозволенного, но и бросая вызов собеседнику, тем самым подпитывая свое эго.

4. Самоирония

Есть такие люди, которые всегда делают самих себя объектами своих шуток. Чаще всего они любят выставлять себя неуклюжими идиотами, которые вечно что-то ляпнут не к месту или спросят какую-нибудь глупость. Обычно это связано с недостатком внимания. Чтобы привлечь его к себе, ребенок может специально сказать за семейным ужином какую-нибудь глупость, чтобы все засмеялись. Такое поведение часто переносится и во взрослую жизнь. Однако оно не делает людей счастливыми. Поскольку на самом деле такие люди нуждаются в уважении и внимании.

5. Сатира

Высшая форма юмора. В совершенстве ей овладели такие великие умы, как Шекспир или Гоголь. Она часто используется в детских сказках: например, когда Королева в «Алисе в Стране чудес» показана до смешного самовлюбленной и эгоистичной со своими выкриками «Казнить!», когда кто-то говорит или делает что-то, что ему на нравится. Сатира действительно лечит и позволяет людям сплотиться против тирана в борьбе за правду, поскольку является способом не напрямую говорить правду. Впрочем, сатиру можно считать и следствием бессознательного гнева.

6. Льстивый смех

Используется, чтобы подлизаться к кому-нибудь: подчиненный смеется над шутками своего начальника, даже если они глупые и несмешные. Если вы влюбились, то вы всегда будете смеяться над шутками возлюбленного. Поскольку такой юмор связан с обманом, отнесем его, скорее, к манипуляциям: он не способствует выходу каких-либо эмоций.

7. Целительный смех

Фрейд назвал его «комическим». В этом случае мы смеемся не над кем-то, а вместе с ним. Яркий пример – немое кино с Чарли Чаплиным. Мы смеемся над его персонажами. Потому что мы их любим, потому что мы на них похожи. У всех у нас были в жизни провалы, и когда мы смеемся над тем, как неудачник Чарли Чаплина получает тортом в лицо, мы смеемся над собой, снимая тем самым напряжение. Иногда такой юмор может буквально спасать жизни, как в истории выше упомянутого Нормана Казинса».

Подробнее см. в блоге Джеральда Шеневольфа.

1 З. Фрейд «Остроумие и его отношение к бессознательному» (Азбука, 2011).

Возможно, каждый исследователь имеет право на своё понимание природы и сущности юмора, когда говорит о своей личной мотивации, а не о том, что ему кажется в других.
И тогда, действительно, можно согласиться с тем, что один создает юмор (пародию, карикатуру) из мотива доброй шутки (игра или веселье) другой - для унижения и самовозвышения, а у третьего - это остроумная и творческая формулировка мысли (возможно с назидательным - совершенствующим дополнением в мотивации).
Однако, нельзя путать второстепенные способствующие или использующие юмор субъективные мотивы с самим феноменом и спецификой - объективной причиной и сущностью юмора.
Так, для того, чтобы в этом вопросе оставаться объективным, и всё же ухватить самую суть всего юмористического и комического, многие исследователи, в частности, швейцарский профессор психологии В.Рух предметом психологического исследования здесь видел эмоцию смеха. Ибо очевидно, что чувство смешного - это то общее для всего юмора, от остроумных фраз до комических образов, а также, самого веселья, которое может быть как следствием, так и причиной юмористического.

Сам В.Рух считал, что в переживании смеха человек переживает, по сути, кратковременные, но сильные яркие эмоции радости и счастья.
Данное обобщение само собою приводит мысль к физиологическому "обобщению" в медиаторах удовольствия, которые вырабатываются в мозгу и дают соответствующие ощущения.
Из этого стоит заключить, что одна из причин юмора, шутки, веселья - получение психоэмоционального удовольствия.
Это физиологический смех и первая из причин в потребности поюморить.
Однако, необходимость в физиологическом смехе у человека не ограничивается принципом удовольствия.

Конституция нервной системы человека с его познавательной способностью, переживаниями, стрессами и информационной нагрузкой, нуждается в процессах реабилитации, поддержании жизненного тонуса и оптимистическом настрое.
Сам смех в совокупной с ним способности иронизировать над невзгодами нам прямо указывает на эти причины.

В различных переживаниях смешного можно уже через рефлексию наблюдать механизм, состав и разновидность вызванной эмоции.
Самый сильный смех по своему проявлению похож на микроприступ патологического смеха и фрагмент состояния наркотического опьянения. И судя по сему, а также опираясь на данные нейрофизиологии, это обособленная реакция, имеющая рефлекторный механизм запуска (за которым объективная причина, спровоцировавшая его, уже теряет своё "объективное" значение). Любой конкретный случай проявления смешного совокупностью или отдельным признаком достигает обобщения, которое запускает физиологию смеха, и определяется это обобщение как - "комическое". А основной его кодовый ключ - из-за его безусловно-рефлекторной природы - это информация большей частью бессознательного уровня.

Комическое чувство – это эстетическое восприятие парадокса и гротеска, ассоциации и субъективное впечатление, социальный фактор и удивление, игровое отношение к субъекту комичного.

Игровое поведение (чувство, отношение) подключается к разрядке и способствует продлению и подкреплению высокого психического тонуса и смеха.

Пародия, карикатура – это уже сформированные обобщения комического в наследственных задатках интеллекта.
Есть предположение, что интеллект может передаваться в наследственной памяти через формирование новых архетипов, прообразов или энграмм памяти. Также, возможно наследование чувства комического и реакции смеха в безусловно рефлекторном динамическом стереотипе, дальнейшее развитие и закрепление таковых рефлексов.

Я уже упоминал, что рефлекс игрового поведения у животных не требует особо специфических раздражителей. Например, моей немецкой овчарке достаточно увидеть радостную мимику и любые динамичные движения хозяина, как она начинает бегать, прыгать, вилять хвостом или радостно лаять.
Такому не сложному, неспецифичному в игровом поведении рефлексу способствует сама психоэмоциональная конституция особи, располагающая к игре.

Но конечно же, в любом игровом инстинкте есть и «деловая» сторона поведения: развития навыков, присущих данному виду.
Интеллектуальные навыки человека в игровом поведении – это шутка, остроумие, юмор, комизм, ирония.
Без эмоционального и «весёлого» игрового фактора, остроумие приобретает чисто эстетический художественный и интеллектуальный образ в афоризмах, притчах, пословицах, в сравнении, аналогиях, иных интеллектуальных играх, технических изобретениях, научных формулах.

Итак, в чем проявляется смешное и сущность комического? Всегда ли глупость смешна? Всегда ли причудливое, удивительное или внезапное, вызывают смех? Всегда ли комична игра слов, комичен гротеск, подменный или множественный смысл?
Даже явный курьез не гарантирует чувство смешного.

Но чувство комического не может существовать без комического объекта.

Также, есть разница в эмоциях «смешно» и «осмеяние». "Смешно" уже становится помимо сознательной воли. Все попытки некоторыми исследователями увидеть здесь принцип условного рефлекса и приравнять естественный и неподдельный богатый смех к «иносказательному» смеху сознательного осмеяния – это заблуждение (механицизм, редукционизм… отсутствие интроспективного восприятия). Здесь, наоборот, когда осмеяние эффектней (умно), оно представляет собою остроумный комментарий или пародию без смеха.
Способность смеяться, чувство юмора и умение юморить - несколько разные вещи.
Также, будет невежественным грубо свести эмоцию удовольствия к смеху, как это часто делается. Удовольствие или эмоция «хорошо» - это способствующее смеху обстоятельство, но у смеха своя психофизиология.

Можно возразить – ведь, мы же смеёмся над чьей-то глупостью, недопониманием, ошибкой, странностью, изъянами во внешности, неудачей…
Но стоит обратить внимание, что мы естественным смехом смеёмся, во-первых, не над всякой глупостью, не над всякой ошибкой...
А если и «высмеиваем» глупость, то это уже другой смех: «иносказательный» или мы используем остроумную реплику. А искусственно высмеять можно всё что угодно.

Естественным смехом мы смеёмся над глупостью, которая, например, претендует на мудрость в нарочито назидательном тоне, высокопарных фразах. Или это глупость особого контраста… неожиданна… при своеобразных обстоятельствах. Чем больше условий, признаков и интерпретации комического, тем богаче юмор. Но чтобы было смешно, достаточно бывает неожиданности и сентимента на положительном эмоциональном фоне - достаточно глупость "сморозить"... "ляпнуть" ерунду.
Французский философ-просветитель XVIII в. Монтескье писал: «Когда безобразие для нас неожиданно, оно может вызвать своего рода веселье и даже смех» (Монтескье. 1955. С. 753). То есть "может" - если мы в хорошем настроении или само безобразие оригинально.

Когда же мы намерены нечто выставить в комическом образе, мы сами реконструируем образ и обстоятельства при нём до получения комической композиции по подобию его естественного проявления.

Если в данный момент мы говорим о глупости или безрассудстве, то здесь у нас есть немалый материал с анекдотами о психушке.
Как говорится, все анекдоты приходят из жизни. Это говорит о том, что юмор предполагает чувственность и сам большей частью обращается к жизни, к отношению и взаимодействию среди людей, традициям в обществе.

Чем же особенны анекдоты о психушке? Как сказано у Шекспира: «Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность».
В нашем случае бывают смешными такие безрассудства, в которых есть своя «логика», «версия», «иносказание». Это противоречие создаёт некий интеллектуальный и эстетический диссонанс (по семантической теории, когнитивный диссонанс) и в первые мгновения «озадачивает» разум. Но некая «логика» в безрассудстве или, даже, мания величия, которая есть утрированный образ распространенной наивности или самоуверенности – всё это есть своеобразная «смысловая композиция», которая разворачивается в эстетическом удивлении, и «озадаченный» разум становится «сентиментальным» обретая «озарение» - катарсис.
У Ю.Борева есть точное замечание, что смех - это эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус.
Такое противоречие и диссонанс, а также, неограниченный полёт фантазии в безумии часто близок к гротеску.
Эстетическое содержание юмора – это необходимый компонент, поддерживающий положительную эмоциональную атмосферу, а также, являющийся контрастом несовершенному (негативному), и явлению, и образу, создавая гротеск.
Один фантазер, так называемый "контактёр" с внеземными цивилизациями в сети прямо утверждает, что летает на «мыслелёте». Чем не гротеск?!
Вообще, гротеск и чувство юмора мы можем наблюдать и в обычном жаргоне: "бабки" (деньги), "тачка" (автомобиль), и даже сам юмор - это "приколы".

Внешние изъяны, также, смешными бывают в определённом виде. Если взять для примера клоуна, то он весь состоит из искажений, несообразностей и противоположностей. Но всё это красочно и в необходимой мере – эстетично и композиционно подаётся. Лицо клоуна размалевано в попытке создать некую красоту и выразительность. Оно тоже гротескно до абсурда.
Этимология комического – «гримаса, гримасничать».
Но можно ли сказать, что все гримасы смешны? Бывают уродливые и страшные гримасы, но бывают смешные.
Даже среди смешных, из воспоминания далекого детства и комнаты смеха, я помню, что самый смешной образ был в зеркале низкорослого толстенького – «кругленького» изображения.
Сейчас могу сказать, что этот образ был самым смешным потому, что он был более реалистичен по своей форме (а это «сентиментально»), более эстетичен (в совершенстве природных и геометрических форм), более всего отражает радость - заразителен и позитивен как психологический портрет (добрый). И вместе с тем – этот образ необычен и удивителен (гротеск).
Гримаса - это, также, шутка, игра, неожиданность, намек, ассоциация или загадка, гротеск.
Уже в примитивном кривлянии можно выделить стремление к веселью, игре и подсознательный поиск новых необычных форм.

Продолжая о комичном, можно обратить внимание на движение или танец.
Неплох здесь и пример с иностранцем, коверкающем ваш язык.

В движении и танце можно определенно наблюдать разные характеристики: красоту, совершенство или, напротив, неуклюжесть и комичность.
В танце можно определить движения как "комические", в которых присутствует шутка. То есть, это движение с неожиданной координацией, с сочетанием неуклюжего образа с совершенным, имитация падения, движения "с намеком" и созданием комичных ассоциаций.
Кроме того, все эти движения, вовлеченные в творческое содержание и форму искусства остаются искусством, а сама комическая тема - это вопрос разновидности и количества комических образов.

Иностранный акцент и произношение всегда ненамеренно производит комическое. Часто создается впечатление, что в этом, напротив - намеренное желание шутить. Так или иначе, человеку всегда свойственно шутить, и если субъект с плохим произношением вашего языка употребит хотя бы раз шутку, то этим он тем более располагает к комичному восприятию своих изречений.
На этом уже можно сделать заключение, что первое в юморе и комичном - это располагающее обстоятельство и состояние духа к веселью и намерению шутить.
Шутка - это веселье и своего рода игра.
Шутка является определенной формой поведения, закрепленной в игровом инстинкте.

Несмотря на то, что шутка может иметь свои психологические мотивы и эволюционные причины, целесообразно шутку считать одним из элементов психологии юмора. Ее присутствие в юморе почти везде, и в остротах, и каламбурах и т.д.
Начиная с игры "ку-ку" и других игр уже у младенцев, шутка развивает, помогая в первую очередь преодолевать стереотипы, воспитывает бдительность, внимательность, разные навыки, развивает и тренирует саму психику. Когда малышу мать ещё с детства через игру и шутку прививает «веселое» отношение к разным неожиданным стрессовым для ребенка ситуациям, тем самым она делает его человеком, не давая ему реагировать животным примитивным страхом или гневом.

2. Само веселие и шутка сентиментальны. Довольство и радость не нуждаются в агрессии, но ближе стоят к доброму отношению.
Тот же смех над врагом - и тот есть "призыв не беспокоиться".
Естественный природный смех всегда положителен эмоционально. И когда шутка и юмор используются лишь как средство интеллектуальной борьбы, смех обедняется и приобретает иносказательный характер.
Сентиментальное чувство преображает лик, делает красивее и выражает доброе расположение.
Сентиментальность (чувственность) играет большую роль в чувствительности восприятия, в отношении к предмету и соответственно необходимо для чувства юмора.
По праву можно говорить о существовании наследственной "комической" сентиментальности по отношению к малышам, которая генерализуется в культуре и общественных отношениях.
Комическое в отношении к малышу наполнено симпатией, имеет доброжелательные и совершенствующие мотивы. Такого отношения заслуживает и взрослый - и оно есть.
А вообще, вопреки "некрасивым" атрибутам, сопровождающих комическое (недоразумения, несовершенства или просто неудачи), само комическое всегда представляется в эстетическом образе, являясь своего рода смысловой композицией.

Комическое - это смысловая и художественная композиция (специфический художественный образ).

По большому счету, комическое имеет две основных причины.
Одна - веселье, игра и шутка. Это удовлетворяет эмоциональной и социальной потребности.
Другая причина, когда комическое в юморе ("умная шутка") - это интеллектуальная тренировка и интеллектуально- эмоциональное удовлетворение. Поэтому в остроумии для эффектности уже достаточно всего лишь красивой мыслеформы.
По сути, это инстинкт и его подкрепление.
Наукой давно обоснованно, что игровое поведение наследственно закреплено и обеспечивает развитие видовых и индивидуальных навыков.
Чтобы разобраться в комической композиции, следует ориентироваться на выше указанные причины.
А также нам необходимо выявить те психологическе факторы, которые запускают физиологию смеха.
В связи с этим подходом, уже можно отметить, например, что обличение в комическом является не моралью, а фактором неожиданности, изумления и комического, шутливого, игрового эффекта.
Для того, чтобы рассмеяться, необходим эффект неожиданности, сентиментальное и интеллектуальное удивление. А чтобы смех был продолжительнее нужно нечто впечатляющее - эстетическое.
Например, мне однажды показался впечатляющим такой простенький анекдот:

У психиатра:
- Когда у вас появилась мысль, что вы собака?
- Когда я был щенком.

Комическое - это смех, шутка, игра, двуликость, удивление совмещению смыслов и неожиданному повороту, впечатляющий гротеск. Но ещё не критика.

Однако, ничто не препятствует чувству юмора совмещать и передавать комическое вместе с критикой.
Так, например, как наиболее впечатляющее из своего детства и до сих пор, я считаю "Мойдодыр" Корнея Чуковского.

Впечатляющим делает юмор художественное творческое содержание и искрометная мысль. Это являет харизму и вводит сознание в некоторый транс и измененную реальность - создает диво.
Главный творческий образ юмора и комического - гротеск. Гротеск всегда фантастичен, таинственен, оставляет след в чувствах и памяти.

Смысловым условием и определением комического есть "противоречие" и "диссонанс".
Эти факторы нельзя путать с такими понятиями, как "контраст" или "несоответствие стереотипу", так как последних недостаточно для отражения необходимой специфики комизма в человеческом действии.

Комичным будет такое действие, где "контраст" является неожиданностью - активным противоречием. Например, Иисус в евангелие, назидая учеников, привёл пример о строительстве башни, которая, если не вести расчеты, может упасть, и такой энтузиазм будет осмеян.
Здесь образ, который символизирует противоречие: высокое внезапно сокрушается в полном падении, долгий энтузиазм опровергнут за считанные секунды.

Художественность, острота мысли, определенный круг персон и сфера интересов, затронутых в содержании шутки влияет на сентиментальность в сознании. Это способствует измененному состоянию сознания и психики в адреналиновых и эндорфиновых приливах.

С одной стороны, через противоречие или причудливую интерпретацию создаётся «удивительная» смысловая композиция, которая, возможно, подсознательное отражение генеральной противоречивости жизни и является тем самым обобщением или компонентом комического обобщения. С другой стороны, общественные, межличностные отношения, сфера деятельности и заинтересованности человека – это сфера эмоциональной жизни, в которой комическое является одним из отражений этой жизни, а в культуре и общении чувство комического целесообразно и необходимо. И есть все основания считать, что комическое в глубине сознания человека имеет сформированное «обобщение», что по семантической теории есть опознавание через «фреймы» или «скрипты».

Начиная от Эммануила Канта и по сей день исследователи комического не могут дать объяснение такому простому психологическому явлению в комическом, как смех, возникающий от нелепости.
Сам Кант, утверждающий, что смешное появляется, когда "разум превращается в ничто", пытался объяснить это через кризис рассудка и переход напряжения в телесную сферу ощущений, где, по версии Канта, зарождается смех.
Также, по Канту, сама игра идей и эстетических идеалов (в частности - в музыке) может вызывать комическое чувство
Анри Бергсон по поводу нелепого в комическом писал, что оно не есть причина, а следствие той причины, которая его создает. И мы знаем эту причину.
Однако, он не называет эту причину и пояснение этому он не дает.

В своей замечательной статье "Психология комического" профессор психологии Рамиль Гарифуллин даёт хорошее психологическое толкование запуску и переживанию смеха. Однако, комментируя Канта, он просмотрел, что тот уже стоял на правильном пути, упоминая "об обмане" в составе шутки, но в своих рассуждениях "о нелепости" в составе шутки Кант побрел не туда.

Психология нелепости в юморе и комическом - это та же психология шутки.
Люди ради шутки (веселья, игры) придумывают "нелепости", "превращая разум слушающего (или наблюдающего) в ничто", а ученые мужи ищут здесь глобальный смысл.
Поэтому я в своей теории в подобных случаях шутку рассматриваю, как элемент психологии юмора. В другом случае - у шутки тоже есть своя психология, эволюционный смысл и технология действия.

Психология и технология нелепости в шутке, "превращая разум в ничто" заставляет саму личность чуть-чуть "потормозить" и комично выглядеть, если сразу не сообразить, что с тобою пошутили (поиграли) ради веселья и хорошего настроения.
Если же "нелепость" имеет неплохой "паралогический" или "алогический" - смысловой или ситуативный контекст, то это будет "причудливой" или удивительной композицией, которая способна вызвать улыбку.
Или это будет впечатляющий гротеск...
Это может иметь значимый контекст в персонофицированом смысле или в жизненных ассоциациях, где свою роль сыграет чувство, сентимент...
При всём том будет действовать фактор неожиданности - даже, если "тормозить", неожиданность приходит с последующим "озарением".

В 18-ом веке Дж.Битти обозначил обычный психологический смех, как «сентиментальный» смех. В этом подразумевается коммуникативная и социально–душевная, культурная характеристика смеха.

Сюда же, к сентиментальному смеху можно отнести интеллектуальную приверженность в юморе.

Также, при сентиментальном смехе всегда находится место комическому компоненту.
Но сам комический образ под юмористическим углом зрения и при этом смехе не сосредоточен на «антиповедении» объекта, как «уродливой» («юродивой») характеристике.
Здесь больше действует эстетический, коммуникативный, социальный, интеллектуальный и «шоковый» фактор (неожиданность, невероятность, изумление и разрядка в реакции физиологического смеха).

Сарказм.
Это смех, описываемый Аристотелем, в котором присутствует реакция (отношение) к «безобразному», «уродливому».
Этот смех уже можно считать «насмешливым» смехом. Иными словами, речь идет о «пародии», карикатуре», «нелепости», на которые сама природа и интеллект санкционирует данный вид смеха.
Это архаическое восприятие, тем не менее, интеллектуального характера. Один из архетипов восприятия здесь связан с пониманием человеком своего преимущества разума пред неразумным животным миром - «человек звучит гордо».
Когда животные себя ведут не разумно, или какие-то букашки причудливы и еле подвижны, несколько безобразны, да и сам человек часто выглядит «недалеким» на вид и неразумным или неловким в деле – всё это через абстрагирование создает «высмеивающую» традицию, находит аналогичные признаки в соплеменниках человека. И тогда имеет место высмеивающий и унижающий смех.
В одном случае, этот смех подпитывается «праведным» обличающим чувством, как культурным средством борьбы с несовершенством и пороком.
В другом – это надменность гордеца.
Однако, с возрастанием негатива, невежества и зла в пороке, смех в определенном объективном и частном случае, обедняется.
И тем более, не имея добра внутри, остается весьма ограниченная возможность для смеха, где здоровый смех обязан лишь остаточному интеллектуально-человеческому качеству в личности.