Гибкость ума определение. Как развить гибкость мышления

Д. Гилфорд описывает гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. В типичном тесте на гибкость испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования обычного кирпича. При этом, если испытуемый скажет, что "с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь, сделать красную пудру", он получает высокий балл по гибкости мышления. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что гибкость мышления является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет субъекта выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта и, переосмысливая их, решать проблему.

В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому.

Наше понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологии развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции сознания.

Если в работах Л.С. Выготского в качестве универсального средства рассматривалось слово (знак), то в дальнейшем были изучены не только понятийные, но и образные средства. Овладение ими в дошкольном возрасте дает возможность ребенку решать мыслительные задачи, требующие отражения довольно сложных скрытых связей и отношений между объектами.

В наших предыдущих работах изучались образные средства гибкого мышления дошкольников - комплексные представления. К ним мы относили такие образы объектов, в которых они отражаются в совокупности своих свойств. В рамках одного такого представления субъект может переходить от анализа одних свойств объекта к другим его свойствам, проявляя гибкость мышления. В комплексном представлении различные свойства объекта не игнорируются даже в том случае, когда ситуация задает определенный контекст интерпретации объекта, выдвигая на передний план одни свойства и затеняя другие. Таким образом, комплексные представления позволяют увидеть признак не сам по себе, а в системе свойств и связей объекта и, при необходимости, произвести переориентировку признаков, их обобщение по другому основанию.

В работах Н.Е. Вераксы обозначен подход к пониманию гибкости детского мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. Механизм диалектического мышления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности. Автор выделяет:

Действие диалектического превращения, цель которого заключается в рассмотрении объекта как противоположного самому себе;

Действие диалектического опосредствования, направленное на поиск таких целостностей, которые характеризуются наличием определенных заранее противоположностей;

Действие диалектического объединения, направленное на установление в анализируемой целостности отношений противоречивости, на утверждение правомерности обоих взаимоисключающих отношений при характеристике объекта;

Действие диалектического обращения, которое позволяет перейти от исходного отношения между объектами к противоположному;

Действие смены альтернативы, позволяющее выйти за контекст данной ситуации, рассмотреть предмет или явление под новым, часто противоречивым углом зрения.

Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. В исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что механизм диалектического мышления начинает складываться уже в дошкольном возрасте.

В исследовании В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова показано, что при решении проблемы, где требуется раскрыть потенциальные свойства знакомой вещи в новых условиях, не деформируя целостности этой вещи, дошкольники могут улавливать принцип структурирования противоречия как проблемного целого. С этим противоречием дети связывают источник целостного развития ситуации. Такое развитие протекает в форме образного разрешения данного противоречия. В результате исходная целостность не разрушается, а преобразовывается в целостность более высокого порядка. Таким образом, дошкольники способны создавать и использовать образные средства мышления, отражающие наличие в объекте противоположных свойств: оставаясь самой собой, чернильница должна в то же время по-новому проявить свою "самость" - расплескать чернила, чтобы прогнать разбойника - быть одновременно и чернильницей, и сторожем.

Следовательно, можно полагать, что гибкое мышление на определенном уровне развития оперирует отношениями противоположности. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что в психологической литературе гибкость рассматривается как свойство продуктивного, творческого мышления, основу которого составляет продуктивное преобразование проблемных ситуаций. В умении ребенка гибко совмещать идеальный и реальный, условный и действительный планы ситуации психологи видят творческий потенциал дошкольника. Исследования показывают, что у дошкольников существует механизм мышления, позволяющий описывать развитие и преобразование объекта при решении задачи с помощью отношений противоположности. Тем самым продуктивное преобразование объектов заключается в их диалектическом преобразовании, которое осуществляется с помощью диалектических действий с теми средствами, которые отражают отношения противоположности. Гибкость мышления, включающую оперирование противоположными свойствами и отношениями объектов, мы определили как диалектическую гибкость.

Гибкость ума – навык, крайне полезный в современном обществе

Что же это такое, давайте проясним для начала. Когда говорят, что ум какого-то человека гибок, имеют в виду, что человек действует и решает задачи не шаблонно, не по стандартам, ищет какой-то свой путь решения.

У кого по-вашему самый гибкий ум? Не поверите – у маленьких детей.

Любой ребенок дошкольного возраста решит задачу с нестандартным ответом в разы быстрее взрослого. И это логично – ведь взрослый от ребенка отличается прежде всего тем, что в него вложили огромное количество шаблонов и алгоритмов, как нужно, не задумываясь, действовать в тех или иных ситуациях. Иногда это направлено на нашу безопасность, иногда помогает выполнять нашу работу быстрее…

Но зачастую при неожиданно возникших проблемах нужны нешаблонные, нестандартные, не приходящие еще никому в голову решения. Именно такие люди с развитой гибкостью ума становятся основателями мировых корпораций, изобретателями и в конце концов являются движущей силой прогресса.

Нет ничего сложного в том, чтобы развить в себе гибкость ума. Вспомните, как вы фантазировали в детстве. Развивайте в себе фантазию и воображение. Учитесь видеть необычное в самых простых вещах.

Вот несколько заданий на развитие гибкости ума, преодоление его зашоренности, которые можно выполнять в очереди к врачу, по дороге на работу или стоя в пробке.

Представьте, что автомобили едут не по поверхности дороги, а с ее обратной стороны. Вообразите в мельчайших деталях, какие при этом потребуются шины для колес (С липучками? На магнитах? А может, вы что-то еще придумаете?), как будет эта машина управляться, какой у нее будет внешний вид. Только не просите помочь в этом задании ваших детей (если они есть): вы же развиваете свою гибкость ума, а не их. Сначала придумайте свои версии, потом спросите детей. Вместе можно такого наизобретать!

Второе упражнение: придумайте для простых, обыденных предметов несвойственное им значение.

Например, карандаши можно использовать следующим образом:

  • как японские палочки для еды;
  • как заколку для поддержания пучка волос на голове;
  • как катушку с ниткой при запуске воздушного змея;
  • накручивать на него проволоку для получения спирали;
  • грызть кончик для самоуспокоения;

И многое, многое другое!

Попробуйте также наши интересные и увлекательные игры-задания для любого возраста . Наши умные алгоритмы сами подберут вам программу тренировок для гибкости ума, и всего за 5 минут в день вы сможете развить не только гибкость но и другие

Гибкость мышления — это способность менять свои установки в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Примером гибкости мышления может служить способность водителя изменить свою манеру езды или способность бизнесмена изменить полюбившуюся ему стратегию ведения бизнеса.

Наверно, если перевести это понятие на более простой язык, то оно будет звучать, как способность признавать свои ошибки и делать из них выводы. К сожалению, такая гибкость мышления свойственна далеко не каждому.

Для чего важна гибкость мышления?

Способность корректировать собственное поведение — это великолепнейшее умение, которое дает своему обладателю массу преимуществ. Начнем с того, что для выработки любой успешной стратегии поведения, нужно сначала сделать выводы из множества неудачных попыток или тестов, после которых каждый раз следует корректировать свои установки и мысли относительно устройства мира.

Жизнь и история полны примеров, когда неспособность измениться вела к упадку и деградации. Например, бизнесмены, которые не могут адаптироваться к изменениям на их рынке, довольно быстро разоряются или постоянно находятся на грани разорения. Страны, которые слишком привержены традиции, постепенно проигрывают конкурентную борьбу с другими государствами.

Время от времени в любом деле необходимо менять привычный порядок действий, чтобы не потерять свои позиции. Однако, многие люди просто не способны на это, так как не обладают соответствующим навыком.

В чем заключается сущность гибкости мышления?

Гибкость мышления — это навык самостоятельно менять свои убеждения, после тщательного анализа. Как и любой навык он нарабатывается. Сначала это тяжело, а потом всё легче и легче. На этом пути человек сталкивается со своей гордыней, страхом и ленью.

От природы люди инертны. Наша психика всегда старается сохранить статус-кво. Всегда хочется выбрать какой-то верный способ действовать, а потом почивать на лаврах. Для того, чтобы вырваться из этой инертности, нужно что-то внешнее, чтобы заставило человека измениться. Некая мотивация, которая столкнет психику с привычных рельсов и которая покажет, что на самом деле никаких рельсов нет.

Гибкость мышления — это знание, что нет ничего постоянного и однозначного, а есть лишь временные условия, в которых мы пребываем.

Как развить гибкость мышления?

Умение подвергать свои убеждения тщательному анализу и подвергать их сомнению — это важная предпосылка для гибкого мышления. Вырабатывается оно не сразу, а шаг за шагом, когда человек учится преодолевать себя.

Это необходимое условие, но недостаточное. Мало иметь навык и готовность меняться, важно еще и знать в какую сторону меняться. Для этого следует постоянно узнавать что-то новое, разыскивать более свежую информацию и приобретать широкие знания по самым разным предметам. Это тоже можно назвать навыком, который обычно называют любопытством.

Зачатки этих навыков есть практически у каждого человека. В дальнейшем, в зависимости от опыта, люди либо развивают их в себе, либо остаются на прежнем уровне развития.

Для того, чтобы развиваться, человеку нужно постоянно испытывать себя, преодолевать различные трудности. Только так можно развить в себе что бы то ни было. Поэтому лучшая рекомендация — это не сидеть на месте.

Когда нас настигает какая-нибудь проблема, то мозг первым делом начинает паниковать и сигналить: «Всё пропало». Но если развить гибкость мышления, то любую проблему можно научиться воспринимать спокойно. Вот вещи, о которых стоить помнить:

- Мы все иногда заходим в тупик.

Застойные ситуации неизбежны. Неважно, насколько осознанно вы себя ведете, насколько хорошо умеете договариваться - вы всегда будете сталкиваться с трудными обстоятельствами и трудными отношениями. У всех нас свои пробелы восприятия. Независимо от того, насколько гибко вы мыслите и насколько развиты ваши коммуникационные навыки, все равно на вашем пути возникнут ситуации или люди, справиться с которыми вам не по силам. Такова жизнь.

- То, в какие именно застойные ситуации вы попадете, обусловлено вашей личностью.

У всех нас есть свои сильные и слабые стороны, недостатки и достоинства. Поэтому какие-то ситуации могут казаться вам сложными, несмотря на то что другие справляются с ними без проблем. Не осуждайте себя, лучше попробуйте развить соответствующие ментальные и эмоциональные «мышцы».

- Возможно, вы не сразу поймете, в чем, собственно, дело.

В застойной ситуации вы по определению не можете (до поры до времени) что-либо изменить. Найти выход из нее совсем не то же самое, что решить уравнение.

В математической задаче все четко. Каждый символ имеет определенное значение, вся необходимая информация дана в условиях, и вы знаете, какие операции нужно совершить. Но в застойной ситуации приходится потратить немало времени и усилий только для того, чтобы выяснить, в чем же заключается сама задача. Придется распутать множество нитей во взаимоотношениях, рассмотреть ситуацию под разными углами, выявить среди бесконечных внешних факторов главные и так далее.

- У проблемы не всегда существует четкое и объективно правильное решение.

Повторю, что выход из застойной ситуации не похож на решение математической задачи, в которой есть только один верный ответ. Нет единственного «правильного» способа разобраться с ситуацией. Не отчаивайтесь, если после того, как вы определите, в чем проблема, у вас уйдет еще какое-то время на поиски ее решения.

- Гибкое мышление позволяет найти несколько вариантов.

Если вы потеряете равновесие, гибкость мышления поможет вам снова обрести его. Замедлив ход событий и использовав гибкость мышления, вы обретете новые силы для того, чтобы самостоятельно или при помощи со стороны исправить ситуацию. Одно из преимуществ взгляда на ситуацию с разных, возможно, даже взаимоисключающих позиций в том, что он дает возможность обнаружить различные решения. Ролевая игра, в свою очередь, поможет внести ясность в вопрос, какой путь стоит выбрать.

- Если вы принимаете на время чужую точку зрения, это не значит, что вы должны отказаться от собственной.

Неважно, относитесь вы к тому типу людей, которые с упорством, достойным лучшего применения, держатся за свою позицию, к тем, кого, наоборот, слишком легко склонить на другую сторону, или находитесь где-то посередине между двумя крайностями, - старайтесь переключаться между своей версией и версиями прочих участников ситуации.

- Решение должно соответствовать вашим личным особенностям.

После того как вы задействуете гибкость мышления и выберете дальнейший курс действий, вам предстоит осуществить решение на практике, оставшись при этом самим собой. Можно черпать силы в поддержке и советах иных людей, но, чтобы добиться успеха, ваши слова и поступки должны исходить изнутри.

- Какой-то выход есть всегда.

Мы сталкиваемся с трудностями, и это неизбежно, но мы не обязаны терпеть ситуацию, которая нас не устраивает. Задействовав гибкость мышления, вы, даже в одностороннем порядке, сможете либо наладить конструктивный диалог, либо принять статус-кво, либо решить, что оптимальным вариантом будет уйти из ситуации.

- Умение приходит с опытом.

Тренировать гибкость мышления очень полезно, порой это позволяет полностью избегать застойных ситуаций. Если какие-то ситуации по-прежнему представляют для вас трудность, упорно работайте над ними и постоянно тренируйте гибкость мышления. Это сокращает время пребывания в застойной ситуации и помогает вам двигаться в правильном направлении.

По материалам книги Донни Эбенштейн «Сила эмпатиир» Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Что такое гибкость ума? Её можно определить, как качество нашего разума, которое позволяет нам подстраиваться под окружающий нас мир, под ситуацию. Гибкость ума позволяет нам справляться с трудностями, анализировать данную реальность и предпринимать необходимые действия, адаптироваться под текущее положение дел.

Но на этом всё не останавливается. Гибкость ума заставляет нас расти и двигаться вперёд, учиться и развиваться. Гибкость ума помогает нам расширить собственные возможности, то как мы думаем и как мы выполняем свою работу.

Гибкость ума и личностный рост

Раскрыть свой потенциал, а также получить доступ к необходимым паттернам мышления - это довольно трудная задача. Благодаря нейронауке мы знаем, что нам легче и проще развивать свой разум в процессе обучения, чем просто пытаясь избавиться от уже имеющихся привычек и установившихся связей в мозгу.

Гибкость ума требует от нас открытости и способности принимать новую информацию, а также быть достаточно мотивированными. Учёными доказано, что наш мозг устроен так, что мы привыкли двигаться в каком-то направлении лишь в том случае, если нас ожидает какая-то награда. Нам необходимо "пересилить" себя, поставить себе цель "личностный рост" и двигаться к ней.

На рабочем месте гибкость ума необходима для того, чтобы подстроиться под атмосферу, царящую в компании. Также нам нужно установить новые связи, найти поддержку. Для того, чтобы развить в себе гибкость ума, нужно правильно настроиться и прибегнуть к использованию различных систем обучения, которые бы способствовали выработке у нас необходимых качеств и характеристик.

В наше время, большинство работников уходят от классических систем и схем роста по карьерной лестнице, они разрабатывают и используют свои механизмы обучения и развиваются в своих интересах, преследуя свои цели.

Гибкость ума и карьера

Концепт "вечного сотрудника" не умер, но он очень серьёзно изменился за последнее время. Несмотря на то, что сегодня многие профессионалы себя описывают именно так, сама идея "вечного сотрудника" уже выглядит как принуждение работать не в своих интересах, а по требованию компании (выполняя различные проекты, которые руководство посчитает нужным).

Традиционный "портрет" работы состоит из ряда заданий и наград. Задания выполняются отдельными сотрудниками и имеют степени важности и ответственности. Движение от простых к более сложным заданиям и принято называть карьерным ростом. Это односторонний линейный путь, матрица, состоящая из портфолио и постоянно меняющихся потребностей в тех или иных навыках сотрудников.

В то же время, сейчас профессионалами, в основном, ценится как раз автономность и гибкость.

Именно матрица требований и породила так называемые "рынки таланта", куда стекаются все: и работники, и работодатели. Одни предлагают свои таланты и опыт, а другие - ищут свежую рабочую силу.

Гибкость ума как компетентность

Для того, чтобы на ваши услуги всегда был спрос, нужно поддерживать себя в "свежести". Постоянный рост рынка требует постоянного развития. Большинство необходимых навыков можно приобрести, прибегнув к "микрообучению", то есть к изучению отдельного материала. Это обучение может осуществляться как индивидуально, так и при помощи профессионалов.

>Гибкость ума как компетенция, представляет собой комбинацию открытости и ловкости разума, которая связана с продолжительными действиями по улучшению собственных навыков для поддержания их актуальности. Как мы можем развить гибкость ума?

    Создать себе установку на рост и сфокусироваться не на текущем месте работы и требованиях, а на возможности будущего применения навыков. Нужно думать на несколько шагов вперёд.

    Взять ответственность на себя за свой рост и профессиональное развитие.

    Развить свои социальные взаимоотношения и завести ряд новых знакомств с людьми, которые лучше вас.