Значение средневековья состоит в том. Значение средних веков в истории человечества

2. Дайте сравнительный анализ полисов Греции

3. Расположите события в правильной хронологической последовательности

А) Пелопонесская война

Б) реформы Солона в Афинах

В) правление Перикла

Г) правление Александра Македонского

Д) покорение Греции Римом

Запишите ответ

6. Расположите события в правильной хронологической последовательности

А) Пунические войны

Б) основание Рима

В) распад Римской империи

Г) правление Октавиана Августа

Д) правление Гай Юлия Цезаря

Е) разделение Римской империи на Западную и Восточную

Ж) распространение христианства в Римской империи

Запишите ответ

7. Прочитайте фрагмент из работы, посвященной истории Древнего Рима, и выполните задания.

«Октавиан достиг той же цели, что и Цезарь. Он казался менее даровитым, был невзрачен, застенчив, скрытен, у него не было военного таланта, как у Цезаря. Ему много помогло само положение дел.

Долгая война во всех областях кругом Средиземного моря утомила большинство людей: многие искали покоя и теснились к сильному человеку, надеясь на его охрану… Жители провинций привыкли подчиняться Риму; им было все равно, пришлёт ли им начальника римский сенат или военный правитель из Рима. Население самого Рима мирилось с тем властителем, который готов был больше всех дарить ему.

Но Октавиан добился власти также своим терпением и искусством. Он не принимал названия диктатора , которое напоминало торжество Суллы и Цезаря; он не хотел ни в титуле, ни в обстановке ничего такого, что было бы похоже на царя, чтобы не раздражать старых привычек и понятий римлян.

Между прочим он принял звание трибуна . В то же время Октавиан постоянно повторял, что его главная забота – восстановить в Риме старинный порядок. Октавиан назвался принцепсом, т.е. первым человеком в государстве. Это значило, что он как бы считается уполномоченным на свою власть от народа. Он решил не пугать население Италии военными силами: солдат увели и расставили по границам. Наконец, Октавин поделился со старыми господами, нобилями . В важных случаях принцепс советовался с сенатом, как раньше это делали консулы.

Было положено, что по-прежнему сенат будет распоряжаться старинными провинциями: сенат будет посылать туда наместников из своей среды. Области вновь присоединённые, пограничные остались за Октавианом… Войска были подчинены Октавиану, солдаты приносили присягу только ему. Старое название военного императора он присвоил себе одному; оно означало теперь власть верховного главнокомандующего. Императором звали его в провинциях. В свои области Октавиан посылал для управления своих офицеров и приказчиков.

Народ перестал созывать собрания. Однако новый правитель должен был также угождать столичному населению, как раньше это делали народные вожди или сенат. Он только принял один на свой счет все траты, какие прежде делались в пользу народа разными лицами. Принцепс взял на себя устройство развлечений, которых народ настойчиво требовал …

Когда установили новый порядок, Октавиан принял и новый титул Августа, т.е. священного. Этот титул обратился в его имя: правитель точно поднялся над всеми как высшее существо».

1) Выпишите выделенные слова и найдите им определения

_______________________________________________

______________________________

2) Когда Октавиан захватил власть в Риме?

__________________________________________________

3) Почему ему удалось укрепить свою власть после победы в гражданской войне?

4) Назовите общие черты между властью Октавиана Августа и монархией?

_______________________________________________________________________

5) Какие элементы республиканского строя были сохранены в период принципата и почему?

____________________________________________

Занятие 4. Европа в средние века (V−XV вв.)

При выполнении заданий по этой теме необходимо обращаться к материалам учебника С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 75−119.

1. Используя карту «Великое переселение народов» напишите названия германских племен, расселившихся на территории Западной Римской империи

2. Отметьте знаком «+» значения и сущность Средневековья

3. Выделите основные этапы в развитии цивилизации средневековой Европы

4. Расположите события в правильной хронологической последовательности

А) появление в Европе Священной Римской Империи

Б) возникновение парламента в Англии

В) коммунальные революции

Г) образование франкского королевства

Д) создание Генеральных штатов во Франции

Е) начало Столетней войны

Ж) война Алой и белой розы

З) Жакерия

Запишите ответ

6. Отметьте знаком «+» черты, характерные для феодальной системы Европы в X-XV вв.

1.формирование крупного землевладения
2. сельскохозяйственное производство основывалось на труде мелких производителей, наделенных землей, орудиями труда, скотом, домашним имуществом
3. Сокращение посевных площадей
4. Внутренняя колонизация
5. Сокращение населения из-за эпидемии чумы
6. Появление мануфактурного производства
7. Расширение внутреннего рынка
8. Упадок заморской торговли
9. экономическая и личная зависимость крестьян от феодала
10. натуральный характер экономики
11. наличие феодальной ренты: в виде отработок и натурального оброка или денег
12. рост ремесла и городов

7. Правильная последовательность формирования политической организации феодального общества

А) абсолютные монархии

Б) варварские государства

В) феодальная раздробленность

Г) сословно-представительные монархии

8. Заполните таблицу. Сословия средневекового общества.

9. Отметьте знаком «+» основные верные высказывания о городах

1. Города возникали на пересечении дорог, у переправ через реки, рядом с укрепленными местами
2. Средневековые города были крупнее, чем города эпохи Античности
3. Средневековые города первоначально подчинялись духовным и светским феодалам
4. Рост городов был связан с подъёмом аграрного, ремесленного производства, развитием торговли
5. Коммунальное движение привело к освобождению многих городов от власти сеньоров
6. Большинство средневековых городов подчинялись королю
7. Полноправными гражданами считались все жители города, независимо от имущественного состояния
8. Ремесленники одной специальности объединялись в цеха, а торговцы в гильдии

10. Соотнесите события и даты в становлении христианства в Европе

Запишите ответ

А Б В Г

§ 1 Понятие «Средневековье»

Полторы тысячи лет назад, с крушением Римской империи, началась новая эпоха всемирной истории. В исторической науке ее принято называть средними веками или Средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV веке на смену этому периоду истории не приходит Новое время.

Средние века - это многовековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В европейских странах он длился XII столетий, в странах Азии - еще дольше. Необходимо заметить, что остатки средневековых традиций и обычаев в некоторых азиатских странах не исчезли до сих пор.

Термин «Средние века» был впервые введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. С позиций высоких достижений культуры Возрождения Средние века виделись философам-гуманистам как период дикости и варварства. Такая позиция надолго укоренилась в исторической науке.

Историки XVII-XVIII веков закрепили деление истории человечества на древнюю, среднюю и новую. История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многочисленными событиями, имеющими для историков как положительное, так и отрицательное значение.

Историю Средневековья принято делить на три основных периода:

1.Конец V-го - середина XI веков - период раннего Средневековья. Феодальный строй только начинает складываться как общественная система. Это время варварских и раннефеодальных королевств. Утверждается христианство, в духовной жизни упадок культуры сменяется подъемом.

2.Середина XI - конец XV веков - период расцвета феодальных отношений. Происходит массовый рост городов, после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Развиваются товарно-денежные отношения. Возникает новая форма государства - феодальная монархия. Формируется идеология раннего гуманизма, культура эпохи Возрождения.

3.XVI - XVII века - период позднего феодализма или начала раннего Нового времени. Данное время характеризуется процессами разложения феодализма и зарождением ранних капиталистических отношений. Оформляется тип феодального государства - абсолютная монархия. XVII век становится переломным в развитии рационализма и естественных наук.

§ 2 Переход к феодализму

В средние века большинство народов вступает на путь феодализма, миновав при этом рабовладельческий строй. Таким образом, их средневековье начинается с разложения родоплеменных отношений.

Другие же народы, пережив рабовладельческую формацию, начали свою историю Средневековья с традициями классового общества и государства. Тем не менее, суть нового общественного строя оставалась неизменной. Во всех странах переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам, превратившим землю в свою монопольную собственность.

Необходимо отметить, что феодализм в ту пору знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Крестьянин, наделенный землей, был заинтересован в росте производительности своего труда. Эпоха феодализма отмечается расцветом мелкотоварного производства в городах, которые становятся очагами культуры. Именно здесь зарождается мануфактура и начинают складываться новые классы буржуазного общества.

§ 3 Развитие культуры

Следует заметить, что в средние века человечество значительно продвинулось вперед в плане развития материальной и духовной культуры.

Именно в Средние века христианство становится одной из крупнейших мировых религий, оказывая громадное влияние на развитие средневековой европейской цивилизации, в чем и состоит ее уникальность.

Разумеется, при термине «Средневековье» многие вспомнят костры инквизиции, опустошительные эпидемии и проявления феодального насилия. Но, тем не менее, Средневековье оставило в памяти человечества замечательные поэтические произведения, прекрасные памятники архитектуры, живописи, научной мысли.

Среди плеяды великих людей, которых нам дало Средневековье, можно назвать: ученые - Роджер Бэкон, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Николай Коперник; гениальные поэты и писатели - Омар Хайям, Данте, Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес; выдающиеся художники - Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Рембрандт.

§ 4 Краткие итоги урока

Чем дальше изучается история Средних веков, тем более сложной и многогранной она представляется. На сегодняшний момент историческая наука не представляет этот период как мрачные годы насилия и невежества. Средневековый мир предстает перед изучающими его, не только как закономерный этап в развитии общества, но и как самобытная, неповторимая эпоха в истории Европы со своеобразной культурой - одновременно как примитивной, так и утонченной, несомненно могущей духовно обогатить знакомством с ней современного человека.

Список использованной литературы:

  1. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография Л., 1994 г.
  2. Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе М., 1979 г.
  3. Блок М. Феодальное общество М., 2003 г.
  4. Энциклопедия Всемирная история М., 2011 г.
  5. История Средних веков, под ред. С. П. Карпова М., 2010 г.
  6. Дюби Ж. Средние века М., 2001 г.
  7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада М., 1997 г.

Использованные изображения:

Вариант I

А1.Средневековьем принято называть период времени:

1) I – IX вв .

2) III – XI вв .

3) V XV вв.

4) VI XIV вв.

А2.Свидетельства помогающие узнавать о событиях прошлого, называют историческими:

1) загадками

2) вопросами

3) занятиями

4) источниками

А3.Племена германцев до завоевания Западной Римской империей жили к востоку от реки:

1) Дунай

2) Рейн

3) Волги

4) Эльбы

А4.Хлодвиг и знатные франки приняли христианство потому, что:

1) захватили Папскую область

2) боялись природных явлений

3) хотели научиться грамоте

4) хотели при помощи церкви укрепить свою власть

А5.Какое событие произошло раньше других:

1) распад империи Карла великого

2) начало правления Пипина Короткого

4) возникновение франкского королевства

А6. Феодальной раздробленностью называется:

1) организация феодалов

4) вторжение на территорию Римской империи

VII в. Входила территория:

1) Малой Азии

2) Палестины

3) Германии

4) Египта

А8.Город Константинополь был расположен на берегу:

1) реки Дунай

2) Эгейского моря

3) пролива Босфор

4) пролива Дарданеллы

А9. Государственным языком Византийской империи являлся:

1) латинский

2) греческий

3) английский

4) франкский

А10. Храм Святой Софии в Константинополе был построен при:

1) Карле Великом

2) Константине

3) Юстиниане

4) Оттоне I

А11.Племена южных славян:

1) поляки, чехи

2) болгары, сербы

3) франки, остготы

4) украинцы, белорусы

А12. Создание славянской письменности болгарскими просветителями произошло в:

1) 500 г.

2) 800 г.

3) 843 г.

4) 863 г.

А13. Одна из главных обязанностей мусульманина:

1) занятие земледелием

2) почитание Бога Яхве

3) занятие ростовщичеством

4) паломничество в Мекку и Медину

А14. В основе мусульманского учения лежит требование:

1) покориться воле Бога

2) отказаться от мирской жизни

3) отказаться от ношения оружия

4) мстить за смерть близких

А15.Мусульманский храм называется:

1) минарет

2) церковь

3) мечеть

4) медресе

А16.Название «донжон» означает:

1) часть снаряжения рыцаря

2) воинское звание

3) башню замка

4) вид оружия

А17. Главное занятие рыцаря:

1) управление зависимыми крестьянами

2) научная деятельность

3) служение Богу

4) военное дело

А18. Сходство в положении зависимого и свободного крестьянина:

1) участвовали в народном ополчении

2) занимались ремеслом и торговлей

3) принадлежали феодалу

4) занимались земледелием

1) VI IX вв.

2) VII X вв.

3) XI – конец XIII вв.

4) XIV – Х V вв.

1) возникло христианство

2) появились первые города

Тип

Исторический источник

А) вещественные

Б) письменные

В) изобразительные

1) икона

2) шлем

3)танец

4) указы правителя

    Падение Западной Римской империи

    Битва при Пуатье

В3.Расположите имена правителей в правильной хронологической последовательности.

    Юстиниан

    Карл Мартелл

    Карл Великий

    Римский император Октавиан Август

Понятие

Определение

А) апсида

Б) мозаика

В) барабан

1) изображение из множества разноцветных кусочков смальты

2) в храме полукруглая сводчатая ниша, которая выступает наружу

3) опора для купола

4) картина, написанная водяными красками на сырой штукатурке

С1.

Общее

Различия

Власть короля

Власть племенного вождя

С2.

Итоговое тестирование по истории средних веков за первую четверть.

Вариант II

А1.Началом истории Средних веков принято считать:

1) основание города Рима

2) возникновение христианства

4) перенос столицы Римской империи в Константинополь

А2.Наука занимающаяся поисками и изучением свидетельств прошлого, называется:

1) археологией

2) философией

3) античностью

4) древностью

А3.После падения Западной Римской империей ее территория была заселена племенами:

1) германцев

2) гуннов

3) славян

4) арабов

А4.В чем состояло значение военной реформы Карла Мартелла:

1) усиление обороноспособности страны

2) приход к власти Каролингов

3) принятие франками христианства

4) улучшение положения крестьян

А5.Какие события произошли во время правления короля Хлодвига:

1) битва при Пуатье

2) падение Западной Римской империи

3) составление первых письменных законов

4) передача под власть папы Рима и Равенны

5) образование франкского государства

(несколько ответов)

А6. Феодальной лестницей называется:

1) подъезд к феодальному замку

2) распад единого государства на отдельные части

3) комплекс законодательных установлений и обычаев

4) порядок при котором каждый феодал подчинялся более старшему

А7.В состав территории Византийской империи в конце VI в. Входила территория:

1) Галлии

2) Британии

3) Нормандии

4) Северной Африки

А8.Столицей Византийской империи являлся город:

1) Рим

2) Иерусалим

3) Александрия

4) Константинополь

А9. Зажигательная смесь, которую византийцы применгяли в борьбе с вражеским флотом, называлась:

1) порохом

2) апсидой

3) греческим огнем

4) седьмым чудом света

А10. Храм Святой Софии в Константинополе был построен в:

1) V в.

2) VI в.

3) IX в.

4) XI в.

А11.Племена западных славян:

1) варяги, бритты

2) поляки, чехи

3) болгары, хорваты

4) украинцы, белорусы

А12. Создателями первого славянского алфавита были:

1) Кирилл и Мефодий

2) Юстиниан и Феодора

3) святые Матфей и Лука

4) Алкуин и Аристотель

А13. Началом мусульманского летоисчисления является:

1) 1 г.н.э.

2) 500 г.

3) 622 г.

4) 630 г.

А14. В результате принятия ислама арабы:

1) стали поклоняться иконам

2) расширили торговлю с Византией

3) разрушили главную святыню – храм Кааба

4) прекратили междоусобные войны и объединились

1) поэмы «Шах – наме»

2) учебника по алгебре

3) трактата «Канона о медицинской науке»

4) сборника сказок « Тысяча и одна ночь»

А16.Нести воинскую службу мог только владелец поместья (феода), потому что:

1) доспехи и конь стоили очень дорого

2) рыцари были самыми образованными

3) владельцы поместий имели свой герб и девиз

4) рыцари посвящали свою жизнь служению Богу

А17. Большинство населения при феодальном строе составляли:

1) рабы

2) феодалы

3) крестьяне

4) священники

А18. Медленное совершенствование орудий труда приводило к:

1) низким урожаям

2) бегству крестьян из деревни

3) увеличению крестьянских наделов

4) переезду в города

А19. Расцветом Средневековья считается период:

1) VI IX вв.

2) VII X вв.

3) XI – конец XIII вв.

4) XIV – Х V вв.

А20. Значение Средневековья состоит в том что:

1) возникло христианство

2) появились первые города

3) возникла историческая наука

4) появились существующие сегодня европейские языки и государства

В1. Установите соответствия между историческим источником и его типом. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Тип

Исторический источник

А) вещественные

Б) письменные

В) изобразительные

1) монета

2) наскальная живопись

3)религиозные обряды австралийцев

4) завещание богатого человека

В2. Какие события произошли во время правления Карла Мартелла и Пипина Короткого? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

    Составление первого письменного свода законов

    Передача под власть папы римского Рима и Ровенны

    Образование Франкского государства

    Падение Западной Римской империи

    Битва при Пуатье

В3.Расположите в правильной хронологической последовательности следующие события

    создание Римской империи

    образование Византийской империи

    создание империи Карла Великого

    создание Священной Римской империи

В4. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

А) алтарь

Б) канон

В) икона

1) правила изображения размещения библейских сцен

2) живопись водяными красками по сырой штукатурке

3) изображение Бога, Богоматери, святых и различных библейских сцен на гладких деревянных досках

4) главная часть храма, куда могут заходить лишь священнослужители

С1. Сравните власть короля и власть племенного вождя. Укажите, что было общим, а что различным. Ответ оформите в виде таблицы.

Общее

Различия

Власть короля

Власть племенного вождя

С2. Составьте схему управления Франкским государством.

Эпоха средних веков внесла необратимые изменения в историю развития человечества была преобразована система социального строя общества, сформированы новые нации и их культурное наследие, разделена светская и духовная культуры и мировоззрений. Что и как изучает история Средних веков?

Значение средних веков для общего развития человечества

Но общее развитие народов и наций в средние века происходило неравномерно. Историки выделяют, что наиболее развитыми и передовыми нациями были народы Западной Европы, а на Востоке процветал феодализм.

Территории Африки, Азии, Америки и Австралии до сих пор частично сохранили первобытнообщинный строй. Эпоха средних веков ознаменована тем, что именно в этот период было создано большинство существующих ныне государств особенно это касается земель Западной Европы.

Благодаря постоянному развитию государств Европы зародились предпосылки современной демократии, были созданы ее основные атрибуты: представительные учреждения, как парламент в Британском королевстве, и суды присяжных.

Ключевое значение истории средних веков заключено и в развитии законодательных процессов. Законодательство развитых стран этой эпохи было основано на римском праве, которые было кодифицировано в Византии (преимущественно кодекс Юстиниана). Основы римского права положены и в современную систему законодательства.

Преобразование культуры и искусства

Со временем стали возрождаться античные города и создаваться новые не менее красивые и функциональные - города, благодаря этому культура и хозяйство существенно развивались и преобразовывались.

Культура раннего Средневековья и духовное развитие становятся общедоступными и массовыми, это обусловлено открытием университетов, библиотек, школ различного профилей, созданию печатного станка, благодаря которому начались массово издаваться газеты и журналы.

Изобретения и открытия - промышленность и наука

Именно в период средневековья были созданы для человечества фарфоровая посуда, зеркала, мыло, механические часы, очки и множество других полезных вещей, без которых современный был бы не настолько развитым и совершенным. Для производства и промышленности было сделано также множество удобных приспособлений: доменные печи, водяной двигатель, ткацкий станок. Было развитие и в военном деле появилось огнестрельное оружие, использование которого изменило ход многих военных действий.

Стоит выделить и значение эпохи средних веков для развития художественной культуры и даже в образе мышления человека. Люди узнали о шарообразности Земли, были сделаны фундаментальные выводы о космосе, труды многих средневековых ученых положили начало современной астрономии и космологии.

Новая архитектура, формирование языков

Средневековый человек уже совершенно по-другому смотрел на мироздание, его представления существенно отличались от представлений людей более ранней эпохи. Многие выдающиеся, поражающие своей уникальностью и великолепием произведения искусства были созданы именно в средневековье. Это касается литературы, архитектуры, живописи и скульптуры.

Средние века подарили нам неописуемо величественный Собор Парижской Богоматери, лондонский Тауэр и множество других прекрасных соборов, замков, храмов и дворцов, которые до сих пор считаются истинными шедеврами человеческого мастерства и искусства. Именно в эпоху средних веков сформировались основные языки современности английский, французский, итальянский, немецкий и другие.

История народов и государств современной Европы началась в эпоху, условно определяемую в исторической литературе как «сре­дневековье». Со времен античности понятие Европы (от семит­ского корня Эреб), отождествляемое с географическим определе­нием «Запад», противопоставлялось Азии (корень Асу), или Вос­току. Термин Европа, действительно, заключает в себе некую территориальную целостность народов и государств, история которых обнаруживает общность экономического, социально-поли­тического и духовного развития. Вместе с тем, своеобразие ее за­падной части, отчетливо определившееся именно на этапе сре­дневековой истории, позволяет выделить Западную Европу в качестве локальной цивилизации, существующей в рамках более крупного цивилизационного единства, каким является Европа в целом.

Географический смысл понятия Западной Европы не совпадает с историческим и предполагает прибрежную полосу на западной оконечности евразийского континента, с мягким морским кли­матом.

Историческое понятие Западной Европы на этапе средневековья включает в себя историю таких стран, как Англия, Франция, Гер­мания, Швейцария, Бельгия и Голландия, государств Пиреней­ского и Апеннинского полуостровов, скандинавских стран - Да­нии, Норвегии, Швеции, а также Византии, преемницы Восточ­но-Римской империи. Пограничное положение последней страны и ее огромное влияние на судьбы всей европейской цивилизации предопределило принадлежность ее истории как Западу, так и Востоку.

В первые века нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами, частично романизованными и включенными в состав Римской империи; затем, в эпоху Велико­го переселения народов эта территория стала местом расселения германских племен, тогда как Восточная Европа стала местом рас­селения и исторической активности главным образом славянских народов.

§ 1. Содержание терминов «средние века» и «феодализм» в исторической науке

Термин «средние века» - перевод с латинского выражения me­dium aevum (средний век) 1 - был впервые введен итальянскими гуманистами. Римский историк XV в. Флавио Бьондо, написавший «Историю от падения Рима», пытаясь осмыслить современную ему действительность, назвал «средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения - античности. Гуманисты оценивали в первую оче­редь состояние языка, письменности, литературы и искусства. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира, как время испорченной «кухонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторической науке.

В XVII в. профессор Галльского университета в Германии И. Кел­лер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемир­ной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им вре­менем от разделения Римской империи на Западную и Восточ­ную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Кон­стантинополя под ударами турок в 1453 г.

В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), которые озна­меновались убедительными успехами светского рационального мышления и естественных наук, критерием периодизации все­мирной истории стало служить не столько состояние культуры, сколько отношение к религии и церкви. В понятии «средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные, акценты, из-за которых история этого периода стала оцениваться как вре­мя стеснения умственной свободы, господства догматизма, рели­гиозного сознания и суеверий. Начало нового времени, соответ­ственно, связывалось с изобретением книгопечатания, открытием европейцами Америки, Реформационным движением - явления­ми, которые существенно расширили и изменили умственный кругозор средневекового человека.

Романтическое направление в историографии, возникшее в нача­ле XIX в. в значительной мере как реакция на идеологию Просве­щения и систему ценностей нового буржуазного мира, обострило интерес к средневековью и на какое-то время привело к его идеа­лизации. Преодолеть эти крайности по отношению к средневеко­вью позволили изменения в самом процессе познания, в способах постижения европейским человеком природы и общества в целом.

На рубеже XVIII и XIX вв. два достижения методологического характера, важных для развития исторического познания, сущест­венно углубили понятие «средние века». Одним из них явилась идея непрерывности общественного развития, сменившая теорию круговорота, или циклического развития, идущую от античности, и христианскую идею конечности мира. Это позволило увидеть эво­люцию западноевропейского средневекового общества от состоя­ния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологи­ческим рубежом которого явился XI век. Это было первое замет­ное отступление от оценки средневековья как эпохи «темных веков».

Вторым достижением следует признать попытки анализа не толь­ко событийной и политической по преимуществу, но и социаль­ной истории. Эти попытки привели к отождествлению термина «средние века» и понятия «феодализм». Последнее распространи­лось во французской публицистике накануне Французской рево­люции 1789 г. как производное от юридического термина «феод» в документах XI-XII вв., обозначавшего земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором. Его аналогом в германских землях являлся термин «лен». История сред­них веков стала пониматься как время господства феодальной, или ленной системы общественных связей в среде феодалов - земельных собственников.

Существенное углубление содержания анализируемых терминов дала наука середины - конца XIX столетия, достижения которой были прежде всего связаны с оформлением новой философии истории - позитивизма. Направление, принявшее новую мето­дологию, явилось первой наиболее убедительной попыткой пре­вращения истории собственно в науку. Ее отличали стремление заменить историю как занимательный рассказ о жизни героев историей масс; попытки комплексного видения исторического процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику и разработке критичес­кого метода его исследования, который должен был обеспечить адекватное толкование отраженной в нем действительности. Раз­витие позитивизма началось с 30-х годов XIX в. в трудах О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии, однако ре­зультаты новой методологии в исторических исследованиях сказались позже, ко второй половине века. Суммируя итоги историографии XIX в., следует подчеркнуть, что чаще всего историческая мысль продолжала определять феодализм по политическим и юри­дическим признакам. Феодализм рисовался как особая полити­ческая и правовая организация общества с системой личностных, прежде всего сеньориально-вассальных, связей, обусловленных, в частности, потребностями военной защиты. Подобная оценка не­редко сопровождалась представлением о феодализме как системе политической раздробленности.

Более перспективными оказались попытки сопряжения поли­тического анализа с социальным. Робкие в конце XVIII в., они приобретают более выраженные формы в трудах французских ис­ториков первой трети XIX в., прежде всего в творчестве Ф.Гизо. Он впервые дал подробную характеристику феодальной собствен­ности как основы сеньориально-вассальных связей, отметив две ее важные особенности: условный характер и иерархическую струк­туру, определившие иерархию в среде феодалов, а также соеди­ненность собственности с политической властью. До позитивис­тов в социальной трактовке игнорировался тот слой непосредст­венных производителей -- крестьян, усилиями которых феодал реализовывал свою собственность. Историками-позитивистами было начато изучение таких важных социальных структур фео­дального общества, какими являлись община и вотчина; их ана­лиз, в свою очередь, затронул проблему хозяйственной и соци­альной жизни крестьянства.

Внимание к экономической истории привело к распростране­нию теории, отождествлявшей феодализм с натуральным хозяй­ством. Развитие рыночных связей в этом случае оценивалось как показатель новой, уже капиталистической экономики - мнение, которое игнорировало принципиальную разницу между простым товарным и капиталистическим производством и неизбежную смену при этом типа производителя - мелкого собственника на наемного рабочего. В рамках позитивизма социально-экономи­ческие особенности средневековья выступали не как определяю­щие в системе феодальных отношений, а как данность, сущест­вующая параллельно политико-правовому строю (феодальная раздробленность - в политическом строе, натуральное хозяйст­во-в экономике). Более того, внимание к социально-экономи­ческой истории не исключало признания решающей роли лич­ных связей, что объяснялось психологическими особенностями людей средневековья. Уязвимость подобных представлений заклю­чалась не в их ошибочности, так как каждое из них отражало какую-то сторону объективной реальности, но в стремлении ис­следователей к их абсолютизации, мешавшей комплексному по­ниманию феодализма.

Развитие позитивизма, с его широким спектром видения исто­рического процесса на его экономическом, социально-политичес­ком и культурно-психологическом уровнях, а также признанием закономерностей исторического развития, не могло не направить исследователей к поиску единства в многообразии факторов. Ины­ми словами, позитивизм подготовил первые шаги структурного, или системного анализа.

Одним из результатов попыток подобного рода явилась выра­ботка исторической наукой XIX в. понятия «цивилизация». Из двух наиболее общих параметров исторического развития - место и время, - оно подчеркнуло территориальное разграничение люд­ских сообществ, сохраняющих свое особое «лицо» на протяжении всего периода существования. Внутреннее их единство определя­лось такими характеристиками, как природные условия, быт, нра­вы, религия, культура, историческая судьба. И хотя понятие ци­вилизаций включало в себя представление об их преходящем ха­рактере, время жизни каждой из них было временем «долгой протяженности».

В XIX в. в исторической науке появился и структурный термин «формация», связанный с оформлением марксисткой методоло­гии. Это понятие, наоборот, раздвинуло границы человеческой общности до масштабов планеты в целом, выделив временное де­ление исторического процесса, где единицей отсчета стали спо­соб производства и форма собственности. Системный принцип в марксистском понимании связывает разные уровни обществен­ного развития единой экономической доминантой. В марксист­ской интерпретации феодализм был одним из способов произ­водства, в основе которого лежит собственность феодалов на зем­лю, реализуемая при посредстве мелкого производителя; при этом особо подчеркивался факт эксплуатации земельным собственником крестьянина. Монизм марксисткой методологии, к тому же силь­но политизированной, не был принят в то время большинством исследователей. Жесткая детерминированность исторического процесса с подразделением на первичные - базисные и вторич­ные - надстроечные явления, действительно, таила в себе опас­ность его упрощенного понимания. В отечественной медиевистике уже советского времени эту опасность усугубила сакрализация марксистского метода, которая закрепощала науку. Абсолютизация метода нарушала комплексное видение исторического процесса, приводила к чрезмерному увлечению социологическими схема­ми, в известном смысле подменявшими анализ реальной жизни.

Историческое знание XX столетия существенно обогатило системный анализ, в частности, применительно к феодальному обществу. Решающий импульс его развитию дала «битва за исто­рию», начатая в 30-е годы представителями французской истори­ческой науки, создавшими свое направление вокруг журнала «Ан­налы». Приняв важнейшие достижения социологии XIX в. и преж­де всего признание системности мира, существующего по своим объективным законам развития, они вместе с тем заметно услож­нили представление о комплексности исторического процесса. Свойственное этим историкам «ощущение великой драмы отно­сительности» (по словам одного из основателей направления Люсьена Февра) привело их к признанию множественности связей - вещных и личностных - внутри общественной системы. Эта установка ломала механическое понимание причинности в исто­рии и представление об однолинейности развития, внедряла в историческое познание идею о неодинаковых ритмах развития различных сторон общественного процесса. Было дано более сложное толкование понятия «производственные отношения», под­черкнувшее их неразрывную связь с компонентами дознания, по­скольку отношения в сфере производства строятся людьми, кото­рые руководствуются при этом своими представлениями о них. Новые подходы вернули в историю человека, не обязательно «ге­роя» или творца идей, но обычного человека с его обыденным сознанием.

Синтез достижений мировой и отечественной исторической нау­ки XX столетия позволяет дать более глубокое и полное опреде­ление понятиям «феодализм» и «средние века», к характеристике которых мы переходим.