Триумфальная процессия в риме рассказ по картине. Триумфальные процессии древнего рима вновь вызывают полемику

В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику, украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу, позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.
Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты. Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.
На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.
Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Перед триумфатором шли ликторы с фасциями, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.
Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный, и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «io triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву.

Правление императора Максимилиана I (1459-1519) считается золотым веком германского искусства эпохи Ренессанса. В честь Максимилиана I художник и гравер Альбрехт Дюрер создал якобы в XVI веке знаменитую "Арку Славы" . Мы подробно рассказали о ней и связанных с ней проблемах и странностях в книге "Реконструкция", гл.18:8. "Арка Славы" состояла из 190 гравюр, собранных затем в единое изображение на большом плоском щите размером примерно 3 на 4 метра. Гравюры были изготовлены на деревянных досках. Арка Славы была создана, как пишут историки, по образцу "древне"-римских триумфальных арок , с.91. Но только те изготовлялись в камне, а дюреровская Арка была нарисована на бумаге.

Как мы показали в книге "Реконструкция", гл.18:8, скорее всего, "Арка Славы" дошла до нас в отредактированном варианте XVII века. Не исключено, что первоначальная "Арка Славы" была действительно создана в XVI веке по прямому указанию царя-хана Василия III, отразившегося на страницах западных летописей как Максимилиан I, см. "Реконструкция", гл.13:19. Считается, что Василий III правил в 1505-1533 годах или в 1507-1534 годах .

Согласно требованию Императора, "Арка Славы" должна была отразить историю и генеалогию Императорского Дома, то есть, как мы теперь понимаем, историю Великой = "Монгольской" Империи. Это был официальный царский проект, которому, надо полагать, придавалось огромное значение. И конечно же, от начала до конца он должен был находиться под неусыпным наблюдением ханских чиновников, ревниво контролировавших исполнение заказа, и в первую очередь с точки зрения его абсолютного соответствия пожеланиям царя-хана. "Арка Славы" отражала взгляды тогдашнего ордынского "монгольского" двора на историю своей Великой Империи. Полностью и во всех деталях мы опубликовали "Арку Славы" в [РЕК]:3. Кстати, - впервые в России.

Повторим, что дошедший до нас вариант "Арки Славы", был, по-видимому, тенденциозно отредатирован в XVII веке после раскола Великой Империи и с учетом новых политических требований пришедших к власти реформаторов. Убирали следы Великой Империи, вытирали некоторые надписи, гербы, заменяли изображения. Подробности см. в книге "Реконструкция", гл.18:8.

Перейдем теперь к знаменитой серии гравюр под названием "Триумфальная Процессия Императора Максимилиана I". Поскольку она была создана в то же время и в общем теми же германскими мастерами, то возникает естественная мысль, что потом ее также могли отредактировать. По тем же причинам, что и "Арку Славы". В частности, постарались устранить все следы, указывавшие на то, что Максимилиан I - это на самом деле русско-ордынский царь-хан Василий III. А также что династия Габсбургов ранее XVII века - это, попросту, династия русско-ордынских ханов Великой = "Монгольской" Империи, метрополией которой была Русь-Орда. Обратимся теперь непосредственно к данным гравюрам, чтобы проверить наше логическое предположение о ее позднем редактировании.

Что известно о "Триумфальной Процессии"? Она составляет с "Аркой Славы" цельный цикл, выполненный по единому заказу. Первоначальные рисунки для "Триумфальной Процессии" были сделаны Йоргом Колдерером (Jo"rg Ko"lderer), однако, оказывается, ВСЕ ОНИ УТЕРЯНЫ. Затем, якобы между 1514 и 1516 годами, Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer) нарисовал 109 больших рисунков тушью, раскрашенных акварелью. Их уцелело лишь 62. Потом началась работа по созданию рисунков для гравюр на дереве: 67 листов сделал Ганс Буркгмайер (Hans Burgkmair), 39 листов - Альбрехт Альтдорфер, а также работали Ганс Шпрингинкли (Hans Springinklee), Альбрехт Дюрер (Albrecht Du"rer), Леонард Бекк (Leonhard Beck) и Ганс Шауфелейн (Hans Scha"ufelein).

Одновременно с этим, начиная якобы с 1516 года, двенадцать мастеров, резчиков по дереву, изготовили 139 гравированных досок. Из них сегодня сохранилось 135 (Albertina Museum, Вена).

"Триумфальная Процессия" представляет собой длинную ленту, составленную из отдельных гравюр. В полном объеме все сохранившиеся сегодня гравюры были собраны и выставлены в августе 2005 года в Будапештском Музее Изящных Искусств (Fine Art Museum). А.Т.Фоменко и Т.Н.Фоменко удалось посетить эту интересную выставку. Длинная лента, составленная из гравюр, вытянулась вдоль стен большого зала, опоясывая его почти целиком. В "Триумфальной Процессии" участвуют сотни людей. Все они движутся в одном направлении, слева направо. Воины, знатные люди, царедворцы, пленники, аллегорические фигуры идут пешком, едут на колесницах, на конях, несут знамена и штандарты, копья, различное оружие. В процессии участвуют лошади, верблюды, фантастические животные. Перед нами - сложнейшая и кропотливая работа, потребовавшая от мастеров огромного труда и времени.

Мы полностью воспроизводим "Триумфальную Процессию" на рис.p1 , рис.p2 , рис.p3 , рис.p4 , рис.p5 , рис.p6 , рис.p7 , рис.p8 , рис.p9 , рис.p10 , рис.p11 , рис.p12 , рис.p13 , рис.p14 , рис.p15 , рис.p16 , рис.p17 , рис.p18 , рис.p19 , рис.p20 , рис.p21 , рис.p22 , рис.p23 , рис.p24 , рис.p25 , рис.p26 , рис.p27 , рис.p28 , рис.p29 , рис.p30 , рис.p31 , рис.p32 , рис.p33 , рис.p34 , рис.p35 , рис.p36 , рис.p37 , рис.p38 , рис.p39 , рис.p40 , рис.p41 , рис.p42 , рис.p43 , рис.p44 , рис.p45 , рис.p46 , рис.p47 , рис.p48 .

Уже первый взгляд на это грандиозное произведение искусства, которому явно придавалось в свое время исключительное значение, породил у нас недоуменные вопросы, некоторые из которых мы сейчас обсудим.

Когда якобы в 1519 году император Максимилиан умер, работы над "Триумфальной Процессией" были прерваны , с.14-15. Именно этим обстоятельством сегодняшние комментаторы объясняют тот факт, что множество картушей, явно предназначенных для надписей, ОСТАЛИСЬ ПУСТЫМИ. Достаточно взглянуть на приведенные нами рисунки. Сразу видно, что вся "Триумфальная Процессия" буквально пестрит белыми, пустыми картушами и знаменами. Внутри них ничего не написано. Более того, надписей нет уже на самых первых картушах и знаменах, которыми открывается "Триумфальная Процессия", рис.p49 . Скорее всего, тут должны были быть какие-то особо торжественные, главные надписи. Например, с полным титулом Императора, с указанием земель, которыми он владел.

Но самое удивительное другое. Еще больше в "Триумфальной Процессии" ЧЕРНЫХ картушей и ЧЕРНЫХ полос на знаменах и штандартах. Ясно видно, что здесь что-то было аккуратно закрашено черной краской. Почему? Подсчитаем общее число пустых и черных картушей. Пройдемся вдоль всей длинной ленты гравюр слева направо, то есть от конца к началу. Составим простую таблицу, указывая на первом месте номер рисунка - в нашей нумерации: от 1 до 48. На втором месте - число черных, закрашенных картушей, на третьем - число белых, пустых картушей. Вот что получается.

3 - 1 - 1; 4 - 0 - 5; 5 - 10 - 2; 6 - 3 - 0; 10 - 0 - 5; 11 - 0 - 11; 12 - 0 - 3; 13 - 0 - 2; 14 - 3 - 4; 15 - 1 - 3; 16 - 1 - 5; 17 - 1 - 3; 18 - 3 - 0; 19 - 9 - 0; 20 - 9 - 0; 21 - 6 - 0; 22 - 1 - 0; 23 - 7 - 0; 24 - 8 - 0; 25 - 9 - 0; 26 - 9 - 0; 27 - 8 - 0; 28 - 9 - 0; 29 - 6 - 0; 34 - 0 - 2; 35 - 0 - 2; 37 - 0 - 2; 38 - 0 - 2; 39 - 0 - 2; 40 - 0 - 3; 41 - 0 - 3; 42 - 0 - 3; 43 - 0 - 2; 44 - 0 - 4; 45 - 0 - 2; 46 - 0 - 3; 47 - 0 - 2; 48 - 0 - 3.

Итого выходит 79 белых, пустых картушей и 104 черных, закрашенных картушей. НИКАКИХ НАДПИСЕЙ НА ГРАВЮРАХ "ТРИУМФАЛЬНОЙ ПРОЦЕССИИ" НЕТ ВООБЩЕ. Хотя совершенно четко видно, что создатели гравюр хотели разместить здесь довольно много текста. Ведь общее число всех картушей составляет 183, то есть около ДВУХСОТ. Это - очень много. Причем многие картуши достаточно велики по размерам. Внутри них вполне можно было написать подробные комментарии к изображениям. Тут можно было бы кратко изложить вообще всю историю правления Максимилиана I = Василия III и его предков. Скорее всего, нечто подобное первоначально и планировалось.

По-видимому, современные комментаторы правы, говоря, что в некоторый момент, якобы в связи со смертью Императора, работы над гигантской "Триумфальной Процессией" были прерваны. И более не возобновлялись. На это ясно указывают пустые, незаполненные картуши. Но при этом комментаторы уклончиво обходят другое и более яркое обстоятельство, предпочитая почему-то не обсуждать его вовсе. А именно, присутствие на "Триумфальной Процессии" СТА ЧЕТЫРЕХ (!) картушей, явно намеренно закрашенных черной краской. Эти черные пятна резко выделяются на общем фоне исключительно подробных и тщательно исполненных гравюр. "Черные кляксы" сразу бросаются в глаза. Хотя их закрашивали аккуратно, старались бережно обвести контуры картуша, дабы не запачкать соседние изображения, однако результат получился довольно грубый. Черные пятна "выпирают" из рисунка и сразу наводят на мысль, что тут хотели что-то скрыть.

Давайте задумаемся. Допустим, что события развивались, как нам объясняют сегодня. Великий Император умер, деньги кончились, и работы над грандиозным проектом прервались. Однако четко видно, что до этого момента мастера успели выгравировать довольно много НАДПИСЕЙ. А именно, СТО ЧЕТЫРЕ КАРТУША уже были заполнены каким-то текстом. Надо полагать, текст надписей утверждался на самом высоком уровне, в имперской канцелярии, или даже самим царем-ханом, поскольку должен был соответствовать представлениям имперского двора о своей собственной истории. Которую и хотели отразить на серии гравюр. Но в таком случае возникает резонный вопрос: ПОЧЕМУ ЭТИ ВПОЛНЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ И УТВЕРЖДЕННЫЕ НАДПИСИ БЫЛИ ПОТОМ ПОЛНОСТЬЮ УНИЧТОЖЕНЫ, ЗАКРАШЕНЫ ЧЕРНЫМ?

Ответ, вероятно, ясен. Надписи уничтожили вовсе не в эпоху Максимилиана I = Василия III. Надо полагать, какое-то время они мирно красовались на незавершенных гравюрах. Ордынские наследники умершего Императора-Хана с уважением относились к выдающемуся проекту и бережно хранили гравюры. Денег, впрочем, на окончание работ не давали. Вероятно потому, что на первый план вышли совсем другие заботы, и завершение "Триумфальной Процессии" перестало быть делом первостепенной важности. Ведь денег в казне, как всегда, не хватает. Так и лежали замечательные гравюры во дворце, в царском хранилище.

Но время шло. Наступила бурная эпоха Реформации XVII-XVIII веков. Великая = "Монгольская" Империя раскололась. Взбунтовавшаяся Западная Европа начала поголовное уничтожение памяти о Великой Империи, дабы всеми силами воспрепятствовать ее возможной реставрации. А о реставрации, надо полагать, мечтали тогда многие. В том числе и в Западной Европе, например, в Испании, см. книгу "Реконструкция". Как мы уже понимаем, реформаторы начали массовую "зачистку" исторических свидетельств, летописей, вообще письменных документов. Конечно, вспомнили и о незавершенной "Триумфальной Процессии". Ясное дело, старые надписи на ней были ордынско-"монгольскими", то есть рассказывали об истории Русско-Ордынской Империи. Был отдан приказ - УНИЧТОЖИТЬ. Собственно гравюры решили сохранить, поскольку сами по себе великолепные изображения рыцарей, колесниц, слонов, верблюдов и т.п. были сочтены не опасными для мятежных западноевропейских реформаторов. Опасными были лишь старые надписи. Поскольку теперь они начали противоречить новой, только что придуманной скалигеровскими историками версии прошлого. И в этой версии Великой Империи места уже не было. Поэтому поступили просто. Взяли баночку черной краски, кисточку и аккуратно закрасили все надписи на бумажных оттисках, которые прежние мастера уже успели изготовить. В результате длинная полоса гравюр запестрела вульгарными черными кляксами. Недовольно поморщились, но решили оставить как есть. И не комментировать. Так, мол, само собой у кого-то как-то получилось. Кстати, было бы любопытно взглянуть на исходные деревянные доски "Триумфальной Процессии", если они сохранились. Может быть на них надписи уцелели? Хотя очень сомнительно. Скорее всего, аналогичную редакторскую правку провели и с деревянными досками. Надо полагать, что тут, попросту, срезали тонкий слой дерева внутри картушей с уже изготовленными надписями. В результате на месте прежних надписей могли получиться плоские углубления, неглубокие "озерца" с более или менее ровным дном. При печати с таких досок новых бумажных оттисков все такие углубленные картуши целиком заполнялись черной краской и на приложенной к доске бумаге получалась большая черная клякса. Что мы и видим сегодня.

Обратим теперь внимание на то, что, например, на рис.p28 мы видим трех правителей, короны или шапки которых тоже закрашены черным. Более того, здесь же изображены три скипетра, верхушки которых опять-таки аккуратно замазаны черной краской, рис.p50 . Следовательно, тут было нарисовано нечто такое, что никак не устраивало позднейших реформаторов. Наверное, были какие-то "вредные" ордынско-"монгольские" символы, от которых теперь в Западной Европе повсеместно старались избавиться. Делая вид, что "их никогда не было".

После такой редакторской правки на "Триумфальной Процессии" не осталось вообще ни одной надписи. НИ ОДНОГО СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ИМЕНИ КАКОГО-НИБУДЬ ПРАВИТЕЛЯ! Лишь кое-где уцелели редкие буквы, вроде приведенных на рис.p51 . Да в одном месте, на колеснице, сохранились имена нескольких муз: Клио - сверху справа, далее Мельпомена, Талия, Терпсихора, Каллиопа, Урания, Полигимния, Эрато и Евтерпа, рис.p52 . По-видимому, имена "древних" муз скалигеровские редакторы сочли не опасными и милостиво их сохранили. Не соскоблили.

В заключение пройдемся еще раз по уцелевшим изображениям. Обращает на себя внимание, что на многих гербах показан двуглавый орел, рис.p53 . Как мы подробно обсуждали в книге "Новая хронология Руси", гл.14:24, он был государственным символом Великой = "Монгольской" Империи. Позднее было объявлено, что это - символ "древней" Римской Империи. Что, кстати, ВЕРНО, но с одной хронологической поправкой. Как мы показали в книге "Царский Рим в Междуречье Оки и Волги", Русь-Орда XIV-XVI веков и "античная" Римская Империя - это одно и то же.

Отсюда, кстати, следует, что все подобные изображения могли появиться не ранее эпохи Тихо Браге (1546-1601) и Коперника (якобы 1473-1543). Кроме того, в книге "Звезды", гл.11, мы обосновали мысль, что труды, приписываемые сегодня Копернику, на самом деле были созданы примерно столетием позже, чем сегодня считается, то есть в эпоху XVII века. Может быть даже позднее работ Тихо Браге. Поэтому, скорее всего, и "Арка Славы", и "Триумфальная Процессия" были изготовлены или отредактированы не в начале XVI века, как нас уверяют, а столетием позже, в эпоху XVII века.

Мы уже неоднократно обнаруживали, что многие известные сегодня символы являются вариациями одного и того же первоначального символа, а именно, - османского полумесяца со звездой=крестом. Вероятно он возник в память о Вифлеемской звезде и затмении, знаменовавших рождение Христа в 1152 году. К таким символам относятся, в частности:

1) Христианский крест, опирающийся на полумесяц. Здесь звезда - это крест.

2) Двуглавый имперский орел с поднятыми вверх крыльями. Поднятые крылья - это полумесяц, а две головы орла на длинной шее символизируют звезду, то есть христианский крест.

На гравюрах "Триуфальной Процессии" хорошо видны переходы друг в друга полумесяца со звездой и двуглавого или одноглавого орла с поднятыми крыльями, см., например, рис.p59 , рис.p60 , рис.p61 , рис.p62 . Интересный символ мы видим на конской попоне на рис.p63 . Перед нами - все тот же полумесяц со звездой=крестом, но изображенный в виде, напоминающем морской якорь. Позднее первоначальное родство символики было забыто, и комментаторы стали рассуждать, что, дескать, якорь означает... далее обычно следуют туманные надуманные рассуждения. На рис.p64 показана "античная" камея с древне-христианскими изображениями креста, рыбы и доброго пастыря. Слева мы вновь видим полумесяц со звездой=крестом в виде якоря.

На одной из гравюр "Триумфальной Процессии" уцелела дата, см. рис.p65 . Написано: I5I7. Считается, что это - указание на 1517 год в современном понимании такой записи даты. Однако, как было показано в книге "Основания истории", гл.6:13, ранее первая буква I была сокращением имени ИИСУС. То есть обозначение 1517, скорее всего, понималось как 517-й год от Иисуса, то есть 517-й год от Рождества Христова. Впрочем, может быть, иногда считали и от года его смерти. Но, согласно нашим результатам, изложенным в книге "Царь Славян", Андроник-Христос родился в 1152 году, а распят был в 1185 году. Следовательно, "517-й год от Иисуса" - это либо 1669 год, если отсчитывали от Рождества Христова, либо 1702 год, если отсчитывали от года смерти. Получается, что "Триумфальная Процессия" была создана примерно во второй половине XVII века. Что вполне согласуется с другими независимыми наблюдениями, изложенными выше.

Здесь мы остановимся. "Триумфальная Процессия" содержит сотни фигур. Дальнейшее исследование, скорее всего, откроет еще много интересного.

ВЫВОД. По-видимому, на "Триумфальной Процессии" в эпоху Реформации были намеренно уничтожены СТО ЧЕТЫРЕ надписи, рассказывавшие об истории Великой = "Монгольской" Империи. Кроме того, есть следы того, что это замечательное произведение было создано или отредактировано не в начале XVI века, а столетием позже, в эпоху XVII века.



Крылатые кони. Деталь фронтонной композиции храма Ара делла Регина в Тарквинии. Терракота. IV в. до н. э.



Фибула из гробницы Реголини-Галасси и Черветери. Золото. Ок. 650 г. до н. э. Ватикан, Грегорианский этрусский музей



Голова музыканта. Деталь росписи гробницы Леопардов в Тарквинии. 475-455 гг. до н. э.


Так называемый «Черный камень» с древнейшей латинской надписью


Саркофаг с изображением супружеской четы из Черветери. Деталь. Терракота.

Начало VI в. до н. э.

Сервиева стена

Предметы, найденные в погребениях на Форуме

Капитолийская волчица

Тарквиний и Мастарна. Этрусская живопись

Круглый храм на Бычьем форуме в Риме. Ок. 120 г. до н. э.

Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме.

Ок. 100-80 гг. до н. э.

Юпитер. Римская работа I в.


Афродита (Венера), так называемая «Афродита в садах».



Арес (Марс).

Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э.

Бронзовый гладиаторским шлем из Геркуланума

Бой гладиаторов

Бой гладиаторов. Мозаика времен Империи


Богиня Рома, покровительница города Рима. Статуя в Капитолии, Рим

Реставрированная в I в. колонна Дуилия, украшенная носами разбитых кораблей

Мост Мульвия в Риме. Конец II в. до н. э.


Римский денарий 268-264 гг. до н. э.

На лицевой стороне изображена богиня Рома, на оборотной - Диоскуры

Медный римский асс (aes grave) 311- 271 гг. до н. э. На лицевой стороне - изображение двуликого Януса, на оборотной - нос корабля


Монета (денарий) восставших италиков. Италийский вол попирает римскую волчицу

Монета с изображением Антония и Октавиана


Так называемая гробница Тарквиниев.

Предполагаемый склеп Тарквиниев найден в конце XIX в. в Цере. На его стенах 35 раз выбито имя Тарквиниев по-этрусски: «Тархна». Но этого еще недостаточно для утверждения, что это гробница римских Тарквиниев

Пирр. Мраморный бюст


Гай Цильний Меценат. Резной аметист. Работа знаменитого гравера Диоскорида

Аппиева дорога. Реконструкция Жанина

Сципион Африканский


Переправа войск Ганнибала через реку Родан (Рону)

Ганнибал

(по современной гравюре)

Сулла. Мрамор

Гай Марий. Мрамор

Гней Помпей Великий.

Цезарь. Мрамор. Конец I в. до н. э.

Мраморный бюст I в. до н. э.


Этрусская статуя воина. Бронза

Самнитский воин. Бронза



Самнитские знаменосец и воин. По изображениям на италийской вазе. Вооружение воинов напоминает греческие образцы, но имеет местные особенности, в частности полуки­раса (слева) и боевые бронзовые пояса на обоих воинах

Воины республиканского Рима: триарий, гастат и велит

Боевой порядок римского легиона в III в. до н. э.

Манипулярный боевой порядок


Организация римской армии в III в. до н. э.

Вооружение древних римлян


Щит воина римской конницы

Шлем воина римской конницы

Панцирь богатых римских всадников

Римский большой щит-скутум

Центурион

Метание пилума


Юпитер, посылающий дождь римской армии. Рельеф с колонны Антонина.

Юпитер в виде крылатого старца, распростершего свои длинные руки, с которых льются потоки воды, легионеры собирают ее в шлемы и щиты, а варвары лежат на земле, сраженные молниями

Римский велит

Римский всадник


План римского лагеря для двух легионов. Схематическая реконструкция по Полибию: 1. Преторий, площадь, где находилась палатка командующего. 2. Форум, площадь, служившая для сходок. 3. Алтарь. 4. Помещения преториан­ской когорты, личной стражи командующего. 5. Казармы вспомогательной конницы. 6. Казармы легионеров. 7. Казармы вспомогательных отрядов пехоты. 8. Казармы отряда ветеранов, вновь призванных на военную службу. 9. Пло­щадь, где находилась палатка квестора. 10. Главная улица лагеря. 11. Улица, параллельная главной, на которой помещались торговавшие с солдатами купцы. 12. Улица, отделявшая части, расположенные непосредственно у укреплений,

от внутренней части лагеря. 13. Улица, соединявшая преторий с воротами лагеря. 14. Промежуток между окружавшим лагерь оборонительным валом и первыми казармами. 15. Ворота лагеря

Инсигнии понтификата. Барельеф из музея Сен-Жермен

Триумфальное шествие




Этрусская бирема. Этрусская ваза (находится в Британском музее в Лондоне) ук­рашена живописным изображением биремы, которое показывает нам, на что были похожи корабли этого древнего итальянского народа мореходов около VI в. до н. э. Ясно видны два ряда весел: верхний ряд с уключинами на планшире или, возмож­но, на аутригере и нижний, весла которого выходят из портов в корпусе, или с уключинами вдоль планшира, скрытого за аутригером, как это можно предполо­жить по длинной трещине на вазе. На носу имеется таран и, что особенно инте­ресно, бак, который никогда доселе не был представлен столь длинным и высо­ким на других живописных изображениях. При реконструкции нос был воссоздан наподобие носов древнегреческих бирем того же периода, его образовывали свя­занные вместе окончания продольных планок

Римский военный корабль. Барельеф

Башни на судах


Трирема. Здесь представлен корабль со сплошной боевой палубой и «вороном» на носу. Имеются три ряда весел: для верхнего проделаны овальные порты в аут­ригере, в то время как два нижних выходят из круглых портов в бортах судна. Кожаные рукава, предназначавшиеся для того, чтобы не дать морской воде про­никнуть внутрь через отверстия для нижних весел, не видны. На римских трире­мах число гребцов во всех командах было одинаковым. Помимо гребцов на борту было минимум 10-12 матросов и 80-90 солдат. Приблизительные размеры: дли­на - 18,3 фута (5,6 м), включая 2 фута (0,6 м) для аутригеров по каждому борту,



осадка - 3,2 фута (1 м)

Квадрирема. При раскопках в афинском порту были обнаружены остатки анга­ров, где хранились триремы во время зимнего сезона. Из размеров ангаров был сделан вывод, что греческие триремы были примерно 114,8 фута (35 м) длиной и 16,4 фута (5 м) шириной. В отношении римских квадрирем, которые были круп­нее, можно предположить, что длина их составляла 131 фут (40 м), а ширина - 32 фута (7 м). На судне должно было разме­щаться 200 гребцов плюс 15-20 матросов и сотня солдат - таков был полный экипаж. Согласно Полибию, первой квадриремой римского флота был карфагенский корабль, захваченный в 260 г. во время осады Милаццо


Нумидийский всадник времен Пунических войн и самнит Ш в. до н. э.

Древнегерманский воин

Мечи германцев

Легионер I в. до н. э. - I в., центурион и легионер конца I в. - начала II в.

Организация римской армии в середине I в. до н. э.

Построение легиона по когортам

Гражданская война в Риме в 49-45 гг. до н. э.


План базилики в Помпее План терм Каракаллы в Риме

План Пантеона в Риме

План обыкновенного Римского дома

Боевой порядок легиона Цезаря

Римская дорога

Август, изображенный в позе Юпитера. Статуя из Кум. Первая половина I в.

Октавия, сестра Октавиана. Базальт

Тиберий. Мрамор

Нерон. Мрамор. 60-68 гг.

Калигула. Мрамор. 37-41 гг.


Осада города римлянами. I в. до н. э.

План Рима. I-IV вв.

Колизей в Риме. Фотография XIX в.


Рим. Форум Романум. Реконструкция:!. Храм Сатурна. 2. Священная дорога. 3. Храм Веспасиана. 4. Ростры. 5. Арка Септимия Севера. 6. Курия. 7. Базилика Эмилия. 8. Базилика Максенция. 9. Храм Антонина и Фаустины. 10. Колизей. 11. Круглый храм Ромула. 12. Колонна Фокаса


Большой цирк (Circus Maximus). Реконструкция

Колонна Траяна на Форуме Траяна в Риме. 107-113 гг.

Римский дом. Реконструкция. Релендера.



Интерьер дома богатого римлянина Интерьер римского дома


Конная статуя Марка Аврелия в Риме. Бронза. 161-180 гг.


Стена Аврелиана в Риме. 270-275 гг. Арка Константина в Риме. 312-315 гг.

Амфитеатр в Арле, Франция. I в. Общий вид



Акведук близ Нима, так называемый Гарский мост.

Конец I в. до н. э. - начало I в.



Барельефы с колонны Траяна.

Траян отдает приказ осадить Сармизегетузу (вверху). Децебал изъявляет покорность


Пахарь. Прорисовка с античной геммы

Кузнец с клещами и двуручным молотом. Каменотесы.

Один вытесывает каменный

блок, другой - колонну. По Вергилию Ватиканскому

Ликтор, полководец (консул или пропретор), имагинифер.

Солдаты вспомогательных войск Римской империи. I в.

Воины Римской империи. IV-V вв.

Солдаты преторианской гвардии


Пергамское царство во II в. до н. э.

Парфянское царство

Завоевание Римом Италии в конце VI - середине III в. до н. э.

Подвластная Риму Италия. Ок. середины III в. до н. э.

Римская Средиземноморская держава в середине II в. до н. э.

Вторая Пуническая война. 264-241 до н. э.

Третья Пуническая война. 149-146 гг. до н. э.


Битва при Тразименском озере в 217 г. до н. э.


Бой при Киноскефалах в 197 г. до н. э. Битва при Пидне в 168 г. до н. э.

Македония и Греция во II в. до н. э.



Поход римской армии в Парфию и бой под Каррами в 53 г. до и. э.



Походы армии Спартака в 73-71 гг. до н. э.


Осадные сооружения римлян под Алезией

Осада римлянами Алезии в 52 г. до н. э.

Схема маршрутов походов Цезаря в Галлии


Римская империя в IV-V вв. до н. э. и вторжения племен


Римская империя при Константине (306-337 гг.)

3 Среди многочисленных обзоров литературы по проблемам гибели респуб­лики и становления принципата самыми доступными для российского читателя

2 Быть может, это прозвище он имел еще до галлов просто потому, что жил на Капитолии.

увеличена римской анналистикой.

3 Традиция о войне с Пирром в очень плохом состоянии. Сохранилась она глав­ным образом у поздних или второстепенных писателей и носит чрезвычайно

2 Право одного и того же лица дважды подряд занимать должность народного трибуна было спорно. Хотя, как мы видели, существовал плебисцит Генуция 342 г. (не вполне достоверный), запрещавший до истечения 10-летнего срока выстав­лять свою кандидатуру на ту же должность, но это правило на практике не раз нарушалось. К тому же плебисцит Генуция относился только к магистратам, а народные трибуны, строго говоря, не являлись магистратами. Действительно, в

1 Тиберий Гракх, XX.

дают возможности разграничить вполне точно мероприятия обоих этих перио­

1 В 59 г. Цезарь женился на Кальпурнии, с которой благополучно прожил до самой своей смерти.

(по апрель).

1 В 355 г. провозглашен цезарем, с 361 г. - правил единолично.

Для римского солдата триумф был всем. Быть награжденным сенатом Рима триумфом в знак признания заслуг на военном поприще было величайшей почестью, на которую солдат мог надеяться. Триумф приносил ему славу, богатство и восхищение сограждан. Если у солдата были политические амбиции, триумф гарантировал ему голоса, необходимые для занятия высокой должности. Более того, человек возносился до полубожественного статуса триумфатора, руководителя священных церемоний, проводимых в честь победы в храме Юпитера, священнейшего места в Риме. Даже по прошествии времени триумфатора продолжал окружать ореол величественного, почти божественного.

Для римских граждан триумф был кульминационным торжеством города, государства и общества. Парады и празднования, прославляющие великолепие и силу Рима, стали символом того, что значило быть римлянином. Это было время, когда боги спускались с небес на землю, чтобы отпраздновать величие Рима и его народа.

Само собой, ничто в этом мире не могло сравниться с Триумфом.

Удивительно, но для церемонии, столь значительной и пышной, каким являлся триумф, информации о нем очень мало. Главные религиозные обязанности триумфатора были понятными и редко менялись, однако сценарий проведения триумфа мог изменяться, и достаточно существенно. Дело не только в том, что некоторые детали праздника являются для нас полной загадкой, складывается впечатление, что сами римляне, устраивавшие эти праздники, не до конца понимали их значения. Например, мы знаем, что для торжественной церемонии триумфа лицо победоносного полководца раскрашивалось красной краской, но не знаем почему.

Мы знаем, что толпа выкрикивала в адрес шествующей кавалькады непристойности, но не знаем зачем.

Изначально триумфом была простая процессия, устраиваемая солдатами римской армии по возвращении домой в честь очередной победы. Согласно свидетельствам древних писателей, самый первый триумф был проведен в 740 году до н. э. Ромулом, первым царем Рима. Город Рим, будучи на тот момент больше похожим на большую деревню - его население составляло всего несколько сот человек, - воевал с соседней деревней Ценина, расположенной на небольшом расстоянии к северо-востоку. Перед началом сражения Ромул пообещал посвятить свою победу Юпитеру за его участие в роли Феретрия, сокрушителя врага. Ромул убил Акрона, царя Ценины, в первом же бою и разгромил врага. Затем он приказал побежденному народу уничтожить свою деревню и отправляться жить в Рим, увеличив таким образом население собственного царства.

Чтобы выполнить свое обещание, Ромул срубил дуб, священное для Юпитера дерево, и вырезал из него стойку, на которую повесил оружие и доспехи Акрона. Затем он взвалил ее на плечо и понес в Рим, сопровождаемый своими солдатами и жителями Ценины. На голове у Ромула был лавровый венок, надетый в знак победы, солдаты пели песни. Процессия направилась прямо на Капитолийский холм, где Ромул воздвиг свой трофей и отдал дань Юпитеру.

Первый триумф Ромула был относительно простым мероприятием, основанным на греческой традиции. Подношение доспехов, оружия или вещей врага богу - покровителю города, празднующего победу, - было давней устоявшейся традицией. Нововведение Ромула заключалось в том, что шествие солдат стало частью торжественной церемонии. И действительно, римляне сделали процессию главным событием триумфа, отодвинув подношение трофеев на второй план.

Разбив антеманатов, Ромул отпраздновал второй, аналогичный первому, триумф, однако после победы над могущественной армией этрусского города Вейи ввел новшество, которое продержалось до имперских времен. Армия Вейи возглавлялась старым полководцем, одетым в пурпурную мантию, демонстрирующую его главенство. Во время процессии этот старик, закованный в цепи, шел впереди группы пленных. После завершения триумфа пленников отправляли на невольничий рынок. С тех пор и повелась традиция, чтобы в конце церемонии триумфа один из магистратов Рима проводил по Форуму седовласого раба и отводил его на Капитолийский холм. Затем он должен был повернуться лицом к Форуму и прокричать: «Этрусков на продажу».

Нума, второй царь Рима, был слишком занят налаживанием торговли и проблемами религии, чтобы вести захватнические войны, поэтому не организовал ни одного триумфа. Его последователь, Тулл Гостилий, был настроен более воинственно: он сокрушил города Альба и Фидены, разбил сабинов. Единственное, что нам известно о его триумфе, это то, что царь Альбы Миттий после падения своего города был доставлен в Рим и казнен. Четвертый царь, Анк Марций, провел только одну войну, в которой разбил армию латинов. Он организовал триумф, во время которого он и его солдаты прошли через улицы города на Капитолий.

Подробности этого события неизвестны, единственное, что мы знаем, так это то, что он преподнес Юпитеру гораздо больше доспехов, чем кто-либо до него.

После смерти Анка Марция трон был свободным. Римляне устроили выборы и провозгласили королем Луция Тарквиния Приска, сына изгнанного коринфского аристократа. Тарквиний оказался не только талантливым правителем и полководцем, но и большим любителем пышных представлений. Он настоял на том, чтобы должностным лицам предоставили особую одежду и особые привилегии. Тарквиний, будучи царем, имел привилегий и почестей больше, чем кто-либо другой. Город Коринф славился своей роскошью и непомерным богатством, поэтому Тарквиний решил привнести в Рим частичку своего родного города.

Первое, что сделал Тарквиний на «должности» царя, это начал строительство на Капитолийском холме храма Юпитеру. Он не мог поверить, что римляне отдают почести своему верховному богу посредством установки дубового столба, окруженного трофеями и несколькими статуями. Храм Тарквиния выполнили в греческом стиле, впоследствии ему суждено было сыграть выдающуюся роль в торжествах триумфа.

Одним из нововведений Тарквиния стало обеспечение каждого магистрата слугой, ликтором, чтобы тот расчищал ему путь через огромные толпы, бродившие по улицам Рима. Слуга был вооружен топориком, чтобы показать всем и каждому, какая незавидная участь ждет того, кто осмелится обидеть хозяина. Топорик был привязан к пучку прутьев, которые символизировали народ Рима, показывая, что вместе они непобедимая сила. Сам же по себе этот предмет, получивший название фасцы, являлся символом римской власти. Низшие магистраты имели в своем распоряжении по одному ликтору, высшие чины - больше. В свое распоряжение Тарквиний взял двенадцать ликторов.

Помимо этого Тарквиний выделил себе и высшим магистратам новый вид транспорта - колесницу. Безусловно, сам он имел самую большую и красивую колесницу. В ней было достаточно места, чтобы вместить его самого, слугу и возничего.

Корпус колесницы был украшен рельефными изображениями сцен из жизни богов и отделан золотом.

Эти нововведения, как, впрочем, и другие, были использованы во время триумфа Тарквиния, приблизительно в 600 году до н. э., устроенного в честь его победы над латинским городом Апиолы. Для своего триумфа Тарквиний счел унизительным устраивать простое шествие вернувшихся с войны солдат. На протяжении нескольких дней он готовился к своему торжеству, уделяя пристальное внимание каждой мелочи.

Впереди процессии шли сенаторы - Тарквиний, что было очень мудро с его стороны, позволял самым уважаемым гражданам Рима принимать участие в подобных процессиях. Следом - трубачи, играя торжественный марш. Далее шли пленные из Апиол, которым суждено теперь было стать рабами. Следом за пленными ехали повозки, груженные трофеями, захваченными в результате военной кампании. Восторженные римляне смотрели на все то богатство, которое привезли в их город. Они и представить себе не могли, что военная кампания может принести столько денег. Позади повозок маршировали двенадцать ликторов, символически расчищая путь через город к строящемуся храму Юпитера на Капитолии. Далее, одетый в пурпурную мантию и восседая в роскошной колеснице, запряженной четверкой коней, появился сам Тарквиний. И наконец, завершая процессию, маршировала римская армия, вернувшиеся с войны солдаты и офицеры, которые грелись в лучах славы триумфа на глазах у своих родственников и друзей.

После завершения триумфального шествия Тарквиний приступил к традиционным церемониям на Капитолии. Затем он явил народу еще одно новшество: повел население Рима к долине Мурсии смотреть игры, которые он организовал. Впоследствии на этом месте будет построен великий Циркус Максимус, но на тот момент это была всего лишь открытая долина.

Так как Тарквиний являлся поклонником греческой культуры, игры, организованные в честь его триумфа, были показом достижений греческих атлетов. В Греции атлеты состязались полностью обнаженными, чтобы показать гармонию и совершенство своих тел народу как часть поклонения богам. В Риме публичное обнажение сурово порицалось, поэтому атлеты соревновались в нижнем белье. Римлянам пришлись по душе скачки и представления, что же касается атлетики, то ей не удалось завоевать популярность, и в скором времени она была удалена из программы празднеств. Но было одно исключение: пугилатус - бокс.

Бокс, существующий в эпоху античности, имеет некоторое сходство со своим современным аналогом. Как и сегодня, наносить удары можно было исключительно кулаками, удары ногами, ребром ладони или захваты были запрещены, а боксер, применивший запрещенный прием, мог быть дисквалифицирован. Наряду с этим правила римского бокса разрешали наносить удары кулаком в любую часть тела, хотя есть свидетельства, что позднее удары ниже пояса были запрещены.

Во время боя не было ни раундов, ни временных ограничений. Бой продолжался до тех пор, пока один из боксеров не был нокаутирован или сдавался. Даже когда человек лежал на земле, его сопернику разрешалось наносить по нему удары, вынуждая тем самым его сдаться.

Римляне не делили боксеров на весовые или ростовые категории. Соперниками на ринге могли стать боксеры разной комплекции. Перед началом состязаний проводилась жеребьевка: для этого в горшок помещались глиняные дощечки, которые потом вытягивались боксерами. В современном боксе подобное распределение поставило бы легковеса в очень сложное положение. В античном же аналоге в силу того, что ринга как такового не существовало, легковесного боксера нельзя было загнать в угол и заставить сдаться. Наоборот, маленький человек мог вволю бегать, подныривать и приседать, используя преимущества собственного веса, чтобы вымотать более крупного и сильного соперника.

Базовая стойка боксера была аналогична стойке лучника. Левая рука, ладонью вперед, была выставлена перед собой. Это положение позволяло мешать сопернику и отражать его удар. Правая рука находилась возле груди, готовая нанести удар сокрушительной силы.

Первые боксеры, как и те, что участвовали в играх Тарквиния, дрались с кожаными повязками на руках. Приблизительно к 400 году до н. э. повязки превратились в специальные перчатки. Предплечье было защищено толстым кожаным рукавом, подбитым мехом, который позволял смягчать пропущенные удары. Ладонь обматывалась несколькими слоями кожи. Костяшки пальцев, основные «ударные» точки кулака, были дополнительно оснащены толстой полоской из грубой, вареной кожи с острыми углами. В кулаке зажималась D-образная кожаная подушечка, защищающая пальцы во время нанесения удара.

Травмы были частым явлением во время пугилатуса. Сломанные носы, выбитые зубы, подбитые глаза и разорванные уши были обычны, а травмы головы, должно быть, более распространенным явлением, чем сейчас. Смертельные случаи во время боксерских матчей происходили не часто. В основном ущерб здоровью, полученный от занятий боксом, проявлялся по прошествии некоторого времени, так как постоянные сотрясения мозга пагубно влияли на его работу.

После смерти Тарквиния его место занял его приемный сын Сервий Туллий. Будучи латином, Сервий провел серию войн с этрусками, в результате которых отпраздновал три триумфа в той же манере, что и Тарквиний Приск. Сервий был убит собственным зятем, внуком Луция Тарквиния Приска, известным как Тарквиний Гордый. Тарквиний II отпраздновал два триумфа, но самым главным его вкладом в развитие этой церемонии было завершение строительства храма Юпитера. Здание было построено в этрусском стиле, но позднее еще несколько раз переделывалось.

С завершением строительства храма церемония триумфа превратилась в самое грандиозное шествие. Но именно около храма суждено было совершиться большому числу жертвоприношений и пролиться рекам человеческой крови.


Позднереспубликанский период. Триумфальная процессия победоносного полководца шествует по улицам Рима. Триумфатор восседает в парадной колеснице, запряженной белыми лошадьми. Солдаты, проявившие особую храбрость во время военной кампании, идут впереди колесницы, неся флаги подразделений, участвовавших в войне. Каменная арка - знаменитая Триумфальная арка - отмечала начало триумфального шествия по городу.