Тесты на тему социальная работа. Тесты по теории и методике социальной работы

Социальная работа и социально-диагностические методы

Специалисты социальной сферы в своей работе должны использовать социально-диагностические методы, отвечающие таким требованиям, как валидность, надежность, однозначность, точность.

Из множества диагностических методов социальный работник выбирает наиболее предпочтительный для конкретной ситуации.

На выбор метода влияние оказывают разные обстоятельства, включая цели и задачи, контингент диагностируемых, их характер.

Прежде чем понять поступки клиента социальный работник выявляет причину тех или иных его действий, а это значит, выявить мотив поведения. Чаще всего в основе мотивов поведения лежат биологические, материальные, социальные, духовные потребности, неудовлетворенность которыми порождает социальные проблемы, приводят к деформации личности, психическим заболеваниям и личностным трагедиям.

Социальная диагностика помимо того, что выявляет реально существующие проблемы, выполняет ещё прогностическую функцию, как один из видов помощи клиенту.

Чтобы составить социально значимый прогноз необходимо оценить существующие ресурсы и разработать диагностические технологии.

Для выполнения этой работы необходимы специалисты, способные как диагностировать ситуацию, так и прогнозировать её дальнейшее развитие.

К диагностическим методам относятся:

  • метод наблюдения, помогающий изучить внешние проявления поведения человека;
  • метод беседы дает возможность получить и корректировать информацию на основе вербальной коммуникации.

Замечание 1

Таким образом, социальный работник, занимающийся диагностикой, должен уметь располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах, а для этого необходимы определенные знания и навыки.

Знания касаются самой разной области – это общая и социальная психология, логика, риторика, этика и др.

Помимо методов наблюдения и беседы, в социальную диагностику включают ещё рад современных методов:

  • зондажно-информационное обследование местного населения – это сбор информации о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности и составе населения, его динамике;
  • социально-историческое обследование территории, её освоение и заселение, изменение состава населения, его занятия и традиции;
  • информационно-целевой анализ статей местной прессы, писем и жалоб граждан в средствах массовой информации, электронных средств информации;
  • метод социального картографирования заключается в создании социальной карты, на которой показываются территории чаще всего посещаемые гражданами, загрязненные участки территории, районы социальной напряженности и др.

Большую помощь в работе социального работника оказывают такие известные методы, как:

  • вопросник, применяемый для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности;
  • метод экспертной оценки, проводимый путем анкетирования и интервьюирования;
  • метод социометрии, суть которого заключается в исчислении разнообразных персональных и групповых индексов, мониторинг или постоянное отслеживание информации с составлением прогноза на определенную перспективу;
  • биографический метод, основанный на изучении личности в контексте её личной истории.

Тестирование – один из методов социальной работы

Наряду с анкетированием и интервьюированием, тестирование относится к опросным методам исследования.

Определение 1

Тесты, как специализированные методы диагностического обследования, представляют собой стандартизированные задания. С помощью тестов можно получить качественную и количественную характеристику того или иного явления, знания, умения, навыки испытуемого.

Термин в научный оборот ввел в 1890 г. американский психолог Дж. Кеттелл. Для того чтобы определить отдельные психофизиологические характеристики личности, он предложил 50-т тестов.

Другой психолог – француз А. Бине к высшим психическим функциям человека применил принципы тестологических исследований. Серия его тестов содержала задания на испытание памяти, внимания, эстетических и этических качеств личности и др.

Немецкий психолог В. Штерн в 1911 г. в метод тестирования вводит коэффициент интеллектуальности.

Чтобы человека изучить, как целостную структуру, появлялись психологические, социологические, культурологические теории личности, ставшие основой для построения тестов.

В социальной работе чаще всего используются личностные тесты, которые представляют собой своего рода испытание. Испытуемый может отвечать на специальные вопросы или выполнять разработанные задания.

Надо сказать, что предлагаемые вопросы отличаются от вопросов, предлагаемых анкетами или вопросов интервью. Тестовые вопросы носят косвенный характер.

Главным в тестировании становится вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.

Их недостаток связан с тем, что если испытуемый знаком с механизмом теста, то он может сознательно повлиять на его результаты.

Обработка тестов происходит при помощи «ключа», когда полученные ответы соотносятся с определенными параметрами.

Основная часть тестов разрабатывается в патопсихологии, а здесь применение тестов имеет смысл только тогда, когда они сочетаются с методами клинического наблюдения.

Надо сказать, что применение этих тестов в условиях нормы, а не патологии, требует методологических корректив.

Замечание 2

Применение тестов в социальной диагностике идет как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться данными, которые получены с помощью других методов. Использовать можно только те тесты, которые проверены или адаптированы наукой, а их использование требует профессиональных знаний и умений.

Опросы в социальной работе

Знание условий жизни людей помогает социальным работникам решать их жизненные проблемы, потому что они, как правило, обусловлены не только личностными особенностями, но и особенностями той социальной среды, в которой находятся.

Наиболее востребованными в социальной работе являются такие социологические методы, как опросы и анализ документов.

Их используют для получения первичных данных. Чтобы собрать эту первичную информацию к определенной группе людей обращаются с вопросами.

Опросы дают не только фактическую информацию, они дают сведения о мнениях, оценках и предпочтениях тех, кого опрашивают и обеспечивают систематичность и точность полученных данных.

Это наиболее эффективный способ получения универсальной информации объективного и субъективного характера.

Достоинством этого метода является массовость и репрезентативность, возможность его использования при проведении оперативных социологических исследований.

Метод не относится к универсальным и на качество информации влияние оказывают личность респондента и деятельность самого исследователя.

Негативное влияние на результаты опросов могут оказать неудачно выбранное место их проведения и время, присутствие посторонних, непродуманная организация самой процедуры.

Опросы могут быть сплошные и выборочные.

Сплошные опросы охватывают всю генеральную совокупность, а выборочные – только её часть.

Процедура проведения опроса делит их на индивидуальные и групповые, а по форме – письменные и устные.

Чаще всего письменные опросы называют анкетированием, а устные – интервьюированием.

Популярности опросов способствует быстрое получение информации, а вот намеренное или невольное её искажение, относятся к их недостаткам.

1. Укажите соответствие:

а) дом-интернат для пожилых и престарелых;

б) реабилитационный центр для несовершеннолетних;

в) образовательное учреждение;

г) дом ребенка

2. Что составляет основу любого технологического процесса, в том числе и в социальной работе.

а) операция;

б) инструментарий;

в) алгоритм;

г) процедура.

3.Укажите соответствие:

а) основные идеи, положения;

б) предполагаемый результат;

в) способы, приемы достижения цели

    закономерности;

    принципы;

    технология;

4. Согласно экономической модели инвалидности :

а) проблемы инвалидов являются следствием их сниженной трудоспособности;

б) проблемы инвалидов обусловлены имеющимися у них анатомическими, физиологическими, психологическими дефектами; в) проблемы инвалидов вызваны нарушением их прав и свобод.

5. К универсальным ресурсам клиента относятся:

а) наличие территориальной службы социальной помощи семье и детям;

б) высокий уровень образования;

в) крепкое здоровье;

г) религиозные убеждения.

6. Группа риска - это:

7. Вид дезадаптации личности, выражающийся в нежелании или неспособности следовать социальным нормам, существующим в обществе, называется:

а) психологическая дезадаптация;

б) культурная дезадаптация;

в) профессиональная дезадаптация;

г) ситуационно-ролевая дезадаптация.

8. Современная форма дискриминации женщин проявляется:

а) в признании их физической слабости по сравнению с мужчинами;

б) в отсутствии государственной заработной платы для женщин, занятых воспитанием детей в семье;

в) в том, что при приеме на работу предпочтение отдается претендентам мужского пола;

г) в наличии женской проституции.

9. Возрастные границы категории населения «молодежь»:

10. В бланке ответов укажите пропущенное слово в названии специализированной федеральной социальной службы, занимающейся оказанием помощи безработным гражданам и гражданам, ищущим работу: ……...................................................................................................................

11. Асоциальность – это:

а) крайняя форма социального неблагополучия;

б) одна из возможных характеристик граждан, относящихся к группе риска;

в) наличие поведенческих отклонений противоречащим общественным нормам;

г) все ответы верны.

12. Согласно политико-правовой модели инвалидности -

а) проблемы инвалидов вызваны нарушением их прав и свобод в обществе;

б) проблемы инвалидов обусловлены имеющимися у них анатомическими, физиологическими, психологическими дефектами;

в) проблемы инвалидов являются следствием их сниженной трудоспособности;

г) проблемы инвалидов существенно различаются в зависимости от группы инвалидности.

13. По сравнению с другими социально-демографическими группами населения риск заражения ВИЧ –инфекцией выше у:

а) безработных;

б) молодежи;

в) вынужденных переселенцев;

г) лиц БОМЖ.

14. Маргинальность – это:

б) состояние групп людей или личности, поставленных общественным развитием на грань двух культур, положений, ролей, участвующих в их взаимодействии, но не примыкающих полностью ни к одной из них;

15. Безработица в большей мере затрагивает:

а) женщин;

б) мужчин;

в) граждан пожилого и престарелого возраста;

16. Миграция - это:

а) перемещение людей за пределы своей исторической Родины;

б) любое перемещение людей с изменением места жительства;

в) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 6 месяцев;

г) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 5 лет.

17. Какая из указанных социальных проблем, как правило, характерна для граждан престарелого возраста:

а) отсутствие жилья;

б) высокий риск инфицирования туберкулезом;

в) одиночество;

г) ограничение права на свободу вероисповедания.

18. Малообеспеченность в качественном выражении характеризуется тем, что:

а) отсутствует жилье;

б) уровень доходов позволяет удовлетворять только самые насущные потребности (потребности жизнеобеспечения);

в) уровень доходов не позволяет удовлетворять даже самые насущные потребности;

г) гражданин является получателем какого-либо вида государственного социального обеспечения.

19. Укажите в бланке ответов название специализированной медико-социальной службы, занимающейся проблемами граждан с ограниченными возможностями: ……………………………………………….

20. Какие социально-демографические тенденции характерны для современной России:

а) увеличение числа детей в общей численности населения;

б) «постарение» молодежи;

в) повышение уровня здоровья женщин репродуктивного возраста;

г) все отмеченные тенденции верны.

21. Укажите название специализированной службы, способной быстро помочь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации…………………………

22. Как называются граждане в соответствующие возрастные периоды их жизни:

а) 60-75 - ……………………

б) 75-90 -…………………….

в) свыше 90 лет ……………

23. Укажите социальное учреждение, ориентированное на работу с молодежью, которое появилось в России после 1991 года:

а) Территориальный центр социальной помощи семье и детям;

б) Туристический центр;

в) Лагерь труда и отдыха;

г) Военно-спортивный клуб.

24. Одним из специфических принципов организации социальной работы с инвалидами является:

а) принцип демократизма;

б) принцип профилактической направленности;

в) принцип адресного подхода;

г) принцип независимой жизни.

25. К поведенческим отклонениям социально-пассивного типа относится:

а) хулиганство;

б) наркомания;

в) мошенничество;

г) все перечисленные.

26. В реабилитации молодых инвалидов в отличии от людей с ограниченными возможностями пожилого и престарелого возраста больше внимание должно уделяться:

а) бытовой реабилитации;

б) психологической реабилитации;

в) правовой реабилитации;

г) профессиональной реабилитации.

27. Согласно Закону о занятости безработным может быть признан гражданин при достижении им:

а) 14 лет; б) 16 лет;

в) 18 лет; г) 21 года.

28.Теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека или группы лиц называется социальная _______.

29.Процесс активного приспособления индивида, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам называется социальная __________________ .

30. Результатом процесса социализации является:

а) формирование личности;

б) формирование темперамента;

в) получение образования.

31. Социализация должна начинаться :

а) в школе;

б) с рождения;

в) с началом трудовой деятельности.

32. Социальный статус показывает:

а) какое поведение общество ждет от индивида;

б) какое место занимает индивид в обществе или группе;

в) в какой социальной среде формируется личность.

33. Ожидаемое поведение индивида называется :

а) девиантное поведение;

б) социальный статус;

в) социальная роль.

34.Какие из указанных актов не входят в систему законодательных нормативных актов в сфере социальной защиты населения?

а) ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

б) ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

в) ФЗ «О государственной социальной помощи».

35. Профессионально-этические принципы деятельности специалиста социальной работы:

а) безразличие, холодность, расчетливость;

б) вмешательство, навязывание путей решения проблемы;

в) гуманизм, доверительность, личностный подход, толерантность;

г) невнимательность, отрешенность от настоящего.

36. Кто может ограничить родительские права родителей?

а) прокуратура;

б) орган опеки и попечительства;

г) уполномоченный по правам человека.

37. Кто может лишить родителей родительских прав?

а) Высший Арбитражный суд РФ;

б) прокуратура;

в) орган опеки и попечительства;

д) уполномоченный по правам ребенка.

38. Согласно какому закону РФ в нашей стране вводится специальная система социальных служб для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью из реабилитации и социальной поддержки:

а) Конституция РФ;

б) Семейный кодекс РФ;

в) ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

г) ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

39. Какая из перечисленных функций не относится к функциям семьи:

а) мировоззренческая;

б) социализация;

в) воспитательная;

г) репродуктивная.

40. Для защиты своих прав и законных интересов несовершеннолетний имеет право самостоятельно обратиться в суд:

а) с 10 лет;

б) с 14 лет;

в) с 16 лет;

г) с 18 лет.

41.Что такое нуклеарная семья?

а) семья, состоящая из супружеской пары с детьми или без детей;

б) супруги, проживающие с родителями жены;

в) супруги, проживающие с родителями мужа;

г) семья, состоящая из двух семейных пар.

42. Инновационной формой социального обслуживания граждан пожилого и престарелого возраста являются:

а) специальные жилые дома;

б) дома-интернаты общего типа;

в) психоневрологические дома-интернаты.

43. Термин «Социальные службы для молодежи» появился в нашей правовой системе с принятия

а) ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (май 1995);

б) Постановлении Верховного Совета РФ «О социальной защите населения в условиях перехода к рыночным отношениям» от 20.03.92.

в) ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (декабрь 1995 г);

г) ФЗ «Об общих началах государственной молодежной политики СССР» (апрель 1991г.).

44. Инновационной технологией помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является:

а) усыновление ребенка; б) содержание ребенка в приюте; в) помещение ребенка в приемную семью.

45 . Профессиональная реабилитация клиента предполагает:

а) обеспечение служебным жильем; б) приспособление рабочего места к функциональным возможностям клиента;

в) оба ответа верны.

46. Ребенка, родители которого не осуществляют надлежащий контроль над его воспитанием, обучением, содержанием, относят к категории: а) неблагополучные дети; б) беспризорные дети; в) безнадзорные дети.

в) сожительство.

48. «Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы» - какое понятие подходит под данное определение?

а) национализм;

б) шовинизм;

в) этноцентризм

49. Каковы личные права граждан?

а) право на жизнь;

б) право на свободу и личную неприкосновенность;

в) право на защиту чести и достоинства;

г) все вышеперечисленное.

50.Министерство труда и социальной защиты России является федеральным органом……власти:

а) парламентской;

б) законодательной;

в) исполнительной;

г) судебной.

51. Выделите не характерное для молодежи поведенческое явление:

а) максимализм;

б) конформизм;

в) конфабулизм;

г) гедонизм.

52. Брак – это:

а) Государственный акт, с помощью которого устанавливаются имущественные отношения между мужчиной и женщиной;

б) Союз между мужчиной и женщиной по взаимному согласию;

в) Закрепление определенных нравственных обязательств между мужчиной и женщиной;

г) Когда люди по какой-либо причине регистрируют свои отношения.

53. Способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, молодым семьям) , в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта эта функция:

а) правозащитная;

б) организационная;

в) социально – бытовая

54. Социальное попечительство устанавливается:

а) над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психических расстройств;

б) над гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие алкоголизма;

в) над подростками 12-16 лет;

г) над детьми, достигшими возраста 14 лет

55. Окончательное решение по установлению инвалидности принимает:

а) орган по опеке и попечительству;

б) территориальный отдел по социальной защите населения;

в) главный врач поликлиники;

г) бюро медико – социальной экспертизы

56. Система и процесс полного или частного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности:

а) реабилитация инвалидов;

б) абилитация инвалидов;

в) адаптация инвалидов;

г) ресоциализация инвалидов

57.Социальная профилактика – это:

а) совокупность государственных, общественных, социально – медицинских и организационных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальных отклонений негативного характера;

б) восстановление юридического, социального, профессионального статуса человека;

в) создание новых средств для удовлетворения социальных потребностей людей;

г) деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг

58. В основу технологии социальной работы с пожилыми должно быть положено требование:

а) обязательное вовлечение в работу с пожилыми ближайшего окружения;

б) обязательное предоставление медицинских услуг;

в) выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

г) диспансеризация всех пожилых людей;

59. Социальная адаптация – это:

а) процесс активного приспособления человека к новым для него условиям жизнедеятельности;

б) деятельность по выработке средств и методов достижений таких состояний социальных систем, которые соответствуют потребностям общества;

в) процесс обучения и усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей;

г) восстановление юридического, социального, профессионального статуса;

60. Социальная диагностика – это:

а) процедура социальной технологии, направленная на оценку фактического состояния объекта;

б) восстановление юридического, социального, профессионального статуса;

в) процесс обучения и усвоения индивидом, на протяжении его жизни социальных норм; г) создание новых средств, для удовлетворения социальных потребностей людей

61. Кто является объектом социальной работы в сфере образования :

а) школьники, учащиеся;

б) родители;

в) преподаватели;

г) спонсоры учебных заведений.

62. Цели социальной работы в сфере образования :

а) гармонизация отношений;

б) содействие более адекватному и эффективному выполнению

функций образования;

в) внедрение новых методов оказания образовательных услуг;

г) подбор преподавательского состава образовательных учреждений

63. Лечение наркологических больных сопровождается применением следующих технологий социальной работы :

а) дезинтеграция;

б) реабилитация;

в) реадаптация;

г) ресоциализация

64. Какие задачи решают центры занятости всех уровней :

а) сбор и распространение информации о спросе и предложении

на местном рынке труда;

б) организация переподготовки высвобождаемой рабочей силы;

в) коррекция поведения безработных;

г) выплата пособий по временной незанятости

65. Функции социального работника в исправительном учреждении :

а) терапевтическая помощь заключенным;

б) защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие

социальные льготы;

в) поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;

г) защита гражданских интересов осужденных

66. Какие основные задачи решает человек на жизненном этапе

« молодость »:

а) формирование досуговых интересов;

б) окончание получения образования;

в) создание семьи;

г) устройство на работу

Отраслевое тестирование работников социальных служб

Информационно-образовательное сетевое издание «СОННЭТ» предлагает работникам социальных служб пройти тестирование и получить документы, подтверждающие результаты — Свидетельство о прохождении тестирования.

Преимущества тестов СОННЭТ заключается в глубокой и точной ориентации на российские государственные стандарты и другие документы, касающиеся квалификационных требований к работникам социальных служб. В тестах учтены все требования профессиональных стандартов к должностям сферы «социальное обслуживание».

Для чего необходимо проходить тестирование?
  • для самооценки своего профессионального уровня, соответствия требованиям профессиональных стандартов;
  • для дальнейшего определения направлений повышения квалификации, самообразования;
  • для пополнения портфолио профессиональных достижений.
Как принять участие в тестировании?
  1. Подать заявку (форма заявки едина для всех предлагаемых тестов; заявка заполняется в электронной форме по ссылке ).
  2. Дождаться ответа методиста (если ответ не поступил в течение 3-х рабочих дней, проверьте папку СПАМ или направьте заявку повторно).
  3. Перечислить оргвзнос в размере 200 (двести) рублей.
  4. Направить скан-копию квитанции об оплате по адресу redaktor@сайт или в комментариях к платежу указать фамилию, инициалы того, кто планирует обучение.
  5. пройти тестирование. Доступ к материалам открывается индивидуально в течение рабочего дня после поступления сведений об оплате. Ссылка на тест приходит в ответном письме редактора.
  6. Получить свидетельство (готовится и направляется в электронном виде по адресу, указанному в заявке).
Тематика тестов

Тестирование «Основные положения 442 фз от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»

Тест содержит 20 вопросов: 15 — задания базового уровня и 5 — задания повышенной сложности. Базовая часть обязательна для выполнения, повышенной сложности — по желанию. Для успешного прохождения теста достаточно выполнить первую часть безошибочно или набрать 17 баллов.

Тестирование «Организация и обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов учреждениях социальной защиты и организациях социального обслуживания населения»

Тест содержит 10 вопросов. Тест считается успешно пройденным, если слушатель набрал 8 баллов.

Тестирование «Основы социальной работы»

Тест содержит 20 вопросов базового уровня. Тест считается успешно пройденным, если слушатель набрал не менее 16 баллов.

Тестирование «Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность работника социальной сферы»

Тестирование «Методы и технологии социальной работы»

Тест содержит 15 вопросов базового уровня. Тест считается успешно пройденным, если слушатель набрал не менее 13 баллов.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Витебский государственный университет

им. П.М. Машерова»

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

«ПЕДАГОГИКА»

«ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ»

«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

«ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

для специальности «Социальная работа»

Витебск 2006

УДК 364: 368.4

ББК 65.272 п. я 73

Печатается по решению научно-метдического совета учреждения образования

«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Авторы: доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им П.М. Машерова», кандидат педагогических наукИ.А. Шарапова ; доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наукГ. А.Качан, доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наукЮ.И.Венгер , преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова»Матюшкова С.Д.

Рецензент .

Научный редактор: заведующая кафедрой социально-педагогической работы

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», доктор педагогических наук,

профессор А.П. Орлова

Контрольные задания по курсам «Педагогика», «Введение в социальную работу», «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», «История отечественной и зарубежной социальной работы»

/ Авт. Ю.И. Венгер, Г.А. Качан, И.А. Шарапова, С.Д. Матюшкова – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2006. - с

Предлагаемое издание содержит контрольные задания курсам «Педагогика». «Введение в социальную работу», «Теория социальной работы»,»Технологии социальной работы», «История отечественной и зарубежной социальной работы» (для специальности «Социальная работа»). Тесты могут быть использованы для контроля знаний студентов, обучающихся как на дневной так заочной форме обучения.

Предназначены для студентов вузов, обучающихся по специальности «социальная работа», а также преподавателей соответствующих факультетов.

УДК 364: 368.4

ББК 65.272 п. я 73

Качан Г.А., 2005

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение………………………………………………………..

Педагогика

Введение в социальную работу

Теория социальной работы

Технологии социальной работы

История отечественной и зарубежной работы

«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Раздел 1. Теоретико-методологические

основы социальной работы

1. Теория социальной работы является по содержанию

    технической наукой

    прикладной наукой

    естественной наукой

    социально – гуманитарной

2. По научному статусу теория социальной работы является

1) фундаментальной наукой

2) прикладной наукой

3) преимущественно прикладной, но разрабатывает и теоретические проблемы

4) не является наукой

3. Как научная теория социальная работа имеет

1) объект и приемы исследования

2) объект и субъект, функции

3) Объект и предмет исследования, категориальный аппарат, закономерности и принципы, функции

4) субъект, формы, средства, функции.

4. Система взглядов и представлений по использованию и объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. Это

1) социальная педагогика

2) педагогика

3) социология

4) теория социальной работы

5. Система взглядов и представлений по использованию и объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. Это

1) теория социальной работы

2) философия

3) социальная геронтология

4) технологии социальной работы.

6. Закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе – это

1)функции теории социальной работы

2) предмет теории социальной работы

3) объект теории социальной работы

4) принципы социальной работы

7. Методологическим принципами теории социальной работы выступают:

1) принцип детерминизма

2) принцип гносеологического подхода

3) принцип личностного подхода

4) принцип единства сознания и деятельности

5) верны ответы 1 -5

8. Как научную теорию социальную работу можно рассматривать на следующих уровнях

1) индивидуальном, групповом, общинном

2) мето-, макро-, мезо-, микроуровнях

3) национальном, групповом, индивидуальном

4) правильного ответа нет.

9. Задачей данного уровня теории социальной работы выступает разработка общих теоретических основ социальной работы, выявление базисных принципов формирования теории социальной работы. Это:

1) метоуровень

2) макроуровень

3) микроуровень

4) мезоуровень

10.На данном уровне социальная работа выступает как теория социально-административной работы, где в качестве основного субъекта помощи выступают общество и государство. Это:

1) метоуровень

2) макроуровень

3) микроуровень

4) мезоуровень

11. Как теория, социальная работа на данном уровне связана с групповыми процессами, которые рассматриваются в контексте процессов помощи и взаимопомощи. Это:

1) метоуровень

2) макроуровень

3) микроуровень

4) мезоуровень

12Функции теории социальной работы. Выберите правильный ответ

    теоретико-методологическая, прикладная, гуманистическая

    реабилитационная, экспертная, оценочная

    проективная, моделирующая, гуманистическая

    информационная, защитная, реабилитационная.

13.Большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей в наиболее существенных отношениях. Это

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Тестирование выполнил(а) __________________________________________________________________(Ф.И.О.)
1. Теория социальной работы является по содержанию

    технической наукой

    прикладной наукой

    естественной наукой

    социально – гуманитарной

2. Как научная теория социальная работа имеет

1) объект и приемы исследования

2) объект и субъект, функции

3) объект и предмет исследования, категориальный аппарат, закономерности и принципы, функции

4) субъект, формы, средства, функции.

3. Система взглядов и представлений по использованию и объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению - это

1) социальная психология

2) педагогика

3) социология

4) теория социальной работы

4. Социальная работа – это:

1) научная теория

2) учебная дисциплина

3) практическая профессиональная деятельность

4) верны все варианты ответов

5. Большая, устойчивая социальная общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей в наиболее существенных отношениях. Это

1) государство

2) социум

3) группа

4) коллектив

6. В группу собственных категорий социальной работы относят:

1) социум, социальное пространство, социальная работа, государство

2) консультирование, социальный патронаж, социальная защита

3) социальная работа, социальный работник, социальное обслуживание, адресная социальная помощь

4) клиент, субъект, объект, принципы, социальный работник

7. Основным носителем благотворительности и призрения в период раннего (1Х вв.) и классического средневековья (Х1- ХУ вв.) становятся:

1) Церковь и монастыри

2) Общество

3) Государство

4) Семья

8. Кто из русских царей начал решать социальные вопросы на государственном уровне:

1. Иван Грозный

2. Екатерина II

3 Елизавета I

4. Петр I

9. В каком веке за рубежом оформляются идеи государственного подхода к поддержке нуждающихся.

1) Х1У

2) ХУШ

3) Х1Х

4) начале ХХ в.

10. Кто впервые описал метод индивидуальной работы:

1) Алиса Соломон

2) Зигмунд. Фрейд

3) Мэри Ричмонд

4) Хелен Перлман

11. Когда в РФ впервые отметили День социального работника:

12. Празднование Дня социального работника в РФ именно 8 июня связано с конкретной исторической датой:

1) Днем рождения Екатерины II

2) Днем принятия Закона РФ «О социальном обслуживании граждан РФ»

3) Днем принятия в 1701 г. Указа Петра I «Об определении в домовыя Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых», который положил начало созданию системы социальной защиты
4) Датой первого заседания Правительства РФ при Президенте РФ Ельцине Б.Н.

13. Специалист в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших проблем - это

1) специалист по социальной работе

2) юрист

3) педагог

4) психолог

14. Технология – это:

1) умение оказывать социальную помощь;

2) работа на промышленном конвейере;

3) знание приемов и рецептов приготовления блюд;

4) совокупность приемов и способов действий, продуманная система знаний, умений о том, как и каким образом цель воплощается в результат.

15) Технология социальной работы – это:

1) помощь пожилым и инвалидам по соседству;

2) одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

3) поддержка многодетных семей;

4) выплата пенсий по потере кормильца.

Итого: из 15 ответов верно ______. Отметка: зачет/незачет.

Дата ___ марта 2017 г.

Преподаватель: