Тестовые задание по истории древней руси. Тест «Русь в IX – начале XI вв.» тест по истории (10 класс) на тему Задание по теме древняя русь егэ
Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.
Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:
Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .
Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?
1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!
2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.
3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.
Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...
А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:
1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы
2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону
3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.
4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.
5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.
№1:
Критерии оценивания:
90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!
80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:
а) по невнимательности
б) технические, связанные с работой над частью 2
70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...
50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю
0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/
Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:
Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата
Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)
С уважением, Иван Некрасов
Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀
Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.
Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:
Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .
Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?
1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!
2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.
3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.
Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...
А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:
1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы
2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону
3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.
4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.
5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.
№1:
Критерии оценивания:
90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!
80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:
а) по невнимательности
б) технические, связанные с работой над частью 2
70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...
50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю
0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/
Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:
Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата
Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)
С уважением, Иван Некрасов
Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀
Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу.
Крещение Руси
Призвание варягов
Возникновение империи Карла Великого.
Ответ
Задание 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ
ГОДЫ
А) поход Игоря на Константинополь
1) 882 г.
Б) призвание варягов
2) 988 г.
В) правление князя Ярослава Мудрого
3) 944 г.
Г) принятие Русью христианства
4) 862 г.
5)945-957 гг.
6)1019 - 1054 гг.
Задание 3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду Древнерусского государства. Найдите и запишите порядковый номер термина, относящийся к другому историческому периоду.
1)Смерд, 2) помещик, 3) рядович, 4) тиун, 5) боярин, 6) закуп.
Задание 4 Напишите пропущенное словосочетание.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
Задание 5. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЯ
А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ
1) смерды
Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси
2) холопы
В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли
3) закупы
Г) земледельцы, взявшие ссуду
4) тиуны
5) рядовичи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) после Олега правил Русью князь Святослав
2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
3) указанные события относятся к концу IX в.
4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава
5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира
6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии
Фрагмент А
Фрагмент Б
Задание 7.
Какие три из перечисленных племен относились к восточным славянам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мордва
2) Дреговичи
3) Тиверцы
4) Весь
5) Сумь
6) Вятичи
Задание 8. Заполните пропуски в предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Основателем династии русских князей стал варяжский князь___________
Б) Город ___________стал столицей Древнерусского государства
В) Первый сборник законов Древней Руси назывался __________
Пропущенные элементы
Киев
Избранная Рада
Игорь
Новгород
Русская Правда
Рюрик
Задание 9. Установите соответствие между событием и участником этого события: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
УЧАСТНИКИ
А) заключение первого торгового договора с Византией
1)Ярослав Мудрый
Б) строительство в Киеве Софийского собора
2) Рюрик
В) войны с Волжской Булгарией, Хазарией и Византией
3) Олег Вещий
Г) крещение Руси
4) Святосвлав
5)Владимир Святославич
6)Ольга
Задание 10. Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя
«В год 6472 (летоисчисление от Сотворения мира). Когда (князь) вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу (серебряная монета неизвестного достоинства) с сохи даем".
Ответ____________________
Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента
КНЯЗЬ
ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ
СОБЫТИЯ
Владимир Святославич
А)____________
укрепление южных границ
Б)____________
957-972
В)
Г)
945-957
Д)
Ярослав Мудрый
Е)
создание Русской Правды
Пропущенные элементы
Святослав
912-945 гг.
Первый торговый договор с Византией
Игорь
980-1015 гг.
Военные походы в Булгарию и Хазарию
Ольга
1019-1054
Установление уроков и погостов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
Д
Е
Задание 12 Прочтите отрывок из летописи.
«В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны .
1) Олег был первым скандинавским князем, приглашённым на Русь славянскими и финскими племенами
2) после Олега правил Русью князь Святослав
3) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией
4) указанные события относятся к концу IX в.
5) варяги - наёмные воины из Скандинавии на службе древнерусских князей
6) чудь, меря, весь относятся к восточнославянским племенам
Рассмотрите схему и выполните задание
Задание 13 Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».
Задание 14.Напишите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».
Задание 15 В какой город, расположенный на берегу проливов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, стремились купцы из Скандинавии?
Задание 16. Какие суждения, относящиеся к обозначенным на схеме древним речным путям, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) из Византии в государства Скандинавии купцы везли мёд, воск, пеньку
2) одной из причин окончательного упадка торгового пути из Балтийского моря в Чёрное стал захват монголо-татарами нижнего и среднего Поднепровья в XIII в.
3) торговый путь из Балтийского моря в Чёрное был ликвидирован после захвата турками столицы Византии в середине XV в.
4) между Западной Двиной и Днепром торговые суда перетаскивались волоком
5) одним из государств, контролировавшим торговлю на пути из Балтийского в Каспийское море до конца 60-х гг. X в. была Хазария (Хазарский каганат)
6) князь Олег заключил выгодный торговый договор между Русью и Византией в середине IX в.
Задание 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго столбца
ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) собор святой Софии в Киеве
1) древнейшая русская летопись
Б) Повесть временных лет
2) храм построен в честь победы над кочевниками
В) Слово о законе и благодати
Г) Десятинная церковь
5)первый каменный храм в Киеве
6)храм находится в Новгороде
Задание 18. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная монета выпущена в период существования СССР.
2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого.
3) На данном изображении представлен символ царской власти в России.
4) Одним из авторов памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин.
5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.
Задание 19. Укажите изображение памятника архитектуры, созданного наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите цифру, под которой этот памятник архитектуры указан.
Из исторического очерка:
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор,- в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Задание 20. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?
Задание 21. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)
Задание 22. Каковы были последствия описанного в документе события? (Укажите не менее двух последствий.)
Задание 23 Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.
Задание 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
на наличие государства в Древней Руси.
Древнюю Русь X-начала XII вв. можно назвать централизованным государством.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Задание 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.;
2) 1725–1762 гг.;
3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
Тест составлен для учащихся 10 класса, изучающих школьный курс истории по программе "Россия и мир с древнейших времён до конца XX века", автор О. В. Волобуев. Может быть использовано для организации текущего и тематического контроля и дифференцированной подготовки учащихся к экзамену. Содержит два варианта и задания части С. В первом варианте - задания с выбором одного правильного ответа. Во втором варианте предоставлены задания открытого типа и повышенного уровня сложности, ориентированные на проверку умений учащихся устанавливать правильную последовательность событий и явлений, соотносить два ряда информации. В части С включены задания, требующие развёрнутого ответа и предполагающие проверку комплекса заний и умений учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составитель: Молошникова Е. А., учитель истории МБОУ СОШ № 51 г. Воронежа.
Источники материалов:
- История. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. 10 класс/ Авт.-сост. И. А. Шемаханова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с.
- Контрольно измерительные материалы. История России. Базовый уровень. 10 класс /Сост. К. В. Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 112 с.;
Тема: Русь в IX – начале XI вв.
Вариант 1. Задания уровня А
- Переходной ступенью в образовании государства историки считают
- Период «первобытного коммунизма»
- Период «военной демократии»
- Полюдье
- Периодические переделы
- земли
- Формирование восточнославянской государственности происходит в
- Среднем Поднепровье и северо-западном районе с городами Ладога и Новгород
- Среднем Поднепровье и на Крымском побережье
- Среднем Поднепровье
- Появление на северо-западных русских землях варяжского правителя приходится на
- 860 г.
- 862 г.
- 879 г.
- 882 г.
- Образование Древнерусского государства относят к
- 862 г.
- 882 г.
- 945 г.
- 965 г.
- Введённые княгиней Ольгой фиксированные размеры налогообложения (дани) с подвластных земель назывались
- Тягло
- Вира
- Уроки
- Ясак
- Годом крещения Руси считается
- 987 г.
- 988 г.
- 990 г.
- 996 г.
- Общим для деятельности древнерусских князей являлось
- Перепись населения
- Введение десятины
- Введение пятины
- Полюдье
- Последствиями, к которым привело крещение Руси были
А. попытки византийского императора подчинить себе Русь силой.
Б. усиление соперничества русских князей за право назначать митрополита
В. Развитие культуры и образования
Г. Установление власти династии Рюриковичей
Е. укрепление власти древнерусских князей.
- Древнейшая русская летопись называется
- «Повесть временных лет»
- «Слово о погибели земли русской»
- «Слово о полку Игореве»
- «Задонщина»
- Династия, пришедшая к власти в Древнерусском государстве:
- Каролинги
- Меровинги
- Романовы
- Рюриковичи
- Народами, не вошедшими в состав государства Киевская Русь, были
- Финно-угры
- Поляне
- Вятичи
- Жмудь
- Наиболее активные дипломатические отношения Русь имела с
- Византией
- Хазарией
- Польшей
- Швецией
- Община на Руси называлась
- Ополчение
- Вече
- Вервь
- Полюдь
- Основной частью населения Древнерусского государства были
- Зависимые крестьяне
- Ремесленники и купцы
- Свободные земледельцы
- Дружинники
- Прочитайте фрагмент летописи и определите, о чём идёт речь: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами!»
- Основании Киева
- Призвании варягов
- Походе на Константинополь
- Походе князя Олега на Киев
- В «Повести временных лет утверждается, что князь Олег
- Был убит печенегами на пути из Византии в Киев
- Погиб, отправившись в печенежскую степь
- Умер от укуса змеи
Вариант 2. Задания уровня В
1.Прочитайте текст и вставьте пропущенное выражение.
«___________» проходил по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру. Он соединял море Варяжское с морем Русским. Конечным пунктом этого водного пути была Византия».
2.Расположите события в хронологической последовательности.
1. принятие христианства на Руси.
2. первая усобица на Руси.
3. посольство княгини Ольги в Константинополь и её крещение.
4. походы Олега на Константинополь, договоры Руси с Византией.
Ответ:___________________________
3. Установите соответствие между событиями и датами.
Ответ:___________________________
4. Прочтите отрывок и укажите о ком идёт речь в приведённом отрывке.
« … Горько плакала она: «Увы мне, великий князь! Увы мне, свет мой! Куда ты скрылся от очей моих! Лучше мне прежде тебя умереть! … Сын мой ещё дитя, кто будет наставлять его и кто сбережёт ему державу его?» … А как кончилось оплакивание, собралась она с силами, оставив женскую слабость, мужским умом вооружилась и решила, как отомстить за кровь мужа своего, как покарать убийц…»
Ответ:___________________________
5. Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово.
«Христианство усердно боролось с остатками ______________, прочно державшимися в русском обществе в течении многих веков. Таким образом, создавался своеобразный синкректизм, двоеверие, которым пользовались и церковные власти, боровшиеся против _____________ . со следами философии___________ мы встречаемся и в различного рода сочинениях не только древней, но и средневековой Руси».
Ответ:___________________________
6. Установите соответствие между именами князей и их деятельностью.
1. Святослав. | А. Создание нескольких линий обороны на южнорусских рубежах. |
2. Ольга. | Б. Разгром Хазарского каганата и его союзника – Волжской Булгарии. Заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы. |
3.Владимир. | В. Создание организованной системы обложения населения налогами. |
4. Игорь. | Г. Мирный договор с Византией, союз с ней против Хазарии, признание новых территорий Руси. |
Ответ:___________________________
7. Установите соответствие между термином и его определением.
Ответ:___________________________
Задания уровня С
- В исторической литературе существует «норманнская теория» происхождения Древнерусского государства. Охарактеризуйте её суть. Назовите слабые и сильные стороны этой теории. Назовите сторонников и противников этой теории.
- Сравните итоги деятельности первых русских князей и князя Владимира Святого.
Ответы:
Задания уровня А
Задания уровня В
- «Путь из варяг в греки».
- 4321
- ВБГА
- Ольга
- Язычество
- БВАГ
- БВГА
Задания уровня С
- Суть теории : славяне не способны самостоятельно создать государство, государство на Руси привнесено извне. Это говорит об их исторической отсталости и обречённости. Сторонниками этой теории являются Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер, В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, которые приводят летописные и иные источники, свидетельствующие о призвании варяга Рюрика и присутствии варяжских дружин на землях восточных славян. Антинорманисты (М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, И. Е. Забелин, Б. В. Греков) утверждают, что развитие государственности на Руси началось задолго до призвания варягов. Древнерусское государство возникло в результате развития целого ряда социально-экономических и политических предпосылок.
- Общее: объединение восточнославянских земель в единое государство; укрепление системы управления; утверждение княжеской власти на подвластных территориях через систему взимания дани. Различное: при первых русских князьях организовывались систематические военные походы против Византии и подписывались с ней договоры, проведена реформа налогообложения (уроки и погосты). При Владимире Святославовиче появилось новое направление внешней политики – западное, произошло крещение Руси, создана оборонительная система на южных рубежах.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАПОУ «САБИНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Разработчик: Гарифуллин Э. Ш. преподаватель общеобразовательных дисциплин
Тест
Древняя Русь.
1. В каком году произошло Крещение Руси?
А) 922 В) 988
Б) 965 Г) 882
2 . Как назывался налог в пользу церкви?
А) десятина
Б) оброк
В) тризна
Г) вервь
3. Начало возведения храма Св. Софии в Киеве
А) 998 В) 1054
Б) 1037 Г) 1015
4. Кто был сыном Рюрика?
А) Олег
Б) Ярослав
В) Святослав
Г) Игорь
5. Какой год считается датой основания государства Русь?
А) 879 В) 859
Б) 862 Г) 882
6. Как назывался сбор дружиной дани на Руси?
А) погост
Б) оброк
В) полюдье
Г) закуп
7. На какое государство в 907 и 911 годах нападал Олег?
А) Византия
Б) Волжская Болгария
В) Хазарский Каганат
Г) Золотая Орда
8. Кем приходилась княгиня Ольга Владимиру I?
А) мать
Б) сестра
В) жена
Г) бабушка
9. В каком году состоялся Любический съезд?
А) 1037 В) 1097
Б) 1054 Г) 1084
10. Как называлось племя, которое жестоко наказало князя Игоря за его жадность?
А) кривичи
Б) поляне
В) древляне
Г) вятичи
11. Кто убил Бориса и Глеба?
А) Ярослав
Б) Святополк
В) Олег
Г) Святослав
12. Какая из этих заслуг принадлежит княгине Ольге?
А) победа над Хазарским Каганатом
Б) упорядочение размеров дани
В) Русь при ней приняла христианство
Г) присоединение Киева
13. Кого в 882 году обманом убил Олег, захватив при этом власть в Киеве? А) Синеус и Трувор
Б) Аскольд и Дир
В) Борис и Глеб
Г) Кирилл и Мефодий
14. Поход за сбором дани в древней Руси назывался
а) уроком
б) полюдьем
в) налогообложением
г) погостом
15. Приостановить распад Древнерусского государства удалось:
а) князю Игорю
б) Владимиру Святославичу
в) Ярославу Мудрому
г) Владимиру Мономаху
16. Каким годом летописи датируется приход варягов на Русь?
а) 1111г. в) 862г.
б) 988г. г) 1054г.
17. В каком году произошла битва, после которой князя Александра Ярославича стали называть «Невским»?
А) 1223 г. В) 1240 г.
Б) 1238 г. Г) 1242 г.
18. В каком году произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?
А) 1223 г. В) 1240 г.
Б) 1238 г. Г) 1242 г.
19. Славяне называли варягами?
а) скандинавов
б) кельтов
в) германцев
г) франков
20. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.
Имя князя | Характеристика |
1. Олег 2. Игорь 3 Владимир Мономах | А . Нанес половцам сокрушительное поражение, принял новый свод законов «Устав», который облегчил положение зависимого населения на Руси Б. Объединил Киев и Новгород под своей властью, совершил ряд ус-пешных походов против Византии B. Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами |
Ответ:___________
21. Родовой знак Рюриковичей
А Б В
22. Встреча князя ……….. с волхвом. Художник: А. М. Васнецов А. Игорь В. Олег Б. Владимир Г. Святослав 23. Выберите правильный вариант ответа А. Три богатыря Б. Прибытие Рюрика в Ладогу В. Возвращение с ярмарки Г. Князь Игорь В монастырской келье узкой В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах Он писал зимой и летом Он писал из года в год Про великий наш народ А. Ярослав Мудрый. В. Нестор Б. Иосиф Флавии Г. Владимир Монамах 25. Дочь Ярослава Мудрого ставшая королевой Франции А. Ольга В. Анна Б. София Г. Елизавета 26. Что изображено условным ………. знаком на этой карте Ответ:__________________ | ||
27. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.
Ответ: _________________
28. Установите правильное соответствие:
1. Ярило | А) повелитель ветра |
2. Перун | Б) бог света с неба |
3. Огрибог | В) бог солнца |
4. Волос | Г) бог грома |
5. Мокошь | Д) покровитель скотоводства |
6. Сварог | Е) божество плодородия |
Ответ: _____________________
29. Прочтите характеристику и назовите имя князя, к которому она относятся.
Единовластный правитель Древней Руси.
Способствовал возвышению международного авторитета Руси.
Осуществлял военные походы.
Основатель письменного русского законодательства.
Покровитель просвещения и строительства.
Способствовал расцвету древнерусского государства.
Ответ: ___________
Ответы:
1.В
2.А
3.Б
4.Г
5.Г
6.В
7.А
8.Г
9.В
10.В
11.Б
12.Б
13.Б
14.Б
15.Г
16.В
17.В
18.А
19.А
20.БВА
21. А
22. В
23. Б
24. В
25. В
26. Путь «из варяг в греки»
27. БАВ
28. ВГАДЕБ
29. Ярослав Мудрый