Драгоценное оплечье царя 5 букв. Драгоценные оплечья для торжественных случаев у византийских императоров, русских князей и царей

БАРМЫ

БАРМЫ

(греч.). Широкое оплечье, украшенное драгоценными камнями, надписями и изображениями, которое надевали московские цари в день своего венчания на царство.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

БАРМЫ

греч. Широкое оплечье, которое надевали московские цари в день своего венчания на царство.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

БАРМЫ

оплечья, одеваем. поверх одежд при венчании русских царей до Петра В.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

БАРМЫ

оплечья, украшен. драгоцен. камнями, надеваемый русскими царями (до Петра I -го) при венчании на царство.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .


Синонимы :

Смотреть что такое "БАРМЫ" в других словарях:

    Греческой работы (рисунок XIX века) Бармы (по разным источникам, происходит от греч. parmai круглый щит, или от перс. berme охранение, защита, или от др. польск. brama … Википедия

    БАРМЫ - царя Алексея Михайловича. 1662 г. (ГММК) Бармы царя Алексея Михайловича. 1662 г. (ГММК)Оплечье или широкий воротник, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, к кон. XV в. великокняжеской, впосл. царская регалия;… … Православная энциклопедия

    БАРМЫ, барм, ед. нет (ист.). Принадлежность парадного наряда московских князей и царей, надевавшаяся на плечи. «Венец и бармы Мономаха.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, у византийских императоров, русских князей и царей 14 нач. 18 вв. Надевались во время коронации и торжественных выходов … Большой Энциклопедический словарь

    БАРМЫ, барм (стар.). Род наплечников в торжественной одежде русских князей и царей, византийских императоров. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 оплечье (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Под Б. обыкновенно разумеют оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда. Лучшим образцом их являются те, которые были найдены президентом Императорской академии художеств Олениным в 1822 г., близ села Старая Рязань. Состоят … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    бармы - БАРМ|Ы (4*), Ъ с. мн. Бармы, часть украшений парадной княжеской одежды, оплечье с драгоценностями: А ивану с҃ну моѥму кожухъ желта обирь с женчугомь и коць вермами. андрѣю с҃ну моѥму бугаи соболии с наплечки с великимь женчугомь с каменьемь.… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

    Бармы - драгоценные оплечья, украшенные изображениями религ. характера. Эл т облачения визант. императоров, а впоследствии рус. князей и царей в 14 нач. 18 в. во время коронации и торжеств. выходов. Бармы. Рязань, 12 13 вв … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Барм; мн. Широкое драгоценное оплечье с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями (часть парадной одежды византийских императоров, а с 14 до начала 18 в. русских князей и царей, надеваемая во время торжественных … Энциклопедический словарь

Книги

  • Энциклопедический словарь т-ва Бр. А. и И. Гранат и К. 7 издание, совершенно переработанное издание. Восьмое стереотипное издание. Тос Четвёртый. АРхеология - Бармы. , Ю. С. Гамбаров. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии (издательство`Типография т-ва`Общественная польза``). В…
  • Энциклопедический словарь т-ва "Бр. А. и И. Гранат и К°". 7 издание, совершенно переработанное издание. Восьмое стереотипное издание. Тос Четвёртый. АРхеология - Бармы. , Ю. С. Гамбаров. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии (издательство "Типография т-ва" Общественная польза"")…

Подскажите из чего состояло парадное одеяние русских царей? (+) и получил лучший ответ

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Уже начиная с 10-го века на Руси вошло в обычай богато украшать одежду и части тела самоцветными камнями, причем порой наряд становился так тяжел, что носить его не представлялось возможным – так было прервано венчание царя Алексея Михайловича, потому что будущая супруга не выдержала веса драгоценного платья.

Во время больших праздников и торжеств, каковы были Рождество Христово, Богоявление, неделя Вербная, Светлое Воскресение, Троицин день. Успение и некоторые другие, государь облекался в наряд царский, к которому принадлежали: царское платье, собственно порфира, с широкими рукавами, царский становой кафтан, царская шапка или корона, диадема или бармы (богатое оплечье), наперсный крест и перевязь, возлагаемые на грудь; вместо посоха, царский серебряный жезл.
Все это блистало золотом, серебром и дорогими каменьями. Самые башмаки, которые надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями. Тяжесть этого наряда без сомнения была очень значительна, и потому в подобных церемониях государя всегда поддерживали под руки стольники, а иногда и бояре из ближних людей.
http://supercook.ru/zz320-tsar00.html
Алексей Михайлович особенно являлся во всем своем царственном великолепии в большие праздники православной церкви, блиставшие в то время пышностью и своеобразием обрядов, соответствующих каждому празднику; они доставляли царю возможность на разные лады выказать свое наружное благочестие и свое монаршее величие. В рождественский вечер царский терем оглашался пением славельщиков, приходивших одни за другими из разных церквей и обителей; в крещение царь в своей диадиме (наплечное кружево) и царском платье, унизанном жемчугом и осыпанном дорогими камнями, шествовал на Иордань, сопровождаемый всех чинов людьми, одетыми сообразно своему званию, как можно наряднее (плохо одетых отгоняли подалее)
Богатство царской одежды было ослепительным, особенно когда наши государи являлись в торжественные дни к выходу или короновались. Царь Феодор, по свидетельству очевидцев, превосходил великолепием все предшествовавшие коронования. Один скипетр, осыпанный драгоценными каменьями, был длиною в 3,5 фута и стоил несколько миллионов; одежда царя весила не менее 200 фунтов; шесть князей держали хвост мантии; вельможи сияли бриллиантами, яхонтами и жемчугом удивительной величины, ценимые на миллионы. О наряде царя Михаила, бывшем во время его бракосочетания, сказано, что он был в кожухе золотом аксамитном, на соболях, и в шубе русской собольей, крытой бархатом золотным, замотав полы за плеча.
ht tp://[ссылка появится после проверки модератором]
С 1547 г. - первого венчания на царство Ивана Грозного и до 1682 г. - венчания на царство царей Ивана и Петра Алексеевичей шапка Мономаха использовалась при поставлении всех русских государей. Она стала и самым почитаемым атрибутом царской власти и олицетворением ответственности царя перед подданными. На это, словами Бориса Годунова, намекает А.С. Пушкин: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». В торжественных церемониях XVIII-XIX вв. шапка Мономаха выносилась как «главная достопамятность царского достоинства при коронациях и погребениях императорских» Тулья шапки состоит из 8 золотых конических пластин, завершающихся полушарием с четырехконечным крестом. По боковым краям пластинок узор образует бордюры, напоминающие желобки с извивами ленточек. Изумительно красивые, прозрачные, как кружево, узоры напаяны на гладкое золотое поле - это скань. Драгоценные камни дополняют украшения. Первоначально низ шапки имел жемчужные подвески, а затем оторочку из соболя. Вес шапки - 698 гр. Действительно, шапка Мономаха нелегкая, но есть царские шапки и тяжелее, например: венец царя Михаила Федоровича весит 5 фунтов = 2 кг. 48г, шапка Казанская – 4 фунта 80.
Источник: По существовавшему положению шапку Мономаха одевали один раз в жизни - во время венчания на царство. Для других торжественных моментов каждый царь имел свою собственную нарядную шапку - венец. Венцов могло быть несколько и, в зависимости от значимости события, царь надевал ту или иную шапку.

Ответ от Виктория Махракова [гуру]
Все цари до Петра 1 венчались на русский престол знаменитой шапкой Мономаха. Вес шапки 698 грамм - венец очень легкий, хотя Пушкин и писал про него: "Тяжела ты, шапка Мономаха".Корона царя Михаила Федоровича «шапка Астраханская» - вдвое тяжелее. Первые упоминания в документах о венчании шапкой Мономаха относятся к 1498 году. Последней раз этой шапкой венчались в 1682 году, когда на русский престол вступили сразу два царя - Иван и Петр.
В 1665 году речь идет об АЛЕКСЕЕ МИХАЙЛОВИЧЕ (1629-1676) - русский царь (с 1645), второй представитель династии Романовых на российском престоле, сын и преемник царя Михаила Федоровича Романова.
В 1665 году лекари посоветовали лечение чаем царю Алексею Михайловичу, который «маялся болями в животе». Возможно с этим и связан обморок.

Драгоценные оплечья для торжественных случаев у византийских императоров, русских князей и царей

Первая буква "б"

Вторая буква "а"

Третья буква "р"

Последняя бука буква "ы"

Ответ на вопрос "Драгоценные оплечья для торжественных случаев у византийских императоров, русских князей и царей ", 5 букв:
бармы

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова бармы

Круглый широкий воротник, расшитый камнями, принадлежность царского облачения - орната

С XIV в. до начала XVIII в. - часть парадной одежды русских князей (по подобию парадной одежды византийских императоров) - драгоценное оплечье в виде круглого широкого воротника, застегиваемого сзади на пуговицы, которое украшалось небольшими икон

Драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, у византийских императоров, русских князей и царей

Драгоценные оплечья

Драгоценные оплечья в торжественной одежде московских князей и царей

Определение слова бармы в словарях

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
барм (стар.). Род наплечников в торжественной одежде русских князей и царей, византийских императоров. БАРО... Первая часть сложных слов со знач. относящийся к давлению (во 2 знач.), напр. баротерапия, барохирургия, барот-равма.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, у византийских императоров, русских князей и царей 14 - нач. 18 вв. Надевались во время коронации и торжественных выходов.

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного характера. Впервые в России Б. появились у московского князя Ивана Калиты (14 в.). Надевались византийскими императорами, а также русскими князьями (с середине 16 в. до начала 18 в. царями) во время...

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Бармы - широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века - великокняжеской, потом царская регалия....

Примеры употребления слова бармы в литературе.

Я, когда строил, во многих краях побывал, а чтоб были мастера лучше Бармы да Постника, о том не слыхивал.

Розмысла отпустили, и он пошел к себе, думая, что хорошо бы поработать на новом строительстве помощником Бармы и Постника.

Через несколько дней царь в сопровождении митрополита, ближних бояр и зодчих Постника и Бармы совершил поездку в село Дьяково осмотреть тамошний храм.

Для утешения Бармы Постник высчитал, что и при такой высоте крест храма в ясную погоду будет виден верст за тридцать пять.

После такого заявления Бармы некоторые обещали зайти в другой раз, но не приходили.

Атрибутикой царской власти подчеркивалась мощь и богатство государства Российского: золотое убранство дворцовых палат, изобилие драгоценных камений, масштабность сооружений, грандиозность церемоний и множество предметов, без которых не мыслим ни один русский царь.

Золотое яблоко

Золотой шар, увенчанный крестом или короной, - держава - впервые была использована в качестве символа русского самодержавия в 1557 году. Проделав долгий путь, держава пришла к русским монархам из Польши, впервые приняв участие в церемонии венчания Лжедмитрия I. В Польше, заметим, держава именовалась яблоком, являясь библейским символом познания. В русской христианской традиции держава символизирует Царство Небесное. С момента правления Павла I держава представляла собой синий, увенчанный крестом, яхонтовый шар, усыпанный бриллиантами.

Пастушеский посох

Атрибутом русской власти скипетр стал в 1584 году во время венчания на царство Федора Иоанновича. Так появилось понятие «скипетродержатель». Само же слово «скипетр» - древне-греческое. Считается, что прообразом скипетра был пастушеский посох, который в руках архиереев наделялся символизмом пастырской власти. С ходом времени скипетр не только был существенно укорочен, но и своим оформлением уже мало походил на скромный пастушеский посох. В 1667 году скипетр появился в правой лапе двуглавого орла – государственного герба России.

Престол

Трон, или престол, - один из важнейших символов власти, сначала княжеской, потом царской. Подобно крыльцу дома, которое создавали для всеобщего любования и восхищения, с особенным трепетом подходили и к созданию трона, при этом обычно их делали несколько. Один устанавливали в Успенском соборе Московского Кремля – этот трон участвовал в церковной процедуре миропомазания самодержца. Другой – в резных палатах Кремля. На этот престол царь садился после светской процедуры принятия власти, на нем он также принимал послов и влиятельных лиц. Существовали еще и «мобильные» троны – они путешествовали с царем и появлялись в тех случаях, когда надо было максимально убедительно представить царскую власть.

Царский венец

«Шапка золотая» упоминается во всех духовных грамотах, начиная с момента правления Ивана Калиты. Символ-корона российского самодержавия был предположительно изготовлен восточными мастерами в конце XIII – начале XIV века и подарен византийским императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру. Последним царем, который примерял реликвию, стал Петр I. Некоторые исследователи утверждают, что шапка Мономаха является не мужским, а женским головным убором – под меховой оторочкой, якобы, остались приспособления для височных украшений. Да и изготовлена была шапка спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Что ж, даже если история появления этого атрибута царской власти – всего лишь легенда, это не помешало ему стать образцом, по которому изготавливались все последующие царские венцы.

Византийские оплечья

Обычай носить оплечья, или бармы, пришел на Русь из Византии. Там они являлись частью парадных одеяний императоров. По преданию, бармы прислал для Владимира Мономаха византийский правитель Алексей I Комнин. Летописное упоминание барм относится к 1216 году – расшитые золотом оплечья носили все князья. С середины XVI века бармы становятся непременным атрибутом царского венчания на царство. С золоченого блюда в алтаре их в определенный момент подавали митрополиту епископы, которые, в свою очередь, получали их от архимандритов. После троекратного целования и поклонения, митрополит возлагал благословенные крестом бармы на царя, после чего следовало возложение венца.

Рынды

По обе стороны от трона всяк входящий мог видеть двух рослых красавцев, царских оруженосцев и телохранителей - рынд. Они были не только эффектным «атрибутом» на церемониях приемов иностранных послов, но и сопровождали царя во время походов и поездок. Облачению рынд можно позавидовать: горностаевые шубы, сафьяновые сапоги, песцовые шапки… Место по правую руку было почетнее, отсюда и пошло понятие «местничество». Борьбу за почетное звание царского рынды вели молодцы самых лучших фамилий.

Печать

Первой известной печатью XII века, вырезанной из металла, стал оттиск князя Мстислава Владимировича и его сына Всеволода. К XVIII веку русские цари пользовались печатями-перстнями, настольными оттисками и печатями-подвесками. Маленький вес последних позволял носить их на шнурке или на цепочке у пояса. Печати резались по металлу или из камня. Чуть позже излюбленным материалом становится горный хрусталь и его разновидности. Интересно, что с XVII века стали производить печати со съемной легендой – текстом, что позволяло новому царю использовать печать своего предшественника. В конце XVII века русские цари имели более двух десятков различных печатей, а печать европейского гравера Иоганна Гендлингера с могучим двуглавым орлом служила российским монархам более века, вплоть до конца правления Николая I.