Штрафные батальоны в годы вов. Александр Матросов был штрафником

В сериале «Штрафбат» в очередной раз растиражировали традиционный миф о штрафных батальонах, в которых якобы искупали вину кровью наказанные красноармейцы и заключенные. Дело в том, что ни красноармейцам, ни лагерным «блатарям», ни их паханам отбывать наказание в штрафбате было не положено. К сожалению, использовав знаменитый приказ № 227 в заставке серий, авторы фильма не удосужились этот приказ прочесть. Вот что в нем сказано: «…Сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров (летом 1942 года термина «офицеры» в Красной Армии еще не существовало, он появился в начале 1943 года. – Авт.) и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины».

26 сентября 1942 года заместитель наркома обороны генерал армии Георгий Жуков приказал: «Лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава направляются в штрафные батальоны… от одного до трех месяцев». Был определен даже размер жалованья ставшего штрафником командира – 8 рублей 50 копеек. Но тогда возникает вопрос – неужели «возможность искупить кровью» предоставлялась лишь командному составу?

А как же рядовые и сержанты? Для них все в том же приказе № 227 было предписано: «Сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии».

Принципиальная разница между штрафным батальоном и штрафной ротой определена предельно точно. Штрафные батальоны на самом деле были подразделениями сугубо офицерскими, принципиально отличавшимися от штрафных рот. Это были совершенно разные формирования – непохожие прежде всего по составу (штрафбаты состояли из разжалованных офицеров, штрафные же роты – из рядовых и сержантов, а часто и из заключенных из лагерей). Штрафные роты и в самом деле были «пушечным мясом», получавшим оружие обычно лишь перед боем (как правило, исключительно винтовки) и находившимся под прицелом войск НКВД. Штрафные же батальоны имели в своем составе пулеметные, противотанковые и минометные взводы, проходили специальную подготовку, об уровне которой другие подразделения Красной Армии могли лишь мечтать.

Ревнивый летчик-убийца

Существует легенда о создании штрафбатов – якобы некий летчик убил жену с любовником и, будучи приговорен к расстрелу, в письме Сталину попросил разрешить умереть в бою. Сталин, сказав: «А вдруг он хотя бы одного немца убить сможет», – принял решение создать штрафбаты. Но, помимо легенд, существуют документы и воспоминания ветеранов. Александр Пыльцин, командир взвода, затем роты 8-го отдельного штрафбата 1-го Белорусского фронта, с возмущением писал в своих воспоминаниях об авторах современных публикаций, не находящих «различий между фронтовыми офицерскими штрафными батальонами и армейскими штрафными ротами».

Вот как он описывает свою первую боевую операцию: «Задача состояла в следующем: незаметно для противника перейти линию фронта и, избегая боевого соприкосновения с ним, смелым броском выйти ему в тыл». Ни о каких заградотрядах речь в такой операции идти не могла. Держать на мушке людей во вражеском тылу очень затруднительно. По описанию Пыльцина, их очень неплохо кормили: «Выдали нам и наборы сухих продовольственных пайков. Туда входили небольшие консервные баночки с американским непривычно остро пахнущим сыром (все американское и английское по-прежнему называли у нас «вторым фронтом») да соленое, немного пожелтевшее, но не потерявшее от этого своей прелести украинское сало. Все это было выдано нам из расчета 3–5 суток активных боевых действий. Правда, предусматривалось хотя бы раз в сутки горячее питание из наших походных кухонь, к регулярности и полновесности порций которых мы так привыкли за время нахождения в обороне. Тыловые службы хорошо позаботились даже о ремонте и замене износившейся обуви». Как это не похоже на наше традиционное представление о голодном и оборванном «пушечном мясе».

И готовили штрафбатовцев к бою всерьез. Минометчики почти каждый день тренировались в стрельбе с закрытых позиций, расчеты противотанковых ружей палили по подбитому немецкому танку. Мало того, даже из дефицитных трофейных фаустпатронов штрафники могли пострелять во время обучения.

Из массы бывших офицеров выделялись пехотинцы, назначавшиеся заместителями командиров взводов (командирами взвода и выше назначались офицеры из так называемого постоянного состава, то есть не штрафники. Отбывающие же наказание относились к переменному составу). Затем подготовленные и основательно вооруженные штрафбаты выполняли роль ударных, сугубо офицерских частей, решавших особые задачи. Похоже, что при их создании вспомнили о белогвардейских офицерских батальонах Гражданской войны, что не афишировалось по понятным идеологическим причинам. И это на фоне обычных, не штрафных, частей, где свежее пополнение часто кидали в бой, даже не выдавая обмундирования, в гражданской одежде! Многие красноармейцы шли в атаку, успев предварительно выстрелить по одному-два раза. Так кто же на самом деле был «пушечным мясом»?

У штрафников назад пути не будет

А вот задачи перед штрафбатами ставились действительно сложнейшие. Офицерские батальоны были надежным боевым инструментом, который не подведет ни при каких обстоятельствах. «Наши подразделения были срочно переброшены на самое опасное направление, усилив собой боевые порядки полка. Перемешавшись с его солдатами, мы заметили, что в их рядах возникло какое-то оживление. Ведь понимали они, что рядом с ними в роли рядовых бойцов находились недавние офицеры в самых разных званиях и в атаку они пойдут вместе. И в них будто влилась какая-то свежая необоримая сила», – вспоминал Александр Пыльцин. Бойцы штрафбата постоянно демонстрировали не только беспредельную отвагу, но и высочайший профессионализм. В немецком тылу у штрафников кончились мины – и из советских 82-мм минометов отлично подготовленные минометчики бьют трофейными 81-мм минами, быстро изменив таблицу стрельб. Невозможно подойти к зданию, из которого немцы ведут очень плотный огонь, – и из находящихся рядом штрафников «перебежчик» бежит к врагу. На самом деле – это доброволец, запасшийся гранатами. Добравшись до «мертвого пространства» под окнами, он в каждое бросает по лимонке. Попалось по дороге брошенное немецкое самоходное орудие – из него тут же открывают огонь штрафники – бывшие офицеры-танкисты. Во время наступления на Берлин штрафникам приказали первыми форсировать Одер и создать плацдарм для стрелковой дивизии. Перед боем они рассуждали так: «Хоть сколько-нибудь из более чем сотни штрафников роты, да доплывут, а если доплывут – то не было еще у них невыполнимых задач. И пусть маленький плацдарм захватят, но будут удерживать его до последнего. У штрафников назад пути не будет».

За этот успешный бой Александр Пыльцин был посмертно представлен к званию Героя. Когда выяснилось, что он остался в живых, командир батальона, с которым у Александра Васильевича отношения не сложились, переделал представление на орден Боевого Красного Знамени. Но допустим на минуту, что, как это иногда бывает с ветеранами, Александр Пыльцын после стольких лет, скажем так, несколько преувеличивает боеспособность и профессионализм своего штрафбата.

Потерь в батальоне было немного

Писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев по праву считается одним из самых реалистичных и правдивых авторов, писавших о Великой Отечественной. Его произведения честно рассказывают о том, как из-за неподготовленности своей и командования гибли и гибли красноармейцы. Но и у него, автора, которого никто и никогда не обвинял в украшательстве и лакировке войны, самый победоносный бой с немцами проводит именно штрафбат. Как и было положено, офицерский. Штрафникам было приказано взять деревню, которую обычные части безуспешно штурмовали два месяца, устилая землю трупами. И тогда бывший капитан Ширшов предложил командиру штрафного батальона принципиально изменить схему атаки, сославшись на уже имеющийся опыт решения похожей задачи: «Мы решились на такую операцию: к концу ночи вывести батальон на исходные позиции и, пока темно, проползти, сколько удастся, а потом в атаку, причем молча, без всяких «ура» и без перебежек. С ходу пробежать остаток поля, несмотря ни на какой огонь...

– Получилось? – перебил комбат.

– Получилось. И потерь было мало. Немцы очнулись, когда мы были уже на полпути. Бежали быстро, они не успевали менять минометные прицелы. Все поле только бегом! Полагаю, раз такое могли обыкновенные солдаты, то мы – офицерский батальон – тем более. Идея полностью себя оправдала, офицерская атака оказалась чрезвычайно удачной. «Немцы выбегали полураздетые, отстреливались, но штрафников уже не остановить – минут через двадцать деревня, за которую положили столько жизней, была взята! Несколько десятков человек в запале боя бросились преследовать немцев уже за деревней, но их остановили. Подоспевший к тому времени станковый пулемет расстреливал бегущих в спину, пока не добежали они до небольшого леска и не скрылись в нем... Все было кончено. Была победа... Потерь в батальоне было немного».

Орден Славы как источник неприятностей

Угодить в штрафбат можно было по самым разным причинам. У капитана-летчика разбились два молодых пилота из пополнения – в штрафбат. У интенданта недостача – туда же. Через штрафбат проходили многие освобожденные из плена офицеры. Пьяная драка или неоправданное применение оружия заканчивались тем же. Как-то в штрафбат угодил командир штрафной роты. После боя и тяжелых потерь в роте получили продукты и водку на уже «мертвые души». После была организована пьянка, на которой присутствовали и чины из военной прокуратуры. Что не помешало им же отправить ротного за хищение в штрафной батальон. Однажды попал в штрафбат инженер – майор, осужденный за сексуальный шантаж. Домогался девушек-военнослужащих, пугая их отправкой в штрафную роту. На самом деле женщин в штрафные подразделения отбывать наказание не посылали. В итоге пришлось стать штрафником самому майору. Очень он был непопулярен среди товарищей и из-за совершенного, и из-за трусости. Его периодически надо было спасать от самосуда. Но трусость в штрафбате была явлением исключительно редким.

Подавляющее большинство «переменного состава» рассчитывало честно заработать возвращение утраченных званий и орденов. Основанием для этого было ранение или особые отличия в бою. Можно даже было получить новую награду – чаще всего медаль «За отвагу».

А вот орден Славы, вообще-то очень уважаемый, три степени которого приравнены к Золотой Звезде Героя, командование могло использовать как неприятную метку для уже освобожденного штрафбатовца. «Смывший вину кровью» полковник получает свои прежние погоны, но при этом на груди носит предназначенный для солдат и сержантов орден Славы. Сразу становилось ясно – был в штрафбате. Но с годами и сменой поколений в нашей стране разница между офицерскими штрафбатами и «разночинскими» штрафротами стала забываться. Может быть, хотя бы к 60-летию Победы стоит восстановить историческую правду?

По материалам Трибуна

Многие свято верят в то, что штрафные батальоны – страшное изобретение Сталина, который применял самые жесткие методы ведения войны, чтобы победить в этой кровопролитной войне. Однако Сталин не является новатором в этой области. Систему подобных военных подразделений он позаимствовал у врага. Да, именно фашисты, задолго до вторжения в СССР формировали целые бригады, в состав которых входили бывшие преступники и антисоциальные элементы.

О штрафниках Вермахта мало что известно. До наших дней дошли лишь обрывки информации, по которым мы можем восстановить события тех дней.

Приход Гитлера к власти ознаменовался массовыми арестами. По декрету «О защите народа и государства» хватали всех, кто так или иначе провинился перед Третьим Рейхом. Но фюрер не учел того факта, что места в исправительных учреждениях скоро закончатся. Многие тюрьмы не выдерживали наплыва все новых и новых партий зэков. И тогда в Вермахте нашли простое и эффективное решение.

В 1936 году было сформировано первое подразделение, личный состав которого был сформирован из военных заключенных, которые оказались за решеткой в силу своего образа мысли, расходящегося с идеологией партии, либо по причине аморального поведения и систематического нарушения устава.

Изначально в каждом роде войск было создано по одному подразделению. Но вскоре непрерывный поток штрафников заставил генералов сформировать регулярные части, численность которых превышала 5 тысяч человек. Новых «воспитанников» присылали командиры подразделений и военный трибунал.

Самых упрямых и отчаянных выгоняли из армии и передавали в руки полиции, которая обычно отправляла упрямца в концентрационный лагерь. Но таких наглецов было немного. За первые три года существования штрафных подразделений в лагеря отправились всего 120 человек, ибо каждый заключенный понимал, что лучше проходить тяжелую службу под неустанным надзором командиров, чем умирать от голода за забором лагеря.

Начало Второй Мировой войны ознаменовалось роспуском штрафных подразделений. Фюрер посчитал, что штрафники неблагонадежны и дезертируют с поля боя при первой возможности. Но вскоре вопрос о создании новых батальонов встал ребром. Концепция была пересмотрена. Проштрафившимися считали солдат, трудно поддающийся воспитанию. Вот список «грехов» за которых человека могли сослать в исправительное подразделение:

«ленивые, небрежные, грязные, недовольные, упрямые, антисоциальные и асоциальные личности, бездушные (именно такая формулировка), жестокие, лживые, мошенники, безвольные, психопаты».

В 1942 году обстановка на фронте накалилась. По приказу генерального штаба было сформировано «испытательное подразделение 500», которое формировалось из солдат и офицеров, которые провинились на фронте. Попав в этот батальон, военнослужащий лишался всех званий, наград и регалий. 500-е батальоны отправляли на самые трудные участки фронта. Например, 561-й батальон вел кровопролитные бои с красноармейцами у Синявинских высот под Ленинградом. Обе стороны понесли колоссальные потери. Земля была буквально усеяна трупами на много километров. Именно 500-е батальоны немцы впервые использовали в качестве заградотрядов, хотя впоследствии всячески отрицали этот факт.

Был еще один вид «испытательных подразделений», с порядковым номером 999. В них отправляли узников концентрационных лагерей. Именно они становились пушечным мясом, которое гнали на убой заградотряды.

Срок пребывания в таком подразделении составлял от 3 до 6 месяцев. Лишь один из десяти штрафников доживал до конца своего срока, после чего его переводили в 500-е подразделения, где он мог полностью реабилитироваться перед Рейхом.

Однако было среди «штрафников» особое подразделение, под названием дивизия СС «Дирлевангер». Его история начинается с командира Оскара Дирлевангера, который воевал еще в Первую Мировую. На полях сражений Оскар получил два Железных креста. После войны он учился в университете, где получил докторскую степень в области политологии.

Дирлевангер был отморозком и психопатом. Его отправили в тюрьму после того, как застали за растлением своей тринадцатилетней ученицы. Два года заключения не изменили его отношения к женскому полу, и вскоре он вновь очутился в тюрьме по той же статье. Но доктор был хорошим другом нацистского бонзы Генриха Гиммлера, который помог Дирлевангеру вскоре выйти из тюрьмы.

Старого развратника отправили в Испанию, где он командовал легионом «Кондор», сражавшемся на стороне генерала Франко. Там его трижды ранили, после чего Оскар возвращается в Германию, где ему дают чин унтерштурмфюрера СС и назначают командиром браконьерского подразделения «Ораниенбург». Его формировали из бывших охотников, осужденных за браконьерство. Группа использовалась для выполнения разведывательных операций в лесах Европы.

Ввиду успешности подразделения, его штат расширили до 300 человек и переименовали в Зондеркоманду «Доктор Дирлевангер». В 1941 году батальон отправляют в Польшу, для борьбы с местными партизанами. Личный состав комплектовался не только из браконьеров, но также из убийц, насильников, грабителей. Попав в Польшу, «бойцы» принялись заниматься любимым делом. Они насиловали, убивали, грабили и жгли целые деревни. В июле 1942 этот батальон уничтожил более 200 мирных жителей. Через несколько месяцев группу Дирлевангера отправили в Белоруссию, где они побили свой собственный рекорд, уничтожив за несколько недель 1050 человек (в основном женщин, детей и стариков).

Дирлевангер набирал личный состав исключительно из числа осуждённые за особо тяжкие преступления. Благодаря своим «достижениям» зондеркоманда удостоилась звания регулярного подразделения, а сам командир получил очередной Железный крест. Даже эсэсовцы ненавидели и боялись их.

Но в 1943 году группу послали на фронт. Там им противостояли не беспомощные мирные жители, а хорошо вооруженные и обученные части Красной Армии. В первом же бою каратели и душегубы потерпели сокрушительное поражение ввиду отсутствия элементарных навыков ведения боя. После чего группу отправили в тыл для переформирования. С тех пор отряд выполнял боевые задачи только в тылу. В основном их привлекали к подавлению восстаний на оккупированных территориях. К этому моменту количество ранений самого Оскара Дирлевангера достигло двенадцати и он получил пятый Железный крест. Но это не спасло его от расправы.

Других государств. Штрафник - наименование военнослужащего штрафной части.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Штрафбаты (рассказывает историк Юрий Рубцов)

    ✪ ШТРАФНИКИ ВЕРМАХТА ЧТО ОНИ ДЕЛАЛИ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ? ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

    ✪ Мифы о ВОВ: Фильм№4 "Штрафбат"

    ✪ Разведопрос: Александр Васильевич Пыльцын про штрафбат

    ✪ Штрафбат. Подвиг по приговору.

    Субтитры

История

Первые штрафные части были сформированы в русской армии в сентябре 1917 года. Однако поскольку к тому времени фронт , со стороны России, уже практически был развален, штрафные части участия в боях не принимали и буквально через несколько месяцев были расформированы.

Самой первой штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована Отдельная штрафная рота 42-й армии Ленинградского фронта - 25 июля 1942 года , за 3 дня до знаменитого Приказа № 227 , официально вводившего штрафные батальоны. В составе 42-й армии она воевала до 10 октября 1942 года и была расформирована. Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-й Ударной армии , расформированная 6 июня 1945 года .

  • «Не хватает порядка и дисциплины в ротах , батальонах , полках , дивизиях , в танковых частях, в авиаэскадрильях . В этом теперь наш главный недостаток».
  • Сказанное Народным комиссаром обороны тов. Сталиным о войсках действующей армии целиком и полностью относится и к войскам органов внутренних дел . В запасных частях , в учебных центрах, учебных бригадах и полках , в местных стрелковых частях, новых формированиях и в военных училищах воспитание и дисциплина всё ещё находятся на низком уровне. Это происходит в значительной степени потому, что командный и начальствующий состав в ряде случаев не служит примером дисциплинированности и требовательности, сам не использует всей полноты предоставленной ему власти и не требует этого от подчинённых. В результате на фронт приносится неорганизованность, расхлябанность, и, как следствие этого, малодушие и трусость перед лицом врага, дезертирство и другие преступления.
  • Многие дезертиры, а также расхитители военного имущества, пьяницы, злостные нарушители воинской дисциплины и прочие неустойчивые элементы, осуждённые военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, фактически избегают наказания.
  • Осуждённые попадают в запасные части и направляются в действующую армию вместе со всеми честными бойцами в составе маршевых пополнений . Нередко эти лица, находясь в запасных частях, а также в пути следования на фронт, ведут разлагающую работу, а прибыв на место, растворяются в общей массе и многие из них скрывают свою судимость.
  • Таким образом судебный приговор не достигает цели, подрывается авторитет суда и по существу наносится вред войсковым частям , куда эти люди прибывают.
  • В соответствии с приказом Народного комиссара обороны тов. Сталина от 28 июля с. г. № 227 и положениями о штрафных батальонах и ротах действующей армии (приказ НКО 1942 г. № 298) приказываю:
  • 1. Всех военнослужащих , осуждённых военными трибуналами за воинские и другие преступления с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, отправлять в штрафные части действующей армии на срок от одного до трёх месяцев: красноармейцев и младших командиров - в штрафные роты , лиц командного и начальствующего состава - в штрафные батальоны .

Если срок пребывания в штрафной части не определён в судебном приговоре, то он устанавливается приказом командира войсковой части, в которой находится осуждённый (или начальника гарнизона), сообразуясь с назначенной военным трибуналом мерой наказания.

Срок пребывания в штрафных частях исчисляется с момента фактического прибытия осуждённого в штрафную часть .

  • 2. Отправку в штрафные части осуждённых военными трибуналами действующей армии возложить на командиров частей , а в случаях осуждения вне места расположения своей части - на начальников гарнизонов.
  • 3. Для отправки в штрафные части осуждённых военными трибуналами внутренних округов сводить их в особые маршевые роты (или команды) в пунктах по указанию военных советов округов, откуда при именном списке с копиями приговоров и приказов немедленно отправлять в распоряжение военного совета фронта для дальнейшего направления в штрафные части .

Для сопровождения штрафников назначать опытных и энергичных командиров, младших командиров и красноармейцев, способных поддержать строгий порядок и дисциплину в пути.

  • 4. В случаях, когда военный трибунал своим приговором не разжаловал осуждённого в рядовые и не возбудил ходатайства о лишении его орденов и медалей, разжалование и отобрание орденов и медалей производить в порядке, установленном положениями о штрафных частях .
  • 5. Маршевые роты (команды) штрафников из внутренних округов направлять:
    • из АрхВО - на Карельский фронт ,
    • из ДВФ и Забфронта - на Ленинградский фронт ,
    • из СибВО - на Северо-Западный фронт ,
    • из УрВО - на Калининский фронт ,
    • из МВО - на Западный и Брянский фронты ,
    • из ПриВО - на Воронежский фронт ,
    • из ЮжУрВО - на Донской фронт ,
    • из САВО - на Сталинградский фронт .
  • 6. Об отправке каждой маршевой роты (команды) штрафников немедленно сообщать штабу фронта и доносить начальнику Главупраформа Красной Армии с указанием времени отправки, номера эшелона и количества людей.
  • 7. По отбытии в штрафных частях назначенного срока осуждённые, не лишённые званий и орденов по приговору военного трибунала, восстанавливаются в звании и в праве ношения орденов и медалей и направляются для дальнейшего прохождения службы .
  • 8. Снятие судимости с лиц, направленных в штрафные части , производится в общем порядке по ходатайству командования штрафной части или той войсковой части, куда осуждённый прибыл по освобождении из штрафной части .

За всю войну (то есть не одновременно) на всех фронтах всего было 65 отдельных штрафных батальонов и 1037 отдельных штрафных рот . Обычно эти части расформировывались через несколько месяцев. С 1942 по 1945 просуществовал только один отдельный штрафной батальон - 9-й отдельный штрафной.

За все годы Великой Отечественной войны через штрафные части прошло, по некоторым данным, 427 910 человек. Если учесть, что за всю войну через вооружённые силы СССР прошло 34 476 700 человек , то доля бойцов и командиров (офицеров) РККА , прошедших через штрафные части за весь период Великой Отечественной войны , составляет примерно 1,24 %.

Женщин в штрафные части за совершённые ими преступления не направляли.

Отдельный штрафной батальон

Отдельный штрафной батальон (штрафбат, штрафб) - штрафная часть в ранге отдельного батальона .

В Красной Армии туда направлялись военнослужащие среднего командного и начальствующего (офицерского) состава всех родов войск (сил), осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные части формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 . Положение о штрафных батальонах Действующей армии утверждено Приказом наркома обороны СССР № 298 28 сентября 1942 года . В пределах фронтов штрафбаты формировались в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые командиры (офицеры).

Все освобождённые из отдельного штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах . В случае гибели семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней должности до направления в отдельный штрафной батальон.

Отдельная штрафная рота

Отдельная штрафная рота (штрафрота) - штрафная часть в ранге отдельной роты .

В Красной Армии туда направлялись военнослужащие рядового и младшего командного и начальствующего (сержантского) состава всех родов войск (сил), осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150 - 200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

Штрафная авиаэскадрилья

Однако распространения они не получили. Приказом НКО № 0685 от 9 сентября 1942 г. предписывалось отправлять провинившихся лётчиков в пехоту.

Гриф «Секретно» с документов по штрафным эскадрильям и делам штрафников был снят только в 2004 году .

Известные подразделения в ВВС РККА :

  • Группа штрафников 3-й воздушной армии (командир группы - майор И. Е. Федоров);
  • Истребительная штрафная авиационная эскадрилья при 268-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии ;
  • Штурмовая штрафная авиационная эскадрилья при 206-й штурмовой авиадивизии 8-й воздушной армии (811-й штурмовой авиационный полк, Ил-2, командир аэ - капитан П. Ф. Забавских);
  • Легкобомбардировочная штрафная авиаэскадрилья при 272-й ночной бомбардировочной дивизии 8-й воздушной армии (У-2, первый командир аэ - старший лейтенант И. М. Семертей).

Отдельные штурмовые стрелковые батальоны

Штат штрафных частей

Личный состав штрафбатов и штрафрот делился на переменный и постоянный состав. Переменный состав представлял собою непосредственно штрафников, находившихся в подразделении временно до отбытия срока наказания (до трёх месяцев), перевода в обычную часть за проявленное личное мужество, либо по ранению. Постоянным составом являлись командиры подразделений от взвода и выше, назначавшиеся из числа кадровых офицеров, политработники, штабные работники (связисты, писари и др.) и медицинский персонал.

Лицам из числа постоянного состава служба в штрафном подразделении компенсировалась рядом льгот - при начислении пенсии один месяц службы засчитывался за шесть месяцев стажа, офицеры получали повышенное денежное довольствие (командир взвода получал на 100 рублей больше, чем его коллега в обычной части) и усиленное снабжение по продовольственному аттестату, рядовой и младший начальствующий состав получал повышенное продовольственное обеспечение.

Штат штрафного батальона насчитывал 800 человек, штрафной роты - 200.

Основания направления в штрафные части

Основанием для направления военнослужащего в штрафное воинское подразделение служил приказ командования в связи с нарушением воинской дисциплины или приговор суда за совершение воинского или общеуголовного преступления (за исключением преступления, по которому как мера наказания была предусмотрена смертная казнь) .

В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осуждённых судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовных преступлений. Лица, осуждённые за тяжкие и государственные преступления, отбывали наказания в местах лишения свободы .

В соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей лицами, отбывающими наказание за тяжкие уголовные преступления, а также за государственные преступления (т. н. «политические») не разрешалось . Лица, уже отбывающие наказание в местах лишения свободы, согласно действовавшим на тот момент Уголовно-процессуальному и Исправительно-трудовому кодексам, обязаны были отбыть весь положенный срок только в учреждениях исполнения наказания. По этой же причине не могли быть направлены в штрафные роты отбывающие наказание «воры в законе» .

В виде исключения, по личному ходатайству Наркома внутренних дел Л. Берии , лица из числа осуждённых, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, колониях-поселениях, независимо от состава совершённого преступления (за исключением лиц, осуждённых за тяжкие общеуголовные преступления и особо тяжкие государственные), могли быть амнистированы или условно-досрочно освобождены за примерное поведение и перевыполнение плана, и только после этого призывались в действующую армию в регулярные части на общих основаниях .

В то же время имелись отдельные случаи направления в штрафные подразделения «политических» заключённых (в частности, в 1942 году в 45-ю штрафную роту был направлен осуждённый в 1941 году на 5 лет лагерей по статье Владимир Карпов , ставший впоследствии Героем Советского Союза и известным писателем) .

Основания освобождения из штрафных частей

Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях, являлись:

  • Отбытие срока наказания (не более трёх месяцев). Осуждённые на 10 лет - 3 месяца, от 5 до 8 лет - 2 месяца, до 5 лет - 1 месяц.
  • Для штрафных эскадрилий - число и итоги боевых вылетов.
  • Получение военнослужащим, отбывающим наказание, средней тяжести или тяжёлого ранения, требовавшего госпитализации.
  • Досрочно решением военного совета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость.

Награждение в штрафных частях

За проявленную отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие отбывающие наказание (переменный состав), на усмотрение командира роты (батальона), могли быть награждены.

В штрафных подразделениях вермахта в отличие от РККА военнослужащих не лишали званий и наград, но на этот период повышение в звании и награждения не полагались. Существовали солдатские, унтер-офицерские и офицерские подразделения вермахта.

В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewährungstruppe 500 ) - так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й ). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек.

Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей стала созданная в октябре 1942 года так называемая «формация солдат второго класса » - 999-й батальон (из уголовников и «политических ») в Северной Африке.

Также, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen ), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

Штрафные войсковые формирования Великобритании

  • Королевский Африканский корпус (англ. Royal African Corps ) [убрать шаблон ] ( -).

В произведениях искусства

Кинематограф

  • «Грязная дюжина » х/ф (The Dirty Dozen ) (США, 1967)
  • «Гу-га » х/ф (СССР , 1989)
  • «Сто солдат и две девушки» х/ф (СССР, 1989)
  • «Штрафбат » телесериал (Россия, 2004)
  • «День Победы» х/ф (Россия, 2006)
  • «Штрафной батальон 999 » х/ф (ФРГ , 1960)

также штрафники фигурируют в:

  • «Сталинград » х/ф (1993, Германия)
  • «Обитаемый остров » фантаст. х/ф (Россия, 2008)
Литература
  • Антон Кротков . Воздушный штрафбат. - М. Астрель; Русь-Олимп, 2010. - ISBN 978-5-271-23964-9 , 978-5-9648-0278-5 - роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.
Игры
  • Штрафбат (Россия, 2012)
  • Battlefield: Bad Company : герои игры служат в вымышленном штрафном батальоне американской армии
  • В настольной игре Warhammer 40,000 штрафные легионы (англ. The Penal Legions )являются одним из доступных отрядов фракции

Штрафные батальоны прочно вошли в арсенал «обличителей» Красной империи. Если узнавать нашу по сериалам и фильмам типа «Штрафбат», «Сволочи», то создается картина, где войну выиграли исключительно из-за того, что завалили врага трупами штрафников, с помощью заградительных отрядов НКВД и ещё использовав детей в качестве диверсантов.

Вся остальная армия, видимо, только путалась под ногами штрафных батальонов (из уголовников и политзаключённых). По фильму «Штрафбат» штрафники то режут друг друга, то грабят склады, в карты играют и между этим воюют.

Штрафной батальон. 1943 год.

Штрафные части (роты и батальоны) были созданы согласно приказа Народного комиссариата обороны №227 от 28 июля 1942 года (в вермахте штрафные части были созданы ещё в 1941 году). Во фронтах создавались 1-3 штрафных батальона численностью 800 человек, формировали их из провинившихся командиров и политработников всех родов войск. Служба в таких частях давала им шанс искупить свою вину. В армиях формировались штрафные роты – 5-10 (численностью 150-200 человек), их формировали из младших командиров и рядовых.

Штрафники могли быть освобождены до срока – за боевое отличие (за особо выдающееся боевое отличие ещё и представлялись к государственной награде), а также получившие ранение (искупили вину кровью). В штрафные части направляли на срок от одного до трёх месяцев. После освобождения они полностью восстанавливались в правах и звании. Семьям погибших выдавалась пенсия на общих основаниях, без ущемления. Ставшие после ранения инвалидами получали пенсию.

Служившие в штрафных частях делились на постоянный и переменный состав. Постоянный состав формировали из лучших командиров и политработников, которые отличились в боях. За особые условия они получали определённые льготы. В постоянный состав, кроме командного состава, также входили писари, санинструкторы. В ротах в постоянный состав входил командир, военный комиссар, писарь, командиры, политруки, старшины, санинструкторы взводов. Переменный состав – это штрафники, служившие рядовыми. Они могли быть назначены и младшими командирами.

Помимо провинившихся военнослужащих в штрафные части попадали и люди, осужденные судебной системой. В штрафники могли отправить лицо, годное по здоровью, совершившее такие преступления, как: контрреволюция, бандитизм, разбой, грабежи, воровство, многократные дезертиры. По таким штрафникам срок пребывания в части определял командир. Но надо помнить, что они попадали только в штрафроты, в штрафных батальонах служили только провинившиеся командиры и политработники.

Общая численность штрафных частей, их потери

Всего было за войну создано 65 штрафных батальонов и 1037 штрафных рот. Но это не постоянное число, некоторые части существовали год, другие несколько месяцев, два месяца. То есть число одномоментно существовавших частей существенно ниже. Так, в 1944 году количество батальонов колебалось от 8 до 15, количество рот колебалось от 199 до 301. Среднемесячная численность штрафников в батальоне равнялась 225, в роте – 102, а общая среднемесячная численность во всех штрафных батальонах и ротах – 27326 человек. Для примера, в армии было в этот же период 6550 тыс. человек, доля штрафников от армии менее полупроцента.

Всего за войну (от подписания приказа, создавшего штрафные части), с 1942 по 1945 годы в них было направлено 427910 человек, а через вооруженные силы прошло 34 миллиона 476,7 тысяч человек, то есть доля прошедших штрафные части 1,24%. Получается, их вклад в Победу довольно скромный.

Потери штрафников довольно высокие, так как им поручали, как правило, наиболее трудные боевые задачи. В 1944 году штрафные части несли потери в 3-6 раз выше таких же подразделений, в тех же наступательных операциях. Среднемесячные потери достигали 10506 человек погибшими, раненными и заболевшими у переменного состава и 3685 человек у постоянного.

Но нельзя сказать, что они все были «пушечным мясом», это была война. Были случаи, когда человек попадал в штрафную часть во второй и даже третий раз и дожил до конца войны.

Вооружение, обмундирование

В фильмах часто показывают штрафников в тряпье, плохо вооруженных, часто с отобранным у немцев . Это не соответствует действительности. Так, командир роты 8-го отдельного штрафбата 1-го Белорусского фронта (из постоянного состава, то есть не штрафник) А. В. Пыльцын, вспоминает, что все были вооружены пистолетами-пулеметами ППД, а потом ППШ, винтовками, карабинами. У штрафных батальонов были миномётная и пулемётная роты. Гранат был полный комплект, брали сколько было надо. А. В. Пыльцын: «И все эти россказни насчёт того, что штрафников гнали в бой без оружия, это всё голая и умышленная неправда». Обмундированием штрафники не отличались от других бойцов.

Источники:
Гальдер Ф. Военный дневник. М., 1971.
Меженько А. В. Военнопленные возвращались в строй… // Военно-исторический журнал. 1997. №5.
Приказы народного комиссариата обороны СССР: 22 июня 1941 – 1942 г. Сост. Барсуков А. И. М., 1997.
Пыльцын А. В. Штрафной удар, или как офицерский штрафбат дошёл до Берлина. СПб., 2003.
Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. М., 2001.