Рейтинг стран в космосе. Россия теряет статус космической державы? Так ли это

Не так давно (28 ноября) случилась нашумевшая авария с космическим кораблём «Метеор-М». Его с космодрома Восточный выводила ракета-носитель Союз-2.16, но что-то пошло не так. Выводимый спутник на связь не выходит, а должностные лица официально озвучили предварительной причиной человеческий фактор.

Государственная корпорация РОСКОСМОС уже не первый год попадает в неловкие ситуации. Стоит задуматься, а не теряет ли Россия статус космической державы?

Аварии были всегда

В космической сфере, к сожалению, не бывает без аварий. Они преследуют отрасль с самого начала её существования. Причём нельзя говорить, что не везло только нам, у всех, кто пытается строить и запускать космические аппараты, случаются аварии. Так, в 1960 году на космодроме Байконур случилась ужасная катастрофа – загорелись топливные баки ракеты Р-16, прямо перед запуском. Тогда случился сильнейший пожар, который унёс жизни 126 человек.

Это интересно:

На Западе катастрофа 1960 года известна как «Катастрофа Неделина» - англ. Nedelin catastrophe, так как в числе погибших в результате взрыва был главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин. Сила и мощность взрыва была такой, что на месте гибели М. Неделина смогли найти только оплавленную звезду Героя Советского Союза, остановившиеся в момент взрыва часы и маршальский погон.

Причины катастрофы и количество погибших людей было обнародовано только в 1989 г. Вся информация по катастрофе была строго засекречена. Никаких официальных сообщений о катастрофе не было. Всем свидетелям, родным и близким было рекомендовано говорить о несчастном случае или авиационной катастрофе. Гибель Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Неделина замолчать было невозможно, поэтому была придумана версия о его трагической гибели в авиационной катастрофе.

В 1989 году были обнародованы основные причины катастрофы. Авария была вызвана грубыми нарушениями правил техники безопасности при подготовке к пуску и стремлением успеть осуществить запуск не до конца подготовленной ракеты к приближавшемуся празднику - годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

После того как 24 октября 1960 года на полигоне произошла катастрофа с человеческими жертвами, этот день считается «чёрным» днём в космонавтике и пуски ракет в этот день решено было больше не производить. В этот день принято вспоминать не только жертв «Неделинской катастрофы», но и всех, кто погиб при освоении космоса.

Трагический момент катастрофы можно увидеть в видео от «Телестудии Роскосмоса» на 10-й минуте ролика:

Через 20 лет на космодроме Плесецк взрыв топливных баков ракетоносителя перед запуском унёс жизни 48 человек.

У американцев несчастье настигло Шаттл Челленджер, который унёс жизни 7 членов экипажа в 1986-м году.

В 2003 году в прямом эфире возвращаясь из космоса, сгорел шаттл Колумбия. Все 7 членов экипажа погибли. Трагедия так повлияла на американцев, что программу многоразовых аппаратов закрыли.

В том же году произошла катастрофа на космодроме Алкантара в Бразилии. Во время незапланированного пуска двигателя ракеты погиб 21 человек.

В 1996-м на космодроме Сичан, в Китае ракета после запуска упала на поселение. И это только малая подборка аварий, случавшихся как на заре ракетостроения, так и в последние годы. Аварии случаются постоянно, пока что человечество не придумало надёжные корабли, способные без сотен тон горючего летать в космос.

Новая эра?

В США недавно выбранный президент Дональд Трамп озадачил NASA, он хочет 2018 года снова высадить космонавтов на Луну, а немного позже и на Марс. В его программе до 2100 года США должно освоить всю Солнечную систему. Планы, конечно же, грандиозные, но если вспомнить, что СССР планировал высадку на поверхность Марса в 2017 году, становится немного грустно.

Пока в России идёт сокращение финансирования программ, связанных с освоением космоса, почти на 30% (отставание от США двадцатикратное!) другие страны и даже частные компании разрабатывают свои космические аппараты и программы.

На развитие космических программ в США выделили по 19,5 млрд. $ на 2017 и 2018 годы, формируются отряды астронавтов для работы на окололунной орбите (станция Deep Space Gateway). На каждую лунную миссию планируется по 4 человека в экипаж, которые должны сменять друг друга каждый год.

В России же сокращения финансирования и депрессия в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина остался 31 человек, в то время как США располагает 50 обученными астронавтами. Минфин РФ выделяет всего 1,5 млрд. $ (на 2017–2018 годы) под Федеральную космическую программу (ФКП). Естественно в таких условиях сложно делать научные прорывы.

Реалии российских космических программ

В ближайшие годы пилотируемые российские программы будут работать в «эконом» режиме — на МКС будут работать по два, а не три космонавта. Отчасти проблема и в том, что к старту не готов Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) «Наука». По планам на орбите он должен был быть ещё в 2014-м…

Не ясно, как долго российским космонавтам придётся уступать свои места в кораблях и на орбитальной станции астронавтам других стран. У нас есть программа ФКП до 2025 года, но чёткого видения, как она должна реализовываться у руководства нет.

Чиновники уверены, что пилотируемые полёты для РФ бесперспективны, денег недостаточно, а потребность в военных спутниках огромна. От этого напрямую зависит обороноспособность страны. Но как быть с бесценными кадрами, с космонавтами, которые по 10-15 лет готовятся к полётам? Они ведь не могут ждать лучших времён вечно. Это не автоматы, живые люди, которые видят, как стремительно отечественная космонавтика отстаёт от западной. У них там уже есть три корабля, что говорится « в железе»:

  • DragonV2 (компания SpaceX) по планам летит в космос с астронавтами в следующем, 2018 году;
  • Starliner (СST-100) (компания Boеing) полёты начнутся с 2018-го;
  • Orion (Lockheed Martin), предположительно, совершит пилотируемый полёт в 2021 году.

У нас же есть только «Федерация», на бумаге она ничем не уступает западным образцам, но пока есть только утверждённая конструкторская документация, собраны макеты, созданы отдельные узлы. В 2024 году, если всё будет хорошо, состоится первый пилотируемый полёт.

Американский популизм или реальность?

За последние 25 лет все президенты США объявляли о грандиозных планах по освоению космоса. У Клинтона, Буша младшего и Обамы были свои персональные космические программы. Причём самая подробная, по освоению Луны, с датами и месяцами была у Буша. И что? Реализовано хоть что-то?

К тому же Трамп не объясняет, зачем американскому народу космос и тратить огромные средства на освоение Марса и Луны. Да и заявленных 20 млрд. долларов на освоение спутника не хватит, как минимум сумму нужно увеличить на треть.

Если бы это был общечеловеческий проект, грандиозный по своим масштабам, возможно, это было бы более логично, но в одиночку осилить его США едва ли смогут. Даже привлекая частных подрядчиков, с их передовыми разработками в плане многоцелевых, многоразовых космических кораблей.

В 1960-е у человечества было два пути: осваивать космос или переключиться на потребление. В итоге выбор пал на концепцию сверхпотребления и стремления к безграничному комфорту. Уже сейчас ясно, что этот выбор привёл в тупик, и, возможно, пришло время делать ставку на гиперзадачу – интенсивно осваивать космос.

Роскосмос цифры и факты

Государственная корпорация Роскосмос с начала 1990 года по ноябрь 2017-го совершила 434 пуска ракет всех типов. Из этого числа только 23 были неудачными. Статистика говорит, что:

  • частично успешными были – 5 пусков;
  • неуспешными – 10;
  • аварийными – 8.

О чём говорит эта статистика? Частично-успешными признают пуски, в которых корабль выходит на более низкую орбиту (как правило). Аварийными называют случаи разрушения (взрыва носителя). По сути, неуспешные полёты можно прировнять к аварийным, как правило, в них на корабле возникает внештатная ситуация, из-за которой цели полёта не достигаются, а космический аппарат разрушается.

Как показывает статистика, за период с 1990-1999 годы было 84 пуска ракет из них только 2 неудачные. За период с 2000 по 2009 годы пусков было уже 176 и только 9 неудач. С 2010 по 2017 годы произведено 174 пуска, из которых 14 закончились неудачно. Не нужно быть большим математиком, чтобы заметить неблагоприятную тенденцию, с каждым следующим десятилетием. Используя старые, проверенные космические корабли Роскосмос констатирует всё большее количество неудач (информация по пускам находится на официальном сайте roscosmos.ru).

Причины аварий

Косвенно главной причиной аварийных ситуаций в российских космических программах можно считать недофинансирование, которое за десятилетия привело к снижению технологической культуры и утрате ценных кадров. В 2007 году, 6 сентября аварией закончился пуск носителя «Протон-М» со спутником JCSat-11. На 129 секунде не произошло разделение первой и второй ступени ракеты (не прошли команды к пироболтам). Причина неисправности – некачественный изолирующий слой цепей срабатывания пироболтов (были повреждены выхлопными газами). Обломки ракеты упали в Казахстане. На территории площадью 50 × 18 км почва была загрязнена компонентами ракетного топлива и усеяна обломками.

5 декабря 2010 года ракетоноситель «Протон-М» с космодрома Байконур должен был вывести на орбиту три космических аппарата «Глонасс-М». Однако спутники были выведены на нерасчётную (незамкнутую) орбиту, из-за чего упали в Тихий океан. Комиссия позже установила, что причиной нештатного полёта стала ошибка в формуле расчёта количества жидкого кислорода для заправки, его залили слишком много, чем существенно превысили массу разгонного блока ДМ-03. В этом конкретном случае ошибся человек, все системы тогда сработали точно.

В другом случае, 2 июля 2013 года тот же Протон-М с тремя навигационными спутниками «Глонасс-М» разбился из-за потери стабилизации по каналу рыскания. В этот раз неправильно работали датчики угловых скоростей (ДУС) системы управления ракетоносителя. После расследования стало известно, что датчики были неправильно установлены (перевёрнуты на 180 градусов) в ходе сборки ракеты и во время полёта выдавали некорректные данные, что и привело к крушению. О причинах катастроф последних трёх лет найти достоверную информацию кране сложно.

Корабли-неудачники

За период с 1990 по 2017 год, чаще всего у Роскосмоса проблемы возникали с универсальной ракетой «Протон-К» (2 аварии) и её модернизированном варианте «Протон – М» (9 аварий). С большим отрывом от них ракета-носитель «Союз-2.1», которая упала в конце ноября 2017 года имеет всего 5 аварий за 27 лет!

Одноразовая универсальная ракета, «Протон-К», «Протон-М» относится к носителям тяжёлого класса и способна выводить на орбиту грузы весом до 3,3 тонн. Она разрабатывалась в период с 1961 по 1967 годы. Именно с её помощью в космос попали орбитальные станции «Салют-ДОС», «Алмаз», модули станций «Мир» и МКС. Были планы использовать этот носитель для пилотируемых космических кораблей ТКС и Л-1/«Зонд», предназначенных для облётов Луны.

Начиная с 90-х годов ракету стали использовать для коммерческих проектов, кроме основной космической программы РФ. В планах Роскосмоса была замена этого носителя более новой, перспективной ракетой «Ангара» ещё к 2013 году, но пока им не суждено было сбыться. Также планировалось создать несколько разновидностей носителя «Протон»:

  • «Протон-М» (тяжёлый);
  • «Протон Средний» (на нагрузку до 2,2 тон);
  • «Протон Лёгкий» (грузы до 1,45 тонны).

Но в апреле этого года от создания лёгкого «Протона» отказались.

Более надёжная ракета «Союз-У» считается среднего класса. Выводит на орбиту пилотируемые аппараты «Прогресс», «Союз» и спутники серий «Космос», «Фотон», «Ресурс-Ф». Разработана в 1970-е годы, первый запуск состоялся в 1973 году, в 1980-х её заменили на «Союз-У2» (более не используется), последняя модификация — «Союз-2» и «Союз-2.1в».

За более чем 800 запусков носителей «Союз-У» и «Союз-У2» только 22 пуска были аварийными. Подтверждённый эксплуатационный показатель надёжности у них 97%.

Наш потенциал


Мировой рекорд: космонавт Геннадий Падалка провёл в космосе более двух лет.

Российскому космонавту Геннадию Падалке принадлежит уникальный рекорд – никто в мире не налетал так много в космосе как он, в сумме это 878 суток! По мнению большинства научных экспертов и медиков, он сам является грандиозным экспериментом. Российские космонавты превзошли всех по годовым полётам на орбиту – их было 3 и один на 1,5 года (Валерий Поляков).

Мы обладаем бесценными кадрами и наработками, от которых просто кощунство отказываться в угоду автоматических полётов. Если это произойдёт, нас очень быстро обойдут китайцы, американцы, японцы.

Со временем, если люди будут редко летать в космос, они разучатся управлять кораблями, обживать космические станции, проводить эксперименты, наработки прошлых лет бездарно растеряются в угоду сиюминутным экономическим ситуациям. А ведь наша страна заплатила за первенство в космосе огромную цену и это не только миллиарды долларов, потраченные с 50-х годов прошлого века на космическую программу, но и человеческие жизни, унесённые во время аварий.

Снижение финансирования сказывается на качестве российских кораблей, постепенно теряется техническая культура, исчезают кадры, которые знали толк в ракетах. Пока ещё не всё потеряно, стоит и дальше выделять деньги, разрабатывать пилотируемые проекты, не обязательно в одиночку, ведь есть стратегические партнёры: Индия, Китай, Бразилия. Остается надеяться, что развитие российского космоса в будущем будет приоритетным и что акценты в космической гонке будут расставлены на самом ответственном и высоком уровне.

  • Рекомендуем также рубрику

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Для российской ракетно-космической отрасли 2016-й год стал годом антирекорда по количеству космических запусков. Впервые за последние десятилетия Россия осуществила за год меньше 20 космических запусков, уступив лидерство США и Китаю.

Всего с арендуемого у Казахстана космодрома Байконур, военного космодрома Плесецк (Архангельская область) и нового космодрома Восточный (Амурская область) в 2016 году выполнено 17 космических запусков, один из которых (ракета «Союз-У» 1 декабря) был аварийным.

Даже с учетом намеченного на 28 декабря старта ракеты «Протон-М» с американским спутником связи EchoStar 21 Россия уже не сможет до конца года догнать по количеству запусков своих конкурентов — США (21 выполненный запуск) и КНР (20). Впервые сместившись с первого места на третье, Россия пока опережает Евросоюз (10), Индию (7), Японию (3) и Израиль (1). Всего в мире в 2016 году выполнено 88 космических стартов.

Лидер отрасли

В предыдущие годы на российские космические пуски приходилось от 30% до 40% от общего объема пусковых услуг в мире. Россия в запусках лидировала. Так, в 2015 году на Россию пришлось 26 заспусков (США — 20, КНР — 19, ЕС — 11). В 2014 году Россия выполнила 32 запуска (один аварийный), США — 23, КНР — 16, ЕС — 11.

Во времена СССР страна была лидером по числу космических запусков. Пик пришелся на 1982-й год, когда СССР выполнил более 100 космических запусков. После этого количество космических стартов в нашей стране уменьшалось, достигнув минимума в 2002 году, когда было выполнено чуть более 20 запусков.

Снижение показателя космических запусков в России в 2016 году может быть связано, в частности, с неудачной пусковой кампанией тяжелой ракеты «Протон-М». С начала года выполнено всего три запуска этих ракет, тогда как обычно осуществлялось от 8 до 12 пусков «Протон-М».

Ряд запусков в 2016 году был перенесен на более поздний срок в связи с выяснением причин нештатной работы одного из двигателей второй ступени ракеты «Протон-М» во время июньского запуска аппарата Intelsat DLA-2. Тогда источник в космической отрасли сообщил RNS, что при запуске спутника один из двигателей отключился на восемь секунд раньше положенного времени. Ошибку пришлось компенсировать двигателями других ступеней. В результате спутник был выведен на расчетную орбиту.

Роль аварий и санкций

У России нет необходимости поддерживать число пусков на прежнем уровне, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Александр Железняков.

«Во-первых, мы уже закончили в основном развертывание наших спутниковых группировок навигационной системы, системы связи. И того количества запусков, которые требовались в предыдущие годы, сейчас уже не требуется. Поэтому произошло уменьшение запусков по нашей национальной программе», — сказал Железняков.

По его словам, также «начали сказываться последствия тех аварий с ракетой-носителем "Протон", которые произошли в предыдущие годы». «Все-таки часть заказчиков ушли от использования "Протона", в результате количество коммерческих пусков этой ракеты-носителя в этом году резко уменьшилось. Если я не ошибаюсь, в предыдущем было восемь, за год до этого 12, в этом году только четыре. Ну и в результате по сумме получилось, что мы оказались на третьем месте после США и Китая по количеству запущенных ракет», — сказал эксперт.

Он подчеркнул, что «статус космической державы определяется не количеством запущенных ракет, а количеством и назначением космических аппаратов, которые были выведены в космос».

«Вот там сложнее и хуже ситуация. У нас нет ни одной межпланетной станции, у нас практически отсутствуют научные спутники — их можно по пальцам пересчитать. Вот это самая большая беда. А то, что мы стали меньше запускать ракет, перестали быть космическим извозчиком, — ничего страшного», — сказал Железняков.

Эту точку зрения отчасти разделил независимый эксперт в области космической политик Андрей Ионин. По его словам, оценивать уровень развития космонавтики количеством запусков некорректно. «Взрослые люди все-таки какими-то другими горизонтами меряют космонавтику. Это же огромный процесс, долгосрочный», — сказал он. По его словам, «важнее качество, чем количество».

«В коммерческих пусках мы просели по понятным причинам: есть санкции, а космический рынок очень чувствителен на все риски. Здесь на кону миллионы долларов, и поэтому любые риски воспринимаются как угрозы. Поэтому лучше уйти на другую ракету, которая есть на рынке, чем рисковать и не получить в результате разрешение Госдепа на запуск. Поэтому количество коммерческих пусков существенно снизилось», — сказал эксперт.
пруф

Правда из американских с нашими движками улетели:
8 Атласов (РД-180 - первая ступень)
1 Антареc (РД-181 - первая ступень)

Геополитическая и геоэкономическая мощь государства в значительной степени определятся вершиной технологической пирамиды. Клуб ядерных держав ограничен, а количество государств, осваивающих космические технологии, пополняется регулярно. Даже в условиях мирового кризиса космическая индустрия успешно развивается, выросла за период 2004 – 2010 гг. с $164 млрд. до $276 млрд. или на 48 %.

Признанными космическими державами является США, Россия и Китай. У Европейского Союза и ряда других стран (Япония, Индия, Южная Корея, Украина, Израиль, Бразилия, Иран и др.) так же имеются космические программы . К 2013 году более 40 государств имели искусственные спутники Земли разного назначения. Деятельность государства в космосе в первую очередь обеспечивает выполнение задач национальной безопасности, военных ведомств и спецслужб. Но с каждым годом расширяются масштабы использования космических технологий в коммерческих и гражданских целях.

Самой дорогой программой пилотируемых космических полетов была американская Space Shuttle ($210 млрд. в ценах 2010 года, 1971 – 2011 гг.). На втором месте по затратам - Международная космическая станция ($157 млрд., функционирует с 1993 по настоящее время). Россия занимает четвертое место в мире по затратам, тогда как доля страны на мировом рынке космонавтики составляет всего 2% , преимущественно за счет космического «извоза» – доставку на орбиту людей и полезных нагрузок. Даже небольшой Израиль планирует достигнуть в ближайшие годы 2-3 % мирового рынка космической индустрии.

Начинает развиваться частная космонавтика. 8 октября 2012 года впервые состоялся запуск грузового беспилотного космического корабля Dragon американской компании SpaceX, которая по договору с Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) должна совершить 12 полетов к Международной космической станции.

Соединённые Штаты абсолютно доминируют на мировом рынке космической индустрии. Авиакосмическая промышленость США обеспечивает 11 млн. рабочих мест. В 2010 году объем экспорта авиакосмической продукции составил $80,5 млрд., импорт $27,2 млрд., а накопленная прибыль - $53,3 млрд. Бюджет NASA составил в 2012 году с учетом недофинансирования $18,7 млрд. (при плане $19,4 млрд.).
После последнего полета космического челнока Endeavour NASA платит «Роскосмосу» более $60 млн. за место, чтобы посылать свои экипажи на Международную космическую станцию.

В Конгрессе США обсуждается будущее космической программы NASA в интересах решения приоритетных национальных задач . Прекращение запуска космических челноков («шаттлов») вызывает волновой эффект в космической индустрии, негативно сказывается на работе компаний, связанных с космосом. Численность государственных служащих и рабочих по трудовому соглашению в NASA сокращена с 14 тыс. до 7 тыс. (на 50%). Возникла проблема сокращения высококвалифицированных кадров и проблема сохранения их квалификации на будущее. Поэтому законодательно предусмотрено создание механизма сохранения знания и опыта высококвалифицированных специалистов. Чтобы и в будущем обеспечить техническое лидерство в космосе, включая пилотируемые полеты.

«Геополитика сверхдержав»

Различные компании отправляют на орбиту системы как общего пользования, так и секретные (особенно это актуально для военных стран с космическими технологиями), причем частота пусков ракет-носителей с такого рода грузом постепенно увеличивается.

Правда, основная проблема - это не новые спутники, а старые, уже не эксплуатирующиеся аппараты и их обломки. Не так давно ученые НАСА , что треть всего космического мусора на орбите была получена в результате 10 различных миссий с аварийными ситуациями в космосе. Максимальное число обломков получилось при разрушении космического аппарата Fengyun-1C китайцами. КНР, как сообщалось, разработала технологию дистанционного уничтожения спутников, находящихся на орбите Земли.

Результаты не заставали себя ждать - в 2016 году в МКС небольшой кусочек космического мусора (как говорили специалисты, это мог быть отслоившийся фрагмент краски или металла). Размер обломка составлял не более нескольких тысячных миллиметра. Страшно подумать, что случится, если в МКС попадет более крупный объект. По Европейского космического агентства, любой фрагмент диаметром более 10 см может «разнести на куски спутник или космический корабль».

Для того, чтобы успешно запускать космические корабли и спутники, страны, владеющие соответствующими технологиями и возможностями, ведут учет обломков. Этим занимаются ученые России, США, Европы, Азии. Но у каждой страны учет свой, свой и каталог. Да, государства и научные организации обмениваются данными, но этого недостаточно, поскольку информация получается фрагментированной. Поэтому сейчас на межгосударственном уровне ведутся переговоры о создании единого унифицированного реестра о состоянии в околоземном пространстве, о чем сообщили «Известия».

Если бы удалось осуществить задуманное и создать каталог всех подобных объектов, то это позволило бы значительно снизить риски опасного сближения космического мусора с действующими на орбите системами. «В недалеком будущем может быть предложен обмен данными со всеми ведущими космическими агентствами мира с целью создания международной системы обмена информацией о состоянии в околоземном космическом пространстве», - сообщили в «Роскосмосе».

Главные системы мониторинга околоземного пространства работают в США и России. При этом информация американской системы открыта для общего доступа (правда, по понятным причинам американцы не дают данные о своих военных объектах). Россия же такие данные не публикует. Но, возможно, это будет сделано в будущем. «Если желание есть, то надо, конечно, открывать доступ к этим данным. Это могло бы быть полезно. Здесь нет предмета для разговора. Доля пересечения данных российской и американской систем может составить свыше 90%», - заявил научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Правда, дело это не очень быстрое. Над созданием третьей фазы отечественной автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях на орбите работа начнется лишь к 2025 году. В ходе этой фазы в состав российский системы будут введены новые и модифицированные прежние модели оптико-элекронных средств, а также усовершенствованы программно-аппаратные комплексы и специализированное ПО.

Если общий каталог космического мусора будет создан, то можно будет говорить и о реализации системы увода опасных объектов с орбиты Земли при помощи специализированного космического аппарата. Частью этого проекта может стать система измерения параметров относительного движения (СИПОД). Она обеспечивает стыковку с космическими объектами. Разработчиком ее выступает АО «Научно-исследовательский институт точных приборов».

На конец 2016 года специалисты разных стран насчитали более 17 тысяч объектов, из которых только 1,3 тысячи - это действующие аппараты, а все остальное - это космический мусор. Общая масса объектов на орбите достигает 7 тыс. т.

К сожалению, о ликвидации мусора в ближайшее время речь не идет. Ученые разных стран предлагают различные способы избавления Земли от этой проблемы. Но все такие проекты либо очень дороги, либо их нельзя реализовать прямо сейчас из-за отсутствия соответствующих технологий. Хотелось бы надеяться, что объединенные усилия специалистов разных стран помогут подобраться к решению этой проблемы.

Китай и Индия вступили в космическую эпоху в середине 90-х с внутреннего производства спутников и разработки запусков по целому ряду прикладных задач. Государства сфокусировались на национальных потребностях, при этом ограничив международные коммерческие сделки. Но эта ситуация быстро меняется. Две нации расширили сферу деятельности для использования космоса как стратегического инструмента и укрепления на мировой арене, где на данный момент господствуют США, Россия и Западная Европа.

И китайская, и индийская частная космическая промышленность продолжает подавляться государственными субъектами и ограничиваться правительственной политикой. Однако количество китайских и индийских стартапов увеличилось за последнее десятилетие, и поддержка деятельности частного сектора начинает расцветать. Появляется всё больше стартапов молодых инженеров и предпринимателей, и с крепким технологическим фундаментом, положительной по сравнению с западными конкурентами динамикой цен и возможным доступом к монополизированному государственному рынку эти стартапы имеют хорошие возможности для международной конкуренции.

За последние годы государственная поддержка начинающих предприятий Индии возросла, согласно официальному заявлению председателя ISRO (Индийская организация космических исследований) Кайласавадивы Сивана, в котором он подчеркнул ценность расширения промышленной базы, деятельности MOU (меморандума о взаимопонимании) и федерального финансирования. Также обсуждаются планы по переносу проектов с ракетой-носителем PLSV в частный сектор, что теоретически могло бы увеличить темпы запусков PSLV вдвое уже в ближайшие годы.

Тем временем Китай способствовал появлению нескольких компаний, обеспечивающих запуск малых спутников, а также группировки спутников связи и наблюдения Земли. Оба проекта финансировались как государством, так и частным капиталом. С такими китайскими миллионерами как Ван Дзин и Сяожу Цай, которые планируют инвестировать в космос, перспектива построения и запуска спутниковой группировки не кажется такой уж недосягаемой.

Наряду с внутренним развитием спутниковых служб, Индия и Китай уделили внимание выходу внутреннего потенциала на мировой уровень. Пока требования США препятствуют выходу обеих стран на международный рынок, каждая преуспела на узкоспециализированном рынке и использует многочисленные способы поиска других источников спроса.

Индия сфокусировалась на запуске негеостационарных спутников, чем отлично удовлетворила потребности рынка. Ракета-носитель PSLV, ориентирующаяся на рынок малых спутников, по оценке NSR, завоёвывает рынок, несмотря на отсутствие «Соглашения о коммерческих космических запусках» Индии и США.

Китайская генеральная промышленная компания «Великая стена» CGWIC заключила 5 контрактов по заграничному производству и запуску в прошлом году (включая первую иностранную коммерческую сделку). Благодаря коммерческим контрактам, доля CGWIC на мировом рынке увеличилась с 4% до 34% за последние 10 лет.

Недавние сделки, такие как строительство коммуникационных спутников для Камбоджи и Мьянмы, могут быть привязаны к проекту «Один пояс и один путь» и его роли в развитии первенства Китая в Азии и за её пределами – факторам, которые позволят Китаю стать мощным конкурентом западным государствам, управляемым собственными экономическими интересами.

Государства также развивают сервисы доставки спутников как внутри стран, так и за границу. Являясь домом для двух крупнейших наций в мире, а также обладая самыми быстрыми темпами экономического роста, Индия и Китай представляют собой интерес для коммерческих операторов спутниковой связи.

ISRO пока не наполнила внутренний рынок, и неудовлетворённый спрос остаётся, законодательное регулирование продолжает ограничивать применение коммерческих услуг. Более того, Индия приспосабливает национальные системы связи, наблюдения Земли и навигационные системы к рыночным условиям своего региона.

Китай продолжает вести спутниковую программу ChinaSat и владеет контрольным пакетом акций компании APT Satellite Holding, предоставляющей услуги спутниковой связи. Ведущиеся в настоящее время китайские научно-исследовательские работы увенчались успехом при первом запуске компанией ChinaSat спутника HTS, а также созданием спутника BIRD. В 2016 году Китай также запустил первый спутник MSS (службы подвижной спутниковой связи), и этим помешал международной компании спутниковой связи Inmarsat выйти на китайский рынок.

Наконец, и Индия, и Китай вдвое чаще стали демонстрировать свою силу посредством космических достижений. Успешная марсианская миссия Индии Мангальян 2014 года имела большее значение на местном масштабе, так как подобный успех всё ещё был недостижим для Китая. Уникальная пилотируемая программа Китая обладает примерно такой же силой. В прошлом месяце Китай объявил о том, что в будущем Китайская космическая станция станет открытой для международных исследователей в целях глобального партнёрства. Контракты по производству и запуску, заключённые с азиатскими соседями, такими как индийский спутник SAARC (Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии), или китайские контракты с Индонезией и Пакистаном, иллюстрируют эту динамику соперничества. Космос всегда обладал стратегическим потенциалом, и Индия и Китай не исключение.

Общий итог

Индия и Китай всё ещё идут по следу западных коллег, но они всё схватывают на лету. Со стимулами, варьирующимися от обслуживания граждан до экономического роста и стратегического влияния, нет сомнений в том, что обе нации сосредоточат внимание на развитии космической отрасли. Интересно, как отреагируют на это сегодняшние лидеры индустрии. По мере того, как Индия и Китай становятся признанными державами на мировой космической арене, сохранят ли их конкуренты собственную значимость, проиграют ли конкурентоспособным национальным интересам или всё же смогут извлечь выгоду из сотрудничества с новыми космическими державами?

Развитие потенциала космических отраслей Индии и Китая породит конкуренцию на рынке спутниковой индустрии, начиная от производства и запуска геостационарных и негеостационарных спутников и заканчивая аналитическими услугами и обслуживанием конечных пользователей. Как и в условиях любого рынка, конкуренция является двигателем прогресса, и соперничество двух новых мировых космических держав в условиях сотрудничества с лидерами отрасли приведёт нас к новым достижениям и позволит задействовать больше космических ресурсов.

Favorite