Тема урока «Твердый согласный звук, буквы Ц, ц. Тема урока «Твердый согласный звук, буквы Ц, ц Куклы вальс танцуют старый льются

Тема урока: «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Тип урока: изучение нового материала .

Цель: формирование УУД

Предметные УУД:

- формирование представлений о букве и звуке [ц], особенностях произнесения звука

[ ц];

Обобщение знаний о непарных твёрдых и мягких согласных;

Развитие фонематического слуха, речи,логического мышления, внимания;

Личностные УУД:

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

    формирование умения планировать свои действия для решения задач урока и выполнения заданий;

    развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД:

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза;

    соотносить задание с изученными темами;

    использование различных способов поиска (в справочных источниках) сбора, обработки, анализа информации;

    умение работать в материальной и информационной среде с предметными моделями.

Коммуникативные УУД:

    развивать инициативность и самостоятельность, умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

    формирование доброжелательности, воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других).

    умение работать в группах, в парах, участвовать в обсуждении.

Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику, учебник, тетрадь, цветные карандаши, пластилин, проволока, шерстяные нитки, цветная бумага, раздаточный материал для индивидуальной работы, толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, а зачем вы сегодня пришли на урок?

Ученики:

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Какой у нас сейчас урок? (урок чтения) (слайд 2)

Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». (слайд 3)

Чем мы занимаемся на уроках чтения ( анализируем, сравниваем, моделируем, работаем с тетрадями и учебником, учимся читать, знакомимся с новыми буквами и звуками).

Зачем вам это нужно?(узнать много нового, научиться читать слова с новыми звуками)

Какие непарные согласные звуки мы изучили?

Если затрудняетесь ответить, вам поможет лента букв на стр.49 учебника. « Азбука» В.А. Горецкого

(Дети должны назвать их, соблюдая твёрдость и мягкость согласных)

а

о

у

ы

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з

я

ё

ю

и

е

п

к

т

ш

с

х

ч

ь

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений.

С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (ю).

Прочитайте стихотворение и найдите слова в которых есть буква ю стр.49. «Азбука» В.А.Горецкий

Куклы вальс танцуют старый.

Льются звуки, вьются пары.

А юла,юла,юла

Пары так и не нашла.

Кто с юлой подружится,

Тот совсем закружится.

(В.Берестов)

Назовите слова, в которых есть звук « ю»

Когда буква «ю» обозначает два звука?

Когда указывает на мягкость согласного звука?

Чем похожи эти слова (слайд 4)

Танцуют

Льются

Вьются

Юлой

(У всех этих слов есть буква ю)

3.Постановка целей и определение затруднений

Прочитайте словосочетания на экране (слайд 5)

Юрий Гагарин Екатерина Юшина

Юлий Цезарь Е лена Ерошина

Какова особенность этих словосочетаний? (Это имена собственные, имена и отчества начинаются с заглавных букв, обозначают два звука, фамилии мужчин начинаются с согласной буквы.)

В каком из этих слов есть буква, которую мы не изучали. (Юлий Цезарь)

Кто такой Юлий Цезарь? (найдите в интернете кто такой Юлий Цезарь)

Кто узнал эту букву? (слайд 6 – буква Ц)

Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (слайд 7)

1.Будем искать информацию о букве Ц и звуке [ц].

2.Будем отличать звук от буквы.

Как хозяйка зовёт цыплёнка? (Цып –цып – цып.)

Какой звук слышится в начале этого слова[Ц]?

4.Работа по теме урока.

Знакомство со звуком [ц].

Посмотрите на предметную картинку.(стр.51 «Азбука» В.А.Горецкий)

Кто на ней изображен? (Кузнец).

Кого называют кузнецом? (Мастер занимающийся обработкой металлов, мастер ручной ковки.) а теперь проверим ваши ответы объяснением этого слова в толковом словаре Ожегова)

Чем занимается кузнец? (Куёт подкову)

Как называется место его работы? (Кузница)

Физминутка.

По дорожке ровной, гладкой

Скачут резвые лошадки

Цок, цок, цок

Скачет резвый табунок

Топай, топай

Хлопай, хлопай

Повернись и улыбнись

(слайд 8)

Проведём фонетический анализ слова кузнец (на экране несколько схем различных слов).

Найдите схему, которую можно соотнести со словом «кузнец».Один ученик подойдёт к компьютеру и уберёт «лишние схемы».

Работа в парах

(В слове 2 слога, т.к. два гласных, 6 звуков, в первом слоге 3 звука - слияние твердого согласного с гласным и мягкий согласный вне слияния, он безударный, второй слог ударный, в нем 3 звука, слияние мягкого согласного с гласным и твердый согласный вне слияния.)

Послушайте последний звук. Какой он? (согласный т.к. при его произношении воздух встречает во рту преграду, глухой, т.к. при произношении производится больше шума.)

Звук[ ц] всегда твердый!

5 Первичное закрепление ( электронное приложение к учебнику )

Отгадайте загадки.

***

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

***

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (цифры)

Какой вы слышите звук в начале слова - отгадки?

Твёрдый он или мягкий.(всегда твёрдый)

Послушайте стихотворение и выберите информацию о местоположении звука [ц] в словах.

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц

Есть слова, где Ц- в начале,

Где в середине, где в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждом слове буква Ц-

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе, и в столице,

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть по букве Ц.

Работа в группах.

А теперь разделитесь на группы и сравним какая группа запомнила больше слов со звуком[ц].

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Определение места звука в слове (электронное приложение к учебнику).

Откройте тетрадь и создайте звуковую модель слова (проверка по образцу).

Физминутка (Гимнастика для глаз по методике Федоренко)

Развитие речевого аппарата

Ца-ца, ца-ца-ца, ца-ца,

Цапля, улица, пыльца.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы,

Зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо,

Деревцо, кольцо, крыльцо.

Скороговорка:В цветнике цветут цветы.

Чистоговорки:Цо –цо –цо-снесла курица яйцо.

Ца –ца-ца-прибежала к нам овца.

Цу-цу-цу- я веду домой овцу.

Цы –цы –цы-бегут куры от овцы.

Знакомство с буквами (читают дети)

***

На что похожа буква Ц.

***

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бачок.

***

Вот какая буква Ц.

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

***

Стул чинил сегодня мастер,

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

Моделирование буквы Ц. Работа в мини – группах (моделирование буквы из пластилина, изцветной бумаги, проволоки, ниток).

Чтение столбиков слогов на экране (электронное приложение к учебнику).

Це - ец

Цо –оц

Цу- уц

Це – ец

Поместить на лёд твёрдые и на снег мягкие звуки.

6.Включение в систему знаний.

Прочитайте слова над иллюстрацией.

Кузнец, кузнецы.

Кузница, кузницы.

*Что изменилось в этих словах? (Ударение, буквы).

* Как понимаете значение слова "кузница"? (Рабочее место кузнеца)

* Как называются эти слова? (Родственные, однокоренные).

Рассмотрите в учебнике рисунок.

Как вы думаете, для чего мальчик привёл коня к кузнецу?(заменить подкову)

Прочитайте стихотворение С.Маршака на стр.51 в учебнике.(жужжащее чтение, чтение цепочкой).

В какой форме построено это произведение (в форме диалога)

Работа в парах. Прочитайте его ещё раз, но уже по ролям.

7.Закрепление изученного материала.

Рассмотреть картинку ( электронное приложение к учебнику), назвать слова или предметы, в которых есть звук [ц].

Игра «Звукорежиссёр». Озвучивание мультфильма, в котором есть слова с новым звуком.

Вспомним тему и цели нашего урока. Все ли цели были достигнуты? (слайд 9)

8.Рефлексия.

С каким звуком познакомились? Какой он? (Согласный, твёрдый, непарный, глухой)

Что особенно запомнилось на уроке?

Какие задания было интересно выполнять?

(слайд №10)

Оцени свою работу с помощью светофора (слайд 11).


Стихи про юлу или волчок для детей звучные, легко запоминающиеся и читающиеся. Произведения понравятся малышам и детям дошкольного возраста. Впрочем, если стихотворение задали в школе, то вы тоже сможете подобрать подходящее, ведь у нас самая полная коллекция.

Стихи про юлу или волчок

И. Евдокимова
Всех детишек завела
Непоседушка юла.
Юбку пёструю надела,
Закружила, завертела!
Показать решила класс
И пустилась резво в пляс.

Алиса Кукольник
Я завел юлу —
юла
Громко песню завела.
Глянул в дырочку:
молчок!
Знаю, там – сидит… волчок:
Дышит серенький бочок!
Он вертел – вертел юлу

И завыл тихонько: «Уу-у…»
Завалился на бочок –
Отдохнуть решил волчок.

О. Шалимова
Полосатая юла
Напевала ла-ла-ла!
И юлила, и кружила,
И мигала нам она!
На одной кружилась ножке,
А потом совсем немножко
Наклонилась — прык да скок!
И упала на бочок!

А.Бывшев
Непоседа озорная,
Я такая заводная!
Стоит пару раз нажать —
И меня не удержать!
Быстро заверчусь на месте.
Очень грустно быть одной. Ну, давай резвиться вместе!
Не соскучишься со мной!

В. Лактионов
Завелась и закружилася юла,
Будто хочет раскалиться добела.
Загудела, словно песню завела,
Завиляла и на коврик прилегла.

Татьяна Коваль
Смеется звонко Любочка:
Юла танцует в юбочке!
Покружилась, как волчок,
Завалилась на бочок.

А. Гришин
Я игрушка-веселушка,
Разудалая вертушка.
Подходите посмелее —
Заводите посильнее.
Показать мне вам охота
Сто четыре оборота.

Юла и репка
А. Богдарин
Ах юла, моя юла!
Ты с ума меня свела.
Всё ты кружишь, всё юлишь,
Всё по комнате скользишь.
ЗаглянЁм-ка мы на грядку:
Пляшет репка там вприсядку.
Вот так чудо! Это что же?
Может, с репкой вы похожи?

М. Пиудунен
До чего же весела
В ярком платьице юла.
Целый день-деньской кружится
Ей нельзя остановиться,
Потому что стоит встать-
Заведут ее опять.

Г. Сапгир
Завертелась юла,
Заюлила и пошла
Путешествовать по свету
По натертому паркету,
Но споткнулась на ковре –
И конец игре.

Р. Горенбургова
У меня в углу была
Разноцветная юла.
Я достала, завела,
И она пошла, пошла-
Закрутилась, завертелась.
Мне поймать ее хотелось.
Я пыталась — не смогла-
Очень быстрая юла!

О.Емельянова
Юленька с юлой крутились.
Мама с папой удивились —
Юля все еще кружит,
А юла уже лежит!

Татьяна Коваль
А юла, как волчок,
По полу кружится.
Как устанет — на бочок
Отдыхать ложится.

И. Минаева
У мамы в детстве
была юла.
У папы тоже
юла была.
И мне купили
вчера юлу.
Весь день кручусь я
с ней на полу.
Она быстрее –
и я быстрей!
Так интересно
вертеться с ней!
Сказала мама:
«Ты что, юла?..
Такою в детстве
я не была!»
И папа тут же
нам объявил:
«Вот я — ребёнком
примерным был!
Я тих был дома
в любой игре.
Давал всем жару
лишь во дворе!»

В.Степанов
Юла развеселилась
И танцевать пошла.
Как ветер закружилась
Поющая Юла.
Всего одна лишь ножка,
А как танцует, крошка!
Танцует возле тумбочки
Юла в цветистой юбочке.
Юла в цветистой юбочке
У девочки, у Любочки.

Валентин Берестов
Куклы вальс танцуют стаpый,
Паpа кpужится за паpой,
А юла, юла, юла
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем закружится.

Овсей Дриз
Жу-жу-жу! – жужжит юла. –
Это что же за дела?
Я хочу остановиться!
У меня в глазах двоится:

У сороки на заборе
Два хвоста, два хвоста!
Восемь лап, четыре уха
У кота, у кота!
А у старого барбоса,
Верь не верь, четыре носа!

— Жу-жу-жу! – жужжит юла. –
Может, я с ума сошла?
Так, ребята, не годится.
Я хочу остановиться!

Подо мной земля качнулась,
С боку на бок повернулась,
Повертелась, покрутилась –
И на небе очутилась!
В внизу,
Наоборот,
Оказался небосвод!

Самолеты,
Вертолеты
По земле летают!
Вверх ногами
Дворники
Небо подметают.

А молочницы,
Глядите,
Продают кефир
В зените!

— Жу-жу-жу! – жужжит юла. –
До чего же я дошла!
Я уж слишком завертелась,
Мне вертеться расхотелось!

Цель : - расширить знания учащихся о творчестве В.Д. Берестова;
- продолжить работу над совершенствованием техники чтения;
- формировать устойчивый интерес к чтению;
- развивать речь, память и умение работать с текстом;
- воспитывать нравственные качества: любовь к живому, бережное отношение к природе.

Оборудование : - портрет и выставка книг В.Д. Берестова;
- учебник В.Г. Горецкий «Русская азбука»
-произведения В.Д. Берестова «Прощание с другом».
- карточки с буквами З, И, П, Р, С, Ю;
- карточки с текстом к стихотворению «Прощание с другом».
- иллюстрация к стихотворению «Прощание с другом».

Ход урока.

1 .Организация урока.

Громко прозвенел звонок - начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться,
Работаем старательно, слушаем внимательно.

2.Постановка целей и задач урока.
Учитель: Как хорошо уметь читать!
Ученик 1 . Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Ученик 2. Не надо умолять сестрицу: «Ну, прочитай ещё страницу!»
Хором: Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и почитать!
Учитель: Кто написал эти замечательные стихи, которые мы уже знаем наизусть?
Дети: Валентин Дмитриевич Берестов.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомним раннее изученные стихотворения В.Д. Берестова и познакомимся с новыми его произведениями. А так же продолжим учиться читать правильно, выразительно и бегло.

3.Повторение изученного. Поэтическая разминка.
Учитель: Для того чтобы научиться читать, мы выучили все буквы.
В изучении букв нам помогали стихи В. Д. Берестова. Вспомним эти стихи.

Дети читают изученные стихотворения, а в руках карточки, на которых написаны первые буквы из названия стихотворения.

Ученик 4. Ивы.
- Почему вы так красивы?
- Потому, - шепнули ивы,-
Что стоим мы над рекой,
Над красивою такой.

Ученик 6 и 7. Робот.
Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мышцы электрические.

Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает
- На экран взгляни, матрос!
Я ракушками оброс!

Ученик 9. Куклы вальс танцуют старый.
Льются звуки, вьются пары.
А юла, юла, юла
Пары так и не нашла.
Кто с юлой подружится,
Тот совсем закружится.

Ю

Учитель . Спасибо чтецам. Ребята, переставьте буквы так, чтобы получилось слово.
Дети: Сюрприз.
Учитель : Молодцы! Вас сегодня в конце урока ожидает сюрприз- подарок.
А мы продолжаем свой урок тренировочными упражнениями.

4. Тренировочные упражнения.

Учитель: Для того чтобы правильно и быстро читать, нужно глубоко и ровно научиться дышать.
1) Работа над дыханием.
У вас на столах лежат воздушные шарики. Надо надуть эти шарик. (Дети надувают шары.)
- Закончили упражнение. Сдуйте шарики и положите на парту.

2) Работаем над слитным чтением слогов и слов.
Запись на доске:
Ой –бой – мой – мог
Ом- сом – лом – том
Он – сон – кон – тон
Ос - ост - сто - дос
От - лот – пот - мот

Прочитаем хором, напевно в умеренно темпе;
- индивидуальное чтение с четким проговариванием (2-3 человека)
– бинарное чтение (2 человека одновременно читают с ускорением)

3) Развиваем оперативное поле зрение – чтение словесной пирамиды.

Прочитаем слова без пауз – хором.
- чтение с ускорением целыми словами.
Учитель: Запомните эти слова. Они вам встретятся в новом тексте.
Мы читали слоги, из них составляются слова, а из слов, что можно составить?
Дети: Предложения.
Учитель: Правильно.
4) работаем над дикцией и памятью (интонационная разминка)
- прочитаем медленно, хором, проговаривая выделенные звуки:

В ыпускаем цветные ш ары.
Пусть летят они в ыш е горы,
В ыш е крыш и и в ыш е луны.
И в ернуться назад с в ыш ины.

В ыпускаем цветные ш ары.
Пусть летят они в ыш е горы,
В ыш е крыш и и в ыш е луны.
И в ернуться назад с в ыш ины.

В ыпускаем цветные ш ары.
Пусть летят они в ыш е горы,
В ыш е крыш и и в ыш е луны.
И в ернуться назад с в ыш ины

Быстрое проговаривание (в темпе скороговорки)
- закроем глазки и повторим наизусть стихотворение
Учитель: Произведения, какого автора помогли нам сделать разминку?
Дети: Помогли нам стихи В.Д. Берестова.

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с творчеством В.Д. Берестова и новым произведением «Прощание с другом».

Учитель: Во время разминки мы вспомнили известные произведения В.Д. Берестова. Эти и многие другие стихи вы можете прочитать в книгах, которые представлены у нас на выставке.

1) Биография В.Д. Берестова
Валентин Берестовродился 1 апреля 1928 году в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Читать маленький Валентин научился в 4 года. И первые свои стихи писал уже в школе. Это были дразнилки на одноклассников. За это мальчишки били его, но Валентин не перестал писать, он просто новые стихи записывал в тетрадь и хранил в тайнике. В 14 лет поэт показал свою заветную тетрадочку Корнею Ивановичу Чуковскому, стихи ему понравились. Став взрослым, Берестов окончил университет и пытался писать для взрослых. Но дочь Марина вдохновила его писать стихи и сказки для детей. Так Валентин Берестов стал детским писателем. Он пишет про детей и для детей. 1 апреля 2008 года замечательному поэту исполнилось бы 80 лет, поэтому 2008 год Литературный центр им. В.Д. Берестова Российской государственной детской библиотеки объявляет годом Валентина Берестова.
Сейчас мы с вами познакомимся с новым произведением.
2) Проблемная ситуация. Моделирование сюжета.

Учитель: Прочитайте название стихотворения:

«Прощание с другом»

Учитель: Можно ли по названию определить, о каком друге написано в произведении.
Дети: Высказывают своё мнение.
Учитель: Прочитайте первые строчки стихотворения

Он сбежал у меня на глазах.
Я его провожаю в слезах.

Учитель: Какое настроение и чувства у вас возникли после прочтения этих строк?
Дети: Высказывают своё мнение.
Учитель: - Стало ли понятно, кто сбежал и кого провожает герой произведения?
- Давайте прочитаем последние две строчки .

И в колючей траве он исчез,
И в дремучий отправился лес.

Какое слово в тексте может нам подсказать о ком это стихотворение.

Дети : Слово колючий. Может это ёж.

Учитель : Предположим, что это ёж. А почему он сбежал? Может нам поможет иллюстрация.

Из иллюстрации мы видим, что это точно ёж. А почему он сбежал? Может быть мальчик плохо обращался с ним?
Вывод: Чтобы ответить на все наши вопросы нужно прочитать всё стихотворение.
3) Первичное знакомство с текстом.
Учитель читает стихотворение наизусть, держа в руках игрушку ежика.
Учитель: Понравилось вам стихотворение?
Обижал ли мальчик ежика?
4) Работа по учебнику и анализ текста.
Учитель: Откройте учебники на странице 236. Прочитаем это стихотворение «цепочкой» по две строчки. Попытаемся ответить на вопрос:
- Как жилось ёжику у мальчика?
Ученики читают и отвечают на вопрос, подтверждая словами из текста.

Дети: Мы с ежом замечательно жили,
Уважали друг дружку, дружили.
Учитель: Найдите и прочитайте описание ёжика, что он любил, что не любил.
Дети: Позволял он потрогать брюшко.
Он с ладошки лизал молоко.
У него была милая рожица.
Не любил он колоться и ёжиться.

Учитель: Почему же всё-таки ёжик ушёл? Как вы считаете? Начните свой ответ со слов: «Я считаю…
- Понимал мальчик, что ежу лучше жить на воле? Кто сможет подтвердить словами из текста.
Дети: Проводил я его до околицы.
Учитель: Кто знает, что такое околица?
Словарная работа.

Околица – это край деревни.
Последний дом на улице в деревне.

Учитель: Какой можно сделать вывод, где лучше жить животным?
Дети: Животным лучше жить на воле, как бы хорошо за ними не ухаживали.
Учитель: Мальчик поступил как настоящий друг. И видно, что он с любовью и пониманием относится к животным.
Валентин Берестов сам всегда ко всем относился с любовью и старался детям в своих стихах объяснить, что любить нужно всех и все живое на земле без особых причин. В заключение нашего урока послушаем стихотворение В.Берестова «Любили тебя без особых причин».
Стихотворение читает подготовленный ученик.

Ученик 10. Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

7. Итог урока.
Учитель: Вспомните, сколько исполнилось бы в этом 2008 году В. Берестову?
Дети: Исполнилось бы 80 лет и этот год объявлен годом Валентина Берестова.
Учитель : Захотелось ли вам прочитатьдругие произведенияВ. Берестова?
Дети: Да!
Учитель : Вот вам и обещанный сюрприз. Каждый из вас получает книжку- малышку сделанную руками старших школьников со стихами В.Д. Берестова. Получайте подарок, читайте и запоминайте стихи замечательного поэта Валентина Дмитриевича Берестова.

Детям вручаются самодельные книжки-малышки.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

села Кухаривка муниципального образования Ейский район

Тема урока

«Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Учитель начальных классов

Недева В.И.

предмет: литературное чтение

Кухаривка

2013 г.

Тип урока: изучение нового материала .

Цель: формирование УУД

Предметные УУД:

формирование представлений о букве и звуке [ц], особенностях произнесения звука

[ ц];

— обобщение знаний о непарных твёрдых и мягких согласных;

— развитие фонематического слуха, речи,логического мышления, внимания;

Личностные УУД:

    формирование личностного смысла учения;

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

    формирование умения планировать свои действия для решения задач урока и выполнения заданий;

    развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД:

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза;

    соотносить задание с изученными темами;

    использование различных способов поиска (в справочных источниках) сбора, обработки, анализа информации;

    умение работать в материальной и информационной среде с предметными моделями.

Коммуникативные УУД:

    развивать инициативность и самостоятельность, умение договариваться, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

    формирование доброжелательности, воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других).

    умение работать в группах, в парах, участвовать в обсуждении.

Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику, учебник, тетрадь, цветные карандаши, пластилин, проволока, шерстяные нитки, цветная бумага, раздаточный материал для индивидуальной работы, толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход

1.Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, а зачем вы сегодня пришли на урок?

Ученики:

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Какой у нас сейчас урок? (урок чтения) (слайд 2)

Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». (слайд 3)

Чем мы занимаемся на уроках чтения ( анализируем, сравниваем, моделируем, работаем с тетрадями и учебником, учимся читать, знакомимся с новыми буквами и звуками).

Зачем вам это нужно?(узнать много нового, научиться читать слова с новыми звуками)

Какие непарные согласные звуки мы изучили?

Если затрудняетесь ответить, вам поможет лента букв на стр.49 учебника. « Азбука» В.А. Горецкого

(Дети должны назвать их, соблюдая твёрдость и мягкость согласных)

а

о

у

ы

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з

я

ё

ю

и

е

п

к

т

ш

с

х

ч

ь

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений.

С какой буквой познакомились на прошлом уроке? (ю).

Прочитайте стихотворение и найдите слова в которых есть буква ю стр.49. «Азбука» В.А.Горецкий

Куклы вальс танцуют старый.

Льются звуки, вьются пары.

А юла,юла,юла

Пары так и не нашла.

Кто с юлой подружится,

Тот совсем закружится.

(В.Берестов)

— Назовите слова, в которых есть звук « ю»

— Когда буква «ю» обозначает два звука?

— Когда указывает на мягкость согласного звука?

Чем похожи эти слова (слайд 4)

Танцуют

Льются

Вьются

Юлой

(У всех этих слов есть буква ю)

3.Постановка целей и определение затруднений

Прочитайте словосочетания на экране (слайд 5)

Юрий Гагарин Екатерина Юшина

Юлий Цезарь Е лена Ерошина

Какова особенность этих словосочетаний? (Это имена собственные, имена и отчества начинаются с заглавных букв, обозначают два звука, фамилии мужчин начинаются с согласной буквы.)

В каком из этих слов есть буква, которую мы не изучали. (Юлий Цезарь)

Кто такой Юлий Цезарь? (найдите в интернете кто такой Юлий Цезарь)

Кто узнал эту букву? (слайд 6 – буква Ц)

Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (слайд 7)

1.Будем искать информацию о букве Ц и звуке [ц].

2.Будем отличать звук от буквы.

Как хозяйка зовёт цыплёнка? (Цып –цып – цып.)

Какой звук слышится в начале этого слова[Ц]?

4.Работа по теме урока.

Знакомство со звуком [ц].

Посмотрите на предметную картинку.(стр.51 «Азбука» В.А.Горецкий)

Кто на ней изображен? (Кузнец).

Кого называют кузнецом? (Мастер занимающийся обработкой металлов, мастер ручной ковки.) а теперь проверим ваши ответы объяснением этого слова в толковом словаре Ожегова)

Чем занимается кузнец? (Куёт подкову)

Как называется место его работы? (Кузница)

Физминутка.

По дорожке ровной, гладкой

Скачут резвые лошадки

Цок, цок, цок

Скачет резвый табунок

Топай, топай

Хлопай, хлопай

Повернись и улыбнись

(слайд 8)

Проведём фонетический анализ слова кузнец (на экране несколько схем различных слов).

Найдите схему, которую можно соотнести со словом «кузнец».Один ученик подойдёт к компьютеру и уберёт «лишние схемы».

Работа в парах

(В слове 2 слога, т.к. два гласных, 6 звуков, в первом слоге 3 звука — слияние твердого согласного с гласным и мягкий согласный вне слияния, он безударный, второй слог ударный, в нем 3 звука, слияние мягкого согласного с гласным и твердый согласный вне слияния.)

Послушайте последний звук. Какой он? (согласный т.к. при его произношении воздух встречает во рту преграду, глухой, т.к. при произношении производится больше шума.)

Звук[ ц] всегда твердый!

5 Первичное закрепление ( электронное приложение к учебнику )

Отгадайте загадки.

***

На одной ноге стоит

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

***

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (цифры)

Какой вы слышите звук в начале слова — отгадки?

Твёрдый он или мягкий.(всегда твёрдый)

Послушайте стихотворение и выберите информацию о местоположении звука [ц] в словах.

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц

Есть слова, где Ц- в начале,

Где в середине, где в конце.

Цепь, цветок и цифра – тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах отец, боец

Ц мы пишем под конец.

Цапля ходит по болоту,

Ждут в гнезде её птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждом слове буква Ц-

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе, и в столице,

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть по букве Ц.

Работа в группах.

А теперь разделитесь на группы и сравним какая группа запомнила больше слов со звуком[ц].

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Определение места звука в слове (электронное приложение к учебнику).

Откройте тетрадь и создайте звуковую модель слова (проверка по образцу).

Физминутка (Гимнастика для глаз по методике Федоренко)

Развитие речевого аппарата

Ца-ца, ца-ца-ца, ца-ца,

Цапля, улица, пыльца.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы,

Зайцы, мельницы, птенцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо,

Деревцо, кольцо, крыльцо.

Скороговорка:В цветнике цветут цветы.

Чистоговорки:Цо –цо –цо-снесла курица яйцо.

Ца –ца-ца-прибежала к нам овца.

Цу-цу-цу- я веду домой овцу.

Цы –цы –цы-бегут куры от овцы.

Знакомство с буквами (читают дети)

***

На что похожа буква Ц.

***

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бачок.

***

Вот какая буква Ц.

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

***

Стул чинил сегодня мастер,

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

Моделирование буквы Ц. Работа в мини – группах (моделирование буквы из пластилина, изцветной бумаги, проволоки, ниток).

Чтение столбиков слогов на экране (электронное приложение к учебнику).

Це — ец

Цо –оц

Цу- уц

Це – ец

Поместить на лёд твёрдые и на снег мягкие звуки.

6.Включение в систему знаний.

Прочитайте слова над иллюстрацией.

Кузнец, кузнецы.

Кузница, кузницы.

*Что изменилось в этих словах? (Ударение, буквы).

* Как понимаете значение слова «кузница»? (Рабочее место кузнеца)

* Как называются эти слова? (Родственные, однокоренные).

Рассмотрите в учебнике рисунок.

Как вы думаете, для чего мальчик привёл коня к кузнецу?(заменить подкову)

Прочитайте стихотворение С.Маршака на стр.51 в учебнике.(жужжащее чтение, чтение цепочкой).

В какой форме построено это произведение (в форме диалога)

Работа в парах. Прочитайте его ещё раз, но уже по ролям.

7.Закрепление изученного материала.

Рассмотреть картинку ( электронное приложение к учебнику), назвать слова или предметы, в которых есть звук [ц].

Игра «Звукорежиссёр». Озвучивание мультфильма, в котором есть слова с новым звуком.

Вспомним тему и цели нашего урока. Все ли цели были достигнуты? (слайд 9)

8.Рефлексия.

— С каким звуком познакомились? Какой он? (Согласный, твёрдый, непарный, глухой)

— Что особенно запомнилось на уроке?

— Какие задания было интересно выполнять?

(слайд №10)

Оцени свою работу с помощью светофора (слайд 11).

Агния БАРТО

У Агнии Барто есть целый цикл стихотворений для самых маленьких - «Игрушки». Вот только несколько стишков из этого цикла.

Рис. Э.Булатова и О.Васильева к стихотворению А.Барто «Мишка»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.

Рис. В.Чижикова к стихотворению А.Барто «Зайка»

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Борис ЗАХОДЕР

Подарил мне папа

Ох и струсил я сперва!

Я два дня

Его боялся,

А на третий -

Он сломался!

Юрий КУШАК

ПЛЮШЕВЫЙ ПЁС

Пёс сторожевой.

Он может лаять,

Как живой.

Но он не лает потому,

Что ты понравился ему.

Валентин БЕРЕСТОВ

Рис. Э.Булатова и О.Васильева к стихотворению В.Берестова «Мяч»

Бьют его, а он не злится.

Он поёт и веселится,

Потому что без битья

Нет для мячика житья.

Куклы вальс танцуют старый,

Пара кружится за парой,

А юла, юла, юла,

Пары так и не нашла.

Кто с юлой подружится,

Тот совсем закружится.

НЕПОСЛУШНАЯ КУКЛА

Нашей кукле каждый час

Мы твердим по двадцать раз:

«Что за воспитание!

Просто наказание!»

Просят куклу танцевать,

Кукла лезет на кровать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Все играть - она лежать,

Все лежать - она бежать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Вместо супа и котлет

Подавайте ей конфет.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Ох, намучились мы с ней.

Всё не так, как у людей.

Что за воспитание!

Просто наказание!

БОЛЬНАЯ КУКЛА

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

ПРО МАШИНУ

Вот девочка Марина,

А вот её машина.

На, машина, чашку,

Ешь, машина, кашку.

Вот тебе кроватка.

Спи, машина, сладко.

Я тобою дорожу.

Я тебя не завожу,

Чтобы ты не утомилась,

Чтобы ты не простудилась,

Чтоб не бегала в пыли.

Спи, машина, не шали!

Вдруг машина заболела:

Не пила они, не ела,

На скамейке не сидела,

Не играла, не спала,

Невесёлая была.

Навестил больную Мишка,

Угостил конфетой «Мишка».

Приходила кукла Катя

В белом чистеньком халате.

Над больною целый час

Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает всё на свете.

Первоклассный доктор - Петя

(Петя кончил первый класс),

И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,

Грузовую,

Заводную,

Головою покачал

И сказал:

Почему болеет кузов?

Он не может жить без грузов.

Потому мотор простужен,

Что мотору воздух нужен.

Жить без дела -

И машина заболела.

Ей не нужно тишины,

Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?

Ключик взять -

И завести!

Самуил МАРШАК

Помчался

Не угнаться

За тобой!

Пятнадцать

Ты покатился

Не воротился.

Покатился

В огород.

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

До поворота.

Под колесо.

Хлопнул -

Вот и всё!

Марина БОРОДИЦКАЯ

У Марины Бородицкой есть стихи о «позабытых игрушках». Ну кто сейчас помнит, например, «раскидай», «тёщин язык» или «уйди-уйди»? А вот Марина Яковлевна помнит!

ГЛИНЯНАЯ СВИСТУЛЬКА

Птица-свиристелка,

Звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори,

Что там у тебя внутри?

Верь, не верь ли, мой хороший,

А внутри-то - ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего.

БУМАЖНЫЙ ЗОНТИК

Расписное веретенце,

Зонтик из бумаги -

Он не защитит от солнца,

Не спасет от влаги.

Может он измяться скоро,

И легко порваться,

Но от яркого узора

Трудно оторваться!

Осторожно, не сминая,

Подняли, раскрыли:

Он, как бабочка цветная,

Расправляет крылья.

Он как парусник над бездной

В поднебесной шири -

Однодневный, бесполезный,

Самый прочный в мире!

Рис. И.Сакурова к стихотворению М.Бородицкой «Бумажный зонтик»

Тим СОБАКИН

СОН ЛИСЁНКА

Рис. У.Шалиной к стихотворению Тима Собакина «Сон лисенка»

В мягком ворохе пелёнок

на кровати

спит Лисёнок.

И Лисёнку снится сон,

что в лесу

гуляет он.

ночные звери бродят,

хоровод под ёлкой водят.

На спине у валуна

пляшет жёлтая луна.

ворчит спросонок

мой резиновый Лисёнок.

СТРАННЫЙ КОТЁНОК

Жил Котёнок

очень странный:

отвернулся

от сметаны,

отведать мяса…

Был Котёнок

из пластмассы.

Юнна МОРИЦ

ЁЖИК РЕЗИНОВЫЙ

По роще калиновой,

По роще осиновой

На именины к щенку

В шляпе малиновой

Шёл ёжик резиновый

С дырочкой в правом боку.

Были у ёжика

Зонтик от дождика,

Шляпа и пара галош.

Божьей коровке,

Цветочной головке,

Ласково кланялся ёж.

Здравствуйте, ёлки!

На что вам иголки?

Разве мы - волки вокруг?

Как вам не стыдно!

Это обидно,

Когда ощетинился друг.

Милая птица,

Извольте спуститься -

Вы потеряли перо.

На красной аллее,

Где клёны алеют,

Ждёт вас находка в бюро.

Небо лучистое,

Облако чистое.

На именины к щенку

Ёжик резиновый

Шёл и насвистывал

Дырочкой в правом боку.

Много дорожек

Прошёл этот ёжик.

А что подарил он дружку?

Об этом он Ване

Насвистывал в ванне

Дырочкой в правом боку!

Саша ЧЁРНЫЙ

ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ

НАШЛА СВОЕГО МИШКУ

Рис. Б.Диодорова

Мишка, Мишка, как не стыдно!

Вылезай из-под комода…

Ты меня не любишь, видно?

Это что ещё за мода?

Как ты смел удрать без спроса?

На кого ты стал похож?

На несчастного барбоса,

За которым гнался ёж…

Весь в пылинках, в паутинках,

Со скорлупкой на носу…

Так рисуют на картинках

Только чертиков в лесу.

Целый день тебя искала -

В детской, в кухне, в кладовой,

Слёзы локтем вытирала

И качала головой…

В коридоре полетела, -

Вот, царапка на губе…

Хочешь супу? Я не ела -

Всё оставила тебе.

Мишка-Миш, мохнатый Мишка,

Мой лохматенький малыш!

Жили-были кот да мышка…

Не шалили! Слышишь, Миш?

Извинись. Скажи: не буду

Под комоды залезать.

Я куплю тебе верблюда

И зелёную кровать.

Самый мой любимый бантик

Повяжу тебе на грудь:

Будешь милый, будешь франтик, -

Только ты послушным будь.

Что, молчишь? Возьмём-ка щётку, -

Надо все соринки снять,

Чтоб скорей тебя, уродку,

Я могла расцеловать.

Виктор ЛУНИН

Мне подарили куклу! Мне! Мальчишке!

Меня обидеть не могли сильней!

Всегда дарили мне машины, книжки,

А тут вдруг - кукла… Что мне делать с ней?

Возить в коляске? Нянчить? Шить ей платья?

Я ж не девчонка, чтобы с ней играть.

Есть интересней у меня занятья:

Ну, например, конструктор собирать.

Иль вездеход возить через ухабы,

Или водить по дому поезда.

А ты бы, кукла, так играть могла бы?

Она глаза прикрыла:

Мы вместе с ней огромный шар надули,

На воробьёв глядели за окном.

Я с ней летал на самолёте-стуле

И возводил многоэтажный дом.

Она казалась мне совсем живою.

Я злился, получив её? Враньё!

Мне кукла стала младшею сестрою.

Я сразу, сразу полюбил ее!

Ил. Н.Бисти к стихотворению В.Лунина «Кукла»

Всё, что и прежде, я вижу вокруг:

Плюшевый мишка сидит на диване,

Кукла любимая учит подруг,

Заяц играет на барабане.

Та же картинка висит на стене -

Красная Шапочка, волк, дровосеки…

Так отчего же кажется мне,

Будто прощаюсь я с ними навеки?