Государства с тоталитарным режимом правления сегодня. Тоталитарный режим

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово тоталитарный, это знаменитая песня Кинчева «Тоталитарный рэп», записанная им для альбома «Шестой лесничий» в 1988 году. Она наиболее полно и образно раскрывает суть понятия.

Признаки тоталитарного режима

Тоталитарный режим характеризуется стремлением власти к полному контролю над своими гражданами. Категория свободы в тоталитарном государстве уничтожается не только в политической сфере, но и во всех остальных – культурной, экономической, социальной и даже в частной жизни людей.

Тоталитарные режимы стремятся истребить все демократические свободы в обществе. При этом на бумаге лицемерно может провозглашаться все что угодно: , парламентская система и проч. Фактически же вся власть подчинена одному лидеру или узкой группе лиц, которые «вершат» собственную справедливость, опираясь на пропаганду, господствующую партию и карательные органы.

Понятно, что «винтикам» в этой системе приходится не сладко, но зато само по себе государство становится очень и очень сильным (как прутики веника связанные воедино невозможно сломить). Именно благодаря этому раздавленная после Первой мировой войны Германия за считаные годы встала с колен и стала сильнее всех своих соседей-победителей.

Не пойди СССР в то же самое время по тому же самому пути тотального усиления единоначалия и не было был шанса на победу над Германией. Тоталитаризм — это ущемление свободы живущих в эту эпоху людей, ибо они теряли свое «я», становясь частью системы. Но время, когда родиться, не выбирают.

Выделяют несколько ярких симптомов тоталитарного режима, по наличию которых можно ставить диагноз.

Наличие официальной идеологии, обязательной для всех

«В тоталитарном вероисповедании истин не существует,
догмы следуют изменчивым прихотям политики».
Джордж Оруэлл, английский писатель

Идеология в тоталитарном обществе заменяет религию, это утопия о новой прекрасной жизни. Идеология подчиняет все сферы существования людей, ибо провозглашается единственно верной и непогрешимой дорогой к светлому будущему.

Главная цель такой идеологии – обоснование полного разрушения всех культурных традиций и общественных ценностей прошлой жизни. Только разрушив старый мир, государство выстроит новую справедливую модель общества.

В тоталитарном государстве процветает и пропаганда. Власть монополизирует все источники информации, полностью уничтожив свободу слова и право высказывать иные точки зрения, противоречащие основному курсу или ставящие его под сомнение. Благодаря пропаганде большинство начинает воспринимать идеи власти как свои собственные.

Сейчас это можно наблюдать в штатах , где высказывание социалистических или коммунистических воззрений приравнивается к смертному греху. Про это нельзя говорить, нельзя даже думать. Ни в одном более-менее значимом их СМИ вы не найдете рассуждений на эту тему. , как было в СССР обсуждение преимуществ капитализма.

Однопартийная система в тоталитарных государствах

«Единственное :
не нужно часами сидеть у приемника, чтобы узнать результаты выборов».
Франсуа Мориак, французский писатель

Тоталитаризм и демократических моделей общества. Если идеология становится религией, то партия воплощает церковь. Все «неверные» в этом контексте уничтожаются. Как правило, страну возглавляет партийный лидер, воспринимающийся как отец народа, мессия, пророк и т.п.

И это логично, ибо единство должно быть во всем, а именно единство — это основное преимущество тоталитарного государства.

Нетерпимость режима к инакомыслию

«Самый большой страх внушают массовые тайные репрессии,
и они должны быть и являются главным методом террора».
«Дети Арбата», Анатолий Рыбаков, советский писатель

*стена памяти жертв в Москве в парке «Музеон»

Для тех, кто не уверовал в единственно правильную идеологию, тоталитарный режим предусматривает систему изощренных наказаний вплоть до физического уничтожения. В ХХ веке тоталитаризм унес жизни миллионов людей.

В государствах с таким устройством власти уделяется повышенное внимание организации силовых структур, основная функция которых – держать в страхе население. В судебной системе основным доказательством вины является признание обвиняемого, такие признания из людей выбиваются пытками, угрозами расправы над семьей и т.п.

Тут опять же все логично. Страх — это главный стимул для человека. Тоталитаризм использовал это чувство в грубой форме. Сейчас же, все происходит намного изощренней.

В штатах сейчас люди живут в состоянии постоянного страха потерять все, ибо чуть ли не с детства опутаны долгами. Чтобы не потерять работу они готовы на все и не ради денег, а именно из-за страха лишиться всего.

Не понятно, чем один страх лучше другого, а тот тоталитаризм хуже текущего штатовского демократического капитализма (со звериным лицом). И в тоталитарном обществе, и в штатах сейчас люди не особо и знают, что можно жить как-то по-другому.

Народная поддержка тоталитарного режима

«Для успешной работы тоталитарной машины одного принуждения недостаточно.
Нужно, чтобы люди приняли общие цели как свои собственные».
Фридрих Хайек, австрийский экономист и философ

Парадокс тоталитаризма в том, что народ, при активной поддержке которого происходит установление и закрепление этого режима, сам в итоге становится его жертвой.

Традиционно к людям, живущим в тоталитарных государствах, принято относиться с сочувствием. Народ воспринимается как нечто отдельное от верхушки тиранов. Но эти жестокие лидеры поддерживаются большинством и к власти приходят на волне народного одобрения. Доносы, круговая порука, фанатическая вера в идею – все это характерно для тоталитарного общества.

В штатах люди тоже, глотая антидеприсанты тоннами, не перестают любить свою страну, считая ее единственно правильной и дающей людям небывалые возможности. Все прям по лекалам тоталитаризма, хотя и на другом витке спирали, где все выглядит «чинно и благородно.»

Ущемление прав трудящихся

Государство полностью контролирует экономику страны, только оно диктует гражданам, на каких условиях они будут работать.

У трудящихся фактически нет выбора, институт профсоюзов, призванный защищать права работающих граждан, забастовки если и возникают, то жестоко подавляются. Партийные интересы ставятся выше экономического прогресса и уровня жизни населения.

И опять же современные штаты так удачно вписываются в этот тоталитарный трафарет. Там работающие вообще никаких прав не имеют. Ты уволен — вот и весь ответ. Все остальное фикция (до сих пор никакие миллионные забастовки не привели к увеличению минимальной оплаты труда).

Недаром у них сейчас небывалый подъем имеют социалистические течения среди молодежи (как в России в конце девятнадцатого века). Социальная защищенность населения у них находится на более низком уровне, чем во времена раннего СССР было у нас.

Заключение

Несмотря на страшнейшие примеры тоталитарных режимов ХХ века, это явление никуда не исчезло. В пику теряющей силу демократии, обнаружившей массу глобальных проблем, тоталитарное устройство государства многим видится как проявление «сильной руки», способной навести порядок.

Опять наступает время перемен и все «элиты» начинают понимать, что демократия не лучший помощник. В Европе потихоньку будут ужимать демократические свободы, затягивать гайки и . По-другому невозможно выжить в надвигающейся буре.

Только вот готовы ли мы к той цене, которую неминуемо придется платить за этот порядок?

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Авторитарный режим Гибернация - что это и стоит ли использовать этот режим Диктатор - кто это и что такое диктатура, ее плюсы и минусы Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие) Что такое демократия (демократический режим) Репрессия - что это, признаки, примеры из истории
Инкогнито - что это такое и как включить режим инкогнито в Яндекс браузере и Гугл Хроме Что такое фашизм - когда он зародился и чем отличался от нацизма Кто такой диссидент на самом деле

разновидность деспотии; политическая организация общества, при которой власть является тотальной, т.е. стремится управлять всей жизнедеятельностью общества, формировать и регулировать все сферы общественных отношений. Различаются жесткий и менее жесткий варианты Т. Первый в наиболее чистом виде существовал в СССР (при сталинском режиме), Китае (при режиме Мао Цзэ-дуна), Северной Корее (при режиме Ким Ир Сена). Второй известен, например, в виде фашистского режима в Италии и национал-социалистического в Германии. В рамках жесткого Т. различаются также сталинистская и неосталинистская модели общест- венно-политическогого устройства. Все тоталитарные системы характеризуются общим набором внешних признаков: 1) политическое, экономическое, военное и идеологическое господство тоталитарной бюрократии (номенклатуры, партократии); 2) монопольное господство единой партии, которая построена по иерархическому принципу и через которую тоталитарная бюрократия осуществляет свою власть; формально могут существовать и другие, марионеточные партии; 3) политизированная иерархическая социальная структура, на вершине которой находится элита тоталитарной бюрократии; принадлежность к той или иной группе в рамках этой структуры означает доступ к определенному уровню власти и обеспечивает соответствующие привилегии; 4) обязательная фигура вождя^ сосредоточивающего в своих руках верховную политическую, экономическую, военную и идеологическую власть; 5) псевдопарламент, в пропагандистских целях создающий видимость демократических учреждений; 6) мощная карательно-следящая система, осуществляющая тотальный контроль; псевдоправосудие как элемент карательной подсистемы; периодические репрессии с целью поддержания в обществе атмосферы страха, обеспечивающей дисциплину и полное повиновение подвластных; 7) милитаризованная экономика, подчинение внутренней политики интересам военно-промышленного комплекса, агрессивная внешняя политика; 8) принудительная идеология, отступление от которой карается как тяжкое преступление; мощный аппарат идеологического воздействия, позволяющий манипулировать общественным сознанием; 9) насаждение в обществе образа врага (внешнего и внутреннего), ненависть к которому должна способствовать мобилизации масс на достижение целей режима. К феномену Т. неприменимо различение сфер государства и гражданского общества, публичной и частной сфер общественной жизни. В тоталитарных системах нет государства, т.е. организации власти, хотя бы минимально ограниченной свободой подвластных. Организация тотальной власти лишь имитирует государственно-правовой порядок, прикрывается государственно-правовой атрибутикой. Отличие жесткого Т. от менее жесткого состоит в том, что при жестком упраздняется собственность (путем конфискации и национализации всей товаропроизводящей собственности) и достигается полная экономическая зависимость подвластных от власти. При менее жестком Т. частная собственность сохраняется под полным контролем власти, причем она не гарантирована от произвольной экспроприации. При менее жестком Т. власть тоже занимается экономической деятельностью, но сохраняется и (несвободное) частное предпринимательство. Т. (тоталитарные системы 20 в.) - явление, характерное для эпохи индустриального общества, хотя его сущность проявляется в других формах в доиндустри- альную эпоху («азиатский способ производства», «восточная деспотия»). Объективные предпосылки Т. заключаются в неравномерности индустриального развития различных стран. Социально-экономическая сущность Т. - индустриальное развитие на основе внеэкономического принуждения, характерного для доиндустриального общества. Социальную базу тоталитарных режимов составляют массы разоряющихся мелких собственников, в частности крестьянства. Эти маргинальные люмпенские слои населения отвергают ценности экономической и политической свободы, требуют сверхсильной власти, гарантирующей социальную защищенность. При всех тоталитарных режимах господствующая идеология носит псевдосоциальный и псевдоантиэксплуататорский характер, изобилует антикапиталистическими лозунгами, проповедует дух «народности», «социальной справедливости» и патернализма. Социалистическая тоталитарная система - это закрытая искусственно созданная система эпохи индустриального общества. Она возникает как консервативная реакция на императивы этой эпохи в индустриально неразвитой стране, где сильны традиции доиндустриального общества с его внеэкономическим принуждением к труду. Ее цель - искусственное, в короткие сроки создание экономических структур, соответствующих структурам индустриального общества, а средством для этого служит внеэкономическое принуждение вплоть до террора и широкомасштабных репрессий. По формам и методам социального регулирования она пригодна только для осуществления индустриализации и последующего экстенсивного экономического развития. Т. лишь имитирует формы индустриального общества - точно так же, как он имитирует государственность и право. Переход общества, организованного в тоталитарную систему, к постиндустриальному развитию возможен только в результате разложения этой системы, которое происходит по мере того, как интегрирующее ее насилие ослабевает. Посттоталитарное общество остается слаборазвитым по сравнению с постиндустриальными странами. Попытки реализации утопических учений 20 в. (м а р к с и з м - л е н и н и з м, м а р к с и з м - л е н и н и з м - м а о и з м) показали, что естественный путь формирования индустриального общества в условиях экономического принуждения к труду является оптимальным с точки зрения потерь и для общества, и для природы и что притязания этих учений на открытие нового пути, отрицающего эксплуатацию труда, несостоятельны. Тоталитарные системы не способны заложить в ходе индустриализации основу интенсивного социально- экономического развития с перспективой перехода к постиндустриальному развитию. Отрицание собственности при жестком Т. («собственником » становятся все вместе и никто в отдельности) означает отрицание свободы и права, режим формального неравенства. Правовое регулирование заменяется произвольным уравнительным регулированием. Социалистическое законодательство является по существу неправовым. Оно не нарушает, а просто отрицает естественные права и свободы человека и гражданина. Так называемое социалистическое право - это совокупность властно-приказных актов, устанавливающих общественный порядок, угодный и выгодный тоталитарной бюрократии. Социализм извращает предназначение законодательства. Так, существовавшие советские конституции создавали демократический фасад, за которым скрывалась система неограниченной власти руководящей партии и вождя. Гражданское законодательство, не допускавшее свободную социальную активность, запрещало сделки, позволявшие осуществлять присвоение за пределами получения потребительской платы за труд в размере, установленном властью. В отношениях хозяйствующих субъектов применялось хозяйственное законодательство - хаотический массив властно-приказных актов, регулирующих тотальное планирование, производство, распределение и потребление материальных благ. Большую часть тоталитарного законодательства составляло административное, но его нельзя рассматривать как административное право, так как Т. предполагает административные полномочия, не ограниченные правом и определяемые фактической структурой власти. Уголовное законодательство, естественно, предусматривало наказание за любые посягательства на жизнь, здоровье и имущество людей, совершаемые без дозволения власти; но прежде всего оно предусматривало наказание за деяния, способные нанести политический, идеологический или экономический вред организации тотальной власти и любые проявления свободы, особенно в сферах идеологии и экономики. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливало инквизиционный процесс, в котором судья стоял на позиции обвинения; но даже такой процесс подменялся внесудебной расправой (Особое совещание при НКВД, «тройки» и т.д.) и «телефонным правом», т.е. фактическим предопределением приговора партийно-административными органами. Трудовое законодательство защищало не столько интересы наемных работников от произвола администрации, сколько интересы «работодателя», в качестве которого выступала власть, исключало неконтролируемую миграцию рабочей силы и коллективные трудовые споры, закрепляло экономически невыгодное положение рабочей силы. Социальное законодательство, предназначенное для установления льгот и привилегий социально слабым, регулировало все распределение социальных благ за счет «общенародного достояния». Вся система распределения при социализме строилась по принципу привилегий (потребительская уравниловка осуществлялась в рамках социальных групп с одинаковым заданным социальным статусом). Причем принадлежность человека к группе с более высоким социальным статусом означала более выгодное положение в распределении потребляемой части «общенародного достояния». Лит.: Афанасьев МЛ. Клиентелизм и российская государственность. М, 1997; Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс СССР. М., 1991; Джилас М. Новый класс. Анализ коммунистической системы. Нью-Йорк, 1957; Тоталитаризм. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996; Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. В.А. Четвернин

УДК 340.126:321.64

А. А. Карпов

Современный тоталитаризм и его разновидности

Тоталитарные режимы подробно проанализированы в отечественной и зарубежной научной литературе. В основном в них рассматривались крайняя форма данного политического режима - фашизм, а также советский период развития нашего государства. Но тоталитарные режимы существуют и в настоящее время в отдельных государствах, таких как Корейская Народная Демократическая Республика, Лаос, Китайская Народная Республика, Вьетнам, Куба. Несмотря на то что все они обладают сходными чертами, характерными для данного политического режима, между ними наблюдается и существенная разница, в том числе и в объеме прав и свобод, гарантируемых гражданам данных государств. В данной статье автор рассматривает эти отличия на примере КНДР и Вьетнама.

Totalitarian regimes are accurately analized in the Russian and foreign science literature. Mostly this regime was being studied in its extreme form of appearance - fascism, and also in the sovietic period of national development. Totalitarian regimes also exist in the modern states, such as the Democratic People"s Republic of Korea, Laos, the People"s Republic of China, Vietnam, Cuba. In spite of the fact that all these states have some common features, distinctive for this political regime, they also have big difference, such as the difference in the volume of the rights and liberties, that are guaranteed to the citizens of these states. In this article the author looks into these differences taking as the example the states of the Democratic People"s Republic of Korea and Vietnam.

Ключевые слова: тоталитаризм, тоталитарные режимы, политические режимы, КНДР, Вьетнам.

Key words: totalitarianism, totalitarian regime, political regime, DPRK, Vietnam.

КНДР образовалась в 1948 г., освободившись после Второй мировой войны от колониальной зависимости Японии. Долгое время она находилась под влиянием СССР, что сказалось на ее политическом режиме. В КНДР с самого начала была установлена идеология, в основе которой лежит учение чучхе. Оно было разработано Ким Ир Сеном в противоположность марксизму-ленинизму и означает самостоятельность и опору на свои силы, независимость от других государств. В нем человек - центральное звено. Однако,

© Карпов А. А., 2016

согласно учению, он может проявить себя лишь в коллективе под руководством мудрого вождя и политической партии. Также на становление идеологии чучхе в КНДР оказало влияние конфуцианство, поскольку республика долгое время находилась под влиянием китайской культуры. Этим объясняется и психология населения КНДР, поддерживающего данный политический режим. Традиционно северокорейское общество стремится к порядку и гармонии, которое, согласно Конфуцию, может представить только сильный центральный аппарат. По этой теории все люди делятся на управляемых и управляющих. Примечательно, что закон рассматривается ими как система жестких наказаний, поддерживающих порядок в обществе. Во главе государства стоит не закон, а управляющий - вождь, партия. Такое понятие, как «права личности» в теории чучхе отсутствует, оно заменено на долг перед правителем. Ким Ир Сен рассматривал государство как большую патриархальную семью. И как дети должны слушаться своего отца, так и корейский народ должен с сыновней преданностью относиться к Великому Вождю -главному патриарху нации, и своей матери - партии . Поэтому жители КНДР беспрекословно подчиняются верховной власти, и их решения считают единственно верными. Наиболее ярко отражает эти положения Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики, принятая в 1972 г. В ней, в частности, сказано: «Корейская Народно-Демократическая Республика - наша социалистическая Родина, где претворены в жизнь идеи чучхе великого вождя товарища КИМ ИР СЕНА и осуществлены его предначертания» .

Таким образом, в КНДР развит культ личности вождя, причем вождь обожествляется, ему приписываются сверхъестественные возможности. Первым из них был основатель государства - Ким Ир Сен. После его смерти культ личности распространился на его сына Ким Чен Ира. А с 2011 г. возглавляет государство младший сын последнего - Ким Чен Ын. Как отмечают некоторые исследователи, передача власти по наследству не вызывает никакого сопротивления со стороны правящей элиты - партии, армии, госаппарата. Этому способствовали четко выстроенная Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром вертикаль власти, а также организационные и кадровые перестановки. В СМИ была развернута программа по убеждению граждан в правильности передачи власти по наследству. В них уже обожествлялся будущий наследник, а его руководство различными областями жизни страны объявлялось великим .

Основная же цель КНДР - стать независимой великой державой. Отсюда ее стремление обладать ядерным оружием, попытки освоения космического пространства. Кроме того, КНДР считается одной из самых

милитаризованных стран в мире. С приходом к власти Ким Чен Ира армия заняла центральное место в государственном аппарате. На вооружение тратилась четверть бюджета страны, при том, что в стране наблюдался экономический кризис и голод. Вся экономическая и общественная жизнь стала строиться по военному образцу, была проведена пропагандистская работа, направленная на утверждение роли вождя и политической партии в государстве, на милитаризацию . На сегодняшний день по своей численности армия КНДР является четвертой в мире. Северная Корея тратит на военные цели от 15 до 16 % государственного бюджета. При населении 23,5 млн чел. вооруженные силы КНДР насчитывают 1,2 млн человек. Резерв составляет около 5 млн чел., мобилизационные ресурсы страны - более 6 млн человек.

Выборы в Верховное народное собрание - высший орган государственной власти - являются безальтернативными. Как правило, исход выборов заранее известен. В КНДР действует лишь одна Трудовая партия. Все остальные общественные движения, объединения признают ее руководящую роль и полностью подконтрольны ей.

В КНДР существует жесткая административно-полицейская система контроля за всеми сферами жизни граждан. Интересным представляется и организация мест лишения свободы. В них попадают не только за уголовные преступления, но и за политические. Поэтому лагеря и тюрьмы четко разграничены: в одних находятся уголовные преступники, в других - политически неблагонадежные, причем последних отправляют в лагеря без суда и на неопределенный срок. Это не является наказанием .

Государство в Северной Корее стремится внедриться в личную жизнь граждан. В стране развиты система доносов и коллективная ответственность. «Народные группы», созданные по месту работы или жительства, несут круговую поруку за каждого члена. Если один совершит проступок, репрессиям подвергаются все члены группы .

В стране также применяется смертная казнь. Так, в январе 2014 г. по обвинению в попытке свержения власти был казнен дядя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэк. Кроме него, были казнены все его ближайшие родственники и даже дети, что говорит о стремлении власти ликвидировать всю линию Чан Сон Тхека. После этого власти провели кампанию по выявлению и его сторонников .

Северная Корея является одной из самых «закрытых» в мире и в информационном плане.

В то же время в государстве выстроена социалистическая модель здравоохранения. Медицинская помощь, лекарственное обеспечение являются бесплатными. На безвозмездной основе предоставляются путевки в санатории и

др. Медицина носит профилактический характер. Проводятся вакцинация населения, плановые осмотры. Особой заботе подлежат материнство и детство.

Таким образом, КНДР по степени жесткости политического режима превосходит ранее существовавшие в СССР, Германии и Италии. О правах человека и гражданина в Северной Корее вообще говорить не приходится. Ему гарантированы, как и в СССР, лишь социальные права, с целью поддержания хорошей физической формы строителя социализма.

Несколько иная картина представлена во Вьетнаме. Само независимое государство образовалось после Второй мировой войны, когда под руководством Коммунистической партии она избавилась от оккупации Японией, и ранее от французской колониальной зависимости. В настоящее время в Народной Республике Вьетнам действует 4-я Конституция, принятая в 1992 г. В ее преамбуле закреплено, что она «отражает отношения между партией-руководителем, народом-хозяином и государством, осуществляющим функцию управления во вьетнамском обществе», т. е. в республике также существует однопартийная система. Коммунистическая партия Вьетнама является руководящей, все остальные союзы ей подчинены. В стране установлена и поддерживается коммунистическая идеология.

В то же время, в отличие от КНДР во Вьетнаме в последнее время проводится ряд реформ, целью которых является выведение страны из экономического кризиса и приближение ее к современным реалиям. Так, в 2005 г. Центральный комитет Коммунистической партии республики принял постановление, согласно которому была определена политика совершенствования правовой системы до 2010 г. и ориентированная на 2020 г. В нем, в частности, отмечалось: «построение и совершенствование единой, общей, способно применяемой и гласной системы права, обеспечивающей совершенствование и развитие институтов рыночной экономики в рамках социалистической системы; построение социалистического правового государства - государства, созданного народом, принадлежащего народу и действующего в интересах народа; увеличение роли права и юридической силы закона в целях обеспечения общественной стабильности и экономической интеграции в мировое сообщество; построение сильного, чистого государства и обеспечение прав и свобод человека и демократизации общества...» .

Однако многолетние традиции повлияли на психологию вьетнамцев. Они не склонны доверять законам и не считают их гарантом порядка и справедливости. Они полагают, что права человека второстепенны, каждый должен стремиться к согласию во имя блага всех. В то же время многие реформы постепенно претворяются в жизнь. Так, согласно Конституции Республики Вьет-

нам высшим органом государственной власти является Национальное собрание. Оно избирается народом сроком на 5 лет. В последние годы произошли некоторые перемены в его формировании и деятельности: увеличилось количество самовыдвиженцев на выборах; парламентские прения приняли характер дебатов, в ходе которых выдвигались важные законопроекты, разрабатывались альтернативные планы экономического развития; появились альтернативные кандидатуры при избрании на руководящие должности .

В настоящее время в стране издается более 700 газет и журналов. Некоторые из них критикуют министров за их ошибки. Но оппозиционной прессы нет.

Особенностью экономического развития Республики Вьетнам является, с одной стороны, появление рыночных механизмов, с другой - сохранение государственного регулирования и контроля основных отраслей хозяйства. Появляются частные предприниматели, и как следствие, исчезает уравнительный порядок распределения имущественных благ. Но олигархов, как в капиталистических странах, во Вьетнаме нет, поскольку крупные промышленные и финансовые группировки находятся под контролем государства. Экономика остается плановой, но планы не имеют силу закона, а являются ориентиром для дальнейшего развития.

Кроме прочего, особое внимание руководство страны уделяет здравоохранению и образованию. На сегодняшний день во Вьетнаме существуют две системы образования - государственная и частная. Но платные услуги занимают небольшую часть сферы образования.

Также целью Народной Республики Вьетнам является построение социального государства, борьба с бедностью .

В стране принят Трудовой кодекс, регламентирующий занятость, устанавливающий 8-часовой рабочий день, режим труда и отдыха. В то же время конституция провозглашает труд не только правом, но и обязанностью. Она также гарантирует ряд личных, социальных и культурных прав и свобод гражданам.

Во Вьетнаме в последние годы происходит и трансформация общества, отход от коллективизма к индивидуализму. Каждый человек теперь больше нацелен на поиск своего собственного «Я», определения своего места в обществе .

Таким образом, можно говорить о том, что во Вьетнаме установлен тоталитарный политический режим, но с элементами политической, экономической и духовной свободы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тоталитарные политические режимы в различных странах сходны по сути, они обладают однотипными характеристиками. В них только провозглашается принадлежность

власти народу, который на практике не имеет возможности участвовать в управлении делами государства. Политические права принадлежат правящей партии и ее лидеру. Народ лишь поддерживает проводимую политику. Для этого создается и широко задействуется аппарат принуждения. В то же время в некоторых странах, появляются зачатки оппозиции, свободы слова (Вьетнам).

То же самое наблюдается и с экономическими правами. Государственная экономика в некоторых странах приобретает элементы рыночной, появляется частная собственность. Контроль над духовной жизнью также в некоторых тоталитарных государствах ослабевает, что способствует развитию творчества и науки.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что современный тоталитаризм можно разделить на абсолютный и тоталитаризм с элементами свободы личности.

Список литературы

1. Булычев Г.Б. Политические системы государств Корейского полуострова. -М.: МГИМО, 2002. - С. 56.

2. Денисов В.И. Северокорейские вооруженные силы и их роль в политической жизни КНДР // Вестник МГИМО университета. 2011. - № 4. - С. 44-45.

3. Жебин А.З. КНДР: время перемен? // Междунар. отношения и мировая политика. - 2012. - № 3. - С. 115-116.

5. Ланьков А.Н. Репрессивный аппарат и контроль над населением в Северной Корее // Северная Корея: вчера и сегодня. - М.: Восточная лит., 1995. - С. 192.

6. Май Ван Тханг. Правовая система: определение понятия и особенности вьетнамской правовой традиции // Право и политика. - 2008. - № 1. - С. 37.

7. Нгуен Ван Нгань. «Мы изучаем опыт реформ многих стран, но идем своим путем обновления» // Российская Федерация сегодня. - 2005. - № 16. - С. 40-43.

8. Нгуен Кань Хоп. Национальное Собрание СРВ - вопросы перехода к парламенту // Гос-во и право. - 1998. -№ 6. - С. 88-94.

9. Социалистическая Конституция Корейской народно-демократической республики. - Пхеньян: Изд-во лит. на иностр. яз., 1998.

10. Тинь Тьюен Ха. Трансформация вьетнамского общества на современном этапе его развития // Философия и о-во. - 2006. - № 4. - С. 152-163.

11. Федякина А. Телевидение КНДР показало генерала, казненного за сон при Ким Чен Ыне // Рос. газета. - 14 мая - 2015.

12. Чарльз Ф. Эндрейн Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования / пер. с англ. - М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2000. - С. 124.

всеобъемлющая репрессивно-идеократическая система, феномен 20 столетия. Термин впервые введен в политический лексикон в 20-х гг. идеологами итальянского фашизма (Дж. Джентиле, Б. Муссолини и др.).

Исторические причины возникновения тоталитаризма связаны с разрушением традиционных социальных общностей, эмансипацией и социальной активизацией «массового человека», т. н. восстанием масс (термин X. Ортеги-и-Гассета). Характерно, что тоталитарные движения возникли в ареале стран «второго эшелона модернизации» и «догоняющего развития» (в России, Германии, Италии, Испании, Португалии и т. д.), где имело место опережение процессов формирования массового общества по сравнению со становлением гражданского общества. (В этом отношении тоталитаризм правильнее интерпретировать не как отторжение модернизации, свободного рынка, политической демократии и т. д., а как реакцию на «неполучаемость» модернизации, рынка, демократии и пр.)

Важным источником тоталитаризма явилось и нарастающее усложнение общества (в первую очередь в технолого-экономической сфере), которое породило ответную реакцию, выразившуюся в стремлении к сверхцентрализации, этатизации и соответственно в подавлении общественной самоорганизации и индивидуальной автономии.

В 20-30 гг. теоретики русской эмиграции (В. М. Чернов, И. 3. Штернберг, Г. П. Федотов, Ф. А. Степун, Б. Д Вышеславцев, С. О. Португейс и др.) заложили основы анализа феномена тоталитаризма. Согласно концепций правого социалиста-революционера Чернова, именно 1-я мировая война с ее предельным этатизмом и постоянно нагнетаемым военным психозом создала главные политико-психологические предпосылки характерной для большевистского тоталитарного режима «мистики государства». Она сделала государство новым Молохом, всеведущим, всепроникающим и всевластным, а гражданина - военнообязанным крепостным воюющего государства. Русский философ и культуролог Федотов полагал, что тоталитаризм вырос из порожденного 1-й мировой войной соблазна социального конструктивизма. По его мнению, новый социальный идеал оказался родственным идеалу техническому, стал как бы социальной транскрипцией техники. Другой русский философ - Степун - первым сформулировал принципиальное положение о том, что стержневым смыслообразующим элементом тоталитаризма является механизм «смещения исторической вины на Другого». В отношении большевистского режима он отмечал, что этот режим не знает понятия своей вины, у него виноват всегда Другой: буржуй, империалист, соглашатель, капиталист и т. д. Позднее он же показал различие двух (советской и нацистской) практик тоталитаризма: гитлеровский вариант был ориентирован на смещение вины вовне, на другие народы; а сталинский - на поиск «врагов народа» внутри социума.

Классической работой по анализу феномена тоталитаризма в западной литературе является книга немецко-американской исследовательницы X. Арендт, «Истоки тоталитаризма» (1951). Организационно-идеологической основой тоталитарных режимов, по ее мнению, явились «тоталитарные движения», требующие «тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от своих членов». В ряде случаев вооруженные тоталитарной идеологией массовые движения смогли овладеть государственной структурой и распространить на нее формы тоталитарного управления, фактически упразднив государство (так произошло с большевистским коммунизмом в СССР и гитлеровским национал-социализмом в Германии). В других случаях, напротив, тоталитарные движения после захвата власти слились с государственными структурами, породив однопартийные диктатуры фашистского типа, как это имело место в Италии и некоторых других странах Южной Европы (см. Фашизм). Арендт, т. о., провела принципиальное различие между собственно «тоталитарным правлением» и «авторитарными диктатурами» (к ним она относит, напр., большевистскую однопартийную диктатуру ленинского периода, а также фашистские режимы Южной Европы).

Арендт выделила несколько отличий тоталитаризма от «однопартийной диктатуры» (см. Авторитаризм, Диктатура). Во-первых, тотальная преданность и полное самоотождествление индивида с тоталитарным целым возможно только тогда, когда идейная верность лишена всякого конкретного содержания. Поэтому важной задачей наиболее успешных тоталитарных движений (большевистского и национал-социалистского) явилось избавление от конкретных идейно-политических программ, унаследованных от более ранних, предтоталитарных фаз развития. Если нацистское руководство решило эту проблему простым отказом от серьезной концептуальной проработки своих идейных оснований, то Сталин добился аналогичного результата благодаря постоянным зигзагам «генеральной линии» и постоянным перетолкованиям и новоприменениям марксизма, выхолостившим из этого учения всякое содержание.

Во-вторых, идеей господства тоталитарных режимов является не контроль над государством (как аппаратом насилия), а само Движение, поддерживаемое в вечном движении. В этом смысле цель тоталитаризма, по ее мнению, - втянуть в свою орбиту и организовать как можно больше людей и не давать им успокоиться.

В-третьих, тоталитаризм отличается от диктатуры сознательной политикой по аморфизации и деструкгуризации социума. Арендт, напр., принципиально различает «деспотизм» Ленина и тоталитаризм Сталина. Если первый полагал полезным удерживать те или иные виды общественной дифференциации и стратификации (социальную, национальную, профессиональную), то второй сознательно пошел на атомизацию бесструктурной массы, последовательно уничтожив все социальные страты. Более того, он фактически упразднил в качестве автономных корпораций государственную бюрократию и «тайную полицию» так, что даже проводники террора не могли впредь заблуждаться насчет самих себя в том, будто как группа они вообще что-то собой представляют, не говоря уже о самостоятельной власти.

Однако подобная аморфизация социума, который становится сплошной бесструктурной массой, принципиально меняет характер взаимоотношений лидера и народа (см. Народ). Поэтому, в-четвертых, в отличие от диктатора, тоталитарный вождь - уже не снедаемая жаждой власти личность, стремящаяся навязать свою волю подчиненным, а всего лишь «чиновник от масс», которые он ведет к «светлому будущему». Его функция, разумеется, велика («без него массам не хватало бы внешнего, наглядного представления и выражения себя и они оставались бы бесформенной, рыхлой ордой»), но и относительна, поскольку вождь без масс - ничто, фикция. В кон. 50-х- нач. 60-х гг. концепция тоталитаризма X. Арендт была подвергнута критике за преувеличение роли «массы» и соответственно недооценку роли государственной бюрократии в тоталитарных системах. В литературе (прежде всего «советологической») получила распространение концепция К. Фридриха и 3. Бжезинского, определяющая тоталитаризм на основе соответствия некоторому набору характеристик: единственная партия во главе с харизматическим вождем; монопольная общеобязательная идеология; монополия на средства массовой информации; монополия на средства вооруженной борьбы; система террористического полицейского контроля; централизованная система управления экономикой.

В 60-70-е гг. под воздействием эволюции советского режима ряд исследователей вообще усомнился в «операциональности» понятия «тоталитаризм», якобы неадекватного даже при описании сталинского и гитлеровского периодов истории. Получило распространение слишком буквальное отождествление понятий тоталитаризма и тотальности (как гомогенной целостности). Прямолинейное рассуждение «если нет тотальности, значит, нет и тоталитаризма» увело исследователей от плодотворной эвристической посылки Вышеславцева, который еще в 30-е гг. анализировал «русский коммунизм» как «утопию» (следуя аутентичной интерпретации Т. Мора: «То, чего не существует нигде, что не годится никуда, пустое место, ничто»). Согласно концепции Вышеславцева (видимо, неизвестной западными ученым), «коммунизм - это не пустота, а опустошение»: «Итак, где же коммунизм в России? Покажите его нам, его нет нигде! Да, нигде и вместе с тем везде. Пустоту нельзя осязать, она нереальна, но очень реально опустошение. И вот коммунизм, не находя себе нигде места и нигде не воплощаясь реально, метался по русской земле, опустошая леса и поля, села и города; и это опустошение вполне наглядно и для всех очевидно. Стремясь «войти в жизнь», коммунизм вытеснял жизнь и сеял смерть, ибо где есть коммунизм, там нет жизни, а где есть жизнь, там нет коммунизма». Возвращение к такому пониманию дает возможность закрепить определение тоталитаризма не как состояния, а как процесса - процесса репрессивного упрощения социума (см.: Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989).

Лит.: Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996; Кара-Мурза А. А. Большевизм и коммунизм: интерпретации в русской культуре. М., 1994; Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Friedrich С. J., Bnewski Z. К. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambr. (Mass.), 1956.

Отличное определение

Неполное определение ↓

По степени недемократичности на первое место выдвигается тоталитарный режим, занявший вполне определенное, место в истории человеческого общества среди других форм государственного правления. Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В этимологическом, неполитическом значении этот термин издавна использовался многими учеными. В политическом лексикон его впервые ввел для характеристики движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Тоталитарными являются режимы, при которых:

    есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

    партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

    доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

    тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

    при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

В отличие от деспотии, тирании, абсолютизма, тоталитаризм имеет также особую социальную основу. Для первых было характерно господство традиции, обычая; власть основывалась на них, нахо­дилась по отношению к ним в подчиненном положении. Каждый индивид был замкнут на традиционные общественные структуры (община, семья, церковь) и находил в них опору, поддержку, за­щиту. Тоталитаризм же разрушает традиции, разрывает традиционную социальную ткань общества, выбивая индивида из традиционной социальной среды, лишая его привычных социальных связей и заменяя общественные структуры и связи новыми.

Тоталитаризм - это террори­стическая политическая структура, характеризующаяся сущностной антикапиталистической направленностью, сформированная на осно­ве однопартийной системы, опирающаяся на общественно-полити­ческое движение при абсолютной концентрации власти в руках ее лидера.

Вместе с тем наличие социалистической теории укрепляло в со­знании масс убежденность в возможности достижения социальной утопии справедливости, солидарности, братства, социальной защи­щенности. Заметим, что и гитлеровский, и сталинский тоталитаризм активно использовали идеи социализма как доктрину будущего общества социальной гармонии.

Здесь акцент сделан на объективной стороне общественного прогресса. Другие обращают внимание на субъективный аспект, рас­сматривая появление тоталитаризма как реакцию на высокие темпы развития капитализма, от которого отстает развитие общественного сознания. Для нормального общественного сознания характерна определенная сбалансированность консервативного и радикального элементов. В тоталитарном обществе этот баланс смещен в сторону последнего.

Развитие человеческого общества идет неравномерно. Более раз­витые регионы обеспечивали развитие менее развитых в основном посредством силы. Однако развитие капитализма потребовало и но­вых форм взаимоотношений - экономических, к чему отставшие ре­гионы не были готовы. Уровень общественного сознания развиваю­щихся социумов препятствовал осознанию новых реалий, что вело к ориентации только на силовые методы. Отсюда стремление к уста­новлению такой системы государственного устройства, которая дала бы возможность в короткий срок добиться значительных успехов.

К этому следует добавить и тяжелейшее экономическое и соци­ально-политическое положение, которое сложилось в некоторых странах после Первой мировой войны в 20-е годы. Они оказались в экстремальной ситуации, из которой надо было вырываться путем мобилизации всего населения, не считаясь с потерями. Появляет­ся лидер, мессия, который знает, что надо делать, выдвигает идеи, понятные массам, готовым слепо следовать за ним для скорейшего их воплощения в жизнь.

Таким образом, в результате развертывания объективных процес­сов в сочетании с определенными субъективными факторами в мире происходило становление тоталитарных режимов. Вместе с тем лю­бая власть основывается на определенной социальной базе, опира­ется на определенные социальные силы. И для тоталитарного режи­ма такой основной социальной силой, на которую он опирается, яв­ляется люмпен-пролетариат, люмпен-интеллигенция города и люм­пенизированный слой крестьянства. Для этих маргинальных групп характерна социальная аморфность, дезориентированность, нетер­пимость, ненависть к стабильным, добившимся успеха в жизни со­циальным слоям общества.

Следует отметить, что в настоящее время различают три вида тоталитарного режима, которые классифицируются в зависимости от основного ценностного критерия.

1. Правый тоталитарный режим, в основе которого лежит национальный (расовый) критерий, - фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии.

2. Левый тоталитарный режим, в основу которого положен классовый (социальный) критерий, - сталинизм в СССР, КНР при Мао Цзэдуне, КНДР, Куба и др.

3. Религиозный тоталитарный режим, в основу которого поло­жены религиозные критерии организации общества, - исламский фундаментализм в Иране периода Хомейни.

Одной из характерных черт тоталитарного режима является максимальное сосредото­чение власти в одних руках, автократия, при которой законодатель­ная и исполнительная власть осуществляются одним лицом при фак­тическом отсутствии независимой судебной власти.

Во главе общества стоит вождь харизматического типа, который своими исключительными качествами, взглядами, поступками де­монстрирует правильность избранной цели и способов ее достиже­ния. Связь между ним и массой носит эмоциональный, мистический характер. Для масс характерна слепая вера в вождя, выдвигаемые им идеи. Происходит обожествление вождя, его рассматривают как символ единства нации, мессию, который сплотит народ и выведет его на верный путь.

Тоталитарный режим формально не препятствует участию граж­дан в политической жизни. Однако участие их в политическом про­цессе направляется в русло активного проявления преданности сво­ему вождю и партии (массовые манифестации, демонстрации, пара­ды и т. п.). Это было присуще Германии, СССР и другим странам.

Вместе с тем политическая власть на всех уровнях (макровласть, мезовласть и микровласть) формировалась через закрытые каналы, и к власти на разных уровнях иерархии приходили партийные бонзы и номенклатура.

Существенной чертой тоталитарного режима является также мо­нополия одной массовой политической партии. Тоталитарный режим не допускает существования не только других политических партий, но и различных демократических политических организаций, через которые массы приобщались бы к осуществлению власти. Это не исключает, однако, функционирования некоторых общественных орга­низаций (профсоюзы, общественные объединения), которые находятся под полным контролем со стороны правящей партии, а их де­ятельность регламентируется государством.

Недопущение демократических политических институтов тотали­тарным режимом преследует вполне определенную цель - устра­нить те структуры гражданского общества, которые выражают и за­щищают интересы граждан, стоят между государством и индиви­дом. Тоталитаризм подрывает и разрушает гражданское общество, функционирование которого противостоит всевластию вождя, моно­полии партии и доминированию государства.

Следует сказать и о месте церкви в тоталитарном обществе. Как один из элементов гражданского общества церковь осуществляет связь людей с Богом, призвана выражать интересы верующих, стоит между государством и личностью. Это, естественно, подрывает монополию партии, власть обожествляемого вождя, и тоталитарный режим стремится подавить церковь, изолировать ее от масс. Но по­скольку церковь всегда обладала высоким престижем в обществе, вековыми традициями, тоталитарный режим не везде добивался этой цели, как, например, в Италии.

Иное дело при религиозном тоталитарном режиме. Поскольку ха­ризматическим вождем здесь является духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране), то во властных структурах церковь и религия зани­мают господствующее положение. Исламский фундаментализм, его структуры во всем определяют и регламентируют социально-эконо­мическую, политическую и духовную жизнь общества.

Еще один исключительно важный признак - господство в обще­стве одной всесильной государственной идеологии, поддерживаю­щей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути. Монополия одной партии ведет, как правило, к существованию в обществе моноидеологии, не допуска­ющей культивирования других идей, доктрин, взглядов и критики в свой адрес. Причем монистическая идеология здесь приобретает ярко выраженный мессианский характер.

При правом тоталитарном режиме мессианская идеология заме­шана на расизме, национализме, провозглашающих избранность собственной нации. В основе левого тоталитарного режима лежит мессианский марксизм, большевизм, провозглашающий первую стра­ну социализма мессией, несущей освобождение и свободу всем народам.

Основная цель мессианской идеологии состоит в том, чтобы во­одушевить массы на свершение великих дел, разжечь их фанатизм, добиться полной преданности вождю, партии, власти, готовности пойти на определенные ограничения, лишения и жертвы во имя каких-то идеалов. Для этого широко используется разветвленный иде­ологический аппарат, который через средства массовой информа­ции и другие каналы формирует разнообразные политические, соци­альные мифы, внедряемые в массовое сознание.

Тоталитарный режим посредством всей мощи государственного механизма добивается утверждения в стране одной - единственной мифологизированной идеологии, которая рассматривается в каче­стве единственно возможного мировоззрения для всех членов об­щества. По сути дела она превращается в особого рода государ­ственную религию, замещая тем самым церковь с ее религиозным вероучением.

Здесь внедряются собственные догматы, торжественные ритуалы и церемонии, используются священные книги и культивируются свои святые, свои обожествленные персоны (вождь, фюрер и т. п.). Поэтому не случайно многие подчеркивают, что тоталитарное госу­дарство можно рассматривать как своеобразную форму теократи­ческого правления.

С этим связано и осуществление при тоталитарном режиме то­тального политического контроля над умами людей, не допускаю­щего с их стороны никакого инакомыслия и инакодействия. Щупаль­ца идеологического, репрессивного аппарата проникают во все поры общества, устанавливается жесткий контроль над сознанием лично­сти, ее мыслями, внутренним миром. Ставится задача полностью подчинить человека партийно-государственной машине.

Характерным признаком тоталитарного режима является также жесткая регламентация всех сторон жизни общества, его стремле­ние к огосударствлению всех сфер жизни общества, монопольный контроль над производством, экономикой, образованием, средства­ми массовой информации. Вводятся всевозможные, бесчисленные инструкции, предписания, опутывающие все общество, в которых детально рассматривается, что можно, а что нельзя делать, как себя вести и о чем думать. И затрагивает это деятельность не только тру­довых коллективов, общественных объединений, но и церковь, и каждую семью.

Важным признаком тоталитарного режима выступает подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик громоздкой государственной машины. Один из немецких по­литологов писал, что человек в тоталитарном государстве представ­ляется «животной разновидностью человека». Тоталитарное государ­ство - это организация деперсонализованных, лишенных своего «я» менеджеров и миллионов дегуманизированных обесчеловеченных рабов.

Тоталитарный режим стремится к полной трансформации человека в соответствии с укоренившейся в обществе идеологией (фашизм, марксизм). Ставится задача сформировать определенный тип личнос­ти с особым психическим складом, ментальностью, поведением. И достигается это посредством широко осуществляемой стандартиза­ции и унификации индивидуальности, растворения ее в массе, кол­лективе, подавление индивидуального, личностного начала в челове­ке. Вместо одного типа личности, которому свойственны индивиду­альность, своеобразие, самобытность, формируется в соответствии с идеологическими канонами другой тип человека тоталитарного обще­ства, в котором устранены индивидуальные особенности и которому присущи однообразие, одномерность, единодумие, единомыслие.

Одним из значимых признаков тоталитарного режима ряд иссле­дователей считает наличие общественного политического движения (нацистского, фалангистского и др.), составляющего массовую соци­альную базу данной власти. Причем формирование таких движений берет начало, как правило, в демократической политической системе. И это связано с тем, что недемократическая система не допустит су­ществования, такого оппозиционного массового движения. Его опре­деляющая роль в тоталитарном режиме связана с рядом моментов.

Во-первых, через общественное политическое движение, являю­щееся социальной базой режима, в общественном сознании широ­ких слоев населения формируется мессианская, тоталитарная идея.

Во-вторых, посредством такого массового движения обеспечи­вается всепроникающий контроль государства над всеми сферами жизни общества, благодаря чему и достигается тотальное полити­ческое господство.

И, в-третьих, подобное движение дает возможность сформировать положительное отношение масс к тоталитарному режиму, несмотря на всеобъемлющий политический контроль.

Поскольку движение возникает еще в условиях демократической системы, то рамки его функционирования, как правило, шире перио­да существования самого режима. Так, тоталитарный режим в Гер­мании просуществовал с 1933 года по 1945 год, а нацистское дви­жение развивалось с 1919 года по 1945 год. В Испании фашистский режим функционировал с 1937 года до начала 50-х годов, а фалангистское тоталитарное движение развивалось с 1933 до 1958 года.

В России, Китае коммунистическое движение также возникло рань­ше, чем сложился тоталитарный режим. В отношении нашей страны существуют разные мнения о сроках его утверждения. Одни относят это к 1937-1938 годам, к периоду массового террора по отно­шению к партийным и государственным функционерам. Другие сдвигают временную планку к концу 20-х - началу 30-х годов, связывая установление тоталитаризма с массовым террором в период насиль­ственной коллективизации. Сталин становится центральной фигурой во властной иерархии. Третьи считают, что коммунистическое гос­подство окончательно утвердилось как тоталитарное государство в период Гражданской войны и военного коммунизма.

Выделяются следующие этапы в развитии тоталитаризма в СССР. Первый этап (с 1917 года до середины 20-х годов) характеризуется радикализмом большевиков, недооценкой значимости личности, широкий террор, массовые репрессии - расказачивание, унесшее миллионы, расстрелы рабочих и др. Второй этап (с середины 20-х до середины 50-х годов) связан с установлением режима личной влас­ти Сталина и с вытекающими отсюда последствиями. И третий этап (с середины 50-х до середины 80-х годов) характеризуется отсут­ствием массовых репрессий, но преследованием диссидентов - про­цессы над ними, высылка за рубеж, заключение в психиатрические лечебницы, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году и т. п. Затем тоталитарный режим рухнул.

К отличительным свойствам тоталитарного режима следует отне­сти и государственно-организованный массовый террор, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие. Посто­янный массовый террор применяется, с одной стороны, как сред­ство уничтожения врагов нации и запугивания потенциальных про­тивников, а с другой - как эффективный способ управления масса­ми. Процесс непрерывного насилия терроризирует все общество, вызывая страх и боязнь во всех слоях населения. Молох террора работает безостановочно, принося неисчислимые жертвы, калеча человеческие судьбы.

В качестве отличительной черты тоталитарного режима выделяют его ориентацию на будущее, а не настоящее, на оторванные от жиз­ни высшие цели и идеалы. Все материальные, человеческие и ин­теллектуальные ресурсы данный режим мобилизует на достижение всеобъемлющей цели, в частности для Германии - это построение тысячелетнего рейха, для СССР - коммунистического общества.

Некоторые зарубежные политологи считали, что тоталитарный ре­жим не изменяется, его можно лишь уничтожить извне, как фашис­тскую Германию. Однако дальнейшее развитие Советского Союза уже в послесталинский период показало, что высказанное ими ра­нее мнение не совсем верно. Тоталитарные режимы в результате постепенного эволюционирования могут изменяться. В частности тоталитарный режим при Брежневе, конечно, отличается от тотали­тарного режима при Сталине. Брежнев не обладал такой властью как Сталин, не был таким диктатором, как Сталин. Поэтому некоторые политологи предлагают различать тоталитарные и посттоталитарные режимы. Посттоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается ослабляется.

Нельзя думать, что тоталитарные режимы были только в прошлом в лице, в первую очередь фашистской Германии и СССР. Подобные режимы существовали в ГДР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, продолжают функционировать и в настоящее время в ряде стран «казарменного социализма», в некоторых других странах. Естественно, что в каждой стране имелись и имеются особенности, позволяющие говорить об определенных различиях в функциониро­вании тоталитарных режимов.