Сочинения. И

Подобный материал:

  • Сочинение: Тургенев И. С. Муму Тема: Герасим главный герой рассказа «Муму» , 15.65kb.
  • И. С. Тургенева «муму» И. С. Тургенев замечательный русский писатель. Рассказ , 37.81kb.
  • Иван Сергеевич Тургенев? Почему вы запомнили героев рассказ , 61.8kb.
  • Тургенев Иван Сергеевич (1818 1883) Русский писатель, член-корреспондент Путурбургской , 48.98kb.
  • , 23.56kb.
  • Ры Михаил Федоров, автор хрестоматийной поэмы «Арсюри» талантливый педагог, этнолог, , 104.66kb.
  • , 399.61kb.
  • Я, лиру посвятил народу своему , 81.26kb.
  • Великий Мастер всю свою жизнь был счастливым, улыбка всегда озаряла его лицо. Вся его , 279.3kb.
  • Курс: История отечественного государства и права Тема Государство и право России , 718.14kb.
Сочинение

Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму»

Тургенев всю свою жизнь был ненавистником крепостного права. Многие свои произведения писатель посвятил жизни крепостных крестьян.

Создавая образ главного героя рассказа «Муму», автор говорит, что Герасим был самым замечательным, славным мужиком. Глухонемой от рождения, он был сложён богатырём двенадцати вершков ростом. По силе и выносливости автор сравнивает своего героя с быком.

Герасим – крепостной крестьянин. Судьба его зависит от воли господ. Барыня перевезла Герасима из деревни в город, оторвала его от земли и пристроила сторожить господский дом, жить в тесной коморке. «Переселённый в город, он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал. Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ». Они не приносили ему душевной радости, хотя выполнял он свои обязанности со всей ответственностью и строгостью.

Свой богатый внутренний мир герой раскрывает в любви к Татьяне. Он очень трепетно относится к ней, защищая от нападок других, тонко чувствует настроение любимой. Однако Герасим не борется за своё счастье. Ему пришлось смириться с тем, что Татьяну выдали замуж за другого.

Справиться с одиночеством и болью помогла ему найденная и приручённая собачка. Всю свою нерастраченную любовь дарит герой Муму. «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Он без памяти любит её. В момент разлуки с собачкой он кличет, бегает, а затем горюет, тоскует и впадает в отчаянье. Автор показывает нам, какие сильные и глубокие чувства способен испытывать внешне угрюмый и диковатый дворник Герасим. Какое счастье и безумный восторг охватывают его при встрече с любимицей!

И вновь герой не отстоял своё возможное счастье. Исполняя прихоть своенравной барыни, сам убивает существо, которое любил больше жизни.

Человек бессилен перед своим хозяином, таким его сделало крепостное право. И всё-таки автор заставляет нас восхищаться совершенством, нравственной силой своего героя. В конце произведения он первый раз в жизни совершает самовольный поступок: уходит от барыни в деревню, показывая таким образом свой протест.

Медведева Мария, учащаяся 5 класса

Действие рассказа происходит в московской усадьбе, принадлежащей старой, скверной, противной барышне, любящей старинный уклад дворянской жизни и содержащей большое (до гротеска) количество дворовых людей. У нее есть даже свой шорник, что уж говорить о башмачнике и ветеринаре?! Вся дворня вынуждена потакать капризам старухи, исполнять ее желания. Тема подчинения, безропотности крепостных особенно хорошо отражена в образе девки Татьяны, которая почти лишена проявления жизненных эмоций, ей искренне все равно, за кого ее выдадут замуж.

Какой смысл в высказывании своего мнения, если оно никем не признается?

Из всех дворовых людей выделяется Герасим, являющийся дворником и сторожем на барском дворе. Герасима привезли из деревни, что находилась в двадцати пяти верстах от московского поместья. Описывая данную ситуацию, автор опять прибегает к приему сравнения крепостного с бесправным животным – везли Герасима как быка, взятого с пашни и поставленного на вагон, а он ехал и не понимал, куда его везут и зачем, по каким причинам отрывают его от родной земли? (о правах тут и речи не идет). Приметили его за силу, работоспособность, ответственность. Сам автор сравнивает Герасима с дубом-исполином, выросшим на воле. И действительно, в образе Герасима сосредоточены все качества русского удалого богатыря-воина: двенадцать вершков роста, работа за четверых, честность, отвага. Сопровождающие его образ детали также подкрепляют целостность такого восприятия: кровать – на чурбанах из дубовых досок, хоть сто пудов, хоть больше положи на нее – не прогнется! Стул в комнате коренастый, добротный, как сам хозяин – хоть сколько его уронят, а он невредим! В образе Герасима автор выражает свое восхищение стойкостью, силой, внутренним величием русского крестьянина, его связью с природой и широтой его души. Но мельчает, пропадает вся красота этого образа в рабских условиях, в «клетке» дворовой жизни, в безмолвии и бессилии крепостного человека. Ведь не просто так автор наделяет Герасима – богатыря немотой и глухотой. Это не недуг, это – выражение того поведения крестьян, с помощью которых они не получат лишних плетей и подобного наказания. Герасим – собирательный образ русского подневольного крепостного: беспрекословное повиновение, глухота к тому, чего знать не надо и немота в проявлении какого-либо протеста. Удивительно, что в рассказе именно немой Герасим стал выразителем своеобразного народного протеста против угнетения человеческой свободы. Протест был выражен в побеге Герасима, в невозможности оставаться более «богатырю» связанным по рукам и ногам волей барыни, в желании вернуться в родной дом, работать с размахом на поле. Но нашел ли отклик этот протест? Изменил ли он что-то? Нет, ведь в конце рассказа автор утверждает мысль о том, что «до сих пор живет Герасим…», в которой скрыт тот смысл, что все так же немой, бессловесный и безвольный русский крепостной крестьянин живет и ничего не меняется.


Пожаловаться


Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек.

Герасим был крепостным крестьянином. Имел мало прав. Был глухонемой от рождения. У него была хозяйка которой он должен был подчиняться. Добрый, умный, вежливый, ответственный, рассудительный. Жил по принципе "Мы в ответе за тех, кого приручили". Поэтому ему и пришлось утопить Муму, из-за того, что это попросила сделать хозяйка. Так как он был глухонемым ему было сложно общаться с людьми, а Муму понимал его без слов. Ему было очень больно убивать собаку, он остался совсем один. И умер вскоре после того как утопил Муму.

Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек.

Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму» . Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле» , он любил землю, хозяином которой не был. Все, что ни делал этот «славный мужик» , совершалось им просто и искренне, от всей души. Работать - так работать, любить - так любить. Нежными и трогательными были чувства великана Герасима к Татьяне, которую по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника. После горького разочарования в любви глухонемой безоглядно привязался к найденной им собачке: «ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей» . Но и эта безобидная привязанность была разрушена своенравной барыней. И все же горести и беды не сломили могучего богатыря. Герасим оставил город, принесший ему столько горя, и вернулся в родную деревню - к земле, деревенскому быту, ко всему, что всегда было дорого его сердцу. И в этом его сила и его победа над превратностями судьбы крепостного крестьянина

Герасим был крепостным крестьянином. Имел мало прав. Был глухонемой от рождения. У него была хозяйка которой он должен был подчиняться. Добрый, умный, вежливый, ответственный, рассудительный. Жил по принципе "Мы в ответе за тех, кого приручили". Поэтому ему и пришлось утопить Муму, из-за того, что это попросила сделать хозяйка. Так как он был глухонемым ему было сложно общаться с людьми, а Муму понимал его без слов. Ему было очень больно убивать собаку, он остался совсем один. И умер вскоре после того как утопил Муму.
Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек.
ПожаловатьсяСпасибо0

Герасим был крепостным крестьянином. Имел мало прав. Был глухонемой от рождения. У него была хозяйка которой он должен был подчиняться. Добрый, умный, вежливый, ответственный, рассудительный. Жил по принципе "Мы в ответе за тех, кого приручили". Поэтому ему и пришлось утопить Муму, из-за того, что это попросила сделать хозяйка. Так как он был глухонемым ему было сложно общаться с людьми, а Муму понимал его без слов. Ему было очень больно убивать собаку, он остался совсем один. И умер вскоре после того как утопил Муму
ПожаловатьсяСпасибо0

Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек. Герасим был крепостным крестьянином. Имел мало прав. Был глухонемой от рождения. У него была хозяйка которой он должен был подчиняться. Добрый, умный, вежливый, ответственный, рассудительный. Жил по принципе "Мы в ответе за тех, кого приручили". Поэтому ему и пришлось утопить Муму, из-за того, что это попросила сделать хозяйка. Так как он был глухонемым ему было сложно общаться с людьми, а Муму понимал его без слов. Ему было очень больно убивать собаку, он остался совсем один. И умер вскоре после того как утопил Муму. Герасим - крепостной крестьянин, глухонемой с рождения, служит дворником. Герасим - мужчина средних лет, крепкого телосложения, около 2 метров ростом. Автор считает его богатырем и великаном, сравнивает с медведем. Герасим был угрюмый, строгий, привыкший к одиночеству. Его больше привлекает жизнь в деревне. Он очень трудолюбивый, усердный, отличный работник. Все вокруг уважают Герасима, ведь он всегда выполняет свои обещания. Немного грубоват, зато очень наблюдательный. Герасим верующий человек

Крепостное право и личность (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Одним из самых сложных для понимания произведений, которое включено в программу 5 класса, является рассказ И.С. Тургенева «Муму». Пятиклассникам оценить всю глубину и серьезность произведения бывает очень трудно. Ребятам прежде всего жаль несчастную собачку Муму, они жалеют и в то же время восхищаются богатырской силой глухонемого Герасима, кто-то осуждает его за то, что он утопил Муму, не попытавшись противостоять барыне. То есть, прежде всего, - это эмоции. А вся сложность этого произведения и состоит в том, чтобы, откинув эмоции, увидеть в глухонемом Герасиме символ крепостной России - такой же сильной, могучей и неспособной говорить, противостоять.

Данный урок является последним в изучении этого произведения. Подводятся итоги, делаются выводы, вспоминаются факты биографии писателя.

  • 1) Образовательная:
    • - повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;
    • - вспомнить об истории создания рассказа «Муму»;
    • - рассмотреть героев и их поступки.
  • 2) Развивающая:
    • - формировать умение анализировать текст художественного произведения;
    • - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы;
    • - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
    • - учить сжато излагать повествовательный текст;
    • - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
    • - продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
  • 3) Воспитательная:
    • - воспитание общечеловеческих ценностей;
    • - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

Добрый день, ребята. Мы с вами прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». На нашем уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Сегодня нам предстоит решить нелегкую проблему, которая заключается в таких понятиях: крепостное право и личность. Запишем тему урока в тетради.

Для начала нам необходимо определить значение этих понятий. Дома по толковому словарю С.И.Ожегова значение этих слов посмотрели и записали в тетради наши одноклассники. Давайте прочитаем их. (Заранее подготовленные ученики читают определения).

Крепостное право - исторический строй в России, форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе реформ конце XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649. В XVII-XVIII вв. всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861).

Крепостной человек - Крепостной - 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян. 2. Крепостной крестьянин.

Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств.

Рассказ «Муму» написан в 1851 году, за девять лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право. Запишем в тетради:

  • 1852 год - рассказ «Муму», 1861 год - отмена крепостного права.
  • - Что же такое крепостное право?
  • (Сообщение заранее подготовленного ученика)

Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.

Дворяне имели право владеть землей и людьми - крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

  • - Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы детей)
  • - Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей - другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, то есть крепостные, жившие с хозяевами в городе.

  • - Ребята, а к какому сословию принадлежал И.С.Тургенев?
  • (Ответы детей)
  • - Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом.

Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Какие сведения о ней вам известны?

Ученик: Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Какие сведения об отце Ивана Сергеевича нам известны?

Ученик: Это был молодой офицер, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умен.

Варвара Петровна сразу влюбилась в молодого офицера. В 1816 году состоялась их свадьба. Через год у них родился сын Николай, а затем сын Иван. А что вспоминает Тургенев о своем детстве?

Ученик: Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

  • - Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.
  • - Итак, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку - барыню.
  • - Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).
  • - Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне). Крепостной право личность муму
  • - Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).
  • - Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать).
  • - Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим).
  • - Нам предстоит поработать в группах и ответить на некоторые вопросы.
  • (Работа в группах)
  • 1 группа: «Как описывает автор Герасима? Как работал Герасим? Ответы подтверждайте цитатами».

Примерный ответ детей 1 группы: Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения. Автор пишет: «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии.

2 группа: «Что такое сравнение? Найдите сравнения в описании работы Герасима».

Примерный ответ детей 2 группы: Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»; Герасим «смахивал на степенного гусака»; когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»

3 группа: «Что такое гипербола? Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?»

Примерный ответ детей 3 группы: Гипербола - это сильное преувеличение. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух коров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.

4 группа: «Найдите в тексте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя?»

Примерный ответ детей 4 группы: Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «…Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

  • - Обратимся к иллюстрациям, которые вы подготовили. (Работа с иллюстрациями учеников. Многие ученики изобразили Герасима. Они аргументируют свои ответы).
  • - Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде - с метлой и бочкой - кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни.
  • - Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё. Мог ли Герасим вернуться в дом барыни после того, как исполнит ее жестокое приказание? (Нет. Герасим не смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он исполняет ее жестокое приказание, но не прощает ее).
  • - Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не волновало это. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит - она могла делать с ним и его судьбой что угодно.
  • - Вернемся к теме нашего урока и попробуем ответить на вопрос: совместимы ли понятия «личность» и «крепостное право». (Нет. Крепостное право - это зависимость, а личность - это свобода. Герасим выбирает свободу).
  • - Тургенев не просто так изображает Герасима немым от рождения. В лице Герасима он олицетворяет русский народ, бесправный молчаливый народ в условиях крепостного права. Но Герасим своим уходом доказывает, что и молчаливый народ может протестовать и иметь свое мнение.
  • - Представьте, что нам предстоит составить «лестницу» и расположить на ней героев. На какую ступень мы поставим барыню, а на какую Герасима? (Герасима мы поставим на более высокую ступень, чем барыню).
  • - Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

Выставление оценок. Подведение итогов урока.