Электроскоп электрическое поле. Презентация на тему «Электроскоп электрическое поле

Цели:

  • образовательная – продолжить формирование
    знаний учащихся об электризации тел,
    сформировать представление учащихся об
    электрическом поле и его свойствах, познакомить
    с устройством электроскопа (электрометра).
  • развивающая – продолжить работу по
    формированию умений делать более общие выводы и
    обобщения из наблюдений.
  • воспитательная – содействовать формированию
    мировоззренческой идеи, познаваемость явлений и
    свойств окружающего мира, повышение
    познавательного интереса учащихся с
    использованием ИКТ.
  • После урока ученик знает:

    • Строение и назначение электроскопа
      (электрометра).
    • Понятия электрического поля, электрических сил.
    • Проводники и диэлектрики.
    • Выделять и систематизировать имеющиеся у них
      знания об электризации тел.
    • Объяснить действия электрического поля на
      внесенный в него электрический заряд.
    • Углубляет знания об электризации тел.
    • Развивает интеллектуальные умения.

    Структура урока:

    1. Организационный этап.
    2. Повторение с целью актуализации прежних знаний.
    3. Формирование новых знаний.
    4. Закрепление, включая применение новых знаний в
      измененной ситуации.
    5. Домашнее задание.
    6. Подведение итогов урока.
    1. Электроскоп (1 экземпляр).
    2. Электрометр (2 экземпляра), металлический
      проводник, шар.
    3. Электрофорная машина.
    4. “Султаны”.
    5. Стеклянная и эбонитовая палочка; (шерсть, шелк).
    6. Презентация.
    Структурные элементы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
    Организационный момент Обеспечивает общую готовность учащихся
    к работе.
    Слушают учителя.
    Мотивационно – ориентировочный С целью повторения материала,
    изученного на предыдущем уроке, провести краткий
    фронтальный опрос:

    1. Какие два типа зарядов
    существуют в природе, как их называют и
    обозначают?


    одноименные заряды?
    Как взаимодействуют между собой тела, имеющие
    разноименные заряды?

    Может ли одно и то же тело, например эбонитовая
    палочка, при трении электризоваться то
    отрицательно, то положительно?

    Можно ли при электризации трением зарядить
    только одно из соприкасающихся тел? Ответ
    обоснуйте.

    Правильно ли выражение: “При трении создаются
    заряды”? Почему?

    2. Предлагает письменно выполнить тестовое
    задание.

    1. Отвечают на вопросы.

    2.
    Самостоятельно работают с тестом.

    Формирование новых знаний Электризация тел может осуществляться
    не только при трении, но и при соприкосновении.
    Демонстрация опыта (для иллюстрации
    теоретических выводов):

    а) поднесем наэл.
    Эбонитовую палочку к гильзе.

    б) гильза притягивается, а потом отталкивается,
    почему?

    в) проверка наличия отрицательного заряда на
    гильзе (поднести положительно заряженную
    стеклянную палочку к гильзе) – она притягивается.

    Слушают учителя, наблюдаютза ходом
    опыта, который служит исходным фактом для
    экспериментального обоснования электризации
    при соприкосновении, учавствуют в беседе. Делают
    записи в тетради.
    На рассмотренном физическом явлении
    основано действие таких приборов как
    электроскоп и электрометр. Демонстрация
    приборов а) электроскоп прибор для обнаружения
    эл. Зарядов; Конструкция их проста: через
    пластмассовую пробку в металлической оправе
    проходит металлический стержень, на конце
    которого закреплены два листика тонкой бумаги.
    Оправа с двух сторон закрыта стеклом.
    Демонстрируя устройство и принцип действия
    электроскопа, учитель задает учащимся вопросы:

    Как
    при помощи листочков бумаги обнаружить,
    наэлектризовано ли тело?

    Как по углу расхождения листочков электроскопа
    судят о его заряде?

    Для опытов с электричеством используют и
    другой, более совершенный прибор – электрометр.
    Здесь легкая металлическая стрелка заряжается
    от металлического стержня, отталкиваясь от него
    на тем больший угол, чем больше они заряжены.

    Слушают учителя, наблюдают за ходом
    эксперимента, отвечают на вопросы, находят
    сходства и отличия в устройстве и принципе
    работы приборов, делают выводы.
    Различают вещества, которые являются
    проводниками и непроводниками электрического
    заряда. Демонстрация опыта: заряженный
    электроскоп соединяется с незаряженным сначаа
    металлическим проводником, а затем стеклянным
    или эбонитовым стержнем, в первом случае заряд
    переходит, а во втором не переходит на
    незаряженный электроскоп.
    Слушают учителя, работают с учебником
    (п. 27 – стр 63), знакомятся с проводниками и
    диэлектриками электричества, днлают выводы из
    опыта (выявление второго уровня усвоения знаний)
    Все тела, которые притягиваются к
    заряженным телам – электризуются, а значит на них
    действуют силы взаимодействия, эти силы назвали
    электрическими (силы с которыми эл. Поле
    действует на внесенный в него эл. Заряд. Всякое
    заряженное тело окружено электрическим полем
    (особый вид материи отличающийся от вещества).
    Поле одного заряда действует на поле другого.
    Слушают учителя, записывают в тетради, в
    ходе беседы отвечают на вопросы.
    Повторение и систематизация
    знаний
    Беседа по вопросам к п.27, 28: Отвечают на вопросы (выявление
    третьего уровня усвоения знаний) решают
    качественные задачи, применяя знания в новой
    ситуации.
    Как при помощи листочков бумаги
    обнаружить, наэлектризовано ли тело?
    Опишите устройство школьного
    электроскопа.
    Как по углу расхождения листочков
    электроскопа судят о его заряде?
    Чем отличается пространство,
    окружающее наэлектризованное тело, от
    пространства, окружающего ненаэлектризованное
    тело?
    Решение качественных задач
    (применение знаний в новой ситуации).
    Зачем стержень электроскопа всегда
    делают металлическим?
    Почему разряжается электрометр, если
    коснуться его шарика (стержня) пальцами?
    В электрическом поле равномерно
    заряженного шара в т. А находится заряженная
    пылинка. Как направлена сила, действующая на
    пылинку со стороны поля?
    А действует ли поле пылинки на шар?
    Почему нижний конец молниеотвода
    нужно закапывать в землю, работающие
    электроприборы заземлять?
    Будут ли взаимодействовать близко
    расположенные электрические заряды в
    безвоздушном пространстве (например на Луне, где
    нет атмосферы)?
    Организация домашнего задания. Читать и отвечать на вопросы п. 27-28.
    Предлагает учащимся сделать самодельный
    электроскоп.
    Записывают в дневниках домашнее
    задание.
    Рефлексивный Учитель предлагает ученикам ответить
    на вопросы: какой вопрос был самым интересным,
    самым простым, самым трудным.
    Отвечают на вопросы.

    АМПЕР (Ampere) Андре Мари (1775 - 1836), выдающийся французский ученый, физик, математик и химик, в честь которого названа одна из основных электрических величин - единица силы тока - ампер. Автор самого термина "электродинамика" как наименования учения об электричестве и магнетизме, один из основоположников этого учения.

    КУЛОН (Coulomb) Шарль Огюстен (1736-1806), французский инженер и физик, один из основателей электростатики. Исследовал деформацию кручения нитей, установил ее законы. Изобрел (1784) крутильные весы и открыл (1785) закон, названные его именем. Установил законы сухого трения.

    Фарадей (Faraday) Майкл (22.9.1791– 25.8.1867), английский физик и химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества (1824).

    Джеймс Клерк Максвелл (1831-79) - английский физик, создатель классической электродинамики, один из основоположников статистической физики, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею электромагнитной природы света, установил первый статистический закон - закон распределения молекул по скоростям, названный его именем. Развивая идеи Майкла Фарадея, создал теорию электромагнитного поля (уравнения Максвелла); ввел понятие о токе смещения, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею электромагнитной природы света. Установил статистическое распределение, названное его именем. Исследовал вязкость, диффузию и теплопроводность газов. Максвелл показал, что кольца Сатурна состоят из отдельных тел.

    Конспект урока «Электрическое поле. Электроскоп»

    Цель урока: познакомить учащихся с устройством электроскопа. Сформировать представления об электрическом поле и его свойствах.

    Оборудование: электроскоп, гильза на нити на подставке, эбонитовая, стеклянная палочка, воздушные шарики , кусок нейлоновой ткани, ножницы, скотч, шерстяная ткань, пластиковые стаканчики, скрепки, фольга.

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний, учащихся

    Для некоторых из вас сегодняшний урок начнётся с тестовых заданий. (5 человек), те, у кого лежат тесты, могут приступить к работе, время ограниченно, по истечению 3 минут, мы проверим правильность выполнения.

    На демонстрационном столе находятся воздушные шарики. Двое учащихся вызываются к демонстрационному столу. Задача учащихся привести эксперимент и сделать вывод о взаимодействии наэлектризованных тел.

    Пока два ученика читают инструкцию по выполнению эксперимента, вниманию остальных я предлагаю следующие вопросы:

    1. Как передать электрический заряд от одного тела к другому?

    2. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют?

    3. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды?

    4. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды?

    5. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел?

    6. Правильно ли выражение: «При трении создаются заряды?» Почему?

    7. Можно ли наэлектризовать латунный стержень, держа его в руке?

    8. Можно ли на концах стеклянной палочки получить одновременно разноименные заряды?

    9. Назовите вещества, которые являются проводниками.

    10. Назовите вещества, которые являются диэлектриками.

    Проверка выполнения тестовых заданий. Ключом к тесту является слово «Верно».

    Демонстрируются учащимися опыты и делаются выводы. И результат сразу оценивается.

    3. Изучение нового материала.

    –Скажите, как определить наэлектризовано ли тело?

    Есть ещё способ определить заряжено ли тело:с помощью такого прибора, как электроскоп?

    Два воздушных шарика висят не касаясь друг друга, но однако же видно,

    что они взаимодействуют, отталкиваются друг от друга. При буксировки

    одного автомобиля другим взаимодействие автомобилей производится через трос. А взаимодействие между заряженными телами осуществляется с помощью электрического поля.

    Название « электроскоп» произошло от греческих слов « электрон»- электричество и «скопео»- наблюдать, обнаруживать.(запись в тетрадь)

    Из чего же он состоит? Через пластмассовую пробку в металлической оправе проходит металлический стержень, на конце которого закреплены два листочка из тонкой бумаги. Оправа с двух сторон закрыта стеклом.

    Посмотрите, какие изменения произойдут, когда я поднесу заряженную

    Палочку. (Листочки отклонятся). Т. е. по отклонению листочков можно судить о том, заряжено ли тело. Для опытов используют и другой прибор

    Электрометр. Здесь легкая металлическая стрелка заряжается от металлического стержня, отталкиваясь от него не тем больший угол, чем больше они заряжены.

    Согласно учению английский физиков Фарадея и Максвеля, вокруг заряженных тел. Посредником в этом взаимодействии и является электрическое поле. Электрическое поле-форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел, оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.

    Опыт: Зарядить гильзу « отрицательно», палочку «положительно» и подносить палочки к гильзе. И наблюдать за тем, как гильза притягивается к палочке, по мере её приближения.

    Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрический заряд с некоторой силой.

    Силу, с которой электрическое поле действует на внесённый в него заряд, называется электрической силой.

    Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а при удалении от них поле ослабевает.

    Изготовление детьми электроскопа из подручных средств: пластиковый стаканчик, скрепка, фольга, пластилин.

    4 Подведение итогов урока.

    Для чего нужен электроскоп и из каких частей он состоит?

    С каким понятием вы познакомились на уроке?

    Какое свойство электрического поля вы узнали?

    На любом ли расстоянии от заряженного тела электрическое поле одинаково действует?

    5 Д/з §27,28.

    Инструкция 1

    1. Возьмите два шарика

    2. Каждый шарик завяжи ниткой длиной 30 см.

    3. с помощью скотча прикрепи один из шариков к штативу.

    4. потри висящий шарик куском шерсти. Необходимо сделать по крайней мере 20 движений кусочком ткани туда и обратно. Отпусти шарик и он будет свободно висеть

    5. потри второй шарик куском шерсти. Возьми его за конец нитки и поднеси к первому шарику. Что произойдет с шариками?

    6. прикрепи второй шарик достаточно близко к первому так, чтобы казалось, будто они разлетаются друг от друга

    ИНСТРУКЦИЯ2

    1.Возьми кусок нейлоновой ткани

    2.Сложи полиэтиленовый пакет пополам и возьми в руку

    3.помести между этими половинками кусок нейлоновой ткани и несколько раз проведи пакетом по нейлону

    4.Что будет, когда ты уберешь пакет?

    Т Е С Т

    по теме « Взаимодействие заряженных тел »

    1. Стекло при трении о шёлк заряжается

    В – положительно Г – отрицательно

    2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, натёртой о мех, то оно заряжено…

    А – положительно Е – отрицательно

    3. Три пары лёгких шаров подвешены на нитях (см. рис.).

    Какая пара шариков не заряжена?

    С – первая У – вторая Р – третья

    4. Три пары лёгких шариков подвешены на нитях (см. рис.).

    Какая пара шариков имеет одноимённые заряды?

    Н – первая П – вторая Р – третья

    5. Три пары лёгких шариков подвешены на нитях (см. рис.).

    Какая пара шариков имеет различные заряды?

    К – первая О – вторая Л – третья

    Цели урока: Познакомиться с устройством электроскопа. Познакомиться с устройством электроскопа. Ввести понятия – проводники и диэлектрики. Ввести понятия – проводники и диэлектрики. Сформировать представление об электрическом поле и его свойствах. Сформировать представление об электрическом поле и его свойствах. Убедиться в реальности существования электрического поля на основе опытов, раскрывающих основные свойства электрического поля. Убедиться в реальности существования электрического поля на основе опытов, раскрывающих основные свойства электрического поля.


    Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают? Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.




    Нам известно, что натиранием о шерсть заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, картона. Заряжается ли при этом шерсть? а) Да, т.к. в электризации трением всегда участвуют два тела, при котором оба электризуются. б) Нет, заряжаются только палочки.





















    Домашнее задание Читать и отвечать на вопросы п Творческое задание: сделать самодельный электроскоп.


    Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим? Почему разряжается электрометр, если коснуться его шарика (стержня) пальцами? Будут ли взаимодействовать близко расположенные электрические заряды в безвоздушном пространстве (например на Луне, где нет атмосферы)? Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать в землю, работающие электроприборы заземлять?


    В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? А действует ли поле пылинки на шар? В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? А действует ли поле пылинки на шар? Чем отличается пространство, окружающее наэлектризованное тело, от пространства, окружающего ненаэлектризованное тело? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?



    Электроскоп (от греческих слов «электрон» и skopeo – наблюдать, обнаруживать) – прибор для обнаружения электрических зарядов. Электроскоп состоит из металлического стержня, к которому подвешены две полоски бумаги или алюминиевой фольги. Стержень укреплен при помощи эбонитовой пробки внутри металлического корпуса цилиндрической формы, закрытого стеклянными крышками.

    Устройство электроскопа основано на явлении электрического отталкивания заряженных тел. При соприкосновении заряженного тела, например натертой стеклянной палочки, со стержнем электроскопа электрические заряды распределяются по стержню и листочкам. Так как одноименно заряженные тела отталкиваются, то под действием силы отталкивания листочки электроскопа разойдутся на некоторый угол. Причем чем больше величина заряда электроскопа, тем больше сила отталкивания листочков и тем на больший угол они разойдутся. Следовательно, по углу расхождения листочков электроскопа можно судить о величине заряда, находящегося на электроскопе.

    Если к заряженному электроскопу поднести тело, заряженное противоположным знаком, например отрицательно, то угол между его листочками начнет уменьшаться. Следовательно, электроскоп позволяет определить знак заряда наэлектризованного тела.

    Для обнаружения и измерения электрических зарядов применяется также электрометр . Его принцип действия существенно не отличается от электроскопа. Основной частью электрометра является легкая алюминиевая стрелка, которая может вращаться вокруг вертикальной оси. По углу отклонения стрелки электрометра можно судить о величине заряда, переданного стержню электрометра.