Современные "фаринелли" (окончание). Мужские и женские певческие голоса Мужчина поющий женским голосом как называется

Мужчины, поющие женскими голосами, во все времена вызывали нездоровый интерес публики. В XVII и XVIII веках многим несчастным итальянским мальчикам пытались сохранить высокий голос. Тогда существовал запрет на женское пение в храмах, а красивые голоса слышать так хотелось...

По некоторым данным, в то время около 4000 детей и подростков ежегодно подвергались операции по надрезу семенного канатика, и благодаря этому нехитрому действу связки не утолщались, голос переставал «ломаться». Кастраты, кстати, требовались не только для храмов - итальянским певицам не разрешалось появляться на сцене до конца XVIII века. Практически все оперные композиторы эпохи barocco писали в своих произведениях партию для кастрата.

Кастрация - это модно

Конкуренция в профессиональной среде была огромная, но результат оправдывал ожидания: успех сопутствовал мужчинам с ангельским голосом не только на профессиональном, но и личном поприще. Женщины обожали вступать в связь с кастратами, это считалось модным, а кроме всего прочего дамы получали своеобразный бонус - от кастрата нельзя было забеременеть. Кстати, до сих пор некоторые ошибочно считают, что кастрация автоматически превращала мужчину в импотента, но это не так: они были лишь не способны на репродуктивную деятельность. Самым знаменитым кастратом всех времен и народов был Фаринелли. Он дебютировал в Риме в 1722 году. Его нежный и мягкий голос приводил слушателей в восторг.

В 1870 году радости католических прихожан, с одной стороны, и любвеобильных женщин - с другой, закончились: практику кастрации посчитали варварской и операции запретили. Сошла на нет и популярность кастратов: в XIX веке их уже трудно было найти на оперной сцене. Последний кастрированный сопранист - Алессандро Морески, состоявший певчим в Сикстинской капелле, скончался в 1922 году.

Путали с женщиной

Можно было не лишать такое количество итальянской молодежи эпохи Просвещения своего потомства, ведь уже в то время существовали мужчины-сопранисты, утверждает Олег Рябец. «А эти певцы, их еще называют контртеноры, с точки зрения физиологии были и есть люди абсолютно нормальные».

До сих пор ни ученые, ни сами вокалисты не могут прийти к единому мнению относительно природы контртенора. Одни считают, что это просто крепкий фальцет 1 , другие - что это полноценный голос с хорошим диапазоном.

На вопрос, что произошло с его голосом, Олег Рябец отвечает так: «Я, как вы слышите, говорю с вами не женским голосом, то есть очевидно, что мутация все же произошла. Речь идет о качестве звучания. Я хорошо понимаю, чем обладаю. Действительно, голос ни на чей не похож. Не подумайте, что культивирую свою непохожесть, просто сохраняю природу. А учился я в консерватории как женское сопрано, и к счастью, мне шли навстречу».

В Киевской консерватории Олегу действительно шли навстречу, но быть контртенором в нашей стране, особенно в советские времена, было непросто: «И вопросы, и недоумение, и смех, и путали с женщиной. Было психологически тяжело, но мы отдавались музыке всем своим существом». Говоря «мы», Олег Рябец имеет в виду себя и Эрика Курмангалиева 2 . И тот и другой - самые яркие представители контртеноров своего поколения.

Безумный Ильич

Ошибочно считать, что контртеноры исполняют женские роли и бегают по сцене в платье. Бывает, конечно, и такое, но нечасто. Несколько лет назад Олег Рябец поразил музыкальную Америку, исполнив партию Владимира Ильича Ленина в опере Солджера «Обнаженная революция». «Действительно, я исполнял партию Ленина, - говорит Олег. - Эта опера была написана специально для меня. Есть в Нью-Йорке так называемый Kitchen Theatre. Они праздновали свое 25-летие и поставили этот безумный сюжет с Ильичем. Потрясающая, талантливая музыка Солджера захватила меня, и я с увлечением работал над этим проектом. Было только странно гримироваться Лениным и натягивать на себя всю эту странную одежду. Но пришлось вжиться в не свойственную для меня роль».

Репертуара для мужчин-сопрано на самом деле не так уж и мало. Немецкая, итальянская музыка, ранние оперы Моцарта - петь можно все. Но в России интерес к этому явлению невелик. «Наверное, это связано с какой-то неуверенностью, отчасти даже с культурологическими моментами, - говорит певец. - Понимаете, в России мужчина, поющий женским голосом, кажется странным...»

На Западе другая ситуация, есть и интерес, и профессиональная подготовка. «В Италии, правда, не очень любят контртеноров. Наверное, за резкое звучание... Современные западные контртеноры в основной массе - хорошо сделанные «компьютерные» голоса. Они все слишком идеальны и меня не восторгают. Меня восхищал Курмангалиев: стихийностью в голосе, в исполнении, уникальным тембром. Такого нет и не было ни у кого. Голос - это тембр, это звук. Если этого нет, то зачем все эти технические возможности. Пусть лучше женщина споет. И сделает это гораздо лучше».

На прощание Олег Рябец смущенно говорит: «Может, они и существуют до сих пор, эти кастраты. Мне кто-то говорил, что в Италии и сейчас есть... До сих пор делают...»

Олег Рябец родился в 1967 году в Киеве. Пел в хоре «Звоночек», затем в хоре мальчиков при Киевской мужской капелле имени Л. Ревуцкого. Учился в Киевской государственной консерватории у профессора К. Радченко, в Государственной классической академии им. Маймонида у профессора В. Чачава, стажировался у профессора З. Долухановой. Издание Diena назвало вокалиста «одним из пяти такого рода голосов в мире, период мутации которого благополучно миновал...» Рябец выступал в оперных залах Лиона и Гамбурга, Риги и Парижа, в королевских домах Англии, в престижных залах Японии. Снялся в документальном фильме «Farinelli. Show must go on!» Олег Рябец обладает редким по тембру и высоте контртенором. Запись его голоса хранится в Британском национальном звуковом архиве рядом с уникальной записью последнего кастрата XX века А. Морески. На праздновании 75-летия принца Эдинбургского Его королевское Высочество принц Филипп наградил певца титулом «Мистер Сопрано ».

_____________
1 Фальцет - очень высокий звук, обычно мужского голоса, своеобразного тембра.
2 Эрик (Салим-Мерюэрт) Курмангалиев (1959-2007) - выдающийся контртенор. Участник самых престижных международных фестивалей. Среди поклонников его таланта были Святослав Рихтер и Пьер Карден.

Ни для кого не секрет, что в нынешних реалиях шоу-бизнеса, талант и вокальные способности артистов зачастую отходят на второй план, уступая место эпатажному имиджу. Сегодня мы с горечью смотрим на звезд ушедшей эпохи, понимая, что таких, к сожалению, уже не делают. Или история все еще может повториться?

Голос - это своего рода слышимый поцелуй души, пробивающийся в материальный мир. Неважно какой тембр у голоса, главное ― это его искренность. Именно благодаря вокалу и харизме певца поклонники влюбляются в них снова и снова.

Мы составили свой собственный список самых выдающихся и сильных мужских голосов современности, услышав которые, вы уже никогда ни с кем не спутаете этого исполнителя.

Тео Хатчкрафт


Наш первый голосистый герой ― Тео Хатчкрафт, который, кстати, сегодня отмечает свой 33-й день рождения. Молодой человек большинству из нас известен, как вокалист британской команды Hurts. Заявив о себе впервые в 2009 году с малобюджетным клипом на композицию Wonderful Life, парни сразу же захватили чарты по обе стороны Атлантики. И по сей день они остаются одной из самых узнаваемых британских групп в мире, не в последнюю очередь благодаря вокалу Тео.

Фредди Меркьюри


Фредди и Монсеррат Кабалье / Фото: @officialqueenmusic

Мы могли бы просто написать это имя без объяснений и этого было бы достаточно. Музыкант, композитор, выдающийся вокалист ― все это о главной движущей силе группы Queen. Как сказал однажды легендарный Пол Маккартни:

«Все участники группы талантливые музыканты, но первое, что вы слышите в их музыке ― голос. Queen ― это Меркьюри».

Не будем спорить с легендарным битлом, просто послушаем эту музыку еще раз.

Дэйв Гаан


Невероятно чувственный голос Дэйва Гаана также заслужил упоминания в нашем списке. Попав на олимп славы в начале 80-х годов, этот парень до сих пор не растерял юношеского задора и убойной харизмы. Уверены, что все, кто когда-либо был на концертах Depeche Mode с нами согласятся.

Cлушаем первую сольную работу музыканта с его дебютного альбома Paper Monsters ― Dirty Sticky Floors.

Джордж Майкл


Любимец фортуны, он предпочитал больше отдавать, чем брать. Вряд ли можно было бы найти в музыкальном мире исполнителя, голос которого настолько сильно волновал сердца. Увы, 2016 год стал роковым для Джорджа, и вслед за такими звездами, как Дэвид Боуи и Принс, он оставил этот мир. Но осталась музыка. На данный момент ― это единственное утешение для миллионов фанатов.

Димаш Кудайберген


Самый молодой герой нашего списка, уже успел стать звездой не только в родном Казахстане, но и далеко за его пределами. Вокальный диапазон артиста поражает своей силой и мелодичностью, и, конечно, мы не могли не отметить поразительную скромность и трудолюбие казахстанского соловья. Действительно, когда мы говорим о Димаше , мы понимаем, что это тот редкий случай, когда внешнее на 100% соответствует внутреннему.

Фил Коллинз


Получивший известность, как участник Genesis, Коллинз также широко известен, как потрясающий сольный исполнитель с характерным узнаваемым голосом. Среди его наград — 8 «Грэмми», 2 «Золотых глобуса», 6 Brit Awards, «Оскар», премия Disney Legend, 6 наград от «Британской академии композиторов и авторов», включая «Международную премию» за достижения. Он также получил свою звезду на «Голливудской аллее славы» в 1999 году, был введен в «Зал славы авторов песен» в 2003 году и «Зал славы рок-н-ролла» в качестве участника группы Genesis в 2010 году. Одним словом ― легенда!

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

Современных «фаринелли» теперь готовят не на операционном столе, а в консерваториях, и называют совсем иначе - контртенорами. Контртенор – это мужской голос, по высоте равный женскому контральто, меццо-сопрано или сопрано, но по звучанию отличающийся от женских голосов из-за различий в строении мужского и женского голосового аппарата.
В отличие от кастратов, голос контртенора имеет абсолютно естественное происхождение: после возрастной мутации голосового аппарата такие певцы сохраняют способность петь сопрано или альтом, причём, в большинстве случаев, это никак не связано ни с гормональными проблемами, ни с сексуальной ориентацией.

Популярно о контртенорах

На первый взгляд, это самый простой способ объяснить, что такое контртенор, человеку, который никогда не слышал такого голоса. Однако, следует учесть, что, во-первых, по сути это утверждение неверно: голос мужчины, каким бы высоким он ни был, всегда будет являться по факту мужским голосом и всегда будет звучать отлично от женского из-за различий в строении женского и мужского голосового аппарата; во-вторых, такая формулировка неправильно ориентирует слушателей - традиционно считая высокий певческий голос прерогативой женщин, они часто делают выводы о женоподобии или некой физической неполноценности вокалистов-контртеноров. Исходя из этих соображений, от употребления формулировки «мужчина, поющий женским голосом» стоит отказаться.

Контртенор = кастрат?

Многие, услышав пение контртенора впервые, принимают певца за кастрата, полагая что лишь кастрат может петь так высоко. Это заблуждение. Фальцетный регистр голоса, за счёт использования которого взрослый и физиологически полноценный мужчина может издавать высокие звуки, есть у всех мужчин без исключения, и способность петь в этом регистре в подавляющем большинстве случаев является результатом развития врождённых вокальных способностей певцов.

Многие поклонники контртеноров убеждены в том, что такие голоса уникальны и встречаются крайне редко, на что скептики нередко возражают примерно так: «да это просто фальцет - он есть у каждого мужчины, каждый мужчина может так петь, и ничего особенного и уникального в этом нет». Бесспорно, фальцетный регистр голоса есть у каждого мужчины. Однако, стоит учитывать следующее:
Далеко не у каждого мужчины в принципе есть способности к пению;
Далеко не у каждого вокалиста фальцетный регистр обладает качествами, позволяющими адаптировать его для исполнения определённого репертуара в определённой манере (напомним, что в современном значении контртенор - это профессиональный академический вокалист);
Далеко не у каждого вокалиста есть желание петь преимущественно в фальцетном регистре, развивать его, учиться петь фальцетом профессионально.
Альфред Деллер в одном из своих интервью озвучил следующее наблюдение: у певцов, которые хотели бы научиться петь контртенором, часто нет к этому способностей, а те, у кого эти способности есть, не хотят их развивать, потому как считают такую манеру пения женоподобной. Кроме того, на сегодняшний день контртеноры профессионально востребованы в гораздо меньшей степени, чем обладатели более «традиционных» мужских голосов. В частности, в отечественной музыкальной культуре не было явлений, подобных итальянской традиции кастратного пения или традициям фальцетного пения в Англии и Германии (Гендель написал 21 оперу для контртенора, Моцарт - несколько произведений для кастрата Сенезино, для таких же голосов писали и Шнитке, и Бернстайн, и Монтеверди. Раньше на партитуре не ставили «контртенор», а ставили «сопрано». Но партии-то мужские!), вследствие чего в произведениях русских композиторов нет партий для мужских альтов и сопрано, а также отсутствуют методики обучения таких певцов, равно как и интерес к таким голосам и к музыке, которая была для них написана, в профессиональной музыкальной среде. В этом и состоят основные причины пресловутой редкости и уникальности современных контртеноров.

Репертуар контртеноров чаще всего основан на музыке эпохи барокко, времени стремительного взлета европейского вокального исполнительского искусства.

Вот некоторые имена: Javier Medina, Michael Maniaci, Jorge Cano, Aris Christofellis, Radu Marian, Jörg Waschinski, Ghio Nannini.
Одним из лучших считается Paul Esswood (Пол Эссвуд).
Британский контртенор Майкл Чанс обладает невероятно аккуратно сделанным голосом с совершенно особым тембром.
Имя немца Йохена Ковальского стоит особняком. Уже долгие годы ему принадлежит звание самого звездного контртенора, чьи компакт-диски расходятся невиданными для классической музыки тиражами.

По известным историческим фактам, в России о существовании контртеноров не подозревали до конца 80-х годов ХХ века, да и во всем мире пение мужчин, от природы обладающих такими высокими голосами, изначально воспринималось как псевдоподражание кастратам. Кстати, среди оперных певцов контртенор - большая редкость. В России насчитывается чуть более 20-ти вокалистов, обладающих подобными сверхвозможностями. Общим для всех современных контртеноров является их растущая популярность. Все чаще они становятся украшением концертов, в том числе концертов эстрадных звезд.

Российские знаменитые контртенора: Евгений Аргышев, Олег Безинских, Юрий Борисов, Николай Гладских, Александр Горбатенко, Евгений Журавкин, Константин Збанычук, Ярослав Здоров, Игорь Ищак, Вячеслав Каган-Палей, Григорий Консон, Артём Крутько, Эрик Курмангалиев, Юрий Миненко, Евгений Мунько, ИгорьРетнёв, Олег Рябец, Олег Усов, Багдасар Хачикян, Василий Хорошев, Николай Шилинцев, Рустам Яваев.

Немного о некоторых из них

Эрик Салимович Курмангалиев (каз. Ерік Сәлімұлы Құрманғалиев, 31 декабря 1959 года, город Кульсары Гурьевской области, Казахстан - 13 ноября 2007 года, Москва, Россия) - оперный певец (контратенор) и актёр, обладатель уникального тембра. По некоторым данным первый контртенор в СССР. В 2005 году, в Риге участвовал в гала-концерте пяти контртеноров, на основе которого был сделан документальный фильм «Farinelli. Show must go on» с участием Эрика Курмангалиева.

Олег Каспер обладает уникальными вокальными данными (4 октавы) - от баритональных мужских нот до контртенора (женское сопрано).

Олег Рябец. Издание Diena назвало вокалиста «одним из пяти такого рода голосов в мире, период мутации которого благополучно миновал...» Рябец выступал в оперных залах Лиона и Гамбурга, Риги и Парижа, в королевских домах Англии, в престижных залах Японии. Снялся в документальном фильме «Farinelli. Show must go on!» Олег Рябец обладает редким по тембру и высоте контртенором. Запись его голоса хранится в Британском национальном звуковом архиве рядом с уникальной записью последнего кастрата XX века А. Морески. На праздновании 75-летия принца Эдинбургского Его королевское Высочество принц Филипп наградил певца титулом «Мистер Сопрано ».

Олег Безинских. Обладает поистине уникальным голосом: его диапазон - три с лишним октавы (от баритона до сопрано). На Западе его уже несколько лет называют не иначе как «русское чудо». Закончил Санкт-Петербургскую Консерваторию (класс профессора Виктора Юшманова), впервые за ее 148-летнюю историю (открыта в 1862г.) став выпускником, имеющим диплом «контртенора-сопраниста». Когда он пел в «Санктъ-Петербург опера» арию Юродивого из оперы Мусоргского «Борис Годунов», разразился грандиозный скандал. Возникла целая полемика в прессе на тему - «Можно ли использовать в опере такие голоса?».

Николай Гладских обладает таким уникальным тембром голоса, что его сравнивают с великим Фаринелли. Знатоки пророчат Николаю Гладских великое будущее.