Сейсмомониторинг или карта землетрясений онлайн в мире. Последний день лиссабона: к годовщине великого лиссабонского землетрясения Лиссабонское землетрясение 1755 года

Сегодня уже ни для кого не секрет, что на всех континентах нашей планеты происходит значительное увеличение катаклизмов и стихийных бедствий, которые связаны с космическими циклическими процессами и, как следствие, глобальным изменением климата. Рост активности и частоты природных катастроф в планетарном масштабе приходится на сейсмическую активность. Ученые всего мира обеспокоены постоянно меняющимися данными по увеличению количества землетрясений. Нарастает не только их количество, но также и интенсивность, расположение, характер разрушающих действий.

Так, областью особого внимания для научного направления климатического геоинжиниринга и всей мировой общественности сегодня являются две точки на разных полушариях земного шара – кальдера Йеллоустоун в США и кальдера Айра в Японии. Это два огромных подземных вулкана, стоящие не стыке литосферных плит. Как утверждают ученые, активация одного из них может привести к последующей активации другого, а это не только масштабное извержение, но и землетрясения, цунами и другие последствия. Масштабы такой глобальной катастрофы сложно оценить.

Об этом и других важнейших вопросах заблаговременного предупреждения людей о надвигающихся катаклизмах, в 2014 году открыто заявило мировое сообщество ученых АЛЛАТРА НАУКА в докладе «О проблемах и последствиях глобального изменения климата на Земле. Эффективные пути решения данных проблем».

Землетрясение.

Согласно официальной терминологии, землетрясение - это колебание поверхности земли или подземные точки, которые являются отображением внутренних геологических изменений планеты. В основе возникновения такого эффекта лежит смещение тектонических плит, которые ведут к разрывам земной коры и мантии. Как следствие, колебательные движения, в зависимости от интенсивности процесса, могут распространяться на большие расстояния, принося с собой не только разрушающее действие на социальную инфраструктуру, но и угрозу жизни людей.

Этим вопросом занимается специальная наука – сейсмология. Активно изучаются несколько направлений, среди которых: углубление в познании что же такое сейсмическая активность по своей сути и с чем она связана, возможное прогнозирование этих стихийных бедствий, для своевременного предупреждения и эвакуации людей. Как и любая другая наука, сейсмология может активно развиваться только во взаимовыгодном симбиозе с другими науками (физикой, историей, биологией, геофизикой и др.), так как первооснова для всех знаний на нашей планете, безусловно, общая.

Сейсмическая активность онлайн и в мире.

Сейсмомониторинг развивается в большинстве стран, независимо от территории, частотности и угрозы развития землетрясений. Кроме этого, сейсмический монитор - это один из основополагающих факторов развития и сохранения целостности объектов энергетической отрасли. Практически каждый человек на планете сегодня является активным потребителем электроэнергии. Поэтому электростанции находятся во всех странах и на всех континентах, включая зону повышенной сейсмической опасности. Действие подобной разрушающей силы природы чревато не только энергетической катастрофой, но и глобальными экологическими проблемами.

Чтобы контролировать сейсмические процессы (землетрясения), изучать их и заранее предупреждать общественность об их появлении, на обозначенных территориях строятся сейсмические станции. Изучаются все необходимые характеристики подземных толчков – магнитуда, нахождение и глубина залегания очага.

Землетрясения онлайн.

Для всех людей, благодаря интернет-технологиям, сегодня также доступны данные: «землетрясения онлайн». Это так называемая карта землетрясений, которые круглосуточно предоставляют информацию о подземных толчках по всему миру.

Активные участники Международного общественного движения «АЛЛАТРА» разработали наиболее полную карту сейсмической активности, где отображаются объективные данные с мировых информационных порталов и станций сейсмомониторинга. Информирование общественности и осведомленность о процессах, происходящих на планете, их причинах и следствиях – основная задача данного проекта.

Сегодня каждый человек может наблюдать значительное нарастание аномальных погодных изменений, стихийных бедствий, катаклизмов. Активное участие всех людей, объединение, взаимопомощь и дружба, превалирование в обществе истинных морально-духовных ценностей – это залог выживания цивилизации в будущем.

Причинившее особенно много бед в силу прибрежного расположения Лиссабона. Землетрясение обострило политические противоречия в Португалии и жёстко прекратило колониальные амбиции, имевшиеся у страны в XVIII веке . Событие широко обсуждалось европейскими философами Эпохи Просвещения и привело к разработке концепции теодицеи . Это первое изученное наукой землетрясение послужило толчком к зарождению современной сейсмологии . На сегодня геологи оценивают магнитуду Лиссабонского землетрясения около 9, с эпицентром в Атлантическом океане , примерно в 200 километрах юго-западнее от полуострова Святого Винсента. Восстановлением города после землетрясения руководил маркиз де Помбал .

Землетрясение

Руины женского монастыря Кармо (Carmo), уничтоженного лиссабонским землетрясением.

Землетрясение произошло утром 1 ноября в католический праздник - День всех святых . Согласно сохранившимся описаниям, землетрясение продолжалось от трёх с половиной до шести минут, вызвав огромные трещины в земле, шириной по пять метров, отделившие центр города от остальной суши. Оставшиеся в живых устремились к казавшимся безопасными докам и увидели, что вода отступила, и видно дно моря с многочисленными обломками кораблей и грузов. Через несколько минут после землетрясения огромное цунами накрыло гавань и центр города, рвануло вверх по течению реки Тежу . За ним последовало ещё две волны. Районы города, не затронутые цунами, были уничтожены пожарами, продолжавшимися пять дней.

Лиссабон был не единственным португальским городом, пострадавшим в этой катастрофе. Во всех южных районах страны, в частности, в провинции Алгарве , разрушения были колоссальны. Толчки ощущались по всей Европе, вплоть до Финляндии и в Северной Африке . Цунами высотой до 20 метров обрушилось на побережье Северной Африки и островов Мартиника и Барбадос в Северной Атлантике . Трёхметровое цунами принесло разрушения южному побережью Англии .

Предполагаемое положение эпицентра Лиссабонского землетрясения.

Из 275 тыс. человек, населявших город, погибло более 90 тыс. Ещё 10 тыс. погибло на средиземноморском побережье Марокко . 85% зданий были разрушены, включая знаменитые дворцы, библиотеки, так же, как и лучшие образцы характерной португальской архитектуры XVI века . Здания, которые не были разрушены землетрясением, стали добычей огня. Новое здание Оперы, открытое всего шестью месяцами ранее (под несчастливым названием Опера Феникс ), было сровнено землетрясением с землёй. Королевский дворец, который находился прямо за рекой Тежу на месте современной площади Терейру ду Пасу (Terreiro do Paço), был полностью разрушен землетрясениями и цунами. В дворцовой библиотеке находилась королевская библиотека на 70 тыс. томов, а также сотни произведений искусства, включая картины Рубенса , Тициана и Караваджо . Всё это было безвозвратно утеряно. Вместе с дворцом погибли и королевские архивы с описаниями путешествий Васко да Гамы и других мореплавателей. Было разрушено множество, церквей, соборов и крупнейшая больница города. Могила национального героя - Нуну Альвареса Пареры была утрачена. Гости Лиссабона до сих пор могут посетить руины монастыря, которые были сохранены лиссабонцами для памяти.

Описано, что многие животные предчувствовали опасность и стремились забраться на возвышенности до прибытия воды. Это первое задокументированное описание этого феномена в Европе.

Социальное и философское значение катастрофы

Последствия землетрясения не ограничились разрушенными домами. Лиссабон был столицей религиозной католической страны, строившей множество церквей и занимавшейся миссионерством в колониях . Более того, стихия обрушилась на город в важный католический праздник и разрушила почти все церкви. Эта катастрофа с новой остротой поставила перед философами и теологами XVIII века вопрос о «жестокости Бога».

Землетрясение сильно повлияло на мыслителей эпохи Просвещения . Многие философы того времени упомянули это событие в своих произведениях, особенно Вольтер в «Кандиде» («Оптимист») и «Поэме на бедствие в Лиссабоне». Прихоть стихии навела вольтерова Кандида на сатиру в адрес идеи, что мы живём в «лучшем из возможных миров»; как написал Теодор Адорно , «Лиссабонское землетрясение излечило Вольтера от теодицизма Лейбница ». Ныне по влиянию на философию и культуру Лиссабонское землетрясение часто сравнивают с Холокостом .

Концепция божественного вмешательства, хотя она и существовала до 1755 года, была разработана в философии Имануилом Кантом как часть его попыток осмыслить чудовищность землетрясения и цунами. Кант опубликовал три текста о лиссабонском землетрясении. В молодости он, зачарованный землетрясением, собрал всю доступную ему информацию и использовал её для создания теории о причинах землетрясения. Кант полагал, что землетрясения происходят в результате обрушения огромных подземных пустот . Будучи ошибочной, эта концепция всё же стала одной из первых естественнонаучных теорий, объяснявших природные процессы естественными, а не сверхъестественными причинами. Брошюра молодого Канта, возможно, положила начало научной географии и, безусловно, сейсмологии .

Некоторые исследователи (напр., Вернер Хамахер, см. Werner Hamacher(англ.) ) утверждают, что землетрясение воздействовало не только на умы философов, но и на их язык. Утверждается, что именно землетрясение дало дополнительный смысл словам «основы, фундамент» и «сотрясение, толчок».

Рождение сейсмологии

Действия премьер-министра не ограничились восстановлением разрушений. Маркиз Помбал приказал разослать во все провинции страны опросы о землетрясении и его последствиях. Он включал в себя следующие вопросы:

  • Как долго продолжалось землетрясение?
  • Сколько было афтершоков ?
  • Какого типа разрушения случились?
  • Не вели ли себя странно животные (этот вопрос предвосхитил исследования китайских сейсмологов в 1960-х годах)?
  • Что произошло со стенами и колодцами?

Ответы на эти и другие вопросы до сих пор хранятся в национальном архиве Португалии. Изучая эти точные данные, современным учёным удалось реконструировать событие. Без опроса, проведённого Помбалом, это было бы невозможно. Так как Помбал был первым, кто попытался дать объективное научное описание разнообразных проявлений и последствий землетрясений, то он считается прапрадедом современной сейсмологической науки .

Геологические причины, вызвавшие это землетрясение, и сейсмическая активность региона продолжают обсуждаться современными учёными.

Ссылки

  • Benjamin, Walter. «The Lisbon Earthquake.» In Selected Writings vol. 2. Belknap, 1999. ISBN 0-674-94586-7. The often abstruse critic Benjamin gave a series of radio broadcasts for children in the early 1930s; this one, from 1931, discusses the Lisbon earthquake and summarizes some of its impact on European thought.
  • Brooks, Charles B.. Disaster at Lisbon: The Great Earthquake of 1755 . 1994.
  • Chase, J. «The Great Earthquake At Lisbon (1755)». Colliers Magazine, 1920.
  • Dynes, Russell Rowe. «The dialogue between Voltaire and Rousseau on the Lisbon earthquake: The emergence of a social science view.» University of Delaware, Disaster Research Center, 1999.
  • Hamacher, Werner. «The Quaking of Presentation.» In Premises: Essays on Philosophy and Literature from Kant to Celan , pp. 261-293. Stanford University Press, 1999. ISBN 0-8047-3620-0.
  • Kendrick, T.D.. The Lisbon Earthquake . Philadelphia and New York: J. B. Lippincott, 1957.
  • Neiman, Susan. Evil in Modern Thought: An Alternative History of Modern Philosophy . Princeton University Press, 2002. ISBN 0-691-11792-6/0691096082. This book centers on philosophical reaction to the earthquake, arguing that the earthquake was responsible for modern conceptions of evil.
  • Ray, Gene. «Reading the Lisbon Earthquake: Adorno, Lyotard, and the Contemporary Sublime .» Yale Journal of Criticism 17.1 (2004): pp. 1-18.
  • Seco e Pinto, P.S. (Editor). Earthquake Geotechnical Engineering: Proceedings of the Second International Conference, Lisbon, Portugal, 21-25 June, 1999 . ISBN 90-5809-116-3.
  • Weinrich, Harald. «Literaturgeschichte eines Weltereignisses: Das Erdbeben von Lissabon.» In Literatur fur Leser , pp. 64-76. Stuttgart: Kohlhammer, 1971. ISBN 3-17-087225-7. In German. Cited by Hamacher as a broad survey of philosophical and literary reactions to the Lisbon earthquake. There are also German people in Lissabon.
  • Никонов А. А. «“Ужасное потрясение” Европы. Лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 г. », "Природа", №11, 2005 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лиссабонское землетрясение 1755 года" в других словарях:

    Гравюра 1755 года, изображающая руины Лиссабона в пламени пожаров и цунами, накрывающее корабли в гавани. Великое лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755, в 9:20 утра. Оно превратило в руины … Википедия

    Гравюра 1755 года изображающая руины Лиссабона в пламени пожаров и цунами накрывающее корабли в гавани. Лиссабонское землетрясение 1755 года произошло 1 ноября 1755, в 9:20 утра. Оно повергло в руины Лиссабон столицу Португалии, и было одним из… … Википедия

ВЕЛИКОЕ ЛИССАБОНСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ПРОИЗОШЕДШЕЕ В 1755 ГОДУ В ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, ЗА ШЕСТЬ МИНУТ СОКРУШИЛО ОДИН ИЗ САМЫХ БОГАТЫХ И КРАСИВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОРОДОВ. НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЭТО СОБЫТИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ КРУПНЫМ И САМЫМ РАЗРУШИТЕЛЬНЫМ, НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ОНО СЧИТАЕТСЯ ПОВОРОТНЫМ СОБЫТИЕМ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. СОВРЕМЕННЫЕ КРУПНЫЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ ЗАБЫВАЮТСЯ УЖЕ СПУСТЯ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, ТОГДА КАК ТОЛЧКИ ЛИССАБОНСКОЙ ТРАГЕДИИ СОТРЯСАЛИ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЕЩЕ БОЛЕЕ ПОЛУТОРА СТОЛЕТИЙ.

Подземные удары

Это произошло в субботу 1 ноября 1755 года в католический праздник — День всех святых в одном из богатейших и красивейших древних европейских городов — Лиссабоне. Было солнечное утро, и ничто не предвещало беды. Люди надели свои праздничные наряды и направились по украшенным улицам под звон колоколов на утренние службы. Храмы и монастыри наполнились людьми, когда вдруг в 9 часов 20 минут послышался громоподобный подземный гул. Земля зашевелилась под ногами, зашатались высокие шпили соборов, и весь город содрогнулся от первого подземного толчка. Не прошло и несколько секунд, как произошел второй, более мощный подземный удар. Здания вновь зашатались, колокольни повалились на крыши храмов, стены домов не выдержали и обрушились на мятущихся от ужаса людей. Вслед за вторым ударом последовал третий, и португальская столица посыпалась как карточный домик. Всего за каких-то шесть минут, которые показались вечностью, погибло около 60 тысяч человек. Общая участь постигла горожан, священников, монахов и политиков. Обезумевшие от страха жители города с криками: «Настал конец миру!» в панике метались взад и вперед не находя себе места. Из под завалов, словно из преисподней, едва слышались стоны раненых.

Отступившее море


В надежде спастись от последующих толчков, множество людей скопилось на мраморной набережной Лиссабона. В недоумении они увидели перед собой зловещую картину. Море отступило, обнажив приливно-отливную полосу. На илистом дне у причалов лежали заваленные набок корабли и их обломки. Вдруг огромные водные массы, достигавшие пятнадцати метров в высоту, вернулись и с неимоверной силой обрушились на берег, ворвались в город, поглощая все на своем пути. За первым жутким цунами, которое затопило весь нижний город и докатилось до центральных его улиц, последовало еще две мощные волны.

Город в огне

Из двадцати тысяч домов Лиссабона уцелело всего около трех тысяч. Те жилые дома и храмы, которые не были сокрушены подземными ударами и смыты цунами, были охвачены огнем из-за опрокинутых свечей и разрушенных печей в момент землетрясения. Пожары свирепствовали в течение пяти дней. Все небо над оцепеневшим от ужаса городом затянулось клубами дыма свинцового цвета.

Безвозвратные потери

Так всего за несколько минут перестал существовать величественный Лиссабон. По некоторым подсчетам, число погибших в Лиссабоне достигало 90 тысяч, а убытки оценивались почти в миллиард золотых франков. Кроме человеческих жизней лиссабонское бедствие безвозвратно уничтожило множество несметных сокровищ, драгоценностей, произведений искусства, включая королевские архивы и знаменитую на весь мир Королевскую библиотеку в 70 тысяч томов.

Внушительные масштабы

На самом деле, землетрясение, названное лиссабонским, было весьма внушительных масштабов и повлекло за собой куда больше жертв, чем в столице Португалии. Оно охватило территорию не менее четырех миллионов квадратных миль и ощущалось на большей части Европы, Африки, Америки, а также в Гренландии.

Не самое крупное, но самое знаковое бедствие

Хотя лиссабонское землетрясение не было самым крупным и самым разрушительным в истории человечества, его без преувеличения можно считать самым резонансным и знаковым событием в европейской истории. Не зря его впоследствии станут называть Великим лиссабонским. Современные крупные стихийные бедствия забываются уже спустя несколько лет, тогда как толчки лиссабонской трагедии сотрясали мыслителей еще более полутора столетий. Этот шок в сознании эпохи Просвещения можно только сравнить с гигантской волной. Что же такого было знакового и необъяснимого 1 ноября 1755 года, что «просвещенное» сознание той эпохи долгие годы находилось в состоянии недоумения, споров, высмеивания устоявшихся взглядов и пересмотра своего религиозного мировоззрения?

День всех святых

Первое, что вызывало всеобщее недоумение и шок, так это то, что Великое лиссабонское землетрясение произошло в католический религиозный праздник - День всех святых. И притом именно тогда, когда церковные храмы и соборы были заполнены людьми. Казалось, что в тот момент набожные жители Лиссабона были лишены всякой защиты свыше. В местах, где им всегда ранее предлагалось спасение, они нашли себе жуткую смерть. Тысячи людей вместе с монахами и священниками были погребены под завалами культовых сооружений. В результате у многих уцелевших была подорвана вера. Среди различных попыток объяснить произошедшее, им сложно было найти исчерпывающий ответ на вопрос: «Почему это случилось?».

Разрушенные храмы и уцелевшие дома терпимости

В лиссабонской трагедии была еще одна, по меньшей мере, странная особенность. Тогда как все соборы были разрушены, все городские публичные дома уцелели. Этому также пытались найти объяснения - от простейших физических, до метафизических. Но все это было малоубедительным. Такая ирония вызвала смятение у набожных мыслителей и заставила просвещенных философов пересматривать свои взгляды на Божественное проведение. С бурной критикой в эмоциональном тоне и протестной форме в своих поэмах и полемиках обрушивался на сторонников взгляда о разумности мироустройства французский философ и публицист Вольтер.

Аллюзии

В разрушении города Лиссабона землетрясением, цунами и затем пожарами невольно можно увидеть аллюзию на разрушение Иерусалима - града Божьего и Его святого храма в 70-м году нашей эры. Только тогда сокрушающей силой, уничтожившей город, была не природная стихия, а римская армия под водительством полководца Тита, которая таким образом подавила иудейское восстание против римского владычества.

Узнав о прорыве осады римскими легионерами, тысячи людей, спасаясь от кровавой бойни, устремлялись в храм в надежде найти себе убежище под сенью Всемогущего. Но храмовые сооружения оказались для них не убежищем, а пылающей пожаром могилой. По свидетельствам иудейского историка и очевидца тех горьких событий Иосифа Флавия, в Иерусалиме за все время осады погибло более миллиона его соотечественников.

Угроза над городом мира

Как и лиссабонское землетрясение, разрушение Иерусалима с его величественным храмом повергло в неописуемый шок многих уцелевших иудеев. Эта трагедия никак не вписывалась в их представления о Божьем покровительстве Своего народа. Но причина гибели вечного города все же была, к тому же она была весьма очевидной. Если многие видели политические причины, которые спровоцировали вспышку иудейского восстания против железного Рима, то духовные люди смотрели куда глубже. Чуть более сорока лет до этого Иисус Христос с раздирающей болью в сердце произнесет слова о нависшем над Иерусалимом возмездии за свое отступничество: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Библия. Евангелие от Луки 19:42-44; Евангелие от Матфея 23:37-38) .

Храм без Бога

Подчеркивание своей исключительности, ненависть к язычникам, средоточие на сугубо внешних формах религии, пренебрежение истинными духовными ценностями, коррупция в кругах духовенства и, в конце концов, отвержение Мессии вождями иудейского народа повлекли за собой цепочку необратимых последствий для Иерусалима.

В попытке обвинить во всех бедах римское иго Иерусалим не увидел, что самостоятельно приближается к своей гибели. Дом Божий, который город мира считал сердцем своей веры и залогом своей безопасности, опустел. От храма до его разрушения остался только внушительный внешний вид. И несмотря на пышные церемонии и ритуалы, все еще совершавшиеся там, присутствия Бога в нем уже не было.

Поиски причин

Может ли параллель с гибелью Иерусалима прояснить причины гибели Лиссабона? Это не простой вопрос. При том, что над причиной лиссабонского землетрясения, произошедшего в День всех святых, бились лучшие умы эпохи Просвещения. Первый, кто публично попытался объявить разрушение Лиссабона Божьей карой, был Иезуит Габриель Малагрида. Он посчитал, что причина кроется в недостойном поведении лиссабонцев в церкви. Такие заявления оказались неуместными, болезненными и кощунственными в годину бедствия города. Поэтому священника обвинили в ереси и осудили инквизиционным судом на сожжение. Вместе с Малагридой сожгли изображение жившего в Англии протестанта графа де Оливейра, который в своей брошюре утверждал, что Лиссабонское землетрясение - наказание католикам за идолопоклонство. Интересно, что Габриель Малагрида стал последней жертвой инквизиции в Португалии.


Под сенью Всемогущего

Несмотря на то, что в 1772 году мысль о сверхъестественном наказании лиссабонцев землетрясением за их грехи признали ересью, все же параллель между трагедиями Иерусалима и Лиссабона прослеживается. Самым ярким штрихом в этой параллели является то, что залогом Божьего покровительства никак не могут быть внешние религиозные формы - стены и своды посвященных Ему храмов с великолепным убранством, обряды, пышные литургии, символика, заученные и многократно повторяющиеся механические молитвы. Только кающемуся, любящему и преданному сердцу, уповающему на Бога и хранящему Его заповеди, может быть гарантировано Божественное покровительство. Об этом вполне ясно говорит и Священное Писание: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень... «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое...»» (Библия. Псалтирь 90) .

Шанс для негодных

В иронии разрушения всех соборов Лиссабона и уцелевших публичных домах также можно увидеть весьма символичную параллель с обстоятельствами, которые предшествовали иерусалимской трагедии. Как ни странно, но Иисус Христос много внимания уделял тем, кто считался в те времена отбросами общества. Среди них были ненавистные мытари, блудницы и другие законченные грешники. Именно они оказались более отзывчивыми на проповеди Сына Божьего, чем духовная элита Иерусалима и следовавшие за ней. Увидев лучи надежды, исходящие от Евангелия Христа, в шансе, который им предоставляется Всевышним, так называемые отбросы общества в покаянии сердца изменяли свою жизнь, становясь истинными учениками Великого Учителя. О них-то Спаситель однажды и скажет, упрекая первосвященников и старейшин избранного народа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие...» (Библия. Евангелие от Матфея 21:31) . Не является ли ирония лиссабонской трагедии красноречивым свидетельством того, что духовный упадок людей, казавшихся весьма набожными в глазах окружающих, был в глазах Великого Судьи гораздо более глубоким, чем у явных грешников? Как бы там ни было, уцелевшие грешники Лиссабона получили еще один шанс в своей жизни.

День всех святых или день Господень?

Почему же все святые в свой день не позаботились о безопасности тех, кто по своему обыкновению с раннего утра пришел их почитать? Во-первых, задумываясь над этим вопросом, немаловажно будет вспомнить то главное, что было давным-давно забыто христианским миром. Это немаловажное заключается в том, что день 1 ноября 1755 года не принадлежал никаким святым. Этот день был субботой. А суббота, согласно Священному Писанию - христианской книге Библии, является сугубо днем Господним, и более ничьим другим днем. Этот день Всевышний благословил и освятил как памятник творения еще в Едеме. Иисус Христос и Его апостолы всю жизнь почитали каждую субботу как день Господний. Почитание субботы заповедано всему человечеству в Святом Божьем Законе. Четвертая из десяти заповедей Божьего Закона гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Нет другого имени под небом...

Во-вторых, Священное Писание не предоставляет никакой другой альтернативы в поклонении Богу. Только Отец, Сын и Святой Дух, как Святая Троица, достойны поклонения. Библия категорически отрицает всех посредников между Богом и людьми, кроме одного единственного - Иисуса Христа Сына Божьего. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». «...ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Библия. 1-е Тимофею 2:5-6; Деяния 4:12) . Поэтому, каким бы великим и святым не был человек, какие бы заслуги у него перед Богом не были, он никогда не может быть удостоен поклонения и тем более статуса посредника между Богом и людьми, который принадлежит лишь Иисусу Христу.

Однажды, когда престарелый апостол святой Иоанн Богослов после ряда потрясающих видений в порыве чувств и благодарности пал, чтобы поклониться Ангелу, показывающему ему видение, тот его строго предостерег от этого и сказал: «Смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Библия. Откровение 22:9) .

Лиссабон, изменивший мир

Исторически лиссабонская трагедия стала поворотным моментом, который изменил мир. В своем очерке о 1755 годе португальский ученый Руи Тавареш рассматривает лиссабонское бедствие наряду с такими событиями, получившими огромный международный резонанс, как пожар Рима эпохи Нерона и теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Как и после терактов 11 сентября повсюду констатировался факт: «Мир уже никогда не будет прежним», так и Лиссабонское землетрясение раскололо эпоху надвое — до трагедии и после нее. То, что многие очевидцы посчитали концом света, стало началом новой эпохи.

Пророческое значение

Есть еще несколько потрясающих исторических событий, которые прибавляют значимости Лиссабонскому землетрясению, но уже в контексте эсхатологических библейских пророчеств. В Библейской книге Откровение Иоанна Богослова содержится пророчество, которое указывает на эти события. Именно они ознаменуют приближение Второго пришествия Иисуса Христа: «...и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откровение 6:12-13) .

Интересно, что упоминаемые в этом пророчестве события имели место в нашей истории и притом в той же строгой последовательности, включая Лиссабонское землетрясение.

«Мрачный день» и кровавая луна

Спустя 25 лет после Великого лиссабонского землетрясения, 19 мая 1780 года странная тьма заволокла все небо Новой Англии. Этот феномен до сих пор остается необъяснимым с научной точки зрения.

«Один из очевидцев в штате Массачусетс так описывает это событие: Ясным утром взошло солнце, но вскоре скрылось за тучами, которые опускались все ниже и ниже. Эти мрачные и зловещие тучи временами прорезывали вспышки молний; прокатился гром, и пошел небольшой дождь. К девяти часам утра... огромная черная туча заволокла все небо…

Зажглись свечи, и огонь в камине горел так ярко, как в осеннюю безлунную ночь… Куры усаживались на насест, скот мычал у ворот выгонов, лягушки квакали, птицы пели свои вечерние песни, и всюду летали летучие мыши. Но люди-то знали, что до наступления ночи было еще далеко…

Во многих местах страны в полдень было настолько темно, что без свечи невозможно было ни разглядеть циферблат часов…

В темноту погрузились огромнейшие территории - от Фалмаути на востоке… до отдаленных западных границ Коннектикута и Албании. На юге тьма распространилась по всему морскому побережью, а на севере - над всеми американскими поселениями» (Е. Уайт. Великая борьба, с. 306-308) .

День 19 мая 1780 года, в который многие из жителей Но-вой Англии подумали, что наступил конец света, вошел в историю как «мрачный день». Он до сих пор остается единственным в своем роде и в высшей степени таинственным и необъяснимым феноменом.

Ночь, сменившая мрачный день, была такой же беспросветной до полуночи, после чего мрак рассеялся и на небосводе показалась кроваво-красная луна.


Метеоритный дождь

Метеоритный дождь
13 ноября 1833 года

Следующее пророческое событие исполнилось ночью 13 ноября 1833 года, когда выпал метеоритный дождь, который, по свидетельствам очевидцев, не мог бы сравниться даже с самым сильным дождем. Это грандиозное зрелище, словно гигантский фейерверк, освещало все небо над Северной Америкой с двух часов ночи до наступления полного рассвета.

«В Нью-Йоркском коммерческом журнале за 14 ноября 1833 года была напечатана большая статья об этом чудесном явлении. Ее автор утверждал: «Ни один ученый или философ не писали еще, я думаю, о таком событии, какое произошло вчера утром. В настоящее время мы, может быть, и затрудняемся дать точное определение этому происшествию, но восемнадцать столетий назад пророк точно предсказал падение звезд, что и сбылось в самом буквальном смысле этого слова»» (Е. Уайт. Великая борьба, с. 335) .

Не полностью усвоенный урок

К сожалению, научные, идеологические и философские дискуссии вокруг лиссабонской трагедии в те времена более всего приняли гуманистические очертания. Библейские истины, которые могли бы быть залогом всякого мира и которые пренебрегались на протяжении десятков столетий тогдашним религиозным миром, а также всеобщее отступление от Святого Божьего Закона остались за пределами всевозможных полемик. Это может говорить о том, что урок истории не был полностью усвоен христианской Европой.

Уроки, которые были извлечены из лиссабонского бедствия, носили скорее градоустройственный характер. После землетрясения Лиссабон был полностью перепланирован и перестроен благодаря жесткой политике премьер-министра страны маркиза Помбала. Он жестоко, без суда и следствия, расправлялся с мародерством и под лозунгом «Похороним мертвых и позаботимся о живых» на высшем уровне организовал спасательные работы. Своим указом, под страхом смерти, маркиз запретил поднимать в Лиссабоне цены на хлеб. Воспользовавшись обстоятельствами, Помбал затеял кардинальные реформы: равенство всех перед законом, отмена рабства в колониях, запрет инквизиции, светское обучение в школах и широкое распространение мануфактурной промышленности.

Толчки возникли утром 1 ноября в католический День Всех Святых. Современники утверждали, что землетрясение длилось между тремя с половиной и шестью минутами, образовав гигантские трещины пятиметровой ширины, разрезавшие на части центр города. Выжившие поспешили в открытые места, в доки и увидели как вода отступила, обнажив дно моря, усеянное потерянными грузами и обломками судов. Через мгновение громадное цунами нахлынуло в гавань и на центр города. В районах, не задетых волной, разразился пожар и пламя бушевало пять дней.

Лиссабон был не единственным португальским городом, пострадавшим от землетрясения. Весь юг страны, а именно Алгарве, также пострадал и претерпел общее разрушение. Волны землетрясения ощутила Европа и Северная Африка. Цунами высотой до двадцати метров омыли побережья от Северной Африки до Финляндии и через Атлантический океан Мартинику и Барбадос.

Из населения численностью 275 000 погибло около 90 000. Еще 10 000 жертв насчитывало Средиземноморье и Марокко. Восемьдесят пять процентов Лиссабонских зданий были уничтожены, включая известные дворцы и библиотеки. Некоторые здания, не тронутые землетрясением, были разрушены пожаром. Новенькое здание Оперного театра, открытого всего за полгода до землетрясения, сгорело дотла. Королевский дворец стоял как раз на берегу Тагуса, на площади Террейро де Пасу (Terreiro dе Paco) , и был разрушен землетрясением и цунами. Вместе с ним погибла библиотека в 70 000 томов и сотни ценнейших произведений искусства, в том числе работы Тициана, Рубенса и Коррежио. Исчезли королевские исторические архивы, содержавшие в том числе документы по великим географическим открытиям и другие старинные документы. Землетрясение разрушило также главные церкви Лиссабона, в том числе Собор Санта Мария и базилики Сан Паулу, Санта Катарина, Сан Винсенте ди Фора и Мизерикордиа. Руины монастыря Карму в центре города можно посетить и сегодня. Королевский госпиталь Всех святых был уничтожен огнем, в котором погибли сотни пациентов.

День спустя

Благодаря большой удаче, королевская семья полностью уцелела в катастрофе. Король Жузе I вместе со всем двором в этот день покинул город, отправившись к утренней мессе в Жеронимуш. Инициатива принадлежала одной из принцесс, которая хотела провести святой праздник вне города. Король очень любил своих четырех дочерей и решил исполнить ее желание.

После катастрофы у Жузе I развилась боязнь стен и закрытых помещений, и весь двор проживал в громадном комплексе павильонов и палаток на холмах Ажуда, в то время пригороде Лиссабона.

Как и король, премьер министр Себаштиау ди Мелу (в последствии Маркиз Помбал) выжил в землетрясении. С прагматизмом, характеризовавшим все его правление, Премьер-министр немедленно начал организацию восстановительных работ. Он не был скован никаким шоком, и по утверждениям очевидцев, немедленно ответил: «Что делать сейчас? Мы похороним мертвых и позаботимся о живых». Его быстрая реакция направила в город отряды пожарных и санитарные команды по удалению тысяч мертвых тел. Благодаря этому за землетрясением не последовало значительных эпидемий, совершенно обычного для эпохи дела.

Что касается самого города, Премьер-министр и король пригласили архитекторов и инженеров, и менее чем через год Лиссабон уже был полностью освобожден от руин и реконструировался. Король был настроен на создание нового, прекрасно обустроенного города. Большие площади и широкие прямолинейные улицы были символами нового Лиссабона. Кто-то спросил Маркиза Помбала, для чего ему нужны такие широкие улицы. Маркиз отвечал: «Однажды они будут слишком маленькими…» и был совершенно прав. Движение в этой части города сегодня исключительно одностороннее.

Новый центр города, известный сейчас как «Помбалиновский центр» или «Байша»– одна из привлекательнейших частей Лиссабона. Эти здания также известны как первые сейсмозащищенные конструкции в мире. В начале они были построены в виде маленьких деревянных макетов и подвергались испытаниям: землетрясение симулировалось марширующими вокруг войсками.

Социальные последствия

Землетрясение сотрясло больше, чем просто город и здания в нем. Лиссабон был столицей государства, всегда преданного католической вере, с историческими инвестициями в Церковь и евангелизацию колоний. Более того, катастрофа грянула в важный католический праздник и разрушила все важнейшие соборы. Для набожных умов 18 века подобная манифестация божьего гнева была совершенно непостижима. В последующие дни инквизиторы «прочесывали» города, вешая всех подозреваемых в ереси, и обвиняя их в постигшем страну бедствии. Многие писатели того времени, такие как Вольтер, упоминали землетрясение в своих сочинениях. Лиссабонское землетрясение заставило многих усомниться в существовании Бога, допустившего такое развитие событий.

Во внутренней политике землетрясение также сыграло серьезную роль. Прерьер-министр был любимцем короля, но знать не признавала его, как выскочку. Эти чувства вновь вернулись, и шла непрерывная борьба за влась и королевское внимание. После 1 ноября компетентные меры Маркиза Помбала понизили влияние аристократической стороны. Конфликты были непрекращающимися, и молчаливая оппозиция королю Жузе стала нарастать. Всему этому суждено было завершиться покушением на жизнь короля и изгнанием могущественного семейства Тавора.

Рождение сейсмологии

Компетентные действия Премьер-министра не ограничивались восстановлением города. Маркиз организовал опрос-перепись по всем городам и весям страны о землетрясении и его последствиях. Вопросы включали следующие:

    сколько длилось землетрясение?

    сколько ощущалось последующих толчков?

    каковы были разрушения?

    вели ли животные себя странно? (вопрос, возможно, звучит нелепо, но он предвосхитил исследования китайских сейсмологов в 1960-х гг.)

    что происходило с колодцами?,

и многие другие.

Результаты опроса до сих пор хранятся в Башне Томбу, национальном историческом архиве. Исследуя эти сведения, и согласуя их с другими источниками (записями священников), современные ученые смогли восстановить научную картину события. Без опроса, организованного Маркизом Помбалом, первой попытки сейсмологического, объективного описания, это было бы невозможно. Вот почему Помбал считается предтечей сейсмологической науки.

Геологические причины этого землетрясения и сейсмической активности в районе Лиссабона до сих пор обсуждаются современными учеными. Поскольку Лиссабон расположен в центре тектонической платформы, очевидных предпосылок для события нет. Португальские геологи предполагают, что землетрясение было связано с первыми проявлениями возникновения атлантической зоны субдукции (сдвига тектонических плит).

Хотя Премьер-министр Себаштиау ди Мелу упоминается здесь как Маркиз Помбал, титул был присвоен ему лишь в 1779 г.

Для нас Хэллоуин, 1-е ноября, - день веселых страшилок.
Мы соревнуемся в сочинении страшных историй, но вряд ли кто-то
придумает историю ужасней той, что произошла
в День всех Святых 1 ноября 1755 года в Лиссабоне,
в 9 часов 20 минут по местному времени.

Здесь гибнет Лиссабон…
Вольтер. Поэма на разрушение Лиссабона. 1756

Хроника Великого лиссабонского землетрясения

ОКТЯБРЬ, ПРИМЕРНО ЗА НЕДЕЛЮ ДО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

В радиусе до 600 км от Лиссабона происходят странные и необъяснимые явления: высыхают некоторые
колодцы, другие, напротив, с силой выбрасывают воду, в третьих вода меняет уровень, мутнеет или
начинает неприятно пахнуть. Из нор вылезают пресмыкающиеся, домашние животные волнуются,
стремятся покинуть прибрежные районы, взобраться на возвышенности.



Керамическое панно с видом Лиссабона до землетрясения . В 1755 году в Лиссабоне было 275 тысяч жителей.

9.00 часов утра

В Лиссабоне прекрасная солнечная погода. По случаю Дня всех Святых город празднично украшен,
звонят колокола, в переполненных храмах идетпраздничная служба. Короля Жозе Первого нет
в городе -государь со всем двором отправился по просьбе своихдочерей к утренней мессе в
один из загородных храмов.


Гравюра с видом Лиссабона до землетрясения


Королевский дворец и набережная реки Тежу

9 часов 20минут утра

В Атлантическом океане, в 200 километрах от мыса Сан Висенте,юго-западной оконечности
Португалии, начинается землетрясение силой 8,5-9,5 баллов.
Первый подземный толчок: раскачиваются шпили церквей, по свидетельству очевидца,
"словно колосья на ветру". Церковная утварь исвечи падают с алтарей.Примерно через 6 секунд
следует второй толчок: шпили и башни обрушиваются на кровли храмов, шатаются и рушатся стены
зданий, погребая подсобойтысячи людей. Под развалинами гибнут и те, кто в панике выбежали на улицы.


Люди обезумели от ужаса. "Страшное зрелище мертвых тел, крики и стоны умирающих,
до половины засыпанных развалинами, выше всякого описания; страх и отчаяние до того
овладели всеми, что самые решительные люди не осмеливались остановиться на мгновение,
чтобы сдвинуть несколько камней, придавивших самое дорогое им лицо, хотя многие могли быть
спасены таким образом; но никто не думал о чем либо, кроме своего собственного спасения. <…>
Число погибших в домах и на улицах несравненно меньше числа жертв, нашедших свою кончину
под обломками церквей…”, - писалв конце ноября 1755 годапереживший землетрясение английский
хирург Вольфальм.

Через несколько минут происходит третий толчок, сквозь доносящийся из-под земли сильный гул
игрохот рушащихся зданий едва слышны крикираненых.В земле появляютсятрещины шириной
до пяти метров, они отрезаютцентр города от остальной суши.

Уцелевшие люди устремляются к реке Тежу,в надежде переправится через нее и покинуть
разрушающийся город, другие бегут к набережной и портовым причалам, чтобы выйти на лодках
и судах в море (город находится в устье Тежу в 15 км от моря). Новуюлиссабонскуюнабережную
вместе с толпойсобравшихся здесь людейпоглощаетгигантская трещина в земле.

Около 10.00 утра

Вода неожиданно отступает от берега, становится видно обнажившееся днособломками кораблей
и остатками грузов. Стоявшие у причалов корабли садятся надно и заваливаются набок. Вскоре
гигантская волна цунами высотой до семнадцати метров накрывает берег. Тяжело нагруженные
трехмачтовые суда, словно игрушечные кораблики,подхвачены волной и заброшены в город на
несколько километров от порта. Цунами, накрыв порт и центр города, несется с огромной
скоростью вверх по течениюТежу. За первой волной следуютеще две.

Около 12.00 часов

От множества упавших вхрамах свечей, изразрушенных очагов и печейогонь перекидывается
на церковное убранство, домашнюю утварь и деревянные постройки, во всех концах города
вспыхивают пожары.Ветер разносит огонь, и вскоре руины города охвачены пламенем.

А в это время:

Землетрясение разрушает не менее шестнадцати городов Португалии.Ближайший к Лиссабону
город Сетубал наполовинуразрушен землетрясением, затем полностью уничтоженцунами. На
юге страны, в провинции Алгарве, прибрежные города и деревнисмыты гигантскими цунами.
Разрушения естьв западной части Испании - в Севилье и Малаге, вКадисе затоплен целый
квартал. В горах появились крупные трещины, а на побережьях, в том числе и на побережье
Северной Африки, возникают скальные обвалы. В Марокко под обвалом гибнет целое селение.
Меняется береговая линия Португалии и устье реки Тежу.

Слева: листовка на португальском языке, извещающая евреев Гамбурга, среди которых было
много выходцев из Португалии, о дне поста и молитвы в память о жертвах землетрясения.
Справа:чешская гравюра с изображением лиссабонского землетрясения.

За полторы тысячи километров от Лиссабона в городах Северной Европы качаются шпили церквей,
под ногами у людей ходит пол. В Аахене, на северо-западе Германии, висевший на стене образ
Богородицы вдруг начинает раскачиваться подобно маятнику. Вцерквах Гамбурга качаются
люстры. В Люксембурге рушится воинская казарма, под обломками гибнут пятьсот солдат.



Палаточный лагерь на руинах Лиссабона

Уровень воды в Женевском озере неожиданно поднимается наметр, затем снова опускается.
Наблюдаются так называемые "стоячие волны" наозерах Норвегии и Швеции. Сила волн в портах
Голландии такова, что волны отрывают от пирсов причаленные к ним корабли. Трёхметровая волна
несет разрушения южному побережью Англии.Необычные приливы наблюдаются уберегов Голландии,
Ирландии, Англии, Норвегии. В одном из портов Ирландии волна крутит в водовороте суда и затапливает
рыночную площадь.

Целебный источник в курортном городе Теплице (Чехия) внезапно выбрасывает огромное количество
воды. За полтора часа до необычного излияния вода в источнике возмутилась и стала вытекать с илом,
потом на минуту полностью прекратила течь, затем с огромной силой пошла вновь,выбросив
красноватые частицы окисного железа.


На руинах Лиссабона

Цунами обрушилось на побережье Северной Африки,острова Мартиника и Барбадос в Северной
Атлантике. На Малых Антильских островах прилив вместо привычных 75 см поднимается на 6 метров.
Сотрясения почвы к западу и югу от Португалии достигают Азорских и Канарских островов, Мадейры
и даже островов Кабо Верде.


Развалины церкви Сан Николау

Великое лиссабонское землетрясениеунесло около 100 тысяч жизней, уничтожило бесчисленные
ценностиархитектуры и искусства, сотни картин великих художников, уникальные документы
(в том числе отчеты о Великих географических открытиях), богатейшие архивы Португальского Королевства,
библиотеки, собрания древних рукописей. 1 ноября 1755 года- один из тех роковых дней, которые
изменили наш мир. Подобно тому, как подземные толчки в глубинах Атлантики заставили раскачиваться
церковные шпилина другом конце земли, лиссабонская катастрофа заставила многих европейских
мыслителей усомниться в разумности мироздания, заново осмыслить отношения человека с Богом,
человека - с непокоренной, опасной, непредсказуемой природой.