Настоящее Совершенное Время — Present Perfect Tense. Цитаты со словом «заключаться Времени заключается в том что

В английском языке существует правило согласования (последовательности) времен в сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными предложениями, то есть теми, которые отвечают на вопрос what? Что? Чаше всего эти придаточные предложения вводятся союзом that что , который часто вообще опускается. В английском языке, в отличие от русского, запятая в этом случае не ставится.

Правило согласования времен заключается в том, что употребление времени глагола-сказуемого в придаточном дополнительном предложении зависит от времени глагола-сказуемого главного предложения.

В тех случаях, когда в главной части сложноподчинённого предложения находится сказуемое в настоящем или будущем времени, глагол в придаточной части не ограничивается какими-либо правилами и может оказаться в любой требуемой временной форме. Однако если в главном предложении глагол, выступающий в роли сказуемого, поставлен в одно из прошедших времён, вторая часть требует изменений по определённой системе.

Это правило строго соблюдается в случаях замены прямой речи на косвенную, когда в главном предложении сказуемое выражено одним из глаголов, вводящих косвенную речь: to say, to tell говорить, сказать, to ask спрашивать , to answer отвечать , to declare заявлять и т. д.; а также тогда, когда в главном предложении стоят глаголы: to know знать , to think думать, полагать , to believe верить, полагать , to expect ожидать, рассчитывать , to promise обещать и т.п.

Если глагол-сказуемое главного предложения стоит в одной из форм прошедшего времени, то для употребления глагола-сказуемого придаточного дополнительного предложения в правильном времени, нужно использовать три правила:

1. Если действия в главном и придаточном предложениях происходят в прошлом одновременно, то для сказуемого в придаточном предложении необходимы формы прошедшего простого (past simple) или прошедшего длительного (past continuous) времен. На русский язык переводится настоящим временем.

I knew he was ill. Я знал, что он болен .

Sally said she didn’t like chocolate. Салли сказала, что не любит шоколад.

He thought that i was playing chess. Он думал, что я играю в шахматы.

2 . Если действие в придаточном предложении предшествует действию в главном предложении, то в придаточном предложении мы используем прошедшее совершенное (past perfect) или прошедшее совершенно-длительное время (past perfect continuous). На русский язык переводится прошедшим временем.

I thought you had left England. Я думал, что вы уехали из Англии.

I didn’t known that he had gone to the cinema. Я не знал, что он ушел в кино.

We knew that they had been working in the garden since early morning. Мы знали, что они работали в саду с самого утра.

3. Если в главном предложении глагол-сказуемое выражает прошлое действие, а действие придаточного дополнительного предложения является будущим с точки зрения действия главного, то в придаточном предложении употребляется future in the past. На русский язык переводится будущим временем.

I thought that you would go to school. Я думал, что ты пойдешь в школу.

He said he would post the letter himself. Он сказал, что сам отправит письмо.

Ann said that she would have finished her exercises by seven o’clock. Анна сказала , что она закончит упражнения к 7 часам .

Правило согласования времен не соблюдается в следующих случаях:

1. Дополнительное придаточное предложение выражает общеизвестное положение, факт, суждение и т.п.

He knew that metals conduct electricity. Он знал, что металлы проводят электричество.

The speaker said that the peoples want peace. Оратор сказал, что люди хотят мира.

2. С модальными глаголами must должен , should, ought следует и need необходимо , у которых нет форм прошедшего времени:

She said we must hurry. Она сказала, что мы должны торопиться.

I knew that he should talk to you. Я знал, что ему надо поговорить с тобой.

3. В придаточных предложениях определительных, образа действия, причины и следствия, где могут быть использованы любые временные формы, требующиеся по смыслу:

It was not so cold yesterday as it is now. Вчера было не так холодно, как сейчас.

My brother told me about the book you are writing. Мой брат рассказал мне о книге, которую вы сейчас пишите.

Следует запомнить, что при согласовании времен изменяются также некоторые слова (обстоятельства времени и места):

Прямая речь

Косвенная речь

this, these
now
here
today
tomorrow
the day after tomorrow

Yesterday
the day before yesterday
ago

that, those
then, at that moment
there
that day
the next day
two days later
in two days
the day before
two days before
before

Для улучшения английского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успехов!

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Начало изучения иностранного языка — самое сложное время, потому что сразу приходится погружаться в абсолютно новую для себя среду. Незнакомая лексика, непривычный строй предложения и грамматические трудности — все это наваливается на новичков непосильным грузом. Для успешного продвижения в своем обучении, нужно суметь подобрать правильный подход к занятиям и найти проводников, облегчающих понимание грамматических конструкций. А сделать это совсем нетрудно, особенно если воспользоваться полезными советами от нашего сайта. Итак, сегодня мы расскажем о том, как определить время в английском языке быстро и легко. Для этого нам понадобится немного внимания к предложению, небольшой запас слов и желание совершенствовать свой английский. Начнем!

Разновидности времен и как определить время в английском языке с помощью маркеров

Как и в русской речи, в английском можно обнаружить три группы времен: будущее, настоящее и прошедшее . Но, вся сложность заключается в том, что англичане разделили их на дополнительные подгруппы, имеющие узкую направленность и значение. Кратко разберем возможные аспекты времени в английском языке и узнаем, какие подсказки по их использованию могут скрывать в себе предложения.

Simple (Indefinite)

Общее назначение группы – выражение простых, единичных или регулярных действий. К этой категории относятся будничные действия и фактические события, которые уже произошли (Past), происходят (Present) или произойдут в будущем (Future). Если задаться вопросом, как определить простое время в английском языке, то можно обнаружить, что зачастую ему сопутствуют показатели времени, выраженные обстоятельствами. По ним легко понять, какую грамматическую конструкцию следует употребить. Рассмотрим примеры предложений на английском и найдем эти указатели.

  • They usually work out in the gym 3 times a week – Они обычно тренируются в тренажерном зале три раза в неделю (указывает на регулярность).
  • I was at the club last night – Прошлой ночью я был в клубе (одиночное действие с указателем на прошедшее время).
  • Pupils will have tests every two weeks – Каждые две недели у учеников будут тесты (периодичность действия в будущем).

Как видно из примеров, обстоятельства времени подсказывают, в какую форму следует поставить сказуемое. Подобные слова можно встретить во всех временах, и пусть некоторые из них могут использоваться в нескольких разных категориях, все равно такие спутники являются хорошим подспорьем для начинающих. Таблица, данная ниже, содержит еще несколько примеров обстоятельств.

Simple Tenses
Past Present Future
yesterday – вчера; always – всегда; tomorrow – завтра;
the day before yesterday – позавчера; usually, generally – обычно, в целом; the day after tomorrow – послезавтра;
ago – давно; ever, never – когда-либо, никогда; in the near future – в ближайшем будущем;
last (day, week, month and etc.) – прошлый (день, неделя, месяц и т.п.); every (day, week, month and etc.) – каждый (день, неделя, месяц и т.п.); next (day, week, month and etc.) – следующий (день, неделя, месяц и т.п.);
the other day – в другой день, на днях; from time to time, sometimes, regularly, now and then – время от времени, иногда, регулярно, временами (то и дело); one of these days – в один из дней, на днях;
The accident happened the day before yesterday .

Авария произошла позавчера.

He read this novel many years ago .

Он читал этот роман много лет назад.

I met my friend yesterday .

Я встретил вчера своего друга.

From time to time I run in the mornings.

Время от времени я бегаю по утрам.

She usually cleans her room on Saturdays.

Она обычно убирает свою комнату по субботам.

We write letters every day .

Мы пишем письма каждый день .

She will help me next time .

Она поможет мне в следующий раз.

They will visit her the day after tomorrow .

Они навестят ее послезавтра.

I will buy this book one of these days .

Я куплю эту книгу на днях .

Обратите внимание, что для выражения «на днях » существуют разные формы будущего и прошлого времени, и они не являются взаимозаменяемыми! Каждое выражение можно использовать только в своей категории.

Continuous (Progressive)

Продолженные времена в английском языке обозначают процессы проведения еще не оконченных действий. Иными словами то, чем говорящий был занят/занимается/будет занят в конкретный отрезок времени.

  • At that moment her boyfriend was repairing his car when she called him – В тот момент ее парень чинил свою машину, когда она позвонила ему.
  • We will be watching the Second Channel at 4 o’clock tomorrow Мы будем смотреть Второй канал завтра в 4 часа дня.
  • Jack is playing computer games now – Джек играет сейчас в компьютерные игры.

С таким специфичным значением, данный аспект мало с чем можно спутать. Но, если все же у вас возникают какие-либо вопросы и затруднения, то правильно распознавать эту категорию вам поможет таблица обстоятельств.

Continuous Tenses

Past Present Future
then, when – тогда, когда (с придаточными предложениями); yesterday – вчера; now , right now – сейчас, прямо сейчас; next day/week/month, in a week – следующий день/неделю/месяц, через неделю; tomorrow – завтра.
at…o’clock, at that moment – в такое-то время, в тот момент; at the moment, at present – в данный момент, в настоящий момент; at this time – в это время;
whole, all the time/day/month/week and etc. – целый, все время, весь день/месяц/неделю и т.д.;
while…, still, from…to/till – в то время, как; все еще, с…по;
constantly, always (в негативном значении) – постоянно, всегда;
Yesterday, she was learning English verb tenses the whole day .

Вчера она целый день учила времена глагола в английском языке .

We were watching a basketball match at 8 o’clock .

В 8 часов мы смотрели баскетбольный матч.

My ex-husband was constantly talking about his job.

Мой бывший муж постоянно рассказывал о своей работе.

He is constantly singing this song!

Он постоянно поет эту песню!

I’m reading the newspaper now .

Сейчас я читаю эту газету.

She is painting a new picture at present .

В данный момент она рисует новую картину.

At this time tomorrow I will be flying to Italy.

Завтра в это время я буду лететь в Италию.

In a week she will be celebrating her birthday.

Через неделю она будет отмечать свой день рождения.

Как видно, маркеры для разных времен в английском языке могут совпадать. Поэтому необходимо внимательно следить не только за обстоятельствами каждого времени, но и за общим контекстом предложения.

Perfect

В отличие от простого прошедшего, задача перфекта – передать завершенность действия и показать очередность событий. Перфектную конструкцию получает та часть предложения, события которой завершились ранее наступления других действий или момента времени.

  • My daughter has married and she’s very happy! – Моя дочь вышла замуж, и она счастлива!
  • She had cooked breakfast and was playing computer games – Она приготовила завтрак и играла в компьютерные игры.

Обстоятельственные различия в том, какое время следует употреблять, поможет найти верный помощник – наша таблица.

Perfect Tenses
Past Present Future
for…years/days/hours, by – в течение лет, дней, часов; к…; already, just – уже, только что; before – до того, как; прежде чем;
already, before, yet – уже, до, еще; ever, never, always – когда-либо; никогда; всегда;
scarcely…when, no sooner…than – едва…как; не успел…как; not …yet – еще нет; for… — в течение минут, часов, дней, лет и т.п.
союз when (в придаточных) – когда, then – тогда; for a long time – в течение долгого времени;
after – после; until, since – до тех пор, с тех пор; by – к какому-либо моменту, часу, дню и т.п.
I went to bed after I had called everybody.

Я пошел спать после того, как позвонил всем .

She had already sent this message when boss came.

Он уже отправила это сообщение, когда пришел начальник.

We have already bought the schoolbooks.

Мы уже купили эти учебники.

He has never heard about this TV show.

Он никогда не слышал об этом ТВ-шоу.

I will have done the task by Monday .

Я выполню эту задачу к понедельнику.

We will have written the card before our grandparents arrive.

Мы напишем открытку до того, как приедут наши бабушка и дедушка.

Обратите внимание, указанный порядок слов может отличаться, если в предложении используются конструкции со scarcely…when, no sooner…than. Scarcely had we entered the room , when the wind closed the door – Едва мы зашли в комнату, как ветер захлопнул дверь .

Perfect Continuous (Progressive)

Последний аспект английской системы времен. Конструкция указывает на процесс действий, совершавшихся параллельно другим, уже законченным событиям или временным рамкам, и способных совершаться еще какое-либо время. Также перфектные продолженные времена употребляют для выражения недавно законченных действий, связанных с текущим результатом.

  • Brother had been waiting for his friends for 30 minutes already when he got a message: they had got into a traffic jam – Брат ждал своих друзей уже 30 минут, когда он получил сообщение о том, что они попали в пробку.
  • I had been writing these exercises for 45 minutes when my father came and helped me – Я писала эти упражнения уже 45 минут, когда пришел мой отец и помог мне.

С определением этой грамматической группы начинающим помогает ряд вспомогательных выражений, практически идентичный словам, используемым в английских конструкциях простого перфекта.

Perfect Continuous Tenses
Past Present Future
  • for – в течение времени;
  • all day long – весь прошедший день;
  • since – с тех пор;
  • by the time – к тому времени;
  • before – прежде чем.
We had been living in this city for 3 years when we moved to another district.

Мы жили в этом городе уже 3 года, когда переехали в другой район.

Nick had been watching this series before it was shown on television.

Ник смотрел этот сериал до того, как его показали по телевидению.

My sister has been learning to drive a motorbike for a week already.

Моя сестра уже неделю учится водить мотоцикл.

We have been discussing this problem since 12 o’clock , but we can’t decide anything yet.

Мы обсуждали эту проблему с 12 часов, но пока еще не смогли ничего решить.

By the time I will come home, he will have been playing tennis for 2 hours.

К тому времени, как я приду домой, он будет играть в теннис уже 2 часа.

She will have been painting the picture for 2 days before I see it

Она будет рисовать эту картину еще два дня, прежде чем я увижу ее.

Итак, с помощью этих небольших словечек мы теперь знаем, как определить любое возможное время в английском. Осталось их заучить, или распечатать табличный материал и пользоваться им при выполнении практических заданий. Успехов!

Состояние культуры и научный прогресс определяют восприятие времени человеком: аграрный культ породил мифологическую модель, согласно которой все повторяется по кругу, с развитием христианства человечество стало воспринимать время как драму, а открытие Второго закона термодинамики породило метафору стрелы. T&P поговорили с философом Вадимом Рудневым о том, почему время реальности и время текста двигаются в противоположном направлении, какая существует альтернатива стреле времени и почему Бог является культурной необходимостью.

Что такое энтропия? Что такое информация? И почему время реальности и время текста двигаются в противоположном направлении?

Где-то в 20-х годах XIX века был сформулирован Второй закон термодинамики. Он гласит, что есть величина, которая представляет собой уровень равновероятности системы, уровень хаоса, и эта величина в замкнутых системах с необратимостью увеличивается. Что это может означать на практике? Если в физической реальности произведено некое действие, то это означает, что его последствия необратимы. То есть, например, если вы пьете кофе и налили в него сливки, то кофе и сливки после этого уже никогда не разделятся.

На самом деле, это не совсем так. Людвиг Больцман, физик второй половины XIX века, в своих лекциях по теории газов переформулировал этот закон на вероятностном языке: сливки и кофе могут разделиться, но это очень маловероятно. Как он писал, вероятность этого равна тому, что в один момент все жители города покончат с собой. Самое печальное, что после того, как его концепция была подвергнута жестокой критике, он сам покончил с собой.

В середине XX века немецкий философ Ганс Рехенбах, один из участников Венского кружка, сформулировал следующее утверждение: необратимость естественнонаучного времени, или анизотропность, соответствует протеканию термодинамических процессов. То есть то, что время с точки зрения естественно-научной физики течет из прошлого в будущее, соответствует тому, что энтропия может только увеличиваться.

«Для меня как для лингвиста очень важно, что слова «начало» и «конец» одного корня. «Ко» - это приставка, а «нец» и «нач» - можно показать при помощи определенных законов фонетических изменений, что это один корень. А почему? А потому что эта стрела времени замыкается на саму себя. И там, где конец, там на самом деле начало».

Теперь что такое информация? Информация - это сущность, которая по абсолютной величине равна энтропии, но противоположна ей по вектору. Когда что-то происходит в реальности, и время движется в положительную сторону, то есть в сторону увеличения энтропии, то происходит антиинформативный процесс - нечто разрушается, распадается, превращается в равновероятный хаос. В концепции Юрия Михайловича Лотмана это соответствует тому, что он называл предсказуемостью, то есть когда есть некие процессы, которые мы можем примерно с равной вероятностью предсказать, то это как раз и есть отсутствие информации.

Логика моя была такая. Если в реальности, как ее понимали в XIX веке, энтропия увеличивается, в соответствии со вторым началом термодинамики (во всяком случае она имеет склонность увеличиваться), то в тексте, то есть в том, что используется как знаковая система, как речевая деятельность, как любое оперирование со знаками, происходит исчерпание энтропии. Это кажется таким странным софизмом, потому что мы привыкли представлять время в виде чего-то пространственного, мы привыкли представлять его в виде прямого луча, в виде стрелы.

Откуда взялась эта метафора? Она была всегда?

Стрела времени - это метафора Артура Эдингтона, одного из популяризаторов общей теории относительности. Но никто не доказал, что время - это действительно нечто похожее на стрелу. Слово «направление» применительно ко времени имеет некий метафорический смысл. Поэтому положительное направление, отрицательное направление - мы можем представить это себе просто как переменный ток: горит - не горит - горит - не горит. И на самом деле в том, что мы называем культурой, происходит именно это: мы одновременно живем в режиме увеличения энтропии, то есть мы движемся к смерти, но одновременно, поскольку мы что-то друг другу говорим, пытаемся друг друга понять, пытаемся что-то друг другу сообщить, мы пытаемся обобщить в каких-то абстрактных системах наши идеи, все это ведет к некоему исчерпанию энтропии в мире.

Идея бессмертия, как она заложена в культуре, заключается в том, чтобы все время при помощи возрастания непредсказуемой и интересной информации эту энтропию глушить. То есть, как сказал Морис Николл, ученик Гурджиева, Успенского и Юнга, - для того, чтобы достичь некоторого культурного бессмертия, нужно жить против жизни. Чем менее человек физиологичен, тем более он настроен на исчерпание энтропии и увеличение информации.

На самом деле, это очень сложный вопрос. С одной стороны, человек не хочет умирать: «Все умрут, а я останусь». С другой стороны, по Гегелю, осознание своей смерти свойственно только одному виду на Земле, а именно - человеку. Более того, Гегель писал в «Феноменологии духа», а Александр Кожев подчеркивал в своих лекциях, человек должен идею смерти не просто понять, но и принять. Но я в своих последних размышлениях отказываюсь принимать идею смерти. И я считаю, что мы должны все-таки двигаться в информативном режиме по направлению к преодолению энтропии.

Это сложно не только представить, но и сформулировать - движение в противоположных направлениях текста и реальности. Какую бы вы метафору использовали для описания течения времени?

Давайте тогда подойдем к делу с другой стороны. Я всю весну и часть лета писал книгу «Новая модель времени». Что такое новая модель времени? Это синтез четырех существующих моделей времени.

Первая модель времени - мифологическая. Она представляет собой вовсе не стрелу, она представляет собой круг. Это значит, в сущности говоря, что после смерти человек воскресает. И жизнь его начинается сначала. Таким природным обоснованием и первоначалом такого подхода к времени является представление об аграрном культе. Как написано в Евангелии от Иоанна: «Истинно, истинно говорю, что если падшее в землю зерно не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода». То есть сама возможность смерти подразумевает дальнейшее возрождение. Отсюда, видимо, в большинстве религий культ умирающего и воскресающего Бога. Это прежде всего Дионис - культ, который воспроизводился в мистериях, и это наш Иисус Христос. Тут сразу вспоминается роман «Мастер и Маргарита», когда Михаил Александрович Берлиоз с ученым видом объяснял Ивану Бездомному, почему Бога нет: «Нет ни одной восточной религии, - говорил Берлиоз, - в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет Бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…» То есть, по его примитивной логике, совершенно нечему удивляться: христиане придумали такой миф, потому что это универсальный миф о том, что каждая сущность имеет свой конец, который превращается в начало.

Для меня, как для лингвиста, очень важно, что слова «начало» и «конец» одного корня. «Ко» - это как бы некая приставка, «нец»-«нач» - можно показать при помощи определенных законов фонетических изменений, что это один корень. А почему? А потому что эта стрела времени замыкается на саму себя. И там, где конец, там на самом деле начало.

Вторая модель связана с христианством.

Да. Вторую модель я называю эсхатологической, она развивается активно около 2 000 лет. То есть с того времени, когда начал проповедовать Иисус. Впервые об этом всерьез заговорил Святой Августин в книге «О граде Божием» и в книге «Исповеди». Его идея заключается в том, что вся история человечества с момента творения человека представляет собой драму. Здесь мы возвращаемся, и не случайно, к тому, с чего мы начали. Вся история реальности, с точки зрения Августина, представляет собой текст. И поэтому неслучайно Юрий Михайлович Лотман называл Августина основателем семиотики.

«Согласно эсхатологической модели времени, время является драмой, текстом и все, что происходит, предопределено с самого начала. Потому что, когда мы раскрываем любой текст, роман или теорию относительности, можно ведь заглянуть на последнюю страницу - все уже написано. Как говорил Дмитрий Александрович Пригов, все, что написано, написано на небесах. И в этом смысле получается, что если мы придерживаемся эсхатологической модели времени, то жить и действовать вообще бессмысленно».

Как всякая драма, историческая драма имеет свое начало, свою кульминацию и свою развязку. Экспозиция, скажем так, исторической драмы - творение, когда Бог создал людей. Ее завязкой стало грехопадение. Тот же Морис Николл, человек, которого я считаю своим заочным учителем, он говорил, что в любом священном писании, будь то еврейское, христианское, мусульманское, ни одно слово, ни одно предложение нельзя понимать буквально. И поэтому будем делать оговорку, будем принимать это во внимание. Тем не менее, почему в Ветхом завете именно грехопадение стало завязкой исторической драмы? Потому что грехопадение означает начало течения времени. До грехопадения никакого времени не было, потому что не было идеи смерти. Рай - это ахронное место, там времени вообще нет, там все происходит в вечности, то есть в нашем физическом смысле - не происходит вообще.

Что произошло во время грехопадения? Какая в сущности там была история? Бог сказал: «Со всех плодов ешьте, а с древа познания Добра и Зла ни в коем случае!» И было некое животное - Змей, которое сказало: «Попробуйте». Что произошло, когда они откусили этих плодов? Мы их потом стали называть яблоками, по аналогии с яблоком Ньютона, Елены Троянской и так далее. Они увидели, что они нагие. Произошло некое разделение в смысле Делеза, или различение, в смысле Деррида. То есть, в сущности, они поняли, что они неполны.

Чтобы понять, что что-то меняется и время течет, нужно понять, что человек не является некой полнотой, что другой человек - это тоже некая целостность, которая, на самом деле, таковой целостностью не является. То есть существует Другой, и этот Другой за тобой следит и наблюдает, и он не такой, как ты, и в его шкуру влезть очень трудно. Невозможно или очень трудно понять, что он думает, и для того, чтобы понять, что он думает, необходима такая штука, как человеческий язык. Я думаю, что до грехопадения у первых людей языка не было, потому что не о чем было говорить. Язык нужен тогда, когда что-то не в порядке. И я думаю, что это познание добра и зла, познание, что хорошо и что плохо, это различение или разделение и есть обретение языка.

А что такое обретение человеческого языка? Самое важное в человеческом языке, что слова не похожи на то, что они означают: что слово «телефон» не похоже на телефон, что слово «стаканчик» не похоже на стаканчик. В 1997 году английский психиатр Тимоти Кроу написал статью «Является ли шизофрения платой за использование человеком конвенционального языка?» Смысл ее в том, что в тот момент, когда произошло расподобление означающего и означаемого, произошла поломка, генная мутация, и в человека попал некий шизофренический ген, который, в сущности, сделал человека не похожим на все другие виды. То есть человек разумный - это одновременно человек безумный. Потому что, когда человек пользуется словами, которые не похожи на то, что они означают, это, в общем, и означает раскол, это означает нечто шизофреническое. Именно в такой парадоксальной форме и зародилось человеческое мышление, зародился человек. Именно это вложил в человека змей-дьявол.

То есть, в сущности, это персонаж, который дал людям знание о том, что они разные. И эта разность, разность потенциалов, если переходить на язык физики, является тем, что сдвинуло с мертвой точки эту райскую ахронность. И поскольку люди поняли, что они разные, то значит - не целостные. Раз не целостные, то значит ущербные. Раз ущербные, то они когда-нибудь закончатся. Именно в этот момент появилась идея смерти. Это была завязка поступательной модели времени, которая называется эсхатологической. Человек понял, что он смертный. Бог в наказание за то, что они его не послушались, сказал: «Теперь вы будете рожать в муках детей и будете сами умирать».

Возвращаясь к идеям Блаженного Августина. Что, собственно говоря, произошло дальше, что было развязкой этой исторической драмы? Развязкой была история Иисуса Христа. Произошла странная, парадоксальная вещь. Бог послал своего Сына для того, чтобы Он нас спас. В сущности это означает, что Он показал, что смерти нельзя бояться, потому что ее на самом деле нет. Честно говоря, эта формула меня совершенно не удовлетворяет. Я согласен с Ницше, что Христос был единственным христианином и что потом все пошло совершенно вразнос. Он сказал примерно следующее: «То, что вам раньше казалось правильным, то, что завещал Ветхий завет и пророки, что надо просто делать, как велят, то есть автоматическое повторение правил и норм - это еще не означает быть человеком».

Для того, чтобы быть человеком, нужно произвести с собой то, что в Новом завете названо словом «метанойя». Этот термин означает не покаяние, он означает изменение ума. То есть, в сущности, это переход на другой психологический уровень, это переход на уровень того, что Гуджиев называет самовоспоминанием. Это самая простая и самая сложная вещь на свете. Нужно помнить все время себя. Это очень трудно объяснить. Самая простая метафора, то, что я знаю от Николла, это то, что нужно жить против жизни. То есть нужно жить в информативном направлении времени. Нужно не подчиняться своей физиологии. Нужно все время помнить, что ты принадлежишь к какой-то культурной общности. Если мыслить в терминах психоанализа, то у каждого из нас есть малое зеркало - индивидуальное бессознательное, и большое зеркало - коллективное бессознательное, и мы все время смотримся в них, и из одного черпаем другое.

«Самое важное в человеческом языке, что слова не похожи на то, что они означают, что слово «телефон» не похоже на телефон, что слово «стаканчик» не похоже на стаканчик. В 1997 году английский психиатр Тимоти Кроу написал статью «Является ли шизофрения платой за использование человеком конвенционального языка?» Смысл ее в том, что в тот момент, когда произошло расподобление означающего и означаемого, произошла поломка, генная мутация, и в человека попал некий шизофренический ген, который, в сущности, сделал человека не похожим на все другие виды. То есть человек разумный - это одновременно человек безумный».

Согласно эсхатологической модели времени, время является драмой, текстом и все, что происходит, предопределено с самого начала. Потому что, когда мы раскрываем любой текст, роман или теорию относительности, можно ведь заглянуть на последнюю страницу - все уже написано. Как говорил Дмитрий Александрович Пригов, все, что написано, написано на небесах. И в этом смысле получается, что если мы придерживаемся эсхатологической модели времени, то жить и действовать вообще бессмысленно. А зачем? Если все уже произошло и так. В этом смысле и смерти бояться нечего. А какой смысл ее боятся, если книга моей жизни уже написана?

А когда появилась третья модель?

По-моему, это 1827 год, Сади Карно, французский инженер, написал книгу «Размышления о движущей силе огня». В этой книге было сформулировано второе начало термодинамики. Что было получено в результате открытия второго начала термодинамики? Никакого бессмертия нет. Все мы к чертовой матери помрем - надеяться не на что. Появляется позитивизм, который пришел на смену романтизму.

В той системе, которая появилась после второго начала термодинамики, люди осознали смерть. Я, к сожалению, не владею до такой степени историей физики, чтобы понять, что происходило в этой дисциплине, почему этот новый закон был открыт именно тогда. Но в плане истории культуры мне совершенно ясно, что человеку надоело чувствовать себя бессмертным. Потому что бессмертие - это такая вещь, от которой очень устают. Но и атеистом быть очень трудно, надо большое мужество, чтобы человек культуры стал атеистом и сказал: «Я не знаю, что такое Бог, на самом деле мы все умрем», и надо иметь мужество принять смерть, как сказал Гегель.

Но почему произошел кризис романтизма? Произошло то, что человек попытался встать на гибельный путь. Возможно, мы этот путь придумали потом, задним числом, как говорил Фрейд. Это наиболее подробно описал Жижек в книге «Возвышенный объект идеологии». Человек стал говорить, что пусть даже он умрет, но пока он жив, он хозяин всему. Эта установка, интенция, которая свойственна тому очень недолгому периоду, когда господствовала энтропийная модель времени. Условно говоря, с 40-х годов XIX века в течение 50 лет человек продержался этого состоянии квазипозитивизма.

Но что значит - второе начало термодинамики? Что значит - время движется в необратимом направлении? Ведь, на самом деле, Ганс Рейхенбах говорил совершенно не об этом. Он говорил о том, что лишь большинство термодинамических процессов, ансамбль термодинамических процессов представляет собой в плане энтропии временную анизотропность. Потому что самое главное, что никаких замкнутых систем не существует. Что такое замкнутая система? Это полная абстракция. И вообще, эта так называемая физика - это полная абстракция, совершенно не соответствующая здравому смыслу.

У нас был семинар Профессональной психотерапевтической лиги (по второй специальности я психолог), мы разбирали Первый закон Ньютона: тело находится в покое или движется прямолинейно, пока на него не действует никакая сила. Но это же абсурд! Что значит находится в покое или движется прямолинейно? Либо оно находится в покое, либо оно движется. Я этого не понимаю. И мы пришли к выводу, что этот закон - схизис, следствие шизофрении Ньютона. Это, кстати, было зафиксировано в документах, он был полностью безумен. То есть мы живем по физике с точки зрения человека, который был сумасшедшим. И это так и есть.

И второе начало термодинамики тоже совершенно ничему не соответствует. Эйнштейн говорил, что мир одновременно конечен и бесконечен и доказать ни того, ни другого нельзя. Полный абсурд! И это было очень быстро понято уже в конце XIX века. То есть произошло два разветвления квазипозивитистской мысли, которые я называю реэсхатологизацией и ремифологизацией. То есть, соответственно, возврат к более надежным, старым и мобильным концепциям времени. Например, Тейяр де Шарден, будучи одновременно биологом и теологом, синтезировал креационизм и дарвинизм. Он говорил, что человечество движется к определенной цели, и что этой целью является так называемая точка Омега, которая представит собой не конец человечества, а начало. То есть мы придем к такому состоянию вещей, когда уже не будет отдельных людей, а будет некое общее человечество. Если перефразировать это на современном языке, будет некий огромный интернет, который представит собой культуру будущего.

«Человек в измененном состоянии сознания, наиболее простым эквивалентом которого являются сновидения, может передвигаться по времени, как по пространству. Наиболее важное открытие Джона Уильяма Данна состоит в том, что время многомерно, и оно настолько многомерно, сколько есть наблюдателей».

Ремифологизация - процесс более простой, он начался прямо сразу в начале XIX века, что выразилось, в частности, в таком направлении, как неомифологизм. Неомифологизм - это термин, который был впервые употреблен замечательным российским ученым Елеазаром Моисеевичем Мелетинским в книге «Поэтика мифа», которая вышла, когда я учился на первом курсе, в 75-м году. Неомифологизмом он называет такие культурные построения, которые, в частности, выражены у Джойса. Мы имеем некую историю передвижений Леопольда Блума, когда он встречаются со Стивеном Дедалом, и вся эта история накладывается на странствия Одиссея. И странствия Одиссея являются неким декодирующим устройством, в соответствии с которым эта простая, обыденная история приобретает значение какого-то вселенского масштаба.

Осталась последняя, четвертая модель времени.

Последняя известная мне модель времени в культуре - это модель времени Джона Уильяма Данна. Он жил в начале XX века и опубликовал четыре книги. Первая вышла в 1920 году, она называется «Эксперимент со временем» (она есть в русском переводе), вторая вышла в 1930-м, она называется «Серийный универсум», потом «Новое бессмертие» и последняя книга называется «Ничто не умирает». Что он предложил? Все началось с того, что он стал замечать, что некоторые его сновидения сбываются. Но это было всегда, всегда говорили, что есть пророческие сны, начиная с Ветхого Завета: фараону приснилось 7 тучных коров, 7 худых коров… И всегда были толкования сновидений. И он стал их отслеживать и пришел к следующему выводу: человек в измененном состоянии сознания, наиболее простым эквивалентом которого являются сновидения, может передвигаться по времени, как по пространству. Наиболее важное открытие Джона Уильяма Данна состоит в том, что время многомерно, и оно настолько многомерно, сколько есть наблюдателей.

Он приводит такую притчу. Некоего художника держали в сумасшедшем доме, справедливо или нет - неизвестно. Он бежал из сумасшедшего дома и решил написать на картине полную модель мироздания. Он вышел на открытую местность, поставил мольберт, встал перед ним и стал рисовать все, что видел. Он нарисовал картину, но ему казалось, что чего-то не хватает. Он долго думал, чего не хватает, и понял, что не хватает его самого, который рисует эту картину. Он попросил деревенского мальчишку позировать, отодвинул мольберт и стал рисовать себя, рисующего эту картину. То есть появилась некая серия: одно в другом, зеркало в зеркале. Когда он это нарисовал, то понял, что ему опять чего-то не хватает. Ему не хватало себя, рисующего себя, рисующего картину. Он опять отодвинул мольберт и нарисовал так. И так до бесконечности. И пределом этой бесконечности является опять-таки Бог, никуда от него не денешься. Можно в него верить, можно в него не верить. Но тем не менее, мы приходим к тому, что это некая культурная необходимость. Это может быть глупо, как угодно, но мы ничего с этим поделать не можем. То есть реальность, она слоиста или серийна, как говорит Данн. Этих временных хвостов столько, сколько есть наблюдателей. И поскольку во сне мы как бы наблюдаем сами за собой, поэтому эти измерения множатся.

И вторая притча - это уже то, что обнаружил я сам. Несмотря на то, что Данн в узкой научной среде был непопулярен (хотя я узнал это имя из книги по философии времени), он очень повлиял на гуманитарных мыслителей, в частности, на Борхеса. И у Борхеса есть даже эссе того времени «Джон Уильям Данн». Так вот у Борхеса есть очень странный, непопулярный рассказ, который называется «Другой». Он был опубликован один раз в очень маленькой книжке в 1983 году в «Библиотеке иностранной литературы» и с тех пор почему-то не переиздавался.

«Мы имеем некую историю передвижений Леопольда Блума, когда он встречаются со Стивеном Дедалом, и вся эта история накладывается на странствия Одиссея. И странствия Одиссея являются неким декодирующим устройством, в соответствии с которым эта простая, обыденная история приобретает значение какого-то вселенского масштаба».

Рассказ следующий. Старик Борхес сидит в парке и встречает какого-то молодого человека, который садится рядом. Борхес уже слепой. И он каким-то образом, по голосу юноши понимает, что это он сам в прошлом. Молодой Борхес поначалу ему не верит, говорит, что этого не может быть. Тогда Борхес начинает рассказывать ему про свою мать, про своих родственников и так далее. В конце-концов юноша все-таки ему верит, уходит и оставляет ему монетку. Но странно, что не происходит временного парадокса. В принципе, если следовать концепции стрелы времени, то старый Борхес должен помнить о том, как он встретил себя старого в молодости. Но для старого Борхеса было полной неожиданностью, когда он встретил себя молодого. Что же произошло? Я тогда считал и сейчас так же считаю, что можно это интерпретировать, только используя серийную концепцию времени Джона Уильяма Данна, которую Борхес знал и, видимо, бессознательно использовал.

Интерпретация очень простая. Молодой Борхес во сне, в измененном состоянии сознания перемещается в будущее и встречает там самого себя в старости, но когда он просыпается, он забывает свой сон, и поэтому, дожив до старости и встретив самого себя молодого, он не помнит, что когда-то, будучи молодым, он встретил себя в старости. Вот такая очень интересная и, по-моему, очень продуктивная модель времени.

Она заключается в том, что можно передвигаться во времени как в пространстве?

В измененном состоянии сознания. То есть если ты во сне, если ты безумный…

Но это не иллюзия, не галлюцинации?

Знаете, я недавно читал лекцию на эту тему. Ко мне подошла девушка и сказала: «Вы можете объяснить мне такой феномен? Я видела, как стрелки часов движутся назад». Я сказал: «Да, я могу объяснить этот феномен. Вы читали книгу Джона Уильяма Данна «Эксперимент со временем»?» Девушка сказала: «Нет, не читала». «А вы почитайте», - сказал я. Она записала и ушла. Ко мне сразу подошли мои ученики и сказали: «Ну, ты что, не понимаешь, она обдолбанная, она принимает наркоту». Я сказал: «А я все это воспринял всерьез и смог ей объяснить». Иллюзия это? А черт ее знает!

Моя цель заключается в том, чтобы примирить всех французов на основе крепкой власти, морали, национальной гордости и любви к трудолюбивым и страдающим классам.

Поэзия заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека.

Самая большая награда, которую мы получаем за свой труд, заключается не в том, что мы обретаем, а в том, кем мы становимся в результате этого труда.

Если бы природное предназначение человека заключалось в приумножении богатства, а не мудрости, вместо головы у него, по-видимому, должен был бы располагаться банковский сейф.

Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным.

Настоящее знание заключается в том, чтобы освободиться от страстей, разорвать повторяющийся цикл рождения, смерти и перерождения. В этом - цель.

Один из важнейших уроков, преподанных компьютерной индустрии, заключается в том, что для пользователя ценность компьютера определяется преимущественно качеством и многообразием существующих программ. Мы все, занятые в этой индустрии, усвоили этот урок; кто-то учился на чужих ошибках, а кто-то - на своих.

Дисциплина учёного заключается в том, что он посвящает себя поискам истины. Эта дисциплина порождает желание идти на любые жертвы - будь то жертвы материальные или даже в крайнем случае жертва собственной безопасностью.

Писатели, по-прежнему игнорирующие открытия Эйнштейна и Гейзенберга, - невежественные идиоты. Естественнонаучное знание в основном остаётся за пределами литературы, оно не усвоено теми, чья традиционная задача заключается в изучении человека как индивидуума, как продукта культуры и как биологического вида. Однако, «ненаучное», т.е. художественное исследование врождённых различий между людьми изначально присуще литературе. До того, как соответствующие открытия были сделаны биологами, антропологами и психологами, именно литература брала на себя роль точного, хотя и интуитивного «инструмента» познания типов и характеров.

Одному великому средневековому философу принадлежит мысль о том, что все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться. Именно этим и занимается абсолютное большинство современных философов. В результате они готовы пожертвовать счастьем ради прогресса, тогда как только в счастье и заключается смысл всякого прогресса.

Для нашего счастья то, что мы такое, - наша личность - является первым и важнейшим условием, уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах.

Мир, в котором мы живём, может быть понят как результат неразберихи и случая; но если он является результатом сознательно избранной цели, то эта цель, видимо, принадлежит врагу рода человеческого.

Забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности.

«Наряду с достижениями есть и недочёты». Это вполне безопасно. Это можно сказать даже о Библии. Наряду с блестящими местами есть идеологические срывы, например, автор призывает читателя верить в бога.

Общество и человек есть враги, зависящие друг от друга, и труд писателя сводится к вечному определению и защите этого парадокса - не позволяя, упаси Боже, ему разрешиться.

Главная задача дирижёра не состоит в том, чтобы поместить себя в свидетельство, но исчезнуть позади его функций в максимально возможной степени.

Великое нравственное правило - единственное, быть может, которое применил на деле: избегать таких положений, которые ставят наши обязанности в противоречие с нашими интересами и заставляют видеть наше счастье в чужом несчастье.

Западные экономисты часто пытались раскрыть «принцип» советского метода планирования. Они так и не добились успеха, так как до сих пор такого метода вообще не существует. (Леонтьев В. Экономические эссе… М., 1990.)

Любовь и вера в начальника со стороны подчинённых есть прямое следствие его отношений к последним и главным образом тех внутренних качеств, которыми они отличаются.

Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками.

Надо ставить себе задачи выше своих сил, во-первых, потому, что их все равно никогда не знаешь, а, во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения кажущейся недостижимой задачи.

Истинная вера и истинная надежда не состоят в пустых словах и даже мыслях, а в практическом мышлении (practisch denken), то есть надо поступать так, как будто бы это было на самом деле.

Побывав в Китае, я расцениваю лень как одно из самых главных достоинств человека. Верно, благодаря энергии, упорству человек может добиться многого, но весь вопрос в том, представляет ли это «многое» хоть какую-то ценность?

Прелесть сказки заключается в том, что в ней человек полнее всего реализует себя как созидатель. Он не «комментирует жизнь», как любят говорить сегодня; он творит, в меру возможностей, «вторичный мир».

Чтобы понять процесс, нужно иметь теорию. …если вы действительно хотите разбираться в эмпирической науке, то у вас должны быть факты. И проблема в том, как организовать эти факты. Теория, в сущности, и «организует» факты.

Существует множество определений тайм-менеджмента. Каждый автор, который пытается раскрыть указанную тему, привносит что-то новое в определение указанного понятия. Однако смысловая нагрузка указанного понятия все же остается одинаковой. «Тайм-менеджмент»» как процесс, направленный на осознанное и ответственное использование своего времени (делового, личного и др.), позволяющий ставить осмысленные цели и достигать их за минимальные промежутки времени.

Тайм-менеджмент можно определить как планирование, организацию распределения и контроль за использованием рабочего времени в организации и собственного времени руководителя с целью повышения эффективности работы отдельных подразделений и организации в целом.

В силу того, что рыночная экономика стала развиваться в России не так давно, а, также учитывая менталитет русских людей в России, тайм-менеджмент имеет свои особенности. Планы приходится постоянно пересматривать, цели, стоящие перед менеджером не всегда ясны и последовательны. Множественность целей в сочетании с существованием разных групп и интересов часто приводит к противоречиям. Невозможность постановки ясных и непротиворечивых целей приводит к нарушению на самой первой ступени самоменеджмента. Следовательно, затрудняются процессы планирования и принятия решений (возникают неожиданные задачи, невозможно однозначно расставить приоритеты).

В нашей стране велик удельный вес затрат времени на выполнение рутинной работы в бюджете времени руководителей. Это говорит о проблемах с делегированием у российских менеджеров. Многие из них не делегируют рутинную работу либо из-за того, что подчиненные и так загружены работой, либо из-за того, что считают, что сами выполнят эту работу лучше. В результате руководителю не хватает времени на действительно важные, перспективные задачи. Еще одна особенность в использовании рабочего времени заключается в том, что в российских компаниях более распространены дружеские отношения между коллегами. Многие предпочитают начинать рабочий день с неформального общения с коллегами, а не с важнейших дел; обсуждение условий контракта может плавно перейти в дружескую беседу. В Росси сложился образ руководителя, как человека, у которого постоянно нет времени, и чем больше ему недостает времени, тем значительнее он кажется. Некоторые руководители с восторгом заявляют, что они работают по 12-13 часов в сутки, выражая этим преданность своему делу. Объективно же, это говорит лишь о том, что человек не может расставить приоритеты и правильно организовать свое время. В основном то, насколько эффективно руководитель распоряжается своим временем, зависит от его личности, от того, хочет ли он упорядочить свою деятельность, последовательно внедряя в работу правила и принципы самоменеджмента, т.к. для этого не требуется никаких сверхъестественных усилий ни для русского руководителя, ни для человека любой другой страны.

«Тайм-менеджмент» включает в себя следующие элементы:

1. Постановка целей: умение выделять из многого - самое важное, навык превращения проблем в реалистичные рабочие задачи с соподчинением второстепенных целей - главной, использование ответственных формулировок, создание адекватной мотивации и постановки четких критериев достижения цели.

2. Нацеленность на результат: «Кто хочет добиться, ищет возможности, кто не хочет - рассказывает об обстоятельствах». В нацеленность на результат входит разумная гибкость, позволяющая подстраиваться под изменения ситуации, выдерживая, тем не менее, курс на поставленные задачи, житейская сообразительность, позволяющая преодолевать разнообразные помехи и адекватно использовать для продуктивной деятельности даже маленькие отрезки рабочего времени, и умение бороться с традиционными поглотителями рабочего времени.

3. Способы и техники хронометража - знание основных приемов эффективного учета собственного рабочего времени: подбор оптимальной подробности хронометража, удобная форма записи, умение снимать протест против самоконтроля, оптимальная частота анализа и схемы анализа собственного рабочего времени.

4. Способы и техники планирования - умение ставить приоритеты, понимание принципа Парето и знакомство с системой постановки жизненных целей Б.Франклина, метод Альпы, матрица Эйзенхауэра и АВС анализ, знание правил составления списка дел, использование мелкого и среднего времени.

5. Техники самоорганизации в работе - тактика использования внешней поддержки и негативной стимуляции, организация окружения: «напоминалки», штрафы и положительное подкрепление, способы формирования позитивного эмоционального настроя.

6. Работа с информацией - навык адресного поиска, умение работать с текстом, выделяя главные тезисы от второстепенной информации, знание особенностей поисковых систем в Интернете, представление информации в виде, приемлемом для заказчика.

7. Организация рабочего места - пространственная организация рабочего места, оперативная работа с бумагами, способы удобного хранения корреспонденции, ликвидация помех в работе.

8. Работа с органайзером - знание особенностей бумажных и электронных органайзеров, выбор оптимальной модели, правила ведения записей в органайзере, освоение работы с органайзером.

9. Распределение времени и обязанностей: умение говорить «Нет», ощущение права давать задания и обращаться за помощью, забота о своевременном отдыхе, бережность в использовании чужого времени и понимание уместности делегирования, способность договариваться с сотрудниками и вышестоящими.

10. Умение организовывать людей и ситуации: понимание уместности формального и «человеческого» подхода, привычка разбираться прежде чем реагировать, тактика использования просьб и требований, умение играть на интересах и встраивать собственные задачи в цели других людей.

11. Эффективное руководство: умение налаживать контакт с сотрудниками, использование индивидуального подхода, навык позитивного подхода, адресность и продуманность поручений, умение ставить конкретные и посильные задачи, требовательность к исполнительской дисциплине, использование образцов и другие способы фонового обучения сотрудников.

12. Организация совещаний и работы групп - навык постановки четкой цели собрании и формулировки повестки дня, знание типовых препятствий в эффективной организации совещаний и умение их преодолевать, умение работать с личными амбициями участников.

Многие исследователи, которые занимаются изучением проблем организации рабочего времени, выделяют следующие причины дефицита рабочего времени:

1. Постоянная спешка. В состоянии постоянной спешки руководитель не успевает сосредотачиваться на той задаче, которую он выполняет в данный момент. Он идет по тому пути, который первым пришёл на ум, вместо того, чтобы подумать о других, возможно более рациональных способах решения данной задачи.

2. Отсутствие четкого распределения работ по степени их важности. При этом руководитель начинает заниматься наиболее легкими и приятными, не столь важными делами. В результате у него не хватает времени на решение ключевых, перспективных задач.

3. Постоянные доработки дома. Труд управляющего относится в определенной мере к интеллектуальной деятельности, поэтому трудно разделить умственные процессы, связанные с этой деятельностью на осуществляемые в рабочее и свободное время. Это приводит к проникновению рабочего времени в свободное. При этом работник не успевает отдыхать, что сказывается на его работоспособности и здоровье.

4. Большой поток рутинных дел, часто срочных, работа над которыми занимает много времени.

5. "Воры времени" - непредвиденные и обусловленные недостаточным планированием дела. Наиболее крупные воры времени - это телефонные звонки, незваные посетители, дела, за которые руководитель берется потому, что не может отказать в просьбе.

6. Суетливость. Это результат плохой организованности дня, а также иногда зависит от импульсивности и особенностей человека.

7. Слабая мотивация труда. Следствием является низкая производительность, что порождает хроническую нехватку времени.

Анализ использования времени поможет выявить временные потери, показать сильные и слабые стороны практикуемого рабочего стиля. Такой анализ просто необходим, если не известно на что вообще расходуется время, не известно сколько времени требует выполнение тех или иных дел, не известно, какие факторы стимулируют или ограничивают работоспособность. Чтобы анализировать проблему, нужен достоверный учет времени. Самый эффективный способ учета времени - это ведение записей. Наиболее целесообразно вести записи в процессе работы, т.к. делая это вечером, можно что-то упустить. Степень детализации записей должна быть такой, чтобы можно было судить о важности и необходимости каждого вида работ. Для получения наиболее объективной картины делать записи нужно в течение недели (или дольше, если необходимо). В листке... надо фиксировать не только внешние помехи, но и случаи, когда инициатором нарушения хода трудового дня был сам руководитель. Сильные стороны использования рабочего времени нужно выделить и применять в повседневной работе. Для слабых же сторон нужно выработать стратегию по преодолению их. Прежде всего, каждую работу нужно проанализировать с помощью следующих вопросов:

Была ли работа необходима? (если более 10 % рабочего времени было потрачено не на необходимую работу, это говорит о проблемах с делегированием и определением приоритетов);

Были ли оправданы затраты времени? (если более 10% рабочего времени составляли дела, затраты времени на которые не оправданы, нужно проанализировать причины, по которым расход времени был слишком велик и постараться учитывать их в будущей работе);

Было ли целесообразно выполнение работы? (если более 10% рабочего времени пошло на задачи, выполнение которых было нецелесообразно, значит нужно уделить внимание планированию, организации, самореализации);

Был ли сознательно определен временной интервал для выполнения работы? (если более 10% рабочего времени было потрачено на задачи, временной интервал выполнения которых определялся спонтанно, значит, существуют проблемы с планированием рабочего времени).

Чем подвижнее и изменчивее внешняя среда, тем больше необходимость планирования как средства разработки определенной линии поведения в этой среде. Американскими исследователями установлена высокая положительная корреляция между планированием и успехом в жизнедеятельности человека. И действительно, человек, четко представляющий, что и когда ему необходимо сделать, имеет очевидные преимущества перед тем, кто вынужден беспорядочно переходить от одного вопроса к другому, не замечая, что львиная доля времени тратится на решение второстепенных задач, которые можно было бы перепоручить подчиненным.

Планирование осуществляется поэтапно, сначала на продолжительный период времени (несколько лет), затем этот период разбивается на более мелкие временные промежутки. Чем меньше отрезок времени, тем более детальным должен быть план. После того как составлен план на несколько ближайших лет, составляется план на год, а затем квартальный план, который служит инструментом контроля за годовым бюджетом. На основе показателей квартального плана составляется план на месяц и подекадные планы, включающие конкретные количественные показатели, которых необходимо достичь за предстоящий период. Последним этапом в планировании рабочего времени является дневной план, который представляет собой наиболее важную ступень планирования. Он представляет собой список конкретных заданий, которые необходимо выполнить в течение дня, а также предполагает разбивку дел на группы по их значимости и выделение задач, исполнение которых необходимо делегировать.

Принципы и правила планирования своего рабочего времени:

1. Соотношение (60:40).

Опыт показывает, что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (на 60%).

События, которые трудно предусмотреть, отвлекающие моменты ("поглотители" времени) не могут быть запланированы целиком без остатка.

2. Сведение задач воедино - план действий.

Чтобы составить хороший план расхода времени, важно всегда иметь представление о предстоящих делах. Целесообразно разделить их на долго-, средне- и краткосрочные задачи, установить их приоритетность и действовать в соответствии с нею.

3. Регулярность - системность - последовательность. Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело.

4. Реалистичное планирование. Т.е. планировать нужно только такой объем задач, с которым руководитель реально может справиться.

5. Восполнение потерь времени. Восполнять потери времени лучше по возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня нагонять утраченное накануне.

6. Фиксация результатов вместо действий.

Фиксировать в планах нужно результаты или цели, а не просто какие-либо действия, чтобы усилия были изначально направлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать внеплановой деятельности.

7. Установление временных норм.

Опыт показывает, что на работу, как правило, тратится столько времени, сколько его имеется в распоряжении. Поэтому следует задавать точные временные нормы, предусматривать в плане ровно столько времени на то или иное дело, сколько оно действительно требует.

8. Срок исполнения.

Чтобы избежать промедления и откладывания дел, следует устанавливать точные сроки исполнения для всех видов деятельности.

9. Переработка - перепроверка.

План нужно постоянно перерабатывать и перепроверять с точки зрения того, могут ли те или иные задачи быть выполнены полностью.

10. Согласование временных планов. Чтобы успешнее претворять свои планы в жизнь, руководителю необходимо согласовывать их с планами других людей (секретарши, начальника, подчиненных, коллег).

Постановка цели - важнейший этап в планировании, поскольку ясно сформулированная цель служит концентрации усилий на важных направлениях. Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках наши явные и скрытые потребности, интересы, желания или задачи, а также сориентировать наши действия и поступки на эти цели, и их выполнение.

Постановка цели означает взгляд в будущее. Ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель описывает конечный результат. Речь идет не о том, что человек делаете, а о том для чего он это делает. Цели представляют собой вызов и побуждают человека к действиям. Без целей отсутствует критерий Оценки, по которому можно было бы измерить трудозатраты. Цели, кроме того, являются еще и масштабом для оценки достигнутого. Даже самый лучший метод работы ничего не стоит, если заранее четко и однозначно не определить то, чего человек хочет добиться.

Цели являются «подстрекателями» действий, мотивами, определяющими человеческую активность. Если какой-либо индивидуум поставил себе цель, то вследствие этого возникает такое состояние напряжения, которое действует как движущая сила и которое исчезает лишь тогда, когда цель достигнута.

Чтобы поставить цели, надо думать о будущем. Традиционное мышление в рамках частных задач чревато тем, что человек может потеряться в мелочах. Мышление в масштабах целей способствует тому, что частности подчиняются целому. Становится ясно, в каком направлении двигаться, и каким должен быть конечный результат.

Постановка целей - перманентный процесс, поскольку цели не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться с течением времени, например если в процессе контроля за реализацией выясняется, что прежние представления были в сущности неверными или что запросы оказались завышенными или заниженными.

Постановка целей означает сознательное осуществление своих действий в соответствии с руководящей линией или ориентиром. Фундаментальное значение при этом имеет осознание того, куда человек хочет прийти и куда попасть не хочет (т. е. самоопределение), чтобы не оказаться там, куда его хотят привести другие. Цели служат концентрации сил на действительно ключевых направлениях.

Знать свои цели и последовательно к ним стремиться означает концентрировать свою энергию на действительно важных делах, вместо того чтобы понапрасну тратить свои силы.

Осознание своих целей может означать значительную самомотивацию для работы. Случайные успехи хороши, но редки. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляемы и случаются чаще.

Предпосылка планирования - а значит, и успеха - заключается в точном знании того, что, когда, в каких масштабах необходимо достичь. Постановка цели является безусловной предпосылкой планирования, принятия решений и ежедневной работы.

Многие исследователи в области «тайм-менеджмента» выделяют следующие правила постановки целей:

1. Масштабы целей.

Цели в менеджменте определяются периодом планирования. Если составляется план на перспективу, то и цели здесь устанавливаются наиболее общие, стратегические. В них отражаются наиболее важные, глобальные результаты, которых должен достичь человек, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи.

При составлении плана на период 3-5 лет цели формулируются более конкретно и многие из них имеют совершенно определенные количественные характеристики. Эти цели могут касаться повышения благосостояния самого человека, например, приобретение квартиры, автомобиля, устройство ребенка в престижное учебное заведение.

Наиболее конкретными являются цели, которых необходимо достичь в пределах выполнения более короткого промежутка времени. В этом случае разрабатываются совершенно определенные задания и устанавливаются показатели, которых необходимо достичь.

С приближением горизонта планирования к конкретному дню рамки целей сужаются. Занимаясь определением целей на тот или иной период, человек одновременно занимается и планированием времени, устанавливая, в какие именно временные промежутки должен быть достигнут каждый конкретный результат.

2. Ясность, конкретность и измеримость целей.

Самый простой способ обеспечить эффективное достижение цели - представить ее так, чтобы она поддавалась количественному измерению. Найти личные жизненные цели и дать им определение означает придать своей жизни направление. Это позволит создать условия для объективной оценки хода работ, а также тех мероприятий, которые предпринимаются человеком для достижения данной цели. Одним из методов конкретизации целей является их письменная регистрация, которая способствует тому, что зачастую фиксируются более или менее смелые представления и желания. Таким образом, человек приучается постоянно заниматься своими целями и уточнять их. В письменном виде цели к тому же визуально запечатлеваются и менее подвержены опасности забвения. Если цели четко определены, то они автоматически приобретают обязательный характер: зафиксированные на бумаге, они побуждают к перманентному анализу, перепроверке и ревизии.

3. Достижимость целей.

Цели, которые руководство ставит перед организацией и ее сотрудниками, должны соответствовать имеющимся в наличии финансовым, производственным и прочим ресурсам. В противном случае организация, слишком высоко поднявшая планку, может оказаться в катастрофическом положении.

4. Взаимно поддерживающие цели.

Цели не должны противоречить друг другу, а напротив, должны друг друга поддерживать, чтобы достижение одной цели не мешало достижению других. Это позволяет эффективнее контролировать процесс выполнения поставленных задачи при возникновении каких-либо проблем быстро найти и устранить причину.

Для того, чтобы добиться успеха необходимо научиться правильно выбирать цели. У каждого человека есть одна основная, важнейшая цель, которая разбивается на множество небольших промежуточных целей низшего уровня, достижение которых обеспечивает достижение цели более высокого уровня и, в конечном счете, высшей цели. Нужно устанавливать ясные согласованные между собой цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия, чтобы их можно было непосредственно планировать. Четко определенные, зафиксированные на бумаге цели автоматически приобретают обязательный характер, побуждают к постоянному анализу, перепроверке и ревизии.

Чтобы чего-то добиться и иметь успех, необходимо потратить время и средства. Необходимы определенные методы и тщательная диспозиция, чтобы по возможности хорошо и в приемлемое время достичь поставленной цели:

    Каких целей Вы хотите достичь?

    Согласуются ли они между собой?

    Существуют ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?

    Знаете ли Вы, что Вы сами можете сделать для этого (сильные стороны) и над чем Вам еще надо работать (слабые стороны)?

Нахождение личных целей может осуществляться посредством следующих четырех ступеней.

(1) Разработка общих представлений о жизненных устремлениях.

(2) Дифференциация во времени жизненных целей.

(3) Разработка путеводных представлений в профессиональной сфере.

(4) Инвентаризация целей.

Существуют правила организации рабочего дня, которые можно разделить на 3 группы:

правила начала дня, основной части дня и конца дня.

Правила начала дня.

1. Начинать день с позитивным настроением. Старайтесь для каждого дня находить какое-нибудь позитивное начало, поскольку тот настрой, с которым вы приступите к решению предстоящих задач, имеет важное значение для достижения успеха. Каждое утро задавайте себе три вопроса:

1. Как этот день может приблизить меня к достижению целей?

2. Что я должен сделать, чтобы получить от него как можно больше радости?

3. Что я могу сегодня сделать для сохранения своего образа жизни (для поддержки своего здоровья)?

Создание положительного настроя не занимает обычно более двух минут. Дайте себе эти две минуты перед началом «стандартной утренней программы».

2. Хорошо позавтракать и без спешки - на работу. Не выспавшись, без завтрака, как можно скорей на работу - такой старт может просто испортить день! Не говорите, что у вас нет времени для неспешного завтрака, ведь это - вопрос установления приоритетов (для того чтобы выспаться и успеть плотно позавтракать, нужно просто раньше ложиться).

3. Начинать работу в одно и то же время. Это элемент самодисциплины, способствующий мобилизации сил.

4. Перепроверять планы дня. Воспользуйтесь методом АБВ-анализа или принципом Эйзенхауэра. Установлено, что десятиминутная подготовка к рабочему дню позволяет экономить до двух часов рабочего времени. Так что выиграйте эти два часа! Кроме того, составляя план рабочего дня, учитывайте следующее правило: планировать нужно не более 60% вашего времени, а 40% - это резервный фонд для неожиданных и неотложных дел.

5. Приступать к делу без раскачки. Следует категорически отказаться от такого «утреннего ритуала», как многоразовые приветствия, пространные обсуждения последних новостей и т. д. (Вспомните о поглотителях времени). Социальные контакты, конечно, нужны, да и вы - не робот. Однако их можно перенести на менее напряженное время, например, обеденное и послеобеденное.

6. Вначале - ключевые задачи. Начинать рабочий день следует с задач группы А, все остальные дела могут подождать. Не стоит в первую очередь просматривать корреспонденцию - во входящей деловой почте речь редко идет о делах, которые имеют высший приоритет и должны быть выполнены немедленно.

7. Согласовывать план дня с секретарем. Секретарь, если он у вас есть, является важнейшим вашим партнером, когда речь идет о создании оптимальных условий для деятельности. Ему вы должны посвятить первое время рабочего дня, даже если это - пара минут. Секретарь должен быть в курсе ваших дел. Согласуйте с ним все сроки, приоритеты и планы дня. Хороший секретарь удваивает эффективность работы своего шефа, а плохой - уменьшает ее наполовину.

Правила планирования середины дня.

1. Подготовьте к работе письменный стол. Уберите со стола все ненужные для решения задач группы А бумаги. На рабочем столе должно находиться одновременно не более шести документов. Это психологически оправданно: во-первых, лишние бумаги поглощают время, а во-вторых, порядок на столе стимулирует порядок в мыслях.

2. Устанавливайте сроки. Иногда задания поручаются и вам, ведь вы тоже чей-то подчиненный. Так вот, сроки, установленные для решения задачи, очень часто принимаются безоговорочно, даже если они плохо укладываются в ваши планы. А надо стараться приспосабливать их к своим интересам и «выторговывать время». Короче говоря, просите вдвое больше времени, чем необходимо для решения данной задачи; это часто получается легче, чем вы думаете. Что же касается поручения дел подчиненным, то советую вам давать им примерно на треть меньше времени, чем, по вашему мнению, необходимо для решения задачи. Если этого хватит, вы сэкономите время, если нет, вы все равно не проиграете.

3. Избегайте действий, вызывающих обратную реакцию. Многие руководители склоняются к тому, чтобы заниматься все новыми и новыми делами, проблемами и идеями, и тем самым вызывают соответствующую реакцию на свои действия, а она может оказать влияние на временной распорядок. Например, очень часто, поучаствовав один раз (из чистого интереса) в каком-либо совещании, руководитель получает дополнительные, не предусмотренные его планом обязанности. Ему могут что-то поручить, включить в состав рабочей группы и т. д. Поэтому лучше всего все действия (письма, телефонные разговоры, согласование сроков и т. д.) перепроверять с точки зрения их необходимости и опасности ответной реакции.

4. Отклоняйте дополнительно возникающие неотложные проблемы. На каждом предприятии, в каждом подразделении возникают разного рода неотложные обстоятельства или непредвиденные ситуации. Следует помнить, что отвлечение на так называемые срочные обстоятельства приводит на время к забвению запланированных важных дел. Стоит ли делать это - решайте в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств.