Находится ли ленин в мавзолее сейчас. Мавзолей и тело Ленина: время принять решение

Самые разные организации - от монархистов и националистов до байкеров и православных активистов - теперь сообща пытаются «очистить» Мавзолей на Красной площади от мумии вождя мирового пролетариата.

Тем временем историк Владимир Лавров недавно предложил разобраться и с наследием пролетарского вождя, обратившись в Следственный комитет, Генпрокуратуру, Мин­юст и МВД с просьбой проверить труды Ленина на экстремизм. И что теперь - Ленина не просто уберут из Мавзолея, но и будут судить по 282-й статье Уголовного кодекса РФ («возбуждение ненависти либо вражды»)?

Изменник Родины

«AиФ»: - Владимир Михайлович , разве это не бред - судить исторических деятелей по современным законам? Так дойдём до абсурда. Скажем, по Ивану Грозному тоже небось плачет не одна статья УК.

В.Л.: - Преступления против человечности не имеют срока давности, и таким преступлениям Ленина необходимо дать юридическую оценку. Даже в СССР разжигание социальной розни считалось уголовным преступлением, а марксизм-ленинизм есть разжигание, доведённое до абсолюта - геноцида предпринимателей и помещиков, священников и старой русской интеллигенции, казачества... уничтожила как класс трудовое крестьянст­во. Ленин предписывал расстреливать как можно больше священников и давать за это премии, распорядился вторгнуться в страны Прибалтики и повесить там «чиновников и богачей» - по законам любого времени и любой страны это государственный терроризм.

А если исходить из законов, действовавших до декабря 1917 г., - Ленин виновен в и узурпации власти. Причём в июле 1917-го был выписан ордер на его арест по обвинению в госизмене: Ленин призывал к поражению Российской армии в войне, сотрудничал с немецкими агрессорами и получал от них деньги на революцию (немцы терпели поражение в мировой войне и стремились взорвать Россию изнутри). В бывшем Центральном партархиве сохранился советский правительственный документ от 16 ноября 1917 г., свидетельствующий, что руководители Совнаркома уничтожали следы своего сотрудничества с врагом. «Были просмотрены все книги банка «Ниа» в Стокгольме, заключающие счета Ленина, Троцкого, Зиновьева и др., открытые по приказу Германского имперского банка за № 2754» (РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 226)! Это в чистом виде измена Родине, о чём, кстати, 27 июня этого года говорил Президент России в Совете Федерации.

Вы упомянули Ивана Грозного. Но он был законным главой государства в отличие от Ленина. И он всё-таки понимал, что совершил грех, даже молился за тех, с кем расправился. А у Ленина и Сталина такого понимания не было вообще! Кроме того, Иван Грозный осуждён носителем юридической власти - царём Алексеем Михайловичем, который письменно покаялся за расправу своего предшественника над святым митрополитом Филиппом, отказавшимся благословить опричнину. Православный царь понимал: чтобы с чистой совестью устремиться в будущее, требуется признать правду о прошлом.

«AиФ»: - Сколько людей погибло за период ленинского правления?

В.Л.: - Гражданская война, к развязыванию которой призывал Ленин, унесла от 12 до 14 млн жизней. Война породила разруху и голод, который погубил ещё 3-5 млн человек. Итого на совести Ленина более 15 млн загубленных душ...

«AиФ»: - На что вы рассчитывали, обращаясь в правоохранительные органы, - что власти сожгут все собрания сочинений Ленина на костре? Но это же какое-то Средневековье…

В.Л.: - Костры из книг пылали как раз при Ленине и Сталине - жгли «идеологически вредную» литературу. Работы Ленина изданы тиражом в десятки миллионов экземпляров и должны остаться в библиотеках - пусть историки и все интересующиеся изучают. Одновременно необходимо квалифицировать их как экстремистскую литературу. Это как предупреждение читателей о политической и нравственной опасности того, что они берут в руки.

Крупская: «Придётся похоронить»

«AиФ»: - Нужно ли, по-вашему, выносить тело Ленина из Мавзолея?

В.Л.: - Будет позор, если встретим 400-летие династии Романовых (в 2013 г.) с цареубийцей на Красной площади... При этом решить вопрос о Мавзолее непросто: у нас то одни, то другие выборы, и власть не хотела потерять поддержку части электората. Однако, когда в 1961 г. труп Сталина вынесли из Мавзолея, ни один сталинист не пикнул. А в августе 1991 г. 17 млн коммунистов не вышли защищать КПСС... Сегодня идею захоронения Ленина, по разным опросам, поддерживают 56-67% народа. Вдова, брат и сёстры Ленина были против того, чтобы воинствующего атеиста превратить в языческий идол. Когда проводивший бальзамирование Б. И. Збарский явился к Надежде Константиновне за ленинским нижним бельём, она сказала: «Всё равно потом придётся похоронить Владимира Ильича».

Причём возникает вопрос: насколько выставленное в Мавзолее тело является куклой? Сравните его с последними фотографиями Ильича. Перед уходом это был слабоумный безумец с выпученными глазами, который мычал, а не говорил. А лицо Ленина в Мавзолее выглядит вполне нормально. Он умер 21 января 1924 г., однако бальзамировать стали только в конце марта: труп успел сильно разложиться, особенно лицо и руки… Позже, в июле 1941 г., тело спешно перевезли в Тюмень, где 4 года хранили в Сельскохозяйственной академии, в 15-й аудитории; при этом, естественно, не могли обеспечить всего того, что делалось в столице…

По советскому и российскому законодательству эксперименты над трупом могут производиться только с письменного согласия усопшего. Однако Ленин не дал такого согласия. «Он был бы против такого обращения с собой и с кем бы то ни было: он всегда высказывался за обыкновенное захоронение или сожжение», - вспоминал В. Д. Бонч-Бруевич.

Сказано Ильичом

«Саратов, [уполномоченному Наркомпрода] Пайкесу: «…Советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты» (22 августа 1918 г.).

«Насчёт иностранцев советую не спешить с высылкой. Не лучше ли в концентрлагерь…» (3 июня 1919 г.).

«Смилге и Орджоникидзе. Нам до зарезу нужна нефть. Обдумайте манифест населению, что мы перережем всех, если сожгут и испортят нефть и нефтяные промыслы, и наоборот - даруем жизнь всем, если Майкоп и особенно Грозный передадут в целости» (28 февраля 1920 г.).

«…Принять военные меры, т. е. постараться наказать Латвию и Эстляндию военным образом (например, «на плечах» Балаховича перейти где-либо границу на 1 версту и повесить там 100-1000 их чиновников и богачей)» (август 1920 г.).

«…Прекрасный план. Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом «зелёных» (мы потом на них и свалим) пройдём на 10-20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100 000 руб. за повешенного» (конец октября - ноябрь 1920 г.).

Я так и ни разу не попал в Маволей. То закрыт был во время моего приезда в Москву, то в огромной очереди стоять не хотелось (особенно раньше).

В сети много ходит слухов, что как такового тела Ленина уже не осталось и в Мавзолее лежит восковая кукла. Если раньше задать такой вопрос было нереально, то сейчас это все уже давно известно, проверено и подтверждено...


Вот, кстати несколько интересных моментов из истории.

Родственники Ленина и некоторые члены руководства были решительно против мумификации тела на долгие годы:

«Я подумал, как бы сам Владимир Ильич отнёсся к этому, высказался отрицательно, будучи совершенно убеждён, что он был бы против такого обращения с собой и с кем бы то ни было» (Владимир Бонч-Бруевич)

«Отношение к Ленину, как к революционному вождю, было подменено отношением к нему, как к главе церковной иерархии. На Красной площади воздвигнут был, при моих протестах, недостойный и оскорбительный для революционного сознания мавзолей. В такие же мавзолеи превращались официальные книги о Ленине. Его мысль разрезали на цитаты для фальшивых проповедей. Набальзамированным трупом сражались против живого Ленина» (Лев Троцкий)

«Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните - так много ещё нищеты, неустройства в нашей стране.» (Надежда Константиновна Крупская)



Советский биохимик академик Борис Ильич Збарский и его сын в лаборатории

Несмотря на мнение близких, 5 марта 1924 года на заседании Комиссии по организации похорон начали обсуждение с учеными-патологоанатомами и врачами о принципиальной возможности сохранения тела вождя на неопределенно долгий срок. Аналогов в мировой практике для такого эксперимента еще не было - бальзамирование по принципам Древнего Египта не подходило, так как те мумии теряли до 70% влаги и черты их сильно искажались. Заморозка тоже была недостаточно надежным вариантом. В первый момент ученые не смогли дать гарантию, что работа по такой мумификации, какая требовалась для Ленина, будет успешной. Они начали эксперименты без уверенности в успехе.

При проведении временного бальзамирования ученые перерезали крупные кровеносные сосуды, так как ни о какой мумификации на долгие годы речи тогда не велось. Позднее академик Абрикосов очень сокрушался и говорил о том, что, если бы планы о длительном хранении тела были озвучены сразу, артерии несомненно нужно было бы сохранить - по ним бальзамирующие жидкости легко транспортировались бы ко всем участкам.



Ученый за мониторами компьютеров, контролирующих параметры среды в Мавзолее

1. Пропитать все тело формалином — формальдегид фиксировал белки в теле, превращая их в полимеры, предотвращавшие распад, и одновременно убивал все ненужные микроорганизмы.

2. Обесцветить бурые пятна, появившиеся на коже, с помощью перекиси водорода.

3. Пропитать тело растворами глицерина и ацетата калия, чтобы ткани сохраняли влагу и находились в равновесии с окружающей средой.

Кажется, что все понятно, но на самом деле абсолютно неясно было, как обеспечить оптимальное соотношение веществ внутри тела, чтобы не началось вытеснение, и как обеспечить все ткани бальзамирующими растворами.

Работы продолжались четыре месяца, с марта по июль. Формальдегид вводили через артерии, в ткани с помощью инъекций, а потом и вовсе полностью погрузили тело в ванну с раствором. От трупных пятен ученые избавлялись, разрезая кожу и впрыскивая перекись водорода, уксусную кислоту и аммиак.

Чтобы бальзамирующие вещества лучше проникали, труп надрезали, сверлили дыры в черепе (отверстия зашивали и маскировали). Лицо было зафиксировано швами, скрытыми под бородой и усами, в глазницы вставили глазные протезы. От отеков тканей на лице и руках избавлялись с помощью спиртовых примочек.


Слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, стали циркулировать уже в первые дни после смерти вождя. Спустя несколько месяцев, в конце лета 1924 года, Мавзолей открылся для первых посетителей, и Москва снова начала говорить, что там лежит восковая мумия. Слухи не прекратились даже в конце 1930-х годов, когда их повторение было особенно опасным. В письменном доносе в ГПУ молодая москвичка утверждала, что ее знакомая в приватной беседе заявляла, будто в Мавзолее лежит всего лишь восковая кукла.

В первые годы это повторялось и в зарубежной прессе. Чтобы развеять слухи, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура.

После развала Советского Союза слухи о том, что тело Ленина является искусственной копией, возобновились. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии. Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».

Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму — то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.


Однако вопрос о том, кто же на самом деле находится в Мавзолее - уже достаточно философский и спорный. Дело в том, что в процессе проводимых процедур и замены некоторых тканей и жидкостей, от первоначального тела Ленина осталось чуть больше 20%. Биологические материалы с каждым годом все больше заменяются на искусственные, но внешняя форма тела при этом сохраняется неизменной, так что сегодня перед нами, несомненно, лежит мумия вождя пролетариата, но подвергшаяся очень серьезной модификации.

Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия — все зависит от точки зрения.

Очевидно, что в связи с этой датой кто-нибудь из особо рьяных публицистов-активистов вновь потребует «похоронить Ленина по-человечески», «хотя он и…» Ну и, конечно, кто-нибудь обязательно предложит «убрать Мавзолей с Красной площади».

Впрочем, эти блюстители «ценностей императорской России», странным образом совпадая с аналогичной песней блюстителей «ценностей демократической России», выступают с такими предложениями регулярно, а не только в апрельские дни.

А впереди ещё и 9 Мая. И, надо полагать, опять практически всеобщее недоумение и соответствующие пересуды вызовет гигантская временная, а отнюдь не историческая конструкция, которой на этот день Мавзолей Ленина скроют от глаз участников парада и десятков миллионов телезрителей.

По-моему, пора, наконец, положить конец и бессмысленной вялотекущей, но подогреваемой голосами этих самых публицистов-активистов, дискуссии о Мавзолее, и дурной и пошлой традиции последних десятилетий — на сутки-другие закрывать раскрашенными полотном и фанерой историческую реальность. Да и повседневную реальность. Ведь пока ещё Мавзолей никто, слава Богу, не снёс. И в остальные дни он стоит там, где стоял последние почти сто лет, а в нынешнем своём гранитно-мраморном виде — уже 86 лет.

На мой взгляд, если опираться на исторические реальности и здравый смысл, проблема тела Ленина и Мавзолея решается спокойно, при этом не вызывая никаких серьёзных не то что политических потрясений, но даже и особо продолжительных и бурных дискуссий.

Каковы исторические реалии?

Мавзолей был построен на Красной площади как усыпальница Владимира Ленина — создателя Советского государства, в том числе и конкретно СССР, а также руководителя советского правительства. А современная Россия официально объявила себя исторической и юридической преемницей Советского Союза.

Многие исторические события, особо почитаемые сегодня в России, причём почитаемые официально, связаны с Мавзолеем. В частности, это военный парад 7 ноября 1941 года и Парад Победы 24 июня 1945 года.

Несмотря на то, что в разных слоях общества отношение к Ленину весьма противоречиво, вплоть до сугубо отрицательного, нельзя не признать, что в целом в обществе всё-таки доминирует положительное отношение нему. А это — историческая память и историческое сознание народа.

Кроме того, невозможно отрицать то, что Владимир Ленин является одной из крупнейших политических фигур ХХ века. Он бесспорно повлиял на ход мировой истории, причём доказательства того, что исключительно отрицательно, довольно неубедительны.

Наконец, общепризнано, что Мавзолей Ленина — это архитектурный шедевр, созданный одним из лучших архитекторов первой половины ХХ века — Алексеем Щусевым . И этот шедевр очень тактично и гармонично вписан в исторические ансамбли Красной площади и обращённой к ней стороны московского Кремля.

А что подсказывает нам здравый смысл?

Сломать, уничтожить ещё один исторический памятник, да ещё такого архитектурного качества — это преступление.

Ленин, несмотря на то поклонение, которое долгие годы культивировалась к нему, в частности, и в виде нетленно сохраняемого его тела, человек. И должен быть похоронен в земле.

Те, кому Ленин по-прежнему дорог, а таких в России и не только в России не тысячи и даже не миллионы, а десятки миллионов, имеют право отдавать дань его памяти там, где это исторически сложилось, а не в каком-либо другом месте. Ведь и членов царской семьи, останки которых находят, несмотря на то, что отношение к Романовым в современной России тоже отнюдь не исключительно положительное, хоронят не на каких-либо особо почитаемых государственных кладбищах, а в их семейной усыпальнице в соборе Петропавловской крепости.

Итак, основываясь на этом, очевидных, однозначных, не поддающихся каким-либо многочисленным трактовкам, если только не учитывать политические спекуляции и индивидуальные эмоции, можно и должно принять, на мой взгляд, единственно правильное решение. А именно: захоронить, опустив в могилу или в подземный склеп, тело Владимир Ильича Ленина в том гробу, в котором оно сейчас находится, в Мавзолее, который для него, а не для кого-либо другого построен и уже стал историческим местом его упокоения.

В связи с этим, естественно, допуск к публичному обозрению тела Ленина будет закрыт. Однако допуск к могиле Ленина, то есть внутрь Мавзолея, должен быть открыт для всех — с учётом режима Красной площади.

Недопустимо закрывать Мавзолей Ленина во время каких-либо государственных праздников на Красной площади любыми ширмами, перегородками, декорациями и пр.

Если по какой-то причине нынешние руководители государства и те, кому по должности поручено разрабатывать и обновлять официальные церемонии, считают, что высшие официальные лица современной России не могут принимать, например, военные парады на фоне усыпальницы лидера государства, возникшего в результате братоубийственной Гражданской войны, то простор Красной площади позволяет выстроить вместо одной из гостевых трибун, расположенных справа и слева от Мавзолея, новую «президентскую» трибуну, стилистически вписанную в ансамбль Красной площади — в ансамбль, включающий и Мавзолей.

Я бы даже рискнул предложить идею двух таких трибун. Первая — ближе к Историческому музею. Это будет трибуна для торжеств, связанных с историей России имперского, досоветского периода. Далее следует Мавзолей — советский период. А между ним и Васильевским спуском создаётся новая президентская трибуна для торжеств, связанных с историей постсоветской России.

Вот и всё. Никакого очередного разрушения, никакого отрицания, никакого забвения, никакого политического и исторического лицемерия в виде загородок с рисунками, которым место в лучшем случае на почтовой открытке.

На простой вопрос, где находится Ленин Владимир Ильич, вождь мирового пролетариата (вернее сказать, его бренное тело), может ответить каждый современный школьник: конечно же, в мавзолее, который стоит на Красной площади в городе Москве. Однако, не все так просто, как кажется на первый взгляд. По некоторым данным, там обитает лишь часть останков великого руководителя коммунистов.

Возникновение идеи

Согласно историкам-коммунистам, эта мысль — не хоронить Ленина, а, забальзамировав, поместить его в особый саркофаг — родилась в рабоче-крестьянской среде, у рядовых членов партии большевиков. Официально на съезде эту мысль озвучил «всесоюзный староста» - Калинин. Известно, что Троцкий, как один из руководителей партии, был категорически против такого «кощунства», называя саму идею «безумием». А вдова вождя Крупская писала в 1924 о том, чтобы не устраивали Ленину после смерти всяческих памятников, так как он сам при жизни тяготился этим. Надежда Константиновна, безусловно, была категорически против мумификации тела Ильича.

Классовая религия

Нынешние историки считают, что идея сохранить останки вождя была придумана преемником Ленина — Сталиным. Корни ее — в желании иметь своеобразную религию одержавшего победу класса рабочих и крестьян, призванную выступить на замену поклонению Иисусу Христу. При этом, классовая религия позиционировала себя как некий языческий культ: объект поклонения - мумия обожествленного лидера, верховный жрец - генеральный секретарь партии большевиков. «Мощам» вождя придавалось особое значение: им должны были поклоняться массы. Так, Бухарин (один из идеологов революции) написал в одном из писем о иконах вождей и мощах Ильича. А Сталин говорил в связи с этим о символе веры для класса - марксизме.

Мавзолей сегодня

Как бы то ни было, помещение для мумифицированного тела Ленина было построено (кстати, с 1953 по 1961 год мавзолей назывался также именем Ленина-Сталина, в нем находилось тело еще одного вождя) в 1924, после смерти руководителя. В начале мавзолей - деревянный, затем — гранитный. Сам саркофаг находится ниже уровня площади, что соответствует, как оправдываются идеологи мумификации, христианским традициям. Сам же замысел создания сооружения несет в себе признаки гораздо более древних ритуалов: обычаи бальзамирования бытовали еще в Древнем Египте. Памятник архитектуры похож по своей форме на вавилонский зиккурат. Там и по сей день лежат бренные останки тела Владимира Ильича (по некоторым данным — только часть: череп, некоторые кости, всего десять процентов, все остальное заменено искусными мастерами бальзамирования). Ходят также слухи, частично подтвержденные документально, что прах вождя уже перезахоронен рядом с женой и с сестрой вождя. Верно ли это? И стоит ли заниматься перенесением останков Ленина? Так один из современных лидеров России Путин сказал о том, что русский народ сам решит, как с этим быть. История не терпит суеты.