Княгини и княжны Штефана чел Маре! Любопытные детали о любовных приключениях великого молдавского господаря! Биография Король молдавии стефан.

Большинство исследователей, когда речь заходит о достоинствах Штефана III Великого, отмечают словесный портрет, сделанный Гр. Уреке, упуская из виду другие качества великого молдавского воеводы. Молдавское народное творчество дополняет этот образ, изображая не только Штефана Господаря, Штефана Воина, но и Штефана Человека - рассудительного, мудрого, дальновидного: «Штефан воевода был человеком невысокого роста, с быстрым взглядом, вспыльчивый во гневе, большой смелости в войне, но и очень рассудительный, одолевая супостатов не только войсками, но и расчетливым умением...

Насколько был суровым во время войны, настолько мягкосердечным и справедливым был в мирное время». Упускается, что Штефан был очень набожным человеком: все годы правления он глубоко почитал и благочестиво поминал своих предков. Так, в грамоте, подписанной в Сучаве 9 июля 1466 года, Штефан III, Господарь Земли Молдавской постановил: «Яко да утвердим и укрепим наш монастир от Побрате, идеже ест храм святого отца нашего Николы... и учиним есмо за душу и за спасение светопочившаго дида нашего старого Александра воеводи (=Александра Доброго), и за душу и за спасение матери нашей Мария... и за душу и за спасение усих святопочившых предков нашых, дали и подтвердили тому святому монастиру от Побрате, да имеют на каждый год от нас по десять бочкы вина и два мажи рыбы, една мажа морун а другая от коропина (=карп), и половина камен воску от Красного Торгу (= Тыргул Фрумос), и усы бербеницы (=бочонки) меду от десетину що будет от селах их людый у Ботне, и озеро от устья Быка и с усимы гырлами, и пасика Давидова на Бицы, и против устиа Быка на Днистри да учинет соби две сетникы».

Во времена своего беспримерного правления Штефан Благочестивый преподнес не только многочисленные дары и богатые пожертвования «за душу и спасение святопочивших» его ближних. По его поручению был установлен надгробный камень - композиция из белого мрамора с каймою, обрамляющей надпись (на славянском языке): «Се есть гроб рабы Божия Олте, матери господина Ио Стефана воеводы, иже и престави се в лето 6973 (=1465) ноемвриа 4».

По воле господаря был установлен надгробный камень на могиле митрополита Теоктиста с надписью: «Благочестивый господарь Земли Молдавской Ио Стефан воевода, сын Богдана воевода, оукраси гроб сей отцоу нашему митрополиту Сучавскому преосвященному кир Феоктисту иже престави ся в лето 6986 (=1478) месеца ноемвриа 18». Надгробными камнями - произведениями искусства того времени, содержащими схожие надписи «Благочестивый и Христолюбивый Ио Стефан воевода, Господарь Земли Молдавской», украсил «гроб се своему предеду Ио Роману воеводе, господарю Земли Молдавской», «гроб се деду своему Ио Богдану воеводе, брата Александра воеводы», «гроб се своему предеду, старому Богдану воеводе» - Богдану I, основателю Страны Молдавской, «гроб се своего предеда Ио Лацка воеводы», «гроб се своему предеду, Ио Стефану воеводе (Штефану I) иже поби угры на Хиндове...».

Тем же благочестивым почитанием предков и родителей пронизана надпись на фронтоне церкви в Борзешть, воздвигнутой Штефаном III Великим и сыном его Александром в период между июлем 1493 года и октябрем 1494 года. Надпись-посвящение, свидетельствующая о том, что сей святой храм был воздвигнут Штефаном III Великим и сыном его Александром «за моление и поминание святопочивших их дедов и родителей», подтверждает устную традицию о том, что Штефан, сын Богдана II и внук Александра Доброго, родился в Борзешть, что на реке Тротуш, которая до слияния с Сиретом протекает через цинуты Путна и Бакэу.

Акты Господарской канцелярии Молдовы, а также Анонимная летопись (до недавнего времени называемая «Быстрицкой») Страны Молдавской свидетельствуют о том, что Штефан III был женат три раза. Из вышеупомянутой Летописи узнаем, что «в лето 6970 (1463 г.) июля прият Стефан воевода себе господжда княгиня Еудокия от Киева, сестра Семена царе». Речь идет о сестре киевского князя Симиона Олельковича.

Княгиня, ставшая государыней Молдовы, впервые засвидетельствована 9 июля 1466 года в упомянутой уже господарской грамоте, в которой говорится также о том, что Штефан III преподнес множество пожертвований монастырю Побрата, в том числе «за душу и за здравие нашего господства, и за душу и за здравие кнегины господства ми Овдотиа...» Овдотия-Евдокия умерла в 1467 году. Из той же Летописи узнаем, что «В лето 6980 (1472) месеца септемврия 14 прият Стефан воевода себе госпожда княгине Марие из Мангопа» (княжества на юго-западе Крыма). Но и эта женитьба не была продолжительной - Мария из Мангопа умерла 19 декабря 1477 года и была погребена в монастыре Путна.

Третья супруга Штефана Воеводы была пленницей. Разбив в 1473 году валашскую (мунтянскую) армию и завоевав Бухарест, изгнав унгровалашского господаря Раду Красивого, Штефан III захватил казну Унгровлахии (Валахии или, по-другому, Мунтении), вернулся в Молдову, взяв в плен супругу этого валашского господаря и его дочь - Марию (Войкицу). «Позволив ей подрасти», Штефан сочетался с этой Марией браком, вероятно, в 1478 году, так как в одной из грамот, 9.03.1479 года, уже упоминается Богдан-Влад - плод этой женитьбы. Мария скончалась в 1511 году и так же была захоронена в монастыре Путна.

Итак, констатируем, что Штефан III Великий , воевода и господарь всей Земли Молдавской, уважал традицию государей тех времен - брать себе жен из княжеских или королевских семей: одна из них Евдокия - княгиня русско-украинского происхождения, другая - из византийского рода, Мария из Мангопа, третья - валашка (мунтянка), Мария из Валахии.

В праздник, посвященный женщинам, принято говорить о любви. Большой, чистой красивой и беспримерно сказочной. Именно сказочные персонажи, полюбив раз и навсегда, потом больше никогда не расстаются, живут долго и счастливо. Как известно, народ сочиняет сказки не на пустом месте, и у многих персонажей есть исторические прототипы. А события, которые происходят в сказке, подчас имеют под собой реальную основу.

Возьмем известную, любимую и всеми почитаемую пару. Иван Царевич и Елена Прекрасная (Премудрая). Кто же служит прототипами героев "Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке"?

Царевич - значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь - соправитель отца.

Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке - Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны - Олена или Оляна. Оляна - южнорусский вариант имени Елена (напомню, что мать Елены и жена Стефана Великого - из Киева). Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок - это молдавская княгиня, дочь Стефана Великого. По русским источникам - Елена Волошанка, княгиня Оляна - по молдавским.

Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана-царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого.

Иван-царевич Иван Молодой У Ивана есть два брата-злодея - Василий и Дмитрий. У Ивана есть братья (по мачехе) Василий (III) и Дмитрий (Жилка). В царской казне начинают таинственно пропадать некие золотые раритеты. Братья Ивана закрывают на это глаза и Иван - единственный, кто смог поймать таинственного казнокрада за руку. Софья Палеолог тайно расхищала царскую сокровищницу. Видимо, не без инициативы Ивана возникла ситуация с "подвесками королевы", и расхитительница была уличена. Царь боится отпускать Ивана из царства - "...неприятель под наши области подступит, а управлять войсками будет некому". Иван Молодой командовал русскими войсками при стоянии на Угре, проявив себя как смелый и решительный полководец. Во время стояния царь Иван III дрогнул и попытался отозвать войска домой, но Иван Молодой не послушал венценосного отца, и дело окончилось триумфом. Женился Иван на королевне Елене Прекрасной (Премудрой), которую привез домой из-за тридевяти земель, из тридесятого государства. Женился Иван на Елене - дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. Елена переехала из Молдавии в Москву. Ивана коварно убили собственные братья. Иван был отравлен своей мачехой, византийской принцессой Софьей, чтобы расчистить дорогу к престолу ее сыновьям. Царь осерчал на Ивановых братьев и посадил их в темницу. Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.

Правда, некоторые детали отличаются от реальности, но это все же народная сказка, а не исторические хроники. Очередность появления на свет братьев в сказке была такой - сначала Дмитрий, потом Василий, последний - Иван. В реальности она была прямо противоположной - сначала появился Иван (1458), потом Василий (1479), потом Дмитрий (1481). "В промежутке" был еще и брат Юрий (1480).

Жена Ивана Оляна, она же Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги.

Любопытно, что в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами: "Вы б тогда были добрые РЫЦАРИ, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?" Сама эта реплика говорит о том, что Елена, безусловно, происходила из европейской страны с рыцарским кодексом чести. Молдавия вполне относилась к таким странам.

Елена была весьма образованной, и в Москве вокруг нее образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли ("самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности. Елена и после смерти мужа Ивана какое-то время смогла удерживать царя от репрессий против инакомыслящих, в то время как новая царская жена Софья требовала жестокой расправы над "еретиками".

Иван Молодой был сыном Ивана III от его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя Тверского Бориса Александровича. Следовательно, был законным наследником на Московский и Тверской престол. В это время Тверской престол занимал Михаил Борисович, брат его матери. Будучи бездетным и понимая свое шаткое положение, он интриговал против Великого князя Московского Ивана III. В 1483 году состоялся брак между Оляной (Еленой Волошанкой) и Иваном Молодым. И вскоре у молодых родился сын и наследник Дмитрий. Тем самым упрочилось положение правящей Московской династии. В 1485 году Михаил Борисович бежал из Твери, и Иван III послал туда своего сына. До конца жизни Иван Молодой был не только соправителем отца, но и Великим князем Тверским. Так брак молдавской княжны и русского наследника позволил присоединить к Московскому государству Тверь. Что способствовало созданию единого централизованного Русского государства в XV веке. В то же время вторая жена Ивана III Софья Палеолог попала в немилость. Из царской казны стали исчезать драгоценности. Как писали про Софью летописи, "много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала - и много...". Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища.

Бесценные драгоценности тверской княжны Марии (первой жены Ивана III и матери Ивана Молодого) Софья, никого не спрося, отдала своей племяннице- итальянке. В 1483 году во время крещения первого царского внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены Волошанки, разразился грандиозный скандал. Новорожденный Дмитрий был продолжателем династий и московских, и тверских князей, и молдавских господарей.

В 1490 году Иван Молодой умер. Как считают многие, он был отравлен. Говорят, что отравили его люди Софьи Палеолог. Но доказательств тому нет. Следствия в те далекие и темные времена никто не вел, а врача, который лечил князя Иван Молодого, казнили.

Политическая и династическая борьба продолжились при Московском дворе. Оляна (Елена Волошанка) пережила свой триумф, когда в 1497 году дед и Великий князь Московский Иван III в Успенском соборе Московского кремля венчал на царствование своего внука. Пышная праздничная церемония происходила при большом стечении духовенства, бояр, князей дворян, зарубежных гостей и послов, а также и простого московского люда. Это было первое в истории Российского государства венчание монарха на царствование. И самым первым среди множества монархов в истории России был Дмитрий Внук (таким было прозвище наследника престола). Маленький мальчик, внук двух великих современников, наследник славы и мощи двух своих славных дедов, которые вошли в историю под именами Стефан III Великий, господарь и воевода Молдовы, и Великий князь Владимирский и князь Всей Руси Иван III Великий. Все последующие церемонии венчания русских царей и императоров будут копировать и повторять венчание на царствование Дмитрия Внука. 400 лет без одного года (с 1497 по 1896 годы), от Дмитрия Внука до Николая II, будет повторяться эта прекрасная и торжественная церемония.

Но вернемся к сказке. Судьбы реальных и сказочных персонажей отличаются. Но народ, этот мудрый и тонкий наблюдатель, из всего множества правителей выбрал одну пару и наделил ее идеальными чертами. Верно, Иван Молодой (он же Иван Царевич) и Оляна, Елена Волошанка (она же Елена Прекрасная и Премудрая), это заслужили. Народная память сохранила людей и правителей такими, какими они были в жизни. Такими они и предстали перед нами в сказке. Идеальный правитель, заступник и защитник родной земли - Иван-царевич, князь. Прекрасная и умная супруга - Елена, молдавская княжна.

Ну и, конечно, не обойтись без любви. Она - самая и главная героиня и сказки, и реальных событий. Не будь любви, не было бы и всей этой истории.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно

На протяжении своего долгого и прославленного правления Стефан III Великий проводил политику централизации средневекового государства, стимулировал развитие экономических связей с соседними странами, проявил себя талантливым полководцем в борьбе с внешними врагами и не имеющим себе равных ктитором древней молдавской культуры. Стремясь к консолидации государства, ослабленного внутренними усобицами и вторжениями польских панов, венгерских князей и турецких захватчиков, Стефан Великий восстанавливал и укреплял автократическое правление и расширял пределы господарской власти. Осознавая роль Церкви как средоточия сложившегося средневекового порядка, он покровительствовал церковному землевладению, одаривал Церковь поместьями и расширял ее привилегии.

Несмотря на то, что Стефан III Великий был убежденным защитником феодального строя, его действия, ограничивающие произвол крупных феодалов, постоянные усилия, направленные на защиту целостности и независимости государства, объективно отвечали жизненным интересам народа, обеспечивая поддержку господарю в его борьбе против турок. Усилив боеспособность Молдавского государства, Стефан III Великий , разбил венгерских захватчиков в сражении у Баи (1467), предпринял в 70-е годы ряд победоносных походов в Валахию (Мунтению) с целью превращения ее в своеобразный заслон в борьбе против турок. В 1473 году Стефан III Великий отказался уступить туркам Килийскую и . Последовавшая за этим карательная кампания османов завершилась их разгромом в Васлуйской битве (1475). Несмотря на тактический успех султана в битве у Валя-Албэ (1476), турецкая кампания не достигла стратегической цели - покорения Земли Молдавской. Отсутствие поддержки со стороны европейских государств вынудило Стефана III Великого восстановить вассальные отношения с турками (1485) и возобновить уплату дани (харача). В последние десятилетия XV века Стефан III Великий противостоял польско-литовской aгpeccии. Молдо-русский политический союз помог нормализовать отношения с ногайскими татарами Крыма и способствовал разгрому польских захватчиков в .

Стефан III Великий был инициатором молдавского летописания (Анонимная летопись Молдавии), переписки церковных и юридических памятников (славянские Кормчие книги 1472 и 1495 гг.), возведения многочисленных храмов, в том числе - монастыря Путна, где он и был похоронен.

Устная традиция представляла личную жизнь Стефана в несколько искаженном виде. 5 июля 1463 года Стефан обвенчался с , которая была в родстве с великими киевскими князьями и литовским княжеским родом Олельковичей (по отцу), с великими князьями московскими (по матери), а через бабушку Софью - в дальнем родстве с династией византийских императоров Палеологов. У Евдокии и Стефана было трое детей: Александр, Петр и . Судьба княжны Елены, вышедшей замуж в 1483 году за царевича Ивана Ивановича Московского, сложилась трагически. После смерти Евдокии (1467) Стефан в 1472 году женился на , происходящей из византийского императорского рода Палеологов и болгарской царской династии Асанов, внучке последней императрицы Трапезунда и родственнице турецкого хана Персии. Мария родила Стефану Великому двоих детей: Богдана и Илью, скончавшегося в раннем возрасте. Мария Мангупская умерла в 1477 году и в следующем году женой Стефана Великого стала , дочь валашского воеводы Раду Красивого. Мария Войкица подарила Стефану сына Богдана (будущий господарь Молдовы ) и двух дочерей - Анну и Марию Кяжну.

Страна, которую Стефан оставил в 1504 году, не была похожа на Молдову 1457 года. Можно сказать, что он, как и Август, принял глиняную страну, а оставил - каменную. Он уделял внимание всем аспектам государственной жизни, назначал на ответственные должности достойных талантливых людей, строил мощные крепости, стены которых поражают и сегодня. Он возводил церкви и монастыри, и именно в его время выкристаллизовался молдавский готический стиль, оставивший настоящие шедевры.

Выдающийся государственный деятель, прославленный военачальник, талантливый дипломат, щедрый покровитель молдавской культуры, Стефан Великий заслуженно снискал международное признание. Его образ - один из самых популярных и излюбленных в молдавском фольклоре и литературе.

Древнейшую запись украинской народной песни подал в своей грамматике чешский языковед Ян Благослав в 1571 году: «Дунаю, Дунаю, чему смутен течеш?». Поется в той балладе о Стефане-воеводе, который командует ротой волохов — так называли предков современных румын и молдаван. Девушка просит его, чтобы взял ее под венец. Стефан отвечает, что не может, потому что она низкого происхождения. Девушка в отчаянии бросается в Дунай.

Но воевода ее спасает:

Ніхто не доплинул красную дівоньку,

Доплинул дівоньку Стефан-воєвода,

І узял дівоньку за білу ї ручку:

— Дівонько, душенько, миленька ми будеш.

Историки сходятся в том, что воспетый в старинной украинской балладе Стефан-воевода — правитель Молдавского княжества господарь Стефан III, еще при жизни названный Великим (1433-1504). В его государстве, которое охватывало нынешние территории восточной Румынии и Молдову, официальным языком в XVII ст. был русский — то есть староукраинский. «Милостію Божією, ми, Стефан-воєвода, господар Землі Молдавскої, cвідомо чиним із сим нашим листом, каждому доброму, хто коли на нем узрить або єго чтучи услишить…» — начинал свои грамоты Стефан Великий. При нем около трети населения Молдавии составляли русины-украинцы. Первые Евангелия на староукраинском языке, Путнянское и Гуморское, появились в Молдавии при Стефане. Он предоставил привилегии львовским купцам для торговли в Молдавском княжестве и помогал деньгами церквям и монастырям в Галицкой Руси.

Молдавия до середины XIX в. была одним из трех отдельных княжеств, из которых возникла нынешняя Румыния, вместе с расположенной на юге Валахией и на западе Семигородом — Трансильванией. Все три государства заселял тот самый народ, который разговаривал на одном языке. Иностранцы называли его «волохами», а они сами себя «румынами».

Господарем Молдавии Стефан стал 555 лет назад — 14 апреля 1457-го. Власть отобрал силой у своего дяди Петра Арона. Тот получил престол, отравив своего брата — Стефанова отца, господаря Богдана II. Стефан ушел из Молдавии к господарю волохов Владу Цепешу — тому самому, с которого Брем Стокер слепил образ вампира Дракулы. Стефан попросил у него военной помощи. В 1457 году он возглавил шеститысячное войско волохов и двинул на молдавскую столицу Сучаву, что на севере нынешней Румынии. К нему быстро присоединились молдаване. 12 апреля Стефан нанес Петру Аарону первое поражение, а через два дня окончательно разгромил. Соперник бежал в соседнюю Польшу. С молдавскими аристократами-боярами, недовольными новым господарем, Стефан не панькался. После одной из битв, например, «казнил за измену или за недобросовестное выполнение военных задач сразу 20 важных бояр, которым отсекли голову, и 40 бояр мелких, которых всех посадили на кол», — пишет современный румынский историк.

«Был этот Стефан не так велик ростом, гневен и быстр к пролитию невинной крови: многократно на пирах убивал людей без суда, — пишет молдавский летописец Григоре Уреке. — Несмотря на это, был человеком быстрого ума, не ленивым, знал свое дело — находился там, где никто и не подумал бы. Мастер в деле войн, где было нужно, кидался сам в бой, чтобы войско не бежало с поля боя и чтобы ему помочь». А воевал Стефан Великий за 47 лет своего правления Молдавией много и успешно — против Османской империи, Венгрии, Польши. Построил и укрепил крепости вдоль границ своей страны. В частности, Хотинскую и Белгородскую крепости в нынешних Черновицкой и Одесской областях. Молдавский флот появился именно при Стефане, плавал в Геную и Венецию.

Укрепившись на молдавском престоле, Стефан с 1470 года перестал платить дань турецкому султану, которую каждый год обязался отдавать Стамбулу его предшественник Петр Арон. А когда союзник турок татарский хан совершил набег на Молдавию, господарь разбил его войско. Взял в плен ханского сына. Казнил и его, и всю делегацию, которую хан прислал для выкупа. Молдавского выскочку должен был проучить военачальник султана Сулейман-паша. Собрав 120 тысячное войско, он двинулся на Молдавию. Стефан мог противопоставить лишь 40-тысячную армию. Выиграть с ней открытый бой было невозможно, поэтому господарь выбрал тактику выжженной земли.

Отступая в глубь своей страны, молдаване все за собой уничтожали. Прятались в лесах и неожиданно нападали на османские отряды. Копали ямы, в которых турецкие лошади ломали ноги, сбрасывая всадников. Подойдя 10 января 1475 года к Сучаве, турки встретили неожиданное сопротивление молдавского войска. Разбив его передовые отряды, паша уже готовился войти в город. Вдруг из леса выскочил Стефан со своими основными силами. Через несколько часов османское войско было разгромлено. «Самое большое бедствие, которое обрушилось на наши головы за всю эпоху ислама», — так назвал эту битву турецкий летописец. А Стефан уже через две недели расписал в письмах к западным монархам, что турок можно побеждать даже малыми силами. Просил помочь отразить следующие нападения — ведь, понятное дело, султан не снесет такого позора.

«Он самый достойный того, чтобы передать ему руководство и командование совместными силами христиан против неверных турок», — писал о Стефане Великом польский летописец Ян Длугош. А Папа Сикст IV назвал молдавского правителя «защитником Христовым». Но европейские монархи с помощью к нему не пришли, когда турки вскоре снова атаковали Молдавию.

Господарь придерживался своей тактики: надоедливая партизанщина, засады и нападения. Из-за нехватки продовольствия турки вернулись домой, так и не проучив мятежного господаря.

В 1484 году турки и татары все-таки захватили причерноморские земли Молдавского княжества — нынешнюю южную Одесчину — с крепостями Белгород и Килия. Это сильно ударило по молдавской торговле, Молдавия с тех пор навсегда потеряла выход к Черному морю. Без всякой поддержки извне Стефану все труднее было противостоять туркам. Поэтому в 1503-м, за год до смерти, господарь подписывает соглашение с султаном Баязидом II. Тот гарантирует Молдавии независимость, а Стефан соглашается платить формальную дань. Господарь фактически выкупил у Баязида право делать, что хочет. Но не успел. В конце жизни он заболел подагрой. Господарю отрезали ногу. Он умер на 72-м году жизни. «Стефана-воеводу похоронила страна с большим сожалением и плачем в Путнянском монастыре, который он сам построил, — пишет Григоре Уреке. — Жаль было так, что все плакали за ним, словно за своим отцом».

церкви и монастыря основал правитель Молдавского княжества Стефан Великий. Строил новый храм после каждой выигранной битвы — благодарил тем Бога за победу. В 1992-м Румынская православная церковь канонизировала Стефана. Теперь его полный титул звучит так: господарь Стефан Великий и Святой.

Трижды был женат

Первой женой Стефана Великого была Евдокия — дочь киевского князя Семена Олельковича. После ее смерти, в 1467-м, Стефан женился на Марии, греческой княжне из крымского городка Мангуп. Она умерла в 1477-м. Третья жена — Мария Войкица, дочь господаря Валахии Раду Красивого. Войкица пережила своего мужа. Умерла в 1511 году.

У Стефана Великого было восьмеро детей — три дочери и пятеро сыновей. И еще, как утверждают историки, по меньшей мере восьмеро внебрачных. Его преемником на молдавском престоле стал сын Богдан. Стефан назвал его в честь своего убитого отца.

Стефан III Великий – один из самых выдающихся правителей Молдавского княжества. Он возглавлял это государство в течение 47 лет, и сегодня историки говорят о нем: «Принял хрупкую глиняную страну, а оставил крепкое каменное княжество». Он укрепил центральную власть, очень успешно противостоял мощным вражеским державам - Османской империи, Польше и Венгрии. Во времена, когда писалась биография Стефана Великого, Молдавское княжество стало значительной политической силой в Восточной Европе. Его образ – один из самых популярных и излюбленных в молдавском фольклоре и литературе.

Стефан III Великий | Белгород-Днестровский

Конкретного дня рождения будущего великого господаря история не сохранила, но точно известно, что биография Стефана III Великого берет отсчет в 1429 году. Он родился в селище Борзешть, сегодня это городок в румынском регионе Бакэу. Стефан, или как часто пишут Штефан Великий, был потомком огромной династии господарей Молдавского княжества, которые носили общую фамилию Мушаты, что означает «красивый». Его отец Богдан II возглавлял страну вплоть до 1451 года. Матерью будущего легендарного правителя была Олтья Доамна.


Стефан III Великий | Comisarul

Перед тем как Стефан взошел на трон, там восседал его родной дядя Пётр III Арон, который в указанную выше дату отвоевал княжество у родного брата. Он отрубил голову Богдану II, пролив братскую кровь. Как и многие его предшественники, Петр Арон больше думал о развлечениях и забавах, тратил казну на собственные интересы и в итоге довел страну до такого нищенского состояния, что даже мизерная дань Турции для Молдавии оказалась непосильным бременем. Стефан III Великий собрал войско численностью в шесть тысяч человек и напал на родственника, чья армия превышала дружину атакующей стороны. Тем не менее, 12 апреля 1457 года племянник победил дядю, став этаким молдавским Гамлетом. Петр бежал в Польшу, а Собрание Страны Молдавской провозгласило Стефана новым господарем.

Господарь Молдовы

Вступив на престол, Стефан занялся укреплением страны. Он ограничил влияние бояр на экономику и стал скупать их земли. Важно заметить, что с теми, кто проявлял недовольство, он поступал сурово, однажды казнив одновременно 40 феодалов. Именно при новом правителе молдавские крестьяне получили статус «вольных», хотя в первую очередь Стефан III Великий это делал не ради них самих, а ради усиления своей армии, так как крепостные не имели права нести воинскую службу. Также он построил целый ряд новых крепостей и усилил мощь уже существующих.

Благодаря изменениям в экономике стало улучшаться земледелие, развивались ремесла, процветала торговля. Любопытно, что в ту эпоху молдавский флот, ранее не имевший какого-то большого значения, постоянно присутствовал даже в Средиземном море, а корабли Молдовы доходили до Венеции и Генуи.


Правитель молдавского княжества с 1457 по 1504 годы | Moldovenii

Но еще более успешной была внешняя политика Стефана III Великого. Собственно, именно за удачное проведение сражений он и получил этот громкий титул. В 1465 году правитель отвоевал Килийскую и Белгородскую крепости, которые сегодня находятся на территории Одесской области. Также были разбиты венгерские захватчики в сражении у города Байи, что стало большим сюрпризом для врагов Молдавского княжества. А когда спустя 10 лет Османская империя решила вернуть себе потерянные земли и совершила карательную кампанию, османы оказались повергнуты при Васлуйской битве. Кстати, в селе Кобыльня Шолданештского района до сих пор растет гигантский дуб, у которого по легенде отдыхал Штефан Великий.


Moldova MARE

Но отсутствие поддержки со стороны европейских государств заставило Стефана согласиться на выплату туркам дани. Дело в том, что в последнее десятилетие XV века Молдова вела войну против Польши и Литвы, а разрываться на две стороны небольшому княжеству было сложно. Ради укрепления своих позиций Стефан III Великий даже согласился на союз с Россией, чего ранее избегал. Это мирное соглашение способствовало улучшению отношений с крымскими татарами и помогло разгромить поляков в битве близ Козминского леса.


Знаменитая фреска: господарь с церковью в руках | Fresca, Icoane, Arta Monumentala

Благодаря умелому правлению Стефана Молдова достигла экономического расцвета, хотя так и не прекратила бесконечных войн. Кстати, именно этому господарю принадлежит идея молдавского летописания, известного сегодня как «Анонимная летопись Молдавии». Также при нем было построено множество православных храмов и соборов и развилась местная иконопись.

Личная жизнь

Информация о личной жизни Стефана Великого дошла до нас в устной форме, поэтому существуют некоторые несоответствия у различных источников. Иногда первой женой Стефана III Великого называют некую Марушку, хотя данных об их браке не существует и эту женщину скорее стоит считать наложницей. Зато точно известно, что 5 июля 1463 года он обвенчался с Евдокией Киевской, внучкой . Жена подарила Стефану Третьему троих детей: Александра, Петра и Елену. Дочь Елена впоследствии станет женой Ивана Молодого, сына царя Ивана III.


Стефан с женой | Adevarul

Через четыре года после свадьбы Евдокия умерла. Известно, что Стефан очень сильно горевал, и на новый брак он решился только спустя пять лет, что по тем временам довольно большой срок, особенно для царственных особ. Но Евдокия Киевская для Стефана III Великого так и осталась главной женщиной в жизни. Остальные жены заняли в его сердце меньшее значение. В 1472 году господарь обвенчался с Марией Мангупской, которая происходила из императорского рода Палеологов и болгарской царской династии Асанов. Этот брак был стратегическим: как родственница турецкого хана Мария поспособствовала укреплению позиций Молдавского княжества. В этом браке у Стефана родились сыновья Богдан и Илья, второй из них скончался в раннем возрасте.


Мария Войкица - последняя жена Стефана Великого | Adevarul

Третьей супругой Стефана III Великого оказалась Мария Войкица. Она подарила мужу будущего преемника Богдана III Кривого, севшего на трон после отца, а также дочерей Анну, ушедшую в монастырь, и Марию Княжну. Последняя жена имела на Стефана большое влияние, в основном это проявлялось в усиленном распространении православия. Именно при ней господаря стали изображать на иконах, появился знаменитый портрет, где Стефан Третий Великий держит в руках макет церкви, символизирующий покорность Иисусу Христу.


Влад III Цепеш - лучший друг Стефана и прототип графа Дракулы | Атеистический сайт Беларуси

Нужно добавить, что у Стефана был еще один сын, Пётр IV Рареш, который возглавил страну в 1527 году. Кем была мать этого ребенка, история умалчивает, поэтому чаще всего Петра называют незаконнорожденным. Примечательно, что лучшим другом и верным союзником легендарного молдавского правителя был небезызвестный валахский князь Влад III Цепеш, считающийся прототипом вампира графа Дракулы из одноименного романа Брэма Стокера. Они вместе отвоевали для Стефана княжество у его дяди и впоследствии много раз сражались плечом к плечу.

Смерть

Причина смерти Стефана Великого не выяснена. Он скончался 2 июля 1504 года в возрасте 75-ти лет в Сучавской крепости, где его когда-то короновали. Похоронили господаря Молдовы в построенном им православном монастыре Путна, названном так в честь протекающей рядом речки.